Ребенку 3г 7мес перестал просится на горшок. Малыш перестал проситься на горшок: ищем причины и решение проблемы. Основные причины, почему ребёнок перестал ходить на горшок

Здоровье детей 17.07.2020
Здоровье детей

Приучение малыша к горшку для многих родителей становится одним из важнейших этапов в его воспитании и развитии. И когда, наконец, ребенок гордо демонстрирует привитый навык, все облегченно вздыхают: малыш решил ещё одну сложную для себя задачу, вопрос можно считать закрытым. Однако случается и так, что спустя некоторое время происходит неожиданность: штанишки снова оказываются мокрыми.

Когда ситуация повторяется несколько раз подряд, приходится признать: ребенок перестал ходить на горшок. Проявляться это может по-разному: кто-то послушно садится на горшок и встает с него сухим, а потом молча делает свои «делишки» где-то в стороне.

Для некоторых детей попытки родителей призвать их справлять надобности где следует, вызывает резкий протест на грани с истерикой. Для неопытных мам и пап это может показаться катастрофой, но на самом деле проблема отказа от горшка вполне решаема, и чтобы с ней справиться, в первую очередь необходимо выяснить причины.

Некоторое время назад жизнь казалась прекрасной: горшок исправно посещался, а одёжки любимого чада оставались сухими, но вдруг одна за другой последовали «осечки»? Однако следует знать, что в такой ситуации «вдруг» не бывает – скорее всего, ребенок перестал проситься на горшок по определенной причине. Как правило, подобное поведение может быть вызвано следующими обстоятельствами:

  1. Стрессовая ситуация. Малыш пережил сильный испуг, в семье сложилась напряженная обстановка, конфликтные отношения между родителями. Ребенок чутко реагирует на психологический дискомфорт, и в первую очередь это выражается в забывании определенных навыков.
  2. Ребенок боится горшка. Если малыш уже ходит в садик, такое случается нередко: непривычная обстановка, горшок другой формы или размера способен вызвать у него резкое отторжение. Прибавить к этому трудности адаптационного периода – и причина отказа справлять естественные надобности «как взрослые» становится очевидной. Что касается «домашних» детей, то их может отпугнуть холодный горшок или резкие звуки в момент, когда ребенок на нём находился.
  3. Возрастной кризис. Дети растут, и в 3–4 года происходит заметная перестройка нервной системы. Подобное состояние может вызвать бунт: бывает, что ребенок не только отказывается от горшка – он может перестать есть ложкой или начать проявлять агрессию.
  4. Плохое самочувствие. Отказ ходить на горшок может возникнуть и после болезни: этот навык требует определенных физических и волевых усилий, на которые заболевший малыш просто неспособен.
  5. Физический дискомфорт. Не исключено, что ребенок не садится на горшок лишь потому, что он стал ему элементарно мал, и как следствие неудобен.
  6. Слишком раннее приучение к горшку. Как ни странно это звучит, но многие родители, стремясь развить своего малыша как можно скорее, приносят ему больше вреда, чем пользы. Приучая ребенка ходить на горшок до того, как он станет готов к этому психологически, можно сформировать рефлекс, а не навык. Рефлексам свойственно угасать, поэтому не стоит удивляться, если малыш, исправно пользующийся горшком до года, начинает его игнорировать уже после первого дня рождения: он просто не понимает, для чего это требуется.

Таким образом, если возникла подобная проблема, необходимо тщательно проанализировать поведение малыша, окружающую его обстановку и найти тот самый «переломный момент», после которого ребенок подзабыл этот полезный навык. Если причина установлена верно, родители окажутся уже на полпути к успеху.

Что делать

Самое главное, что требуется от мамы и папы в данной ситуации – понимание, терпение, терпение и ещё раз терпение. Маленького человечка и так пугает вся эта ситуация, а упреки и покрикивания от близких людей могут усугубить ситуацию настолько, что исправить всё будет намного сложнее. Поэтому максимум заботы, любви и внимания к проблеме – и всё вернется на круги своя в короткие сроки.

В первую очередь следует начать с простого: попробовать сменить горшок . Не исключено, что новый покажется ребенку намного интереснее и удобнее, и проблема отпадет сама собой. В противном случае следует готовиться к более сложному пути.

Следующий важный этап – создание дома уютной, теплой, расслабленной атмосферы . Негромкие разговоры, спокойствие и улыбки позволят малышу снова сосредоточиться на познании мира и формированию «взрослых навыков». Если же дома всё в порядке, следует обратить внимание на психологическое состояние ребенка.

Отказ, вызванный привыканием малыша к садику, может исправить лишь время, но это не значит, что нужно бездействовать: следует мягко предлагать ему горшок, но без излишнего принуждения – важно, чтобы он понимал - это важно и хорошо. Психологи также советуют попытаться воззвать к самостоятельности ребенка: к примеру, предложить ему переодеваться самостоятельно или же искать одежду самому, но этот вариант для очень терпеливых родителей.

Ещё один хитрый ход – присаживать малыша каждые 20–30 минут : есть мнение, что ребенку, в конце концов, надоест отвлекаться от игр и интересных занятий, и он начнет ходить на горшок сам, но это сработает лишь с ребенком старше 3 лет – у двухлетнего упрямца это вызовет яростное сопротивление.

Ну а если ребенок в полтора года отказывается садиться на горшок, родителям придется начинать всё сначала. Единственное, что утешает – в этом возрасте формирование навыка занимает куда меньше времени. Однако если малыш не признает горшок в течение 1,5–2 месяцев, есть смысл обратиться к психологу – возможно, проблема значительно глубже, и требуется помощь специалиста.

Когда ребенок здоров, весел, и единственная проблема заключается в отказе справлять свои надобности там, где принято, – переживать не стоит: на языке психологов это называется «откат» - небольшой шаг назад в развитии. Следует знать, что обычно за этим следует значительный прорыв, и уже скоро любимое чадо снова будет радовать сухими штанишками, а родительские любовь и понимание помогут вернуть этот навык абсолютно безболезненно.

Познавательное видео по теме

Вы так гордились его и своими успехами. И тут – на тебе! Снова стал писать на ковер…

Что могло послужить причиной?

— Стресс (переезд в новую квартиру, адаптация к детскому саду, рождение брата или сестры, ссоры родителей…).

— Интеллектуальный скачок. Так называемые «откаты» в физиологических процессах иногда сопровождают интеллектуальные скачки. Ребенок как бы возвращается на предыдущую стадию развития, потому что не справляется со всеми процессами сразу.

— Определенный разлад в отношениях в семье, злость на родителей.

— Ребенок был приучен писать по команде «пс-пс-пс».

Что делать?

Во всех приведенных случаях не нужно давить на ребенка, акцентировать проблему. Это только усугубит ситуацию. Постарайтесь определить, что стало причиной «отката», и с пониманием отнестись к малышу. Вы можете поговорить с ребенком о том, что его беспокоит. Если вам удалось выяснить, что тревожит кроху – попробуйте нарисовать или слепить ситуацию. Это поможет ребенку символически контролировать то, что происходит. Постепенно начинайте предлагать горшок снова, но не делайте этого слишком активно. Угощения и сувениры, подаренные за «поход на горшок», возможно, и ускорят процесс, но вы тем самым проигнорируете то, что происходит на самом деле.

Если несмотря на все ваши усилия, проблема сохраняется – обратитесь к детскому или семейному психотерапевту.

В возрасте 2,7 лет ребёнок, который хорошо говорит, в целом развит и смышлён, уже вполне может находиться на рубеже, в популярной психологии известном как «кризис трёх лет». Сейчас довольно часто пишут о «несносных тоддлерах» в связи с тем, что уже в возрасте полутора-двух лет в современном мире детям часто приходится отстаивать пространство для самостоятельности, когда чрезмерная забота об их безопасности и благополучии ограничивает возможности для собственной активности.

Дети не могут осознать эту проблему и не умеют конструктивно реагировать на неё, поэтому они просто бунтуют доступными им способами, если взрослые не успевают вовремя среагировать на то, что дети стали старше, могут больше, готовы к большей самостоятельности.

Не нужно быть очень плохим родителем, чтобы спровоцировать протест: в раннем возрасте дети взрослеют стремительно и неравномерно и даже сами иногда от этого устают. Гораздо важнее правильно интерпретировать такие «капризы», находить возможности исправить положение и насытить растущую личность опытом принятия и самостоятельности.

В целом Монтессори-метод как стиль жизни очень помогает минимизировать количество таких ситуаций: если окружающая обстановка постоянно предлагает, даёт возможность проявить инициативу и собственную активность, то процесс развития как бы балансирует сам себя.

Предлагаем больше независимости

Скорее всего, кризис самостоятельности не является главной причиной того, почему ребёнок перестал ходить в туалет. Тем не менее, на всякий случай, стоит поискать возможности новой функциональной независимости для малыша, которые вы ещё не заметили, причём необязательно связанные с горшком.

Часто бывает, что положительный эффект даёт какая-нибудь совсем «посторонняя» проблеме возможность ходить по дому в панамке или надеть шапку только на улице, когда уши уже замёрзли. Но и непосредственно в плоскости туалета смышлёному человеку 2,7 лет могли наскучить старые хлопоты с «пописать, вылить из горшка, самостоятельно его помыть и вернуть на место». Вместо этого его могут весьма увлечь хлопоты новые: открыть дверь во взрослый туалет, установить детское сиденье и/или подставку, взобраться, усесться, пописать, спуститься, смыть, убрать модифицирующие взрослый унитаз агрегаты на место…

Даём возможность прочувствовать дискомфорт

Как ни странно, часто дети в этом возрасте забывают сходить в туалет именно потому, что они стали взрослее. Они научились лучше концентрироваться, сосредотачиваться на своих занятиях, и самих этих самостоятельно придуманных и выбранных занятий стало больше. В результате детям либо жаль отрываться от интересных дел ради похода на горшок, и они тянут с этим, откладывают на потом, пока не станет слишком поздно, либо и вовсе забывают обо всём, полностью погрузившись в какой-то один процесс.

И в том, и в другом случае собственный опыт – лучший учитель. Нужно убедиться самому, что откладывание похода в туалет на потом до добра не доводит, нужно самостоятельно научиться «краем сознания» замечать потребности тела даже тогда, когда основное внимание поглощено другим.

Не осуждаем и не берём обещания

Ваше осуждение, даже выраженное «спокойно и твёрдо», не очень сильно поможет делу. Надо понимать, что если ребёнок трижды пообещал вам что-то и не выполнил обещание, то это вы его подвели, а не он вас. Вы создали ситуацию, в которой он чувствовал, что надо сказать: «Я буду ходить только в горшок», независимо от собственных возможностей реализовать этот план.

Скорее всего, ваше требование прозвучало слишком похоже на вопрос: «Ты будешь хорошим для меня?» На такой вопрос ни один нормальный ребёнок не ответит «нет». Вы ничего подобного, полагаю, в виду не имели, вы своего ребёнка любите, даже когда он ошибается, даже когда он сам не рад своему поведению. Но у вас гораздо больше опыта, чтобы попробовать сформулировать свою мысль иначе, чем у ребёнка – понять, что вы хотите сказать.

Вместо обещаний, которые могут быть не выполнены, лучше разработать простые и понятные планы действий.

Простой, приятный и интересный «план А» на случай, если нужно справить нужду. Простой, выполнимый и не ущемляющий самооценку «план Б» на случай, если произошла авария, и случилось так, что «когда я понял, что надо бы начать действовать по плану А, было уже поздно».

Нет ничего плохого в честной обратной связи: если лужа или мокрые штаны вам не нравятся, ни к чему делать обманчивый вид, что это не так. Но на вас лежит ответственность за то, чтобы ваше неодобрение было не катастрофой для малыша, а уместными чувствами в поправимой ситуации, которой никто не рад, но которую никто не боится, потому что каждый знает, что полезного нужно делать, если на этот раз не удалось избежать ошибки.

Рекомендуем почитать

Наверх