Настало самое время, чтобы плод оказался в головном предлежании. Подошла 29...
Для создания комфортных условий пребывания детей в дошкольных учреждениях необходима организация качественной вентиляции. Она обеспечивает не только чистоту воздуха в помещении, но и правильные влажностные характеристики. С технической точки зрения проектирование системы вентиляции детского сада осуществляется по тем же нормам, что и для других комплексов с аналогичной производительностью. Но главной его особенностью должна быть профилактика простудных заболеваний, которая возможна, если выполнить следующие условия:
- Создать воздушную среду, не способствующую переносу бактерий и вирусов;
- Поддерживать оптимальные для нормального функционирования иммунной системы детей температурные и влажностные параметры воздуха;
- Обеспечить такой воздухообмен, который исключает общее или локальное переохлаждение.
Особенности воздухообмена в дошкольных учреждениях
Согласно санитарным правилам и нормам, воздухообмен в детских садах должен быть приточно-вытяжным, с естественным побуждением, а кратность замещения воздуха – 1-1,5 (но не меньше 50 м³/ч на 1 чел.). Соблюсти это требование за счет естественной инфильтрации невозможно, поэтому задействуются сквозные и угловые проветривания в периоды отсутствия детей в помещениях.
Частота и длительность этих мероприятий регламентированы и привязаны к климатическому району. Большая часть средней полосы России относится к II и III климатическому району: для них предусмотрена следующая длительность проветриваний (при средней площади помещений 50 м² и средней величине окна):
- Через фрамуги: для помещений с пребыванием детей – 200 мин, для пустых – 150 мин;
- Залповое: с пребыванием – 15 мин, для пустых – 8 мин;
- Диагональное: с пребыванием – запрещено; для пустых – 5 мин.
Современная система в дошкольных учреждениях используется довольно редко по двум причинам:
- стоимость проектирования вентиляции выше по сравнению с традиционным вариантом;
- приточные диффузоры создают потоки более холодного наружного воздуха.
Отдельно выделим комбинированный тип вентиляции. В этом варианте традиционная схема дополняется технологичными установками. Для решения проблемы низкой влажности воздуха во время отопительного сезона задействуются локальные увлажнители. Для детсадов рекомендуются устройства с ультразвуковым распылителем – они обеспечивают безопасную и бесшумную аэрацию.
Наши проекты
Компания ООО "ОВеКон-Инжиниринг" проектирует и реализует проекты систем вентиляции для детских садов и других помещений, предлагая воздуховоды собственного производства и гарантию качества услуг.
Для сохранения здоровья и трудоспособности важным фактором является воздушная среда, отвечающая условиям теплового и санитарно-гигиенического комфорта, чистая от пыли, токсических газов и бактерий, что обеспечивается системами вентиляции.
Вентиляция организованный обмен воздуха (воздухообмен) в помещениях для обеспечения заданных параметров воздушной среды в помещении. Вентиляция может быть естественной (с естественным побуждением) или механической (с механическим побуждением). Естественная вентиляция организованный обмен воздуха в помещениях под действием теплового (гравитационного) и ветрового давления. Механическая вентиляция организованный обмен воздуха под действием давления, создаваемого вентиляторами.
Проектирование систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха до декабря 2002 года основывалось на строительных нормах и правилах (СНиП), санитарно эпидемиологических требованиях (СанПиН), государственных стандартах (ГОСТ), территориальных строительных нормах (ТСН), ведомственных строительных нормах (ВСН) и т.д.
27 декабря 2002 года принят Федеральный закон №184-ФЗ от 15.12.2002 года «О техническом регулировании». Согласно принятому закону, на все виды деятельности до 2010 года должны быть разработаны «Технические регламенты». Согласно пункту 1 статьи 46 указанного закона со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей следующим целям:
- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
- предупреждения действий, вводящих в заблуждения приобретателей.
Таким образом, до выхода «технических регламентов»в строительной деятельности (в том числе при проектировании зданий и сооружений) все СНиПы и другая нормативная литература применяется в основном как рекомендации, и подлежат обязательному исполнению только в области требований по безопасности людей, защиты имущества и окружающий среды.
В 2009 году был принят ФЗ №384 от 30 декабря «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Статья 10, 19, 20, 22 ФЗ №384 предусматривает, что все здания и сооружения должны быть оборудованы системами вентиляции.
Для правильной работы системы вентиляции вытяжка, естественная или механическая, компенсируется притоком. Если используется приточная механическая вентиляция, никаких проблем не возникает. В случае естественного притока использования герметичных окон нарушает работу системы вентиляции.
В соответствии с п.7.1.10 СП 60.13330 - 2012 года «Естественную вытяжную вентиляцию для жилых, общественных, административных и бытовых помещения следует рассчитывать на разность плотностей наружного воздуха при температуре 5° С и внутреннего воздуха при температуре в холодный период года.
Поступление наружного воздуха в помещении следует предусматривать через
специальные приточные устройства наружных стенах и окнах для квартир и
помещений, в которых при температуре наружного воздуха 5°С не
обеспечивается удаление нормируемого расхода воздуха, следует предусматривать
механическую вытяжную вентиляцию»
.
Качественная и надежная работа систем вентиляции зависит, прежде всего, от качества разработанных проектных решений, качества и надежности применяемого оборудования, квалифицированной эксплуатации его.
Современные системы вентиляции должны не только обеспечивать требуемые параметры воздушной среды в помещениях различного назначения, но и решать задачи энергосбережения и охраны окружающей среды.
В настоящее время основным нормативным документом для проектировщиков стало Постановление Правительства РФ № 87 от 16 февраля 2008 г. «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». Согласно Постановлению графическая часть подраздела «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха и тепловые сети»должна содержать принципиальные схемы систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха.
Это явно не соответствует сложившейся практике проектирования, так как на стадии «ПД» должны быть решены еще многие вопросы, в частности, размещение венткамер, шахт, воздуховодов, выбор воздухораспределителей, противопожарных клапанов, деление объектов на пожарные отсеки и решение всех противопожарных мероприятий.
Многие проекты «отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха»проходя государственную экспертизу, имеют заключение на стадии «ПД». После этого заказчик-застройщик отдает делать рабочие чертежи организации или инженеру-проектировщику, не имеющему достаточно навыков проектирования. Их не кто не проверяет!
И по этим чертежам устраивают тендеры и конкурсы. Если посмотреть эти чертежи, то очень часто это не доработанные проекты уже на бумаге можно определить, что после монтажа системы вентиляции не будут работать надлежащим образом. Часто разные разделы проектируют специалисты, не согласовывая свои действия и решения со смежниками. Все чаще архитекторы и дизайнеры при строительстве не учитывают необходимости вентиляции.
Занимаясь, испытаниями и наладкой систем вентиляции много лет заметила, что с годами качество проектов все хуже. Затрачивается много финансовых средств на оборудование, монтаж, автоматику, на расходы тепловой и электрической энергии при этом не получая качественного воздухообмена. Как результат нарушение здоровья людей, норм противопожарной безопасности, технологических процессов в производстве, разрушение строительных конструкций зданий и сооружений
Я бы хотела обратить внимание на те положения норм, которые при проектировании дошкольных учреждений и организаций, осуществляющих медицинскую деятельность, игнорируются и нарушаются во многих проектах.
Рассмотрим СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию, организации режима работы дошкольных учреждений»:
VIII. Требования к отоплению и вентиляции
8.1. Здания дошкольных организаций оборудуют системами центрального отопления
и вентиляции в соответствии с требованиями, предъявляемыми к отоплению,
вентиляции и кондиционированию воздуха в общественных зданиях и сооружениях.
8.2. Теплоснабжение зданий дошкольных организаций следует предусматривать
от тепловых сетей ТЭЦ, районных и местных котельных с резервным вводом.
Допускается применение автономного или газового отопления.
Паровое отопление не используется.
8.3. Для поддержания оптимальных параметров температурного режима отопительные приборы оборудуются регулируемыми кранами.
Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогреватели с инфракрасным излучением.
При наличии печного отопления в существующих зданиях дошкольных организаций
топка устраивается в недоступном для детей месте. Во избежание загрязнения
воздуха помещений окисью углерода печные трубы закрываются не ранее полного
сгорания топлива и не позднее, чем за два часа до прихода детей.
8.4. Средняя температура поверхности нагревательных приборов не должна превышать 80 С.
Во избежание ожогов и травм у детей отопительные приборы, конструкция
которых не имеет защитных устройств, следует ограждать съемными решетками
из дерева или термостойких материалов, разрешенных к применению в установленном
порядке.
Ограждения из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов
не используются.
Для вновь строящихся и реконструируемых зданий дошкольных организаций
печное отопление не допускается.
8.5. В зимний период температура пола в групповых помещениях, расположенных на первых этажах здания, должна быть не менее 22 С.
8.6. Относительная влажность воздуха в помещениях с пребыванием детей
должна быть в пределах 40-60%, в производственных помещениях пищеблока
и постирочной - не более 70%.
8.7. Все помещения ежедневно и неоднократно проветриваются в отсутствие детей. Сквозное проветривание проводят не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. В помещениях групповых и спальнях во всех климатических районах, кроме IA, IБ, IГ климатических подрайонов, следует обеспечить естественное сквозное или угловое проветривание. Проветривание через туалетные комнаты не допускается.
В присутствии детей допускается широкая односторонняя аэрация всех помещений в теплое время года.
8.8. Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы. Проветривание проводят в отсутствие детей и заканчивают за 30 мин. до их прихода с прогулки или занятий.
При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха
в помещении, но не более чем на 2-4 С.
В помещениях спален сквозное проветривание проводят до укладывания детей
спать.
В холодное время года фрамуги, форточки закрывают за 10 минут до отхода ко сну детей; открывают во время сна с одной стороны и закрывают за 30 минут до подъема.
В теплое время года сон (дневной и ночной) организуют при открытых окнах (избегая сквозняка).
8.9. Значения температуры воздуха и кратности обмена воздуха помещений в 1 час должны приниматься в соответствии с приложением 3 настоящих санитарных правил.
Скорость движения воздуха в основных помещениях не более 0,1 м/с.
8.10. Концентрация вредных веществ воздуха помещений с постоянным пребыванием
детей (групповые, игровые, спальни, комнаты для музыкальных и физкультурных
занятий и др.) не должны превышать предельно допустимые концентрации (ПДК)
для атмосферного воздуха населенных мест.
8.11. Контроль за температурой воздуха во всех основных помещениях пребывания детей осуществляют с помощью бытового термометра, прикрепленного на внутренней стене, на высоте (0,8-1,0 метра).
Пункт 8.1 ссылается на СП 118.13330.2012. «Свод правил Общественные здания и сооружения», в котором п.4.17 написано «Отопление, вентиляцию, кондиционирование воздуха общественных зданий, а также дымоудаление во время пожара следует проектировать в соответствии с СП 60.13330, СанПиН, ГОСТ 30494-2011».
В СП 60.13330.2012 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха»существует Приложение К (обязательное). Минимальный расход наружного воздуха на одного человека в помещении с естественным проветриванием составляет 40 м?/час. Согласно всем вышеперечисленным документам каждый человек (ребенок) должен получать не менее 40 м?/час наружного оптимальных параметров воздуха.
Следует помнить, что на территории России разные климатические зоны. Естественно, что подходы к проектированию систем вентиляции имеют свои особенности.
Пункт 8.9 ссылается на приложение 3 СанПина 2.4.1.2660-10. Согласно этого приложения, приток в помещения, где находятся наши дети не предусмотрен, а вытяжка естественная. В данном варианте никакого воздухообмена не будет.
Согласно «ГОСТ 30494-2011. Межгосударственный стандарт. Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях»п.5.3 предусматривает «Для детских учреждений, больниц и поликлиник следует принимать показатели качества воздуха 1-го класса». Это означает, что должен подаваться воздух особо чистый не менее 80 м?/час на одного ребенка. В дошкольных учреждениях должна быть приточно-вытяжная механическая вентиляция.
К большому сожалению, в нашем городе Екатеринбурге и других населенных пунктах в проектах заложено естественная вытяжная вентиляция. При открытых окнах вытяжка функционирует, при закрытых окнах в зимний период из вытяжных решеток поступает холодный воздух. Практически отсутствует воздухообмен, отсюда значительные нарушения здоровья подрастающего поколения нашей страны .
В СанПине 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельностьп.» 6.21 предусматривает «В ЛПО, общей площадью не более 500 кв.м, в помещениях класса Б и В допускается естественное проветривание».
Cогласно этим рекомендациям в медицинских центрах в кабинетах врачей и т.д. можно обойтись без воздухообмена, что и происходит повсеместно. Это прямое нарушение ФЗ №384 от 30 декабря 2009 г. «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»ст.10,19,20.
Почему в нашей стране такая неразбериха с нормативными документами. Этим пользуются те люди, которые должны контролировать наш порядок и выполнение законов и за это никто не несет ответственность
Если зайти в любое общественное или жилое здание (торговые центры, офисные помещения, медицинские учреждения, школы и т. д.) воздухообмен отсутствует или работает не эффективно. На эти цели затрачено и тратится колоссальные материальные и энергетические ресурсы Чистый воздух основа нашей жизнедеятельности.
К большому сожалению, в нашей стране очень мало грамотных специалистов, разбирающихся в системах вентиляции.
С наилучшими пожеланиями инженер по испытаниям и наладке
систем вентиляции (стаж работы 30 лет)
Пушкарева Валентина Викторовна
Г.Екатеринбург
Никто не будет отрицать, что здоровье всего населения страны напрямую зависит от того, насколько правильно спроектирована вентиляция в детском саду. Но в отношении нормативов, определяющих правила разработки подобных систем, наблюдается исключительно консервативный подход, обусловленный, возможно, нежеланием сталкиваться с последствиями вероятных ошибок.
Одновременно с этим, замена старых окон на современные стеклопакеты в детских садах идёт без всяких ограничений, что приводит к явному несоответствию действующих норм воздухообмена и фактического качества воздуха в детских дошкольных учреждениях.
В данном обзоре мы собрали информацию, которая поможет разработчику оценить возможность установки механизированные воздухообменных комплексов с учётом действующих нормативов на проектировании вентиляции в ДДУ.
С технической точки зрения, проектирование систем воздухообмена в детских дошкольных учреждениях выполняется по тем же нормам, что и для других вентиляционных комплексов с аналогичной производительностью.
Но на практике всегда следует учитывать ряд специфических нюансов.
Основной такой особенностью является то, что на вентиляцию в ДДУ возложена не только задача по механическому возобновлению необходимых объёмов воздуха, но и непосредственная профилактика простудных заболеваний.
Профилактический эффект в данном случае достигается двумя путями:
- создание воздушной среды, как можно менее благоприятствующей переносу болезнетворных бактерий и вирусов;
- поддержание оптимальных температурно-влажностных параметров воздуха, необходимых для нормального функционирования иммунной системы ребёнка;
- создание такой динамики воздухообмена, которая исключила бы локальное или общее переохлаждение детей.
Необходимо подчеркнуть, что с точки зрения врача-педиатра, приоритет критериев, используемых при разработке вентиляции в детских садах, должен быть распределён в следующей последовательности:
- Относительная влажность воздуха на уровне 40-60%.
- Температурные ограничения (максимум 22 0 C для спален, и максимум 24 0 С для игровых).
К сожалению, на практике наблюдается повсеместное нарушение перечисленных норм, из-за чего дети часто находятся в перегретых (а, следовательно, и «пересушенных») помещениях. Но самым неприятным моментом в данной ситуации является то, что разработчики вентиляции формально не нарушают официальных нормативов.
Дело в том, что по СанПиН 2.4.1.3049-13, воздухообмен в детских садах должен быть приточно-вытяжного типа, с естественным побуждением. Необходимая кратность замещения воздуха – порядка 1-1.5 (но не менее 50 м3 в час на одного человека).
Поскольку обеспечить указанную кратность только за счёт естественной инфильтрации через окна нельзя, то регулирование параметров воздушной среды осуществляется за счёт сквозных и угловых проветриваний, производимых в те периоды, когда детей в помещениях нет.
Периодичность и длительность таких проветриваний привязана к климатическому району и довольно точно регламентирована в указанных выше документах.
Для II и III климатических районов, к которым относится большая часть средней полосы России, длительность проветриваний следующая:
Но можно сходу назвать несколько реальных ситуаций, когда график и режим проветриваний не соблюдается. Более того, по результатам инспекционных проверок часто выявляются такие нарушения, как полностью демонтированные поворотно-рычажные механизмы для открывания окон или герметизация всех щелей (то есть, заклеивание окон в рамках «экономии тепла»).
Кроме этого, в официальной документации есть явные противоречия в требованиях к качеству воздуха, поступающего как приток в системе вентиляции детского садика. Так, в ГОСТ 30494 и ГОСТ Р ЕН 13779 сказано, что качество воздуха, закладываемое в расчёте в ходе проектирования воздухообмена для ДДУ, больниц и поликлиник должно соответствовать 1-му классу. Что явно недостижимо в ходе сквозного проветривания, выполняемого в помещении, расположенном на первом этаже в густонаселённом микрорайоне.
С учётом всего вышесказанного, разработку систем вентиляции для детских садов должны выполнять только квалифицированные проектировщики, имеющие опыт в организации альтернативных схем воздухообмена с обеспечением требуемого качества воздуха.
Базовые и альтернативные схемы вентиляции для ДДУ
Проектирование вентиляционных систем для детских дошкольных учреждение производится с учётом требований и норм, перечисленных в следующей нормативной документации:
- СанПиН 2.4.1.3049-13 («Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»);
- СП 60.13330.2012 («Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха»);
- ГОСТ 30494 (требования к качеству воздуха).
Надо отметить, что сегодня существует два подхода к разработке вентиляции для ДДУ:
- традиционный (без механики);
- современный (с использованием механизированных приточно-вытяжных систем);
- комбинированный (когда традиционная схема вентиляции дополняется высокотехнологичными установками).
Традиционный подход
В традиционных вариантах, вытяжка обеспечивается за счёт естественной конвекции через специальные вентиляционные шахты, подводимые к смежным помещениям. Для пищеблоков, медицинских пунктов, прачечных и санитарных комнат должны быть предусмотрены отдельные вытяжные каналы.
Производительность вытяжки определяется с учётом климатического района, в котором находится проектируемый детсад. При этом необходимая кратность берётся не из готовых таблиц, а рассчитывается как производная от температурного режима помещения.
В таблице справа перечислены основные типы помещений, встречаемые в проектах детских садов, а также указаны базовые уровни температуры воздуха, соблюдение которых должна обеспечивать разрабатываемая система.
Обратите внимание, что по официальным нормативам отдельный приток положен только тем детсадам, которые расположены в I климатическом районе.
Во всех остальных случаях, приток обеспечивается за счёт естественной инфильтрации, подачи через фрамуги и форточки, а также в ходе проветриваний.
В некоторых случаях допускается механическое побуждение воздухообмена через вытяжку (в пищеблоках, душевых, санитарных комнатах.)
Из ключевых требований, учитываемых при расчете проекта вентиляции по традиционной схеме, следует отметить следующие:
- запрещено использовать воздуховоды из асбестоцементных труб;
- площадь форточек должна составлять не менее 1/50 от площади пола.
Монтаж отдельных противодымных или противопожарных воздуховодов в детских садах, как правило, не производится.
Современный вариант вентиляции
Несмотря на то, что несовершенство традиционной методики проектирования кажется очевидным, современные схемы вентиляции в детских садах применяются достаточно редко.
Отчасти это обусловлено тем, что полностью автономные приточно-вытяжные системы в несколько раз дороже традиционных вариантов, как в плане проектирования, так и по стоимости обслуживания. Немаловажно в данном случае и то, что для каждой вспомогательной подсистемы надо будет построить отдельную сеть воздуховодов.
Вторая причина – неизбежные потоки более холодного наружного воздуха, создаваемые приточными диффузорами в системах вентиляции постоянного действия (такой эффект наблюдается даже в тех случаях, когда приток подается через калорифер или рекуператор).
Тем не менее, в тех детсадах, которые не зависят от муниципального бюджета, сегодня устанавливают механизированные приточно-вытяжные системы вентиляции, позволяющие не только точно контролировать температуру в помещениях, но и сразу выполнять коррекцию влажности воздуха.
Но надо учитывать, что такая система должна обеспечивать условия для полного обеззараживания воздушных потоков, а также допускать проведение регулярной чистки воздуховодов и замены фильтров.
Модернизация традиционного воздухообмена
К сожалению, для большинства муниципальных детских садиков рассмотренный в предыдущем пункте подход неприменим в виду высокой стоимости автономных систем и отсутствия чётких нормативов для проектирования приточных каналов (то есть, всегда есть формальный повод забраковать такую систему вентиляции).
Но с учётом того, что основным «неправильным» фактором в традиционных системах вентиляции является низкая относительная влажность воздуха во время отопительного периода, было разработано частичное решение проблемы – установка локальных увлажнителей.
Чаще всего такие агрегаты производят в многофункциональном варианте, когда в одной установке находится увлажнитель и система для влажной очистки воздуха.
Использование подобных систем не требует никаких дополнительных согласований, и решение об его установке принимается, как правило, на родительском собрании.
Отметим, что комнатные увлажнители воздуха могут использовать разные способы распыления воды и её обеззараживания (испарение или ультразвуковое дробление). В детских садах рекомендуется устанавливать системы с ультразвуковыми распылителями, обеспечивающие бесшумную и безопасную аэрацию.
В завершение обзора ещё раз перечислим несколько неочевидных особенностей, характерных для вентиляции в детских садах:
- при сквозном проветривании в холодное время года, происходит замещение внутренней атмосферы на более сухой наружные воздух, нагрев которого приводит к ещё большему высушиванию (как правило, до 20-30%, вместо положенных 40-60%);
- повышенная температура в игровой и в спальне, возникающая в результате нарушения графика проветриваний, далеко не положительный фактор, поскольку от этого дети потеют и становятся более восприимчивыми к любым, даже самым слабым, сквознякам.
Компания «Мега.ру» принимает заказы на проектирование и модернизацию вентиляционных систем любого уровня сложности, включая воздухообменные установки для детских садов. Уточнить особенности сотрудничества и сделать заявку на подготовку к проектированию можно по телефонам, опубликованным на странице .
Проветривание в дошкольных учреждениях играет важнейшую роль, ведь именно в начале жизни закладываются основы физического здоровья малышей. Чистый воздух и его правильные температурно-влажностные характеристики, созданные грамотной системой вентиляции в детских садах и других дошкольных учреждениях положительно скажется на самочувствие детей и обеспечит малышам здоровый микроклимат.
Особенности воздухообмена
На основании действующего законодательства, детские учреждения должны размещаться в отдельно стоящих постройках и оснащаться естественной приточно-вытяжной и механической вытяжной системами вентиляции. Для всех помещений проектируется естественная вытяжка и приток воздушной смеси, через форточки, фрамуги и естественные неплотности в окнах и дверях. Для создания необходимого объема приточного воздуха, допускается применение оконных приточных клапанов. В кухне, санузлах и прачечных применяется вытяжка воздушных масс с механическим побуждением, посредством использования низкоскоростных вентиляторов.
Вентиляция пищеблока детского сада создается посредством работы вытяжек в комнатах приготовления пищи с притоком воздуха через форточки и естественные неплотности. Для пополнения кислородом и вывода насыщенной углекислым газом воздушной смеси, в учебных классах, игровых комнатах и спальнях предусматривается проветривание, обеспечивающее хорошее продувание помещений. Удаление воздуха из этих помещений проводится посредством естественного движения воздушных масс через смежные комнаты, коридор и пр.
Индивидуальные системы удаления загрязненных воздушных масс предусматриваются для изоляторов, медпункта, места хранения медицинских препаратов и шкафов для сушки одежды. Норма расхода воздушной смеси для одного шкафа — 10 м 3 /ч. Механические системы воздухоснабжения в детских садах не предусматриваются.
Нормы температур для холодного и теплого времени года, кратность воздухообмена и правила и доступные схемы вентиляции учебных заведений дошкольного типа, регламентируется СНиП П-Л. 3-71.
Здоровый микроклимат и режимы проветривания
Основная задача грамотного проветривания комнат детского сада – это устранение загрязнений и снижение уровня влажности в групповых комнатах. Циркуляция чистого и свежего воздуха является эффективным средством профилактики вирусных и инфекционных заболеваний.
- Запрещается герметизировать естественные приточные щели в форточках и окнах, которыми должны быть оснащены окна во всех помещениях.
- После посещения детьми групп, учебных классов, помещения приема пищи, спален и пр., такие помещения подлежат интенсивному проветриванию: при температуре наружного воздуха ниже -20°С, проветривание производится не более 3 минут; в межсезонье, процедура проветривания проводится до 20 мин.
Площадь форточек, фрамуг и других отверстий для воздухоснабжения отдельного помещения в детском саду, должна быть в соотношении с площадью пола 1/50. По два отверстия естественной вытяжной системы должны быть организованы в верхней части каждого группового помещения.
Использование энергосберегающих устройств
Системы отопления и вентиляции в детском саду тесно связаны между собой. Использование рекуператора снизит затраты на отопление и создаст необходимый приток свежего и очищенного воздуха необходимой температуры.
Качественная очистка воздушных масс – это жизненно важная необходимость в дошкольных учреждениях, поскольку пыль, пыльца растений и споры грибков, находящиеся в воздушной смеси, могут спровоцировать у ребенка с неокрепшим иммунитетом различные аллергические реакции и заболевания верхних дыхательных путей.
Несмотря на то, что оснащение общеобразовательных и дошкольных учреждений системой рекуперации воздуха не является сложным процессом, расчет и выполнение работ необходимо доверить только профессионалам.
Все нормативные положения по устройству и оборудованию детских дошкольных учреждений (детских яслей, детских садов и детских яслей-садов) следует принимать в соответствии с требованиями СНиП 11-64-80 "Детские дошкольные учреждения.
Нормы проектирования”.
Детские дошкольные учреждения организуются для детей в возрасте от 2-х месяцев до 7-ми лет и комплектуются в группы с учетом возраста (табл. 87).
Схема компоновки групп дошкольного учреждения
Таблица 87
Группы | Возраст | Количество мест в группе |
1. Ясельные: Первая группа раннего возраста | От 2-х мес. до 1 года | 15 |
- вторая группа раннего возраста | От 1 года до 2-х лет | 20 |
- первая младшая группа | От 2-х до 3-х лет | 20 |
2. Дошкольные: Вторая младшая группа | От 3-х до 4-х лет | 25 |
- средняя группа | От 4-х до 5 лет | 25 |
- старшая группа | От 5 до 6 лет | 25 |
3. Подготовительная к школе группа | От 6 до 7 лет | 25 |
В зависимости от длительности обслуживания детские дошкольные учреждения могут быть с 9, 10 и 12-часовым и круглосуточным пребыванием детей.
Детские ясли-сады проектируют на одну, две, четыре, шесть, восемь, двенадцать, двадцать четыре и более групп с количеством мест 25, 50, 95, 140, 190, 280, 330, 560, 660.
Размеры земельных участков следует принимать из расчета на одно место: в детских яслях-садах до 95 мест - 40 м 2 , на 140-320 мест - 35 м 2 , на 560-660 мест - 30 м 2 .
На земельных участках детских дошкольных учреждений следует предусматривать групповые площадки, общую физкультурную площадку, огород-ягодник, хозяйственную площадку и зеленые насаждения. Площадь озеленения участка должна составлять не менее 50%.
Площадь групповых площадок определяется из расчета 5 м 2 на 1 ребенка в I и II группах раннего возраста; 7,5 м 2 в I младшей группе; 7,2 м 2 - в дошкольных. Групповые площадки следует ограждать кустарником. Каждая группа должна иметь на площадке теневой навес, площадью 40 м 2 , для защиты от солнца и осадков. Групповые площадки для детей дошкольного возраста соединяются кольцевой дорожкой шириной 1,5 м.
Физкультурную площадку следует предусматривать площадью 150 м 2 на 50-75 и 250 м 2 на 100 н более детей в дошкольных группах.
Допускается организовывать на участке плавательный бассейн площадью 21 м 2 , глубиной не более 0,25 м.
Для огорода-ягодника при каждой групповой площадке выделяют по 15 м 2 (допускается для дошкольных групп общий).
Хозяйственная площадка должна быть изолирована от остальных, располагаться вблизи пищеблока.
Групповая ячейка для детей ясельного возраста включает: приемную (15 м 2); игральную (50 м 2); спальню (50 м 2); туалет (12 м 2); буфетную (3 м 2). В групповую ячейку для детей дошкольного возраста входят: раздевальная (16 м 2); групповая (50-62,5 м 2); спальня (50 м 2); туалет (12 м 2); буфетная (3 м 2).
Комната для музыкальных занятий площадью 75-100 м 2 .
В зданиях детских дошкольных учреждений, а также в составе Комплексов детских яслей-садов допускается проектирование плавательного бассейна с ванной 3 х 7 и переменной глубиной от 0,6 До 0,8 м.
В состав медицинских помещений входят медицинская комната (6-10 м 2) и комната для заболевших детей (6-8 м 2).
В крупных детских учреждениях устраивают две комнаты. В детских учреждениях на 140-280 мест с круглосуточным пребыванием детей предусматривают изолятор, состоящий из приемной (4-6 м 2), 2-4 палат (по 9 м 2), туалета (2-4 м 2).
Пищеблок состоит из производственных помещений (кухня с моечной, заготовочной, раздаточной площадью 24, 32, 46, 64 м 2 в зависимости от мощности) и складских помещений (кладовые для хранения овощей 4-6 м 2 и сухих продуктов - 7-8 м 2).