Тренинг эффективного взаимодействия педагогов с родителями «Эффективные техники речевого общения. Семинар с элементами тренинга "эффективное общение педагогов с родителями в доу" Игра «Тренировка интонации»

Советы 17.05.2020
Содержание:

Многие педагоги сами растят детей и тем не менее, находясь в позиции учителя, забывают о страхах и противоречивых чувствах родителей, пришедших в школу – на родительское собрание или для личной беседы. Чтобы обсуждение проблем ребенка стало по-настоящему конструктивным, необходимо учитывать потребности родителей и строить взаимодействие, опираясь на это знание.

Родительская тревога

Уже давно в педагогических кругах стало расхожей фразой: «Не так сложно работать с детьми, как трудно общаться с их родителями». Практически у каждого педагога найдется масса примеров того, как нелегко бывает добиться взаимопонимания с родителями: кто-то отмахивается от советов учителя со словами «Мы вам их отдали, вы их и воспитывайте», кто-то избегает родительских собраний, кто-то беспомощно жалуется: «Я ничего не могу поделать».

Почему же возникают трудности во взаимодействии школы и семьи ? Для ответа на этот вопрос важно представить, в каком эмоциональном состоянии находится родитель, который сам или по приглашению учителя пришел в школу поговорить о своем ребенке.

Родительское отношение к ребенку включает два тесно связанных аспекта: с одной стороны, родитель любит и принимает своего ребенка таким, какой он есть, а с другой – ему необходимо гордиться ребенком, важно, чтобы он был успешен . К неудачам и трудностям ребенка любой родитель относится лично, пристрастно, поскольку он в какой-то степени воспринимает их как показатель своей собственной успешности: если мой ребенок благополучен, значит, я хороший родитель. Родитель никогда не сможет относиться к своему ребенку так же объективно и беспристрастно, как это делает педагог.

Для мамы и папы обсуждение трудностей ребенка – очень непростая ситуация, которая сопровождается сильными эмоциональными переживаниями: родитель может тревожиться, что с ребенком что-то не так, стыдиться того, что он недостаточно много делает для ребенка, бояться осуждения со стороны учителя. С этими эмоциями необходимо как-то справляться, причем способы могут быть разные. Так, одни родители не обращают внимания на проблемы ребенка, другие – возлагают ответственность на школу, третьи начинают нападать на учителя. Негативное эмоциональное состояние родителя может быть вообще не связано с тем педагогом, с которым мама или папа разговаривают в данный момент. Родительская тревога, как правило, вызвана прошлым опытом (возможно, какой-то учитель или воспитатель довольно некорректно или даже резко отозвался о ребенке или воспитательной стратегии родителя), детскими воспоминаниями (может быть, его собственный первый учитель был излишне строгим, и память о нем всё еще вызывает болезненные переживания).

Взаимодействие родителя с собственным ребенком, восприятие им своего сына или дочери – это процесс, нагруженный детским опытом родителя, его ожиданиями от ребенка, отношением к нему, что делает родителя мало чувствительным к логическим доводам и аргументам. Например, учитель говорит: «Ваш ребенок быстро устает, ему тяжело у нас учиться», а родитель слышит в этом: «Ваш ребенок не такой способный, как другие дети».

Основа взаимопонимания

Таким образом, родители, с которыми учитель или классный руководитель общается по поводу трудностей ребенка, испытывают различные негативные переживания, причем у кого-то они будут едва заметными, а у кого-то – исключительно сильными. И успешность взаимодействия педагога с родителями во многом зависит от того, удается ли ему построить взаимодействие с учетом состояния родителя.

Представим себе первоклассника, который впервые переступил школьный порог. Ему тревожно, неловко, он не знает, как себя поведут учителя и другие дети. Учитель, с пониманием относящийся к переживаниям ребенка, помогает ему почувствовать себя комфортно в новой обстановке. Если же педагог безразличен к состоянию первоклассника, не оказывает ему никакой поддержки, то ребенок, скорее всего, будет его бояться, но не будет ему доверять.

Нечто подобное происходит и в работе с родителями: им также некомфортно, и основа продуктивного взаимодействия между семьей и школой – контакт и доверие. Ни в коем случае не следует ожидать от родителя немедленного согласия с мнением педагога и/или психолога о наличии у ребенка тех или иных трудностей. Прямая конфронтация («Неужели вы сами не видите, что он…») не будет продуктивной и не приводит к сотрудничеству.

Чего же хочет родитель от учителя или классного руководителя?

— Родителю хочется получить поддержку. Для одних родителей важно признание того, что они действительно много делают для ребенка, для других – понимание, как нелегко им приходится порой.

— Для родителя важно, чтобы учитель был с ним заодно, был его союзником. Ощущение, что твой ребенок учителю небезразличен, что педагог стремится позаботиться о нем, – важнейший фактор в формировании контакта.

— Родителю необходимо убедиться, что с его ребенком все в порядке. (Психологи знают, что очень часто родители, приводящие детей на консультацию, спрашивают: «Скажите, с ним все в порядке, он не хуже, чем другие?»)

— Родитель хочет получить от учителя конкретную помощь, ясные и четкие рекомендации. Зададим себе вопрос: от кого или от чего зависят контакт и взаимопонимание между родителями и педагогами?

Конечно, большое значение имеют личностные особенности родителей, их изначальная позиция по отношению к школе. Однако немаловажную роль в этом играет и поведение самого учителя. Зачастую готовность родителя прислушиваться к словам педагога, стремление выполнить его рекомендации связаны не столько с тем, что говорит учитель, сколько с тем, как он это говорит. И самые замечательные слова могут пропасть втуне, если они звучат осуждающе или оценивающе. Учителя ищут подход к детям, стремятся найти самые понятные слова, привести самые точные примеры. То же самое будет справедливо по отношению к родителю. Поэтому давайте рассмотрим некоторые психолого-педагогические приемы, которые помогают установить контакт с родителем и добиться с ним взаимопонимания.

Приемы конструктивного взаимодействия

Итак, что учителю важно сделать и на что обращать внимание при обсуждении трудностей ребенка?

Прежде всего, нужно реагировать на эмоциональные переживания родителей, обозначать их чувства. Конечно, беседа классного руководителя с родителем – не психологическая консультация, однако выражение сочувствия всегда уместно. Оптимальной формой такой поддержки может быть называние чувств и состояний родителей в утвердительной форме. «Да, это действительно непросто», «Конечно, вам было обидно» – такие фразы не занимают много времени, но помогают родителю почувствовать, что учитель его слышит и понимает.

Также необходимо подчеркивать, что имеющиеся у ребенка трудности свойственны многим детям этого возраста, понятны и разрешимы. Когда учитель говорит: «У многих пятиклассников ухудшается успеваемость», – это помогает родителю почувствовать, что не только его ребенок проблемный.

Для создания позитивного настроя можно подчеркивать позитивную мотивацию родителя, отмечать усилия, которые он прилагает для ребенка. «Замечательно, что вы стремитесь создать для ребенка эмоционально комфортную атмосферу», – говорит учитель маме, и она чувствует себя признанной и понятой. Также полезно акцентировать воспитательные задачи, которые родитель успешно решил, обращать внимание на позитивные составляющие детско-родительского взаимодействия, например, можно сказать: «Ваш авторитет для ребенка очень велик», «У вас с ребенком прекрасный контакт, он вам очень доверяет».

Очень важно формулировать общие с родителем цели и ценности, касающиеся ребенка. Когда педагог подчеркивает: «И для нас, и для вас важно, чтобы ребенок получил хорошее образование», – он становится для родителя союзником, а не противником.

Также очень эффективный прием, особенно если педагогу или классному руководителю необходимо повысить активность родителя, – поставить его в позицию «эксперта». Педагог и родитель смотрят на ребенка с разных сторон, и учителю никогда не удастся увидеть ученика таким, каким его знают мама или папа. Когда важно привлечь родителя к решению каких-то образовательных задач, прекрасный аргумент – «Никто не знает вашего ребенка так хорошо, как вы».

При обсуждении стратегии помощи ребенку важно давать конкретные и понятные рекомендации. Общие слова и размытые формулировки ни к чему не приведут. Для того чтобы родитель начал себя вести по-другому, нужно обсудить конкретные поведенческие модели и примеры ситуаций. Например, педагог уверен, что родитель чрезмерно заботится о ребенке, тем самым препятствуя его самостоятельности. Если сказать родителю: «Поймите, что он уже взрослый», «Нельзя же о нем все время так беспокоиться», при всей справедливости подобных рекомендаций выполнить их он не сможет. Лучше сказать: «Вашему сыну очень важно научиться быть более самостоятельным. Давайте обсудим, в каких областях его жизни вы могли бы дать ему больше независимости и как именно эта независимость будет проявляться».

После завершения разговора полезно получить от родителя обратную связь. Вопросы педагога: «Что вы думаете по поводу того, что мы с вами обсуждали?», «Что из этого вы сможете применить?» – помогут родителю сфокусироваться на главном и перенести рекомендации классного руководителя в реальную жизнь.

Типичные ошибки в общении с родителями

Каковы главные помехи в конструктивном общении и чего педагогу лучше не делать в беседе с родителями?

Взаимодействию педагога с родителем мешают оценочные высказывания. «Вы слишком давите на ребенка», «Вы с ним излишне мягки» – подобные высказывания могут быть справедливы по сути, но совершенно не воспринимаются родителями. Если необходимо подчеркнуть неэффективность каких-то воспитательных стратегий, лучше сделать это в описательной форме, например: «Смотрите, что получается: когда ребенок испытывает сомнения, вы быстро подсказываете ему решение, и у него нет необходимости искать это решение самому».

В практической деятельности зачастую принято искать причины трудностей ребенка в поведении родителей. Однако научные исследования далеко не всегда это подтверждают, да и родители часто говорят что-нибудь вроде: «Он таким родился».

Очень большое значение в формировании поведения ребенка принадлежит врожденным особенностям его нервной деятельности. Так, одни дети эмоционально устойчивы, а другие – крайне восприимчивы к различным внешним воздействиям. Американские психологи сейчас часто употребляют формулировку «дети с трудным темпераментом». Поэтому важно искать не столько причины проблем ребенка, сколько оптимальные способы взаимодействия с ним. Можно не оспаривать имеющиеся у родителя воспитательные установки или методы воздействия на ребенка, но подчеркнуть их несоответствие специфике ребенка. В этом случае уместно сказать: «Это замечательный прием, но не для вашего ребенка».

Можно ли сказать, что использование этих приемов поможет найти подход к любому родителю? Конечно, это не совсем так. Особенности характера родителя, его прошлый опыт, в том числе детский, его психологические проблемы – всё это может стать серьезным препятствием на пути построения сотрудничества с учителем. Никакие психологические приемы не гарантируют успешного результата. Однако в большинстве случаев, если педагог постарается действовать осознанно, ему удастся построить контакт, который станет основой продуктивного взаимодействия. Ведь цель у педагогов и родителей действительно общая.

Марина Чибисова, к.психол.н., доцент МГППУ

Психология общения и межличностных отношений Ильин Евгений Павлович

17.10. Общение учителей с родителями учащихся

Особое место в педагогической деятельности учителей занимает общение с родителями учащихся. К сожалению, этому аспекту коммуникативной деятельности учителя психологи почти не уделяют внимания.

Для успешного общения учителя с родителями своих учеников ему важно обладать разносторонней информацией об особенностях домашней жизни учеников (например, полная или неполная семья), о характере взаимоотношений в семье, об отношении родителей к успехам или неудачам своих детей в школе, кружке, спортивной секции. Чем шире такая информация, тем больше у учителя возможностей эффективного педагогического влияния на родителей и учеников. Кроме того, обладание такой информацией позволит учителю быть тактичным в обсуждении некоторых вопросов (например, он не станет вызывать в школу отца, которого у ребенка нет).

Некоторые педагоги стремятся в разговоре с родителями тотчас же выложить все претензии. Однако ничего, кроме раздражения родителей, они не добьются. Учитель должен учитывать, что любовь родителей к своему ребенку делает для них оценки и требования учителей крайне субъективными, не соответствующими, по мнению родителей, действительности. Это вызывает недовольство родителей учителем, а если к этому присовокупляется равнодушие или бестактность учителя, то результатом такого общения может быть негативное отношение к школе вообще. Учитель, встречающийся с родителем ученика в первый раз, должен высказать свои впечатления о ребенке, перемежая положительные его стороны с недостатками, но не делая при этом никаких акцентов и проявляя максимум осторожности и такта. Если в беседе будут преобладать вопросы учителя об учащемся, просьбы, советы, то она будет воспринята родителем положительно. Он поймет, что учитель искренне заинтересован в результатах учебно-воспитательного процесса, и захочет помочь учителю. Советы и рекомендации не следует давать в категоричной, безапелляционной форме. Лучше для этого использовать примеры.

Как отмечает Е. И. Рогов, с ростом стажа педагогической деятельности учителей все меньше становится родителей, с которыми общение ограничивается лишь учебными вопросами или родительскими собраниями, и увеличивается число родителей, с которыми установились определенные отношения (табл. 17.5).

Таблица 17.5. Распределение ответов учителей на вопрос: «Как складываются ваши отношения с родителями учащихся?» (% от числа опрошенных)

Учителя, часто неоправданно, возлагают большие надежды на совместные собрания родителей и учащихся. Если цель собрания - обсудить организацию общей интересной деятельности, то такое собрание вполне уместно. Но если его цель - привлечь родителей к обсуждению нерадивых учеников, то результаты такого собрания могут быть лишь отрицательными. Ведь учитель не может знать, как тот или иной родитель (особенно в присутствии других родителей) и ученик отреагируют на его критические высказывания. Ведь затрагиваются честь и достоинство родителей и ученика. Как правило, общение учителя со многими родителями после таких собраний значительно ухудшается, многие из них после этого стараются обходить школу стороной. Кроме того, нарушаются и отношения в семье.

Поэтому на родительских собраниях лучше подчеркивать то положительное, что есть у каждого ученика, а критику оставить для беседы с родителем с глазу на глаз.

Греехнев В. С, 1990, с. 92–93.

Из книги Введение в психолого-педагогическую деятельность: учебное пособие автора Чернявская Анна Павловна

3.3. Гармонизация социальной среды образовательного учреждения. Социальная защита и самозащита учащихся Профессиональная деятельность педагога-психолога предполагает обеспечение гармонизации социальной среды образовательного учреждения, социальную защиту

Из книги Психологические основы педагогической практики: учебное пособие автора Корнева Людмила Валентиновна

3.5. Психологическая поддержка творчески одаренных школьников и учащихся с проблемами Особого внимания педагога-психолога требуют несколько категорий учащихся: одаренные, с отставанием в развитии, педагогически запущенные, имеющие проблемы в эмоциональном развитии.

Из книги Развитие суперпамяти и супермышления у детей [Быть отличником просто!] автора Мюллер Станислав

Методики-упражнения для учителей «Умею ли я слушать?» Чтобы понять, насколько хорошо или насколько плохо вы слушаете своих учеников, выполните следующие упражнения.Упражнение 1 Прочитайте утверждения. Отражают ли они ваше поведение во взаимоотношениях с учениками и в

Из книги Антимозг [Цифровые технологии и мозг] автора Шпитцер Манфред

Методические рекомендации для учителей, психологов и родителей Ваши дети или ученики пользуются современной методикой развития памяти – голографической памятью.В чем ее особенности?Если при обычном вспоминании мы просто стараемся что-либо вспомнить, то при

Из книги Сверхчувствительная натура. Как преуспеть в безумном мире автора Эйрон Элейн

Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

Советы для учителей, работающих со сверхчувствительными учениками? При обучении СЧЛ следует применять другие стратегии, отличающиеся от применяемых при обучении всех остальных. СЧЛ усиливают свою восприимчивость: это значит, что они улавливают нюансы в обучающей

Из книги Психология помощи [Альтруизм, эгоизм, эмпатия] автора Ильин Евгений Павлович

17.6. Виды воздействий учителя на учащихся Виды воздействий учителя на учащихся определяются целью этих воздействий. В соответствии с этим выделяют организующие, оценивающие и дисциплинирующие воздействия. Их количество зависит от уровня профессионального мастерства

Из книги Как учиться и не уставать автора Макеев А. В.

17.7. Психологическая характеристика различных форм воздействия учителя на учащихся Воздействие учителя на сознание и волю ученика может осуществляться в форме проявления внимания к учащемуся, просьбы, требования и принуждения, убеждения, внушения, шутки.Проявление

Из книги Управление конфликтами автора Шейнов Виктор Павлович

17.9. Взаимоотношения учителей с учащимися По данным Н. И. Гуткиной (1984), взаимоотношения между учителями и учащимися испытывают значительные трудности. Ученики отмечают следующее: отсутствие взаимопонимания и человеческой близости с учителем - 43 %; необъективный

Из книги Не упускайте своих детей автора Ньюфелд Гордон

8.5. Помогающая деятельность учителей и воспитателей Сущность деятельности педагогов (воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей, коррекционных педагогов) состоит в помощи ребенку сформироваться как личности, получить образование. Поэтому, по мнению М. В.

Из книги Психология и педагогика. Шпаргалка автора Резепов Ильдар Шамильевич

Из книги Культурологический подход в изучении детей с задержкой психического развития автора Костенкова Юлия Александровна

Стиль общения и конфликты учителей с учениками Конфликтное взаимодействие, приводящее к утрате внутренних контактов с детьми, чаще всего обусловлено поспешными эмоциональными реакциями педагога – публичным выяснением причин ученических проступков типа опоздания на

Из книги автора

Причины конфликтов учителей с учениками М. М. Рыбакова отметила, что «такими причинами могут быть действия и общение учителя, особенности личности ученика и учителя, общая обстановка в школе».Приведем основные причины конфликтов, следуя этому автору: «малая

Из книги автора

Ориентация на ровесников крадет учителей у учеников Незрелым молодым людям учиться помогает привязанность. Чем меньше у ребенка энергии становления, интегративных и адаптивных способностей, тем больше он зависит от привязанности. В пятой главе я разъяснил, что с

Из книги автора

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ Взаимоотношения учителей с учащимися – один из важнейших путей воспитательного влияния взрослых. Учитель в принципе достаточно подготовлен к организации и поддержанию таких взаимоотношений, он видит ученика в основной сфере

Наталья Гимазутдинова
Практикум для педагогов по построению эффективного общения с родителями воспитанников

«Общаться позитивно – что это значит» .

Цель : Развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями .

Задачи :

1. Актуализировать существующие проблемы во взаимодействии

с родителями ;

2. Содействовать повышению уверенности в себе;

3. Упражнять педагогов в построении эффективного общения

с родителями .

А теперь давайте с вами настроимся на позитивное общение .

1.- Возьмемся за руки и с поклоном произнесем «Добрый день!» желая друг другу в первую очередь здоровья.

Есть такое утверждение, что во время поклона часть энергии как бы стекает с головы человека, т. е., кланяясь, мы по доброй воле обмениваемся энергией.

На сегодняшний день я считаю, что общение педагога с родителями воспитанников остается одним из наиболее сложных направлений деятельности ДОУ. Общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения во многом зависит психическое здоровье человека – наше настроение, наши чувства и эмоции во время общения могут быть и положительные или отрицательные. У человека, не умеющего общаться с людьми, могут возникать серьезные проблемы. И конечно же ведущая роль в общении принадлежит педагогу . Поэтому воспитателю необходимо иметь не только теоретические знания, но и практические навыки общения с разными родителями . Сегодня мы собрались, чтобы понять, каковы мы сами, на каком языке говорим с окружающими людьми. Мы сделаем попытку проверить наши души на доброту, радость, понимание и неравнодушие. Сейчас с вами проведем занятие на овладение практическими элементами в ситуации общения с родителями .

Практическая часть :

Для того чтобы понимать другого человека, необходимо хорошо знать самого себя : свои сильные и слабые стороны.

1. Упражнение-самодиагностика «Я в лучах солнца» .

Цель : определить степень отношения к себе (положительно-отрицательно, поиск и утверждение своих положительных качеств. (10 мин) . (В кругу, сидя на стульях) .

Каждый участник на листе бумаги рисует круг. В кругу вписывает своё имя. Далее необходимо прорисовывать лучи идущие от этого круга. Получается солнце. Над каждым лучом записывается качество, характеризующее вас. При анализе учитывается количество лучей (ясное представление себя) и преобладание положительных качеств (позитивное восприятие себя ) .

2. Дискуссия «Я и родители моей группы » .

Цель : выявление взаимных претензий. (Расположение «подковой» )

Вопросы к участникам : «Каким образом на сегодняшний день складывается общение с родителями в Ваших группах ?»; «Помогают ли они Вам?» ; «Есть ли у Вас претензии к родителям ; «Предъявляют ли родители какие-либо претензии к Вам?» (записывать претензии родителей к воспитателям на доске ).

3. Составим письменный портрет. (нам нужно разделиться на две группы)

1подгруппа «Самый приятный родитель в общении » (описать качества)

2подгруппа «Самый трудный родитель в общении »

Какие эмоции вы испытывали, создавая портрет родителя с которым вам неприятно вступать в контакт? Есть у вас в группе такие родители ?

Что вы чувствовали при создании этого портрета?

Как вы считаете нужно ли искать пути контактов с теми родителями , которые вам неприятны?

4. Упражнение «Спокойствие, только спокойствие…» (давайте вспомним,кто говорил эти слова) правильно эти слова говорил Карлсон Малышу

Спокойствие являются одними из основных моментов в общении . А теперь давайте проверим какие же вы?

Вы заходите в магазин и покупаете булочки с повидлом. Но когда вы приходите домой и кушаете, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?

1. Относите бракованные булочки назад в магазин и требуете взамен другие.

2. Говорите себе : «Бывает» - и съедаете пустой пончик.

3. Съедаете что-то другое.

4. Намазываете булочку вареньем или маслом, чтобы было вкуснее.

Если Вы выбрали первый вариант, значит вы человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще всего прислушиваются. Вы оценивает себя как рассудительную, организованную личность.

Если кто-то выбирает второй вариант действий, это мягкий, терпимый и гибкий человек. С ним легко наладить отношения и ваши родители могут найти у вас утешение и поддержку.

Выбор третьего варианта свидетельствует о том, что у вас есть умение быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать.

Готов принять на себя главную роль в любом деле, авторитарен. В отношениях с родителями можете быть настойчивы и резки, требуя четкости и ответственности.

Выбор четвертого варианта ответа говорит о вашем нестандартном мышлении, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. Всегда готов предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.

5. «Правила построения эффективного общения » .

Общаясь с родителями , нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.

Самые универсальные – это :

Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

2. Имя собеседника

Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать : «Здрась-те!» , а «Здравствуйте, Анна Ивановна!» .

3. Комплимент.

В общении наиболее применим косвенный комплимент : мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого : родителю его ребенка .

(Обыгрывание ситуаций)

Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником (демонстрация приемов общения совместно с ассистентом) :

1. Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз) . Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.

2. Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м) . Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе» . Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!

3. Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках) .

4. Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.

5. Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).

6. Использовать прием присоединения, т. е. найти общее «Я» : «Я сам такой же, у меня то же самое!» . Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это!» ) Чаще говорить; «Мы» : «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели, знали!» , «Нас всех беспокоит, что дети…» , «Наши дети…» , «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей

Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями . (Обыгрывание ситуаций)

ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ:

СОВЕТЫ МОЛОДОМУ УЧИТЕЛЮ

1. Следите за культурой своей речи. Речь учителя должна быть эталоном. Трудно добиться взаимопонимания с учеником, допуская ошибку за ошибкой.

2. Контролируйте проявление своих эмоциональных состояний (можно искренне возмущаться, негодовать, радоваться, но не терять при этом чувства меры и никогда не кричать).

3. Поощряйте учеников высказывать мысли, делиться догадками. Каждый ребенок должен чувствовать себя нужным на уроке. Внушайте детям мысль, что лучше ошибаться, чем бездействовать.

4. Учитесь слушать и понимать собеседника. Учите детей не перебивать говорящего.

5. Запомните сами и прививайте детям: можно не соглашаться с чьим-то мнением, но недопустимо высказывать оценки в отношении других людей лишь на основе изложенных ими мыслей.

6. Внушайте учащимся, что к любому их вопросу отнесутся с должным уважением и на любой из них они получат ответ в рамках учебной программы.

9. Старайтесь завершать контакт с учениками так, чтобы появилось желание встретиться вновь. Ученик должен получать удовольствие от общения с педагогом.

10.Пытайтесь преодолевать психологические барьеры. Для этого нужно:

– Постараться как бы «остановиться – оглянуться» и тщательно проанализировать, не возникает ли у вас тот или иной барьер в общении;

– в процессе общения стремиться уходить от тех стереотипов, которые мешают успешному взаимодействию (манерность, дистанционность, дидактизм и др.)

Секрет успешного общения

Визуальное воздействие

Акустическое воздействие

Вербальное воздействие

Поза, жесты, то как часто вы смотрите собеседнику в глаза, манера поведения в целом – все это отражается на том впечатлении, которое вы производите на людей. Помните, что движения и мимика воздействуют в восемь раз сильнее слов, надо отдавать себе отчет в их возможностях и уделять им особое внимание

Интонационный рисунок и темп речи тоже влияют на восприятие наших слов окружающими. Поскольку почти на четверть речевое воздействие зависит от акустической составляющей, следует сделать так, чтобы это работало на вас.

Хотя вербальная составляющая играет не самую большую роль в том, какое впечатление вы производите, нужно помнить: впечатление рано или поздно забудется, в памяти останется только суть того, о чем вы говорили

Что нужно знать, для того чтобы эффективно работать с родителями

Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с родителями и детьми, безусловно, зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении с родителями все-таки принадлежит педагогу, так как именно он является профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения. В педагогической практике общение является важнейшим фактором профессионального успеха. Высокая техника педагогического общения – не только один из компонентов, но и ведущая составляющая педагогического мастерства.

Образовательный уровень современных родителей довольно высок, но зачастую обнаруживаются вопиющие пробелы в психолого-педагогических знаниях, умениях и навыках обращения с собственным ребенком. Это противоречие можно выделить как одну из проблем, которая возникает при взаимодействии педагогов и родителей. Разберемся, чем отличается взаимодействие педагога с родителями, из чего оно складывается и какие при этом задачи стоят перед педагогом.

Известно, что взаимодействие как процесс характеризуют совокупная деятельность, информационная связь, взаимовлияние, взаимоотношения и взаимопонимание. Последние три составляющие зависят от внутреннего состояния участников. В случае, если педагог или родитель недоволен тем, что происходит в школе, или недостаточно информирован, взаимодействие педагога и родителя может иметь негативный вектор направленности.

Взаимодействие педагога с родителями складывается из действий, каждое из которых определяют средства, методы и способы, используемые как педагогами, так и родителями. Взаимодействие педагога с родителями - это систематическое устойчивое выполнение действий, направленных на то, чтобы вызвать ответную реакцию родителя. Надо понимать, что вызванная реакция родителя, в свою очередь, порождает реакцию воздействующего педагога. Перечислим те непростые задачи, которые стоят перед педагогом в рамках взаимодействия с родителями:

Преодолеть назидательное отношение к членам семьи учащегося.

Выработать способ доверительного общения.

Воспринимать родителя как соучастника педагогического процесса, как равноправного партнера.

Осознавать ответственность за последствия своего взаимодействия.

Особенность позиции педагога по отношению к родителям состоит в том, что в ней сочетаются две функции - формальная и неформальная. Взаимодействие педагога с родителями проходит успешно, если обе стороны выступают как равные собеседники с правом собственной позиции. Но при этом каждый остается со своей манерой общения, несет свои переживания, которым еще только предстоит стать общими. Важную роль в установлении и поддержании контакта с родителями играет форма общения. Важными качествами педагога при этом являются: умение слушать, отражать услышанное и сопереживать родителям.

Взаимодействие педагогов и родителей является и процессом, который складывается из следующих основных компонентов:

Физический контакт;

Совместное перемещение в пространстве;

Духовный вербальный контакт;

Невербальный информационный контакт.

Рассогласование между вербальной и невербальной информацией часто создает проблемы во взаимодействии с родителями. Одна из проблем, с которой встречаются педагоги в своей работе – это проблема оказания помощи родителям в воспитании детей. С одной стороны, в некоторых ситуациях бывает очень трудно дать какие-либо конкретные советы родителям. С другой стороны, когда педагоги все же дают рекомендации, многие родители не воспринимают их должным образом, не всегда реагируют на них, не всегда понимают их правильно. Несомненно, перед многими педагогами встает вопрос о том, как давать советы родителям, как оказывать им помощь в воспитании, как сообщать негативную информацию о ребенке не вызвав конфронтации со стороны родителя.

Структура взаимодействия педагога с родителями, которую необходимо использовать для создания доверительного делового контакта, выглядит следующим образом (по В.А.Петровскому):

1 . Трансляция родителям положительного образа ребенка. Часто в повседневном общении с ребенком родители, сосредотачиваясь на негативных проявлениях, упускают из виду положительные черты его личности.

2. Трансляция родителям знаний, которые не могли быть получены ими в семье и могут оказаться неожиданными и интересными.

4. Совместное изучение личности ребенка, формирование общей программы воспитания.

Одним из способов определение характера отношений родителей к своему ребенку, отношения к его будущему, особенностей их самопринятия как родителей является Методика «неоконченные предложения» (автор А.М.Щетинина). Методика позволяет определить, насколько принимается ребенок родителями, их позитивное или негативное отношение к нему, видение родителями перспектив развития ребенка. Полученные данные могут быть использованы педагогом при построении взаимоотношений с семьей, оказании членам семьи необходимой психолого-педагогической помощи в организации педагогического сотрудничества. Содержание окончаний предложений с 1 по 7 дает информацию о том, какие качества родитель видит в своем ребенке, что его радует, а что вызывает тревогу. Окончания предложений с 8 по 14 являются показателями его родительского поведения и осознания им свей функции родителя.

Последние три предложения направлены на выявление того, каким человеком в будущем видят родители своего ребенка и каково это его будущее.

Если отношения с родителями не складываются, не каждый педагог стремится к открытой доверительной форме общения, для того чтобы снять напряжение. Положение усугубляется и тем, что педагог не старается сблизить точки зрения, а чаще всего лишь указывает на просчеты и недостатки в семейном воспитании.

При анализе каждой конкретной ситуации необходимо учитывать специфику условий ее протекания и особенности участников взаимодействия. Прежде всего, необходимо установить представителей всех сторон взаимодействия, прямых и косвенных участников решения проблемы. Участники проблемной ситуации часто имеют несовпадающие или противоречащие друг другу позиции. Например, позиция педагога - это позиция лица, представляющего интересы школы; позиция ребенка заключена в его желаниях; позиция родителей двойственна: с одной стороны - требования общества, с другой - родительская снисходительность к ребенку. Рассмотрев внешнюю линию анализа проблемной ситуации, идущую от определения участников взаимодействия, необходимо перейти к рассмотрению их позиций, потенциалу влияния и далее к средствам воздействия и способам решения. Психологический анализ внутреннего содержания возникшего противоречия поможет педагогу избежать дальнейших трудностей взаимодействия с родителями.

В случае возникновения конфликтной ситуации предлагаем воспользоваться памяткой.

Памятка для педагогов. Стратегия поведения при конфликтной ситуации с родителями

1. При взаимодействии с родителями не допускать, чтобы преобладали отрицательные эмоции.

2. Признать как минимум половину своей вины за возникновение конфликтной ситуации, а не перекладывать всю вину на родителей.

3. Помнить, что стереотипы общения могут мешать как педагогу, так и родителям (если папа - «большой начальник», он и с педагогом может начать разговор как с подчиненным).

4. После конфликта дать возможность успокоиться себе и родителям.

5. Не избегать общения после конфликта.

6. Через некоторое время обсудить случившееся, разобрать причины эмоциональных реакций, как родителей, так и педагога.

7. Выработать общую точку зрения на причины случившегося и наметить общую стратегию, чтобы подобное не повторялось.

Психологические барьеры в общении с родителями :

1. Как родители, так и педагоги могут испытывать трудности во взаимодействии, например из-за возрастных и половых различий.

2. Значимые различия в уровне образования могут стать барьерами во взаимодействии.

3. Как педагоги, так и родители могут испытывать трудности во взаимодействии из-за плохого физического и (или) эмоционального состояния.

4. Родитель и педагог могут напоминать друг другу по внешним и (или) внутренним качествам человека, взаимодействие с которым ранее носило негативный характер.

5. Психологические типы педагога и родителей могут быть трудносовместимыми, что может осложняться недостаточной гибкостью и недостаточной компетентностью в общении.

Приведем краткие рекомендации по взаимодействию с трудными психологическими типами родителей. Эта типология (восемь психологических типов «трудных» родителей) достаточно условна, однако, разглядев в себе или в партнере по взаимодействию определенный психологический тип, можно выработать стратегию эффективного взаимодействия.

1. Идет напролом, агрессивен, бесцеремонен и временами даже груб. Часто не видит и не слышит ни себя, ни собеседника. Взаимодействие рассматривает как игру-соревнование, боится оказаться неправым и, чтобы не проиграть, нападает первым.

Рекомендации. Лично к вам агрессия не имеет отношения - он ведет себя так со всеми. Говорить необходимо кратко, ясно, спокойно, уверенно, чтобы чувствовалась ваша сила. Не говорите, что он не прав. Излагайте свою точку зрения как иную, отличную от его точки зрения. Оставляйте последнюю реплику за собой.

2. Склонен к скрытой агрессии, прямое нападение не характерно. Нападает исподтишка.

Рекомендации. Никогда не пропускайте подобные нападки, тактично дайте понять, что заметили нападение. Например, можно спросить: «Что вы имеете в виду?» В открытом поединке проигрывает, поэтому помогите достойно выйти из положения.

3. Как обиженный ребенок может неожиданно взорваться. Не в состоянии простить ни себе, ни другим потерю контроля над ситуацией. Постоянно не доволен самим собой.

4. Всегда всем недоволен, не верит ни себе, ни другим и во всем разочарован.

Рекомендации. Покажите, что вы понимаете проблему, это поможет такому родителю вернуть уважение к себе. Ему важно, чтобы его услышали и поняли. Переключите его энергию на поиск выхода из проблемы.

5. Все знает лучше других и не терпит компетентности других. Хочет управлять событиями, соперников буквально парализует острыми замечаниями и бестактностью.

Рекомендации. Не воспринимайте его бестактность как личное оскорбление, он ведет себя так со всеми. Излагайте свою позицию в разговоре с ним: «может быть», «мне кажется». Используйте местоимения «мы», «у нас». Этот подход поможет превратить такого родителя в союзника.

6. Сильно переживает по любому поводу и ни с кем не делится своими переживаниями. Ощущает безысходность и заражает всех окружающих этим ощущением. Постоянно стремится к совершенству и не может его достичь.

Рекомендации. Не критикуйте и не торопите. Эффективна позиция «Да, это все ужасно!». Эта позиция может развернуть такого родителя на 180 градусов. Найдите и подчеркните в оценках все то, что является полезным и конструктивным.

7. Очень хочет понравиться другим и пытается сделать это любой ценой. Готов делать все, что угодно, лишь бы понравиться, и, как правило, подводит в трудную минуту.

8. Находится в тени, не проявляет себя, боится ответственности. Не тщеславен, не стремится к самоутверждению.

Рекомендации. Такого родителя при разговоре необходимо подбадривать шутками. Показать, что позиция «в тени» не только вредит самому родителю, но и может иметь отрицательные последствия для ребенка.

Типология современных пап, стиль поведения которых негативно сказывается на самочувствии дошкольника

«Папа-мама» - это по-матерински заботливый папа, он берет на себя все функции мамы: и искупает, и накормит, и книжку почитает. Такой папа эмоционально раскрыт, любвеобилен. Но не всегда ему удается это делать с должным терпением (как обычно получается у мамы). Папино настроение влияет на ребенка: когда все хорошо, папа заботлив, добр и отзывчив, а если что-то не ладится, бывает несдержанным, вспыльчивым, даже злым. Вот и в доме: то тепло, то холодно, а ребенку так хочется золотой середины. При таком типе воспитания папа развивает у ребенка, прежде всего, упрямство. «Папа-мама» демонстрирует модель скорее материнского (женского) поведения. Роль мамы в такой семье чаще всего деформируется, приобретая черты отцовского (мужского) поведения. Мать при этом демонстрирует крайне сдержанное, без внешних проявлений знаков любви властно-требовательное отношение к детям. Ролевая перестановка («ролевой трансвестизм») не безразлична для детей, у которых может обнаруживаться выраженная возбудимость, импульсивность и незащищенность.

«Мама-папа» главную заботу видит в том, чтобы как можно лучше угодить чаду, безропотно тянет родительскую ношу. «Мама-папа» заботлив, нежен, в его настроении не бывает перепадов. Ребенку все разрешается, все прощается, и он иногда удобно «устраивается» на папиной голове, превращаясь в маленького деспота. У детей таких родителей значительно более часто отмечаются состояния тревоги, страха, навязчивости.

«Карабас-Барабас». В традиционной семье страх отцовского наказания является основным, отцу приписывается дисциплинирующее влияние. Папа - пугало, злой, жестокий, признающий только «ежовые рукавицы». В семье царит страх, излюбленным методом воспитания является наказание.

При таком типе отношения отца у детей наиболее часто отмечаются открытая агрессивность и социально трудно контролируемое поведение. Таким отцам необходимо помнить, что запреты действуют только на фоне любви.

«Крепкий орешек» - непреклонный тип, признающий лишь правила без исключений, никогда не идущий на компромиссы, которые могли бы облегчить участь ребенка, когда он не прав. Дети хорошо копируют тип поведения и отсутствие гибкости в поведении. В связи с этим взаимодействие с папой такого типа оборачивается для ребенка проблемами во взаимоотношениях со сверстниками, с которыми он так же непреклонен, как папа с ним.

«Попрыгунья-стрекоза» - папа, живущий в семье, но не чувствующий себя отцом. Его идеал жизни - свободная холостяцкая жизнь без ответственности за судьбы близких людей. Семья для него - тяжелая ноша, ребенок - обуза, предмет забот жены (что хотела, то и получила!). При первой возможности такой отец превращается в приходящего папу. Детско-отцовские отношения при этом страдают от эпизодичности, что отражается впоследствии на семейных отношениях этого ребенка. Девочка, недополучившая в детстве тепла и любви со стороны отца, в семейной жизни стремится компенсировать это эмоциональными отношениями со своим будущим супругом: ищет в муже отца. Мальчик, получивший в детстве опыт взаимодействия с таким отцом, скорее будет испытывать трудности в общении со своим сыном.

«Добрый молодец», «рубаха-парень» - папа на первый взгляд ведет себя как брат или как друг. С ним интересно, легко, весело. Он готов помочь любому, но при этом может забыть о собственной семье, что не нравится маме. Ребенок живет в атмосфере ссор и конфликтов, в душе сочувствуя папе, но не в силах ничего изменить.

«Ни рыба, ни мясо», «под каблуком» - это не настоящий папа, потому что он не имеет своего голоса в семье, во всем вторит маме, даже если она не права. Опасаясь гнева жены в трудные для ребенка моменты, он не имеет сил перейти на его сторону, чтобы помочь.

Рекомендуем почитать

Наверх