Домовенок кузька и другие. Классный час "День рождения домовёнка Кузьки" Сценарий день рождения домовенка кузи

Нотная грамота 08.04.2020
Нотная грамота

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ДОМОВЕНКА КУЗЬКИ
Сценарий праздника

Под веселую музыку появляется Нафаня, одетый в русский костюм.

Нафаня: Здравствуйте, ребята! Я - Нафаня, лучший друг домовенка Кузи. Он пригласил меня на свой день рождения. А вас?

Дети: Пригласил!

Нафаня: Хочу вас предупредить, что с минуты на минуту здесь появится Баба Яга. Ее тоже пригласили. (За сценой слышны свист и шум.) Да вот она - легка на помине!

Вылетает на сцену.

Баба Яга: Всем привет! Это я, Баба Яга. Не опоздала ли я на праздник?

Нафаня: Ты, Яга, как раз вовремя.

Баба Яга: А дети не удивляются, что я здесь? Кузенька как-то жил у меня в избушке, и с тех пор мы с ним дружим.

Нафаня: Ребята, вам сколько лет? (Ответы детей.) А нашему домовенку восьмой век пошел (или восьмой год, по-вашему). У домовых ведь сто лет за год идет!

Баба Яга: Надо вам сказать, что домовой, по народному поверью, - существо сверхъестественное и живет в каждом доме. Он радуется, веселится, грустит и печалится вместе с вами, а если потребуется, и оберегает свое хозяйство.

Нафаня и Баба Яга:

Когда ты слышишь скрипы,
Шаги над головой,
Шуршанье, кашель хриплый,
Знай - это домовой.

Баба Яга: Нафаня, где же домовенок? Давай ему сообщим, что все гости собрались. (Звонит по телефону.) Алло, Кузенька, голубчик мой золотенький, выйди покажись гостям.

Нафаня: А как?

Баба Яга: Как, как… Мы - нечисть современная. У тебя, Нафаня, сотовый телефон есть… Дай позвонить!

Нафаня нехотя достает из кармана штанов или из котомки сотовый телефон и передает Бабе Яге. Баба Яга сообщает Кузе, чтобы он вылезал оттуда, где прячется: гости уже собрались.

Появляется Кузя и прячется за спину Нафани.

Нафаня: Это и есть наш домовенок Кузя. Он еще немного вас побаивается, но, думаю, скоро вы с ним подружитесь.

Баба Яга: Не бойся, чадушко мое бриллиантовое! Посмотри, к тебе на день рождения гости пришли.

Кузя: А они меня не жваркнут?

Баба Яга: Дитятко, что ты говоришь-то? Ребята таких слов и не знают, наверное. Ребята, знаете или нет? (Дети отвечают.)

Кузя: Ну, да это все равно что наподдать, отлупишь, отдубасить, выдрать - все одно больно.

Нафаня: Ну, что ты, Кузя! Никто тебя не тронет. Ребята к тебе в гости пришли.

Кузя: А свориться они со мной не будут?

Баба Яга: Ну что с тобой, кренделечек мой сахарный! Что ни слово - то для ребят загадка.

Кузя: Ах, беда-беда, огорченье! Что ни скажешь - не по разуму, что ни молвишь - все попусту. Охти мне, батюшки, охти мне, матушки! Как мне трудно с вами разговаривать.

Баба Яга: Ребята, может, вы знаете, что такое «свориться»?

(Дети отвечают: «свориться» означает «ругаться, ссориться, дразнить».)

Нафаня: Ребята, вы ведь не будете обижать домовенка?

Дети: Нет!

Нафаня: Слышишь, Кузя? Никто тебя не будет обижать. Наоборот: все хотят с тобой подружиться.

Баба Яга: Кузенька, драгоценный мой, сегодня у тебя праздник - день рождения. Чего тебе в этот день хочется?

Кузя: Хочу, чтобы гости мои сегодня песни пели. Я люблю песни слушать: сам подтягиваю-подпеваю, а если песня грустная, бывает, даже всплакну.

Нафаня: Думаю, Кузя, ребятам под силу исполнить твое желание. Споете для домовенка песню?

Баба Яга: Кузенька, какую песню тебе спеть - грустную или веселую?

Кузя: Для начала грустную.

Дети вместе с Нафаней поют грустную народную песню. В конце песни Кузя начинает всхлипывать, а Баба Яга - подвывать.

Кузя: Ой, как растревожили, ой, душу разбередили! Ну а теперь веселую песню хочу.

Дети запевают веселую песню, сопровождающуюся переплясом. Нафаня, Баба Яга и Домовенок тоже пускаются в пляс.

Кузя: Ой, как уважили! Поют хорошо, пляшут и того лучше! Если они и сказки знают, то цены им нет!

Баба Яга: Кузенька, дитятко мое! Давай проведем с ребятами конкурс «Угадайка». Тогда сразу понятно станет, какие сказки им известны.

Нафаня: Мы ведь не просто домовые с Бабой Ягой. Мы - литературные герои. А потому жизнь у нас не простая, а книжная. Есть у нас и друзья, которые в разных книжках живут. А если вы отгадаете, кто они, то пожалуют к нам в гости. Для начала отправимся-ка мы с вами в сказочный лес, полный чудес. Там книжных героев - видимо-невидимо.
У меня есть карта - схема, с помощью которой мы с вами будем путешествовать. Вот она, в кармане. (Выворачивает карман, а там дыра.) Потерял! (Грустно вздыхает.) Путешествие отменяется.

Кузя: Нафаня, нам нужно Лешика позвать. Он хозяин в лесу, каждую тропинку знает. Он нас в беде не бросит!

Нафаня: Да, Кузя, ты прав. С твоим лесным другом мы не заблудимся.

Баба Яга: Без маленького Лешего нам не обойтись. Давайте его позовем и отправимся в путешествие. Дай-ка, Нафаня, я ему позвоню. Ой, с лешими нет сотовой связи. Придется так звать, по старинке.

Дети под руководством Бабы Яги и Нафани зовут Лешика. Появляется Лешик.

Лешик: Вы что так громко кричите? Всех в лесу перепугали!

Кузя: Здравствуй, Лешик! Ты забыл, что у меня сегодня день рождения?

Лешик: Ой, забыл! Кузя, милый, поздравляю тебя с твоим семисотлетием. Только ты на меня не обижайся. Знаешь, сколько осенью в лесу дел? Ведь впереди зима, а к зиме подготовиться нужно.

Кузя: Знаю, Лешик, знаю. Но посмотри, сколько ко мне сегодня гостей пришло! Мы хотели отправиться в путешествие по сказочному лесу, а Нафаня карту потерял. Вся надежда на тебя, друг. Проводи нас, пожалуйста.

Лешик: Придется помочь, не оставлять же вас в беде, пойдемте.

Открывается занавес. На сцене - декорации, воспроизводящие узнаваемые детали сказок. С веселой песней вся компания двигается по сцене. Останавливаются у домика Винни-Пуха.

Лешик: Привал! Это домик сказочного героя, который любил сочинять пыхтелки и сопелки, дружил с Пятачком и обожал мед. Ребята, как зовут этого сказочного героя?

Дети: Винни-Пух!

Из домика выходят Пух и Пятачок.

Винни-Пух:

Кто ходит в гости по утрам,
Тот поступает мудро!
Та-рам-пам-пам! Та-рам-пам-пам!
На то оно и утро!

Я люблю ходить в гости. Сегодня я пришел в гости к домовенку!
Кузя! Мы с Пятачком поздравляем тебя с днем рождения.
Я принес тебе очень полезный подарок - горшочек из-под меда. В него можно класть, что угодно.

Кузя: Ой, как здорово! Мой любимый размер!

Пятачок: А я принес тебе воздушный шарик. Только он лопнул по дороге.

Кузя: А какого он был цвета?

Пятачок: Синий, как небо!

Кузя: Мой любимый цвет. Спасибо, друзья.

Пух и Пятачок присоединяются к остальным и под веселую музыку змейкой двигаются по сцене. Останавливаются под деревом, на стволе которого укреплен синий крест.

Баба Яга: Ну-ка, дети, слушайте новую загадку. Его профессия - доктор. Обычно он сидел под деревом, куда к нему приходили лечиться звери и птицы. Но бывало, что по срочной телеграмме ему приходилось отправлялся даже в Африку.

Дети: Доктор Айболит.

На сцене появляются обезьянки, танцующие веселый танец. За ними выходит Доктор Айболит. Он держит за лапку крошечную обезьянку.

Доктор Айболит: Кузя! Хочу поздравить тебя с днем рождения. И как доктор желаю тебе здоровья на долгие века. Прими мой подарок - чудодейственную аптечку. В ней собраны волшебные пилюли от всех болезней. А это еще один подарок - из Африки - маленькая обезьянка Чичи.

Кузя: Охти мне, матушки, охти мне, батюшки! Настоящую обезьянку? Вот это весело! А с вашими пилюлями мне теперь ни одна болезнь не страшна. Спасибо, доктор Айболит.

Цепочка удлиняется. Все под музыку двигаются по сцене. Неожиданно музыка прерывается. Из-за кулис появляется чудовище. Все в страхе жмутся друг к другу. Вперед выступает Лешик.

Лешик: Ты почто, Чудовище, здесь ходишь? Неужели съесть всех хочешь?

Чудовище: Я ем далеко не всех, а только тех, кто близко подходит да речи глупые заводит. А-а-а-м! Ну что, страшно вам? Не бойтесь, дети, я сейчас на диете. (Уходит.)

Кузя: Я Чудовище приглашал! Может, это проделки Бабы Яги?

Нафаня (набрасывается на Бабу Ягу): Ты что, старая, праздник хочешь нам испортить?

Баба Яга: Ой, деточки, я просто пошутила! Исправляюсь, исправляюсь. На сегодня у меня пакостей больше не запланировано.

Нафаня: То-то же. Слушайте, ребятки, загадку. По одной сказке бродят отпетые мошенники - хитрая рыжая особа и ее усатый, якобы подслеповатый спутник. Они дурачат всех, кто встречается им на пути. Одного деревянного мальчика они даже уговорили закопать в землю золотые монеты - чтобы вырастить золотоносное дерево. Кто это?

Под музыку появляются лиса Алиса и кот Базилио.

Лиса Алиса: Ну, не такие уж мы мошенники, как про нас тут говорят. По крайней мере сегодня мы не собираемся никого обманывать. Кузя! Поздравляем тебя с днем рождения.

Кот: Да, мы поздравляем. (Снимает очки.)

Лиса: Мы решили подарить тебе пять монет.

Кот: Да, пять золотых.

Лиса: Вот, взгляните. (Показывает шоколадные медали.) Кто станет отрицать, что они из чистого золота?

Дети: Это шоколадки.

Лиса: Никого не слушай, а возьми и скушай. Это золото будет надежно храниться в твоем животе, и никто никогда его не украдет.

Кузя: Вот здорово! Теперь я буду самым богатеньким домовым на свете. Спасибо, кот и лиса! Пойдемте с нами.

Все двигаются по сцене и останавливаются перед телефонной будкой. За будкой виден забор с надписью «Стройка».

Нафаня: Вот еще одна загадка. В одной сказке жила маленькая юркая старуха, которая всем старалась напакостить и всюду таскала за собой на веревочке такое же злобное и неприятное существо.

Танцуя, появляется старуха Шапокляк с крыской Лариской на веревочке.

Шапокляк:

По утрам не ждет меня работа -
Я давно на пенсии сижу.
Очень мне прославиться охота.
Ну а как? Ума не приложу.

Баба Яга: Лучший способ прославиться сегодня - подарить хороший подарок домовенку.

Шапокляк (задумчиво): Подарок, говорите? Что ж! Спою-ка я тебе, Кузя, любимую песню моего зеленого друга Крокодила.

Все: Ура! А мы - подпоем.

Все поют песню «Голубой вагон» на слова Э.Успенского и с песней двигаются по сцене. Останавливаются около Дуба. Из-за дерева появляется Кот, из ветвей высовывается Русалка.

Кузя: Куда это мы попали?

Лешик: Это Лукоморье.

Нафаня: Дети, вспоминайте:
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.

Кот (подхватывая):
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей.

Баба Яга: Это про меня! Слышите?

Русалка: Кто вы такие?

Лешик: Да мы по сказочному лесу ходили, а когда находились, кажется, слегка заблудились. Не укажешь ли нам дорогу домой?

Русалка: Заблудились? Выйти из Лукоморья не так-то просто. Для этого надо ответить на вопросы Ученого Кота.

Кузя: Ну, кот, давай, испытай ребят.

Кот: Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Я начну сказку сказывать, а вы продолжайте.

Жил-был поп Толоконный… (лоб)
Пошел поп по базару,
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему… (Балда),
Идет, сам не знает куда.
«Что, батька, так рано поднялся? Чего ты взыскался?»
Поп ему в ответ: «Нужен мне… (работник),
Повар… (конюх) и плотник,
А где найти мне такого Служителя не слишком… (дорогого)?»

Кузя: Что за сказка такая? (Ответы детей.)

Русалка: Эту сказку ребята хорошо знают. Расскажи-ка, Кот, другую.

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…

Русалка: Кто назовет эту сказку? И кто сможет ее продолжить?

(Выходит кто-то из детей.)
Кабы я была царица, -
Говорит одна девица, -
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир!

(Выходит другой ребенок.)
Кабы я была царица, -
Третья молвила сестрица, -
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря.
А дальше помните?

(Выходит третий ребенок.)

Русалка: Молодцы! С этим испытанием вы справились. А теперь, Кот, загадай детям загадки.

Какая сказка А.С. Пушкина заканчивается словами: «Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок»? («Золотой петушок».)
- Персонажем какой сказки было говорящее зеркальце? («Сказка о мертвой царевне…».)
- Что отвечала Золотая рыбка на каждую просьбу старика? («Не печалься, ступай себе с Богом».)

Русалка: Ну, раз вы и эту загадку отгадали, не печальтесь о том, что заблудились. Ступайте себе с Богом. Кот Ученый вас на дорогу выведет.

Все двигаются по сцене. Кузя вздыхает: «Ох, устал!» Нафаня объявляет привал. Все рассаживаются около декорации черепичной крыши. У трубы на крыше виднеется маленький домик.

Кузя: Как приятно, что ребята знают сказки А.С. Пушкина. А про меня тоже книжка написана. Слышали? «Домовенок Кузька» называется. А кто ее написал, знаете? (Татьяна Александрова.) Нафаня! Кого-то среди моих гостей не хватает?

Нафаня: Сейчас последнюю загадку загадаю, и все гости тут будут. Маленький, толстенький, самоуверенный человечек, который умеет летать. К тому же он лучший в мире укротитель домоправительниц.

Дети: Карлсон!

Из-за трубы «вылетает» Карлсон.

Карлсон: Я самый лучший, самый красивый, самый веселый человек на свете, да к тому же с пропеллером! Я тот, который больше всего на свете любит день варенья! Кстати, вы ведь празднуете день рождения? Есть у вас варенье или другое угощение?

Баба Яга (шипит): Вот невежа! Сначала поздравь именинника, а потом требуй угощение.

Карлсон: Ах, да! Кузя, именник! Я сочинил для тебя поэму:

Пусть тыщу булочек несут
На день рожденья к нам.
А мы с тобой устроим тут
Ути, боссе, буссе, капут,
Тирьям и тарарам.

(Размахивает руками, подпрыгивает, кувыркается. Все прячутся за Нафаню.) Спокойствие, только спокойствие! Я пошутил. Кузя, я поздравляю тебя с днем варенья. Прими от меня лучший в мире подарок - этот маленький пропеллер.

Кузя рассматривает пропеллер. С криками «Ну, какое безобразие! Вы только взгляните!» появляется фрекен Бок.

Фрекен Бок: Хочу представиться: я - Фрекен Бок, домоправительница. (Возмущенно) Это же надо додуматься - дарить домовым такие подарки, чтобы они летали, куда им заблагорассудится. Вот мой подарок - действительно праздничный. Я принесла в подарок Кузе плюшки.

Кузя: Что ты, Фрекен Бок! Пропеллер - действительно лучшая вещь на свете. Раньше я только бегал да прыгал, а теперь смогу летать: куда захочу, туда и полечу. Летающий домовой - это же просто здорово! Но твой подарок тоже замечательный: плюшки я люблю так же, как и ватрушки. И главное - их так много!

На всех гостей хватит!
Приглашаю вас в мой день рождения
Отведать вкуснейшее угощение.

Краткое описание

Организация образовательного процесса в детском саду по теме события народного календаря "День рождение Домового".

Описание

День рождения Домового.
(Воспитание наследием русской культуры)
Мартынова Екатерина Сергеевна
методист ГБОУ ООШ № 12 г.о. Чапаевск Самарской области

Фильшина Лариса Николаевна
музыкальный руководитель
ГБОУ ООШ № 12 г .о. Чапаевск Самарской области
структурного подразделения – детского сада № 5
Социально-педагогическое и культурологическое направление являются приоритетными в работе нашего педагогического коллектива. Дошкольный возраст – это благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры. Наши педагоги считают, что знакомство детей с праздниками из народного календаря способствует возрождению преемственности поколений, передаче нравственных устоев, духовных и художественных ценностей, русских традиций и обычаев. И что не мало важно, через приобщение к народной культуре активно развивается эмоциональная отзывчивость дошкольников к историческому наследию России.
10 февраля в народном календаре особая дата – Велесичи (Кудесы) - день рождения Домового. Вот мы и решили устроить для детей праздник – настоящий день рождения, а Домовенок Кузя – главный именинник на нем. Готовились к празднику все: и дети и взрослые. Каждая группа приготовила подарок – сюрприз для именинника. Дети совместно с родителями изготовили домовых – один другого краше. Выставка «С Днем рождения, Домовенок Кузя!» вызвала у посетителей положительные эмоции, чувства теплоты и единения с близкими людьми. Дошкольники рассказывали о своих домовых: какие они у них получились, как их изготовили. О многих легендах и сказаниях о домовых узнали старшие дошкольники. А когда наступил день рождения домового, сам Домовенок Кузя пришел в каждую группу и пригласил ребят на праздник. Шутки, песни, веселые конкурсы, танцы и сладкий пирог от Кузи – настоящий День рождения! А наградой для взрослых – улыбки детей и слова, вырвавшиеся из души ребенка: «Кузя, а ты придешь к нам еще! С тобой так хорошо!».
Устраивайте детям фольклорные праздники, они не только познакомят дошкольников с русской культурой, но и подарят им море положительных эмоций.
Сценарий развлечения дня зимних именинников
для всех возрастных групп детского сада
«День рождения Домовенка Кузи»
Действующие лица : Домовенок Кузя, Баба Яга
Реквизит: 2 метлы,2 листа, маркеры, шапки, шляпки (6-8 штук), зеркало, ширма, куклы: сова, кот, петух, лиса.
Музыкальное оформление : Русские народные песни (аудиозапись)
Звучит веселая музыка. Дети проходят в зал, садятся на свои места, дети – «именинники» на первый ряд.
Домовенок Кузя : Здравствуйте, ребята!
В детском садике живу
С самого открытия
Без меня здесь не прошло не одно событие.
Как живете, как поете,
Что на завтрак, на обед -
Все я знаю, все я слышу ведь живу здесь много лет.
Знаю все ваши секреты,
Могу много рассказать,
Даже дать могу советы, как вам лучше поступать.
С вами праздники справляю, веселюсь от всей души.
С Днем рождения поздравляю,
Взрослые и малыши!
Ребята, у меня сегодня День рождения, но на сегодняшнем празднике у нас в зале есть то же именинники, дети у которых день рождения зимой.
Эй, ребята, именинники, выходите и со мною попляшите!
· Звучит веселая музыка Домовенок Кузя и дети именинники пляшут.
· Дети садятся на свои места
Домовенок Кузя: Ребята, хочу вас предупредить, что с минуты на минуту здесь появиться Баба Яга. Я ее тоже пригласил на день рождения. Да вот и она – легка на помине!
· Слышен голос Бабы яги: У-у-у! Лечу! Разойдитесь!
Баба Яга влетает на сцену.
Яга: Всем привет! Это я, Баба Яга. Не опоздала ли я на праздник?
Домовенок Кузя: Ты, Яга как раз вовремя (Баба Яга обнимает Кузю)
Яга: Кузенька, поздравляю тебя с днем рождения, и всех ребят которые родились зимой. Ребята вы не удивляйтесь, что я здесь. Кузенька, как-то жил у меня в избушке, и с тех пор мы с ним дружим. Надо вам сказать, что домовой, по народному поверью – существо сверхъестественное и живет в каждом доме Он радуется, веселиться и грустит вместе с вами, а если потребуется он и оберегает свое хозяйство.
Когда ты слышишь скрипы, шаги над головой,
Шуршание, кашель хриплый
Знай - это Домовой.
Послушай Кузя, а наши ребята, для тебя приготовили поздравлялки.
· Баба Яга и Кузя садятся на свои места
Баба Яга: Выступают дети первой младшей группы споют «Веселою песенку»
· Песня «Веселая песенка»
Баба Яга: Дети средней группы сыграют на музыкальных инструментах
Русская народная песенка «Ах ты береза»
Баба Яга: Дети старшей группы споют песню, какие они веселые ребята
· песенка «Веселые ребята»
Баба Яга: Дети подготовительной группы поздравляют всех именинников песенкой «День рождения»
· песенка «День рождения»
Домовенок Кузя: Спасибо, ребята, мне так понравилось ваше поздравление. А я ребяткам загадать хочу загадки
1. Я катаюсь на нем до вечерней зори
Но ленивый мой конь, возит только с горы (санки)
2. Жил я посреди двора, где играет детвора
Но от солнечных лучей, превратился я в ручей (снеговик)
3. Растет она в низ головою, не летом растет, а зимой
Но солнце ее припечет – заплачет она и умрет (сосулька)

4. У избы побывал – все окно разрисовали,
У реки погостили – во всю реку мост мостил (мороз)
Баба Яга: А теперь посмотрим, какие вы ловкие да умелые – сумеете ли вы с моими волшебными метлами справиться? Постарайтесь как можно быстрее «оседлать» метлу и доехать на ней до кегли и обратно, передать метлу следующему участнику и команды. Выбираем 2 команды.
· «Кто быстрее на метле»
Домовенок Кузя: А я хочу проверить ребят, как они рисуют. Выбираем 2 команды по три человека в каждой. Даю им лист и маркеры. Ну-ка ребята, кто лучше нарисует мой портрет.
· «Нарисуй портрет Кузи»
Домовенок Кузя (хвалит детей) Какие забавные портреты получились. Я их в своем жилище повешу, любоваться ими буду. Спасибо!
Баба Яга: Ой, Кузя, какая на тебе красивая шапка. Какие только шапки не встречаются в сказке и рассказах: шапки-невидимки, колпаки, тюрбаны, тюбетейки, шлемы и все не перечислить. Ребята, а ну-ка я буду называть героя из сказки, а вы будете его головной убор.
1. Кот в сапогах (шляпа с пером)
2. красная шапочка (красная шапочка)
3. Буратино (колпачок с кисточками)
4. Почтальон Печкин (шапка-ушанка)
5. Дядя Степа (милицейская фуражка)
6. Незнайка (Голубая шляпа)
7. Скрудж Макдак (Цилиндр)
Домовенок Кузя: А я знаю веселый конкурс. В этом конкурсе будут участвовать все желающие. У меня вот сколько разных шапок и шляпок. Я ребятам по очереди буду примерять шляпку, какую захочу. Надев шляпу, ребенок должен посмотреть в зеркало громко и серьезно сказать: «Ах, какой я красивый!» Или: «Ах, какая я красивая!» Только смеяться нельзя, кто засмеется, тот проиграет. Понятно? Тогда приступим к конкурсу.
· Конкурс «Эта шляпа мне к лицу»
Баба Яга: А я тоже знаю веселый конкурс, «Кто быстрее возьмет шляпу». Давайте поиграем!
· Конкурс «Кто быстрее возьмет шляпу»
Домовенок Кузя: Баба Яга, смотри, стоят две избушки (показывает на ширму) Интересно, а кто в них живет?
Баба Яга: Да, интересно. А слышишь крылья хлопают, по-моему на эту полянку кто-то летит. Давай посмотрим.
Домовенок Кузя: Давай!
· Садятся на свои места
· Кукольный спектакль «Кот, Петух и Лиса»
Домовенок Кузя: (Показывает на домик, на ширму, обращается к Бабе Яге) Баба Яга, а я знаю, в этом домике тоже есть домовой, в каждом доме есть домой, а зовут его Нафаня, это мой друг.
Баба Яга: Ребята, раз сегодня именины должны быть и угощения и веселая дискотека.
· Угощение – пироги
· Дискотека
Баба Яга: Весело мне было с вами, но пора уходить. До свидания ребята.
Домовенок Кузя: Мне тоже пора, но мы ребята еще с вами увидимся, потому что я всегда рядом. До свидания!
· Баба Яга и Кузя уходят

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары , курсы повышения квалификации , профессиональная переподготовка и профессиональное обучение . Низкие цены. Более 9800 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

Методика, конспект развлечения.doc

День рождения Домового.

(Воспитание наследием русской культуры)

методист ГБОУ ООШ № 12 г.о. Чапаевск Самарской области

Фильшина Лариса Николаевна

музыкальный руководитель

ГБОУ ООШ № 12 г.о. Чапаевск Самарской области

структурного подразделения – детского сада № 5

Социально-педагогическое и культурологическое направление являются приоритетными в работе нашего педагогического коллектива. Дошкольный возраст – это благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры. Наши педагоги считают, что знакомство детей с праздниками из народного календаря способствует возрождению преемственности поколений, передаче нравственных устоев, духовных и художественных ценностей, русских традиций и обычаев. И что не мало важно, через приобщение к народной культуре активно развивается эмоциональная отзывчивость дошкольников к историческому наследию России.

10 февраля в народном календаре особая дата – Велесичи (Кудесы) - день рождения Домового. Вот мы и решили устроить для детей праздник – настоящий день рождения, а Домовенок Кузя – главный именинник на нем. Готовились к празднику все: и дети и взрослые. Каждая группа приготовила подарок – сюрприз для именинника. Дети совместно с родителями изготовили домовых – один другого краше. Выставка «С Днем рождения, Домовенок Кузя!» вызвала у посетителей положительные эмоции, чувства теплоты и единения с близкими людьми. Дошкольники рассказывали о своих домовых: какие они у них получились, как их изготовили. О многих легендах и сказаниях о домовых узнали старшие дошкольники. А когда наступил день рождения домового, сам Домовенок Кузя пришел в каждую группу и пригласил ребят на праздник. Шутки, песни, веселые конкурсы, танцы и сладкий пирог от Кузи – настоящий День рождения! А наградой для взрослых – улыбки детей и слова, вырвавшиеся из души ребенка: «Кузя, а ты придешь к нам еще! С тобой так хорошо!».

Устраивайте детям фольклорные праздники, они не только познакомят дошкольников с русской культурой, но и подарят им море положительных эмоций.

Сценарий развлечения дня зимних именинников

для всех возрастных групп детского сада

«День рождения Домовенка Кузи»

Действующие лица : Домовенок Кузя, Баба Яга

Реквизит: 2 метлы,2 листа, маркеры, шапки, шляпки (6-8 штук), зеркало, ширма, куклы: сова, кот, петух, лиса.

Музыкальное оформление : Русские народные песни (аудиозапись)

Звучит веселая музыка. Дети проходят в зал, садятся на свои места, дети – «именинники» на первый ряд.

Домовенок Кузя : Здравствуйте, ребята!

В детском садике живу

С самого открытия

Без меня здесь не прошло не одно событие.

Как живете, как поете,

Что на завтрак, на обед -

Все я знаю, все я слышу ведь живу здесь много лет.

Знаю все ваши секреты,

Могу много рассказать,

Даже дать могу советы, как вам лучше поступать.

С вами праздники справляю, веселюсь от всей души.

С Днем рождения поздравляю,

Взрослые и малыши!

Ребята, у меня сегодня День рождения, но на сегодняшнем празднике у нас в зале есть то же именинники, дети у которых день рождения зимой.

Эй, ребята, именинники, выходите и со мною попляшите!

    Звучит веселая музыка Домовенок Кузя и дети именинники пляшут.

    Дети садятся на свои места

Домовенок Кузя: Ребята, хочу вас предупредить, что с минуты на минуту здесь появиться Баба Яга. Я ее тоже пригласил на день рождения. Да вот и она – легка на помине!

Баба Яга влетает на сцену.

Яга: Всем привет! Это я, Баба Яга. Не опоздала ли я на праздник?

Домовенок Кузя: Ты, Яга как раз вовремя (Баба Яга обнимает Кузю)

Яга: Кузенька, поздравляю тебя с днем рождения, и всех ребят которые родились зимой. Ребята вы не удивляйтесь, что я здесь. Кузенька, как-то жил у меня в избушке, и с тех пор мы с ним дружим. Надо вам сказать, что домовой, по народному поверью – существо сверхъестественное и живет в каждом доме Он радуется, веселиться и грустит вместе с вами, а если потребуется он и оберегает свое хозяйство.

Когда ты слышишь скрипы, шаги над головой,

Шуршание, кашель хриплый

Знай - это Домовой.

Послушай Кузя, а наши ребята, для тебя приготовили поздравлялки.

    Баба Яга и Кузя садятся на свои места

Баба Яга: Выступают дети первой младшей группы споют «Веселою песенку»

    Песня «Веселая песенка»

Баба Яга: Дети средней группы сыграют на музыкальных инструментах

Русская народная песенка «Ах ты береза»

Баба Яга: Дети старшей группы споют песню, какие они веселые ребята

    песенка «Веселые ребята»

Баба Яга: Дети подготовительной группы поздравляют всех именинников песенкой «День рождения»

    песенка «День рождения»

Домовенок Кузя: Спасибо, ребята, мне так понравилось ваше поздравление. А я ребяткам загадать хочу загадки

    Я катаюсь на нем до вечерней зори

Но ленивый мой конь, возит только с горы (санки)

    Жил я посреди двора, где играет детвора

Но от солнечных лучей, превратился я в ручей (снеговик)

    Растет она в низ головою, не летом растет, а зимой

Но солнце ее припечет – заплачет она и умрет (сосулька)

    У избы побывал – все окно разрисовали,

У реки погостили – во всю реку мост мостил (мороз)

Баба Яга: А теперь посмотрим, какие вы ловкие да умелые – сумеете ли вы с моими волшебными метлами справиться? Постарайтесь как можно быстрее «оседлать» метлу и доехать на ней до кегли и обратно, передать метлу следующему участнику и команды. Выбираем 2 команды.

    «Кто быстрее на метле»

Домовенок Кузя: А я хочу проверить ребят, как они рисуют. Выбираем 2 команды по три человека в каждой. Даю им лист и маркеры. Ну-ка ребята, кто лучше нарисует мой портрет.

    «Нарисуй портрет Кузи»

Домовенок Кузя (хвалит детей) Какие забавные портреты получились. Я их в своем жилище повешу, любоваться ими буду. Спасибо!

Баба Яга: Ой, Кузя, какая на тебе красивая шапка. Какие только шапки не встречаются в сказке и рассказах: шапки-невидимки, колпаки, тюрбаны, тюбетейки, шлемы и все не перечислить. Ребята, а ну-ка я буду называть героя из сказки, а вы будете его головной убор.

    Кот в сапогах (шляпа с пером)

    красная шапочка (красная шапочка)

    Буратино (колпачок с кисточками)

    Почтальон Печкин (шапка-ушанка)

    Дядя Степа (милицейская фуражка)

    Незнайка (Голубая шляпа)

    Скрудж Макдак (Цилиндр)

Домовенок Кузя: А я знаю веселый конкурс. В этом конкурсе будут участвовать все желающие. У меня вот сколько разных шапок и шляпок. Я ребятам по очереди буду примерять шляпку, какую захочу. Надев шляпу, ребенок должен посмотреть в зеркало громко и серьезно сказать: «Ах, какой я красивый!» Или: «Ах, какая я красивая!» Только смеяться нельзя, кто засмеется, тот проиграет. Понятно? Тогда приступим к конкурсу.

    Конкурс «Эта шляпа мне к лицу»

Баба Яга: А я тоже знаю веселый конкурс, «Кто быстрее возьмет шляпу». Давайте поиграем!

    Конкурс «Кто быстрее возьмет шляпу»

Домовенок Кузя: Баба Яга, смотри, стоят две избушки (показывает на ширму) Интересно, а кто в них живет?

Баба Яга: Да, интересно. А слышишь крылья хлопают, по-моему на эту полянку кто-то летит. Давай посмотрим.

Домовенок Кузя: Давай!

    Садятся на свои места

    Кукольный спектакль «Кот, Петух и Лиса»

Домовенок Кузя: (Показывает на домик, на ширму, обращается к Бабе Яге) Баба Яга, а я знаю, в этом домике тоже есть домовой, в каждом доме есть домой, а зовут его Нафаня, это мой друг.

Баба Яга: Ребята, раз сегодня именины должны быть и угощения и веселая дискотека.

    Угощение – пироги

    Дискотека

Баба Яга: Весело мне было с вами, но пора уходить. До свидания ребята.

Домовенок Кузя: Мне тоже пора, но мы ребята еще с вами увидимся, потому что я всегда рядом. До свидания!

    Баба Яга и Кузя уходят

Пояснительная записка.doc

Пояснительная записка

Мартынова Екатерина Сергеевна

ГБОУ ООШ № 12 г.о. Чапаевск Самарской области структурное подразделение – детский сад № 5, методист

Фильшина Лариса Николаевна

ГБОУ ООШ № 12 г.о. Чапаевск Самарской области структурное подразделение – детский сад № 5, музыкальный руководитель

Название конкурсной разработки: День рождения Домового (Воспитание дошкольников наследием русской культуры).

Цель создания данной разработки:

    Воспитание у дошкольников уважения к традициям и обычаям своего народа, обогащение представлений об особенностях русской народной культуры, активизация интереса детей к наследию истории России - праздникам народного календаря.

    Методическая помощь педагогам детского сада в реализации ФГТ и построении образовательного процесса по комплексно-тематическому принципу.

Данная разработка может быть применена в организации образовательного процесса детского сада любых регионов России, где детей дошкольного возраста приобщают к русской народной культуре.

Методика: Методические рекомендации по организации образовательного процесса по теме «День рождение Домового», сценарий развлечения дня зимних именинников для всех возрастных групп детского сада «День рождения Домовенка Кузи»

Ресурсы: фотоматериалы

Список используемых информационных ресурсов:

Литература

    Толерантность и правовая культура дошкольников. Методические рекомендации / Т. В. Макарова, Г. Ф. Ларионова – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 80 с.

Этот день в истории:

Кто не знает домовенка Кузю и Нафаню?! Эти герои серии советских мульфильмов по мотивам сказок Татьяны Александровой прочно вошли не только в каждый дом бывшего СССР, но и прочно «угнездились» в фольклоре детей и взрослых.

В основу сценария для первой серии мультфильма «Дом для Кузьки» легла повесть-сказка Татьяны Александровой «Кузька в новой квартире», выпущенная издательством «Детская литература» в 1977 году. Отрывок из этой сказки под заголовком «Кузька в новом доме» был напечатан ещё в 1976 году в газете «Неделя», а саму повесть Татьяна Ивановна начала писать осенью 1972 года в усадьбе художника Василия Поленова, там, где когда-то Сергей Прокофьев сочинил музыку к балету «Ромео и Джульетта». Известна даже точная дата рождения персонажа - это 8 октября 1972 года. Именно в этот день в усадьбе Поленово принято отмечать День рождения домовёнка Кузи. Тогда же писательницей, которая по образованию была ещё и художником (отделение мультипликации ВГИК), были сделаны и первые рисунки к книге, определившие во многом конечный облик персонажей на экране. Но к иллюстрированию своей первой книги писательницу не допустили, сославшись на то, что она не является членом Союза художников. В итоге рисунки, вошедшие в книгу, оказались далеки от тех образов, которые задумывала сама писательница. Остальные две части трилогии так и не увидели свет до её смерти.
Татья́на Ива́новна Алекса́ндрова (10 января 1929, Казань - 22 декабря 1983, Москва) - русская советская детская писательница, художница, автор сказки о домовёнке Кузьке.
1977 году вышла первая книга о домовёнке Кузьке, который попадал в разные истории. Предисловие к этой книге написал муж Александровой - писатель Валентин Берестов. Потом вышли книги «Сундучок с игрушками»,»Игрушечная школа», и в соавторстве с Валентином Берестовым была написана сказка «Катя в игрушечном городе».
После смерти Александровой в 1983 году вышел первый мультфильм о домовёнке Дом для Кузьки.

Муж писательницы, поэт Валентин Берестов, тяжело переживал гибель своей супруги, и после её смерти поставил перед собой цель во что бы то ни стало добиться опубликования всех частей повести. В это же время ему поступил заказ от студии «Мульттелефильм» (подразделение т/о «ЭКРАН») на создание сценария по мотивам уже вышедшей книги «Кузька в новой квартире». Валентин Дмитриевич принялся за работу, и уже на следующий год мультфильм вышел на экраны, и сразу же приобрёл огромную популярность. Продолжение не заставило себя долго ждать, и в 1985 году вышла вторая серия «Приключения домовёнка», сценарий для которой был написан по мотивам ещё не опубликованных частей повести «Кузька в лесу» и «Кузька у Бабы-Яги», которые, стараниями Валентина Дмитриевича, всё-таки увидели свет в 1986 году. В этом же году вышла третья серия мультфильма, а через год и последняя.
Валенти́н Дми́триевич Бе́рестов (1 апреля 1928, Мещовск, Калужская губерния - 15 апреля 1998, Москва) - русский поэт, лирик, писавший для взрослых и детей, переводчик, мемуарист, пушкинист, исследователь.
В последние годы жизни писал и выпускал детские сказки вместе со своей женой художницей и писательницей Татьяной Александровой. Составил (вместе с женой) «Избранное» по «Толковому словарю» В. И. Даля (издано в 2001 г.)
Валентину Берестову благодарны многие поэты и писатели поколения 1940-1960-х (детские и взрослые), с которыми он дружил и которых опекал.

Надо отметить, что сюжетная линия этих последних трёх серий с оригинальным текстом пересекалась слабо. Так как сама повесть, а особенно последние две её части являются довольно своеобразными, и напрямую отобразить их содержание на экране, не нарушая идеи первого мультфильма, было невозможно, Марине Вишневецкой, которая была автором сценария последних трёх серий, пришлось писать сценарий практически с нуля. Именно отсюда возникла эта хронологическая несостыковка, когда вторая серия мультфильма как бы предваряет первую. Всё дело в том, что первая часть книжной трилогии заканчивается тем, что Кузя, освоившись в новой квартире, решил рассказать Наташе о своём прошлом, и всё, что идёт далее в последующих частях повести,- это его воспоминания. «Тут Кузькин глаз, глядевший на девочку, вдруг подмигнул, а из игрушечницы послышалось: - Он лежит и еле дышит, ручкой-ножкой не колышет! И Наташа услышала про домовёнка вот такую историю.»
В мультфильме же этот момент опущен, поэтому зрители воспринимают данную непоследовательность, как ляп.

Интересные факты
В первой серии мультфильма звучат песни на стихи Валентина Берестова.
Лешего из второй серии по книге зовут Диадох, а его внука - Лешик. Вместо Вороны там разносит сплетни Сорока. Домового Кики́ма из четвёртой серии в книге не было, зато было много кикимор. Нафаня был, но упоминается в тексте лишь вскользь, среди длинного списка прочих Кузиных знакомых. Кот, по книге, жил у Бабы Яги в конуре. Вот почему во второй серии она говорит ему: «Брысь! Надоел хуже собаки.»

Помимо упомянутой в статье трилогии Татьяны Александровой, существует ещё ряд произведений о домовёнке Кузе, написанных позднее её дочерью, Галиной Александровой.
Существует также два аудиоспектакля под названием «Домовёнок Кузька», записанные издательствами «Вимбо» и «Астрель» в 2008 и 2010 годах соответственно.
Фрагмент серии «Приключения домовёнка» показан в «Ночном Дозоре».

Кузя - Георгий Вицин
Гео́ргий Миха́йлович Ви́цин (5 апреля 1917, Териоки - 22 октября 2001, Москва) - советский и российский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1990)

Нафаню, озвучивали 2 актера.
В 1-й серии озвучивал Александр Леньков
Алекса́ндр Серге́евич Ленько́в (17 мая 1943 - 21 апреля 2014) - советский и российский актёр театра и кино. Народный артист Российской Федерации (1997)
Вторую и третью серии озвучивал, Андрей Крюков
Крюков Андрей Сергеевич
12 июня 1925, Москва - 31 августа 2005, Москва
Актёр, театральный режиссёр, педагог.
Закончил ГИТИС. Был арестован 20 февраля 1951 года по доносу, осуждён и отправлен в лагерь, откуда был освобождён после смерти Сталина.
Работал артистом и режиссёром в Московском Театре Сатиры. Преподавал в ГУЦЭИ.

Бабу Ягу озвучивала Татьяна Пельтцер
Татьяна Ивановна Пе́льтцер (24 мая (6 июня) 1904 - 16 июля 1992) - советская и российская актриса театра и кино, Народная артистка СССР (1972). Лауреат Сталинской премии третьей степени (1951).

Цитатник Домовенка Кузьки

Домовенок Кузьма
Фу, какая гадость!
Блинов хочу! Со сметаной.
Счастье - это когда у тебя все дома!
Мусор вынесла? Умница, дочка!
Был последний домовой, а стал первый гнездовой!
Я это не ем, я не козёл!
Я не жадный, я домовитый.
Это что, сказка такая? Это жизня такая.
В дом надо тащить, а не из дома!
Да кому ты нужна…со своей оравой!
Это наш Кузенька с жиру бесится…побесится и спать пойдет
Я чего сказал? Хочу ватрушек! А ты чего напекла!? Вот и ешь теперь сама!
«Пожалейте сироту бесприютную! С малых лет в людях, ел не досыта, спал без просыпа… Недосыпал в общем!!!»
Нафаня, бяда, бяда, огорчение! Сундук отобрали, сундук со сказками!!!

Сценарий праздника
Под веселую музыку появляется Нафаня, одетый в русский костюм.

Нафаня: Здравствуйте, ребята! Я - Нафаня, лучший друг домовенка Кузи. Он пригласил меня на свой день рождения. А вас?

Дети: Пригласил!

Нафаня: Хочу вас предупредить, что с минуты на минуту здесь появится Баба Яга. Ее тоже пригласили. (За сценой слышны свист и шум.) Да вот она - легка на помине!

Вылетает на сцену.

Баба Яга: Всем привет! Это я, Баба Яга. Не опоздала ли я на праздник?

Нафаня: Ты, Яга, как раз вовремя.

Баба Яга: А дети не удивляются, что я здесь? Кузенька как-то жил у меня в избушке, и с тех пор мы с ним дружим.

Нафаня: Ребята, вам сколько лет? (Ответы детей.) А нашему домовенку восьмой век пошел (или восьмой год, по-вашему). У домовых ведь сто лет за год идет!

Баба Яга: Надо вам сказать, что домовой, по народному поверью, - существо сверхъестественное и живет в каждом доме. Он радуется, веселится, грустит и печалится вместе с вами, а если потребуется, и оберегает свое хозяйство.

Нафаня и Баба Яга:

Когда ты слышишь скрипы,
Шаги над головой,
Шуршанье, кашель хриплый,
Знай - это домовой.

Баба Яга: Нафаня, где же домовенок? Давай ему сообщим, что все гости собрались. (Звонит по телефону.) Алло, Кузенька, голубчик мой золотенький, выйди покажись гостям.

Нафаня: А как?

Баба Яга: Как, как: Мы - нечисть современная. У тебя, Нафаня, сотовый телефон есть: Дай позвонить!

Нафаня нехотя достает из кармана штанов или из котомки сотовый телефон и передает Бабе Яге. Баба Яга сообщает Кузе, чтобы он вылезал оттуда, где прячется: гости уже собрались.

Появляется Кузя и прячется за спину Нафани.

Нафаня: Это и есть наш домовенок Кузя. Он еще немного вас побаивается, но, думаю, скоро вы с ним подружитесь.

Баба Яга: Не бойся, чадушко мое бриллиантовое! Посмотри, к тебе на день рождения гости пришли.

Кузя: А они меня не жваркнут?

Баба Яга: Дитятко, что ты говоришь-то? Ребята таких слов и не знают, наверное. Ребята, знаете или нет? (Дети отвечают.)

Кузя: Ну, да это все равно что наподдать, отлупишь, отдубасить, выдрать - все одно больно.

Нафаня: Ну, что ты, Кузя! Никто тебя не тронет. Ребята к тебе в гости пришли.

Кузя: А свориться они со мной не будут?

Баба Яга: Ну что с тобой, кренделечек мой сахарный! Что ни слово - то для ребят загадка.

Кузя: Ах, беда-беда, огорченье! Что ни скажешь - не по разуму, что ни молвишь - все попусту. Охти мне, батюшки, охти мне, матушки! Как мне трудно с вами разговаривать.

Баба Яга: Ребята, может, вы знаете, что такое `свориться`?

(Дети отвечают: `свориться` означает `ругаться, ссориться, дразнить`.)

Нафаня: Ребята, вы ведь не будете обижать домовенка?

Дети: Нет!

Нафаня: Слышишь, Кузя? Никто тебя не будет обижать. Наоборот: все хотят с тобой подружиться.

Баба Яга: Кузенька, драгоценный мой, сегодня у тебя праздник - день рождения. Чего тебе в этот день хочется?

Кузя: Хочу, чтобы гости мои сегодня песни пели. Я люблю песни слушать: сам подтягиваю-подпеваю, а если песня грустная, бывает, даже всплакну.

Нафаня: Думаю, Кузя, ребятам под силу исполнить твое желание. Споете для домовенка песню?

Дети: Да!

Баба Яга: Кузенька, какую песню тебе спеть - грустную или веселую?

Кузя: Для начала грустную.

Дети вместе с Нафаней поют грустную народную песню. В конце песни Кузя начинает всхлипывать, а Баба Яга - подвывать.

Кузя: Ой, как растревожили, ой, душу разбередили! Ну а теперь веселую песню хочу.

Дети запевают веселую песню, сопровождающуюся переплясом. Нафаня, Баба Яга и Домовенок тоже пускаются в пляс.

Кузя: Ой, как уважили! Поют хорошо, пляшут и того лучше! Если они и сказки знают, то цены им нет!

Баба Яга: Кузенька, дитятко мое! Давай проведем с ребятами конкурс `Угадайка`. Тогда сразу понятно станет, какие сказки им известны.

Нафаня: Мы ведь не просто домовые с Бабой Ягой. Мы - литературные герои. А потому жизнь у нас не простая, а книжная. Есть у нас и друзья, которые в разных книжках живут. А если вы отгадаете, кто они, то пожалуют к нам в гости. Для начала отправимся-ка мы с вами в сказочный лес, полный чудес. Там книжных героев - видимо-невидимо.

"Дошкольное образование"

МБОУ «ВОЛКОВИЧСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»

КЛАССНЫЙ ЧАС

«День рождения

домовёнка Кузи »

Подготовила и провела

классный руководитель

Антоненкова Н.А.

Цель : познакомить с культурными традициями нашей страны; с традициями празднования дня рождения, именин, с правилами делать подарки;

Приобщение детей к чтению, привлечение внимания к творчеству Т.И. Александровой и книге «Домовёнок Кузька»; знакомство с мультфильмом «Домовёнок Кузя»; развивать память, внимание, мышление, вдумчивое чтение; обогащение словарного запаса, развитие речи.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация, мультфильм, песня о Домовёнке.

Оформление: выставка книг, игрушка «Домовёнок Кузя»

Плакат.

Ход классного часа.

Вступление.

Добрый день, дорогие друзья! В каждой семье есть свои праздники и традиции. И наверняка в любой семье празднуют дни рождения. А нас сегодня на свой день рождения пригласил домовёнок Кузька. Все, кто дорожит присутствием домового в своём жилище, должны справлять его именины, ну и конечно, дарить подарки. Так мы задабриваем домового. Подарки делают самые различные: кто-то стряпает специальную лепёшку и кладёт её под печь, кто-то бросает под печь медную монету.

Наши предки верили, что в каждом доме живёт домовой. Он хранитель домашнего очага, а потому строго следит за чистотой в избе. Если изба на ночь не выметена, то домовой начинает шалить: бросать вещи, скидывать хозяев с кровати, устраивать разные проказы. Говорят, что раньше, когда переходили в новый дом, звали с собой домового: «Дедушка, соседушка, иди к нам!» домового с угощеньями и уговорами переносили в стоптанном лапте или на лопате, которой сажали в печь хлебы. Или ставили ведро с водой и говорили: «Батюшка-хозяин, прими нас с добром! Ешь, пей досыта».

Давайте, ребята, поближе познакомимся с хранителем очага домовым.

Слайд 1.

Ведущая . А вы, ребята, верите в домовых?.. детская писательница татьяна Ивановна Александрова тоже верила в домовых и написала одну интересную книгу. А что это за книга – вам хорошо известно, и поэтому вы без труда разгадаете, чей это портрет: «Уж очень потешный оказался человечек. В красной рубахе с поясом, на ногах – лапти, нос курносый, а рот до ушей, особенно когда смеётся» (Домовёнок Кузька)

Сказка Домовёнок Кузя (иногда называют Кузька) Татьяны Александровой о девочке Наташе и маленьком, забавном лохматом домовёнке. Смешные персонажи, невероятные приключения, сказочные Баба-Яга, русалочка и кикимора - всё это ждет вас в сказке Домовёнок Кузя, читать или слушать которую любят дети любых возрастов. Непоседливый Кузя за время своих приключений произнесет не одну замечательную крылатую фразу и научит не одному новому слову.

Татьяна Ивановна Алексанрова очень любила детей. Она была художником, оформляла детские книжки и спектакли. А больше всего любила рисовать малышей. Чтобы дети сидели тихо, когда их рисуют, она рассказывала им сказки. Разные. Весёлые и грустные. Однажды татьяна Ивановна придумала сказку про маленького домовёнка Кузьку и девочку Наташу, у которой домовёнок жил в доме. Детям сказка понравилась, и они попросили придумать продолжение. Так появились приключения Кузьки в лесу, где он очутился со своим волшебным сундучком. В лесу Кузька подружился с маленьким Лешиком, внуком старого лешего деда Диадоха. Вместе с Лешиком кузька встречает Бабу Ягу, у которой два дома: для хорошего и для плохого настроения. Книга была написана в 1975 году, а напечатана в 1977-м.

«Кузька в лесу» - так называется вторая часть книги. Именно здесь и происходят интересные знакомства и приключения домовёнка Кузьки.

Сценка «Василиса Премудрая и домовой»

Василиса . Кто это со мной из-за печки разговаривает?

Василиса . Запечный житель? Кто бы это мог быть? А как тебя зовут, запечный житель? Может, ты из-за печки вылезешь да с нами поговоришь?

Василиса . Слыхали, слыхали. Как не слыхать? Говорят, ты по ночам любишь пугать стонами да охами. И не только людей, но и животных домашних. Правда это, а?

Василиса . Обижаться не надо – уж очень мы с ребятами хотим на тебя посмотреть. Ребята, хочется вам увидеть настоящего домового?.. Да? Тогда давайте дружно позовём его вместе. Запоминайте, какими словами мы будем его звать!

Домовой, домовой,

Приходи к нам домой!

Появляется игрушка домовёнка Кузи.

Звучит песня о Домовёнке.

В нашем доме появился
Новый член семьи.
Как-то сразу появился,
Что ни говори.
И хоть часто озорует,
И шуметь горазд,
Но любой из нас тоскует
Без его проказ.

Рыжий Кузя-домовёнок,
Домовёнок, домовой.
Домовой уже с пелёнок
Шутит надо мной.
Рыжий Кузя-домовёнок,
Как и я, он озорник,
Он пока ещё ребёнок,
Вовсе не старик.
Он пока ещё ребёнок,
Вовсе не старик.

Всё в квартире вверх ногами,
Вещи кувырком,
Он повсюду вместе с нами
Будоражит дом.
То уронит на пол стулья,
То собьёт палас,
Но любой из нас тоскует
Без его проказ.

Рыжий Кузя-домовёнок,
Домовёнок, домовой.
Домовой уже с пелёнок
Шутит надо мной.
Рыжий Кузя-домовёнок,
Как и я, он озорник,
Он пока ещё ребёнок,
Вовсе не старик.
Он пока ещё ребёнок,
Вовсе не старик.

Если в доме бьют посуду,
Сразу ясно кто,
Кто суёт свой нос повсюду,
Тянет решето.
Полтергейст и барабашка
Явно ни при чём.
Виноват, конечно, Кузя.
Виноват во всём.

Рыжий Кузя-домовёнок,
Домовёнок, домовой.
Домовой уже с пелёнок
Шутит надо мной.
Рыжий Кузя-домовёнок,
Как и я, он озорник,
Он пока ещё ребёнок,
Вовсе не старик.

Он пока ещё ребёнок,
Вовсе не старик.

Дети, а кто знает стихи о нашем герое. Давайте ему в подарок прочитаем стихи.

Домовой живёт под печкой,
В ночь выходит на крылечко,
Днём он мелкий, как букашка,
А вообще – очаровашка!

Смирнов Д.

Домовой дом бережет
И богатства стережет.
Позаботьтесь вы о нем -
Пусть уютен будет дом!

Домовой, домовой...
Приди ко мне домой,
Почини мне краник,
Дам тебе я пряник!

Домовой живёт за печкой,
Днём он спит, с потухшей свечкой
В тихом уголке своём,
Тёмном, тёплом и печном.
Только ночь на мягких лапках
В бархатных и звёздных складках
В дверь тихонько поскребёт,
Черной кошечкой войдет,
Домовой тотчас проснется,
Звездной кошке улыбнется,
Встав, зажжёт он свечку,
Выйдет из-за печки.
И пойдут они вдвоём
Посмотреть на спящий дом.
Кому снится страшный сон -
Прогоняют его вон!
Если кто-то заболеет
Домовой тотчас согреет
Кошка - звездочку в ладошку
И отступят понемножку!
За ночными, за делами
Устают они. И сами
Задувают свечку,
Прячутся за печку.

Донская В.

Домового нужно чтить,
Иногда его кормить,
И тогда, как говорят,
В доме будет мир и лад.

Вам поможет он во всем,
Недруга не впустит в дом,
От невзгод убережет,
Он ведь тоже здесь живет.

Вспомните Лафаню с Кузей,
Даже если нашалят,
То потом помогут следом
И убытки возместят.

А вам в подарок Кузя приготовил мультфильм о себе.

Слайд 2.


Он желает вам приятного просмотра.

Показ мультфильма.

Рефлексия.

Ведущая . Ребята, вспомните о сундучке из книги про домовёнка. «Все взялись за руки, и пение вокруг пня продолжалось много времени. А на пне сидел дед Диадох, поглядывая на сундучок, который он держал в руках, пока Кузька пляшет, то на плясунов.

Цветы и звёзды на сундучке сверкали всё ярче.

Серебряная луна плыла на небе, а другая серебряная луна – в реке. Весело плескались серебряные волны. И тогда старый леший, хоть и не любил лезть в чужие дела, спросил у домовёнка, что же хранится в волшебном сундучке, какая в нём тайна».

А какая тайна скрывалась в сундучке? (Кузька рассказал про волшебный сундучок, который хранится у домовых давно. А волшебный он потому, что ежели положить в него рисунок, любую картинку, то сундучок сам расскажет сказку про то, что на картинке нарисовано). Именно Наташа положила рисунок домовёнка в сундучок. И благодаря Наташе мы узнали приключения про Кузьку.

Давайте поблагодарим нашего Кузю, он предлагает вам сфотографироваться с ним на память.

Приложение.

Татья́на Ива́новна Алекса́ндрова ( , - , ) - русская советская детская писательница, художница, автор сказки о .

Татьяна Александрова родилась в Казани, но детство её прошло в Москве. Отец - инженер по лесоповалу, часто бывший в командировках. Мать - врач, часто остававшаяся на ночные дежурства, и поэтому Таня и её сестра-близнец Наташа оставались дома с няней Матрёшенькой (Матрёной Фёдоровной Царёвой). Поволжская крестьянка, всегда находила время побаловать своих подопечных сказкой или присловьем, благодаря ей в Татьяне развился талант сочинительницы. Рисование было ещё одним увлечением на всю жизнь. Став художницей, Татьяна Ивановна нарисовала её портрет.

А начиналось всё с домашних зарисовок, потом девочки пришли в одну из московских художественных студий и попали под крыло Татьяны Александровны Луговской, удивительной женщины, талантливой театральной художницы и педагога. Под её руководством увлечение стало перерастать в профессию. Так что после окончания школы и Таня, и Наташа поступили в институты «с художественным уклоном». Наташа - в Архитектурный. Таня - в Институт кинематографии на отделение мультипликации. Успешно закончив », потом преподавала в Пединституте, вела студию при Дворце пионеров. Рисовала разные картинки, но продолжала сочинять сказки.

В вышла первая книга о домовёнке Кузе, который попадал в разные истории. Предисловие к этой книге написал муж Александровой - писатель . Потом вышли книги «Сундучок с игрушками», «Игрушечная школа», и в соавторстве с Валентином Берестовым была написана сказка «Катя в игрушечном городе».

После смерти Александровой в 1983 году вышел первый мультфильм о домовёнке « ».

Рекомендуем почитать

Наверх