Народные приговорки для детей. Урок по литературному чтению на тему:" Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши.". Когда и как использовать потешки

Развитие речи 05.05.2020

Подготовила урок учитель начальных классов МОУ « СОШ № 10 им.В.П.Поляничко» города Магнитогорска Агапова Лариса Александровна

УМК «Перспектива»

Литературное чтение.

Тема: Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши.

Цель :. формирование у учащихся представления об устном народном творчестве ;

познакомить с малыми жанрами устного народного творчества : заклички , приговорки, потешки , перевёртыши , пословицы и поговорки;

Задачи : УУД :

Личностные : способствовать самоопределению и формированию положительного отношения к учебному процессу и познавательной деятельности; развивать желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Регулятивные : развивать умение принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно ) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, выполнять учебное задание по алгоритму; осуществлять самооценку деятельности; овладевать навыком смыслового чтения ;

Познавательные : расширять кругозор в жизни ребенка. умение осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебников, понимать информацию, представленную в разной форме

Коммуникативные : учитывать разные мнения и стремится к сотрудничеству в рамках учебного диалога. развивать умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками , участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; строить небольшие монологические высказывания

Методы обучения : продуктивный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся : фронтальная; работа в парах, группах.

Ход урока.

І.Организационный момент.

А) Проверка готовности к уроку.

Здравствуйте, ребята.

Посмотри внимательно все ли готовы к уроку.

Поднимите руку, кто готов к уроку.

Б)Эмоциональный настрой.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись и тихонько сели.

Желаю вам хорошего настроения.

ІІ. Актуализация опорных знаний.

1.Речевая разминка.

С чего всегда начинаем урок литературного чтения?

(с речевой разминки) Повторяем за учителем хором.

    Захар змея запускает, Зоя с зайкою играет.

    Зоя - зайкина хозяйка, спит в тазу у Зои зайка.

    Вот весёлая затея - запускать на нитке змея.

    Зонного зайку зовут Зазнайкой.

    Все идут с базара, а Назар - на базар.

    Зимним утром от мороза на заре звенят берёзы.

2.Вступительная беседа. Самоопределение к деятельности.

-Какой раздел мы начали изучать на прошлом уроке? (Весёлый хоровод)

С какими произведениями мы будем знакомиться в этом разделе?(пословицы, поговорки, загадки, игры,потешки, небылицы)

- Чтение скороговорки из книги.

Что сейчас произнесли?(скороговорку)

Для чего нужны скороговорки?(Они помогают научиться чётко произносить все звуки)

Все эти произведения живут в огромной литературной стране.

Как она называется?(Устное народное творчество)

На слайде: Устное народное творчество.

Как вы понимаете слово устное?(передаваемое из уст в уста, т.е. без записи текста. Один человек рассказывал другому: отец-сыну, бабушка-внучке и т.д. А так как текст не записывался, то каждый рассказчик мог вносить свои изменения в него, потому что рассказывал так, как запомнил, своими словами.)

Что означают слова творчество и народное? (Творчество от слова творить, т.е. создавать; Народное, значит, что создал народ, а не кто-то один)

Как они дошли до наших дней? (Их передавали из поколения в поколение.)

Сформулируйте тему урока.

Обозначим цель. (познакомимся с малыми жанрами народного творчества и научимся их различать)

III. Работа по теме урока.

I. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).

- Какие ещё произведения можем отнести к устному народному творчеству?

(Загадки, поговорки, колыбельные песни, считалочки)

Как вы думаете, зачем их создавали?(Чтобы развлекать маленьких детей, использовать в народных играх)

Корни многих форм устного народного творчества уходят глубоко в историю. Самые древние из них заклички и приговорки. Попробуем исследовать «заклички».

А) Знакомство с закличками.

От какого слова образовано слово закличка? Что значит закликать?(звать, приглашать)

В далекие времена жизнь человека полностью зависела от природных явлений, человек верил во всемогущие силы природы, верил в магию слова и использовал определенные слова для того, чтобы Солнце, Дождь ему помогали в сборе урожая, чтобы в лесу уродились грибы, ягоды, орехи.

Заклички - это небольшие песенки, которые предназначены для распевания группой детей, часто сопровождаются игровыми действиями.

Чтение закличек (учебник с. 94)

Берестечко-береста -верхний слой берёзовой коры.

Лукошко- ручная корзина из прутьев

Летечко-лето

Подберите слова, близкие по смыслу к этому слову.(звать)

С какой просьбой обращаются авторы закличек?

(в закличках обращались к силам природы.)

По своему происхождению связаны с народным календарем и народными праздниками. Заклички содержат обращение к силам природы - солнцу, ветру, радуге.

Почему так важно было обратиться к солнышку, дождику и т.д.?

(Потому что от них зависел урожай)

Вывод: Заклички - это небольшие песенки, в которых обращаются к солнцу, дождю, ветру как к живым существам. Люди просят о помощи силы природы.

Б)Знакомство с приговорками.

От какого слова образовано слово приговорка? (приговаривать, говорить)

Что значит приговаривать?(Развлекать)

Самостоятельное чтение приговорок (учебник с. 95)

Какие слова Вам были непонятны?

Бобы-огородное растение семейства бобовых(фасоль,горох)

Родни́к (исто́чник, ключ, крини́ца) - естественный выход на земную поверхность на суше или под водой (подводный источник).

Что же такое приговорка?(Приговорка небольшое произведение устного народного творчества, которое сказывали, делая что-либо. В приговорках часто обращались к животным.)

Это громко кричать или тихо просить?

Теперь давайте повернемся 1 вариант ко второму. Первый вариант будет взрослым, а второй маленьким ребенком и прочитаем.

Вывод: Приговорки - общение с природой один на один. Они обращены к домашним делам, к повседневным занятиям. Здесь также используются ласковые слова (матушка - репка), ожидаемый урожай (бобы велики и круты). Есть и приговорки во время игр - просьба к природе помочь. Если заклички содержат обращение к силам природы - солнцу, ветру, радуге, то приговорки - к птицам и животным.

Задание: предложите свой вариант выразительного прочтения заклички и приговоки, чтобы слушатели почувствовали ласковое и доброе обращение с просьбой.

В)Знакомство с потешками.

От какого слова образовано слово потешка? (Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых маленьким ребенком вместе со взрослым.)

Что значит потешать? (Потешка, прежде всего, учит маленького ребенка понимать человеческую речь и учит выполнять различные жесты, движения)

Выразительное чтение потешек. (учебник с. 95-96)

Сметлива- Сообразительный, находчивый, предусмотрительный и догадливый.

Скребёт- а) Проводить по какой-л. поверхности чем-л. острым, жестким, издавая при этом царапающий звук. ...

Половички- Маленький коврик:) то об что ноги вытираю

Что хочется делать, когда слышите эти строки?

Только ли играть хочется когда мы слышим потешку?

Поработайте в парах. Прочитайте потешки друг другу.

Проверка чтения пары.

Вывод: потешки - стихи для детей, для того, чтобы их развеселить, распотешить.

Г)Знакомство с перевёртышами.

Среди народных стишков для детей большую группу составляют такие, где главным является заведомая чепуха, нелепость, ерунда.

Самостоятельное чтение перевёртышей на стр.97.

Что такое перевёртыши?(небылицы)

Для чего были придуманы?(Чтобы ребёнка успокоить, отвлечь от капризов, улучшить настроение)

Нелепицы, чепуха, небывальщина - средство воспитания и развития чувства юмора.Эта чепуха подчиняется правилу - перевертышу. Это название придумал К. И. Чуковский. Он же выделил несколько видов народных нелепиц: перевертыши большого и малого, легкого и тяжелого, холодного и горячего, съедобного и несъедобного, перевертыши частей и деталей одежды, явлений природы, ездока и средств передвижения, жилища и его обитателей.

Прочитайте перевёртыши жужжанием.

Вывод: перевёртыши- это небылицы, которые придумывали для того, чтоб развлечь, отвлечь и успокоить ребёнка).

IV. Закрепление изученного. Развитие умений - применение знания.

Мы будем сейчас работать в группах.

Задание.

Я вам раздам карточки, а вы будете определять, к каким жанрам устного народного творчества относятся эти произведения. Посоветуйтесь в группах и подготовьте выразительное чтение произведения.

К каким жанрам устного народного творчества относятся эти произведения?

закличка

потешка

приговорка

перевёртыш

Встань, малыш, ещё разок,

Сделай маленький шажок.

Топ-топ!

Ходит мальчик наш с трудом,

Первый раз обходит дом.

Топ-топ!

закличка

потешка

приговорка

перевёртыш

Свет-светлячок,

Посвети в кулачок!

Посвети немножко,

Дам тебе горошка,

Кувшин творога

И кусок пирога!

закличка

потешка

приговорка

перевёртыш

Дождик, лей, лей, лей!

Будет травка зеленей,

Вырастут цветочки

На зеленом лужочке!

закличка

потешка

приговорка

перевёртыш

Ехала деревня

Мимо мужика,

А из-под собаки

Лают ворота.

Выхватил телегу

Он из-под кнута

И давай дубасить

Ею ворота.

Крыши испугались,

Сели на ворон,

Лошадь подгоняет

Мужика кнутом.

закличка

потешка

приговорка

перевёртыш

V.Рефлексия. Оценка работы.

С какими жанрами народного творчества мы познакомились на уроке?

Если Вам все понравилось на уроке, вы со всем справились,то покажите улыбающийся смайлик.

Если вы считаете, что справились с заданиями не полностью, покажите грустный смайлик.

Спасибо за урок.

VI.Домашнее задание . Придумайте или запишите известную вам закличку или потешку.

Еще одна группа жанров — календарный детский фольклор — связана уже не с игрой; эти произведения — своеобразный способ общения с окружающим миром, в частности, с миром природы. Самый распространенный жанр — заклички, песенные обращения к силам природы — солнцу, дождю, радуге. Заклички тесно связаны с соответствующими обрядами: к ним относят и новогодние пожелания, и рождественские колядки, и песни-веснянки.

Каждая такая закличка содержит конкретную просьбу, это попытка с помощью песенки воздействовать на силы природы, от которых во многом зависело благополучие и детей, и взрослых в крестьянских семьях.

Заклички для детей

Ветер, тучки погоняй!

На дворе уж теплый май,

Рожь посеяли - растет,

Только дождик не идет!

Ветер, ветер, ветродуй,

Тучки собери, задуй!

Угони их все

За седые горы,

Просветлеют пусть

Золотые просторы!

Жаворонушки весенние,

Прилетайте!

Й весну-красну

Зазывайте!

В гости к нам скорей

На житье-бытье,

На согрев земли

Ясным солнышком,

Теплым солнышком-

Колоколнышком!

Речка-красавица,

Чиста водица!

Пусти нас остудиться,

Поплавать, помыться!

Дорожка, дорожка,

Пожалей наши ножки,

Не петляй, не крути,

Не путай пути!

Выйди, выйди, выгляни,

Порадуй нас,

Утреннее солнышко

В рассветный час!

Дождик, дождик, поливай,

Лей, лей, лей, не уставай!

Чтоб умылась вся земля,

Лес, и горы, и поля!

Ты, туман молочный,

Не тумань мне очи,

Не тумань окошко,

Покажи дорожку!

Уж ты, солнышко, вставай!

Утро доброе встречай!

Одари теплом и светом,

Шлем поклон тебе за это!

Уж ты радуга-дуга!

Убери свои рога!

После дождичка грибного

Ждем мы солнышка родного!

Приговорки

К заклинкам примыкают приговорки (приговоры) — короткие стихотворные обращения к животным, птицам, растениям. Это могут быть не только прямые обращения, но и звукоподражания, например, птицам: «Не сей бобы! Иди по грибы! Худо тут! Худо тут» (удод); «Чьи вы? Чьи вы? — Вши- вик! Вшивик!» (чибис). К приговоркам относится и всем известное обращение к кукушке: «Кукушка-кукушка, сколько мне жить?». По своему происхождению заклички и приговорки восходят к древним заклинаниям и заговорам, с помощью которых наши предки пытались повлиять на силы природы. Сейчас они перешли в детский фольклор.

Пчелка, пчелка, дай нам меда,

Чтоб полна была колода!

Будем мы медок едать, приговаривать:

"Ах, какая наша пчелка работящая!"

Травушка-муравушка,

Зелена, пахуча - нет тебя лучше!

На полянке и в лесу

Не тупи мою косу,

Сена в зиму запасу

И коровке принесу!

Бабочка-красавица,

Что ж тебе не нравится?

Кружишься, не садишься,

Чего же ты боишься?

Вот тебе ладошка,

Отдохни немножко!

Птичка-птичка - соловей,

Прилетай к нам поскорей!

Тирли-тирли-тирли-лей,

Жить нам станет веселей!

Лягушка, лягушка,

Надуй брюшко,

Скажи "Ква-ква"

Ты весной, березка, дай напиться сока,

Чтобы детки малы стали еще краше,

А тебе, березка, все поклоны наши!

Ты, пшеничное наше полюшко,

Радуй, радуй нас спелым зернышком!

Урожай собрать нам позволь сполна,

Золотое зерно ссыпать в закрома!

Уж ты, заинька, скок-скок,

Уж ты, беленький хвосток!

Ты не трогай, не дери наше деревце,

Нашу яблоньку, нашу девицу!

Расцветет весной краше всех она,

Соберем большой урожай сполна!

Рожь и пшеница,

Хотим вам поклониться!

Приговорки - интимное общение с природой один на один. Приговорки обращены к домашнему быту, к повседневным занятиям. Фактически все живое, что окружает ребенка, не обойдено вниманием.
Приговорка, построенная по принципу просьбы-пожелания, самим словесным строем и оформлением настраивает ребенка уважительно к каждому растению в лесу, поле, огороде.
Для каждого растения свое определение, свое ласковое слово, свое изображение ожидаемого урожая. Ребенок воочию видит, каково назначение растения, его здоровая, живая красота. В этом - целительная профилактика неразумных, истребительских действий детей в природе.
Обращаясь к птицам во время весеннего и осеннего перелета, ребенок учится прежде всего различать в повседневных буднях это удивительное природное явление, начинает воспринимать его как событие, подстраивает звуки своей речи под птичий щебет и крик.
Приговорки во время игр - это своеобразные просьбы к природе в соучастии, в доброй помощи. Они обращены к ветру, воде, ручью. В них закреплены необходимые для всех играющих правила игры, зачастую предупреждающие несчастный случай. Например, не захлебнуться при нырянии, не набрать в уши воду. Они учат детей быть внимательными к своим действиям, проверять действия правилами, строго соблюдая их.

Приговорки при играх и купанье:
Солнце обогрело,
Лето повелело:
Трижды окунуться,
Нырком пройти,
Из-под воды вон уйти.

Вылейся, водичка,
Да по рукавичку:
Под пень,
Под колоду,
К лягушкам, к болоту.

Раз, два,
За борта!
Три, четыре,
Подхватили
Да поплыли!

Ветер-ветерцо,
Не дуй мне в лицо,
А дуй мне в спину,
Что идти было в силу.

Мотылек-витилек,
Принеси нам ветерок:
От ворот в поворот
Гнать кораблик в ручеек.

Вей, вей, ветерок,
Натяни парусок,
Гони стружóк*
С запада на восток.
__________
* Стружок (струг) - речное судно, парусное или на веслах.

Легкое суденышко,
Золотое донышко,
Серебряное весельцо,
Мыщатое деревцо,
Зеленые трали.
Плыви, суденышко, подале!

Дед Сысой,
Тряси бородой
Гони ветрило,
Чтобы лодка плыла.
Мелки ручейки,
Несите стружки
С тихой воды
До великой реки.

Приговорки в огороде:
Матушка-репка,
Уродись крéпка,
Ни густа, ни редка,
До великого хвоста.

Сей, сей горох,
Посевай горох!
Уродись, горох,
И крупен, и бел,
На потеху всем;
И сам тридесят -
Для всех ребят.

Уродитесь, бобы,
Велики и круты,
В поле густы,
На столе вкусны.

Капуста вилáста,
Не будь голенаста,
Не будь голенаста,
Будь пудаста.

Приговорки в лесу:
Земелюшка добра,
Вырасти гриба -
Гриба грибового,
Во бору борового.

Боровик, боровик,
Красная головка,
Дам тебе морковку.

Ау, ау, аукаем,
Мятку зааукиваем.
Полынюшки в закидушки -
На веночки нам не нужны.
А по травке мяточке,
Не ходите пяточкой.
Ау, ау, аукаем.

Ау, ау, аукаем,
Зрелки* зааукиваем.
Неспелушки в закидушки -
Во лукошке нам не нужны.
Ау, ау, аукаем.
________
* Спелые ягоды.

Приговорки бабочкам, жучкам, птицам:
Божья коровка,
Улети вверх ловко.
Принеси нам с неба:
Хлебу замену,
Грибам подмену,
Ягодам рост,
Редьке длинный хвост.

Бабочка-коробочка,
Полети на облачко,
Там твои детки -
На березовой ветке.

Божья коровушка,
Полети на облышко,
Принеси нам с неба,
Чтобы было летом:
В огороде бобы,
В лесу ягоды, грибы,
В роднике водица,
Во поле пшеница.

Улитка, улитка,
Высунь рожки!
Дадим лепешки,
Свиные ножки,
Каши горшок,
Хлеба ворошок!

Проходя мимо ульев, обращаются к пчелам:
Пчелушки
Серые, малые,
Крылышки алые,
Носики вострые,
Сами пестрые.
В поле идут,
Гудут, гудут.
С поля идут,
Медок несут.

Рой, бунчи*,
В поля иди,
С полей иди,
Медок неси.
____________
* Бунчи - гуди.

Яры пчелки гудут,
В поле идут,
С поля идут,
Медок домой несут.

Рой садится,
В поле садится,
В поле садится
Медом кормиться.

Слушают, как кукует кукушка, загадывают и считают: сколько раз будет слышно «ку-ку», столько лет проживет загадывающий:
Кукушка, кукушка,
Серое брюшко,
Прокукуй мне: ку, ку -
Сколько лет жить на веку.

Кукушечка, кукушечка,
Серая рябушечка,
Покукуй в лесу: ку, ку -
Сколько лет я проживу!

Приветствуют журавлей, возвращающихся в родные края:
Ики, ики, ики, ики -
Крики! Крики! Крики!
Икли, икли, икли -
Это журавли! Это журавли!

Курли, курли, курли,
Летят, летят журавли!
Курлы-си, курлы-си,
По Руси! По Руси!

Ты-латы, ты-латы,
С высоты! С высоты!
То-то-ты, то-то-ты,
Журавли идут в домы!

Если дети выпускают из неволи пойманных птиц, дают им свое напутствие:
Ти-ти-кирь,
Фти-фти.
Ти-ти-кирь,
Фти-фти.
Зуёк, ти-ли-ти,
Гнездо вити.

_______________
ИСТОЧНИКИ:
Солнышко, покажись! Красное, снарядись! Русские народные детские скороговорки, считалки, заклички, игры, приговорки. М., «Дет. лит.», 1977. Составитель Г.М. Науменко.
Литература и фантазия: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. - М.: Просвещение, 1992.
Радуга-дуга. Русские народные детские песенки без сопровождения. - М.: «Музыка», 1976. Составитель Г.М. Науменко.

И в наше время можно видеть детей, самозабвенно выкрикивающих обращение к дождю , чтобы он перестал лить или лил «пуще», к «солнышку-колоколнышку», чтоб оно выглянуло, к радуге. Выкрикиваются они обычно нараспев хором. Каждый крестьянский ребенок прежде знал приговорки: обращения к улитке, мыши, маленьким жучкам, скрывающимся в цветках.

Произносят их подчас и современные дети. Заклички и приговоры, обращенные к явлениям природы, животным, , растениям, а также обрядовые песни , которые сопровождали основные праздники земледельческого календаря, составляют детский календарный фольклор .

Когда-то эти русские народные заклички имели магическую функцию, произносились с целью вызвать желаемое действие со стороны явлений природы, животных, растений. Дети вполне разделяли заботы своих родителей и их надежды на хороший урожай, а с ним и достаток. Они верили, что смогут словом, песенкой заставить дождь поливать весь день на ячмень, овес, гречу и просо.

Народные заклички к солнцу

Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко:
Твои дети плачут,
Есиньки хотят.

Солнушко, ведрушко,
Выглянь в окошечко:
Твои детки плачут,
По камушкам скачут,
Хлебца есть хочут.

Солнышко, солнышко,
Выгляни в оконушко:
Девки плачут,
Серу колупают,
Нам не дают,
Собакам по ложке,
Нам по крошке.

Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко:

Солнышко, ведрышко,
Выгляни, выскочи,
Сядь на пенек,
Опряди кужелек. (Так поют маленькие пряхи, когда прясть неохота.)

Средство узнать хорошую или дурную погоду летом. Дети идут в такое место, где раздается звучное эхо, и громко кричат:

Гнилая колода, гнилая колода,
Какая завтра будет погода?
Коли будет – отгукнись,
А не будет – заикнись. (Если отголосок немой, непогода продолжится, звучное эхо предвещает ведро)

Когда дожди "зарядят" и станут вредными для посевов, закликают солнышко, просят радугу прекратить дождь.

Ах ты, радуга-дуга,
Перебей дождя.

Уж ты, радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка,
Колоколнышка!

Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка
Из-под бревнышка.

Дуга-радуга,
Унеси меня в луга,
Не тем концом,
Золотым кольцом.

Уж ты, радуга-дуга,
Поведи меня в луга:
Там лук-чеснок,
Киселя горшок,
Каша масленая,
Ложка крашеная,
Ложка гнется,
Сердце бьется,
Нос трясется,
Душа радуется,
Глаза выскочить хотят.

Когда случается засуха, а дожди идут мимо или выпадает небольшой дождь, просят у радуги, что бы она не уносила дождь:

Радуга-дуга,
Принеси нам дождя.

Радуга - дуга,
Не пей нашу воду

Заклички к дождю

Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе я гущи,
Дам и ложку,
Хлебай понемножку.

Лей, лей, дождик, пуще,
Наварю я гущи,
В большом горшке
На донышке.

Дождик, дождик, пуще,
Наварю я гущи
И поставлю под кровать,
Станут курицы клевать.

В засушливое лето говорят:

Дождь, дождь, дождь,
Поливай как хошь,
На дедину пшеницу,
На наш ячмень
Поливай весь день.

Дождик, лей,
Дождик, лей
На меня и на людей,
На девкин лен
Поливай ведром.

Дождик, дождик, пуще,
На мамину капусту,
На тятину рожь
Поливай как хошь.

Дождик, дождик,
На дядину пшеницу,
На наш ячмень
Поливай весь день!
На Иванову рожь
Поливай, как хошь.

Дождь, дождь, дождь,
На бабину рожь,
На девичью пшеницу,
На ребячий горох,
На конячий овес,
На мужичий ячмень
Поливай весь день.

Мать, мать божия,
Подавай дождя,
Дождя серенького,
Богомоленького.

Иди, дождик, дождик,
Пробуравь землицу,
Дай нам водицу!

Дождь, дождь, припусти!
А мы сядем под кусты
Богу молиться,
Христу поклониться.
Я, убогий сирота,
Закрываю ворота
Ключиком, замочиком,
Золотым платочиком.

Дождик, дождик, перестань,
Я поеду в арестань,
Куплю избу со хрестом:
Богу, богу молиться,
Христу кланяться.
Чтобы дождик не шел,
Чтобы град не порол!

Дождик, дождик, перестань,
На лесу-то гоностарь.
Дождик, дождик, пуще,
На лесу-то гуще.

Дождик, дождик, пуще!
Дам тебе гущи,
Дадим тебе ложку,
Хлебай понемножку.
Я, убогий сирота,
Отворяю ворота
Крючком, пятачком,
Беленьким платочком.

Дождик, дождик, перестань,
Я поеду на Ердань
Богу молиться,
Христу поклониться.
Я, сирота,
Отворяю ворота
Ключиком, замочиком,
Шелковым платочком.
У Христа сирота,
Отворяю ворота
Ключиком, замочиком,
Шелковым платочком.

Если дует ветер, приговаривают заклички к ветру:

Ветер-ветерцо,
Не дуй мне в лицо,
А дуй мне в спину,
Чтоб идти было в силу.

Пуская кораблики и лодочки в ручьи, поют:

Дуй, спо-дуй, ветерок,
Натяни парусок,
Кораблик гони
До Волги-реки,
Где идут бурлаки,
Тянут баржи за крюки.

Легкое суденышко,
Золотое донышко,
Серебряное весельцо,
Мыщатое деревцо,
Зеленые трали.
Плыви, суденышко, подале!

В каждом местечке нашей обширной Руси существуют свои различные обыкновения, различные игры, сложившиеся с давнего времени. Точно так же существуют и детские песни, переходящие от одних к другим детям; некоторые песни относятся к разного рода случаям. Когда гонится стадо коров, то дети становятся в кружок и поют:

Стадо гонится,
Богу молится,
Умывается,
Утирается.

Гони, гони стадо
За реку рано –
Напиватися,
Умыватися.

В Егорьев день, выгоняя скот со двора, дети говорят:

Выгоню коровушку со двора голиком,
Приходи ко мне, коровушка, со всем молоком!

Когда садят горох, приговаривают заклички к растениям :

Сей, сей горох,
Рассевай горох,
Уродись, горох,
В огороде не плох.
И крупен, и бел –
На потеху всем.
И сам тридесят –
Для всех ребят.

Уродись, горох,
Отлично хорош,
Отлично хорош,
Множество стручков –
На потеху старым,
На веселье ребятам малым.

Песенки, связанные с сеянием репы и редьки:

Репка-репонька,
Родись крепонька,
Ни мала, ни долга,
До мышиного хвоста.
Редька – редка,
Родись хороша,
Ни мала, ни велика,
До мышиного хвоста.

Идя в лес за грибами, ребята загадывают, сколько грибов они насбирают, для этого бросают кверху свои корзины и кричат:

Тимошка, Тимошка,
Набери цело лукошко,
Цела, пол, на донышке
Или ничего.

Если корзинка упадет на землю вверх ручкой – значит, ребята наберут по полной корзине грибов, если упадет на бок – до половины корзинки будет грибов, если упадет, немного наклонясь к ручке, то грибами покроет только дно корзинки.

Когда собирают грибы, приговаривают:

Боровик, боровик,
Красная головка,
Дам тебе морковку.

Никола, Микола,
Наполни лукошко
Стогом, верхом,
Перевертышком!
Земелюшка добра,
Вырасти гриба –
Гриба грибового,
Во бору борового.

В поисках цветов, ягод и грибов – «аукают и укают». Ауукаем, Приукаем:

Стогом – верхом
Нам грибков,
Полных ровных
Кузовков Ауукаем.

Если во время купания кому-нибудь из детей в ухо попадет вода, то он, заложив пальцем ухо и наклонив голову несколько набок, прыгает на одной ноге и приговаривает:

Мышка, мышка,
Вылей воду
Под осинову колоду.
Мышка, мышка,
Дай водички
Из колоды,
Из ушей.

Если у кого появится на глазу ячмень, то проводят по нему указательным пальцем и припевают:

Ячмень, ячмень,
На тебе кукиш,
Что хочешь купишь.
Купи себе топорик,
Сруби себе головку,
Как маковку.

Сорока-белобока,
Научи меня летать,
Чтоб не низко, не высоко,
Чтобы Питер повидать!

Примечают – если птицы низко летят – завтра ведро, им дети кричат:

Галки-вороны на мельнице мололи,
Вечер – на нашест,
Галок не перечесть.
Моя галка наперед,
Много денег наберет.
Моя пониже –
Бисеру нанижет.

Поймав улитку, дети кладут ее на ладонь руки и поют песенку закличку к улитке :

Улита, улита,
Высунь рога!
Дам тебе конец пирога.

Слизень-близень,
Выкажи роги
На четыре дороги.
Слизень-близень,
Вытяни роги
По большой пути-дороге.

Попадется детям улитка (по-местном) «лизавица»), они приговаривают нараспев:

Лизавица-лизавица!
Выпусти рога –
Я дам пирога,
Масленого-премасленого.

Слизень-близень,
Выпусти рога,
Дам тебе пирога
И кувшин молока.
Как не выкажешь рога,
Пестом зашибу

Рассматривая божью коровку , дети приговаривают:

Коровка, коровка,
Ты лети на небо,
Принеси нам хлеба.

Если божья коровка улетит, значит – к хорошей погоде, к урожаю.

Божья коровушка,
Дай молочка!

Коровушка, буренушка,
Завтра дождь или вёдро?
Если вёдро, то лети,
Если дождик, то сиди.
Божья коровушка,
Ума, ума, ума,
Жить ли мне?
Умереть ли мне?

Божья коровка,
Полетай за Волгу,
Там тепленько,
Здесь холодненько.

Скоморох, скоморох,
Полетай на горох,
Там твои дети
На повети
В красных рубашках,
В беленьких порточках.

Ловят паука, обрывают у него ноги, которые, положенные на бумагу, делают разные движения, причем припевают:

Мяу, мяу,
Коси траву.

Подходя к ульям на пасеке, говорят:

Пчелки гудят,
В поле летят,
С поля летят,
Медок несут.

Поп, поп, поп, выпусти собак,
Поп, поп, поп, выпусти собак!

Говоря эти слова, держат в одной руке цветок «попика» (похожий на белую ромашку), а другой рукой водят по тычинкам цветка, пока из-под них не выползут черненькие букашки.

Поп, поп,
Выпусти собак,
Баре едут,
Озимь топчут!
Поп, поп,
Выпусти собак,
Кони во ржи,
Жеребята в овсе.

В поисках грибов приговаривают:

Грибы на грибы, а мой на поверху.

Жили были мужики,
Брали грибы рыжики.

Тексты фольклорных закличек русского народ а использованы из следующих источников: Потешки. Считалки. Небылицы./ Сост., авт. вступ. статьи и примеч. А.Н. Мартынова. - М.: Современник, 1989. стр.212

Буль-буль-буль кипит бульон,
Ох и вкусным будет он!
Приглашаю всех обедать
И буль-буль-бульон отведать!
(М. Дружинина)

Ай да суп!

Глубоко - не мелко,
Корабли в тарелках:
Луку головка,
Красная морковка,
Петрушка,
Картошка,
И крупки немножко.
Вот кораблик плывёт,
Заплывает прямо в рот!

Суп для силача

Если ты не хочешь супа –
Поступаешь очень глупо
И не станешь нипочём
Настоящим силачом.

Супчик ели,
Супчик ели,
Поскорей бы супчик съели!
Много кушать?
Ну так что ж,
Ай да супчик! Ай, хорош!

Ложкина книжка

Кормят родители малую детушку:
Ложка за бабушку, ложка за дедушку.
Крошка старается, крошка пыхтит –
Только у взрослых такой аппетит.

Ложка за слоника, ложка за зайчика,
За крокодильчика, за попугайчика.
Чуть не забыли про мышку!
Чуть не забыли про мишку!!!

Скушали ложку за доктора детского
И за Серёжку, сынишку соседского,
За воробьишку, за чижика
И за дворняжку Рыжика.

А ещё – за сестрёнку с братиком,
А ещё – за котёнка с бантиком.
А глоточек последний самый –
Самый вкусный – за папу с мамой.

Чашкина книжка

Сжали ручку кулачком,
Взяли чашку с молочком.
Раз – глоточек, два – глоточек,
А потом ещё чуточек.

Прибежал из леса ёжик,
Перелез через порожек.
Хочет ёжик молочка,
Хоть на кончик язычка.

Заглянул бычок в окошко.
– Мне бы тоже хоть немножко.
Мне бы хоть на донышке
молочка Бурёнушки.

Знают ёжик и телёнок,
Что от чашки молока
Прибавляется силёнок,
Округляются бока.

Раз – глоток, два – глоток,
А потом ещё чуток.
Выпьешь чашку молока –
Дорастёшь до потолка.

Я и ложка

Я дружу немножко
Со столовой ложкой.
Только ротик открываю,
Ложка с кашей заезжает,
Плюх! Ко мне на язычок,
Щёчки дружно чмок-чмок-чмок!
Все довольны: я, мой ротик
И мой сытенький животик!

Творог-творожок

Творог-творог-творожок,
Ням-ням-ням – как вкусно!
Творог-творог-творожок,
Белый, как капуста!
В ротик – ам! – и творожок
Как снежинка тает;
Творог-творог – наш дружок!
Зубки укрепляет.

Мы гуляем, мы гуляем!
Погуляем – поглядим,
Аппетит как нагуляем
Мяско вкусное съедим.

Котлетки

Ах, котлеточки-котлетки!
Ах, как пахнут! Хороши!
Их пожарим мы, пожарим,
Наедимся от души!

Рыбка-рыбка

Рыбка-рыбка, ну дела,
К нам в кастрюльку приплыла!
Чтоб вариться, всех кормить –
Быстро-быстро руки мыть.

Куры-куры

Куры-куры: «Ко-ко-ко!
Мы снесли яички;
Ку-ку-кушайте, ко-ко,
Детки-невелички!»

Тыква-тыква подросла,
Тыкву мама принесла;
Папа-папа – воду грей!
Варим тыкву поскорей.

Мы висели под дождём;
Капал дождик ночью, днём,
Чтоб краснели мы и спели,
Чтоб скорей нас детки съели!
Всех помыл нас дождь сейчас –
Мы черешни – ешьте нас!

Зубозаговаривательное

Ложка в маминой руке
как кораблик на реке.
Дует ветер. Мы во рту
спрячем ложку, как в порту.

Наша ложка - самолет -
залетает прямо в рот.
В небе тучи, град и гром.
Сашин рот - аэродром.

А теперь во рту гараж.
Вышла ложка на вираж.
Рот пошире - и уже
скрылась ложка в гараже.

Догоняет мышку кошка.
Кто же мышка? -
Наша ложка.
В ротик-норку поскорей
прячься, мышка, от зверей.

Веселый обед

Кушай, моя крошечка,
Вот первая ложечка.
Кашки вкусной тебе дам,
Ротик открываем – АМ!

С неба машет самолет,
Кто тут, как птенец, клюет?
Ну-ка кушай кашу сам!
Вот вторая ложка – АМ!

Ложка третия в пути,
Крошке надо подрасти.
Три, четыре, пять да шесть! —
Как успел ты кашу съесть?

Выпил сок, целый стакан,
Ай, да мальчик – великан!
Ай, да мальчик – богатырь!
Силы есть на десять гирь!

Кончился обед-игра,
Деточке бай-бай пора.
Чтобы очень сильным стать,
Надо есть, и надо спать!

По девочку, которая плохо кушала

Юля плохо кушает,
Никого не слушает.
- Съешь яичко, Юлечка!
- Не хочу, мамулечка!
- Съешь с колбаской бутерброд!
Прикрывает Юля рот.
- Супик?
- Нет…
- Котлетку?
- Нет… -
Стынет Юлечкин обед.
- Что с тобою, Юлечка?
- Ничего, мамулечка!
- Сделай, внученька, глоточек,
Проглоти ещё кусочек!
Пожалей нас, Юлечка!
- Не могу, бабулечка!
Мама с бабушкой в слезах -
Тает Юля на глазах!
Появился детский врач -
Глеб Сергеевич Пугач,
Смотрит строго и сердито:
- Нет у Юли аппетита?
Только вижу, что она,
Безусловно не больна!
А тебе скажу, девица:
Все едят -
И зверь и птица,
От зайчат и до котят
Все на свете есть хотят.
С хрустом Конь жуёт овёс.
Кость грызёт дворовый Пёс.
Воробьи зерно клюют,
Там, где только достают,
Утром завтракает Слон -
Обожает фрукты он.
Бурый Мишка лижет мёд.
В норке ужинает Крот.
Обезьянка ест банан.
Ищет жёлуди Кабан.
Ловит мошку ловкий Стриж.
Сыр и сало
Любит Мышь…
Попрощался с Юлей врач -
Глеб Сергеевич Пугач.
И сказала громко Юля:
- Накорми меня, мамуля!

Домовята и каша

За столом кричит Дуняша:
«Не хочу! Не буду кашу!»
Мама с папой:
«Что с тобой?»
Деда с бабой:
«Ой-ёй-ёй!»
Тётя с дядей:
«Съешь, Дуняш!»
Домовята:
«Завтрак наш!»

Но воротит нос Дуняша:
«Надоела эта каша!»
Мама с папой:
«Нагоняй!»
Деда с бабой:
«Ай-яй-яй!»
Тётя с дядей:
«Стыд и срам!»
Домовята:
«Ням-ням-ням!»

Удивляется Дуняша:
«А куда пропала каша?»
Мама с папой:
«Кто же мог?»
Деда с бабой:
«Ох-ох-ох!»
Тётя с дядей:
«Глянь, глазища!»
Домовята:
«Вкуснотища!»

Стала умницей Дуняша:
«По утрам варите кашу!»
Мама с папой:
«Чудеса!»
Деда с бабой:
«Ах, краса!»
Тётя с дядей:
«Молодец!»
Домовята:
«Наконец!
Ух, как ест, вот это дело!
Ложкой вправо, ложкой влево;
Проучили, будет знать!
Быстро в щёлку под кровать».

Рекомендуем почитать

Наверх