Дед мороз у него красный. Дед мороз - красный, синий, белый нос. От Деда Мороза

Стихи 31.01.2023
Стихи

«Здравствуй, Дедушка Мороз, борода из ваты! Ты подарки нам принёс? Очень ждут ребята!» – эти строки знакомы нам ещё с детского сада! Большинство из нас воспринимают этого товарища как сказочного персонажа, который появляется на Новый год и раздаёт послушным детишкам подарки. Давайте подробнее разберём, кто такой Дед Мороз и откуда он вообще взялся.

Когда появился образ Деда Мороза?

Славяне смогли персонифицировать практически все природные явления. Мороз также не был обделён такой честью. Его представляли как белобородого старика в шубе, который был хозяином стужи и зимнего холода . Услышать Мороза можно в зимнем лесу, когда он «потрескивает да пощёлкивает, перепрыгивая с ёлки на ёлку». Обычно он приходил с севера. Разные славянские племена по-своему называли Мороза: Трескунец, Морозко, Карачун, Студенец, Зюзя и т. д.


Вообще, у славян Мороз был в почёте, ведь считалось, что холодная снежная зима обеспечит хороший урожай. Поэтому существовал обряд под названием «Кликанья Мороза», когда его угощали ритуальной пищей в виде блинов и кутьи.

Много информации о Морозе можно почерпнуть из народного творчества. Во многих сказках он испытывал главного героя, который мог быть щедро одарен или заморожен насмерть.

Многие писатели 19-го века описывали этого персонажа в своих сказках, опираясь именно на славянскую мифологию. При этом с Новым годом или Рождеством он не ассоциировался, но кое-какие атрибуты современного Деда Мороза уже имел. В советском кинофильме «Морозко» можно увидеть непосредственно такого персонажа.


Но всё же, начиная со второй половины 19-го века Дед Мороз начал сопоставляться с новогодними праздниками . Так он стал исполнять роль «рождественского деда», который подобно Николаю Угоднику на Западе, дарил подарки послушным русским детям.

Уже в начале 20-го века Дедушка Мороз был очень похож на современника, но с уклоном к рождественским традициям. Однако в 1929 году комсомол строго-настрого запретил празднование Рождества и, соответственно, Мороз Иванович ушел в отпуск на несколько лет.

Возрождение Деда Мороза в привычном для нас виде произошло на Новый 1936-й год! Тогда же официально была проведена первая в Советском союзе новогодняя ёлка, где он появился вместе с внучкой Снегурочкой. Стоит отметить, что Дед Мороз задумывался как персонаж, рассчитанный на детскую аудиторию.

Кстати, в СССР пытались ввести такого персонажа, как Мальчик Новый год, который фигурировал в качестве приемника Деда.

Как выглядит настоящий Дед Мороз

Западная культура иногда заставляет путать облик нашего Деда Мороза с атрибутами Санта Клауса. Давайте-ка разберёмся, как должен выглядеть именно русский новогодний Дед .

Борода

Длинная густая борода всегда была неотъемлемым атрибутом нашего Деда Мороза во все времена. Кроме того, что борода указывает на его возраст, она ещё и символизирует богатство и достаток. Интересно, что славяне представляли Мороза с бородой до ног.

Шуба

Дед должен носить красную шубу, расшитую серебром и отороченную лебединым пухом. Не стоит забывать и об обязательном присутствии традиционного орнамента, например, в виде гуськов или звёзд. Сегодня используются шубы и синего, и белого, и даже зелёного цвета, но такой наряд многие, в том числе историки, критикуют, настаивая на том, что для нашего Мороза каноничным выступает именно красный .

Шапка

Дед Мороз носит шапку полуовальной формы, как у боярина, однако на её лицевой части должен быть треугольный вырез . Цвет, орнамент, оторочка – всё должно соответствовать шубе. Всякие колпаки с кисточкой – это к Санте.

Обувь и прочие принадлежности

Сегодня многие Деды носят кроссовки и кожаные туфли, что совершенно неприемлемо. Это должны быть валенки или сапоги, шитые серебром . Пояс (не ремень!) обязательно должен быть белым с красным орнаментом, что символизирует связь с предками. Варежки также должны быть белого цвета, символизируя святость и чистоту того, что Дедушка Мороз даёт из рук.

Посох

Славянский Морозко использовал палку, чтобы издавать характерный стук, позже посох использовался для сотворения холода и замораживания тех, кто не проходил проверку. Посох по канону должен быть хрустальным или хотя бы серебрённым под хрусталь. Он имеет витую ручку и завершается стилизированным изображением Луны или головы быка.


Так выглядит знаменитый Дед Мороз из Великого Устюга. Одеяние почти в точку.

Мешок с подарками

К детям Дед Мороз приходит не с пустыми руками, а с целым мешком подарков. Его цвет обычно тоже красный. По определению мешок волшебный, т. к. подарки в нём не заканчиваются, по крайней мере, пока он в руках у Деда.

Ну что ж, теперь наряжаясь Дедом Морозом, вы будете знать, на что ориентироваться.

Характер Деда Мороза

В отличие от западного аналога, Дед Мороз не является заядлым весельчаком. Он довольно суровый, но одновременно добрый и справедливый . Дед Мороз по-прежнему любит испытывать людей и только потом одаривать подарками, однако он уже никого не морозит, а просто узнаёт, как вы вели себя в прошлом году, и просит рассказать стихотворение.

Во многих культурах существует персонаж, который дарит детям подарки на Новый год или Рождество. Самый известный во всём мире – это Санта Клаус, который занимает пост доброго дарителя в западной Европе и США.

Не будем проводить подробное сравнение Деда Мороза и Санты, просто запомните, что сани нашего дарителя запряжены тройкой, он не лазает по трубам, не курит трубку и не носит очки . К тому же наш Дед не якшается с эльфами, ведь у него есть внучка Снегурочка.

Пару слов о Снегурочке

Прямой аналогии со славянской мифологией Снегурочка не имеет, хотя есть мнение, что это одна из девушек, которую заморозил Морозко. Первые упоминания о Снегурочке появляются в русском фольклоре, где она описывается, как ожившая девочка, которая была сделана из снега. Позже она фигурирует как дочка Деда Мороза, но в итоге прижился вариант с внучкой.

Сегодня Снегурочка – незаменимый помощник Деда Мороза на всех новогодних праздниках.

Заключение

Дед Мороз – действительно народное достояние, ведь над его образом работали люди разных эпох. Ещё в славянских племенах почитали сурового хозяина стужи, который появляется и в устном народном творчестве, и в сказках русских писателей. До нас он дошел в виде доброго деда, который дарит детям подарки на Новый год.


Дед Мороз и Снегурочка (Ирина Муравьёва) во время новогоднего представления в Кремлевском Дворце съездов. 1978 год. Фото Николая Малышева и Валерия Христофорова

Говорят, что нынешний Дед Мороз — это образ, который впитал в себя и древние предания славянской мифологии, и христианское учение с легендой о святом Николе - Угоднике, и прокоммунистические истории времен развитого социализма.


Часть первая - языческо-сказочная

В древний преданиях это был языческий дух холода Трескун, он же Студенец, Мороз.
Поскольку наши предки жили в очень непростых погодных условиях, когда холод и мороз могли вызвать в жизни очень много проблем, и болезнь, и смерть, и голод, то изображался дед в образе злобного старика, враждебного по отношению к людям и всему живому. Заморозить беспечного путника, поморозить урожай или скот было для него делом обычным.

Все мы с детства знаем русскую народную сказку "Два Мороза" , где два братца Мороз Синий Нос и Мороз Красный Нос решили позабавиться — людей поморозить.

Мороз Синий Нос там от мужика поленом поимел, когда шубу его проморозил

"Посмотрел мужик и принялся меня ругать — все слова перебрал, что нет их хуже. "Ругайся! — думаю я себе, — ругайся! А меня все не выживешь!" Так он бранью не удовольствовался. Выбрал полено подлиннее да посучковатее да как примется по полушубку бить! По полушубку бьет, а меня все ругает. Мне бы бежать поскорее, да уж больно я в шерсти-то завяз — выбраться не могу. А он-то колотит, он-то колотит! Насилу я ушел. Думал, костей не соберу. До сих пор бока ноют. Закаялся я мужиков морозить."

Ну совершенно никак не соотнести подобный образ с чем-то добрым, ласковым, да еще и с мешком подарков для детишек.

Еще все мы помним, как в школе читали отрывки из поэмы Некрасова "Мороз, Красный Нос" (1863).

"Есть женщины в русских селеньях..."
и
“Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои…”

Полностью детям эту поэму обычно не читали, потому что онa совсем не про доброго Деда Мороза, а про злобного Мороза-воеводу, который в этой поэме убил двух персонажей, сначала некоего Прокла, который простояв в сугробе, застудился, затемпературил и умер, оставив вдову с маленькими детьми, а потом заморозил и вдову Дарью, которая после похорон пошла в леc нарубить дров, встретила там этого Мороза под деревом, да и закоченела.

Да и вообще, вот Мороз о своих привычках там рассказывает:
“Люблю я в глубоких могилах
Покойников в иней рядить,
И кровь вымораживать в жилах,
И мозг в голове леденить”

Ну разве можно такое маленьким детям давать читать? Да напугаются же!

Ну вот это типичное представление наших предков о некоем прообразе Деда Мороза во времена, когда никакой Новый Год еще не праздновали, а мороза просто боялись.

Ну я думаю, что не нужно объяснять, что подобный образ никогда не был добрым дедушкой в красной шубе. Он скорее ассоциировался с чем-то белым (снежным), голубым или синим (холодным).


Слева: В.Перцов Иллюстрация к сказке Одоевского "Мороз Иванович".

Справа: Владимир Конашевич Иллюстрация к сказке В.Ф.Одоевского "Мороз Иванович".


Вообще в литературной обработке образ Деда Мороза впервые появился в 1840 году, когда известный писатель В. Ф. Одоевский опубликовал свою книгу "Детские сказки дедушки Иринея". Деду Морозу там была посвящена сказка " Мороз Иванович" , которая известна и до сих пор. Две девицы, Рукодельница и Ленивица, поочередно попадают в подземное царство, где перед своим ледяным домом “сидит старик Мороз Иванович, седой-седой; сидит он на ледяной лавочке да снежные комочки ест; тряхнет головой - от волос иней сыплется, духом дохнет - валит густой пар”.

По мотивам этой сказки сняли любимый фильм нашего детства "Морозко". Дед Мороз / Морозко в фильме был изображен вот так.


А вот это иллюстрация 1932 года к сказке “Морозко" для сборника "Сказки русской бабушки", художник Билибин.


И. Большакова Иллюстрация к сказке "Морозко".

Палехская шкатулка "Морозко"

Ну вроде со "злобным" языческим образом и сказками разобрались. Красного кроме носа ничего не нашли, вся цветовая гамма бело-синяя.

Часть вторая - рождественско-христианско-городская


Дореволюционная Рождественская открытка. В процессе создания образа мы вначале в качестве одежды видим простой тулуп

Что там у нас с мешком подарков в дореволюционной России и Деда Мороза как рождественского персонажа?

Почти в то же самое время, когда увидели свет "Сказки дедушки Иринея", в российских газетах стали появляться первые рекламные заметки о продаже елок, что свидетельствовало о начале усвоения в России обычая, до тех пор известного лишь по переводной литературе и по домам петербургских немцев.


Возникнув одновременно на рубеже 1830-1840-х гг., Мороз Иванович и елка, принадлежа к разным культурным традициям, совершенно разведены: Мороз Иванович пришел из русской деревни (как обработка народного Мороза), елка - с Запада (как усвоение немецкого обыкновения).


Дореволюционная Рождественская открытка

Отсутствующая вначале связь возникнет двумя десятилетиями позже, когда сказка Одоевского будет включена в состав "елочных" текстов. Одновременно и, как кажется, независимо от создания в литературе образа Мороза в городской среде возникает и развивается мифологический персонаж, "заведующий" елкой и, подобно самой елке, первоначально заимствованный с Запада.


Дореволюционная Рождественская открытка.

Образ мифологического персонажа, "заведующего" рождественской елкой, складывался нелегко и в течение довольно длительного времени. Поскольку православная церковь не хотела изменения смысла рождества как праздника, а немецкая традиция православию была чуждой, включилась довольно мощная машина адаптации западных перcонажей и реалий под российскую действительность, когда русские писатели (Соллогуб, Мамин-Сибиряк, Кудашева и т.д.) в течение нескольких десятилетий адаптировали елку и подарки под ней к российским реалиям.


Дореволюционная Рождественская открытка.

В ходе создания этой елочной мифологии на роль главного героя, предоставлявшего детям елку. пробовался Младенец Иисус, старый Рупрехт, Св. Николай или Дедушка Николай, бабушка Зима, Санта Клаус, старички-кулачки, заготавливающие в лесу елки, Святочный Старик, просто старик, живущий зимой в лесу, Ёлкич, елочный дед, рождественский дед и "властитель русских лесов" Мороз.


Дореволюционная Рождественская открытка.

В этой борьбе победил Дед Мороз. Аналога этому имени нет ни у одного западного елочного персонажа.

К началу ХХ в. образ Деда Мороза окончательно оформился: он функционирует как игрушка на елке, главная фигура, стоящая под елкой, рекламная кукла на витринах, персонаж детской литературы, маскарадная маска, даритель елки и подарков. В это время утверждается мнение об "исконности", древности этого образа. При этом какого-то конкретного канонического костюма создано так и не было, тулупы и шубы разных расцветок, на голове разные головные уборы.


Дореволюционная Рождественская открытка.

Однако до революции представление о Деде Морозе существовало только в городской среде , мифология которой создавалась в результате своеобразной обработки просвещенными слоями общества западных традиций и народных верований.

В деревнях, где жила бОльшая часть населения России ни о какой елке и деде Морозе, приносящем детям эту елку и мешок с подарками, ничего не знали и слыхом не слыхивали. В деревне рождественской традицией были ряженые и колядки (об этом будет отдельный пост)


Репродукция с картины М. Гермашева «Со звездой». Издана фирмой «Ришар», отпечатана в типографии товарищества «Р.Голике и А.Вильборг». Петроград, 1916 г.

Часть третья - советско-сталинско-новогодняя

В первые годы после Октябрьской революции отношение новой власти к елке и Деду Морозу было вполне лояльным. Но когда в 1927 г. началась антирелигиозная кампания, одной из задач которой было уничтожение старых и утверждение новых праздников, елка и Дед Мороз превратились в "религиозные пережитки" и в одну из форм "антинародной деятельности капиталистов" . XVI партийная конференция (1929), утвердив "новый режим работы", ввела пятидневку, в результате чего день Рождества стал обычным рабочим днем.

1929 - 1935 годы - самое нехорошее время в истории Нового года в СССР. Его, как и Рождества, просто не существовало. И 31 декабря, и 1 января были рабочими днями, и никаких праздников не устраивалось.


Советские новогодние открытки 1953 (слева) и 1956 (справа) года

Гонение на елку и Деда Мороза продолжалось до 1935 г., когда Сталин решил, что народу нужен веселый всенародный праздник. Выбор пал на Новый год, в который можно было перенести рождественские традиции. 28 декабря 1935 года вышел номер "Правды" со статьей П. Постышева про необходимость праздника, а на следующий день было обнародовано решение ЦК ВЛКСМ, предписывающее комсомольским организациям устраивать для детей новогодние елки. Вместе с реабилитацией елки кончились и обличения Деда Мороза, после некоторых сомнений полностью восстановленного в правах.


Советские новогодние открытки 1957 (слева) и 1959 (справа) года

Постепенно сложился облик новогоднего волшебника, ставший каноническим - большая белая борода, красная или синяя шуба до пят, подвязанная кушаком, такого же цвета высокая шапка и рукавицы, валенки (изредка сапоги), большой посох, мешок с подарками.

Первые годы советский Дед Мороз обеспечивал детей подарками в одиночку или при помощи каких-нибудь зверюшек. Только после войны, когда подготовку сценариев новогодних праздников стали поручать маститым писателям, поэтам, деятелям культуры, в окружении Деда Мороза стали появляться новые персонажи. Сценарии для кремлевских елок писали Сергей Михалков и Лев Кассиль. Они же подарили новогоднему Деду спутницу — внучку Снегурочку (персонажа сказки Островского и оперы Римского-Корсакова).

Как мы видим на открытках, несмотря на любовь советской власти к красному цвету и попыток придания Деду Морозу некоего революционного духа через красную революционную шубу, в народных традициях все-таки по-прежнему превалировал синий, белый и изредка желтый цвет. (как светлый зимний вариант и наследие коричневого тулупа)

Недавно в Москве в ГУМе открылась выставка коллекции Александра Олешко "Старинные Деды Морозы" https://nash-dvor.livejournal.com/1314115.html

Я взяла оттуда несколько фотографий

Когда я была маленькая, меня каждый год посылали на новогоднюю елку, и я не помню Деда Мороза в красной шубе, он всегда был в голубой или в белой (снежной).

Телевизоры у нас тогда были черно-белые, но даже по ним вспоминается какой-то светлый вид шубы, что-то типа такого.


Конферансье Борис Брунов и пионер — Новый год на молодежном балу в Кремле, 1968 год

Хотя вот на новогодних поздравительных открытках и в мультфильмах красный цвет встречался очень часто. Красный революционный Дед Мороз.

Часть четвертая - российско-постперестроечная.

Современного Деда Мороза усиленно пытаются одеть именно в красную шубу, утверждая, что красная в русском языке — это красивая.

Лично мне кажется, хотя доказать ничем не могу, чисто интуиция, что это больше из -за конкуренции с Санта-Клаусом в красных штанишках и курточке. В течение достаточно многих лет через "Праздник к нам приходит" от Кока Колы и "Джингл беллс", через попытки внедрения разных СантаКонов и через кока-коловские благотворительные акции образ Деда Мороза и Санта Клауса пытались слить вместе, видимо, с целью последующей замены на кока-кольного героя. Поэтому шуба была просто обязана быть красной. Так ассимилировать легче.

Кстати, еще в советские годы имя Деда Мороза было переведено на все языки народов СССР, и собственный новогодний Дед появился даже в жарких азиатских республиках.

А в наши дни у российского Деда Мороза появились новые этнические "родственники", которых уже не назовешь его копией. Об этом было здесь.

Сегодня, 12 ноября, в Барнаул прибыл Дед Мороз из Великого Устюга. В течение двух дней он будет раздавать подарки детям, оставшимся без попечения родителей, а также навестит детишек, которым он вручил подарки в прошлом году. Дедушка уже погулял по набережной со своим барнаульским коллегой и дал пресс-конференцию алтайским журналистам. На ней он рассказал о своих любимых книгах, о том, как он стал Дедом Морозом, что он ест на обед и многое другое. публикует интересные моменты с пресс-конференции Деда Мороза.

Корр.: Дедушка Мороз, как ты стал Дедом Морозом?

Дед Мороз: Я с детства верю в чудо. Я с детства радовался тому, когда мне удавалось кому-то чем-то помочь. Часто меня спрашивают, а какой урок в школе был любимым. Давно дело было. Но про одно помню: любил вырезать фигурки из дерева. Сам. Ножичком. Это были очень простые фигурки. И начинал я с того, что дарил эти фигурки. Но сейчас у меня много помощников, и я дарю то, в чем вообще не разбираюсь, например, то, что вы называете гаджетами. Но прошло время, и подарки, волшебство, исполнение желаний стало смыслом моей жизни.

Корр.: Дед Мороз, что вы кушаете на обед?

Дед Мороз: Ты, наверное, думаешь, что сосульки или снег? Нет. Я ем вкусные, румяные шанешки. Знаете, что это? Это маленькие открытые пирожки с загнутыми краями из ржаного теста. Я очень люблю с капустой и с творогом. А пью я чай с чабрецом, с тимьяном.

Корр.: Каков ваш вклад в выступление сборной России на Чемпионате мира в 2018 году?

Дед Мороз: Мой вклад не больше, чем каждого из вас. Со времен зимней олимпиады и паралимпиады я повторял, что я в спорте за олимпийские принципы. Чтобы побеждал сильнейший и без всякого колдовства. А здесь помогла наша с вами энергетика, которая копилась несколько десятилетий. Мы просто все перестали в какой-то момент ругать наших спортсменов, стали посылать им свои лучи добра и поддержки. И наконец-то все случилось, когда мы прильнули к телеэкранам, мы смогли зарядить наших футболистов и так их поддержать.

Корр.: Кем вы мечтали стать в детстве?

Дед Мороз: Я мечтал в детстве стать нужным человеком. Чтобы приносить пользу людям, мне кажется, это добрая мечта, и она осуществилась.

Корр.: Как вы отдыхаете?

Дед Мороз: То, что я делаю, это не работа, это часть моей жизни. Я то читаю ваши письма, то обсуждаю с помощником, какой кому подарок подарить, иногда я просто осматриваю владения, потому что на Вотчине есть зоопарк. Зверюшки тоже нуждаются в моем внимании и уходе. То одно дело, то второе дело, и даже не устаю. А ночью, когда я ложусь в своей большой опочивальне, я тоже занят делом, я придумываю сны для мальчишек и девчонок.

Корр.: Дедушка, как у тебя любимый цвет?

Дед Мороз : Любимый цвет у меня красный. Ну а вообще у меня как минимум три любимых цвета: белый - цвет чистоты, красный - цвет солнышка, цвет жизни, и голубой - цвет синего неба, дали и перспективы.

Дед Мороз: Моя настольная книга - это книга сказок. Причем она постоянно пополняется. Там русские сказки и сказки малых народов, огромное количество народов составляет страну, которая называется Россия. И я постоянно читаю ее и черпаю мудрость оттуда. Одна из последних мудростей, что мне понравилась: часто бывает, что счастье не там, где мы его ищем. И только когда оно ушло, мы с грустью понимаем, это оно и было. И часто в Новый год я желаю, чтобы мы обратили внимание на самых близких нам людей, чтобы позаботились о них. Мамы и папы, бабушки и дедушки, братья и сестры, наши друзья. Именно они составляют наше счастье.

Корр.: Какую музыку предпочитает Дед Мороз?

Дед Мороз: Народную, под балалайку и гармошку!

Чудеса под Новый год случаются только в детстве. К сожалению, взрослые часто об этом забывают. К чему это может привести, вы узнаете из грустной новогодней истории Владимира Седова.

Новый год - самый замечательный праздник для ребенка. Потому что в Новый год приходит Дедушка Мороз и исполняет все детские желания. Ребенком я всегда волновался перед Новым годом. И часто представлял: 31 декабря, звонок в дверь. Я подбегаю и спрашиваю: «Кто там?» И чудо! Мне отвечают: «Это я. Дедушка Мороз - Красный нос». Я открою дверь, войдет Дед Мороз с мешком подарков. А нос у него красный от холода. Я его угощаю чаем. Он отогреется, и нос у него станет не красный. Так я мечтал. Но Дед Мороз не приходил.
Я рос. Проходил год за годом. Мои родители, музыканты симфонического оркестра, мама играла на виолончели, папа на фаготе, на Новый год всегда были заняты на праздничных концертах, и я, как правило, сидел дома один. Наконец к семилетнему возрасту, когда я уже начал потихоньку разочаровываться в чудесах, родители сжалились надо мной и сказали, что на этот раз, в этот Новый год нас посетит Дед Мороз.
Наступило 31 декабря. Я волновался. Родители меня уверяли, что «он» придет. Наконец раздался звонок в дверь, я подпрыгнул от счастья и бросился к двери. Схватившись за ручку, крикнул, заикаясь от волнения: «Кто там?». Из-за двери раздалось какое-то мычание. Я подумал, что Дед Мороз замерз и поэтому не может говорить. Гордо распахнул дверь. На пороге стояли люди в костюмах Снегурки и Карлсона, а под руки держали мужчину в костюме Деда Мороза, борода у него болталась на шее, и он все время пытался упасть на пол. Я отошел в сторону. Деда Мороза проволокли мимо меня в комнату, где всю эту компанию радостно встретили мои родители, почему-то называя их «коллегами». Папа с Карлсоном стали трясти Деда Мороза, пытаясь привести его в чувство. Мне же в руки, по ходу дела, «коллеги» сунули пакет. Как я понял - мой новогодний подарок. Дрожащими руками я взял пакет. Сел на калошницу и раскрыл его. В нем была сломанная пачка сигарет, надкусанное яблоко, вилка и заткнутая газетной пробкой недопитая бутылка портвейна. Все это, вместе взятое и даже по отдельности, на подарок для меня явно не тянуло. Отложив пакет, я заглянул в комнату. Там мои родители весело плясали вместе со Снегуркой и Карлсоном, а очнувшийся Дед Мороз держал свою голову под краном с водой. Но даже после этого нос у Деда Мороза оставался почему-то красным.
Я прошмыгнул мимо веселой компании к себе в комнату и залез под койку. Потом я слышал, как по телевизору бьют куранты, хлопают пробки шампанского. Взрослые смеялись и обсуждали проблемы в их оркестре. А я уснул прямо под кроватью. И мне приснился Дед Мороз. Но не тот с красным носом. А настоящий. С бородой и шикарной заводной машинкой для меня в подарок.

Все мы знаем кто такой Мороз Красный нос. Именно его мы чаще всего видим на улицах наших городов и на многочисленных новогодних "ёлках".

Но не все знают, что Мороз Красный нос — это лишь один из трех братьев, самый младший. А есть еще Мороз Синий нос — средний брат и Мороз Белый нос — старший.

У них не только носы разные, но и шубы — у Красного носа — красная, у Синего — синяя, а у Белого — белая. Но иногда Мороз Белый нос одет и в черную шубу, расшитую серебром...

Мороз Синий нос холодит ленивых, у них на морозе нос синий, а Мороз Красный нос подогревает трудолюбивых — на морозе у таких щеки горят.

Ну, а Мороз Белый нос никого не щадит... Если кто его встретит, то живым домой уже вряд ли вернется... Значит судьба такая... Насмерть Белый нос морозит. Мороз Белый нос в фольклоре упоминается редко... Уж очень суров он для детских сказок. Смерть-Марена спутница его, а не внучка-Снегурочка...

Зато другие два его брата — Мороз Синий нос и Мороз Красный нос — в народных сказках и песнях нередкие гости!

Вот для примера известная белорусская сказка "Два мороза".

Гуляли по полю два Мороза, два родных брата — Мороз Синий нос и Мороз Красный нос.

Гуляют-погуливают Морозы, друг дружку похваливают. А ночь светлая-светлая. Просторно Морозам на воле.

А тихо, так тихо, будто живой души не осталось на свете. Перебежали Морозы с поля на лес. Бегают, пощёлкивают, с дерева на дерево перепрыгивают, зайчиков пугают. Из лесу в деревню заскочили, и давай по крышам стрелять!

— Эге, — говорит Мороз Синий нос, — все попрятались, боятся на двор вылезть.

— Пусть только вылезет кто-нибудь — зададим ему страху, — отвечает Мороз Красный нос.

Стало светать. Повалил из труб дым густой. Заскрипели колодцы. Повыходили мужчины из хат. Кто молотить пошёл, кто в лес по дрова собирается.

— Погоди-ка, брат, — сказал Мороз Красный нос. — Давай побежим с тобой на дорогу в поле.

И побежали они опять в поле. Стоят рядышком, путников поджидают.

Заскрипели сани на дороге. Зазвонил где-то звоночек под дугою.

В санях селянин сидит, коника погоняет. А за санями ухарский возок плывёт, звоночек звенит.

— Ну, погодите-ка, — говорит Мороз Синий нос. — Ты беги за мужиком, а я за паном.

И побежали они путников морозить.

Долго бежал Мороз Синий нос, пока пана догнал. Наконец догнал, под шубу залез. Тепло выгоняет оттуда. Поёживается пан, ноги зябнут, холод по телу пошёл, панский нос посинел. А Мороз Синий нос только посмеивается. Чуть до смерти пана не заморозил!

А Мороз Красный нос догнал селянина и давай его морозить.

— Эге, мороз не шутит, — говорит селянин. Слез он с саней, ногами топает, по плечам руками хлопает. Пробежал так с полверсты, ему и жарко стало. Сел себе в сани, едет — и горя мало.

— Ну, погоди же, брат: пройму я тебя, когда дрова рубить будешь.

Заехал человек в лес. А Мороз Красный нос обогнал его, в лесу ждёт. Выпряг коника селянин, топор взял да как начал рубить — жарко стало ему. Сбросил кожух. А Мороз обрадовался: залез в кожух и давай там белые кросна ткать.

Сделал кожух белым как снег...

Нарубил дров человек, к тулупу идёт, а он весь обмёрз.

— Эге, братец, да ты здесь?

Взял кнутовище да как стал молотить — чуть живой выскочил Мороз Красный нос и прямо в лес.

Рассердился Мороз Красный нос на селянина, но ничего с ним поделать не может...

Родом Дед Мороз из самой седой древности.

Дед Мороз — могучий русский языческий Бог, воспетый в легендах и славянских сказаниях — олицетворение русских зимних морозов, кузнец, сковывающий льдом реки, осыпающий зимнюю природу искристым снежным серебром, дарящий радость зимнего празднества, а в тяжелую годину защищающий от врагов невиданными зимними холодами, от которых начинает ломаться железо. Мороз помогает заблудившимся путникам, указывая дорогу.

Деда Мороза отождествляли также с первым месяцем года — серединой зимы. Холоден и студен первый месяц года — царь морозов, корень зимы, ее государь. Он строгий, льдистый, ледяной, пора снеговеев. Январь у нас так и зовется — стужень.

Дед Мороз также и герой классической русской литературы — пьеса А.Н. Островского "Снегурочка", поэма Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос", стихотворение В.Я. Брюсова "Царю Северного полюса".

Три брата-Мороза — это три ипостаси Деда Мороза. А сам образ Деда Мороза — есть зимняя ипостась могучего и мудрого Бога Велеса.

У Деда Мороза много имен и ипостасей. В разное время и в разных местах представал он по-разному. Он и Мороз, и Студенец, и Снежный Дед, и Дед Трескун, и Позвист (Посвист), и Зимник, и Карачун...

Дед Трескун — старик с длинной бородой и суровым как русские морозы нравом. С ноября по март полновластный хозяин на земле. Говорят, даже Солнце его боится! Он женат на суровой Зиме-Марене.

Мороз — богатырь, кузнец, сковывающий воду "железными морозами". Суровый, разгуливающий по земле в компании Солнца и Ветра, и насмерть морозящий встретившихся на пути мужиков (в белорусской сказке "Мороз, Солнце и Ветер"). Мороз иногда отождествлялся с буйным зимним ветром.

Зимник — старик с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках. Где он пройдет — там жди жестокой стужи.

Позвизд — славянский Бог бурь и непогод. Стоит ему тряхнуть головой — на землю валит крупный град. Вместо плаща за ним ветры веют, с полы его одежды падает хлопьями снег. Стремительно носится Позвизд по небесам, сопровождаемый свитой бурь и ураганов.

Карачун — среди славянских божеств выделяется своей свирепостью — злой дух, сокращающий жизнь. Подземный Бог, повелевающий морозами. Темная ипостась зимнего Велеса. Карачуном называется и самая длинная ночь в году — ночь Зимнего Солнцестояния.

Так или иначе, Деда Мороза издревле представляли как седого старика с длинной бородой в длинной толстой шубе, валенках, шапке, рукавицах, и с посохом, которым он морозит людей.

Ниже приведена традиционная атрибутика и символика образа Деда Мороза.

Борода и волосы — густые, седые, серебристые. Символическое значение — могущество, счастье, благополучие и богатство.

Рубашка и штаны — белые, льняные, украшены белым геометрическим орнаментом — символ чистоты.

Шуба — длинная, расшитая серебром (восьмиконечные звёзды, гуськи, другой традиционный орнамент), отороченная лебединым пухом или белым мехом.

Шапка — расшита серебром и жемчугом. Оторочка лебединым пухом или белым мехом. Залом с треугольным вырезом на лицевой части — стилизованные рога. Форма шапки — полуовал.

Рукавицы — расшиты серебром — символ чистоты и святости всего, что он даёт из своих рук. Иногда рукавицы у Деда Мороза трехпалые (кроме большого выделен еще и указательный палец — т.е. такие, как и по сей день носят наши военные в зимнее время). Но такие рукавицы у него не для удобства работы, но для обозначения принадлежности к высшему божественному началу ("трёхпалость" — соответствующий символ ещё со времен неолита).

Пояс — белый с орнаментом — символ связи предков и потомков.

Валенки — шитые серебром.

Посох — витой, серебристо-белой гаммы. Посох завершает лунница (стилизованное изображение месяца) или голова быка (символ власти, плодородия и счастья). И то, и другое знак того, что Дед Мороз — это ипостась Велеса.

Цвет шубы, шапки и рукавиц (иногда и валенок) соответствует конкретной ипостаси Деда Мороза: красный, синий или белый. Но символику при любом цвете эти одежды сохраняют белую. Белый цвет и серебро — символы луны, святости, севера, воды и чистоты.

Снегурка или Снегурочка, героиня многих русских сказок, снежная девочка — внучка Деда Мороза, повсюду сопровождающая своего Дедушку — символ застывших вод, дух льда. Эта девушка всегда одета только в белые одежды. Головной убор — восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом. Народы Северной Европы Снегурочку называют Снежной Королевой...

И по сей день Дед Мороз ходит в длинной шубе, валенках и с посохом. Передвигаться пешком или на санях, запряженных тройкой белых рысаков. Его постоянная спутница — внучка Снегурочка. Дед Мороз играет с детьми в игру "Заморожу", и прячет в новогоднюю ночь подарки под елкой.

На праздниках Дед Мороз появляется не сразу, а в середине торжества. По народным представлениям, любой гость — всегда желанный и должен быть объектом почитания как представитель чужого мира. Деда Мороза следует пригласить, что соответствует древнему ритуалу вызова-приглашения духов предков. Дед Мороз, по существу, и является предком-дарителем. Поэтому и зовут его не стариком или старичком, а дедом или дедушкой.

Но так было не во все времена. Веками запрещала церковь даже само имя Деда Мороза поминать. Но по мере ослабления христианства в начале XX века положение изменилось. Впервые после веков гонений Дед Мороз явился на Рождество в 1910 году. Но это было не на долго. Уже в середине 1920-х в СССР началась антирелигиозная кампания. Стараниями активистов не только елка, но и Дед Мороз были зачислены в "религиозные пережитки".

И лишь в декабре 1935 года по поручению Сталина член Президиума ЦИК СССР Павел Постышев опубликовал в газете "Правда" статью, где предложил организовывать для детей празднование Нового Года с участием Деда Мороза. Вместе с реабилитацией елки прекратились и обличения Деда Мороза, полностью восстановленного в правах. Устроители детских "елок" получили возможность проявлять инициативу, составители рекомендаций по устройству "елок" писали сценарии, что, в конце концов, привело к выработке стандартного ритуала общественной детской "елки": "Дедушка-мороз... внезапно появляется в зале и так же, как сто или двести лет назад, а может быть, и тысячу лет назад, вместе с детьми совершает хоровод вокруг елки, распевая хором старинную песню, после чего из мешка его начинают сыпаться детям подарки".

В дальнейшем в СССР этот образ был окончательно канонизирован: древний славянский Бог Дед Мороз стал в наши дни символом самого любимого народного праздника — Нового Года, заменившего праздник Рождества Христова, которым при поддержке мирских властей церковь накрывала Коляду в течение почти целого тысячелетия...

Отношение церкви к Деду Морозу — как к языческому Богу — всегда было и сейчас остается сугубо враждебным. До сих пор некоторые православные обвиняют Сталина за то, что он не уничтожил Деда Мороза. Но сегодня, понимая, что Дед Мороз - это неотъемлемая часть неискоренимой русской традиции, церковь уже не надеется просто запретить его (как Бабу-Ягу или Владыку Морского), но настаивает теперь на публичном "крещении" Деда Мороза...

Молодецкая забава "Пофигу мороз".

Первый вариант игры.

На противоположных сторонах выбранной для игры площадки — "чистого поля" — обозначаются два "дома" (две "деревни") либо "дом" ("деревня") и "лес", в "лесу" располагаются играющие. На середине расстояния между "лесом" и "деревней" ширину "поля" ограничивают двумя вешками. Расстояние между вешками определяется опытным путем, но, как правило, оно не должно быть меньше 10 метров. Между вешек лицом к играющим становится водящий — Мороз Красный нос. Он произносит: "Я Мороз — Красный нос. Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?"

Играющие хором отвечают: "Не боимся мы угроз, и нам пофигу мороз!" (В сугубо детском варианте игры: "... и не страшен нам мороз").

После этого они перебегают через "поле" в "дом", но пробежать надо обязательно между вешек. Мороз старается их "заморозить" — коснуться рукой или посохом. Причем, "действует" лишь самый конец посоха (именно "снежинка"), а не вся его длина. К остальной части посоха играющие могут прикасаться (туловищем, но не руками!), отталкивать его, отводить в сторону и пр. Но вариант с посохом можно использовать лишь при наличии определенного опыта, иначе можно нечаянно причинить травму играющим. "Замороженные" останавливаются и замирают в застигнутой позе на том месте, где их настиг Мороз, и стоят так до того момента, пока Мороз каждого из них не "разморозит" своим посохом после окончания всей перебежки. После каждой перебежки из "незамороженных" по какому-то условному критерию (например, при помощи считалки) выбирают нового Мороза, а предыдущий включается в игру наравне со всеми, включая и тех, кто был "заморожен". Игра заканчивается, когда не осталось ни одного участника (кроме последнего Деда Мороза), который не был бы хоть раз "заморожен". Последний Дед Мороз объявляется победителем. Можно в конце игры и сравнить, какой Мороз "заморозил" больше играющих.

Второй вариант игры.

Игра протекает так же, как и предыдущая, но в ней действуют два Мороза — Мороз Красный нос и Мороз Синий нос.

Стоя между вешкам, они произносят: "Мы два брата молодые, два Мороза удалые. Я Мороз Красный нос. Я Мороз Синий нос. Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?"

Отличие от предыдущего варианта заключается в том, что те, кого "заморозил" Мороз Синий нос, выбывают из игры и в дальнейших забегах уже не участвуют.

Вариант с двумя Морозами более подходит, когда играющих изначально больше 10-15 человек.

Третий вариант игры.

Играющим между вешками надо пробежать дважды — из "дома" в "лес" и обратно. При этом, добежав до леса, играющий берет там некий заветный подарок или "клад" (пряник, конфету, монету, пр.), с которым и возвращается в "дом". Если же Мороз его заморозит на обратном пути, то "клад" возвращается в "лес". В конце игры определяется победитель — кто из играющих собрал больше "кладов". В этом варианте Дед Мороз может и не меняться, но быть постоянным ведущим. Оставшиеся "клады" Дед Мороз раздает участникам и гостям уже по своему усмотрению.

]]> ]]>

Рекомендуем почитать

Наверх