Завышенная самооценка у ребенка. Ребенок с завышенной самооценкой. В младшем школьном возрасте

Развитие речи 06.12.2019
Развитие речи

Эти фразы часто употребляются наставниками и педагогами: «Молодец!», «Отличная работа!» Вы не упустите возможность рассказать своему ребенку о том, что он особенный и будете уверять его в том, что умение взаимодействовать с другими детьми или хорошие вокальные данные поставили на нем отметину «уникальный дар». На протяжении нескольких десятилетий психологи уверяли нас в том, что высокая самооценка является ключом к успеху. Вот почему мы так рьяно хвалим малышей и защищаем их самолюбие от разочарования. Возможно, нам стоит остановиться и переосмыслить представление о формировании успешной личности. Давайте зададим себе один простой вопрос: не зашло ли стремление регулярно хвалить детей слишком далеко?

Поколение нарциссов

Что плохого в постоянной похвале и намеренном заострении внимания на уникальности малыша? Многие эксперты утверждают, что стремление к успеху пустило родителей по ложному следу. И уже через несколько лет общество будет наблюдать не за притоком самодостаточных личностей, имеющих высокую самооценку, а за самовлюбленными нарциссами. Неужели мы стремимся жить в обществе, наполненном самовлюбленными эгоистами?

Борьба диаметрально противоположных лагерей

Реальность такова, что мы не можем запрыгнуть в машину времени и поселиться в прошлом. Мудрецы говорят о том, что нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Наши дети никогда не будут похожи на детей, которые жили на Земле 30 лет назад. Но вместе с неизбежными изменениями в мире мы наблюдаем за изменениями в собственном самосознании. Так, наши старые представления о самооценке и вреде эгоизма могут безнадежно устареть. «Это все равно, что сравнивать сдачу анализов в современной медицине и алхимию в Средневековье. Все воспитательные приемы, которые безнадежно устарели, родители должны отправить в мусорный контейнер», - говорит доктор философии Аарон Купер.

Переосмысление прежних методов

На протяжении второй половины 20-го века западное общество активно пропагандировало культ успешной личности. Это учение плавно перешло в 21-й век, но подарило обществу массу побочных эффектов. Не так давно психологи обвиняли низкую самооценку во всех смертных грехах: от плохой успеваемости в школе до тяги подростков к криминальному поведению. Однако последние научные исследования выявили обратную тенденцию. Оказывается, в завышенной самооценке больше вреда, чем пользы.

Так, профессор социальной психологии Университета штата Флорида, Рой Баумейстер предположил в своей статье под названием «Переосмысление самооценки» о том, что преступники и наркоманы на самом деле имеют более высокую самооценку, чем все остальное население. Другие эксперты полагают, что современная привычка родителей к постоянной похвале и вовсе превращает детей в циников, утративших мотивацию. А вот еще одни вывод современных исследователей: выражение «чувство собственного достоинства» потеряло всяческий смысл.

Как отыскать грань между самоуважением и эгоцентризмом?

Вы тоже стремитесь к тому, чтобы ваш ребенок имел положительный имидж в обществе, а для этого стараетесь чаще прибегать к похвале и положительным оценкам? Знайте, что ваши воспитательные меры должны применяться дозированно. Вот несколько советов, которые помогут вам отыскать правильный баланс.

Хвалите только за реальные достижения

Ребенок привыкнет к пустым словам, но когда ему будет необходима мотивация (например, при поступлении в вуз), он столкнется с серьезными проблемами. Он должен научиться процветать без постоянной обратной связи, ведь во взрослой жизни рядом не будет мамы и папы, искусственным образом вселяющих в него уверенность.

Позволяйте своим детям терпеть неудачу

Да, сложно смотреть на то, как твое любимое чадо с треском проваливает сложную задачу. Но умение мириться с неудачами является жизненно важной чертой характера. Дети всегда будут страдать, когда поймут, что родители защищают их во имя поощрения чувства собственного достоинства. Они должны увидеть, что жизнь устроена по-другому. Мы не всегда побеждаем, и мы не можем быть лучшими во всем, что делаем.

Покажите безусловную любовь

Истинная самооценка заключается не в постоянном потоке комплиментов. Покажите ребенку, что вы готовы его любить, не предъявляя условий, даже когда он оступится. Это поможет ему преодолеть страх неудач.

Завышенная самооценка личности (в психологии) - это проблема человека, связанная с адекватной оценкой самого себя . На вопрос о том, высокая самооценка - это хорошо или плохо, нет однозначного ответа. У этого явления есть как положительные, так и отрицательные стороны. К позитивной характеристике можно отнести уверенность в себе. Плохие характеристики: повышенный уровень эгоизма, переоценка собственных сил и возможностей.

Признаки завышенной самооценки

Признаки завышенной самооценки проявляются в поведении человека. Психология того, как человек оценивает себя, напрямую влияет на отношения с окружающими людьми. Если самоуверенность превалирует, возникают проблемы в процессе общения. Худшая из них, когда человек остается совершенно один.

Завышенная самооценка имеет признаки:

  1. Человек убежден в том, что всегда прав. При этом в пользу альтернативного мнения могут приводиться значимые аргументы, однако это никак не влияет на индивида.
  2. Уверенность в существовании единственно правильной точки зрения - личной. Человек отрицает существование противоположного мнения как такового. Если в силу каких-либо обстоятельств ему все же нужно принять чужую точку зрения, он все равно будет считать ее неверной.
  3. Еще одна характеристика высокой самооценки заключается в том, чтобы оставлять за собой последнее слово. Человек уверен, что только он может делать выводы, определять дальнейший ход событий.
  4. Один из признаков самоуверенной личности - неумение извиняться, просить прощения.
  5. При высокой самооценке человек обвиняет в своих бедах окружающих. Если что-то не выходит, значит, виноваты другие люди. Если человек достигает каких-то вершин, то в этом только его заслуга.
  6. Индивиду присуще мнение о том, что звание «лучший» может носить только он и никто другой.
  7. Большое желание быть первым во всем, не допускать ошибок.
  8. Имея высокую самооценку, человек высказывает свою точку зрения даже тогда, когда об этом не просят. Он считает, что окружающие всегда заинтересованы в его мнении по любому вопросу.
  9. В речи часто употребляется личное местоимение.
  10. При любых неудачах, промахах наступает чувство раздражительности, растерянности. Человек легко сбивается с курса.
  11. Повышение самооценки характеризуется пренебрежительным отношением к чужой критике. Иное мнение воспринимается как неуважение, поэтому не стоит обращать на него внимание.
  12. Неспособность трезво учитывать риски. Самоуверенный человек часто берется за сложные дела, которые таят в себе определенные опасности.
  13. Боязнь выглядеть неуверенным в себе, слабым, беспомощным.
  14. Высокий уровень эгоизма.
  15. Личные интересы, потребности всегда стоят на первом месте.
  16. Человек часто перебивает собеседника, так как привык больше говорить, нежели слушать.
  17. При признаках самоуверенности индивид склонен поучать других, даже в мелочах.
  18. Высокомерный тон.

Причины появления завышенной самооценки

Чаще всего высокая самооценка формируется в момент первичной социализации. Завышение мнения о себе происходит в процессе воспитания родителями, обучения в дошкольных образовательных учреждениях, школе. Человек с завышенной самооценкой в более зрелом возрасте уже не способен сломать установившиеся в сознании направления общения с окружающими .

Причины завышенной самооценки кроются в следующем:

  1. Нарциссизм родителей. Проблема начинает зарождаться в период воспитания детей. Ребенок не получает удовлетворения эмоциональных потребностей в должной мере, т.к. родители воспринимают его и относятся к нему как к способу самоутверждения. Завышенное самомнение компенсирует нехватку этих положительных переживаний.
  2. Причиной завышения самооценки может стать то, что индивид - первый или единственный ребенок в семье. Особенно данная проблема проявляется в семьях, которые долго не могли завести ребенка.
  3. Проблемой может стать избалованность в детстве. Это происходит в тех случаях, когда родители неверно выстроили взаимоотношения «ребенок-взрослый»: уделяли ему чрезмерное внимание, ставили его интересы на первое место, ни в чем не ограничивали малыша, удовлетворяли все прихоти по первому требованию, несмотря ни на что.
  4. Внешность. В некоторых случаях человеку свойственно считать себя лучше других из-за собственной привлекательности. Яркая внешность воспринимается человеком как некое преимущество перед окружающими. Чаще всего такая манера поведения присуща женщинам, нежели мужчинам.
  5. Завышенную самооценку могут сформировать преподаватели, учителя. Некоторые педагоги выделяют учеников на основе личных симпатий, высокого материального, социального положения родителей школьника.
  6. Отсутствие испытаний собственных способностей. Например, ребенок может хорошо справляться с нагрузкой в обычной школе, но учеба в более престижном заведении потребовала бы от него больше усилий. Если индивид так и не встречает на своем пути серьезных испытаний, он может начать приписывать себе наличие выдающихся способностей.
  7. Наличие редкого природного таланта. О таких людях часто говорят, что они уникальны, поэтому у человека складывается высокое мнение о себе.
  8. Финансовая обеспеченность. Когда индивид ни в чем не нуждается, его самооценка становится чрезмерно завышенной.

Личности, у которых имеется повышенная уверенность в себе, нередко вступают в конфликт с людьми, чей уровень самооценки намного ниже их.

Причину высокого уровня самомнения в каждом конкретном случае можно определить с помощью методов психодиагностики.

Завышенная самооценка у детей и подростков

Высокая самооценка формируется под влиянием определенных факторов. Иногда родители переусердствуют в стремлении похвалить ребенка, из-за этого у детей складывается неверное восприятие самого себя по отношению к окружающим.

Высокий уровень самооценки у детей, подростков складывается вследствие:

  1. Нарциссизма. Многие родители считают, что нет ничего плохого в том, чтобы постоянно хвалить подростков. Однако когда родители слишком часто заостряют внимание на внешности, талантах ребенка, у последнего возникает четкое представление о том, что он уникален и имеет преимущество над окружающими. Таким образом, подростки становятся самовлюбленными «нарциссами».
  2. Отсутствие наказаний. Если родители поощряют свое чадо даже за малейшие успехи, не обращая внимания на проступки, у подростка возрастает уровень самомнения. При неудачах, промахах ребенок ищет причину на стороне, но не в самом себе.

Для формирования здоровой самооценки у ребенка рекомендуется:

  1. Дать возможность подросткам почувствовать себя защищенными.
  2. Дать понять ребенку, что его любят, принимают в семье, школе и т.д. Без этого отождествления у подростка может возникнуть чувство одиночества, отверженности.
  3. Для хорошего, полноценного развития у ребенка должны быть цели. Так он сможет направлять энергию, мысли в правильное русло.
  4. Дать ребенку возможность самому справиться с трудностями. Таким образом у людей формируется компетентность, чувство собственной силы.
  5. Позволить стать ответственным. Быть подростком нелегко. В этом возрасте важно дать понять ребенку, что каждый шаг приводит к определенным последствиям. Так он научится более осознанно принимать решения и в случае неудач не станет искать причины в других, а возьмет всю ответственность на себя.
  6. Позволить подростку быть полезным. Когда ребенок вносит вклад в ту или иную деятельность, у него формируется представление о том, что его мнение тоже учитывается и имеет значение.
  7. Научить ребенка быть дисциплинированным. Если родители будут давать реальные оценки, рекомендации к действию и возможности для проверки себя в той или иной ситуации, ребенок станет задумываться, рассуждать, находить решения проблем, обдумывать последствия поступков, которые может совершить. Такой вид самоанализа крайне необходим для дальнейшего роста.
  8. Поощрять реальные заслуги, достижения.
  9. Дать ребенку правильное представление о неудачах. Важно объяснить, что промахи - не повод для того, чтобы впадать в отчаяние, а стимул совершенствовать себя, свои навыки.

Высокий уровень самооценки у мужчин

Завышенная самооценка у мужчин встречается часто и является проблемой как для самой личности, так и для окружающих. Такой человек привык завышать свои достоинства.

Высокая самооценка определяется по следующим признакам:

  1. Высокое ощущение собственной значимости.
  2. Мужчина совершенно не обращает внимания на критику, даже аргументированную. Мужчине не приходит в голову, что он может в чем-то не разбираться. Он полностью уверен в том, что знает все лучше всех.
  3. Человек может позволить себе насмехаться над теми, кто, по его мнению, не заслуживает уважения.
  4. Потребность в постоянном восхищении своей персоной. Если этого не происходит, мужчина впадает в уныние.
  5. Стремление быть самым лучшим везде и во всем.
  6. Уверенность в собственной уникальности и неповторимости.
  7. Высокий уровень самооценки не дает почувствовать, что такое сострадание. Если это все уже удается сделать, то такое чувство носит кратковременный характер.
  8. Убежденность в том, что все окружающие ему завидуют.
  9. Демонстрация выдуманных достижений, для того чтобы повысить самооценку.
  10. Высокомерное поведение, тщеславие, ярко выраженный эгоизм.
  11. Меркантильные интересы. Завышенные материальные запросы, желания.
  12. Раздражительность, злоба, если кто-то окажется лучше, чем он.
  13. Маскировка своих негативных черт, сторон.
  14. Приказной тон общения. Такие люди часто указывают другим, как и что им делать.
  15. Неумение воспринимать отказы, неудачи. Если ситуация приняла неприятные и непредвиденные обороты, мужчина не знает, что делать. Он становится растерянным и впадает в депрессию.
  16. Чрезмерная обидчивость. Мужчина легко обижается, если не получает должного восхищения своими «заслугами».
  17. Склонность к ругани, скандалам. Такие мужчины очень любят мстить, если кто-то перешел им дорогу.
  18. Чрезмерное самолюбование. Самоуверенные мужчины считают, что они самые привлекательные, и это дает им право пренебрежительно относиться к окружающим людям.
  19. Потребность в полном контроле. Такие мужчины испытывают большую потребность во власти. Им нравится чувствовать себя независимыми. Так они проявляют свою мужскую сущность. В противном случае ощущают себя уязвленными, неполноценными.
  20. Идеализация себя, своей жизни.

Завышенная самооценка у мужчин порождает такую проблему, как постоянное стремление к успеху и всеобщей любви любой ценой. После того как такой мужчина добивается определенного материального положения и занимает высокое место в обществе, он считает свои амбиции удовлетворенными.

Высокая самооценка - это проблема психологического характера. Для решения понадобится много времени и сил. Люди с высокой самооценкой могут обратиться к психологу за помощью, главное, чтобы это было добровольно.

Если у человека завышена самооценка, он может выполнить следующее упражнение:

  • на листе бумаги необходимо записать 10 главных достоинств;
  • каждое нужно оценить по степени выраженности по шкале от 1 до 5;
  • затем следует попросить сделать то же самое своих друзей, родственников;
  • далее полученные результаты сравниваются и анализируются.

Если оценки сильно отличаются, нужно подумать над тем, почему так произошло. Следует постараться определить настоящую причину этих расхождений в себе, собственном поведении, а не в других людях.

Правила для формирования адекватной самооценки

Существует несколько правил для формирования хорошей самооценки:

  1. Значимую роль на пути преображения играет осознание. Важно трезво оценить свои внешние и внутренние данные. Для этого рекомендуется чаще смотреть на себя со стороны. Нужно внимательно проанализировать свои слабые и сильные стороны.
  2. Следует научиться уважать мнение окружающих, ценить их достоинства. Многие из них могут быть отличными специалистами в своей области.
  3. Рекомендуется научиться воспринимать конструктивную критику. Обида - самая неправильная реакция в подобной ситуации.
  4. При выполнении заданий нужно ставить высокие цели, но ни в коем случае не расстраиваться, не паниковать, если что-то пошло не так.
  5. Важно помнить, что у всех есть недостатки.
  6. Самокритика - хорошее лекарство от неверных самооценок. Она полезна для работы над собой и достижения новых результатов.
  7. Рекомендуется стать реалистом. Здесь важно понимание того, что человек не может быть идеален всегда и во всем.
  8. В своей деятельности следует учитывать не только собственное удовлетворение от проделанной работы, но и мнение окружающих.
  9. Важно позволить себе допускать ошибки. Неправильные решения - не катастрофа, а лишь урок на будущее. Следует помнить также о личной ответственности за все последствия.
  10. Не рекомендуется сравнивать себя с окружающими, рассуждать, хороший или плохой человек работает рядом с вами.

Завышенная самооценка делает человека заносчивым, уверенным в том, что окружающие люди что-то ему должны. Индивид делает неадекватные выводы о себе, завышая собственную значимость. Любые отклонения от адекватной самооценки - проблема для человека. Всегда важно трезво оценивать себя , свой потенциал.

Представление о себе - оценка своих возможностей, качеств, места среди других людей - начинает формироваться в раннем детстве. Она напрямую зависит от семейной атмосферы, в которой растет ребенок. Так, у вечно недовольных родителей, занятых, в основном, собственными проблемами, дети обычно имеют . В любящей семье, где малыша холят и лелеют, умиляются каждому шагу и бесконечно хвалят, у ребенка, напротив, часто формируется завышенная самооценка. И та, и другая крайность может плохо повлиять на качество жизни в будущем. Неуверенному в себе человеку трудно добиться успеха, признания. Ну а тот, кто слишком высоко себя ценит, часто сталкивается с проблемами в личных взаимоотношениях.

С трехлетнего возраста самооценка ребенка начинает складываться, с одной стороны, под воздействием похвалы, оценок взрослыми его достижений. С другой, - на нее влияет осознание своей самостоятельности. Ребенок пробует разные виды деятельности, и многое у него получается (). Для формирования собственного «я» малыша это важно - личный опыт успеха и признание достижений взрослыми. В этом возрасте он часто произносит: «Смотри, как я умею», ожидая одобрения со стороны родителей. Интересно, что для возраста 3–4 лет нормой считается завышенная самооценка, но, становясь старше, ребенок должен учиться более реально оценивать себя.

Родителям дошкольников полезно знать, как ребенок воспринимает себя, чтобы иметь возможность скорректировать его представления. Пройдет немного времени, и он выйдет в «большую жизнь» - отправится в школу, где адекватная самооценка ему понадобится. Не только для того, чтобы наладить отношения, но и чтобы без страха включиться в учебу.

«Говорящие» признаки в поведении

Ребенок с заниженной самооценкой
✔ тревожен, не уверен в себе, обидчив, плаксив;
✔ недоверчив и всегда ожидает худшего, настроен на неудачу;
✔ стремится к уединению;
✔ нерешителен, боится, что не справится с новыми видами деятельности;
✔ плохо адаптируется к незнакомым условиям;
✔ переоценивает чужие достижения и не замечает своих успехов.

Малыш с адекватной самооценкой
✔ обычно не сомневается в себе;
✔ способен попросить окружающих о помощи;
✔ умеет принимать решения;
✔ может признавать ошибки в своей работе, поступках;
✔ не стесняется своих чувств;
✔ принимает себя и других такими, какие они есть.

Ребенок, с завышенной самооценкой
✔ считает, что он во всем прав;
✔ стремится управлять другими детьми;
✔ видит чужие слабости и ошибки, не замечая своих;
✔ старается обратить на себя внимание;
✔ агрессивен, когда не получает желаемого;
✔ не умеет быть благодарным.

Важные принципы

Что помогает сформировать и поддержать адекватную самооценку?

Ответственность . Не оберегайте ребенка от повседневных дел, но и не перегружайте. Только выполняя посильные задачи, он сможет почувствовать себя умелым и полезным.

Инициатива. Поощряйте ее: если сын или дочь хотят вам помочь, позвольте, даже если результат не слишком устроит. Ребенок сотворил странный кулинарный «шедевр»? В следующий раз выйдет лучше, а сейчас пусть получит удовольствие от проделанной работы и похвалу.

Ошибки. Не стесняйтесь демонстрировать собственные промахи: ошибаются все - и взрослые тоже. Показывайте разумное отношения к успехам и неудачам: «У меня что-то не получилось, но ничего, в следующий раз сделаю по-другому, и тогда у меня обязательно получится».

Анализ. Обсуждайте вместе с ребенком его неудачи, делая выводы. Важно проговаривать также и его достижения (обращая внимание на те способы и средства, которые помогли добиться желаемого). Так у ребенка будет развиваться умение планировать и оценивать собственные поступки.

Сравнение . Старайтесь сравнивать ребенка только с ним самим (тем, каким был вчера, будет завтра), но не с другими детьми. Для здоровой оценки своих возможностей нужно исходить из индивидуальных способностей и обстоятельств. Из-за привычки оглядываться на можно и потерять себя.

Оценка. Спрашивайте малыша, как бы он оценил себя, свой поступок или просто свой день. Можно даже ввести систему баллов или распечатать смайлики, яркие картинки («Превосходно», «Я молодец», «Упс!» и т.п.).

Похвала и наказание. Обращайте внимание на все поступки малыша и реагируйте на них соответственно: хвалите за хорошие и порицайте за плохие. Важно отделять поступок от личности. Ругайте за конкретные поступки, а не вообще (не «ты плохой», а «ты плохо поступил»). Старайтесь принимать ребенка таким, какой он есть.

Поддержка. Сопереживайте, оказывайте помощь в исправлении ошибок, вдохновляйте на хорошие поступки, радуйтесь успехам. Покажите малышу, что признаете самые разные его чувства, даже когда не согласны с ним. Не оскорбляйте малыша, срывая на нем плохое настроение. Старайтесь выстроить доверительные отношения. Только так он сможет научиться уважать себя и других людей.

Тест: какая самооценка у ребенка?

Объясните малышу:

«Посмотри внимательно на лесенку. Если на ней расставить всех детей, то на самых верхних ступеньках (покажите три верхние) окажутся : послушные, добрые, сильные, здоровые, и чем выше, тем они лучше. На самых нижних ступеньках окажутся самые плохие, непослушные, злые и слабые дети, - чем ниже, тем они хуже. А вот на средней ступеньке (покажите ее) оказываются дети самые обычные, и не плохие, и не хорошие».

Задайте ребенку 2 вопроса:

  1. На какую ступеньку ты сам себя поставишь?
    2. Как думаешь, на какую ступень тебя поставит мама? (Папа, бабушка, дедушка, воспитатель - кто-то очень близкий и важный).

Результаты теста

На какую ступеньку ребенок поставил себя? Это говорит об отношении к себе.

✓ Первая ступенька. Неадекватно завышенная самооценка. Если ребенок ставит себя на самый верх не раздумывая, говоря, что он «самый лучший», и при этом уверен, что и взрослые поместят его на ту же ступеньку, - у вас подрастает маленький воображала.

✓ Первая-вторая ступеньки. Высокая самооценка. После размышлений он ставит себя на высокие ступеньки, замечая, что все-таки иногда у него есть промахи («Я конечно очень хороший, но у меня не всегда получается помогать маме, потому что ленюсь»).

✓ Третья ступенька. Адекватная самооценка.
Малыш обдумывает задание и объясняет свой выбор, ссылаясь на реальные примеры и достижения. Значит, у ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет анализировать свои поступки: «Я хороший, потому что я помогаю маме».

✓ Четвертая ступенька. Нестабильная самооценка.
«Я и ни хороший, и ни плохой, потому что бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика кричу)». Это говорит о проблемах во взаимоотношениях в семье или с другими значимыми взрослыми. У ребенка нет уверенности в собственных силах, не хватает поддержки. Он и сам не очень понимает, какой же он, - и не может поставить себе оценку.

✓ Пятая-шестая ступеньки. Заниженная самооценка
Малыш помещает себя вниз и аргументирует примерно так: «Я всегда делаю все плохо», «в садике и дома на меня всегда ругаются». Часто такая оценка носит ситуативный характер (поссорился с кем-то, не получается какое-то дело), - важно повторить тестирование в другой день.

✓ Седьмая ступенька. Низкая самооценка.
Он уверен: «Я плохой». Часто это связано с целым комплексом негативных воздействий (в семье, саду). Ребенок чувствует себя ненужным, нет людей, которые безусловно поддерживают, а ведь это как раз задача родителей.

Кстати!

Ребенка постарше (начиная с 6 лет) можно протестировать по самым разным сферам его жизни, предложив оценить себя в спорте, в учебе, в поведении и т.п.

На какую ступеньку, по мнению малыша, его поставит значимый взрослый? Это расскажет об отношениях с ним

Для нормального, комфортного самоощущения малыша (а оно связано с чувством защищенности), важно, чтобы он был уверен: кто-то из взрослых поставит его на самую высокую ступеньку.

Вот пример благоприятного расклада: ребенок ставит себя на вторую или третью ступеньку, а мама (или папа), по его мнению, помещает его на самую высокую. Аргументы такие: «Я не самый хороший, балуюсь иногда. Но мама меня отправит наверх, потому что очень любит». Ответы такого типа свидетельствуют о том, что ребенок уверен в любви взрослого, чувствует поддержку и полное приятие, а это необходимое условие для нормального развития.

Если разница в оценках (своей и взрослого) составляет более одной-двух ступеней, это говорит о трудностях во взаимоотношениях. У ребенка может развиться гиперответственность, он будет стремиться доказать свою значимость и пытаться соответствовать высоким ожиданиям. А это часто приводит к обесцениванию собственных достижений и агрессии к взрослому, если не удается добиться его похвалы. Малышу явно нужно уделять больше внимания.

Важно!

Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности часто отказываются проходить тест, отвечая на вопросы: «Не знаю». Предложите ребенку оценить не себя, а свои игрушки. Возьмите несколько разного пола: с одной малыш ассоциирует себя, с другими - важных взрослых.

Тёплая семейная атмосфера, внимание, забота и понимание со стороны родителей – все это является важной основой для развития адекватной самооценки любого ребенка. На формирование личностных качеств человека воздействуют множество факторов. Не зря говорят «все мы родом из детства», ведь именно в это время происходит построение личностного стрежня и развитие самооценки. К сожалению, многие дети имеют неадекватное самовосприятие. Что же является причиной такого явления и как бороться с ним, вы узнаете в нашей статье.

Завышенная самооценка у ребенка: что делать

Завышенная самооценка в наше время встречается довольно часто. Страдают ей не только взрослые, но и дети. Такие малыши чрезмерно амбициозны и самоуверенны, они переоценивают свой потенциал, замечают только положительные черты, считая себя «центром вселенной» .

В случае неудач, чадо испытывает тяжёлые переживания, находится длительное время в подавленном состоянии и даже впадает в депрессию. В чем же причина появления такого искаженного восприятия собственного «Я»?

Несомненно, на самооценку в детстве огромное влияние оказывают родители. Ведь маленький человек ещё не в силах объективно самостоятельно анализировать свое поведение, он полностью опирается на оценку взрослых. Зачастую излишняя неоправданная похвала с их стороны, а также чрезмерное внимание и потакание любым капризам накладывают негативный отпечаток на формирование самооценки малыша.

Когда такой ребенок идёт в школу , нередко в его сознании происходит внутриличностный конфликт. Кроха начинает сравнивать себя с другими детьми и понимать, что его успехи не только ничем не отличаются от достижений одноклассников, но и могут быть значительно хуже. «Но как же так может быть? Ведь я же самый-самый?» – никак не укладывается в голове у маленького почемучки.

Высокая самооценка у ребенка также часто становится причиной проблемы в общении со сверстниками, в своем сознании они искажают реальность, не воспринимая все то, что может нарушить их собственное представление о себе.

Если повышенная самооценка у детей проявляется все чаще, родители могут безболезненно скорректировать завышенное самовосприятие.

  • Хвалите ребенка правильно . Нужно поощрять малыша, когда он действительно этого заслужил.
  • Не забывайте, что критика тоже необходима . Она даёт возможность двигаться вперёд и работать над собой. Однако дети с завышенной самооценкой могут болезненно реагировать на любые замечания. Критические высказывания делайте аккуратно, например, произносите их после заслуженной похвалы.
  • Повышайте планку. Бывают случаи, когда родители намеренно дают малышу те задания, с которыми он легко справляется. Не всегда этот принцип работает на благо. Ваш малыш должен научиться прикладывать усилия, достигать цели и понимать, что не все в жизни даётся легко и просто.

  • Поддержка родителей. Ребенок с проблемной самооценкой особенно нуждается в поддержке и понимании родителей. Расскажите малышу, что не бывает идеальных людей, даже у мамы и папы не всегда все получается. Не забывайте говорить крохе, что вы в любом случае любите его со всеми достоинствами и недостатками.

ОСОБЕННОСТИ! Самооценка человека в течение жизни под воздействием различных факторов может претерпевать множество изменений. Например, ребенок, страдающий завышенным самовосприятием, в случае неудач нередко впадает в депрессию, его самооценка при этом падает и становится заниженной.

Заниженная самооценка у ребенка: что делать

Ваш малыш неуверенный в себе, чрезмерно ранимый и нерешительный, его мучают тревожность и мнительность? Такие признаки свидетельствуют о заниженной самооценке.

Почему у ребенка занижена самооценка? Причины такого нездорового самовосприятия различны. Самые распространенные из них: повышенные требования со стороны взрослых, семейные конфликты, отсутствие внимания и похвалы, наличие различных дефектов в психофизическом развитии, период адаптации к школе (6-7 лет ) и прочее.

Если у ребенка занижена самооценка: что делать?

  • Станьте ребенку другом.

Зачастую взрослые уделяют недостаточно внимания своим детям, списывая это на усталость и нехватку времени. Любому малышу необходимо ощущать себя нужным. Общайтесь с крохой, интересуйтесь его увлечениями и желаниями, поддерживайте, и главное, искренне верьте в него. Регулярные беседы послужат отличным началом для формирования доверительных отношений.

  • Не забывайте о похвале.

Любой ребенок нуждается в родительском поощрении. Хвалите малыша за его успехи, это послужит отличным стимулом для дальнейших побед и свершений, придаст уверенность в себе и своих силах. Однако старайтесь не впадать в крайности, чрезмерная и незаслуженная похвала может стать виновниками появления завышенного самовосприятия.

  • Узнайте, что стало причиной сниженной самооценки.

Поразмышляйте, из-за чего ваш малыш столкнулся с такой проблемой. Достаточно ли вы уделяете внимания ребенку? Чрезмерно ли вы требовательны к нему? Будьте честны перед собой. Если же дело вовсе не в вас, задумайтесь, ведь малыш подвергается влиянию и других людей. Это могут быть не только друзья, но и педагоги. Не всегда учителя объективно оценивают поведение и возможности ребенка, зачастую делают это поверхностно, подвергая кроху чрезмерному давлению. Наличие педагогического образования вовсе не говорит о том, что учитель всегда прав.

  • Задумайтесь, заниженная ли это самооценка или особенность темперамента.

Не всегда скромность является проявлением заниженной самооценки. Если ребенок стесняется чужих людей – это может быть и осторожностью. Кроха волнуется и не может выразить свои мысли в беседе с неизвестным ему человеком, например, врачом? Дайте ему время освоиться и справиться с волнением. Пусть он скажет, когда будет готов продолжить разговор. При этом, не давите на него и не упрекайте.

  • Научите малыша чувствовать себя уверенным.

Даже сильный духом ребенок уязвим, и может подвергаться прессингу. Например, в школе дети часто сталкиваются с насмешками со стороны одноклассников. Это угнетает любого малыша. Не всегда есть возможность наладить отношения со сверстниками или поменять школу. В таких случаях особенно важно дать возможность крохе почувствовать себя успешным в других средах.

Для этого бывает достаточно отдать свое чадо в спортивную секцию или художественную школу. Добившись признания со стороны других людей, достигнув свершений на каком-либо поприще, ребенок сможет гордиться собой, и этот положительный опыт даст сил справиться со сложностями в других жизненных аспектах.

ОСОБЕННОСТИ! Дети с завышенной самооценкой нередко уязвимы и неуверенны в себе, хотя внешне проявляют амбициозность и даже высокомерность.

  • Помогаем крохе управлять эмоциями.

Лучше всего помогут управлять эмоциями помогут серьезные занятия, будь то хоккей, спортивные танцы или игра на музыкальном инструменте. Ведь такие увлечения требуют постоянной работы над собой, учат самоорганизации, дисциплине, правильной расстановке приоритетов. Победа и проигрыши закаляют, способствуют личностному росту и формируют уверенность в себе. Главное, чтобы такие хобби действительно нравились ребенку, даже, несмотря на некоторые сложности, его тянуло к ним. Родители ни в коем случае не должны заставлять малыша и навязывать ему свои интересы.

  • Не критикуйте выбор ребенка.

Если ваш малыш в одно прекрасное утро заявил, что хочет стать актером – поддержите его, не воспринимайте такое желание с усмешкой. Спросите у крохи, почему он так решил, какие актеры ему нравятся, расскажите, какие импонируют вам. Нередко многие люди делают выбор профессии еще в детстве. Из-за отсутствия родительской поддержки можно перестать верить в свои силы и мечты и во взрослой жизни оказаться на распутье и в поисках себя. Ведь нужно не только набраться смелости заявить о своих желаниях, но и сделать первые шаги. К сожалению, уже на первом этапе такие попытки зачастую пресекают родители.

  • Не ограждайте ребенка от мира.

Не стоит создавать малышу тепличные условия. Ребенок должен понимать, что жизнь не такая уж и простая штука. Сталкиваясь с неудачами и невзгодами, преодолевая их, он тоже получает бесценный опыт, способствующий личностному росту. Ваша задача – помочь советом и заботой, поддержать в трудную минуту.

  • Создавайте ситуации успеха.

Позвольте малышу заниматься тем, что у него больше всего получается, не давайте ему задач, с которыми он не в силах справиться. Это поможет ему обрести веру в свои силы. Нередко родители требуют от своих детей слишком многого.

Будьте примером для своих детей. Помните: ваши слова и поступки, жизненное кредо и самооценка тоже оказывают влияние на становление личности ребенка.

Завышенная самооценка – это переоценивание индивидом собственного потенциала. Такая самооценка может обнаруживать и положительное влияние, и отрицательное воздействие. Положительное влияние выражается в уверенности субъекта. К отрицательным воздействиям можно отнести повышенный эгоизм, наплевательское отношение к точке зрения или мнению окружающих, переоценку собственных сил.

Часто, неадекватно завышенная самооценка в случае неудач и неуспеха может ввергнуть индивида в пучину депрессивного состояния. Поэтому, какую бы пользу ни приносила завышенная самооценка личности, все же лучше пытаться удерживать ее под контролем.

Завышенная самооценка признаки

Самооценка личности завышенная проявляется по сравнению с заниженным самооцениванием более однообразно. В первую очередь такой человек ставит себя превыше других, считает себя светилом, а всех остальных недостойным его. Однако не всегда сам человек ставит себя выше других, нередко, сами люди возносят его, но он не в состоянии адекватно относиться к такой оценке себя, и им овладевает гордыня. Причём она может настолько сильно прилипнуть к нему, что даже, когда момент славы далеко позади, гордыня остаётся с ним.

Неадекватно завышенная самооценка и ее признаки:

  • человек всегда уверен в собственной правоте, даже при существовании конструктивных доводов и аргументов в пользу противоположной точки зрения;
  • в любой конфликтной ситуации или при споре индивид уверен, что последняя фраза должна оставаться за ним и ему неважно, какой именно будет эта фраза;
  • он полностью отрицает факт существования противоположного мнения, отвергает даже возможность того, что каждый имеет право на собственную точку зрения. Если он все-таки согласится с таким утверждением, то будет уверен в «неправильности» точки зрения собеседника, отличной от его;
  • субъект уверен в том, что если у него что-либо не получается, то в этой ситуации виновен не он, а окружающий социум или сложившиеся обстоятельства;
  • он не умеет просить прощение и извиняться;
  • индивид постоянно ведет соперничество с коллегами и друзьями, желая всегда быть лучше других;
  • он высказывает собственную точку зрения или принципиальные позиции постоянно, даже при условии, что его мнение никому не интересно, и высказывать его никто не просит;
  • в любых дискуссиях человек очень часто употребляет местоимение «я»;
  • любую критику, направленную на него, он воспринимает в качестве проявления неуважения к своей персоне, и всем видом дает понять, что ему абсолютно безразлично мнение окружающих о нем;
  • для него важно быть всегда идеальным и никогда не допускать ошибок и промахов;
  • любой неуспех или неудачи могут надолго выбить его из рабочего ритма, он начинает ощущать подавленность и раздражительность, когда не получается что-то сделать или достигнуть задуманного результата;
  • предпочитает браться только лишь за дела, достижение результатов в которых связано с трудностями, при этом, часто, даже не просчитав возможные риски;
  • индивид страшиться показаться окружающим слабым, беззащитным или неуверенным в себе;
  • собственные интересы и увлечения всегда предпочитает ставить на первое место;
  • индивид подвержен чрезмерному эгоизму;
  • он склонен учить окружающих людей жизни, начиная с любой мелочи, например, как правильно жарить картошку, и заканчивая более глобальным, например, как зарабатывать деньги;
  • в разговорах он больше любит говорить, чем слушать, поэтому постоянно перебивает;
  • его тон разговора характеризуется высокомерием, а любые просьбы больше напоминают приказание;
  • он стремится быть во всем первым и самым-самым, а если это не получается, то может впасть в .

Люди с завышенной самооценкой

Характеристика завышенной самооценки заключается в том, что люди, страдающие таким «недугом», имеют искаженное, в сторону завышения, представление о собственной персоне. Они, как правило, где-то в глубине души ощущают одиночество и неудовлетворенность собой. У них часто довольно сложно формируются взаимоотношения с окружающим социумом, так как желание видеться лучше, чем они являются в реальности, приводит к надменному, высокомерному, вызывающему поведению. Иногда их действия и поступки бывают даже агрессивными.

Индивиды, имеющие завышенную самооценку, очень любят себя нахваливать, в разговоре постоянно стараются подчеркнуть собственные достоинства, а о посторонних людях могут позволить себе неодобрительные и неуважительные высказывания. Они таким способом самоутверждаются за счет окружающих людей и стремятся доказать всей вселенной, что они всегда правы. Такие люди считают себя лучше всех, а других гораздо хуже них.

Субъекты с завышенным самооцениванием болезненно реагируют на любую, даже безобидную, критику. Порой они ее могут воспринимать даже агрессивно. Особенность взаимодействия с такими людьми содержит в себе требование с их стороны о том, чтобы окружающие постоянно признавали их превосходство.

Завышенная самооценка причины

Чаще неадекватное оценивание в сторону завышения возникает вследствие неправильного семейного воспитания. Нередко неадекватная самооценка формируется у субъекта, который был одним ребенком в семье или первенцем (встречается реже). Малыш с раннего детства чувствует себя центром внимания и главной персоной в доме. Ведь все интересы членов семьи подчиняются его желаниям. Родители с умилением на лице воспринимают его действия. Они во всем потворствуют ребенку, и у него формируется искаженное восприятие собственного «Я» и представление о своем особенном месте в мире. Ему начинает казаться, что земной шар вращается вокруг него.

Завышенная самооценка у девушки часто имеет зависимость от обстоятельств, связанных с их вынужденным существованием в суровом мужском мире и борьбой за свое персональное место в социуме с шовинистами в штанах. Ведь каждый так и норовит указать женщине, где ее место. Кроме того, завышенная самооценка у девушки часто связана с внешней привлекательностью лица и строения тела.

Мужчина с завышенной самооценкой воображает себя центровым объектом вселенной. Именно поэтому он безразличен к интересам других и не будет прислушиваться к суждениям «серой массы». Ведь именно такими он видит остальных людей. Мужская неадекватная самооценка характеризуется беспричинной уверенностью в своей субъективной правоте даже в условиях свидетельствования фактов об обратном. Подобных мужчин еще можно назвать .

По статистике женщина с завышенным оцениванием себя встречается гораздо реже, чем мужчина с завышенной самооценкой.

Завышенная и заниженная самооценка

Самооценка является внутренним представлением субъекта о себе самом, собственном потенциале, своей социальной роли и жизненных позициях. Еще она также обуславливает отношение к социуму и миру в целом. Самооценка имеет три грани. Так, например, любовь к людям начинается с любви к самому себе, а заканчиваться может с той стороны, где любовь уже переходит в заниженную самооценку.

Верхним пределом оценивания себя является завышенная самооценка, в результате которой индивид воспринимает свою личность неверно. Он видит не себя настоящего, а надуманный образ. Такой индивид неправильно воспринимает окружающую реальность и свое место в мире, идеализирует свои внешние данные и внутренние потенциал. Он считает себя более умным и здравомыслящим, гораздо красивее окружающих и успешнее всех.

Субъект, имеющий неадекватную самооценку, всегда знает и умеет все лучше других, знает ответы на любые вопросы. Завышенная самооценка и причины ее могут быть различными, например, человек стремится добиться многого, стать успешным банкиром или известным спортсменом. Поэтому он идет напролом к достижению своей цели, не замечая ни друзей, ни родных. Для него становится собственная индивидуальность своеобразным культом, а окружающих он считает серой массой. Однако нередко за высокой самооценкой может скрываться неуверенность в собственном потенциале, силах. Иногда завышенная самооценка является всего лишь своеобразной защитой от окружающего мира.

Завышенная самооценка – что делать? Для начала следует попробовать признать уникальность каждой отдельной личности. Каждый человек имеет право на собственную точку зрения, которая может быть верной, несмотря на то, что она не совпадает с вашей. Ниже приведено несколько правил для приведения самооценки в норму.

Попробуйте во время беседы не только лишь слушать говорящего, но и слышать его. Не стоит придерживаться ошибочного мнения, что окружающие могут нести только чушь. Поверьте, что во многих областях они могут разбираться гораздо лучше вас. Ведь человек не может быть экспертом во всем. Разрешите себе допускать ошибки и промахи, ведь они только помогают приобретать опыт.

Не пытайтесь кому-то что-либо доказывать, каждый человек прекрасен своей индивидуальностью. Поэтому не стоит выпячивать напоказ постоянно свои лучшие черты. Не впадайте в депрессию, если не смогли достичь желаемого результата, лучше проанализируйте ситуацию на предмет того, почему так случилось, что вы сделали не так, в чем причина неудачи. Поймите, что если у вас что-то не получилось, то это произошло по вашей вине, а не вине окружающего социума или обстоятельств.

Считайте аксиомой тот факт, что у каждого есть недостатки и постарайтесь принять то, что вы тоже не идеальны и что имеете отрицательные черты. Лучше уж работать над и исправлением недостатков, чем закрывать ни них глаза. А для этого научитесь адекватной самокритичности.

Заниженная самооценка проявляется в негативном отношении личности к самой себе. Такие индивиды склонны принижать собственные достижения, достоинства и положительные черты. Причины возникновения заниженной самооценки могут быть различными. Так, например, самооценка может понизиться вследствие негативного внушения социума или самовнушения. Также причины ее могут происходить родом из детства, как следствие неправильного родительского воспитания, когда взрослые постоянно говорили малышу, что он плохой или сравнивали с другими малышами не в его пользу.

Завышенная самооценка у ребенка

Если у ребенка самооценка личности завышенная и он замечает в себе только лишь положительные черты, то навряд ли ему в дальнейшем будет легко выстраивать отношения с другими детьми, вместе с ними находить решения вопросов и приходить к консенсусу. Такие малыши являются более конфликтными по сравнению со своими сверстниками и чаще «сдаются», когда у них не получается достичь поставленных результатов или целей, соответствующих их представлениям о себе.

Характеристика завышенной самооценки ребенка заключается в его переоценивании себя. Часто так случается, что родители или другие значимые близкие склонны переоценивать достижения малыша, при этом неустанно восхищаясь любыми его действиями, умом, сообразительностью. Это ведет к появлению проблемы социализации и внутриличностного конфликта, когда ребенок попадает в среду сверстников, где он из «самого-самого» трансформируется в «одного из группы», где оказывается, что его умения не такие уж и выдающиеся, а такие же как у других или даже хуже, что еще тяжелее переживается ребенком. В этом случае завышенная самооценка может резко стать заниженной и вызвать у малыша психическую травму. Серьезность травмы будет зависеть от возраста, в котором ребенок влился в чужую для него среду – чем старше он будет, тем сильнее он будет переживать внутриличностный конфликт.

В связи с неадекватно завышенной самооценкой у ребенка формируется неправильное восприятие себя, идеализированный образ своего «Я», собственного потенциала и ценности для окружающего социума. Такой ребенок эмоционально отвергает все, что может нарушить его представление о самом себе. Вследствие чего происходит искажение восприятия реальной действительности, и отношение к ней преобразуется в неадекватное, воспринимаемое только на уровне эмоций. Дети с завышенной самооценкой характеризуются трудностями в общении.

У ребенка завышенная самооценка – что делать? Огромную роль в формировании детской самооценки играет заинтересованное отношение родителей, их одобрение и похвала, поощрение и поддержка. Все это стимулирует деятельность ребенка, его познавательные процессы, формируют нравственность малыша. Однако хвалить тоже нужно правильно. Существует несколько общих правил, когда не следует хвалить ребенка. Если малыш чего-то достиг не при помощи собственного труда – физического, умственного или душевного, то не нужно его хвалить. Также не подлежит одобрению и красота ребенка. Ведь этого добился не он сам, душевной или внешней красотой детей награждает природа. За его игрушки, одежду или случайные находки ни в коем случае не рекомендуется хвалить. Чувство жалости или желания понравиться тоже не является хорошей причиной для похвалы. Помните, что чрезмерная похвала может привести к обратному результату.

Постоянное одобрение всего, что делает или не делает ребенок, приводит к формированию у него неадекватной самооценки, что впоследствии негативно повлияет на процесс его социализации и межличностное взаимодействие.

Рекомендуем почитать

Наверх