Как успокоить в себе ребенка. Как педагогу успокоить маленького ребёнка, если он плачет. Универсальные способы, как успокоить новорождённого

Логопедия 13.09.2020
Логопедия

Спящий младенец - зрелище волшебное, сродни чуду. И особенно неправдоподобной эта картина представляется тем измученным родителям, малыши которых без видимой причины плачут, выгибаясь дугой, и кричат не переставая 24 часа в сутки. Не отчаивайтесь! И не казните себя - вы не плохой родитель! Вы просто не знаете способов, которые могут укачать даже самое капризное дитя, не лишая при этом его маму и папу ясности ума, самообладания и ощущения родительского счастья. Мы вас научим, как правильно успокоить ребенка.

1 2 3 ... 6

Поверьте: нет на свете таких детей, тем более грудничков, которым бы действительно нравилось изводить своих домочадцев криками, воем и истериками. И если малыш плачет не от боли или голода, то, скорее всего, он плачет от дискомфорта - физического или эмоционального. Создайте ему более комфортные условия, и вы сможете быстро успокоить ребенка.

Смотреть галерею 1 из 6

С первых же слов стоит отметить - все приведенные ниже советы относительно того, как успокоить плачущего ребенка, (а именно - кроху в возрасте от 0 до полугода) относятся к тем случаям, когда малыш плачет и кричит «без видимой причины» - то есть у него не болит животик (не вздут, не плотный, хорошо прощупывается), он не голоден, не замерз и не нуждается в смене подгузника. Скорее эти советы для тех уставших и измученных родителей, в глазах которых читается вопрос: «Как успокоить ребенка, которому просто нравится плакать и орать?!».

Как успокоить младенца 0-3 месяцев от роду? Войдите в его положение!

Один из наиболее компетентных мировых специалистов в области детского плача - американский доктор, профессор детской психиатрии, педиатр Харви Карп. Уже более 20 лет он обучает молодых родителей эффективным способам как быстро успокоить плачущего ребенка грудного возраста. Книга доктора Харпа, посвященная этим способам, уже долгое время является безусловным бестселлером в своем сегменте. С одной стороны эти способы крайне просты, судите сами:

  • пеленание;
  • удержание в положении на боку;
  • «белый шум» или шипение;
  • ритмичное покачивание;
  • сосание.

Но воздержитесь от удивления и сомнений, пока не попробуете все пять способов в действии. В чем суть этой методики? В своей книге Доктор Харви использует применительно к новорожденным детям в возрасте от 0 до 3 месяцев такое неоднозначное понятие, как «четвертый триместр беременности ».

В этот период жизни младенцы крайне нуждаются в условиях, которые максимально близко копировали бы внутриутробную среду матери. Именно в таких условиях малыши мгновенно успокаиваются, инстинктивно обретая чувство привычного комфорта и безопасности.

Собственно, на этом принципе доктор Карп и выстроил свою методику. Например, плотное пеленание новорожденного имитирует его нахождение в матке матери на последних сроках беременности, где малышу становится уже довольно тесно. Положение на боку для него тоже наиболее привычно. Шипящие звуки - самые привычные для крохи, ведь будучи в утробе, он постоянно слышит дыхание матери и прохождение жидкостей по ее кишечнику. Монотонное укачивание (почти тряску) еще нерожденный малыш испытывает постоянно, когда его мама двигается. И если вы посмотрите на узи-снимки, то убедитесь, что начиная с 24-й недели, находясь в материнской утробе, ребенок почти все время рефлекторно сосет пальчик.

Вот вам и природа происхождения всех пяти способов эффективного укачивания по Харви Карпу.

И если вы научитесь, пользуясь подсказками доктора Карпа, имитировать для своего малыша все эти состояния, наиболее комфортные для него в первые месяцы жизни, то проблем с тем, как успокоить ребенка, у вас не будет. Итак:

5 волшебных способов Харви Карпа, или Как успокоить ребенка:

Способ 1: Пеленание. Конечно, держать новорожденного постоянно туго завернутым в пеленки не стоит. Но если малыш беспокоиться и долго не может уснуть, иногда достаточно лишь завернуть его плотнее в простынку или пеленку (пеленать надо именно вместе с ручками), чтобы младенец тут же успокоился.

Если ваша кроха часто проявляет беспокойство и трудно засыпает, имеет смысл купить современные пеленки, пользоваться которыми без труда могут даже папы.

Способ 2: Положение на боку. Положите ребенка себе на руку или на колени на бочок так, чтобы он как бы немного заваливался на живот. Осторожно поддерживайте голову малыша. Это положение также можно использовать в тех случаях, если ребенка мучают небольшие колики.

Способ 3: Ритмичное покачивание (тряска). Держа ребенка в положении на боку, начните не сильно, но ритмично качать его из стороны в сторону. Этот способ можно сразу же совместить со следующим - с имитированием шипящих звуков.

Посмотрите наглядно, как правильно удерживать малыша на боку и покачивать его:

Способ 4: «Белый шум». Суть в том, чтобы воспроизводить монотонные шипящие звуки прямо над ушком младенца. Пожалуй, это наиболее необычный из всех способов, как успокоить ребенка, выдвинутых доктором Карпом, но работает он превосходно.

Способ 5: Сосание. Соска-пустышка - отличное универсальное успокаивающее средство для ребенка. С таким же успехом можно приложить малыша к груди (если вы - кормящая мама) или дать бутылочку с небольшим количеством смеси.

По опыту самого Харви Карпа, иногда достаточно применить один или два приема из этого списка, чтобы новорожденный перестал плакать и беспокоиться. Но нередко приходится использовать последовательно и все пять методов. Однако, как утверждает доктор, эти простые способы, вместе или по отдельности, помогают почти в 100 процентах случаев.

Привет, сегодня мы поговорим о детских истериках. С этим столкнулся практически каждый родитель, а справились единицы. Мы поговорим об их причинах и о том, что нужно сделать родителям для того, чтобы прекратить истерику ребенка за считанные минуты.

Психолог, создатель Первой Детской Академии и Школы профессиональных родителей, бизнес-коуч и мама четветрых (на двоих с мужем) детей, Марина Романенко рассказывает о истинных причинах истерики малыша и том, как прекратить детскую истерику за 2 минуты в любом возрасте.

Что такое истерика? Причины возникновения

Я думаю, не надо смотреть в справочнике, чтобы понять определение истерики. Все родители сталкивались с тем, когда их дети начинают громко плакать, падают на пол и не слышат ни одного разумного довода, и вот это можно назвать истерикой, и бывает это в очень разном возрасте: и в год, и в 2, и в 10 лет. И причины истерик, как правило, (вот сейчас скажу родителям то, что не захочется услышать)- это то, когда мы их игнорируем. И когда дети раз, возможно, к нам подошли, второй или третий, что-то у нас спросили или посмотрели, или дернули нас, а мы на них не отреагировали, они выбирают способы, на которые нам придется отреагировать и, как правило, — это плач, падание, что-то, на что мы просто обязаны отреагировать.

В каком возрасте начинаются истерики?

Вы можете столкнуться с тем, что истерика у вашего ребенка начнется даже вот буквально уже до года, но пик, если взять всех детей в мире, — это полтора-два года. Это тот момент, когда они делают это часто, с удовольствием и результативно. И очень важно понимать, как правильно на это реагировать, чтобы в считанные минуты ее просто локализировать и изменить поведение ребенка, чтобы ему не пришлось к этому прибегать постоянно.

Что делать, чтобы прекратить истерику?

Существует простой, универсальный алгоритм, который будет работать с любым возрастом, который позволит вам прекратить истерику вашего ребенка меньше чем за 2 минуты. Он состоит всего из пяти пунктов.

Мамам на заметку!


Девочки привет! После родов набрала 11 килограмм и никак не могла от них избавиться. Пыталась ограничить себя в пище, но диеты особенных результатов не приносили. Пришлось искать иное решение. И я его нашла: (-15кг) Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

  1. «Отреагировать» После как услышали плач ребенка, быстро поворачиваете голову в сторону, где он плачет. Разговаривать запрещено.
  2. «Присоединиться» Если он прямо перед вашими ногами, значит опуститесь к нему или если он в нескольких шагах, подойдите к нему. Разговаривать запрещено.
  3. «Анализ ситуации» Посмотрите на выражение лица своего ребенка. Он может плакать по разным причинам. Он может быть зол, в отчаянии, что никак не может до вас достучаться, расстроен чем-то, вы считаете эту эмоцию с его лица и спросите его – «Ты расстроен? Ты злишься? У тебя что-то не получилось?» И это будет такой «мосточек», который позволит вашему ребенку или кивнуть вам в ответ, или не согласиться с вами, но вы его уже включили. И если вы это сделали, переходите в следующий пункт — четвертый.
  4. «Глубокий анализ ситуации» И здесь вам нужно понять причину – что же случилось?! Вы можете думать одно, а у ребенка в голове может быть совсем другое. Просто спросите – «Что случилось? Расскажи. Я хочу знать, я хочу помочь, или скажи мне, чего ты хочешь». И дети начинают с вами взаимодействовать. Здесь очень важно не оценивать то, что они говорят, не критиковать и не пытаться тут же давать советы, что им нужно поступить как-то иначе. Просто слушайте. Просто задавайте следующий вопрос – «Что-нибудь еще?» Когда ваш ребенок выговорится, переходите в пункт пятый.
  5. «Ответить ребенку» Вы можете быть не согласны с тем, что он попросил у вас конфету, чупа-чупс, не знаю, айфон, потому что в классе его все купили. Если вы с ним не согласны, так и скажите им, честно – «Я не планирую тебе это делать, я тебя понимаю, но не планирую. Потому-то, потому-то, потому-то. Извини». Если вы согласны, тогда скажите — «Боже мой, спасибо, что ты рассказал, теперь я точно понимаю как мне поступить. Давай, пойдем, сделаем это».

Как понять ребенка, который не умеет говорить?

Здесь есть один очень важный момент. Итак, если ребенок не разговаривает еще и у него истерика, постарайтесь предложить ему варианты ответов – «Ты хочешь это?» Конкретно показывайте, не спрашивайте, а показывайте на какой-то предмет, еду или то, что он хочет. «Или это, или это — покажи мне». И даже маленький ребенок годовалого возраста начнет показывать что он хочет, а вы больше его поймете. Как только вы начали, он откликнулся на вас, это означает, что вы включили его в разговор. Так уж устроена наша физиология, что истерика будет утихать, как только вы зашли в диалог со своим ребенком.

Как не допустить истерику?

И знаете, последнее, что мне хочется сказать – как вообще не допустить истерику ребенка. Есть один единственный вариант не допустить истерику ребенка — это никогда не игнорировать его. Это не означает, что ваше время все должно быть посвящено ребенку. Это просто означает, что если вы слышите его и можете на него отреагировать, отреагируйте сразу, потому что вы не знаете насколько важно для него ТО , для него, внутри, по его шкале ценностей важностей, что он хочет к вам обратиться или сказать. Если он не услышит ответ от вас один раз, второй или третий, он выберет способ, на который вам все равно придется отреагировать. Поэтому реагируйте с самого начала, и истерики, как таковые, пройдут вообще. Вы забудете, что это такое.

А может просто не нужно обращать внимание?

Многие книги советуют родителям не обращать внимание на поведение детей, когда они падают в истерике или плачут, с тем, что если вы отреагируете, то это будет продолжаться. Но, честно говоря, давайте просто порассуждаем логически: если вы, взрослый человек, чего-то действительно очень хотите, а вас игнорируют снова и снова, вы мир перевернете, чтобы получить то, что хотите. И ваши дети поступают точно также. Поэтому единственный способ — начать реагировать на них быстро и никогда не игнорировать.

Мальчик, полтора года, пошёл в тоддлер-группу (длительность - 2,5 часа). Когда мама уходит, он ещё минут 20–30 плачет, зовёт её. Как помочь мальчику? Утешать, отвлекать? Если отвлекаю, он ещё сильнее начинает плакать. Ему явно нужны утешение и поддержка. Как это сделать, когда в группе есть другие дети и не всегда получается уделить ему индивидуальное внимание?

На вопрос, как воспитателю успокоить детей, отвечает Монтессори-педагог Анна Федосова (АМИ 0–3):

Маленькие дети уже не так зависимы от значимого взрослого, как младенцы. Но, с одной стороны, всё ещё нуждаются в поддержке привязанностью, а с другой - ещё слабо умеют удержать эту связь без опоры на внешнее. С глаз долой - из сердца вон. Из сердца вон - паника: «Я один в этом полном неизвестностей мире, да и сама моя незрелая личность, не отражаемая взрослым, куда-то делась. Тоддлеры только в начале пути умения быть человеком наедине с самими собой. Потому базовая помощь в разлуке с мамой - наличие замещающего взрослого, к которому можно привязаться. Речь не о громадной любви до гроба, но о достаточной степени доверия, уверенности в том, что этот конкретный человек:

  • за тебя отвечает;
  • о тебе позаботится;
  • придёт на помощь, если потребуется;
  • заметит тебя, когда ты растерян, рад, испуган, горд, спокоен, возбуждён и хочешь понять себя или разделить с кем-то сведущим эти чувства.

В период адаптации необходимо достаточно внимания. Это должна быть отработанная процедура, о которой взрослые договариваются заранее. В больших классах, где работают педагог и несколько ассистентов, часто сопровождение берёт на себя тот ассистент, у которого лучше других получается налаживать задушевный контакт с новенькими. Либо за каждым конкретным новичком закрепляется один из ассистентов, который поначалу занимается в первую очередь своим подопечным и присутствует в классе всякий день, когда адаптирующийся малыш приходит.

В моём маленьком классе я занимаюсь индивидуально с малышом достаточное время (индивидуальные занятия проводит педагог, а не ассистент), поэтому, когда тоддлер включается в класс, я работаю его основной привязанностью, а ассистент берёт на себя тех, кто уже по большей части работает самостоятельно.

Как воспитателю успокоить ребёнка в садике

Всё остальное помогает только в дополнение к тому, что тоддлер должен быть обеспечен альтернативным объектом привязанности, когда он разлучён с родными.

Что помогает?

  • Чёткое обозначение начала и окончания занятия, понятное малышу.
  • Явный, уверенный, решительный уход родителя.
  • Повторяющийся ритуал входа и выхода на занятие (приветствие и прощание, мытьё рук, закрывание дверей).

В моём классе все знают, что о скором окончании занятия возвещает «кукареку» моего специального будильника на телефоне. Очень популярна мантра «после «кукареку» мама придёт», которую сначала я повторяю всем, кто хватился мамы, а потом они и сами напоминают себе об этом по мере необходимости, чтобы умерить тревогу.

Реальный диалог двух девочек. Одна рисует, вторая рядом клеит. Обе ещё не говорят предложениями.

Первая (немного печально): «Мама…»

Вторая (деловым тоном): «Кукареку».

Обе девочки продолжают работать.

Педагог (про себя): «Йес! Система функционирует без моего участия!»

Утешать или отвлекать? Ни то, ни другое. У малыша есть конкретная задача: справится со своим эмоциональным состоянием, самостоятельно (иначе это невозможно) приобрести внутреннее равновесие и стабильность, преодолев тревогу и разлуку. Утешать - пытаться проделать работу за ребёнка. Отвлекать - мешать эту работу проделать. Помочь не более необходимого, только чтобы помочь справиться самому - можно и нужно, это и есть поддержка.

Вы сообщаете малышу на доступном для понимания уровне:

  • что мама придёт позже;
  • он расстроен;
  • вы поняли, что он расстроен;
  • вы можете побыть с ним, обнять, если он хочет.

Можно сказать: «Тебе грустно. Ты можешь грустить и делать что-то ещё. Чем ты хочешь заняться, пока грустишь?» И предложить материалы. Если ребёнок отказывается, констатировать факт: «Ты хочешь посидеть здесь, пока грустишь» (почему бы и нет, делать два дела одновременно очень сложно). Тут тонкий баланс между тем, чтобы дать понять, что вы видите проблему и сочувствуете человеку, и тем, чтобы не подпитывать элемент демонстративности.

Вы излучаете уверенность, что горе переживаемо, посильно, что это такое же дело, как помыть окно или почистить обувь. Ребёнок вправе им заниматься, пока желает, столько, сколько ему нужно. Он может попросить помощи или заняться чем-то другим, если захочет. Можно не отвлекать от горевания, а оказаться в поле зрения, занятым своим делом. И когда малыш (сам!) проявит интерес (у соседа-то материал заметнее, чем на полке), сказать: «Я уже закончила заниматься с этим материалом. Твоя очередь, если хочешь». Часто картина того, как другие заняты, помогает найти своё дело.

Нужно уделить внимание и родителям, объяснить, что маленькие дети с трудом переключаются с одной ситуации, с одной привязанности на другую. Важна твёрдость и решительность взрослого, уверенность, что ребёнку нужно остаться в классе и это безопасно. Если родитель сам сомневается и боится (боится огорчить, а малыш-то не знает, чего боится взрослый), то ребёнок паникует. Если родитель, страшась увидеть слёзы дорогого чада, норовит исчезнуть по-тихому, малыш начинает бояться, что взрослый может исчезнуть в любую секунду, и вернуть доверие маленького человека будет нелегко. Подчас надёжность родителя важнее приятности. Мама сказала, что уйдёт, и ушла. Малыш не обязан радоваться её уходу. Но если мама делает то, что говорит, значит, когда не сказала, что уйдёт, можно не опасаться, что она куда-то денется.

Как успокоить ребёнка, если он плачет

Само по себе время, которое ребёнок плачет, не говорит ни о чём. Если это плач отчаянья, то и пяти минут много для тоддлера. Если это плач горя и есть поддержка уверенного взрослого, сочувствующего, но не боящегося слёз, и ребёнок выходит победителем из ситуации, погоревав и занявшись другим делом, то 20–30 минут плача небольшая беда. Если это демонстративные слёзы, но малыш не истощён и не перевозбуждён, допустимо позволить ему убедиться, что это неработающий способ получить внимание. Если демонстративный плач выходит из-под контроля ребёнка, то ему нужна помощь в саморегуляции. Надо его крепко обнять, погладить, покачать, присоединяться к его плачу и выходить из него, увлекая за собой малыша. Всеми возможными способами уделяйте внимание эмоциям, но не самой истерике. Сочувствуйте, но не потакайте.

Если ребёнок отвлекает других учеников, скажите ему об этом и отведите его туда, где в вашем классе приемлемо шуметь, и будьте там с ним.

Надёжная привязанность - залог хорошего обучения: учится только тот, кто спокоен. Так что, если индивидуальное внимание в период адаптации уделяется не по каждой необходимости ребёнка, а по возможности педагога, то имеет смысл обсудить проблему и предусмотреть помощь.

Для ребенка, который еще не говорит, плач - единственный способ рассказать родителям о своих нуждах и переживаниях. Даже опытные мамы и папы, у которых уже двое или больше детей, иногда не знают, как успокоить новорожденного, когда он плачет, ведь ребятишки не похожи друг на друга. Постарайтесь сохранить самообладание и пробуйте разные способы - вы обязательно найдете тот, что идеально подойдет вашему крохе.

Почему так важно управлять своими чувствами? Ребенок еще до рождения установил с вами эмоциональную связь и чутко реагирует на состояние мамы. Нельзя переживать и приходить в ужас или выказывать недовольство - проблема только в недопонимании, а оно рано или поздно исчезнет. Дайте себе слово подходить к ребенку непременно в позитивном душевном состоянии, ведь он так рассчитывает на вас. Увидите: чем больше вы будете общаться, тем реже, тише и короче будут приступы плохого настроения.

Новорожденный никогда не кричит без необходимости. Плач нельзя игнорировать! Он не полезен для легких или «закалки характера» - он расшатывает нервную систему малыша, который начинает сомневаться в дружелюбии этого мира. Опасное последствие долгого надрывного крика - пупочная грыжа.

Еда, среда и связанные с ними проблемы

Не все дети легко приспосабливаются к внешним условиям. Для начальной адаптации незрелой пищеварительной и нервной системы должно пройти три месяца после рождения. Наиболее часто встречающееся время «плохого настроения» в течение суток - от 16 до 20 часов. Рассмотрим подробнее разные причины беспокойства.

Голод и кормление

Как успокоить новорожденного, если вы пока не знаете причин? Поможет логика. Например: если у вас относительно устоявшееся расписание питания, вы догадаетесь, когда кроха хочет есть, а когда просто зовет вас. Если, пока вы его кормили, он съел немного, а затем проснулся раньше обычного - он голоден, ему нужно еще. Зафиксировать такие моменты вам поможет дневник наблюдений: в какое время и как ребенок плачет, что его умиротворяет.

Прикладывание к груди - отличный способ угомонить малыша, но он может оторваться от еды и громко визгливо закричать.

Что происходит Что делать
Сложно дышать (забит нос) Прочистите нос с помощью детских капель для орошения и аптечной груши (сжать перед введением в нос)
Если плач не повторяется - ребенок просто много проглотил. Если продолжается - возможно воспаление в ухе (отит), который может сопровождаться активными движениями головой, попытками ребенка почесать уши и голову вокруг них, покраснением носа, выделениями из уха, или воспаление в полости рта (молочница, стоматит) При отите - закапайте в уши специальные капли, а в нос детские сосудосуживающие капли. При воспалении в полости рта - обработайте ватным тампоном, смоченным в 2%-ном растворе соды. Покажите ребенка врачу
Режутся зубы Слегка «почешите» набухшие десны пальцем, обернутым чистым бинтом (или охлажденным кусочком огурца, яблока). Дайте охлажденное кольцо-прорезыватель. Воспользуйтесь обезболивающим противозудным. При температуре (выше 38,5°С) дайте жаропонижающее для детей
Не нравится вкус На соске могут оставаться частицы прогоркшего молока. Средства для обработки груди пахнут «чужим» и неприятны для малыша, поэтому нужно просто ополаскивать грудь перед кормлением кипяченой водой. Не употребляйте продукты с резким вкусом или запахом
Плач после еды с подтягиванием ножек к животу В животик вместе с пищей попадает воздух (это можно понять по громкому причмокиванию во время кормления). После еды придайте малышу вертикальное положение, покачайте вверх-вниз, чтобы отошел лишний воздух

Чтобы успокоить новорожденного ребенка, не обязательно сразу его кормить - попробуйте покачать некоторое время. Он или утешится и уснет, или покажет, что действительно хочет есть (например, начнет активно сосать свои кулачки).

Под укачиванием мы имеем в виду легкое покачивание небольшой амплитуды, а не «уханье» вниз, как любят делать некоторые бабушки. Также не стоит трясти малыша - это опасно для его здоровья и даже жизни. Из-за пропорционально большой головы и не до конца сформированных сосудов и нервов, все это чревато серьезными проблемами с нервной системой и зрением и даже может стоить жизни.

Чтобы убедиться, что кроха получает достаточно пищи, регулярно взвешивайте его, следите за прибавкой в весе и, если нужно и рекомендует педиатр, увеличивайте объемы кормления. При вскармливании адаптированной молочной смесью плач возникает от жажды, поэтому у вас при себе должна быть бутылочка с питьевой водой.

Колики и опорожнение кишечника

Слово «колики» - не от слова «колоть», а от греческого «боли в толстой кишке» («коликос»), то есть боли в пищеварительной системе из-за скопившихся газов. Случается это обычно после последнего кормления, поздним вечером. Вот несколько признаков, по которым можно распознать колики у детей:

  • пронзительные, прерывающиеся крики;
  • красное лицо;
  • сжимание кулаков;
  • прижимание ножек к животу с последующим резким распрямлением;
  • вздутый, «твердый» живот.

Спазмы кишечника, связанные с газообразованием, встречаются на 3-4 месяце жизни, чаще у мальчиков, чем у девочек, и, как правило, у первенцев. Кишечные колики могут возникнуть у грудничка, если его мама тревожна или что-то не то съела.

Утихомирить малыша при коликах можно таким образом:

  • положите на живот пеленку или мешочек, наполненный льняным семенем (прогладив горячим утюгом);
  • подержите кроху вертикально, немного поносите - до отрыжки;
  • теплой рукой погладьте животик по часовой стрелке, от пупка, постепенно увеличивая круги, затем положите малыша на живот;
  • «лягушка»: стопы соединены, согнутые колени в стороны (облегчает отхождение газов и кала);
  • «велосипед»: взяв ножки лежащего младенца, совершайте ими круговые движения в воздухе;
  • массаж бедер;
  • после кормления - укропная вода или аптечное средство от колик.

Родители рассказывают об еще одном необычном способе: если посадить чадо в слинг или просто положить его животиком себе на живот, то контакт «кожа к коже» - такой же, как сразу после родов - улучшает настроение и самочувствие младенца.

Ребенок может плакать при мочеиспускании, и если такое происходит систематически на фоне повышенной температуры - это воспаление мочевого пузыря, и пора вызывать врача.

Плач при дефекации может быть вызван кормлением смесями. Попробуйте немного помочь, смазав острый конец градусника растительным маслом, введя его в задний проход новорожденного и двигая вперед-назад. Малышу непременно станет легче.

Дискомфорт

Вашему крохе важно знать, что о нем заботятся и обеспечат ему отличные условия для жизни. Иногда достаточно взять его на руки, чтобы он утих, и мирно поговорить с ним, ласково и уверенно глядя ему в глаза (важен зрительный контакт). Но как успокоить плачущего младенца, если ему просто не нравится окружающая обстановка и собственные ощущения?

Что делать Характер плача Что происходит
Мокрый подгузник или пеленка Хныканье, переходящее в плач, икота и ерзание (в попытках отодвинуться от мокрого места), даже когда вы уже взяли ребенка на руки Смените подгузник (пеленку), укройте малыша одеялом
Что-то беспокоит в пеленке или в одежде Крик сразу после пеленания или переодевания Проверьте, удобно ли запеленут ребенок, нет ли в одежде крошек, ниток, не мешает ли застежка, не жмет ли одежда. Может быть, она пошита из искусственной ткани, вызывающей аллергию и зуд? Если да - аккуратно перепеленайте/переоденьте
Неудобная поза Похныкивание, размахивание ручками и ножками в попытках перевернуться Переверните новорожденного, придайте ему другую позу
Некомфортная температура: горячая и красная / холодная и бледная кожа на животе, спине, груди, ручках, ножках, носу, возможны высыпания Плач со всхлипываниями и икотой Переоденьте младенца

Если ничто не помогает утешить ребенка, и при этом вы замечаете явные изменения в его внешнем виде или поведении в течение 2-3 дней - скорее всего, он заболел. Измерьте ему температуру и покажите врачу. Если крики однообразные и монотонные, а в перерывах младенец выглядит вялым, если родничок на его голове набухает даже в спокойном состоянии - врача нужно вызывать немедленно.

Психологические особенности

Часто малыш кричит, просто чтобы позвать вас. Плач-призыв обычно непродолжителен и повторяется через паузы. Покричав немного, ваше чадо ждет реакции. Если никто не подходит, снова звучит «сигнал» и опять пауза. С каждым разом громкость призыва возрастает, но едва поняв, что к нему идут, кроха затихает.

Чаще разговаривайте с ребенком, берите его на руки: возможно, он расстроен потому, что ему одиноко и хочется общения.

Плач-протест несложно распознать: он появляется сразу же, когда вы делаете что-то заведомо «неприятное» - переодевание, чистку носа или ушей. Поскольку вы не можете перестать это делать, по окончании процедуры приласкайте кроху или сделайте что-то другое, что обычно доставляет ему радость.

Возбудимые дети кричат подолгу, с сердитыми интонациями. Как успокоить ребенка, чтобы его особенность не стала пыткой для него самого и для всей семьи?

  • Создайте дружелюбную атмосферу: как можно меньше посетителей, тихая комната, негромкие разговоры, приглушенный свет, размеренные и плавные действия при ежедневном уходе.
  • Дайте соску-пустышку.
  • Попробуйте туго запеленать малыша, чтобы он не пугал сам себя хаотичными движениями ног и рук.
  • Побольше обнимайте и покачивайте младенца (можно под негромкую музыку или песенку в вашем исполнении).

Одна из главных причин безутешного рева - обыкновенная усталость. Долгое бодрствование (особенно среди большого количества знакомых или не очень знакомых людей), день, богатый событиями - все это приводит к нервному перенапряжению. Обратите внимание: если ребенок плачет на исходе каждого периода бодрствования - он наверняка сильно устает. «Дать нагуляться» - не самая лучшая идея: вместо того чтобы утомиться и спать, как это делают взрослые, дитя не может уснуть от перевозбуждения.

Что нужно делать, чтобы успокоить ребенка перед сном:

  • прекратить игры, не развлекать, не общаться слишком интенсивно;
  • проветрить комнату (в идеале - увлажнить в ней воздух);
  • покачать на руках или в коляске (при этом можно ритмично ходить и напевать);
  • положить в кроватку и дать соску-пустышку.

Хорошо помогает «ритуал» (одна и та же последовательность действий), предшествующий сну. Например: кормление - купание в теплой ванне - укладывание - включение ночника и колыбельная - сон.

Если все раздражающие факторы устранены, ребенок здоров, но плачет без особых причин - возможно, он именно устал или просто дает себя знать хрупкая нервная система. Но что делать, если утихомирить чадо нужно быстро?

Методика Харви Карпа и другие способы

В первые три месяца жизни дети очень нуждаются в таких условиях, которые напоминали бы им жизнь до рождения, в утробе матери. Теснота, мерная тряска, звуки работы маминого организма - создайте младенцам эти условия, и они на уровне инстинкта обретут ощущение комфорта. Такое состояние называется «четвертым триместром беременности».

Труднее всего унимать младенцев от рождения до трех месяцев. Это хорошо знают опытные педиатры и детские психологи. Один из них, американский доктор медицины Харви Карп (Harvey Karp), написал книгу «Самый счастливый малыш в квартале», где изложил свою пятишаговую методику «отключения» детского плача.

Вот пять приемов Харви Карпа, которым он учит родителей уже 20 лет. Правда, сам доктор подчеркивает, что приемы использовались столетиями, а он просто обобщил этот опыт.

  • Туго запеленать. Ручки вдоль тела. «Скованность», похожая на ту, что ребенок ощущал еще в матке, с которой он мог даже засыпать, вернет ему чувство безопасности.
  • Создать «белый шум». Большинство новорожденных прекрасно засыпают под равномерный шум бытового прибора или воды. «Белый шум» - имитация звуков работы маминого организма. Вы можете сами «шуметь»: наклонившись к уху ребенка, произносите «ч-ч-ч» и «ш-ш-ш» - не менее громко, чем он кричит.
  • Уложить. Дети должны спать на спине, но утихомирить их получается в положении на животе или на боку, немного вниз лицом. Можно положить ребенка животиком на свою руку (особенно удачно это делают папы).
  • Укачать. Устройте младенца на своих руках, головой на ваших ладонях, лицом вниз, и покачивайте. Покачивания должны быть довольно быстрыми, нерезкими, с небольшой амплитудой. Пусть малыш почувствует «тряску», похожую на ту, что он ощущал, когда мама ходила во время беременности - это поможет ему расслабиться.
  • Покормить. Это один из наиболее действенных способов. А если новорожденный лежит на животе, вложите ему в рот палец или соску (сосательный рефлекс нужно удовлетворить). Если соска выплевывается, нужно немного потянуть нее, будто отнимая - ребенок попробует ее поймать.

Эти способы помогают угомонить малыша за 5 минут. Еще раз напомним, что они подходят для младенцев до трех месяцев. Чтобы унять ребенка более старшего возраста, вам нужно будет отвлекать его. Для этого подойдут такие методы.

  • Слинг. Здесь из списка доктора Карпа - и пеленание, и мерное потряхивание при ходьбе, и «белый шум» (например уличный). И, конечно, максимальная близость к маме.
  • Переключение внимания. После трех месяцев малыш может фиксировать внимание на ярких красках и четких звуках, которые его заинтересовывают и отвлекают.
  • Танцы вдвоем. Плавные движения, тихое мурлыканье простой мелодии, улыбка и беседа могут сотворить чудо. Затем ненадолго дайте грудь (бутылочку, соску).

Естественная потребность ребенка - быть рядом с вами и рассказывать вам обо всех своих проблемах. Как успокоить младенца? Не удерживать его от криков - иногда ему нужно просто «снять напряжение», но не в одиночестве. Дайте ему «высказать наболевшее», чтобы избавиться от негативных эмоций, но в то же время не лишайте его заботы и поскорее сделайте все возможное, чтобы вернуть крохе ощущение счастья. Плач подсказывает вам новые способы понять потребности ребенка и проявить свою любовь к нему.

Распечатать

– состояние пикового возбуждения у ребенка, которое выражается в потере полноценного контроля над своими эмоциями и частично – действиями (способами выражения эмоций). Классический образец детской истерики – это громкий крик, плач, переходящий в визг, которые могут сопровождаться падениями, катаниями по полу или деструктивными реакциями. Иногда обнаруживается стремление к самоповреждению: дети кусают себя, начинают бить себя по голове и т.п.

Находясь в подобном состоянии, ребенок закрыт для привычного общения с ним: он не способен адекватно воспринимать обращенную к нему речь.

Детская истерика может являться, как и сознательной реакцией-манипуляцией, так и плохо осознаваемым явлением. В первом случае речь идет о выработанной привычке управления поведением взрослых, а во втором – об острой реакции на какое-либо внешнее событие. Давайте разбираться, что это такое и как успокоить ребенка во время истерики психологически грамотно, не нанеся ему вреда.

Закономерно, что по мере взросления у детей появляются индивидуальные интересы и потребности, которые нередко расходятся с желаниями взрослых. И если ребенок не может получить желаемое, то вполне вероятно, что его недовольство может найти выход в истерической реакции.

Истерическая реакция – это древний способ реагирования на небезопасную ситуацию, который встречается и в животном мире. Например, попавшее в сети животное начинает беспорядочно метаться, пока не истощиться или случайным образом не сможет освободиться из ловушки.

Итак, истерика у ребенка это способ реагирования на сложную, непонятную или опасную для его благополучия ситуацию, когда у него нет других «инструментов» для преодоления происходящего.

Приведем основные причины появления истерик:

  • неспособность выразить в словах свое недовольство;
  • желание обратить на себя внимание;
  • попытка добиться чего-либо.

Среди прочих причин можно выделить:


  • авторитарный стиль воспитания, при котором ребенок не имеет «права голоса»;
  • попустительский стиль воспитания, когда родители никак не реагируют на проступки и достижения ребенка;
  • перекос в системе «кнутов и пряников», явная неадекватность воспитательных мер;
  • общая слабость нервной системы;
  • усталость, голод;
  • постинфекционные истерические реакции как следствие истощения организма ребенка.

Нередко столкнувшись с подобным поведением ребенка родители хотят только одного – чтобы все это побыстрее закончилось и многие упускают из виду то, что именно от реакции взрослых зависит то, будут ли эти приступы учащаться либо же канут в небытие.

Итак, как бороться с подобными происшествиями? Во-первых, необходимо четко различать обычные детские капризы и полноценный истерический приступ. Капризы, хотя и могут принимать форму истерики, всегда применяются детьми сознательно, чтобы обойти какие-либо запреты взрослых, либо чтобы получить нечто, что отсутствует «здесь и теперь». Здесь есть важное отступление – при истериках-капризах дети не причиняют себе вреда.

А вот полноценные истерические приступы, как правило, непроизвольны, хотя и носят манипулятивный характер. Наступают они в ситуации, когда ребенок теряет контроль над захлестнувшими его эмоциями. Приступ сопровождается срывающимися на визг криками, нередко царапаньем рук и лица, иногда – битьем головой обо что либо. В ситуациях, когда речь идет уже о подозрении на патологическое состояние, может обнаруживаться так называемая истерическая дуга, которая описана в статье об истерическом расстройстве личности.

Важно понимать, что истерика – это крайне бурная эмоциональная реакция, при которой ребенок почти не контролирует свои действия и все сопряженные с ней явления (агрессия, раздражительность, попытки сломать что-либо, удары и самоповреждения) непроизвольны.

К слову, в подобном состоянии дети способны сильно навредить себе, поскольку болевой порог обычно повышается. Другая особенность истерик – это их быстрое угасание при отсутствии ожидаемой реакции со стороны взрослых.

Управление детскими истериками

Как успокоить ребенка при истерике? Это ключевой вопрос большинства родителей, но перед ответом на него необходимо проследить «историю» развития подобного поведения. Первые полноценные истерические реакции у детей развиваются после первого года жизни, а пиковый период приходится на возраст 3±0.5 года. Кризис трех лет – период развития самостоятельности («я сам») и противопоставления себя родителям.

В этот период у некоторых детей истерические приступы могут разворачиваться по несколько раз на дню, хотя это будет причиной, чтобы задуматься о психическом благополучии ребенка. Это период, когда истерические реакции могут стать для ребенка мощным инструментом в плане достижения целей.

Как правило, истерика не наступает внезапно – этому предшествует период насупленности, молчаливого недовольства и хныканья. В принципе, в этот период можно попробовать отвлечь ребенка от его состояния чем-либо интересным (стараясь не потакать), чтобы предотвратить истерику.

У всех детей свои интересы – кого-то успокоит пестрая книжка, кого-то любимая игрушка. Да и простой разговор с ребенком или простая просьба способны вернуть его в нормальное состояние. Различные способы отвлечения ребенка эффективны, когда приступ не развернулся. Во время самого приступа, разумеется, подобные действия не возымеют нужного результата.

Как уменьшить риски развития истерических реакций в рутинной жизни:

  • отдых и стабильный (но гибкий) режим;
  • недопущение переутомления детей (т.н. раннее развитие не всегда приносит желаемые плоды);
  • выделение ребенку достаточного времени на занятие своими делами: играми, рисованием и т.п.;
  • помогайте ребенку выражать свои чувства приемлемым образом – посредством речи, не забывайте, что необходимо не просто слушать, но и признавать эмоции ребенка: подтверждайте его права на обиду, злость и другие неприятные переживания, чтобы ребенок чувствовал себя принятым;
  • к трехлетнему возрасту научитесь давать больше свободы ребенку, не старайтесь все сделать за него – многих детей именно такое сверхопекающее поведение приводит к истерикам;
  • оставляйте за ребенком право выбора;
  • за неимением выбора четко сообщайте ребенку, что надлежит и будет сделано;
  • при плаче – попросите ребенка сделать что-либо простое, а не старайтесь каждый раз жалеть его (хотя, безусловно, это также необходимо).

Истерические реакции в 1.5-2 года

До 2 лет истерики у детей чаще всего являются следствием усталости или напряжения, поскольку нервная система еще активно формируется. Ближе к 2.5 годам капризное поведение и истерики становятся способом манипулирования и выражения несогласия.

К этому времени дети уже частично понимают смысл слов «нет, нельзя, не хочу» и начинают активно использовать их для выражения несогласия. Но в тоже время у ребенка еще недостаточно речевых навыков, чтобы полноценно выразить свое несогласие и понимая это, дети выбирают единственную доступную им форму поведения – истерику. Но, ни немедленное удовлетворение требований ребенка, ни жесткие наказания не дадут полноценного результата.

– как его успокоить? Две самые распространенные ошибки – это попытки рационально уговорить малыша успокоиться (как вы думаете, ребенок двух лет способен внять доводам логики?), либо его «бросание» фразой, вроде «ну все, мама уходит».

В первом случае вы даете стимул для продолжения истерики, а во втором – способны сильно травмировать ребенка (напугать его), что может привести его к потере доверия к миру (в лице значимых взрослых) и в дальнейшем стать толчком к развитию неуверенности, страхов, тревожности и замкнутости.

Достаточно находиться рядом с ребенком, поддерживать его, но не уговаривать и тем более – не покидать. Нередко хватает молчаливого присутствия, чтобы весьма успешно остановить истерику. Более того, не стремитесь удовлетворить требования ребенка – ведь это покажет ему, что протест в форме истерики – идеальное средство для достижения желаемого и шантажа родителей.

Наказания также не являются оптимальным способом решения проблемы, поскольку способны лишь усугубить состояние ребенка. Во время истерики достаточно холодного присутствия, а по ее прохождению полноценного разговора с ребенком, почему это произошло, чего он хотел, и как это можно было сделать по-другому.

Принципиальный момент – не лишайте ребенка общения, ведь именно через общение происходит развитие, а для ребенка – это верный показатель вашей любви к нему.

Истерические реакции в 3 года

Многие родители замечают, что это период, когда ребенок буквально забывает все слова, кроме «не хочу» и «нет». Это первый период бунтарства и несогласия в жизни ребенка, когда он понимает, что он – это отдельная личность. Истерики в этот период – не редкость и самое мудрое решение в этих условиях – отвлечение внимания ребенка от предмета истерики и общение с ним.

Но опять же, отвлечение внимания ребенка – это превентивная мера, в ходе уже развернувшегося приступа это не поможет, здесь остается лишь переждать бурю и снова обсудить произошедшее с ребенком.

В подобных ситуациях важным представляется сохранение собственного равновесия. Например, одна из консультируемых мам выработала следующую стратегию поведения: во время истерики она попросту говорила ребенку о том, что с радостью поговорит с ним о том, чего он хочет, когда тот успокоится и продолжала заниматься своими делами (не покидая ребенка). Уже через несколько «неудачных» приступов ребенок самостоятельно вызывал маму на разговор.

Нужно ли лечение?

Мы подошли к весьма тонкому моменту – необходимости профессионального вмешательства в семейную ситуацию и поведение ребенка. Как мы уже говорили, до определенного момента истерики являются нормальным явлением, которое сходит на нет к 4-5 годам. Например, часто встает вопрос о том, как успокоить новорожденного ребенка во время истерики; ответ один – никак. Младенцы и новорожденные только криком (как формой истерики) способны выражать неблагополучие своего состояния, будь то голод, неправильный температурный режим или отсутствие общения. Все это – нормальные реакции.

Как успокоить истерику у ребенка 2-3 лет – более-менее понятно, в то время как к старшему дошкольному возрасту (ближе к 6 годам), истерики могут приобретать откровенно манипулятивный или патологический характер.

Если посредством истерического поведения ребенок постоянно стремится достигать своих целей, то здесь встает необходимость диагностики всей системы семейных отношений. В данном случае логичным представляется обращение к системно-семейному терапевту для выявления причин и путей устранения проблемы.

В данном случае причина будет лежать не столько в самом ребенке, сколько в системе отношений мать-ребенок-отец и вполне вероятно, что потребуется коррекция отношений в семье и буквально построение новой системы взаимодействия родителей и детей.

Если своевременно не скорректировать патологические отношения, то в последующем у ребенка могут наблюдаться серьезные проблемы в школьной сфере.

При истерических реакциях, не носящих открытый требовательный характер, в особенности к 6 годам, стоит задуматься о том, что проблема лежит в самом ребенке. В этом случае стоит показать ребенка специалисту по детскому развитию и детской патопсихологии, чтобы провести тонкую диагностику и оценить возможность развития истерического расстройства, либо же диагностировать скрытые патологии.

Как правило, к 6-7 годам дети овладевают большим спектром способов выражения своего недовольства и протеста, и истерические реакции отходят на задний план и постепенно угасают.

До шестилетнего возраста истерические реакции (если они не регулярны) являются более-менее нормальным типом реакции ребенка на проблемные ситуации, но при сохранности подобного поведения в последующих возрастах мы рекомендуем обратиться к соответствующим специалистам за консультацией.

Рекомендуем почитать

Наверх