Логопедические игры на тему головные уборы. Лексическая тема "обувь". Сыграем в словесную игру со злой мачехой «Один-Много»

Логопедия 23.10.2019
Логопедия

Русланова Н.С.

Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет: Одежда. Обувь. Головные уборы . — М.: АРКТИ, 2007. ил. (Библиотека практикующего логопеда: Учим произносить правильно)

Данный дидактический материал содержит комплекс упражнений, направленных на развитие лексико-грамматического строя речи, а также развитие связной речи. Пособие предназначается воспитателям старших и подготовительных групп (некоторые задания можно использовать в работе и с детьми младшего дошкольного возраста), учителям начальных классов коррекционных школ, а также дефектологам для подготовки и проведения фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий по лексической теме «Одежда. Обувь. Головные уборы».

ВВЕДЕНИЕ

Представленный дидактический материал один из комплекта пособий по закреплению лексико-грамматической стороны речи при подготовке детей к школе по лексической теме «Одежда. Обувь. Головные уборы».

— пополнение словарного запаса детей различными частями речи — существительными, прилагательными, глаголами и др.;

— формирование различных способов словообразования и словоизменения;

— построение предложений разных типов и составление рассказов по плану-схеме.

В альбоме также содержатся задания на развитие логического мышления, зрительного внимания, памяти и пространственной ориентировки.

Задания располагаются с постепенным усложнением речевого материала и могут изменяться на усмотрение педагога в зависимости от возраста и уровня развития детей.

1.
Рассмотри картинки.

Куртка, платье, брюки... — это ОДЕЖДА.

Майка, трусы — это БЕЛЬЁ.

Расскажи, какая одежда для чего нужна?

Вспомни, где хранят одежду и бельё?

2.
Рассмотри картинки.

Назови, что на них нарисовано:

Шапка, шляпа, берет, бейсболка... —

это ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ .

Расскажи, какие головные уборы для чего нужны?

3.
Рассмотри картинки.

Назови, что на них нарисовано:

Ботинки, сандалии, сапоги, валенки... — это ОБУВЬ .

Расскажи, какая обувь для чего нужна?

Вспомни, какая бывает одежда, обувь, головные уборы

(летняя, зимняя, демисезонная; детская, взрослая; женская, мужская)?

4. Назови части:

Подбери как можно больше слов, отвечающих на вопросы (подбор признаков к предметам):

Куртка какая? — ... Шапка какая? — ...

Платье какое? — ... Ботинок какой? — ...

5. Подумай, какая одежда для мамы, а какая — для дочки (образование уменьшительной формы существительных):

Назови каждую пару предметов, одним словом.

6. Назови предметы по контурам.

Про что можно сказать мой, моя, моё, мои

(согласование существительных с притяжательными местоимениями:

моя юбка, мои носки, мой шарф, моё пальто...):

7. Определи, кто из детей что наденет

(употребление винительного падежа существительных:

Витя наденет футболку шорты...; Маша наденет кофту куртку..):

8. Назови, много каких предметов нарисовано на картинках

(образование родительного падежа существительных

во множественном числе: на картинке нарисовано много курток):

Посчитай предметы

(согласование количественных числительных с существительными:

одна куртка — две куртки — ... — ... — пять курток).

9. Назови предметы одежды и обуви и их цвет (согласование прилагательных с существительными жёлтая куртка — жёлтый фартук — жёлтое бельё — жёлтые брюки и т.д.):

10. Расскажи, из каких материалов шьют одежду, обувь и головные уборы (образование относительных прилагательных):

Одежда из ситца — ситцевая из льна — ...

из трикотажа — ... из шёлка — ...

из байки — ... из драпа — ...

из кожи — ... из пуха — ...

из меха — ... из шерсти — ...

Шляпа из фетра—... из соломы — ...

Сапоги из резины — ... Валенки из войлока — ...

Назови предметы на картинках.

Подумай, из каких материалов они сделаны.

11. Измени слова так, чтобы они отвечали на вопрос: какой?
(образование отглагольных прилагательных:

надеть надетый, сложить — сложенный...):

Надеть — ... снять — ... одеть — ...

раздеть — ... сложить — ... сшить — ...

распороть — ... вязать — ... подшивать — ...

заштопать — ... расстегнуть — ... застегнуть — ...

вдеть — ... зашнуровать — ... завязать — ...

12. Сравни по образцу (подбор антонимов):

Брюки длинные, а шорты КОРОТКИЕ. Пояс узкий, а шарф... .

Панама летняя, а шапка.... Куртка короткая, а плащ....

Сарафан ситцевый, а шуба.... Кофта вязаная, а рубашка

Сапоги резиновые, а валенки.... Бельё нижнее, а платье....

13. Подумай, какой картинки не хватает

(подбор слов по аналогии: шапка из шерсти, а перчатки из кожи...):

14. Измени слова так, чтобы они отвечали на вопрос: что? (образование существительных от глаголов: одеть — одежда):

Ткать — ткань вязать — ... прясть — ...

шить—... штопать — ... чистить—...

строчить — ... застёгивать — ... примерять — ...

обмётывать — ... шнуровать — ... завязать — ...

15. Подбери как можно больше слов к действиям

(подбор предметов к действиям;

закрепление формы винительного падежа существительных):

Что можно сшить?

Что можно связать?

Что можно заштопать? Что можно подшить?

Что можно завязать?

Что можно надеть?

Что можно обуть?

Что можно чистить?

Что можно стирать?

Что можно гладить?

16. Измени слова с помощью приставок (образование приставочных глаголов совершенного вида):

ПО-ПЕРЕ-ВЫ-ПОД-

ПЕРЕ-ЗА-ПОД-ПРО-

ПЕРЕ-ПОД-РАЗ-ПРИ-

17. Измени предложения так, чтобы можно было спросить: что делает?
(дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида:

Саша пришил пуговицу. — Саша пришивает пуговицу):

Бабушка заштопала шерстяные носки. — Марина надела пальто. —

Дима помог раздеться братишке. — Даша постирала бельё. —

Катюша связала кофту для куклы. — Папа подшил новые брюки. —

Маша примерила праздничное платье. — Лёня вдел шнурки в ботинки. —

18. Скажи наоборот (подбор антонимов):

Надевать — снимать зашнуровать —

раздевать — смять —

застёгивать — повесить —

обувать — высушить —

завязывать — купить —

19. Посмотри на недорисованные Машины рисунки, скажи, о чём она думает

(закрепление формы предложного падежа существительных: Маша думает о платье...):

19. Закончи предложения по образцу
(образование сравнительной степени прилагательных):

Шнурок длинный, а пояс ещё ... (длиннее). Пиджак плотный, а куртка ещё ... .

Пальто тёплое, а шуба ещё .... Ботинки тяжёлые, а сапоги ещё ....

Платье лёгкое, а сарафан ещё ... . Костюм нарядный, а платье ещё ... .

Кофта мягкая, а халат ещё .... Юбка короткая, а шорты ещё ....

Колготки тонкие, а чулки ещё .... Кроссовки чистые, а туфли ещё ....

Шапка маленькая, а берет ещё .... Валенки высокие, а сапоги ещё ....

21. Измени словосочетания

(закрепление падежных форм существительных и прилагательных во множественном числе):

Меховая шуба — меховые шубы Видим меховую шубу —

Нет меховой шубы — Довольны меховой шубой —

Рады меховой шубе — Говорим о меховой шубе —

По образцу изменить: спортивный костюм, нарядная юбка, тёплое пальто.

22.Закончи предложения, называя картинки

ОДЕЖДА


ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ


ОБУВЬ


ИГРА «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ»


ИГРА «СКАЖИ СО СЛОВОМ МНОГО »


Игра «Назови ласково»

Летняя футболка – летненькая футболочка

Теплые перчатки – тепленькие перчаточки

Легкая панама – легенькая панамка

Домашние тапки – домашненькие тапочки

Любимые туфли – любименькие туфельки

Розовая кепка – розовенькая кепочка


Игра «Расскажи, какой, какая, какие, какое?» варежки из шерсти – шерстяные, ботинки из кожи – кожаные,

шляпа из фетра – фетровая, сарафан из ситца – ситцевый,

шапка из меха – меховая, платье из шелка - шелковое

пальто из драпа – драповое,


Игра «Подбери похожие слова» К СЛОВУ «ШИТЬ»

ЗА ШИТЬ

ПРИ ШИТЬ

ПОД ШИТЬ

С ШИТЬ

В ШИТЬ

ПЕРЕ ШИТЬ

ВЫ ШИТЬ

НА ШИТЬ


ИГРА «СКАЖИ СО СЛОВОМ МОЙ, МОЯ, МОИ, МОЕ» Длинное пальто - …мое длинное пальто,

Теплые варежки - …мои теплые варежки,

Вязаная шапка - …моя вязаная шапка,

Новые сапоги - …мои новые сапоги,

Яркий купальник - ….мой яркий купальник,

Детский комбинезон – …. мой детский комбинезон


Игра «Собери предложение»

Надевать, нарядное, девочка, платье. –

Девочка надевает нарядное платье.

Магазин, обувь, много, в, продается. –

В магазине продается много обуви.

Купить, мама, модная, мне, клетчатая, кепка. –

Мама купила мне модную клетчатую кепку.

Существительные:

пальто, плащ, куртка, сапоги, ботинки, туфли, кроссовки, шарф, шапка, брюки, кофта, свитер, джемпер, юбка,

джинсы, берет, кепка, перчатки, воротник, рукава, карман, молния, пуговицы, шнурки.

Глаголы:

надевать, одевать, переодевать, снимать, носить, шить, вязать, штопать, стирать, полоскать, чистить, чинить,

сушить, вытирать, обувать, ухаживать.

Прилагательные:

кожаная, меховая, ситцевая, шёлковая, шерстяная, фланелевая, мокрый, сухой, тёплый, лёгкий, короткий,

длинный, чистый, грязный.

Пальчиковая гимнастика

СТО ОДЁЖЕК

Лиф на байке,

Три фуфайки,

На подкладке платьице,

Шарф на шее,

Шаль большая,

Что за шарик катится?

Сто одёжек,

сто застёжек,

Слово вымолвить не

может.

Мама так закутала,

Что не знаю, Тут ли я!

А. Барто

(Поочерёдно загибают

пальцы на обеих руках

одновременно на каждое

название одежды.)

(Пожимают плечами.)

(Ритмично сжимают- разжимают пальцы обеих рук.)

(Похлопывают себя по плечам.)

(Пожимают плечами.)

(Руки от груди, через середину

сбрасывают вниз .)

Скороговорки

Цели: развивать общие речевые навыки, работать над

четкостью дикции и произношением.

Стеша спешила,

Рубашку шила,

Да поспешила -

Рукав не дошила.

Шапка да шубка -

Вот и весь Мишутка.

Кукушка кукушонку купила капюшон,

Как в капюшоне он смешон!

Диалог

Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную

выразительность речи.

ШАПКА

Шапка, шапка, где была?

Я была в кино.

Что ж ты, шапка, видела?

Было так темно...

Задремала я нечаянно

На коленях у хозяина.

Шапка, шапка, где была?

В цирке шапито.

Что ж ты в цирке видела?

Шапки да пальто,

Номерки, зонты и палки -

Все, что было в раздевалке.

В. Берестов

Игра «Правильно ли мы одеваемся?»

Цели: развивать слуховое внимание, учить составлять сложные предложения.

Ход игры. Воспитатель называет действия, которые мы совершаем при одевании, в измененной последовательности.

Дети находят ошибку в высказывании.

Например:

Воспитатель: Мы наденем пальто, а затем кофту.

Ребёнок: Нет. Мы наденем кофту, а затем пальто.

Игра « Запомни и назови »

Цели: развивать слуховое внимание, слуховую память.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям запомнить ряд слов (3-5), обозначающих предметы одежды, затем повторить его и

выложить соответствующие предметные картинки.

Например:

Воспитатель: Кофта, платье, пальто.

Ребёнок: Кофта, платье, пальто (выкладывает картинки в

названном порядке).

Игра «Скажи наоборот»

Цели: обогащать словарный запас прилагательных, учить подбирать антонимы к данным словам.

Ход игры. Воспитатель называет детям прилагательные, характеризующие одежду и её части. Дети подбирают антонимы

к прилагательным.

Например:

чистый - грязный длинный - короткий

мокрый - сухой толстый - тонкий

большой - маленький новый - старый

тёплая - лёгкая

Игра «Раскрась-ка»

Цели: активизировать, расширять и уточнять словарный запас по теме «Одежда, детали одежды».

Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать, из каких деталей состоит одежда. В книжках-раскрасках дети по заданию

воспитателя раскрашивают детали одежды определенным цветом.

Например: воротничок - жёлтым, поясок - синим и т. д.

Игра «Кто подберет больше слов?»

Цели: активизировать словарный запас существительных, закреплять формы винительного падежа существительных.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы. При этом можно использовать

предметы или картинки.

Что можно сшить? (платье, пальто, сарафан, рубашку, шубу, сапоги, панаму, юбку, блузку и т. д.)

Что можно связать? (шапочку, варежки, шарф, кофту, жилетку, платье, свитер и т. д.)

Что можно завязывать? (завязки у шапки, шарф, шнурки у ботинок, платок, косынку и т. д.)

Что можно надеть? (пальто, платье, кофту, шубу, плащ, юбку, колготки и т. д.)

Что можно обуть? (тапки, туфли, ботинки, сапоги, валенки и т . д .)

Что можно « надвинуть » на голову ? (шапку, фуражку, панаму, кепку и т. д.)

Игра «Кто что делает?»

Цели: активизировать словарный запас глаголов.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям продолжить предложение.

Бабушка спицами шарф (что делает?) ...

Маша на полотенце узор... Мама пуговицу

к пальто... Даша новую юбку...

Игра «Закончи предложение»

Цели: развивать грамматический строй речи (употребление несклоняемых существительных), учить пересказу «по цепочке».

Ход игры. Воспитатель читает сказку, пропуская слово пальто. Дети должны закончить предложения в сказке.

После того, как дети выполнят задания, воспитатель задаёт вопросы по тексту, читает текст второй раз с установкой на

запоминание. Дети пересказывают текст «по цепочке».

ЗАЙЧИШКИНО ПАЛЬТО

Жил-был зайчик. Хотел он сам одеться и порадовать маму-зайчиху. Стал он надевать брюки - засунул обе лапы в

одну брючину. Хотел шагнуть и упал. Заплакал зайка. Тут пришёл старший братец. Он объяснил, как правильно

надевать брюки. Стал братец надевать на малыша... (пальто). Смотрит, оторвана пуговица у... (пальто).

Старший брат пришил пуговицу к... (пальто). Малыш надел... (пальто). Он теперь доволен своим... (пальто). Но

что забыл сказать зайчонок? (Спасибо).

Из пособия Е. Тимонен, Е. Туюлайнен

Игра «Один - много»

Цели: развивать грамматический строй речи (употребление родительного падежа существительных во множественном числе).

Ход игры. Воспитатель бросает мяч, называя существительное единственного числа. Дети, поймав мяч,

называют родительный падеж существительного во множественном числе.

Например:

У меня одна шапка. - У меня много шапок.

Игра «Будь внимателен»

Цели: развивать грамматический строй речи, учить согласовывать существительные с притяжательными местоимениями .

Ход игры. Воспитатель предлагает детям сгруппировать предметы в зависимости от их родовой принадлежности и

разложить по двум коробкам.

1-я коробка - мой (шарф, ремень и т. д.).

2-я коробка - моя (шапка, кофта и т. д.).

Игра «Назови ласково»

Цели: развивать грамматический строй речи (умение образовывать существительные с помощью уменьшительно-

ласкательных суффиксов).

Ход игры. Воспитатель называет слово и передаёт ребёнку мяч. Ребёнок называет это слово ласково и возвращает мяч

воспитателю.

Например:

юбка - юбочка

Игра «На швейной фабрике»

Цели: развивать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с

существительными).

Ход игры. Воспитатель выкладывает перед детьми картинки с изображением одежды (кукольной) и говорит, что они очутились

на швейной фабрике. Воспитатель предлагает детям рассмотреть одежду и сказать, из каких материалов она сшита,

какая она.

из меха - меховая из шерсти - шерстяная

из шелка - шелковая из ситца - ситцевая

из кожи - кожаная из джинсы -джинсовая

из фланели - фланелевая из драпа - драповая

Игра «Нарисуй-ка»

Цели: совершенствовать навык слогового анализа слов.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям нарисовать только ту одежду и обувь, в названии которой два слога. Выигрывает

тот, кто нарисовал больше.

Игра «Назови первый звук»

Цели: развивать фонематический слух, учить определять первый звук в слове.

Ход игры . Воспитатель предлагает детям назвать первый звук в словах. За каждый правильный ответ выдаётся фишка. В конце

игры подводится итог.

Слова: шапка, ботинки, шарф, брюки, пальто, сапоги, свитер, кофта , носки .

Игра « Сколько звуков ?»

Цели: развивать фонематический слух, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, учить определять

количество и последовательность звуков в слове.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям сосчитать количество звуков в слове. Затем задаёт вопросы:

Назвать первый, второй, третий и т. д. звуки;

Назвать звук перед или после заданного;

Назвать звук между заданными.

Слова: шапка, шарф, пальто, кофта, носки.

Ребус «Шарф»

Цели: развивать фонематические процессы, зрительное внимание, логическое мышление, совершенствовать навык

чтения, профилактика дисграфии.

Стихи для чтения и заучивания наизусть

КАЛОША

Для резиновой калоши

Настоящая беда, Если день -

сухой, хороший, Если высохла

вода. Ей всего на свете хуже В

чистой комнате стоять: То ли

дело шлёпать в луже, Через

улицу шагать !

О . Мандельштам

Текст для пересказа

ПРО СТЁПКУ-РАСТРЁПКУ

Мы были в кукольном театре. Смотрели спектакль про Стёпку-растрёпку. Снял Стёпка носки, бросил под стол. А утром

искал-искал, и всё напрасно. Привела его сестра в детский сад без носков.

А потом Стёпка в грязь упал. Где он только её отыскал? Весь вымазался. Его хотят умыть, а он руками голову закрывает.

Из пособия Успенской Л., Успенского М.

Вопросы:

Где были дети?

Какой спектакль они смотрели?

Почему Стёпка не смог найти носки?

Куда упал Стёпка?

Как Стёпка умывался?

Цели:

  • Закрепить знание и представление детей об одежде, обуви, головных уборах.
  • Совершенствовать навыки описания фасона одежды; обуви, головных уборов.
  • Учить составлять описательный рассказ по заданным вопросам и по зрительной опоре.
  • Обогащать и активизировать словарь по данной теме.
  • Продолжить работу по развитию общих речевых навыков.

Ход занятия.

1. Организационный момент

2. Упражнения на расслабление.

  • «Намотать клубочек». Имитировать наматывание нитки на один клу-бочек одной рукой, затем - другой рукой. (Повторить 5 6раз.)
  • «Размотать клубочек». Имитировать разматывание нитки одной ру-кой, затем - другой рукой. (Повторить 5 6раз.)
  • «Швейная машина». Сначала одной рукой «крутить» ручку швей-ной машины, затем -другой. (Повторить 3 4раза.)

1. Стоя — вдох, присесть — выдох. (Повторить 5 6раз.)

2. Стоя — вдох, наклониться к одной ноге — выдох. (Повторить 5 6 раз.)

3. Стоя — вдох, наклониться к другой ноге — выдох. (Повторить 5 6 раз. )

4. «Портные». Вдох, на выдохе многократно произнести слова «чик-чик», сопровождая выдох движением руки вперед, имитирующей движе-ние ножниц. (Повторить 5 6 раз.)

4.. Упражнения на координацию движений.

В одной стране жил царь-Горох,

И делал он зарядку.

Он головой крутил, вертел. (Вертеть головой.)

И танцевал вприсядку.

(Руки на поясе, сначала одна нога вперед, потом другая.)

Плечами уши доставал. (Поднимать плечи.)

И сильно прогибался. (Наклон вперед.)

Руками небо доставал (Руки вверх.)

И славно улыбался. (Руки в стороны.)

5. Артикуляционная гимнастика.

  • Беззвучная артикуляция гласных звуков: а-у-о-и; о-ы; ы-у. (Повто- рить каждый ряд 3 4 раза.)
  • «Часики». Язык двигается из одного уголка рта в другой. (Повто- рить 5 -6раз.)
  • «Качели». Язык тянется к верхней губе, затем опускается на ниж-нюю губу. (Повторить 5 6раз.)
  • «Спрячь конфетку». Язык «прячет» конфетку за верхнюю губу, за-тем — за нижнюю. (Повторить 5 6раз.)
  • «Иголочка — чашечка». Чередовать язык тонкий и в виде чашечки. (Повторить 5 6 раз.)
  • «Вкусное варенье». Широким языком облизать верхнюю губу и уб-рать ее за верхние зубы. (Повторить 5 б раз.)

6. Сообщение темы занятия.

7. Основная часть.

Назовите двумя словами (шляпа, шапка, кепка). Головные уборы

Назовите одним словом (куртка, пальто, плащ, рубашка). Одежда

Назовите одним словом (сапоги, туфли, ботинки). Обувь

Диалог о головных уборах.

Давайте поговорим о головных уборах

Почему головные уборы так называются?

Для чего нужны головные уборы?

Какие вы знаете головные уборы?

Какие головные уборы носят девочки и женщины, мальчики и мужчины?

Назовите летние головные уборы? (предъявляются картинки)

Назовите зимние и демисезонные, т.е. те, которые носят весной и осенью?

Детям предъявляются картинки одежды и обуви, головных уборов. Ребята должны выбрать только головные уборы.

Логопед. У многих народов, проживающих в других странах, есть свои национальные головные уборы.

На востоке женщины носят чадру (это такой большой платок, который полностью закрывает голову и лицо), мужчины - чалму, для чего обматывают особым образом ткань вокруг головы. Есть маленькие национальные шапочки - ермолка, тюбетейка, а есть большие - это шляпы мексиканцев, которые называются сомбреро, и вьетнамцев, похожие на перевёрнутый широкий конус. На Руси женским национальным убором считается кокошник, который похож на корону, но без зубчиков. (Дефектолог показывает картинки).

Игра «Найди для героя головной убор».

Картинки (или напечатанные слова) с головными уборами (корона, шлем, колпак, пилотка, фуражка). Герои (повар, солдат, мотоциклист, король, капитан).

Для чего нужен шлем мотоциклисту (для защиты), колпак повару (чтобы волосы не попали в еду), пилотка солдату - …, фуражка - капитану - …, корона - королю?

Из чего делают головные уборы? Из соломы, из ткани, из фетра, из меха, из пластмассы, из кожи).

Образование прилагательных.

Шляпа из соломы (какая?) - соломенная,

Кепка из шерсти - …

Из каракуля - …

Из кожи - …

Платок из шёлка - …

Из фетра - …

Из меха кролика -…

Лисы - …

Норки - …

Соболя - …

Зайца - …

Беседа об обуви

Какую обувь вы знаете?

Для чего нужна обувь?

Какую обувь носят зимой? (Сапоги, валенки и др.)

Какую обувь носят летом? (Сандалии, босоножки, туфли и т.д.); весной и осенью (Сапоги, ботинки, полусапожки).

Назовите домашнюю обувь (Тапочки, шлёпанцы); спортивную (Кроссовки, шиповки, чешки, кеды и т.д.);

Из чего делают обувь? (Из кожи, резины, материи, войлока);

Как ухаживают за обувью (Её моют, чистят, сушат, смазывают кремом).

Где хранят обувь? (В шкафу, на полке, в обувной тумбочке)

Игра «Какая обувь»

Обувь из кожи (какая?) - кожаная.

Из резины -

Из вельвета -

Из материи -

Из замши -

Покрытая лаком -

Какую обувь делают из резины (сапоги, галоши); из войлока (валенки); из кожи (туфли, ботинки, сапоги, сапоги, босоножки, сандалии, кроссовки), из материи (тапки, шлёпанцы, кеды).

8. Физкультминутка

А) Хлопаем в ладошки,

Пусть попляшут ножки,

Пусть попляшут ножки,

По ровненькой дорожке

Б) Ножки вместе, ножки врозь,

Ножки прямо, ножки вкось,

Ножки здесь и ножки там.

Что за шум и что за гам?

Игра с мячом «Скажи наоборот».

Усвоение глагольного словаря.

Надевать - снимать, обувать - разувать, покупать - продавать, завязать - развязать, застегнуть - расстегнуть, гладить - мять, повесить - снять, обуваться - разуваться.

Игра «Договори слово».

Усвоение словаря по изученной теме:

Брю…, рубаш…, юб…, шап…, шуб…, панам…, колгот…, шляп…, пла…, кеп…, туф…, сапо…, паль…, ботин… и т.д.

Закрепление представления о рабочей одежде.

Для работы люди надевают специальную рабочую одежду. По ней можно узнать, где и кем работает человек. По картинкам дети определяют, люди каких профессий нарисованы на них в своей рабочей одежде.

Дети, мы отправимся в магазин.

как вы думаете, что это за магазин? Ведь магазины бывают разные: продуктовый, хозяйственный, мясной, хлебобулочный, ювелирный.

Отгадайте загадку, и вы узнаете, в какой магазин мы пойдем.

В чем гуляем, в чем играем,

В чем укладываемся спать,

Что зимой мы надеваем, а что летом…

В этом нет для вас секрета,

Только время не теряйте-

Поскорее отгадайте!

(Одежда.) Правильно!

Что мы называем одеждой?

(то, что одеваем на себя)

А что еще мы надеваем на себя?

(обувь, головные уборы)

Итак, мы отправляемся в магазин «Одежды, обуви и головных уборов».

Добро пожаловать в наш магазин (сюрпризный момент)

Посмотрите, кто нас встречает в магазине? Кто это? Золушка! Героиня сказки. Посмотрите, какая она грустная, ведь она мечтает попасть на бал. А чтобы попасть на бал, ей необходимо выполнить все задания злой мачехи.

Давайте поможем ей.

И вот наше первое задание от злой мачехи:

Одежда бывает сезонная: зимняя, летняя и весенне-осенняя(демисезонная)

Нужно разобрать одежду по сезонам.

Что вы наденете, когда светит солнце, идет снег или дождь?

Игра «Подбери одежду».

Отлично справились с заданием!

Ребята, посмотрите на картинки и скажите из чего шьют одежду?

Из каких материалов? (кожа, мех, ткань, шерсть)

перчатки-из кожи

шуба из меха

носки- из шерсти(шерстенных ниток)

платье-из ткани

калоши -из резин

Игра «Коробочка –Сюрприз»

Вы должны достать на ощупь названный мною материал, из которого сшили одежду.

Мы волшебники немного

был один, а станет много.

Сыграем в словесную игру со злой мачехой «Один-Много»

Называю один предмет одежды, а вы превращаете в много, например:

майка-майки рубашка-рубашки

шарф-шарфы перчатка-перчатки

носок-носки юбка-юбки

шуба-шубы футболка-футболки

Физминутка « Мишка и шишка»

Мишка косолапый по лесу идет.

Шишки собирает, песенки поет.

Вдруг упала шишка,

Прямо шишке в лоб

Мишка рассердился

И ногою топ.

А сейчас мы должны помочь Золушке составить предложения по картинкам.

Составление предложений

Мама шьет на швейной машине.

Сапожник чинит обувь.

Малыш завязывает шнурки.

Дети одеваются и идут гулять на улицу.

Маша шьет одежду, а Таня вяжет.

Бабушка вяжет шапку.

Мама стирает вещи.

Дети, Золушка просит помочь одеть кукол в мужскую одежду, женскую и детскую.

Игра «Одень куклу».

Ребята, давайте вместе с Золушкой потренируем наш язычок. Произнесем чистоговорки.

Речевое упражнение.

ша –ша-ша- шуба очень хороша.

ма-ма-ма-ма-одеваюсь я сама.

Ду-ду-ду- в куртке я гулять иду.

Га-га-га – у меня два сапога.

За-за-за- шапка лезет на глаза.

Ап-ап-ап- у папы много шляп.

ат-ат-ат-у меня халат

Раскраска.

Посмотрите, один из посетителей магазина запутался и не может подобрать себе одежду. Ему необходима наша помощь. Надо раскрасить только школьную форму.

Молодцы! Мы выполнили все задания?

Как вы думаете, наша Золушка готова идти на бал? (кукла Золушки без одной

туфельки)Посмотрите чего не хватает в её наряде? (Туфельки)

Если мы выговорим скороговорки, которые мы уже знаем, то её наряд будет полностью готов.

Скороговорки

Саша спешила, рубашку шила.
У Ивашки рубашка,у рубашки кармашки.

Петя пилил пилой пень.

Наш Полкан попал в капкан.

На горе гогочут гуси.

Любят бананы все обезьяны.

Нет конца у моего кольца.

Ученик учил уроки,

У него в чернилах щёки.

Хорош пирожок, внутри творожок.

Молодцы! Ну, вот и всё наша Золушка может идти на бал. А нам пора возвращаться.

Итог

Куда мы ходили? О чем мы беседовали?

Что мы делали в магазине?

Я предлагаю вам оценить наше занятие с помощью смайликов.

Вы прекрасно справились заданиями. Посмотрите, что это за волшебная коробка? (подарки)За ваши знания, умения и навыки вам вручаю подарки.

Рекомендуем почитать

Наверх