Что такое детская жестокость. Детская жестокость — проблема современного общества. Проблема детской жестокости — откуда ноги растут

Стихи 31.01.2023
Стихи

Каждая мама считает своего малыша маленьким ангелочком и с умилением наблюдает за его играми. Но иногда мы становимся свидетелями совсем не ангельских игр. Откуда же берется в наших милых детях жестокость и такое стремление к разрушению?

Кроха бьет куклу. Строит дом, а потом с громким воплем его рушит. Обижает младшего брата. Издевается над одногруппником. Как быть?

Агрессия. Начало

Первые проявления агрессивности мы начинаем замечать у малыша примерно в год. Обычно она бывает направлена на близких людей - маму, папу, бабушку, сестренку. Ни с того ни с сего малыш, сидя на руках, может довольно больно шлепнуть по лицу или укусить, а то и ущипнуть. Такое поведение еще нельзя назвать жестоким, но это уже проявление агрессии. Такие проявления в данном возрасте совершенно нормальны - так ребёнок учиться различать границы дозволенного и усваивает связь между своими действиями и реакцией других. Было бы ошибочно думать, что такого рода агрессия малыша сделает его в будущем садистом. Это не так, но для того, чтобы этот навык не закрепился, реакция родителей должна быть ясной и понятной ребёнку. Нельзя отвечать агрессией на шлепки малыша или переводить все в игру. Вместо этого после первого же укуса или щипка вы должны сразу снять ребёнка с рук и строго сказать: «Нельзя! Мне больно!» Даже если ребенок расплачется, выдержите некоторое время, прежде чем снова взять его на руки. Если подобное поведение повториться - реагируйте так же, как и в первый раз. Малыш быстро усвоит, что такой способ общения в вашей семье неприемлем.

Маленькие детки - маленькие бедки

Став немного постарше, дети могут проявлять жестокость по отношению к другим детям в саду или на детской площадке, а могут серьезно мучить животное. Нельзя закрывать глаза на подобные действия. Трёхлетка может еще не понимать, что причиняет боль другому ребёнку, ударив его машинкой по голове - таким образом, он просто защищается. А вот пятилетка, кидая котенка в лужу или швыряясь камнями, уже вполне осознает, что причиняет страдания. Подобные проявления, скорее всего, отражают отношения в семье. Слишком авторитарный стиль воспитания, жестокие наказания могут приводить к тому, что у ребёнка формируется сильная агрессия по отношению к родителям. Но так как выплеснуть её на взрослых по понятным причинам он не может, то ищет другой, более слабый объект. Как в известной истории: папа наорал на маму, мама шлепнула сына, сын ударил кошку, кошка испортила всем обувь.

Недетские игры

Сильно подавляемые родителями дети в младшем школьном возрасте поднимают свою самооценку путем травли кого-то более слабого, часто собирая компанию. Таким извращённым образом ребенок пытается приобрести статус значимого. Так может проявляться и отсутствие чувства безопасности в собственном доме, так как родители применяют к ребёнку слишком жестокие, неадекватные наказания. Также, если к ребёнку применялось насилие в любой форме, он может воспроизводить похожую ситуацию, где уже он будет играть роль садиста. Эта смена ролей нередко наблюдалась в армейской среде среди молодых ребят. Те, над кем издевались старослужащие, в дальнейшем сами издевались над более слабыми. Причем нередко придумывают еще более жестокие издевательства.

Другая сторона медали

Было бы ошибочно считать все проявления агрессии абсолютным злом. Агрессия сама по себе служит механизмом, который позволяет человеку защитить себя. И подавлять все её проявления в ребёнке - большая ошибка, особенно если вы растите сына. Но ваша задача - научить ребенка контролировать агрессию и правильно выбирать объект для ее выхода. Например, подойдёт боксерская груша или стрельба по пустым коробкам. Ну а если вы заметили за своим ребёнком действительно пугающие проявления жестокости, не тяните время и не закрывайте на это глаза - своевременное обращение к детскому психологу, а возможно и к детскому психиатру может уберечь вас и вашего малыша от серьезных проблем в будущем.

Проявление жестокости у ребенка — всегда неожиданно для родителей. Ласковый, чувствительный кроха, который не переносит вида крови от царапины, вдруг с особой жестокостью мучает кошку. Отрывает крылышки у бабочки, подносит ее к огню. Издевается над теми, кто младше и слабее. Детская жестокость не появляется ниоткуда.

Не стоит путать жестокость и злость. Жестокость — психологическая, моральная черта характера, проявляющаяся в издевательском отношении к окружающим людям, а также к другим живым существам. Целью жестокости является желание причинить страдание, боль, наслаждение от страданий жертвы. Злость — эмоциональная реакция личности на определенную ситуацию.

У взрослых часто существуют два ошибочных представления о жестокости:

  • жестокость у ребенка врожденная, ничего тут не изменить;
  • проявления детской жестокости — возрастные особенности, которые сами пройдут, когда малыш вырастет.

При рождении крохе дается темперамент. Так холерик с гиперактивностью не может усидеть на месте, постоянно шалит, не думая о последствиях, но не желая причинять другим живым существам какую-либо боль. Малыш, любящий издеваться над слабыми, беспомощными животными, насекомыми или другими детьми, которые не смогут ответить, добивается именно причинения страданий.

Такие дети наслаждаются слезами жертвы, тем как она страдает от причиненной боли. Боль может быть не только физической, болезненно воспринимаются оскорбления, насмешки. Часто слабые малыши, подвергаются психологическому давлению, издевательствам от сверстников в детсадах, школах.

Ждать, когда дети «перебесятся», «само пройдет» — большая ошибка. Не принятые вовремя меры, не обращенные взрослыми особенности поведения некоторых детей, могут привести к развитию, обострению некоторых психических заболеваний. Садизм, социопатия неотделимы от жестокости.

Последний признак уже обязывает родителей принять все серьезные меры воспитания, а также лечения. Не всегда малыш, который мучает животных становится садистом. Но вероятность такого развития событий достаточно высока.

Специалисты сходятся к одному мнению: для возникновения детской жестокости — причины, следует искать в семье. Именно семья, методы воспитания, родители поведением являются главными виновниками проявления жестокости у ребенка. Из поведения значимых взрослых начинает происходить, развиваться агрессивность крохи.

Роль семьи

Авторитарное воспитание, диктаторское поведение по отношению к чаду, постоянные ограничения, наказания, часто физические — например, порка ремнем. Все это подавляет личность маленького человечка, заставляет его ощущать себя слабым, беззащитным, вызывает желание поднять самооценку причиняя страдания, более слабому существу.

Кроха, воспитанный в авторитарной семье, берет пример с родителей. Чтобы тебя слушались, боялись, необходимо унижать, оскорблять, причинять боль. Обычно отец в такой семье учит малыша «зачем спорить, лучше избей, тогда тебя зауважают». Драки, отнимание игрушек в авторитарных семьях считаются умением постоять за себя.

Гиперопека в семьях зачастую тоже приводит к проявлению детской жестокости. Кроха, воспитанный в тепличных условиях, не знает, как вести себя с ровесниками. При поступлении в детсад, школу, такие непоседы не умеют находить общий язык со сверстниками, часто плачут, бегают жаловаться взрослым на то, что их обижают.Ведут себя также, как привыкли вести дома.

Детский коллектив сразу вытесняет из своего круга слабохарактерных, плаксивых малышей. С ябедами не дружат, надо ними начинают издеваться. Нередко издевательства переходят в настоящую травлю, которая наносит огромный вред психике всех участников конфликтной ситуации.

Взрослым необходимо пересмотреть свои методы воспитания подрастающего поколения, чтобы не воспитать из своего чада жертву детской жестокости или насильника. Жестокость, проявленная детьми, берет начало в отношениях внутри семьи. Телевидение, интернет только дополняют недостатки воспитания в семье.

Нередко взрослые занятые личной жизнью не проявляют достаточно любви, заботы о чаде, не интересуются его проблемами. Вместо воспитания моральных принципов, часто родители откупаются от детей дорогими подарками, нередко выдают крупные суммы денег на карманные расходы.

Нравственные начала ребенок получает в семье, принимая поведение значимых взрослых за норму. Если в семье присутствует неуважение к старшим, крики, оскорбления или кто-то из родителей дерется, все это откладывается в памяти малыша. Неуважение к собственному чаду, высмеивание его, часто в присутствии посторонних, оскорбления, рукоприкладство — только вызывает ненависть, воспитывает агрессивность.

Виды детской жестокости

Проблема жестокости у детей особенно остро стоит в последнее время. Дети не просто ведут себя жестоко, они еще бравируют своим поведением. Снимают сцены издевательств на смартфоны, выкладывают в интернет. Достаточно часто подростки не понимают, что за жестокие действия в отношении другого человека или животного, проявленные с особой жестокостью возможно уголовное наказание.

Чтобы разработать меры воздействия, чтобы понять почему дети жестоки, разработать программу коррекции поведения агрессивности детей, необходимо понимать, по каким видам делится агрессивность ребятни. Психологи предлагают такое деление:

  • фрагментарная проявляется у дошколят. Непоседы, не способные к агрессивности, вдруг начинают грубить маме или бабушке. Отнимать игрушки у младшего братика или сестренки. Кроха пытается установить границы личного пространства, проверяет, что ему позволено делать. Если дошкольник отрывает крылышки бабочки, кидает камни в кошку, скорее всего крохой движет желание узнать, как поведет себя живое существо.
  • Устойчивая агрессивность уже связана с особенностями характера личности. Чаще всего она присуща детям в подростковом возрасте. Такой вид направлен уже на определенную категорию детей или животных, иногда направляется на беспомощных взрослых.

Малыш, воспитанный уважать других, имеющий самоуважение, высокую самооценку, в трудных ситуациях попробует договориться или по другому решить проблему. Дети с комплексом неполноценности, неуверенные себя, свой страх выражают в желании причинить боль другому объекту. Злой малыш пытается самоутвердиться за счет слабости другого.

Если малыш участвует в травле другого крохи, постоянно издевается особо зверским способом над котятами, щенками — взрослые должны обратиться за помощью к психологам. В данных случаях простой беседы с подростком бывает недостаточно, чтобы снизить его агрессивность, привить нравственные начала.

Жестокость также бывает:

  • Неосознанная агрессивность. Дошкольник зачастую не осознает, что другому может быть также больно. Кроха уверен, что настоящую боль жертвы его издевательств не испытывают. Несмышленыш считает свое поведение просто игрой. Малыш подражает тому, что увидел в мультфильме — например, как в героя кидают камни, или отрубают ему руку. Кроха, подражая увиденному, ломает любимую куклу, кидает камни в котенка или в малыша.
  • Осознанная агрессивность. Самый тяжелый случай. Социальный, моральный аспект поведения полностью отсутствует. Подросток целенаправленно травит, издевается над более слабым, испытывая при этом удовольствие. Никаких угрызений совести, чувства вины в данном случае нет.

Многие замечают, что существуют особые люди, которые притягивают к себе неприятности, чаще других становятся жертвами насилия или противоправного поведения. Виктимность — склонность личности стать жертвой насилия, преступления. Особое поведение малыша, может спровоцировать в отношении его проявления жестокости со стороны сверстников.

Особенности виктимного поведения выросли в семье. Сильные, уверенные взрослые, имеющие твердые нравственные начала, также воспитают и свое чадо. Необходимо выделять успехи крохи, хвалить за хорошие поступки, воспитывать уважение к окружающим и себе. Уверенный в себе дошкольник не вызовет желание других деток поиздеваться над ним.

Как проявляется жестокость

Родителям необходимо быстро реагировать в следующих случаях:

  • у малыша проявляется немотивированная агрессивность. Все проблемы кроха пытается решить с помощью кулаков;
  • кроха играет в игры с большим количеством элементов насилия. «Расстреливает» из пистолета, автомата малышей. Игрушечным ножом отпиливает руки, ноги, играет в пытки, допросы с нанесением увечий;
  • с большим удовольствием смотрит сцены насилия на экране телевизора, или наблюдает как издеваются над маленьким котенком;
  • постоянно поступают жалобы на непоседу, что он обзывается, дразнится, преследует какого-либо малыша. С восторгом рассказывает маме, как в результате его издевательств кто-то плакал.

Не стоит ждать, когда фрагментарная, неосознанная агрессивность поведения перейдет в тяжелую форму психического расстройства. У детей с жестоким поведением нет четкого понимания социальной ответственности. Жестокий, беспринципный, неспособный к состраданию — человек, чьи родители не хотели заниматься воспитанием крохи, переносили на будущее разговоры с дошкольником.

  • Любое проявление детской жестокости должно вызвать ваше пристальное внимание.
  • Выясните причины подобного поведения. Узнайте мнение не только своего чада.
  • Каждый жестокий поступок должен быть негативно оценен.
  • За жестокое поведение необходимо в каждом конкретном случае подбирать индивидуальное наказание.
  • Пересмотреть стиль поведения в семье, скорректировать принципы воспитания крохи.
  • Обязательно объяснить причину наказания, объяснить суть жестокого поступка.
  • Проявлять уважение, любовь к несмышленышу.
  • Хвалить за все хорошие поступки.

Привитие моральных принципов, воспитание нравственных начал — все это необходимо начинать с маленьким человечком с самого раннего детства. Что такое хорошо, что такое плохо — малыш узнает от своих родных, близких ему людей. Оградите мир маленького непоседы от жестокой агрессивности.

Почему жестоки дети? Как нужно воспитывать детей, чтобы они не были жестокими и агрессивными? Различают два вида жестокости: разовая и устойчивая, повторяющаяся от ситуации к ситуации. В этой статье мы поговори об устойчивой жестокости детей.

Мы живем в таком поле жестокости,
В
таком его напряжении, что никто
Ни
от чего не застрахован — ни от того,
Чтобы стать убийцей, ни от того,
Чтобы стать жертвой.

Жестокость сегодня

Жестокость стала обыденным делом. Ее проявления не шокируют ни взрослых, ни детей.

Довольно часто жестокое поведение дает существенные результаты: человеку удается с его помощью удовлетворить свои интересы и заставить других подчиняться. Однако эта дорога ведет в тупик. Наблюдая или почувствовав на себе жестокое поведение, окружающие составляют соответствующее мнение о таком человеке и, опасаясь за собственную безопасность, пытаются его всячески избегать. Жестокий в итоге становится одиноким, окруженным страхом, недоверием, непринятым другими.

Жестокий характер ребенка, склонность к насильственным действиям должны насторожить родителей. Конечно, малыши должны уметь себя защищать, однако вряд ли целесообразно, чтобы дети входили в жизнь, заняв бойцовскую позицию.

Кто-то мудро отметил: если бы дети были наделены физической силой взрослых, весь мир погрузился бы в насилие. Ребенок мог бы совершить много бед, сея боль и разрушение, поскольку еще не усвоил общечеловеческих норм поведения и не научился контролировать свои поступки. К счастью, физические возможности детей существенно ограничены.

Изучение детской жестокости

Относительно природы детской жестокости в науке существует много мнений. Многие специалисты пытаются найти в детской жестокости истоки будущей агрессивности, уголовных преступлений, политического экстремизма. Следует признать, что такие рассуждения правильны, но лишь отчасти.

Жестокость ребенка не следует измерять взрослыми мерками. Это особый феномен. Попробуем разобраться в своеобразии этого явления, его последствиях, а особенно в том, является ли неотвратимым перерастание детской жестокости во взрослую?

Науке известно, что жестокость взрослого человека может быть детской по своей природе, поскольку этот индивид в своем нравственном становлении остановился на более низком, примитивном этапе, то есть просто не стал полноценной, зрелой личностью. Однако отношение к нему соответствующее - от общественного осуждения к уголовному наказанию.

Почему дети становятся жестокими?

А как быть с жестоким ребенком? Известно, что развитие личности происходит постепенно, причем для начальных этапов характерно несовершенство или даже отсутствие нравственной позиции. Сознательным человеком ребенок еще должен стать, шаг за шагом, под руководством взрослого. Как правило, он еще находится под влиянием собственных импульсов и эмоций.

Моральные барьеры, которые упорядочивают жизнь взрослого человека, детьми не усвоены. К тому же ребенок не всегда умеет соотносить свои поступки и их последствия. Ведь у многих взрослых «чешутся руки», когда их кто-то раздражает своим поведением, и только значительными волевыми усилиями им удается себя сдерживать. Прожитые годы, приобретенный жизненный опыт, усвоенные нравственные наставления приучили их придерживаться общественных норм.

Ребенок же еще ​​не получил подобного опыта, не усвоил необходимых моральных уроков, у него «руки чешутся» недолго, и расправа над сверстниками, теми, кто помладше и послабее, происходит мгновенно.

Ребенок может поступить жестоко от незнания, от непонимания того, что крик и плач товарища - свидетельство страдания и боли, нанесенных им. Если он не научился понимать и сопереживать, то не способен правильно оценивать и чувствовать чужие страдания. Хотя это не оправдание, поскольку гуманности в отношении к другим нельзя не научиться никогда. Пробудить в детской душе сочувствие - задача взрослых: родителей, учителей, воспитателей.

Исследователи заметили, что жестокими чаще бывают дети тех родителей, которые сами не пытаются сдерживать собственные проявления жестокости. Можно рассматривать этот феномен как проявление наследственности, а можно объяснить тем, что дети просто усваивают соответствующее поведение при помощи наглядных пособий.

Как предотвратить детскую жестокость?

Жестокости можно научиться. Если ребенок воспитывается в такой среде, где жесткие, безжалостные столкновения являются обычным делом, то с легкостью усваивает образцы поведения. Тем более что современная массовая культура, к которой дети очень чувствительны, также преимущественно навязывает стереотипы именно жестокого поведения. Отсюда простая и естественная рекомендация для родителей: заботьтесь о круге интересов своего ребенка, особенно младших школьников, ограничивайте просмотр боевиков, компьютерных игр с элементами жестокости, насилия и агрессии.

Практика показывает, что простое средство влияния в семейном воспитании - наказание. Но если ребенок не понимает его причину, то чувствует лишь озадаченность и раздражение. Наказание считает произволом взрослых. Поэтому выражение «искоренение жестокости» парадоксально. Насилие нельзя лечить насилием. Незнание устраняют разъяснением. Если ребенок поступил жестоко по незнанию, необходимо его развеять, подробно объяснив, в чем дело. Гораздо легче это делать, когда семейная атмосфера наполнена духом сочувствия, сопереживания, толерантности к другим людям и «братьям нашим меньшим».

Следует постоянно, на собственных примерах, учить детей доброте, человечности, гуманности. Большинство детей легко усваивают эту науку, и проблемы с детской жестокостью не возникает.

Но вернемся к наказанию. Многие родители злоупотребляют этим методом воспитательного воздействия: наказывают не только за жестокость, но и за любую провинность. Часто «педагогическое воздействие» сводится к прямому причинению боли ребенку. Это часто позволяет достичь определенного результата: из-за страха перед болью ребенок на время удержится от некрасивых поступков, но в глубине души зарождается терпимость к жестокости и насилию. Ребенок убеждается в мысли: старший - сильнее, он всегда способен утвердиться в своих правах и желаниях, вызвав боль и страдания у тех, кто младше и слабее. Хуже, что такой механизм самоутверждения укоренится в детском сознании.

Многие ученые отмечают, что дети из семей, в которых практикуются физические наказания, гораздо чаще прибегают к жестоким поступкам - их этому научили в семье. Поэтому родителям необходимо помнить: если они бьют ребенка за то, что она избил младшего или ударил девочку, поиздевался над собачкой или котенком, то они не искореняют сорняк жестокости, а наоборот - подпитывают его.

Известны случаи, когда физические наказания входили в «воспитательную систему», превращаясь буквально на экзекуцию, которую нельзя объяснить лишь гневом, раздражительностью родителей. Эффект такого «воспитания» описан многими учеными-психиатрами, которые указывают на его тяжелые непоправимые последствия для психики ребенка, его личностного развития. Рубцы на теле ребенка через некоторое время заживут, но психическая травма может вылиться в тяжелый невроз, который, в свою очередь, повлечет искажения психосексуального развития. Исследователи указывают, что садомазохистские сексуальные установки, как правило, появляются у тех людей, которые в детстве подвергались жестокому избиению. А поскольку удовлетворить такие склонности в нормальном, здоровом браке невозможно, возникает реальная угроза противоправных действий.

Вывод из этого один: жестокость, избиение, издевательства - это не инструменты воспитания, а серьезная угроза нормальному развитию личности. Кто-то из родителей может возразить: «Меня отец бил, а я вырос нормальным человеком». Даже если это действительно так, то произошло это не благодаря, а вопреки такому «воспитательному воздействию». Необходимо помнить: родители - старшие друзья, а не палачи ребенка.

История человечества свидетельствует, что во все времена причинение боли меньшему, слабому считалось низким, гадким, недостойным поступком. И одновременно распространялась практика физических наказаний детей. При этом воспитатели исходили из своеобразной педагогической концепции, согласно которой ребенок - еще не совсем человек. Человеком он еще должен стать. Современная наука и общественность придерживаются иного мнения. Ребенок - полноценный человек, достойный человеческого отношения к себе. Родители собственным примером должны довести до сознания сына или дочери: зрелость и сила - не в способности разрушать, издеваться, унижать физически и морально, а в умении творить, утешать, любить.

Родителям необходимо понять: жестокость - это «болезнь» не ребенка, а той среды, в которой он растет, где формируется его личность. Очень справедливы слова: «Мы не в состоянии улучшить семью, в которой растем, но в наших силах изменить семью, в которой будут расти наши дети». Любой педагогический совет является комментарием к этому высказыванию.

Жестокость в современном мире – обычное явление. Вот почему вокруг то и дело вспыхивают мелкие конфликты и крупные войны. Более того, кажется, что жестокость сегодня пропагандируют. Только посмотрите, сколько фильмов, компьютерных игр и даже мультфильмов, в которых отображены драки, убийства. Их персонажи причиняют друг другу боль, и это приносит им удовольствие. Так сами взрослые создают модель поведения, которую копирует младшее поколение, а потом беспокоятся о том, как это явление искоренить.

Детская жесткость не совсем такая, как взрослая. У взрослых она развивается на почве личностных отношений, влияния каких-либо внешних факторов. Иногда ее причины очень серьезные, но частенько достаточно даже пустяка. Детская жестокость нередко вызвана тем, что так «модно», можно показать, что ты «лидер». Многие подростки просто копируют поведение своих сверстников, даже не задумываясь о последствиях. Если ребенок попадает в круг жестоких товарищей, он становится таким же, чтобы не стать лишним в этой компании. Когда ребенок привыкает быть жестоким, обратить этот процесс очень тяжело.

Многие авторы поднимали проблему детской жестокости, поэтому в литературе не тяжело найти примеры этого явления. Как только я ознакомился с темой сочинения, сразу вспомнил произведение В. Железникова «Чучело». Главная героиня Лена – шестиклассница. Девочку нельзя назвать красивой: высокая, худая, с длинным «до ушей» ртом. Лена жила в небольшом городке с дедом. Как-то внучка вернулась домой в слезах и сказала, что хочет навсегда уехать из этого городка. Оказалось, Лена стала объектом жестоких издевательств одноклассников.

Девочка никогда не имела друзей среди одноклассников, а один случай и вовсе усугубил ситуацию. Ленка стала невольной свидетельницей разговора классной руководительницы и одноклассника, а потом стала изгоем в классе. Девочку прозвали Чучелом, за ней гонялись, чтобы побить. Даже те одноклассники, которые жалели девочку, не пытались ее защитить, так как знали, что такая же жестокость обрушиться на них самих.

Этот пример показывает, как дети могут становиться жестокими только лишь из-за того, что так поступают их сверстники.

В этом же произведении есть еще один пример детской жестокости. Ребята решили насобирать денег на экскурсию по Москве. Для этого они подрабатывали там, где была возможность. Один из одноклассников, Валька решил заработать деньги отводя животных на живодерню. Мальчишка не задумывался, насколько жестоко поступает с беззащитными братьями меньшими.

Валька – доказательство того, что ради легкой наживы дети могут пойти на очень жестокие поступки. При этом они даже не задумываются, что причиняют кому-либо боль.

Можно сделать вывод, что детская жестокость – это бесчеловечное поведение детей, часто не имеющее серьезных оснований.

Многие недоумевают, откуда берется жестокость детей ? Ведь ни один младенец не рождается жестоким. Именно поэтому родители, сталкиваясь с жестоким поведением ребенка, бьют тревогу. И это правильно: если не понять причин такого поведения, сложно будет повлиять на него в будущем.

Жестокость малышей до года

Что понимается под словом «жестокость»? Это агрессия человека, которая направлена на других людей или предметы, принадлежащие им.

Дети до года могут проявлять агрессию неосознанно. Например, занимаясь с игрушками, кидать их в людей или животных, могут дергать маму за волосы, пытаться укусить или ударить чем-то по лицу. Эти проявления еще нельзя назвать жестокостью, так как в них нет злого умысла или желания причинить боль. Просто у детей этого возраста много энергии, они активно осваивают мир, пробуют двигаться разными способами, учатся контактировать с домашними.

Однако, если взрослые неправильно реагируют на подобные проявления, дети воспринимают нежелательные модели поведения как норму. Поэтому важно

  • Не сводить все к шутке. То, что вам кажется забавным, может и ребенком восприниматься так же, поэтому возможность причинить кому-то боль он будет расценивать как игру
  • Не отвечать агрессией. Дети до года вообще не обладают логикой, поэтому просто не поймут, что вы ущипнули и шлепнули их за конкретный поступок. Результат – утрата части доверия к вам
  • Возьмите за правило одинаково реагировать на . Он укусил вас? Если ребенок в это время находится у вас на руках, положите его в манеж или кроватку и строго скажите: «Кусаться нельзя!» Если малыш заплакал, не реагируйте на это, но еще раз повторите: «Ты укусил маму. Нельзя!» Через некоторое время возьмите ребенка снова, утешьте и поиграйте с ним, но в случае повторения, снова проведите ту же процедуру. У малыша должна закрепиться связь: укусил маму – она отдалилась, значит, кусаться не надо

Маленькие драчуны

Часто жестокость детей проявляется в детсадовском возрасте до трех лет. Стоит агрессивному ребенку появиться в коллективе сверстников, он сразу начинает отстаивать свои права своим излюбленным способом – кулаками. Начинаются конфликты, разбирательства с родителями, головная боль воспитателей.

Дело в том, что в большей или меньшей степени агрессия свойственна всем детям от 1,5 до 3 лет. Так предусмотрено природой: именно за счет агрессии человек учится защищаться. Вот только контролем агрессии детки овладевают позже. Чтобы это произошло, она должна осознаваться ими как нечто мешающее. Например, если реакция мамы будет осуждающей, то ребенок начнет испытывать дискомфорт и откажется от агрессии.

О чем стоит позаботиться?

  • Ваша реакция на проявление агрессии должна быть осуждающей. Конечно, это не значит, что вы должны стыдить ребенка на людях или кричать на него. Но поговорить с ним, отведя его в сторонку, нужно
  • Не будьте многословными. Достаточно твердо и решительно сказать: «Нельзя бить детей!», «Я недовольна твоим поведением!»
  • Если ребенок продолжает вести себя агрессивно, изолируйте его от других малышей, посадите на стул и скажите, что раз он не может играть по-доброму, то пусть сидит один. Только помните, что время наказания пропорционально возрасту: двухлетний малыш должен находиться в такой изоляции не больше двух минут
  • Замечайте каждый эпизод агрессии, не руководствуйтесь принципом, что дитя вырастет, и проблема снимется сама собой
  • Хвалите детей, если они нашли более разумный способ разрешения конфликта, чем агрессия. Мягко направляйте их в сторону таких решений

Жестокость детей к животным

Психологи не рекомендуют заводить животных семьям, в которых воспитываются маленькие дети. В противном случае, вам придется наблюдать жестокость детей по отношению к своим питомцам. Кошек таскают за хвост, на собаках ездят верхом, хомячков душат и т.д.

Часто такое поведение детей провоцируют сами взрослые, радостно снимающие на камеру телефона «развлечения» своего малыша. Видя такое одобрение, ребенок начинает «стараться» еще больше, не понимая, что доставляет страдания животным.

Правильное поведение родителей должно сводиться к тому, чтобы объяснять ребенку, как правильно общаться с братьями меньшими: гладить их, играть с ними, наблюдать их повадки.

Если вы наблюдаете агрессию к животным у детей с четырех лет и старше, то здесь причина другая: либо вы сами показываете пример пренебрежительного или агрессивного отношения к кошке или собаке, проявляя к ним жестокость на глазах у ребенка, либо таким образом ваш малыш вымещает агрессию на тех, кто слабее.

В любом случае его поведение нужно корректировать, потому что рано или поздно с животных жестокость детей может переходить на людей. Для этого скорректируйте свое поведение, старайтесь демонстрировать доброе отношение к домашним питомцам, поддерживайте такой же стиль поведения у детей.

Объясняйте, что человек как самое высокоразвитое существо на планете должен заботиться о ней и всех ее обитателях, поэтому он просто не имеет права обижать тех, кто меньше его и слабее, идет ли речь о животном или человеке.

Рекомендуем почитать

Наверх