Мать сыра земля (или о земле сибирской). Русские Боги. Мать Сыра Земля Великая Богиня матерь Макошь славянская

Нотная грамота 31.10.2019
Нотная грамота

Вешнее Макошье.
22 мая (травеня) считался у славян Днём Земли. В некоторых регионах отмечался широко, как праздник Вешнее Макошье. Обряды, совершаемые на этот праздник, красноречиво говорят о значении Матери Сырой Земли в мировоззрении наших предков. Мать Сыра Земля это не поэтическое выражение, как думают многие, а живое существо, давшее жизнь всему сущему на Земле. Женская ипостась Бога Рода.

Род, посредством Перуна орошает своим семенем с небес Мать Сыру Землю, а та, рожает от него всё живое. Любопытно, что аналогичные представления существовали и у многих коренных народов Северной Америки. Они тоже боготворили Землю, как живое существо, и верили, что первый человек вышел из Земли, и каждый, после смерти, снова оказывается в Земле.

Ясно, что такое мировоззрение накладывало особенный отпечаток на отношение как индейцев, так и славян к смерти. Смерть не считалась чем-то страшным и трагическим. За умиранием, следовал обряд похорон, который был всего-навсего отправной точкой для жизни в другом мире. Рождение и смерть считались двумя ипостасями бытия, поэтому у нас в крови презрение к смерти.

Нас не напугать смертью. Лишь бы она была красна, т.е. красива. Считалось почётным отдать свою жизнь ради других, или во имя чего-либо. Особенно красиво было умереть с оружием в руках, защищая свою Родину – Землю. Для представителей других народов, такое мировоззрение казалось шокирующим, и считалось признаком дикости и отсталости.

Трепетное отношение к Матери Сырой Земле можно обнаружить в народном творчестве, и в сказках русских писателей. Традиция брать горсть родной земли перед отбытием в другие страны очень живучая, до середины двадцатого века существовала повсеместно, и до сих пор существует. Считается, что родная земля на чужбине всегда помогает.

Можно вспомнить о том, как богатыри припадали к земле, чтобы послушать её совета. Принято считать, что это метафора, на самом деле воины слушали стук копыт неприятельской конницы, но это уже как раз и есть признак невежества. Люди забыли о том, кто такая Мать Сыра Земля, поэтому и ищут объяснения, соответствующие их понятиям и их уровню знаний. Потому и появляются столь нелепые версии.

Непонятно и почему, чтоб в кого-то обратиться (превратиться), персонажам былин и сказок необходимо было удариться оземь. Иногда два, или три раза. Наши современники, ни секунды не колеблясь, считают, что это некий художественный оборот речи. Им даже в голову не приходит подумать над смыслом выражения «ударился оземь, и превратился в…». Но опыт подсказывает, что наши предки знали намного больше, чем мы сейчас, и вкладывали в этот оборот речи какой то конкретный смысл. Это не было метафорой. Это было действо, имевшее свои цели, и с его помощью достигался тот или иной результат. И нет сомнений в том, что главным помощником в достижении этого результата была именно Мать Сыра Земля.

Тот факт, что нам непонятен смысл этого действа, говорит не о том, что наши предки были невежественны и суеверны, а о том, что мы утратили знания об устройстве мира, огульно отнеся всё непонятное на счёт "дикого язычества". При этом, заменили мировоззрение на религии, что ничем не отличается от пиления сука, на котором мы сидим.

Представьте такую ситуацию: - Группа учеников никак не может освоить тему урока по физике, например. Ну не укладывается в их сознании, что такое разность потенциалов. Тогда они объявляют учителя «мракобесом, погрязшим в предрассудках прошлого», и выдвигают собственную версию, которая доступна их пониманию. А потом они ещё и издают закон о том, чтобы никто не смел ставить под сомнение верность их теории, и заодно запрещают физику, как лженауку, под страхом уголовного наказания. Ничего не напоминает?

Но вернёмся к Матери Сырой Земле. Празднования и обряды в День Вешнего Макошья не могли не повергнуть в шок представителей других народов. Те описания, которые дошли до нас, шокируют даже самих славян. Сами посудите. Приводит волхв жителей деревни на пашню, и начинают они ходить по бороздам, сыпать зерно в них, лить пиво, и кланяться на все четыре стороны. Встанут лицом на восток, кланяются в Землю, и поют: - «Мать Сыра Земля! Уйми змея и гада всякого»!

Повернутся на запад, и снова сыплют зерно, льют назем пиво, кланяются и распевают: - «Мать Сыра Земля! Поглоти нечисть всякую во чрево своё»!

Встанут лицом к северу, говорят: - «Мать Сыра Земля! Утоли ветры свои, полуденные, уйми морозы трескучие»!

А глядя на юг, поют: - «Мать Сыра Земля! Утоли ветры свои полночные, уйми пески сыпучие»!

Затем, глиняный кувшин из под пива разбивался, и оставлялся на краю пашни. Уже этого описания достаточно для того, чтобы понять с каким ужасом на всё это взирали «просвещённые» представители религиозных конфессий. Но и это ещё не всё. Самое ужасное, по представлениям современного человека это то, что во время совершения обряда, семейные пары, которые хотели зачать ребёнка, занимались прилюдно… Зачатием детей, лёжа прямо в бороздах пашни. И свальным грехом это не считалось. Это было совершенно нормально. Так поступали все предки из поколения в поколение.

Суть Дня Земли и заключалась в зачатии новой жизни. В этот день категорически нельзя было тревожить землю. Не только пахать и бороновать, но даже палку воткнуть в землю считалось тяжким грехом. Землю в этот день ублажали, поливая пивом и мужским семенем. Это был день зачатия будущего урожая, а заодно и день зачатия будущих ребятишек. Считалось, что дети, родившиеся после второй половины января, были посланцами самой Матушки Сырой Земли, и им всю жизнь будет покровительствовать Макошь.

Что же касается дикости внешней обрядовой стороны Вешнего Макошья, то можно вспомнить, что ещё совсем недавно иностранцы считали славян дикарями за то, что у нас в бане принято мыться совместно мужу, жене и малым детям. Ну что же… Для европейцев это дикость, а для нас дикостью кажется тот факт, что они вообще не имели бань, и совсем не мылись годами и десятилетиями. А уж если брать в расчет современные нравы, укоренившиеся на западе, точнее полное их разложение, то тут и разговор о том, кто из нас более дикий, не уместен.

Мать сыра земля … Орфографический словарь-справочник

Мать Сыра-Земля - Мифология: Славянская В иных культурах: Деметра, Ардвисура Анахита, Жемина Дети: все живые существа Мать Сыра Земля олицетворённая земля в славянской мифологии. Считалась матерью всех живых существ и расте … Википедия

мать сыра земля - могила, смерть, сыра земля Словарь русских синонимов. мать сыра земля сущ., кол во синонимов: 3 могила (18) … Словарь синонимов

Мать-сыра земля - традиц. фольклор. образ, встречается в текстах разной жанр. принадлежности. Его употр. в разл. контекстах сохраняет следы древнейших мифол. связей и представлений о земле как жен. производящем начале (согласно нек рым толкованиям эпитет сырой… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Мать - сыра земля - Народн. Фольклорно поэтическое название земли, почвы. БМС 1998, 368 … Большой словарь русских поговорок

мать сыра земля - м ать сыр а земл я, м атери сыр ой земл и … Русский орфографический словарь

мать-сыра земля - … Орфографический словарь русского языка

Мать-сыра-земля - образное выражение о Земле как части Вселенной, дающей жизнь всему живому, кормящей питающей, щедро вознаграждающей, оберегающей и в конце жизни вновь забирающей в себя. У наших предков языческого времени существовал образ Великой Матери, который … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

Мать сыра земля говорит нельзя. - Мать сыра земля говорит нельзя. См. ВОЛЯ НЕВОЛЯ …

Мать сыра земля его не принимает. - (т. е. такой злодей). См. КАРА ОСЛУШАНИЕ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Книги

  • Мать сыра земля Купить за 453 грн (только Украина)
  • Мать сыра земля , Ольков Николай. Повесть отмечена Дипломом и статуэткой Литературного конкурса УрФО в 2013 году. Деревенский паренек Лаврик Акимушкин с братом приехал в татарский аул и встретил девушку Лейсан. Самую…

В славянском фольклоре часто используется фраза «Мать-сыра земля». Казалось бы ничего странного. Сырая земля, освещаемая солнцем, поливаемая дождями (потому и «сырая») даёт людям урожай зерна, овощей и фруктов, потому и «мать». Но почему всё-таки «сырая земля» ? Земля может быть сухой, сырой, мокрой, плодородной, пахотной солончаковой, пустынной, а славяне выбрали именно «сырую» землю. Может понятие сырой земли шире чем предполагается ныне? Может Сыра Земля имеет географические координаты?
«Да, - это название конкретной территории – прародины славян, боготворящих свою покинутую родину, Сыру Землю (Сибирь, Serica, Zyriania, Syrasrene).»
Родина славян – Сибирь – это всего лишь версия.
На карте Птолемея (Рис. 1) изображена Восточная Европа и Азия, часть которой до Уральских гор называется Скифия-Scythia, а восточнее Уральских гор – Сибирь-Serica.

Рис. 1. Восточная Европа и Азия на карте Птолемея

С этой точки зрения, из всех многочисленных версий названия Сибири подходит монгольская.
«Эта версия снова языковая, но теперь с монгольскими корнями. Слово «шибир» с монгольского дословно перевести нельзя, однако его смысл обозначает болотистую местность поросшую лесом, преимущественно березовым. Если вспомнить о природе южных районов Сибири, то ассоциация напрашивается практически сразу: березовые колки перемежаются с болотами, подчас непроходимыми. Монголы пришли в Сибирские земли именно с юго-востока, так что миновать болотистые низины южной и средней Сибири они никак не могли. Созвучие слова современному названию и история заселения края говорят только в пользу этой версии.»
Но кроме болот Сибирь богата и другими водными ресурсами – реками и озёрами.
«Крупнейшие реки Сибири - Енисекй, Обь, Ангара, Иртыш, Лена, Амур. Крупнейшие озёра - Байкал, Таймыр и Убсу-Нур.» [ВП]
Да и Восточная Европа не подкачала. Крупнейшие реки Волга, Кама, Дон, Днепр, Днестр, Дунай (из Западной Европы), Неман, Черное море, Каспийское море. Вся эта могучая сеть рек, озёр, морей и болот навевает мысль, что «сыра земля» состоит на самом деле из двух отдельных компонентов: «сырая» и «земля». Но «сырая» не в смысле прилагательного к «земле», а самостоятельного существительного, название которому «река». Да, именно «СЫР» - река. По тюркски и китайски СУ- река. Произведём модификацию слова СУ.
Славянская трактовка иностранных слов производится по методу поиска славянских корней в иностранных словах (http://www.tezan.ru/metod.htm).
СУ – su > sirj – сырая (слав.)(пропуск r)
Примеры:
Сыр-Дарья – «река Дарья» (слав.)
« в) Китай
* Сунгари (кит. Сунхуацзян) - река на севере Китая, самый крупный приток Амура = СУ+НГАРИ (река)» .
Сунгари - su ngari > sirj –negro – сырая (река) –чёрная (слав.)(пропуск r)
По Колибабе получается тавтология: су (река) и нгари (река)
Исследователь Колибаба ведёт названия многих рек и, в частности, Рейна от семитского корня NGR, используя инверсию слова Rhein > Nieher, что противоречит классической лингвистике (академик Зализняк), но подтверждает мои выводы по исследованию слова.
На иврите НАХАР (НАГАР) – течь, река, поэтому Колибаба полагает в названии Реки Рейн еврейские корни.
Но дело в том, что слова на др.-евр. и иврите читается справа налево, а индоевропейское слово Рейн слева направо. В тоже время гидроним Рейн переводится по-славянски как ручей.
Рейн – rhein > ruchejnj – ручейный/речной (слав.)
В Септуагинте река называется по-гречески POTAMO, POTAMI, отсюда Месопотамия, т.е. «между потоками» (между реками Тигр и Евфрат).
Potamo – potochnj – поточный (слав.), в смысле «река», «поток».
Базируясь на корне НАХАР Колибаба делает другую ошибку. Он смешивает корнит naxar (ивр.) и negro- чёрный (лат.)
Например:
«г) Африка
Нигер (фр. Niger, англ. Niger, йоруба Niger, Oya) крупная река в Западной
Африке, длина 4180 км, НИГЕР = НАГАР (река).»
Где НИГЕР – niger > negro – чёрный/негр (лат.) и это естественно, ведь в Африке живут негры.
Другая путаница возникает от модификации nahar > nagornj – нагорный (слав.)
Поэтому река Ниагара получает тавтологию.
«д) США
Ниагара (Niagara River) - река в Северной Америке, соединяет между собой озёра Эри и Онтарио, отделяет штат Нью-Йорк от канадской провинции Онтарио, длина около 56 км, течёт преимущественно на север; в среднем течении находятся Ниагарский водопад и пороги - Niagara = НАГАР (река) или НИГЕР литься, течь, проливаться, сбрасывать вниз.»
Niagara River > Haxar (река) River (река) – тавтология.
Niagara River > nagornaj livnij/lavinj – нагорная ливень/лавина (слав.)(редукция l/r, пропуск n)
Индоевропейский корень River – ливень, лавина, ручей
Очередная тавтология Колибабы:
« а) Германия
Ангербах (Angerbach) - река, протекает по земле Северный Рейн-Вестфалия, длина 35,8 км; выделим корень - A+nger (иврит река)+bach (нем. ручей). Составное иврит-немецкое имя, характеризует незначительную реку, когда паводок – река, когда нет дождей – ручей.
Крехенбах (Krahenbach) – река, Бавария, длина реки 7 км; K который + rahen (река, прочитано наоборот - nehar) + bach (нем. ручей), см. выше.»
Все эти казусы исследователь объясняет удивительно просто и наивно «когда паводок – река, когда нет дождей – ручей.»
bach – ручей (нем.) созвучен brook – ручей (англ.)
brook > brizgi – брызги (слав.)(пропуск z, редукция g/k)
Все реки возникают из ручьёв и ручейков, ключей, родников, поэтому неудивительно, что в названии рек присутствует корень «ручей».
Славянское слово «родник» происходит не от слова «род», а от слова «недра».
родник – rodnik > nedra – недра (слав.)(инв. rodn), где –к – уменьшительный суффикс.
Другой славянский корень, который говорит о «сырости» рек - это « влага», «волглый», откуда происходит гидроним Волга.
Волга – Volga > vlaga/volglj – влага/волглый (слав.)
Тюркское название Волги - Итиль.
Итиль – Itil > litij – литие (слав.)(инв. itil), «лить» синоним ливню, лавине.
В названиях рек присутствует и другой славянский корень «дно», «донная». Отсюда название рек Дон, Днепр, Днестр, Дунай.
Есть и латинский корень – аква- akwa, например:
Москва - Mos-akwa, Oка – akwa (пропуск w), но здесь тоже проглядывает славянский корень:
akwa > wlaka > vlaga – влага (слав.)(инв. akw, пропуск l, замена v/w)
.
На карте Тацита Восточная Европа уже имеет название Сарматия, т.е. Сыра-мать (земля) аналогичная Sеrica (Сибири).
Следовательно, сарматы – это племена, обитавшие на земле близ водной системы рек Восточной Европы и Азии.

Сокращения

СПИ – Слово о полку Игореве
ПВЛ – Повесть временных лет
БСЭ – Большая советская энциклопедия
СД – словарь Даля
СФ – словарь Фасмера
СИС – словарь иностранных слов
ТСЕ – толковый словарь Ефремова
ТСОШ – толковый словарь Ожегова, Шведова
CРС – словарь русских синонимов
БТСУ – большой толковый словарь Ушакова
ССИС – сборный словарь иностранных слов
МАК – малый академический словарь русского языка
ВП - Википедия

В славянских языках, безусловно, встречаются еврейские корни, особенно в воровском жаргоне, но это не говорит о том, что иврит (во многом искусственный язык) серьёзно влияет на базовый индоевропейский словарь и особенно на славянские корни.

1. Мать Сыра Земля, http://slavyanskaya-kultura.ru/arisk/mat-syra-zemlja.html
2. Версии происхождения названия «Сибирь», http://xn----9sbubb4ahmf1byf.xn--p1ai/content/11
3. С. Колибаба «Рейн, Rhein - этимология»,

Рецензии

Тезан, я считаю данное крылатое выражение своеобразной "игрой слов"!
В тюркских языках слово ЗЕМЛЯ звучит, как СИР, ЖИР, ЖЕР.
Помните, как интересно переплетались слова в мифе "Гордиев узел"?
Если пойти дальше, то можно заметить, что в карельском, финском, эстонском языках слово ЗЕМЛЯ звучит, как MAA.
Вот и получается, что в выражении МАТЬ - СЫРА ЗЕМЛЯ везде "скрывается" ЗЕМЛЯ!)))

Можно взять и другие крылатые выражения!
К примеру, ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА.
ЗОЛОТО по-кыргызски СЕР.

Если и в других крылатых выражениях будут прослеживаться подобные совпадения, то думаю пора думать о том, как и почему образовалась эта закономерность!)))

Почему у славян Мать Земля называется Сырой? Есть ли в этом какой-то смысл, кроме животворящего, влажного, плодоносящего начала земли? У многих народов мира в мифологии существует образ Матери Земли. Но не у кого, кроме славян, этот образ не связан с понятием сырости, влажности. Может Сыра Земля имеет географические координаты?

Да, — это название конкретной территории – прародины славян, боготворящих свою покинутую родину, Сыру Землю (Сибирь, Serica, Zyriania, Syrasrene).

Статья из Википедии: Мать-Сыра́ Земля́ - олицетворённая земля в славянской мифологии. Считалась матерью всех живых существ и растений, средоточием плодородия. Противопоставлялась персонифицированному Небу (или богу-Громовержцу) и считалась его супругой. Небо или Громовержец оплодотворял Землю дождём, после чего она давала (рождала) урожай. Центральная часть трёхчастной Вселенной (небо - земля - преисподняя), населённая людьми и животными; символ женского плодоносящего начала, материнства.

Образ Матери-Земли восходит к глубокой древности - по меньшей мере к праиндоевропейской эпохе. Об этом свидетельствуют многочисленные параллели данному персонажу в мифологиях индоевропейских народов: Деметра (лингвистически прямой аналог др.-рус. Земь-матерь) в греческой, Ардвисура Анахита в иранской, Жемина (прямой лингвистический аналог рус. Земля) в литовской и др.

Из Земли (глины, праха), согласно апокрифам и народным легендам, создано тело человека: душа его после смерти попадает в верхний мир, а тело - в Землю (ср. бел. поверье, что душа окончательно расстается с телом, когда на гроб упадёт первая горсть Земли).

Земля, по общеславянской традиции, является символом материнства и женского начала. Принимая в себя семена, 3емля беременеет и даёт новый урожай; она всеобщая Мать и кормилица: живых питает, а мёртвых к себе принимает. В русских загадках 3емля соотносится с образом «общей для всех матери». Известное в русских фольклорных текстах и фразеологии выражение «Мать - Сыра Земля» обозначает, прежде всего, землю, оплодотворённую небесной влагой. Соответственно, пересохшая, бесплодная Земля сравнивается в русских духовных стихах со вдовой. Перед началом сева крестьяне обращались к святым с просьбой «напоить Мать - Сыру Землю студёной росой, чтобы принесла она зерно, всколыхала его, возвратила его большим колосом» (орлов).

Для восточно-славянской традиции характерны поверья о том, что Земля закрывается в дни «бабьего лета» и справляет свои «именины», а открывается на Благовещенье. «Именинницей» называли 3емлю также на Симона Зилота (повсеместно), в Духов день и на Успенье (Дожинки). «На Духов день Земля потому именинница, что в этот день она сотворена» (вят.). В такие дни по отношению к 3емле соблюдались многочисленные запреты: нельзя было копать, пахать, бороновать, забивать колья, бить по 3емле.

По мере распространения христианства в народном сознании возник параллелизм образа Матери Земли с образом Богородицы. В восточнославянской мифологии вероятно была связана с Мокошью (от мокрый = сырой)».

У многих народов мира в мифологии существует образ Матери Земли. Но не у кого, кроме славян, этот образ не связан с понятием сырости, влажности. Может Сыра Земля имеет географические координаты?

По исследованиям в рамках теории сибирской славистики вытекает однозначный ответ: Сыра Земля – прародина славянских народов, имеющая «прописку» на территории современной Сибири. Более того, название Сибири, — это производное от Сырая (syr, ser, saras, sara, Surabhir, sabir).

Обожествление своей прародины славянами – знак огромной любви и тоски по оставленной родной земле. Обожествление прародины присуще многим народам. Так германцы свою прародину именовали Мидгардом, греки – Ойкуменой, индусы – Арьявартой. У славян имя прародины имеет и большую смысловую нагрузку. Сырая – водная, речная, это славянский синоним индоарийскому «индия» в значении страна рек.

Исход славян из Сибири носил катастрофический, вынужденный характер, обусловленный, как демографическими, так и экологическими причинами. Рост населения в Сибири, при развитии производящего сельского хозяйства и при получении достаточных средств для питания, развития и расселения новых поколений, происходил на территории Западной Сибири в границах леса, лесостепи, степи и предгорий. Границы тайги долгое время после схода ледника и вод Мансийского моря проходили, где-то на широте Сургута. Ухудшение климата и заводнение (избыточное увлажнение) территории Западной Сибири происходило постепенно, но уже к концу I тысячелетия заниматься земледелием и продолжать привычный для сельхозпроизводителей образ жизни стало невозможно. Начался исход.

В истории исход народов с территории Сибири известен под нашествием киммерийцев, скифов, сарматов, гуннов, саков, монгол. Киммерийцы, скифы, амозонки, сарматы это праславяне, венеды, анты, савиры, сербы и хорваты (сарматы), дулебы. После так называемого гуннского нашествия почти вся Европа оказалась заселена славянами.

Саки и их постоянное давление на Иран и Индию известны по истории становления индо-скифских княжеств в Индии и в Среднеазиатских странах. На территории древней Индии, Пакистана, Афганистана, и Ирана известно существование государств и сатрапий, названия которых вытекают из названия прародины сакских народов Сырой Земли. Обозначим эти топонимы:

Сыра Страна – Syrastrene, сегодняшняя Saurashtra в Индии. Подтверждением здесь приведём текст из Псевдоарриана (I век н.э.), «Перипл Эритрейского моря»:

«Beyond the gulf of Baraca is that of Barygaza and the coast of the country of Ariaca, which is the beginning of the Kingdom of Nambanus and of all India. That part of it lying inland and adjoining Scythia is called Abiria, but the coast is called Syrastrene. It is a fertile country, yielding wheat and rice and sesame oil and clarified butter, cotton and the Indian cloths made therefrom, of the coarser sorts. Very many cattle are pastured there, and the men are of great stature and black in color. The metropolis of this country is Minnagara, from which much cotton cloth is brought down to Barygaza.» Periplus, Chap. 41.

Примерный перевод (сервис Гугл):

«По ту сторону залива Baraca расположены Barygaza и побережье страны Ariaca, которая является началом королевства Nambanus и всей Индии. Та её часть, которая лежит во внутренних и прилегающих к Скифии (?) районах называется Abiria, а побережье называется Syrastrene. Это плодородная страна пшеницы и риса, и кунжутного масла и топленого масла, и хлопка и индийской ткани, изготовленной из него, и более грубых сортов. Очень много там скота, а мужчины рослые и черного цвета. Столица этой страны Minnagara, из которой много хлопчатобумажной ткани вывозится в Barygaza».

Другой примечательный топоним, — это Савира (Sauvira).

В Савире проживали племена сериков (Saraiki, Seraiki), как их мы назовём. Вероятно, это имя сериков-серов, то есть «шёлковых людей» античности. Имя серов выводится из Sauvira. Сегодня «Серики (сарьяки, мультани) - южные пенджабцы, проживающие в Мултане и на территориях 18 штатов Пакистана, а также в индийских штатах Пенджаб, Гуджарат и Махараштра. Общая численность - 16 млн. чел. Родственны синдхам. В Пакистане составляют 10,3 % процента населения. Исповедуют ислам, индуизм» (цитата из Википедии). Cавиры (sauvira) и сивы (sivi, sibi) были потомками (с)Абира (та же самая Surabhira), но часто воевали между собой. Вообще, история индийских савиров (серов) – ну, очень интересная. Однако, это тема детальных изысканий. Скажем только, что по сведениям «Махабхараты» (древнеиндийский эпос) савиры культурно были близки с синдами, араттами и другими древне-арийскими народами. В составе савиров были племена, напрмер, вагров (Vagri) и умраней (Umrani), которые, в свою очередь, объединяли полян (poliani), хотаней (Hotani), белян (Belyani) и ещё целый ряд племён.

Ономастика Древней Индии удивительным образом подтверждает теорию о сибирском происхождении многих арийских и славянских народов. А название Сырой страны на территории Индии подтверждает и главный топоним сибирских славян – Сыра Страна, Сыра Земля.

Города древней Индии.

Оставили свои топонимы славяне и при экспансии на Восток. По материалам книги известного сербского исследователя М.С.Милоевича «Отрывки из истории Сербов». Белград. 1872. Перевод с сербского Барсукова В.Г. (смотрите материалы на http://www.zrd.spb.ru/pot/2013/pot_03_56_2013.htm) вытекает, что славяне (сербы) основали и дали начала и Китайской цивилизации. Топонимика свидетельствует об этом красноречивей всего. Приведём цитату из работы Милоевича, опубликованной О.М. Гусевым:

«…Так начнём прямо с Тибета с названий тибетских рек, отнимая от них китайское окончание «-хэ», что означает «река». Тогда выходит, например, что река Нана-хэ это чисто наша Нана, т.е. «мать». Далее реки: Чен, Божан, Милован, Бан, Чуян, Людин, Чедо, Данаши, Брама, Луян, Досела, Макен, Сила, Ярак, Милан.

Здесь же города: Поляча, Керун, Шибан, Аца, Лаертан, Сареб (Салеб-Алогонта), Мили, Драгор, Ядигол, Коньчак, Поляча.

Гора Лука.

Реки Банму, Малин, Зобана, Куна, Банчана.

Возвышенности Банча, Сарбилин, Бачун, Божан…

…Все эти топонимы чисто сербские и должны быть сохранены в истории. Необходимо иметь в виду, что Китай и его огромная империя ещё нами мало изучены. Все эти топонимы были зафиксированы путешественниками. Не исключено, что на территории Китая сохранились ещё кое-какие племена, которые говорят по-славянски, хотя и испорченно. До сих пор на это не обращалось внимания со стороны Руси. У историков не было никакого уважения к очевидным топонимическим свидетельствам на территории Китая в пользу славян».

Относительно исследований древности славянских племён огромную работу выполняют именно сербские учёные: Миодраг Милановича (http://www.vandalija.co.rs), Йован Деретич, исследователь старой сербской школы — Ольга Лукович-Пьянович, и выше цитируемый, М. Милоевич.

Таким образом, можно с полным основанием говорить о единой прародине славян — Сырой Земле, Сибири.

Раньше эта страна именовалась Индией Верхней (India Superior), позже, сохранив значение «речная», она приобрела название Сырой страны (земли). Жителей этой страны ещё и во времена Древнерусского государства (и позднее, при Ермаковом походе) именовали сырьянами (зыряне, zauriani), хотя это были уже и не славяне.

Здравствуйте, дорогие ученики!
Сегодня мы с вами поговорим о единственной славянской богине, которая не подверглась гонению со стороны христианства. По крайней мере, я не слышала об этом ничего. Это был самый любимый народом персонаж славянской мифологии — Мать Сыра Земля.

Травы, цветы, деревья и кустарники — её пышные волосы. Каменные скалы — это её кости. Цепкие корни деревьев заменяют жилы. А кровь её — это сочащаяся из её недр живая вода. И, как живая женщина, рождает она земных существ, стонет от боли в бурю. А когда гневается, то учиняет землетрясения. Улыбается под тёплыми солнечными лучами и дарит всему живому невиданные красоты. Засыпает студёной зимой и просыпается весной. Её обжигает засуха, но она возрождается от живительной влаги.

Мать Сыра Земля всегда рядом с человеком. Она его кормилица и поилица, и к её помощи, как к помощи матери, человек всегда прибегает в трудные моменты жизни.
Достаточно вспомнить сказки и былины, в которых даже богатыри припадают к сырой земле, чтобы получить новые силы. Ударят они копьём о землю, и она поглотит чёрную, ядовитую кровь змея и возвратит жизнь загубленным людям.
О землю ударялись сказочные герои, чтобы перевоплотиться в кого-то другого и получить его силу.

«Чем заболел, тем и лечись» - говорили в древности и советовали выносить тех, кто ушибся, на то самое место и молить землю о прощении.
Земля и сама считалась самым сильным лекарством. Знахарь смачивал землю слюной и прикладывал к ранам или больной голове, нашёптывая при этом заговор: «Как здорова земля, так и твоя голова была бы здорова ».

Матерью Сырой Землёй клялись, и эта клятва считалась самой сильной, она была священна и нерушима. Клятвопреступника земля не станет носить. «Чтоб мне сквозь землю провалиться! » - до сих пор сохранилась такая клятва.

Землю целовали, просили о прощении, когда сделали плохое дело. И такой традиционный в древности земной поклон — это тоже от великого почитания матушки-Земли.

Сменялись боги на небе, на месте одних появлялись другие, и только Мать Сыра Земля оставалась для людей вечной кормилицей, дававшей жизнь всему, что на ней обитало.

В древности ведуны умели гадать по горсти земли, взятой из-под левой ноги того, кто желал свою судьбу узнать. «Вынуть след» у человека и сейчас считается недобрым умыслом. Если нашептать умеючи над ним, то можно связать волю человека по рукам и ногам. И тогда, чтобы от такой напасти избавиться, просят Землю: «Матушка — кормилица, сыра земля родимая, укрой меня от призора лютого, от всякого лиха нечаянного. Защити меня от глаза недоброго, от языка злобного, от навета бесовского. Слово мое крепко, как железо. Семью печатями оно к тебе, кормилица Мать — Сыра Земля, припечатано — на многие дни, на долгие годы, на всю жизнь вековечную».

Древнеримский историк Тацит писал о славянах, живших на острове Рюген: «Они воздают общее поклонение богине земли и верят, что она вмешивается в человеческие дела, посещает народы. Стоит на острове океана нетронутый лес, и в нём хранится священная колесница, покрытая завесой: прикасаться к ней дозволено одному лишь жрецу. Он узнаёт, что богиня присутствует в святилище, и, везомую на колеснице коровами, сопровождает с великим благоговением».

Образ Матери-Земли восходит к очень глубокой древности. Уже позже создали стройные искусственные системы, где во главе божественного пантеона непременно стоит Бог-Отец, да и боги преимущественно мужского пола, но всё это произошло во времена давно утвердившегося патриархата. Однако даже сквозь такие искусственные патриархальные схемы проглядывают черты устойчивых древних представлений о космическом женском божестве, о Великой Матери Мира: будь то это Гея, породившая Урана, или Кибела, олицетворение матери-природы, почитаемая в Малой Азии.

В каждой мифологии обязательно найдётся такое женское божество — олицетворение всей природы. Однако, именно у славян почитание Матери Сырой Земли было наиболее сильным, что сохранилось вплоть до начала XX века.

Множество поверий связано именно с родной землёй. Если человек куда-то уезжал на чужбину, то непременно с собой брал горсть родной земли. Высыпал её на чужой земле и, ступая по ней, говорил: «По своей земле хожу». Считалось, что и там, на чужбине, в случае чего, родная земля поможет, силы придаст.

Землю хранили в ладанках во время путешествий как оберег от злых сил.

У матерей не было большего горя, чем известие, что их сыновья, умершие на чужбине, не запаслись родной землицей и похоронены без неё.

Понятие «родины, родной земли» для славян было особенным. Сколько поэтических произведений посвящено родине!

Есть особый день, 23 мая — день рождения Матери Сырой Земли. Крестьяне, желая достойно почтить именинницу, не берутся в этот день ни за какую земляную работу: не пашут, не боронят, не роют и особенно оберегаются вбивать в землю колья, чтобы не нарушить покоя земли.
В этот день желательно пройтись босыми ногами по земле: так можно почерпнуть у ней силы, необходимые вашему организму. Считалось также, что в этот день можно выкапывать целебные корни на лекарственные зелья, потому что они набирали наибольшую силу.

Всю свою жизнь вековечную Мать Сыра Земля растит для живущего на ней народа хлеб насущный. Конечно, это не только хлебные колосья, но и другие съедобные для человека растения, разные травы целебные. Как траве не вырасти без горстки земли, так и русскому народу не прожить без земли-кормилицы.

Солнечные лучи согревают землю, дождевые ливни питают её, и земля, согретая и увлажнённая, растит травы, цветы, деревья, даёт пищу животным и человеку. И вот это естественное для человека явление послужило источником мифа о брачном союзе Неба и Земли. Так как Земля у нас, естественно, женское начало, матушка, то Небу отводилось мужское — это был отец-батюшка. Летнее небо заключает Землю в своих горячих объятиях, как невесту или супругу, рассыпает по ней свои тёплые лучи и разливает живительные воды, и Земля тогда может «рожать». В зимнюю же пору земля каменеет от стужи и делается неплодною.

Поэтому неслучайно в сознании славян сложилось мировоззрение, что богатство страны и народа напрямую зависит от просторов славянской земли. Именно эти просторы — главное богатство как материальное, так и духовное.
Выразителем этого мировоззрения стал былинный богатырь Микула Селянинович. Сила ему дарована самой землёй, и опирается он полностью на земную силу Руси.
Микула — любимый сын Матери Сырой Земли, первый русский оратай. В его честь справлялись коллективные пиры-микульщины, пелись песни в честь наступающих именин Матери Сырой Земли:

Микула-свет, с милостью
Приходи к нам, с радостью,
С великою благостью…
Мать Сыра Земля добра,
Уроди нам хлеба,
Лошадушкам овсеца,
Коровушкам травки!

Есть интересная былина о Святогоре и Микуле. Святогор пытается догнать на широком пути-дороге прохожего и никак не может. И тогда проговорил богатырь таковы слова:

- Ай же ты, прохожий человек, приостановись не то множечко, не могу тебя догнать на добром поле.
Приостановился прохожий, снимал с плеч сумочку и кладывал сумочку на сыру землю. Говорит Святогор-богатырь:
- Что у тебя в сумочке?
- А вот подыми с земли, так увидишь.
Сошел Святогор с добра коня, захватил сумочку рукою, - не мог и пошевелить; стал здымать обеими руками, только дух под сумочку мог подпустить, а сам по колена в землю угряз. Говорит богатырь таковы слова:
- Что это у тебя в сумочке накладено? Силы мне не занимать стать, а я и здынуть сумочку не могу.
- В сумочке у меня тяга земная.
- Да кто ж ты есть и как тебя именем зовут, звеличают как по изотчины?
- Я есть Микулушка Селянинович.

Микула — носитель земной тяги в прямом смысле: он несёт силу Матери Сырой Земли в котомке за плечами, легко обгоняя самого могучего богатыря. Тяга земная при сопрокосновении с источником питается необъятной силой Земли, потом возвращается на плечи Микулы и передаётся ему сполна.

С принятием на Руси христианства образ Матери Сырой Земли стал сближаться с образом самой Богородицы. Постепенно распространилось представление, что у человека три матери: первая — Пресвятая Богородица, которая родила спасителя мира, вторая — Земля, от которой все созданы и в которую все вернутся после смерти, и третья — та, что в утробе носила и родила.
А праздник в честь оратая Микулы христианство перевело на почитание святого Николая Чудотворца. Оттого на Руси так почитают весеннего Николу.

Думаю, на этом можно закончить наш урок о земле-матушке. На следующем уроке мы поговорим о возможном супруге Матери Сырой Земли, а сейчас домашнее задание (надо выбрать вопросы, которые в сумме дадут не менее 10 баллов):

1. Почему же Мать Сыра Земля, а не просто Мать Земля? И богатыри почему припадали именно к сырой земле? (0-1 балл)

2. Как вы понимаете клятву «Чтоб мне сквозь землю провалиться!»? И что изначально в неё было заложено? (0-2 балла)

3. Почему сеятель всегда был мужчина? (0-1 балл)

4. Найдите сказки, былины (не менее двух), в которых герой прибегает к помощи Матери Сырой Земли. Расскажите о них. (0-3 балла)

5. Найдите загадки, пословицы, поговорки, да и просто крылатые выражения, связанные с Матерью Сырой Землёй (не менее трёх). Объясните, как вы их понимаете. (0-3 балла)

6. Напишите небольшое эссе (поэтическое или прозаическое), посвящённое этому божеству или вообще родной земле. (0-4 балла)

7. Если умеете рисовать, то можете изобразить Мать Сыру Землю. (0-5 баллов)

8. Вы отправились на практику в Аргемоне (практика может быть по любому предмету). Расскажите, какую помощь вам смогла оказать Мать Сыра Земля. (0-5 баллов)

9. Найдите поэтическое или прозаическое произведение, посвящённое Родине, родной земле, которое вам нравится. Расскажите о нём и о мыслях, которые появляются после его прочтения. (0-3 балла)

10. Почему именно у славян сложилось такое почитание Матери Сырой Земли? (0-2 балла)

11. В древнегреческой мифологии есть персонаж, подобный Микуле. Найдите его и расскажите о нём. Какие сходства и отличия вы нашли? (0-3 балла)

Рекомендуем почитать

Наверх