Ф а сохин биография. Научная школа, созданная Ф. Сохиным. Основные положения психолого-педагогической теории Ф.А. Сохина

Развитие 23.11.2019
Развитие

День рождения в боулинге для детей - самый настоящий праздник, впечатления от которого останутся надолго. Карибия приглашает маленьких непосед порезвиться от души. У деток будет интересная возможность провести время весело и непринужденно. А еще спортивно, специально для этого в Карибии открыт лучший детский боулинг в Москве! На этаже боулинга есть детская комната, а еще специально для маленьких гостей выделен мини-банкетный зал.

У нас в Карибии отметить день рождения в боулинге семьи с детьми решают достаточно часто. Ведь здесь созданы все лучшие для этого условия! Боулинг в нашем центре снабжен специальными бортиками – непоседам будет удобно и максимально комфортно.

Веселый детский день рождения в боулинге!

Детский день рождения в боулинге пройдет на «ура!». Маленькие гости гарантированно не заскучают. Ведь юные игроки смогут попробовать свои силы в этой увлекательной игре и увидят великолепные результаты. Специально для наших маленьких посетителей – дорожки с автоматическими бортиками. А это значит, что шары обязательно достигнут своих целей. Такие результаты выявят интерес даже у малышей.

И главное – отметить день рождения в боулинге в Карибии можно не только спортивно, но и вкусно! Так же, как и детские праздники в кафе Карибии. Специально для всех маленьких гостей наши повара приготовят самые вкусные блюда. В них – только натуральные ингредиенты. Состав полностью сбалансирован – все для того, чтобы заботиться о здоровье детей. И еще – мы понимаем, что маленьких капризулек очень сложно заставить что-нибудь скушать. А потому подаем только красивые блюда с яркими названиями.

Продумать все моменты, как будет организован праздник в боулинге для детей или, например, день рождения в аквапарке, лучше всего с командой профессионалов. Аниматоры сделают праздник ярче и интереснее во много раз! А еще малыши точно не заскучают, если отправятся в игротеку с разными несложными, но увлекательными автоматами. В качестве бонусов деток ждут призы. Сделайте заказ заранее, чтобы вся программа празднования была идеальной. Обращайтесь!

Сегодня достаточно модным является празднование дня рождения в боулинг-клубе , где можно соединить развлекательную программу и сам процесс игры. Для проведения праздника в таком заведении необходимо заблаговременно позаботиться о наличии свободной дорожки. Если маленьких гостей будет много, то можно заказать несколько дорожек, чтобы они долго не ждали своей очереди.

Правила игры

В начале детям обязательно нужно рассказать правила игры в боулинг. Иногда родители думают о том, что им трудно бросать шар. Однако, наличие бортиков позволяет даже хрупким девочкам сбивать все кегли, благодаря чему празднование дня рождения пройдет приятно для всех.

Желательно, чтобы в зале боулинг-клуба также присутствовали взрослые, которые могли бы контролировать процесс. Перед игрой нужно отследить момент, чтобы бортики на дорожке были приподняты. Это позволит детям чаще сбивать кегли и увеличивать свои очки.

Не стоит переживать по поводу того, что после первого часа игры им надоест игра. Нет, азарт приходит с каждой минутой, поскольку в боулинге одновременно может принимать участие сразу несколько ребят. Момент соревнования позволяет детям раскрыть свои таланты и активно принимать участие в игре.

Бонусы и скидки

Родителей чаще всего привлекают в боулинг-клубах такие моменты:

  • Красочное и вкусное меню;
  • Скидки и бонусы именинникам в день рождения;
  • Анимационная программа.

В нашем клубе для именинников в день рождения предоставляется скидка 50% на игру в боулинг и 10% скидка на меню. Такая акция действует для детей, которые предоставляют свидетельство о рождении, подтверждающее право на скидку. Именинник в случае хорошей игры может получить несколько дополнительных минут.

Однако такой приз может быть предоставлен только активным игрокам, которые отмечают именины. и отлично провести время. В клубе может быть красивая подсветка или лазеры, что сделает праздник еще приятнее и веселее.

Аниматоры и шоу

В последнее время дни рождения в боулинге для детей проходят с сопровождением аниматоров, которые в свободное от игры время развлекают малышей. Преимущественно это сказочные герои известных мультиков. По предварительному согласованию родители именинника могут самостоятельно выбрать того или иного сказочного героя, тем самым сделав сюрприз своему ребенку.

Заказывая день рождения в боулинге, необходимо обязательно указывать количество детей. Менеджеры боулинг-клуба самостоятельно могут сориентироваться в нужном количестве дорожек. В завершении праздника обязательно в зал выносят праздничный торт. Хорошо, если он будет оформлен в детском стиле, что позволит всем гостям еще раз ощутить атмосферу праздника. С помощью менеджеров клуба можно достаточно быстро организовать праздник, ориентируясь под конкретную возрастную группу.

В нашем развлекательном центре можно устроить детям настоящий праздник, в котором они будут главными героями.

1965. Институт дошкольного воспитания АПН РСФСР. В первом ряду: С.Новоселова, Н.Непомнящая, Л.Журова, Л.Венгер, Я.Неверович, Н.Поддьяков. Во втором ряду: Ф.Сохин, Т.Киселева, В.Зинченко, А. Венгер, А.Удалая, В.Холмовская. Фото из архива А.А.Катаевой (Венгер).

31 января 2018 г. исполнилось бы 90 лет Феликсу Алексеевичу Сохину – психологу, педагогу, лингвисту, автору классических исследований речи дошкольников и прорывных разработок в области ее развития. Ф.А. Сохин, ученик С.Л.Рубинштейна вырастил уникальную научную школу, которая вышла их стен созданной им в Институте дошкольного воспитания АПН СССР лаборатории развития речи. Буквально – в большой мир. Ученики Ф.А.Сохина продолжают трудиться в России, странах ближнего и дальнего зарубежья. Теперь они сами стали «именами», вполне заслуженно. А Феликса Алексеевича отличала какая-то невозможная даже по тем временам скромность. Производная интеллигентности, из которой он состоял целиком, похоже, «до последнего кровяного шарика» (Дж. Фруст). Интеллигентности и одержимости работой. Работой, которая занимала Феликса Алексеевича настолько, что ему было все недосуг защитить давно написанную докторскую диссертацию. Ее издали монографией уже после его смерти его ученики (см.: Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. М., 2002).

Мой отец Т.В.Кудрявцев, знавший Ф.А.Сохина с молодых лет, рассказывал, что в нем видели будущего теоретика психологии. А он углубился в «конкретику», в «горшечную педагогику», в детсадовскую практику. Но разве язык, инструмент одновременного проникновения в большой человеческий мир и в малый, свой собственный, «внутренний» мир, который, ребенку предстоит по-настоящему «очеловечить» по меркам большого, в содействии с его большими и маленькими гражданами, не только не утратив, а обретя свою индивидуальность, - это «горшечная» проблема? С ней мог справиться только ученый и педагог масштаба Феликса Алексеевича Сохина.

Небольшой текст, который я написал о Феликсе Алексеевиче и предлагаю вашему вниманию, был опубликован к его 85-летию в журнале «Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование»» (2013. № 18).

Владимир Кудрявцев

В.Т. Кудрявцев


ФЕЛИКС СОХИН - ПОЭТ, КОТОРЫЙ УЧИЛ ДЕТЕЙ ГОВОРИТЬ


Слово о выдающемся ученом, подвижнике дошкольного образования и замечательном поэте Ф.А. Сохине, авторе уникальной системы развития речи детей.
Ключевые слова: Ф.А. Сохин, речь, развитие речи.

31 января 2013 г. исполнилось 85 лет с дня рождения выдающегося психолога, педагога и лингвиста Феликса Алексеевича Сохина. Ф.А.Сохин совершил «тихую» революцию в сфере теории и практики развития детской речи. Ему, интеллигентному, деликатному, фантастически скромному и миролюбивому, был чужд пафосный грохот научных ниспровержений. Он предпочитал все делать «в рабочем порядке». Незаметно, но на корню, ломая вековую педагогическую мифологию, Ф.А.Сохин показал, что развитие речи в дошкольном возрасте зиждется не на подражании речевым образцам взрослых, а на творчестве ребенка, не на пассивной индукции этих образцов, а на активном, конструктивном обобщении явлений языка и речи, не на постепенном заполнении детских голов все более сложной лексикой и грамматическими схемами, а на вызове и поддержке у ребенка вполне сознательного интереса к языковому материалу и принципам его организации. «Дошкольное детство - языковая эпоха», любил повторять Феликс Алексеевич.

Философ и востоковед А.М. Пятигорский однажды заметил: «Интерес - это больше, чем талант». Интерес ребенка к языку - вроде бы он очевиден. Но вот, шестилетке предлагают ответить на вопрос: какое слово длиннее - кот или котенок? Ребенок уверенно отвечает: кот! Кот ведь больше котенка...Но вопрос-то задан о словах, а не о том, что они обозначают. Это значит, что ребенок не выделяет слово из ряда других объектов. А чтобы зародился интерес, надо выделить, абстрагировать, первоначально обобщив, осознать. «Натаскать» на это невозможно - это особая творческая работа, которую проделывал стихийно каждый из нас в Например, сочиняя слова наподобие «почтаника» или «починщика», о которых К.И. Чуковский так ярко и глубоко писал в своей книге «От двух до пяти». Словотворческий эксперимент позволяет ребенку в первом приближении понять, как образуется слово, как оно «делается». И оказывается, что «сделано» оно совсем не так, как машинка, карандаш или ножницы. Повторим: это происходит спонтанно. А взрослые заставляют затверживать свой лексикон, позднее законы его «архитектуры». Слова потом «отскакивают от зубов», но без чувства, смысла, фантазии, живости. Ребенок не говорит, а лишь «озвучивает» языковые штампы взрослых. И то, что в этом мире вдруг появляются поэты, которым, кстати, был Феликс Алексеевич, просто поражает!

Но Ф.А. Сохин не рассчитывал на «вдруг». Он придумывал принципы и изобретал способы, применяя которые педагог смог бы помочь ребенку овладеть даром слова - повседневного, но человеческого и человечного, живого, звучащего, значащего, значимого. Для других и прежде всего - для самого себя. На базе исследований, проведенных им и его сотрудниками в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания АПН СССР (здесь нужно упомянуть еще и о десятках, сотнях учеников и последователей со всей страны) была разработана уникальная система развития речи в дошкольных учреждениях. После кончины Ф.А. Сохина эту работу продолжила его ученица, известный дошкольный педагог проф. О.С. Ушакова. Сделанное коллективом Ф.А. Сохина - О.С. Ушаковой ныне не только утратило своей актуальности, но и максимально востребовано в практике российского дошкольного образования. Сегодня я сотрудничаю с О.С. Ушаковой и другой ученицей Ф.А. Сохина Е.М. Струниной в рамках .

Феликс Алексеевич писал замечательные стихи. Без них никогда не обходились его любимые женщины-коллеги по Институту, когда там отмечалось 8 марта. Ф.А. Сохин не оставил женщин без своего стихотворного поздравления и 8 марта 1989 года, которое прислал из больницы. А 9 марта его не стало.

И еще одно воспоминание. 30 лет назад воротами Института дошкольного воспитания, которому я отдал два десятилетия своей профессиональной жизни, стала для дверь лаборатории развития речи, куда я после института я был направлен младшим научным сотрудником, чтобы «скоротать» полтора месяца до поступления в аспирантуру. Лаборатория, как и значительная часть помещения, которое Институт арендовал в Климентовском переулке у Москворецкого РОНО, располагалась в символичном для науки подвале. До дверей я сразу не дошел - потому что там же, в подвальном коридоре на кресле, весь в дыму, бумагах и. красивых женщинах сидел Феликс Алексеевич. Это было его место для индивидуального общения, где он часами что-то обсуждал с сотрудницами, которые - неохотно! - сменяли друг друга, консультировал кого-то из аспирантов (вдохновлял, как Учитель), правил тексты прямо на коленях в присутствии авторов (редактор - еще одна профессия и талант Ф.А.Сохина).

Дождавшись своей очереди нырнул в дым и я. Нырнул и сразу попал в удивительный мир. Но об этом можно рассказывать долго.

(январь 1928 г.-1989 г.) - российский психолог и лингвист, специалист в области теории усвоения языка в дошкольном детстве, создатель концепции лингвистического развития ребенка. Ученик С. Л. Рубинштейна. Заведующий лабораторией развития детской речи (1972-1989 гг.). Редактор (1956-1957 гг.) и заместитель главного редактора (1962-1970 гг.) журнала «Вопросы психологии»; член редколлегии журнала «Дошкольное воспитание» (1980-1989 гг.). Награжден орденом «Знак Почета» (1981 г.), знаком «Отличник просвещения СССР» (1986 г.). Образование получил в МГУ им. М. В. Ломоносова, окончив отделение психологии философского факультета (1946-1951 гг.) и аспирантуру по кафедре психологии (1951-1954 гг.). В 1955 г. защитил кандидатскую диссертацию по психологии «Начальные этапы овладения ребенком грамматическим строем языка», выполненную под руководством С.Л. Рубинштейна. Профессиональную деятельность начал в качестве преподавателя психологии в МГПИ иностранных языков (1951-1957 гг.). Затем работал научным сотрудником сектора психологии Института философии АН СССР (1957-1961 гг.). С 1961 г. вся его дальнейшая творческая жизнь была связана с Институтом дошкольного воспитания АПН РСФСР (с 1968 г. - АПН СССР), созданного А. В. Запорожцем. Он занимал должности ученого секретаря института (1961-1968 гг.); заведующий лабораторией подготовки детей к школе (1968-1972 гг.), а затем заведующий лабораторией развития детской речи (до 1989 г.). В 1989 г. Сохин подготовил докторскую диссертацию «Психолого-педагогические основы развития речи детей дошкольного возраста», которую, к сожалению, не успел защитить. В качестве одноименной монографии эта работа опубликована в 2002 г. В лаборатории под руководством Сохина проводились исследования, которые теоретически и экспериментально сочетали педагогический, психологический и лингвистический аспекты при решении трех взаимосвязанных проблем: обучение родному языку; обучение русскому языку в национальном детском саду; сравнительное изучение речевого развития нормально слышащих, слабослышащих и глухих дошкольников. В противовес до сих пор еще не преодоленному имитационно-интуитивиетскому подходу к овладению языком (согласно которому язык усваивается прежде всего по подражанию, интуитивно) показано, что в развитии речи ведущими факторами являются формирование языковых обобщений (проявляющихся, например, в словотворчестве), а также развитие элементарного осознания семантических и структурных аспектов языковых явлений, что создает условия для самостоятельных наблюдений детей над языком и речью (включая речь художественную), для саморазвития речи. При этом, в частности, повышается уровень самоконтроля при построении монологического высказывания как основы будущей письменной речи. Под руководством Сохина были выполнены и защищены 15 кандидатских диссертаций по вопросам психологии и педагогики развития речи дошкольников, направленные на разработку теории усвоения языка в дошкольном детстве (становление фонетической структуры и семантики слова; формирование синтаксиса речи, словообразования и словотворчества, связной речи, творческого рассказывания, осознания языковых явлений; обучение русскому языку в национальном детском саду и др.). В исследованиях психолого-педагогических проблем развития речи дошкольников Сохин выделил три основных направления: структурное (формирование разных структурных уровней системы языка - фонетического, лексического, грамматического); функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции - развитие связной речи, речевого общения); когнитивное, познавательное (формирование способностей к элементарному осознанию явлений языка и речи). Все три направления взаимосвязаны, так как вопросы развития осознания языковых явлений включаются в проблематику всех исследований, изучающих разные стороны развития речи дошкольников. Основные теоретические положения, разработанные Сохиным нашли отражение в научных и научно-методических публикациях, под его редакцией вышли книги: «Развитие речи детей дошкольного возраста» (1978, 1980, 1984 гг.); «Умственное воспитание детей дошкольного возраста» (1984 г.); «Методика обучения русскому языку в национальном детском саду» (1985 г.). Сохин вошел в психологию детской речи как создатель концепции, в которой центральной является идея о необходимости не только речевого, но и лингвистического развития ребенка. Эти теоретические положения стали основополагающими для целого ряда последовавших диссертационных работ.


Процесс работы не сведен к НОД и осуществляется в разных формах в зависимости от возраста детей. Методики проведения НОД по разным видам деятельности построены таким образом, что программная задача может быть реализована на различном материале, варьируемым педагогом в зависимости и в соответствии с желаниями и интересами конкретных детей. В программу работы в дошкольном учреждении введено представление о том, что у детей есть их неотъемлемые права. Задача педагога - обеспечивать соблюдение прав каждого ребенка всеми другими детьми и взрослыми.

Все вышесказанное позволило программе "Радуга" получить широкое распространение в дошкольных учреждениях, ее по достоинству оценили как родители, так и воспитатели.

Программа "Детство" является результатом многолетней научно-исследовательской работы коллектива кафедры дошкольной педагогики. В её основу легли теоретические взгляды петербургской (ленинградской) научной школы воспитания на сущность развития ребенка в период дошкольного детства, требования к содержании. Образовательной программы для детского сада и пути её реализации в педагогическом процессе.

Идея создания образовательной программы "Детство" принадлежит В.И. Логиновой. Под ее руководством был разработан проект вариативной программы, презентация которой состоялась весной 1991 года.

Окончательная подготовка к изданию комплексной образовательной программы воспитания и развития детей дошкольного возраста "Детство" была осуществлена авторским коллективом в последующие годы под руководством Т.И. Бабаевой. Для НОД по этой программе созданы комплекты пособий для дошкольников по всем видам деятельности и методические рекомендации для воспитателей.

Программа "Детство" предлагает насыщенное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка. Исходя из принципов гармоничности образования, авторы предусмотрели для органического вхождения ребенка в современный мир широкое взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой. Широкое пространство становиться основой для развития любознательности, познавательных способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов.

В программе "Детство" есть три взаимосвязанных линии развития ребенка: "чувствовать - познавать - творить".

Содержание программы базируется на системности знаний о явлениях социальной действительности, предметном мире и мире природы и структурировано по трем ступеням дошкольного детства: младший (3-4 года), средний (4-5 лет) и старший дошкольный возраст (5-7 лет). Итог освоения программы -- способность ребенка свободно оперировать приобретенными знаниями, самостоятельно решать познавательные задачи, использовать способы и приемы познавательной деятельности, готовность к логическому познанию . К программе издано более 80 методических пособий. В перспективах у авторов программы: обновление целевых ориентиров программы и содержания (с учетом особенностей развития и субкультуры современного дошкольника и в логике компетентного подхода); разработка региональных вариантов программы "Детство".

Программа "Детство" создавалась авторами как, программа обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.

Поскольку программа "Детство" родилась в Петербурге, авторы попытались отразить в ее содержании атмосферу жизни этого прекрасного города показать его красоту, стиль взаимоотношений жителей и пробудить у юных петербуржцев чувство любви к родному городу, уважение к его традициям.

В единстве с развитием познания и чувств осуществляется в программе линия творчества. Задача программы пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность .

Базой для реализации программы является осуществление задачи укрепления физического и психического здоровья ребенка, формирования основ двигательной и гигиенической культуры. Программа предусматривает валеологическое просвещение дошкольников: развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, знания о правилах безопасного поведения и разумных действиях в непредвиденных ситуациях, способах оказания элементарной помощи и самопомощи. Эти сведения становятся важным компонентом личностной культуры и социальной защищенности дошкольника.

Отметим программу "Успех", образовательную программу нового поколения, учитывающую социальную ситуацию, в которой происходит развитие современных детей. В центре программы - ребенок начала ХХI века.

"Успех" основывается на фундаментальных положениях мировой науки о детстве, отечественной научной психолого-педагогической школы (культурно-историческом, деятельностном, личностном подходах к образованию детей дошкольного возраста).

Цель программы "Успех" создание воспитательно-образовательных, коррекционно-развивающих и здоровье формирующих условий в ДОУ, способствующих полноценному развитию и социализации дошкольника, обеспечивающих равные стартовые возможности и успешный переход ребенка к обучению в общеобразовательных учреждениях .

Задачи программы "Успех":

Обеспечить построение образовательного процесса в соответствии с принципом возрастной адекватности, или на основе учета возрастных физических и психических особенностей детей;

Основываться на фундаментальных положениях мировой науки о детстве

Основываться на положениях отечественной научной психолого-педагогической школы;

Повысить конкурентоспособность учреждения путем предоставления широкого спектра качественных образовательных, коррекционных и информационно-просветительских услуг разным категориям заинтересованного населения, внедрения в практику работы ДОУ новых форм дошкольного образования (блок "Малыш");

Совершенствовать систему здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности учреждения, с учетом индивидуальных особенностей дошкольников (блок "Здоровячок");

Модернизировать систему управления дошкольным образовательным учреждением в условиях его деятельности в режиме развития (блок "Управление").

Также не можем не сказать об образовательной области "Коммуникация", которая включает:

Непосредственно образовательную деятельность "Развитие речи", которая организуется с 1 младшей группы по среднюю группу - 1 раз в неделю в чередовании с образовательной областью "Чтение художественной литературы;

В 1 младшей группе непосредственно образовательная деятельность проводится по подгруппам;

Во 2 младшей группе, средней и старшей группе образовательная область "Чтение художественной литературы" осуществляется так же и во второй половине дня в режимных моментах в совместной образовательной деятельности педагога и воспитанников.

Интеграция образовательной области "Коммуникация" с другими образовательными областями осуществляется во всех областях основной общеобразовательной программы дошкольного образования ДОУ. Эффективная реализация задач других областей невозможна без полноценной коммуникации.

Среди современных программных документов, рассматривающих вопросы развития речи, необходимо выделить методические рекомендации "Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования" (Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова). Авторы совершенно справедливо поддерживают идею самостоятельности дошкольных учреждений и критикуют систему отношений воспитателя с детьми, которая строится на учебно-дисциплинарной основе, а ребенок остается для педагога объектом воздействия, а не личностью со своими проблемами.

Доказав отрицательные стороны фронтальных занятий с дошкольниками (работают только активные дети, используется школьная форма организации, нет обратной связи и актуальных развивающих задач), авторы отмечают их невысокую эффективность. Выход они видят в появлении новых программ и отказе от ряда укоренившихся стереотипов педагогической работы и предлагают изменить педагогический процесс в целом. Авторы предлагают три типа занятий: познавательные, развитие продуктивной деятельности и музыкально-ритмические. Особо отмечают они задачи по развитию речи: "На наш взгляд, они должны решаться в рамках всех занятий; выделять специальные занятия по развитию речи целесообразно только в старших и подготовительных группах (как занятия по подготовке к освоению грамоты). Очевидно, что развитие речи гораздо активнее происходит в процессе живого общения воспитателя с детьми и совместной деятельности самих детей, в рассказе ребенка непосредственно заинтересованному слушателю, а не на специальных занятиях по пересказу заданного текста, описанию предметов и т.п."

Процитируем положение авторов по вопросам развития речи до конца: "Чтение художественной литературы, обсуждение с детьми прочитанного, правильная речь самих взрослых, т.е. погружение детей в хорошую речевую среду, также важное условие развития речи вне формализованных занятий" .

Итак, развитие речи рассматривается в обучении пересказу и описанию предметов. С таким подходом мы никак не можем согласиться. Наши исследования и наша методика доказали, что стержнем развития языковой способности ребенка является семантический компонент, а синонимические, антонимические и полисемические отношения между словами можно показать детям только в процессе организованного обучения. Представление о структуре высказывания, способах связи между предложениями и частями текста также могут быть сформированы только в результате целенаправленного речевого воспитания. Мы согласны с авторами, что эти занятия не должны быть формальными и скучными - но это уже дело методики, которую мы рассматриваем в тесной взаимосвязи с содержанием.

Не случайно идеи Ф.А. Сохина о формировании языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи легли в основу всех исследований и методического решения развития всех сторон речи. Эти положения легли в основу "Программы развития речи детей дошкольного возраста в детском саду" , разработанной на основе результатов исследований, проведенных в лаборатории развития речи под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой. В программе представлены теоретические основы: результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов, их взгляды на природу языковых способностей, рассмотрение обучения языку не только в лингвистической, но и в коммуникативной сфере. Основные направления работы по развитию речи рассматриваются по задачам: развитие связной речи, обогащение словаря, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи. Затем все эти задачи даются в возрастном аспекте, начиная со 2-й младшей группы. Программа не охватывает все многообразие вопросов развития речи дошкольников, но включает те новые направления, которые были разработаны в лаборатории развития речи.

Исследования, проводившиеся в аспекте вышеизложенных проблем, показали, что углубленная, обогащенная по содержанию (включая формирование элементарного осознания языковых явлений) работа по развитию речи детей, которая начинается с младшего возраста, дает в конце воспитания и обучения их в детском саду (в подготовительной и в старшей группе) очень большой эффект. Некоторые данные показывают, что выпускники детского сада, прошедшие такое обучение, намного успешнее сверстников усваивают программу школьного обучения родному языку - в отношении как лингвистических знаний, так и развития речи, устной и письменной.

Результаты исследований, проведенных Ф.А. Сохиным, его сотрудниками и учениками, сегодня широко используются в практике работы детских садов нашей страны. Подготовленные учеными книги и пособия служат учебным и практическим материалом для студентов дошкольных факультетов педагогических институтов и университетов, педагогических колледжей и училищ, работников дошкольно-образовательных учреждений.

На основе проведенных исследований подготовлены программа развития речи дошкольников и целый ряд научных и методических пособий для всех возрастных групп детского сада: "Развитие речи дошкольника" (М.: РАО, 1990); "Проблемы изучения речи дошкольников" (М.: РАО, 1994) (к 65-летию Ф.А. Сохина); "Занятия по развитию речи" (М.: Просвещение, 1993, 1998); "Придумай слово" (М.: Просвещение, 1996, 2001); "Вопросы изучения речи дошкольников" (М.: РАО, 1998) (к 70-летию Ф.А. Сохина); "Развитие речи дошкольников" (изд. Института психотерапии, 2001) и др. Ежегодно в Институте дошкольного образования и семейного воспитания РАО проводятся конференции, посвященные памяти Ф.А. Сохина, на которых его коллеги, ученики, аспиранты обсуждают актуальные проблемы речевого развития детей на современном этапе.

Сотрудниками Института дошкольного образования и семейного воспитания получены данные, которые показывают, что выпускники детских садов, прошедшие обучение по методике, разработанной под руководством Ф.А. Сохина, намного успешнее своих сверстников усваивают программу школьного обучения родному языку, как в отношении лингвистических знаний, так и в области развития речи - устной и письменной. Именно эффективность разработанной методики поставила вопрос о возможности (и необходимости) ее совершенствования.

Выводы по II главе

На каждом возрастном этапе понимание ребенком значения слова имеет свои особенности. В течение дошкольного детства понимание значения слова (а тем более многозначного) проходит длительный путь развития.

Разработка Ф.А. Сохиным, методической теории развития речи включала психологические, психолингвистические, лингвистические и педагогические аспекты.

В настоящее время психолого-педагогические исследования детской речи выполняются в трех направлениях (классификация Ф.А. Сохина):

Структурном - исследуются вопросы формирования разных структурных уровней языка: фонетического, лексического, грамматического;

Функциональном - исследуются проблемы формирования навыков владения языком в коммуникативной функции: связная речь;

Когнитивном - исследуется проблема формирования элементарного осознания явлений языка и речи: обучение грамоте.

Появляются и разрабатываются новые вариативные программы, среди которых наиболее признанными являются:

"Радуга" (под ред. Т.Н. Дороновой). - Одним из важнейших средств развития дошкольников является создание развивающей речевой среды; подобран литературный репертуар для чтения и рассказывания.

"Детство" (В.И, Логинова, Т.И. Бабаева и др.) - содержит специальные разделы: "развиваем речь детей", "ребенок и книга", - в конце каждого раздела предлагается критерии для оценки уровня речевого развития; - определены речевые умения в разных видах деятельности.

"Программа развития речи" (О.С. Ушакова) - углубляет, дополняет, уточняет типовую программу. Программа базируется на комплексном подходе к речевому развитию на занятиях.

Заключение

Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания - эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идет постепенное усложнение каждой задачи и меняются методы обучения.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте. Методика развития речи в детском саду контактирует с методикой обучения русскому языку в начальной школе. Перед воспитателем стоит задача способствовать успешному овладению дошкольниками практическими речевыми умениями и навыками, которые подготовят их к овладению грамотой, к учению в школе.

Всю свою плодотворную научную деятельность Ф.А. Сохин посвятил изучению развития детской речи, поискам путей эффективного руководства этим развитием в дошкольном возрасте. Он считал, что развитие осознания явлений языка и речи необходимо специально осуществлять при обучении родному языку, поскольку на этой основе формируется ориентировка в языковых явлениях, создаются условия для самостоятельных наблюдений над языком и для саморазвития речи.

Ф.А. Сохин отмечал, что "на каждом возрастном этапе языковые средства, которыми владеет ребенок, представляют собой определенную систему, т.е. речь ребенка нужно изучать (и разрабатывать методы обучения), рассматривая словарь и грамматику не изолированно, а в единстве, во взаимосвязях, в системе" (10, С. 33). Это является необходимым условием лингвистического развития детей дошкольного возраста. Эти положения, выдвинуты и обоснованны Ф.А. Сохиным. Он придумывал принципы и изобретал способы, применяя которые, педагог смог бы помочь ребенку овладеть даром слова - повседневного, но человеческого и человечного, живого, звучащего, значащего, значимого. Для других и прежде всего - для самого себя. На базе исследований, проведенных им и его сотрудниками в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания АПН СССР, была разработана уникальная система развития речи в дошкольных учреждениях. После кончины Ф.А. Сохина эту работу продолжила его ученица, известный дошкольный педагог профессор О.С. Ушакова. Сделанное коллективом Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой ныне не только не утратило своей актуальности, но и максимально востребовано в практике российского дошкольного образования.

Таким образом, выполнив курсовую работу, мы достигли поставленной цели изучение вклада Ф.А. Сохина в область речевого развития дошкольников и реализацию его идей в современном ДОУ. Для достижения цели решили следующие задачи:

Изучили этапы жизненного пути Ф.А. Сохина;

Рассмотрели влияние психолого-педагогического исследования 50-70 годов на разработку методической теории развития речи Ф.А. Сохина;

Изучили научные основы методики развития речи и обучения дошкольников родному языку;

Проанализировали осознание явлений языка и речи детьми дошкольного возраста в теории Ф.А. Сохина;

Охарактеризовали научную школу, созданную Ф.А. Сохиным;

Рассмотрели реализацию идей Ф.А. Сохина в области развития и обучения родному языку современных дошкольников.

Список литературы

1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева. - М.: Академия, 2009. - 578 с.

2. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение [Текст] / Г.Л. Абрамович - М.: Просвещение, 1975. - 451 с.

3. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников родному языку [Текст] / Л.И. Айдарова - М.: Педагогика, 1978. - 457 с.

4. Акишина А.А. Структура целого текста [Текст] / А.А. Акишина - М.: Педагогика, 1979. - 88 с.

5. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах [Текст] / Под ред. Н.С. Рождественского, Г.А. Фомичевой. - М.: Педагогика, 1977. - 248 с.

6. Александрова З.И. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник [Текст] / З.И. Александрова - М.: Рус. яз., 1989. - 595 с.

7. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / А.М. Бородич - М.: Просвещение, 1984. - 255 с.

8. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. в 6-ти томах. Т. 2. - М.: Педагогика, 1982. - 361 с.

9. Грузик Т.И. Радуга. Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада [Текст] / Т.И. Грузик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева - М.: Просвещение, 2009. - 112 с.

10. Детский сад и семья [Текст] / Под ред. Т.А. Марковой. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с.

11. Егоров С.Ф. Хрестоматия по истории школы и педагогики России [Текст] / С.Ф. Егоров - М: Просвещение, 1986. - 236 с.

12. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. - М.: Педагогика, 1986. - Т. 1. - 320 с. Т. 2. - 296 с.

13. История психологии в лицах. Персоналии / Под ред. Л.А. Карпенко // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - С. 440.

14. Логинова В.И. Формирование словаря // Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. - 3-е изд. - М., 1984. - С. 79-105.

15. Логинова В.И. Детство. Программа развития и воспитания в детском саду [Текст] / В.И. Логинова - М.: Дество-Пресс, 2004. - 244 с.

16. Поддьяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. - М., 1996. - 400 с.

17. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1984. - 223 с.

18. Сохин Ф.А. Осознание речи старшими дошкольниками // Подготовка детей к школе в детском саду. - М., 1978. - С. 50-56.

19. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические условия развития речи дошкольников в детском саду // Повышение эффективности воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях. - М., 1988. - С. 37-45.

20. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. М., 2002. - 224 с.

21. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. - М.: РАО, 1994. - 41 с.

22. Ушакова О.С. Развитие словесного творчества // Подготовка детей к школе. - М.: Педагогика, 1977. - 485 с.

23. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи (младшая и средняя группа) // Дошкольное воспитание. - 1984. - №10. C. 9-14.

24. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная группа) // Дошкольное воспитание. - 1984. - №11. - С. 8-12.

25. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 288 с.

26. Ушакова О.С. Развитие связной речи // Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду. - М., 1987. - С. 22-39.

27. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. М.: Изд-во Института Психотерапии. 2001. - 256 с.

28. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. М.: ТЦ Сфера. 2008. - 240 с.

29. Ушакова О.С. Вопросы речевого развития дошкольников / О.С. Ушакова, Ф.А. Сохин, - М.: Изд. "РАО", 1998. - 490 с.

30. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. - М., 1984. - 400с.

31. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования // Вестник образования. -1991. -№ 12.

32. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника [Текст] / Е.А. Флерина - М.: АПН РСФСР, 1961. - 334 с.

33. Чуйкова Ж.В. Развитие системы обучения родному языку в отечественной дошкольной педагогике / Ж.в. Чуйкова, О.С. Ушакова. - Елец, 2006. - 435 с.

34. Чуйкова Ж.В. Историко-педагогический анализ проблемы обучения дошкольников родному языку [Текст]/ Ж.В. Чуйкова - Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2007. - 216 с.

35. Эльконин Д.Б. Экспериментальный анализ начального этапа обучения чтению [Текст] / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии учебной деятельности школьников. М., 1962. - №11. - 90-105 с.

Подобные документы

    Современная стратегия и тактика обучения родному языку. Задачи развития речи у дошкольников. Особенности подготовки и проведения занятий по обучению родному языку. Специфика обучения родному языку в разных возрастных группах, методы и приемы занятий.

    контрольная работа , добавлен 25.01.2010

    Овладение и развитие речи как общая основа воспитания и обучения детей. Формы организации обучения дошкольников родному языку в воспитательном учреждении и своеобразие проведения занятий. Виды уроков и общедидактические и методические требования к ним.

    реферат , добавлен 21.11.2010

    Психолингвистические и психофизиологические аспекты письменной речи. Сравнительная характеристика речевого развития у дошкольников с недоразвитием речи. Содержание коррекционной работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников.

    дипломная работа , добавлен 17.10.2014

    Оценка гигиенического состояния с позиции педагога–психолога. Методика диагностики развития речи дошкольников. Особенности психопросвещения о нарушении развития речи. Обзор методики изучения умения вычленять причинно-следственные связи в предложении.

    отчет по практике , добавлен 16.03.2010

    Физические упражнения в коррекции речевых нарушений у дошкольников. Роль речевого дыхания в развитии речи дошкольника. Влияние речедвигательной гимнастики на степень развития силовых показателей, статического равновесия дошкольников с речевой патологией.

    дипломная работа , добавлен 17.06.2011

    Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка. Характеристика общего недоразвития речи (ОНР) как системного речевого нарушения. Методика и результаты обследования дошкольников с ОНР с целью выявления особенностей связной монологической речи.

    дипломная работа , добавлен 22.06.2011

    Состояние проблемы развития связной речи в психолого-педагогической литературе. Выявление уровня развития связной диалогической речи у детей средней группы. Разработка программы использования сюжетно-ролевых игр в развитии связной речи у дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 28.10.2011

    Виды рисования, его значение для всестороннего развития дошкольников. Анализ уровня сформированности навыков рисования у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Содержание и особенности методики обучения рисованию, формирование графических навыков.

    дипломная работа , добавлен 16.07.2011

    Характеристика детей с общим недоразвитием речи. Уровни речевого развития дошкольников. Пути совершенствования логопедической работы по формированию и коррекции грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

    дипломная работа , добавлен 30.05.2013

    Проблема формирования связной речи у дошкольников с задержкой речевого развития в онтогенезе, основные понятия нарушений речи. Роль овладения детьми способами наглядного моделирования явлений в развитии мышления дошкольника, развитие любознательности.

Рекомендуем почитать

Наверх