Правильный режим дня для дошкольника кратко. Режим дня ребёнка-дошкольника: образец и советы родителям. Как же помочь ребенку принять необходимость занятий

Логопедия 17.07.2020
Логопедия

Одним из важных факторов физического воспитания ребёнка является режим дня.

Режим дня – это специальная организация жизни ребёнка дошкольного возраста, которая чередует активную и пассивную деятельность ребёнка.

Для полноценного физического развития ребёнка очень важно чередование активной и пассивной деятельности. Благодаря этому ребёнок не утомляется, а также, если режим дня постоянно соблюдается, ребёнок всегда знает, чем он будет заниматься, ориентируется во времени. Кроме того, у детей, которые живут без привычного уклада жизни, т.е. не по режиму дня часто встречается нарушение дисциплины, наблюдаются моменты непослушания. Благодаря организованному режиму дня у ребёнка формируются определённые формы поведения, т.е. появляются привычки, что очень важно в воспитании дошкольника. Ведь Вы можете предсказать поведение Вашего ребёнка, можете прогнозировать его реакции на то или иное событие, а также Вы сами можете строить свой режим дня и планировать ту деятельность, которой Вам необходимо заняться.

Конечно, сколько людей, столько и мнений. И я от многих слышала о том, что режим дня – это индивидуально для каждого ребёнка, что существуют дети «нережимники», которые не могут жить по режиму, которые устанавливают его себе самостоятельно, подстраивая тем самым под него маму. Но на мой взгляд необходимо хотя бы чуть-чуть придерживаться хоть какого-нибудь распорядка дня, и Вы увидите, что стало легче справиться с ребёнком, распределить своё время, что-то успеть сделать.

Идеальный режим дня для ребёнка от 1,5 до 7 лет .

7.00 – Подъём ребёнка, утренний туалет, утренняя гимнастика.

Чтобы ребёнок просыпался в хорошем настроении не следует его будить истошным криком о том, что уже пора вставать, или толкать его в бок. Лучше всего подъём ребёнка начать с потешки или пестушки, которую необходимо произносить ласково. Например,

Мы проснулись, потянулись,

Вместе солнцу улыбнулись.

Или

Тяги – тяги потягушечки,

На дочурку порастушечки!

8.00 – завтрак 8.30 – 9.45 – игры ребёнка, творческая деятельность 9.45 – 10.00 – сбор на прогулку 10.00 – 12.00 – прогулка 12.00 – обед 12.30 – 15.15 – дневной сон 16.00 – полдник 16.20 – 17.00 – игры, подготовка к прогулке 17.00 – 19.00 – прогулка 19.00 – 20.00 – игры и творческая деятельность 20.00 – ужин 20.20 – игры, подготовка ко сну 21.00 – 7.00 – ночной сон.

К этому хочется добавить, что режим дня детей дошкольного возраста должен быть пластичен. Не дёргайте и не ругайте ребёнка, если вы что-то не успеваете сделать. Ничего не будет страшного, если вы задержитесь на прогулку или немного проспите завтрак. Вы выстраиваете режим под своего ребёнка индивидуально. Но, важно помнить то, что, если Вы приучите ребёнка к режиму, то ему будет легче адаптироваться к детскому саду, а в последствии и к школе.

Отличительной чертой каждого дошкольного заведения является распорядок. Режим дня в детском саду составлен согласно четкому расписанию, вплоть до минут. Любая задержка способна привести к тому, что ребенок выбьется из установленного графика. Многие родители могут сомневаться в целесообразности такого строго соблюдения порядка действий, считая это своего рода ограничением свободы для малыша, однако специалисты, среди которых педиатры, невропатологи и диетологи, настаивают на очевидной пользе подобной режимности, подкрепляя свою позицию разными фактами.

Занятия в детском саду проводятся строго по режиму

Почему следует соблюдать режим?

По мнению врачей, режим в детском саду, который заключается в ежедневном повторении действий в одно и то же время, способствует формированию у детей стабильного психического и физиологического здоровья. Например, одной из главных причин, с которыми врачи связывают появление рахита или скарлатины, является как раз нарушение режима. Сбитый график в свою очередь приводит к отклонениям в протекании обменных процессов в организме и к понижению его устойчивости к инфекциям.

Всем мамам знакома ситуация, когда ребенок не хочет ложиться спать днем. Однако подобный пропуск дневного отдыха может спровоцировать разного рода нервные расстройства. Пока малыш спит, происходит восстановление клеток его головного мозга, улучшается восприятие новой информации. Если кроха не выспался, а его нагрузили уроками или с ним случилось яркое эмоциональное происшествие, все это способно стать причиной развития гиперактивности и разных тиков.

Кроме этого диетологи и специалисты в сфере питания из университета в Чикаго сделали выводы о том, что несоблюдение последовательности действий и их временных рамок в детском саду и дома чревато ожирением. В результате из-за недостатка сна происходит неправильное распределение таких гормонов как грелин и лептин, что повышает аппетит у ребенка.

Единственные специалисты, не являющиеся сторонниками распорядка дня в детсадовском учреждении - психологи. По их мнению, если принуждать и навязывать чужую волю ребенку, это будет только подавлять его индивидуальность.



Ученые пришли к выводу, что недосып и отсутствие режима дня провоцирует ожирение у детей

Однако и с психологической точки зрения можно найти факты в пользу режима. Например, благодаря его соблюдению идет систематизация и приучение малыша к порядку, что помогает ему быстрее адаптироваться в детском садике. Когда ребенок оказывается в новых для себя условиях, то выполняя одни и те же действия по графику, он раскрепощается, так как знает, что после обеда будет сон, за ним занятия, после чего придет кто-то из родственников.

Особенности режима в детском садике

Естественно, у детей не получается сразу перестроиться на непривычный режим, которого придерживаются в детском саду, поэтому родителям рекомендуется еще до поступления в выбранное учреждение приучить кроху дома соблюдать соответствующий график. Ознакомиться с ним можно на сайте будущего ДОУ или в его воспитательной программе. Стандартный график всех ДОУ рассчитывается на 12 часов, которые ребенок проводит в дошкольном заведении. Иногда заведующей могут вноситься определенные небольшие корректировки расписания в соответствии с географическим положением и климатом. Однако основные положения, касающиеся временных границ сна, занятий и бодрствования остаются такими, какими они указаны в санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.4.1.2660 – 10.

Ниже перечислены главные нюансы расписания в детских садиках:

  • Учет возрастных особенностей детей для их гармоничного развития. Активная деятельность малышей в возрасте от 3 до 7 лет не должна превышать по длительности 5,5-6 часов, до 3-х лет - согласно медицинским предписаниям.


Период активности в садике соответствует возрастным нормам детишек
  • Допустимая образовательная нагрузка в неделю для дошкольников, включающая также дополнительные занятия: для младших групп, которые посещают дети до 4 лет, - объем составляет максимум 11 занятий, в средних группах с малышами до 5 лет – 12, в старших группах с пятилетками – 15, а в подготовительных группах с детьми до 7 лет - 17 занятий.
  • Время года. Для теплого и холодного сезонов существуют два отдельных режима. Основное различие между ними заключается в том, что когда на улице тепло воспитатели встречают малышей на свежем воздухе, а не в помещении, и большая часть бодрствования и физической активности тоже проходит на улице.

Режим питания в саду

Перед работниками детского сада, которые отвечают за график питания, стоит следующая задача: приготовление еды, заблаговременная расстановка тарелок с горячими блюдами, чтобы они остывали, после чего подача без задержек второго и третьего.

В таблице представлено, как выглядит график питания в большинстве заведений дошкольного типа:



Еда в садике восполняет нехватку витаминов и минералов, ее энергетическая ценность точно рассчитана

Приблизительный распорядок дня в обычном ДОУ

Дневной распорядок в детском саду состоит из:

  • режима питания, а именно - времени и количества приемов пищи;
  • дневного сна;
  • прогулок;
  • времени приема детей;
  • игр и занятий.

Воспитатели принимают детей в сад с момента начала его работы и до 8 часов утра. Период, пока длится прием, является временем самостоятельных игр в помещении группы или на площадке в теплое время года. Перед завтраком время с 8.00 и до 8.20/8.30 отводится для утренней гимнастики с воспитателем или физработником и для подготовки к завтраку.

Занятия в первой половине дня

Начиная с 9.00, для детей проводятся занятия, направленные на то, чтобы они познавали окружающий мир, развивали свои речевые навыки и знакомились с основами математики. За проведение занятий отвечают воспитатели. Они заблаговременно должны прописывать план деятельности, чтобы уложиться в отведенное для этого время. Помимо воспитателя с малышами также могут заниматься музработник и физкультурник.



В первой половине дня у детей могут быть занятия музыкой или физкультурная разминка

Кроме обычных занятий в группе ребята могут посещать 2 раза в неделю бассейн, если таковой имеется. В старших и подготовительных группах также организовывают дополнительные занятия с логопедическим уклоном, на которых дети тренируют свою речь. Проводить их обязан только учитель-логопед.

Длительность и количество занятий зависит от возрастных показателей. Для дошкольников младшего возраста проводится 2 занятия в день, одно перед сном, другое после. В средней группе педагог занимается с малышами два раза в день в совокупности 10 часов. У старших дошкольников количество занятий увеличивается до трех, также растет и их продолжительность.

Между занятиями должны быть предусмотрены обязательные перерывы, когда ребята отдыхают и двигаются. Только так можно сохранить активность и познавательную способность ребенка на протяжении дня.

Прогулки и дневной сон

После того, как занятия окончены и дети получили второй завтрак, приходит время прогулки. В яслях прогулка начинается раньше, чем в других группах, а следовательно, и заканчивается тоже раньше, обедают дети в них соответственно самыми первыми. Так как в ясельную группу детки ходят в 2-3 года, учитывая особенности маленького организма, время бодрствования сокращается, а дневной сон наоборот становится дольше.

С возрастом период активности у ребенка растет, тем самым организм крохи постепенно готовится к школе и режиму в ней. В средней группе прогулки обычно длятся до 11.30-11.50, а в подготовительной - вплоть до 12.15-12.30. После возвращения с улицы ребят ждет обед и дневной сон. Помещение, где спят дети, должно быть заранее проветрено, а кроватки подготовлены ко сну. Самые маленькие отправляются спать в 12.30, самые же старшие в 13.00-13.15.



Дневной сон помогает восстановить силы ребенка

Вторая половина дня

Время подъема в детском саду во всех группах одно и то же. Деток будят в 15.00, после чего следует их умывание, переодевание и полдник. В младших группах после этого проводится второе общеобразовательное занятие, в средних и старших для ребят наступает время самостоятельных игр, чтения, мультиков или посещения кружков, которые имеются в заведении.

Время вечернего питания может варьироваться в зависимости от установленного режима. Поужинав, малыши обычно отправляются снова гулять на улицу, куда за ними понемногу начинают приходить родители. В зимний период вторая прогулка длится недолго, поэтому ребят забирают домой в помещении группы.

Режим дня - это чёткий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а так же рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребёнка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.

Любая деятельность – это ответная реакция на внешний раздражитель, осуществляемая рефлекторно. Она является результатом сложных процессов в коре головного мозга, сопровождается огромной потерей (тратой) нервной энергии и приводит к утомлению.

У ребёнка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определённые промежутки времени и сопровождается ритмичными изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления.

Хорошая работоспособность в течение дня обеспечивается разнообразием видов деятельности и их чередованием. С физиологической точки зрения это объясняется способностью коры головного мозга одновременно работать и отдыхать. В каждый отдельный момент работает не вся её поверхность, а отдельные участки, именно те, которые ведают данной деятельностью, остальные области коры в это время находятся в состоянии покоя. При изменении характера занятий поле оптимальной возбудимости перемещается и создаются условия для отдыха ранее функционирующих участков коры головного мозга.

В течение суток активность и работоспособность ребёнка не одинаковы. Их подъём отмечается от 8 до 2 часов и от 16 до 18 часов, а период минимальной приходится на 14-16 часов. Не случайно поэтому занятия, вызывающие выраженное утомление детей, планируются в первую половину дня, в часы оптимальной работоспособности.

Работоспособность неоднозначна и на протяжении недели. В понедельник она невысока. Это можно объяснить адаптацией ребёнка к режиму детского сада после двухдневного пребывания в домашних условиях, когда в большинстве случаев привычный режим существенно нарушается.

Наилучшие показатели работоспособности отмечается во вторник и в среду, а начиная с четверга, она вновь ухудшается, достигая самых низких характеристик в пятницу и субботу. Следовательно, к концу недели происходит постепенное и неуклонное возрастные утомления. В известной мере это обусловлено большой продолжительностью малоподвижного состояния детей, занятых спокойными играми, хозяйственно-бытовым трудом, учебной работой. В общей сложности 75-80 % времени пребывания в детском саду приходится на малоподвижную деятельность, между тем как ребёнку присуща потребность в активных движениях. Увеличение длительного компонента и рациональное распределение в течение недели занятий, особенно утомительных для детей, можно отнести к числу мер по предупреждению утомления.

Сон. Как бы целесообразно ни строился режим – с дозировкой нагрузок, переключением на разные виды деятельности, с увеличением двигательного компонента, в течение суток показатели биологической активности ребёнка неизбежно снижается, что диктует необходимость смены деятельного состояния на сон.

Изучение физиологов сна выявило, что он неоднороден, а состоит из двух сменяющих друг друга фаз. Фаза медленного более продолжительная (около 75-80 % всей длительности сна) это фаза глубокого сна (без сновидений, когда корковые клетки отдыхают, но другие системы активны, в частности, отмечается сильный выброс в кровь гормонов роста, и именно в эти часы дети растут.

Вторая фаза – быстрый сон - это активное состояние корковых клеток, в процессе которого осуществляется переработка информации поступившей за день, её анализ и отбор для хранения в долгосрочной памяти.

Для 3- х летних - 12 часов 50 минут;

Для старших дошкольников – 12 часов.

Ночной сон – 10 часов 30 минут – 10 часов 15 минут.

Дневной – 2 часа 20 минут – 1 час 45 минут.

Здоровая усталость – предпосылка хорошего сна.

Процесс засыпания осложняется и удлиняется, если дети перевозбуждены. Полумрак, приглушенные звуковые раздражители, опорожненный кишечник и мочевой пузырь, тёплый душ или ванна, удобная чистая пастель, ласковое обращение с ребёнком способствуют нормальному засыпанию.

Приём пищи. Обязательным компонентом режима является приём пищи, который организуется с учётом перерывов между завтраком, обедом, полдником – ужином в пределах 4 часов. Строгое соблюдение установленных часов приёма пищи служит условным раздражителем пищевого рефлекса и обеспечивает секрецию пищеварительных соков, хороший аппетит

Недопустимо, чтобы дети сидели за столом в ожидании пищи и после её приёма - это способствует утомлению.

Прогулка – это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных упражнениях и полном расслаблении.

www.maam.ru

Рациональный режим дня дошкольника- залог здоровья и успеваемости будущего первоклассника

Правильный режим дня дошкольника – основа здоровья и успеваемости первоклассника.

(Конспект выступления на родительском собрании) .

Наши дети совсем скоро пойдут в школу . Это долгожданное и волнующее событие приносит не только приятные хлопоты и радостные ожидания. К сожалению, все чаще специалисты – врачи, психологи, педагоги – выявляют различные нарушения в состоянии физического и психического здоровья детей, трудности в процессе усвоения новых знаний. Дело в том, что в связи с ранним началом обучения и его интенсификацией все чаще отмечаются:

Снижение продолжительности ночного сна;

Недостаточность пребывания на свежем воздухе;

Низкая двигательная активность;

Значительное увеличение продолжительности времени «общения» с телевизором и компьютером.

за нами нужен глаз да глаз,

мы пошалить не прочь.

но любят каждого из нас,

как сына или дочь!

там и книжки, и игрушки,

там любимые друзья, мои верные подружки,

мне без техники нельзя!

пришли родители за нами

мы спешим домой, к маме

день прошел, мы не успели,

с друзьями весело играли!

Прикреплённые файлы:

dscn1343_8jf21.ppt | 4389,28 Кб | Скачан: 57

www.maam.ru

Каким должен быть режим дня ребенка дошкольного возраста?

Вероятно, пока ваш ребенок был мал, вы уже поняли все несомненные достоинства режима дня. Если режим дня соответствует развитию и физиологическим возможностям ребенка, то он легко к нему привыкнет. Правильное чередование бодрствования и сна предупреждает переутомление, создает условия для нормального развития двигательной активности, воспитывает уравновешенность, приучает ребенка легко подчиняться семейному распорядку.

Каким должен быть режим дня ребенка дошкольного возраста?

Режим дня ребенка дошкольного возраста отличается от тех режимов, что были в более раннем возрасте. Ребенок растет; ему все меньше требуется времени для сна и все больше для различных занятий.

В три года ребенок должен спать около 13 часов, включая 2-часовой дневной сон. В четыре-пять лет суммарный суточный сон будет составлять порядка 12 часов, причем ребенок должен спать около 10 асов ночью и около 2 часов днем.

Наиболее полезен дневной сон на воздухе, но организовать его практически не всегда возможно. Поэтому в большинстве случаев приходится укладывать малыша спать и днем и вечером в помещении. Комнату перед сном обязательно проветривают.

Во время сна, если позволяют условия, целесообразно оставить открытым окно или хотя бы форточку.

Заботясь о длительности и глубине сна, следует сохранять тишину в комнате ребенка: выключить яркий свет, радио, не включать телевизор, громко не разговаривать, не выполнять шумную домашнюю работу. Кратковременный или поверхностный сон не обеспечивает детскому организму необходимого отдыха.

Сон ребенка дошкольного возраста

Сну должна предшествовать определенная подготовка . Необходимо предложить ребенку опорожнить кишечник и мочевой пузырь (дети дошкольного возраста должны это делать самостоятельно) . Малыш должен умыться перед ночным сном и почистить зубы.

Укладывая его спать, нужно проследить, чтобы снятая одежда была аккуратно сложена, надета пижама (ночная рубашка) . Часто наиболее удобной оказывается поза на правом боку с левой рукой поверх одеяла. Затем малыша оставляют одного, не ожидая, пока он уснет.

Дети дошкольного возраста, как правило, засыпают быстро. Чтобы ребенок скорее засыпал, можно поддерживать такой ежедневный ритуал, как чтение короткой сказки, пение колыбельной, прослушивание любимой детской песенки.

Ночной сон у детей обычно глубокий, и строгое соблюдение тишины в соседних комнатах необязательно. Ребенок не проснется, если негромко включить радиоприемник или телевизор.

Следует иметь в виду, что подвижные игры перед сном затрудняют засыпание. За 30–40 минут до сна надо занять малыша спокойной деятельностью: рассматриванием или раскрашиванием картинок, рисованием.

Некоторые дети спят беспокойно, мечутся в постели, порой гримасничают, причмокивают губами, приоткрывают глаза или разговаривают. Беспокойный сон ребенка может быть связан с психическим переутомлением малыша, длительным просмотром перед сном телевизионных передач, острой пищей за ужином или неблагоприятными для сна условиями (жарой, неудобной постелью или ночной одеждой) . Порой причиной беспокойного сна являются сновидения.

Считают, что сновидения появляются у детей после двух лет и обычно отражают пережитые ими события, страхи, боязнь наказания. Если страшные сновидения бывают причиной беспокойного сна ребенка изредка, это не должно беспокоить родителей. При частом их повторении лучше обратиться за советом и помощью к детскому врачу.

Ориентировочный распорядок дня дошкольника включает следующие составляющие (в порядке следования друг за другом) :

  • утренняя гимнастика, водные (и закаливающие) процедуры, туалет – 1 час;
  • завтрак – 30 минут;
  • игры или помощь маме по хозяйству: для ребенка трех лет – 20 минут с небольшими паузами; для ребенка четырех-пяти лет – 20 минут без перерыва;
  • прогулка – 2 часа;
  • возвращение домой, игры, общение – 20–25 минут;
  • обед – 30 минут;
  • дневной сон: для ребенка трех лет – 2 часа 20 минут; для ребенка четырех-пяти лет – 2 часа 10 минут;
  • пробуждение, полдник, не очень подвижные игры – 1 час;
  • прогулка – 1 час 20 минут;
  • возвращение с прогулки и игры с родителями или с другими членами семьи – 30–40 минут;
  • ужин – 30 минут;
  • спокойные игры, не требующие большой сосредоточенности – 30–40 минут;
  • сон – не менее 12 часов.

На основании предложенной схемы можно составить индивидуальный режим дня для ребенка с учетом распорядка в семье и индивидуальных особенностей ребенка.

Режим дня дошкольника | Социальная сеть Pandia.ru

Сетевой бизнес, одобрено вице-министром по туризму Северного побережья Доминиканы. Выстраиваем структуру. Поддержка в скайпе.

РЕЖИМ ДНЯ ДОШКОЛЬНИКА

Режим дня - это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Соблюдение режима дня - одно из важнейших условий высокой работоспособности организма человека.

При его соблюдении вырабатывается определенный биологический ритм функционирования организма, т. е. вырабатывается стереотип в виде системы чередующихся условных рефлексов. Закрепляясь, они облегчают организму выполнение его работы, поскольку создают условия и возможности внутренней физиологической подготовки к предстоящей деятельности.

Режим дня имеет гигиеническое и воспитательное значение, благодаря ему формируются культурно-гигиенические навыки и осуществляется охрана организма от переутомления и перевозбуждения. При четком выполнении режима дня у ребенка формируются прекрасные качества: организованность, самостоятельность, уверенность в себе.

Режим дня должен соблюдаться не только в детском саду, но и дома!

Режим дня должен соблюдаться не только в учебном году, но и в отпуске, летом!

Несоблюдение режима дня ведет к детским неврозам и прочим нарушениям детского здоровья!

Очень важно приучить ребенка к правильному режиму. В определенное время ребенок должен ложиться спать и вставать, в одни и те же часы завтракать, обедать и ужинать.

В режиме дня дошкольника необходимо отвести время для игр и прогулок, причем, прогулки рекомендуется чередовать с подвижными играми. В режиме дня важное место занимают питание, сон, прогулки, игры.

Устанавливая режим питания дошкольника, нужно помнить о том, что ребенок должен принимать пищу 4-5 раз в день. Завтракать надо не позднее, чем через 45 минут – 1 часа после пробуждения, а ужин планировать за 1,5-2 часа до сна. Также нужно определить время обеда, полдника и ужина, в соответствии с общим распорядком в семье.

Суточный рацион питания распределяется таким образом: Завтрак – 20-25%, обед – 35-40%, полдник – 10-15% и ужин – 20%. Не разрешайте детям перекусывать печеньем, конфетой и пр. в неположенное время.

Поговорим о режиме сна. Сон - один из важнейших составляющих режима дня и здорового образа жизни. Под понятием сон подразумевается физиологическая защита организма, потребность в нем обусловлена сложными психическими процессами.

Сон устраняет утомление и предупреждает истощение нервных клеток. Хронические недосыпания способствуют появлению неврозов, ухудшению функциональных сил организма и снижению защитных сил организма.

Режим сна детей складывается из ночного - примерно десять часов тридцать минут, и дневного сна - примерно два часа. Нормальная продолжительность сна для ребенка 3-4 лет – 13-14 часов. Часть из этого времени выделяется для дневного сна.

Дети 3-4 лет обычно днем спят 2 часа. Также нужно ещё учитывать состояние здоровья ребенка – ослабленные дети нуждаются в более продолжительном сне. На ночь укладывать детей надо в 8-9 часов вечера.

Для этого нужно создать спокойную обстановку, тогда ребенок быстро заснет.

В режиме дня дошкольника обязательно следует предусмотреть время для ежедневных прогулок на свежем воздухе. Зимой дети должны гулять на воздухе не меньше 3 часов, а летом гораздо дольше.

В режиме дня дошкольника должно быть время для разнообразных занятий и игр. Нужно чередовать шумные и подвижные игры с более спокойными.

Вечером перед сном лучше организовать спокойное занятие: складывать кубики, рисовать, лепить, можно почитать им книгу или рассказать что-нибудь. Вечером родители обязательно должны выделить время для общения с ребенком.

Примерный режим дня дошкольника 3-4 лет.

В 8. 00– подъём.

С 8.00 до 8.30 – гимнастика, умывание, обтирание.

С 8.30 до 9 часов – завтрак.

С 9 до 10 часов – игры и занятия дома (летом – на улице) .

С 10 до 12 часов – подготовка к прогулке и прогулка.

С 12 до 12.30 – обед.

С 12.30 до 15 часов – подготовка ко сну и дневной сон.

С 15 до 16.00 – подъем, гигиенические процедуры, полдник.

С 16.00 до 17.00 – игры (летом – на улице) .

С 17.00 до 18.30 – подготовка к прогулке и прогулка

С 18.30 до 19.30 – возвращение с прогулки и ужин.

С 19.30 до 20.30– спокойные занятия, вечерний туалет и подготовка ко сну.

С 20.30 – подготовка ко сну и ночной сон.

Помните - при четком выполнении режима дня у ребенка формируются прекрасные качества: организованность, самостоятельность, уверенность в себе!

Делитесь:

Материал pandia.ru

Каким должен быть режим дня дошкольника?

  • Физическая активность – основа режима дня

Одним из важнейших условий нормального и здорового развития дошкольника является правильный распорядок дня. Естественно, нельзя под этим термином подразумевать что-то строжайшее или буквально до минуты расписанное время.Режим дня дошкольника может содержать в себе и незначительные поблажки, обусловленные индивидуальными особенностями ребенка. Так, к примеру, если малыш не хочет спать в обед, то займите его чтением или каким-нибудь иным спокойным(!) занятием.

Как правило, к соблюдению режима дня дошкольника приучают в детском саду. Но если он его не посещает, то вы можете воспользоваться следующим графиком.

9:30-11:00 – игры и развивающие занятия;

11:00-12:30 – прогулка;

17:00-18:30 – подвижные игры или прогулка;

18:45 – ужин.

Конечно, вы можете что-то изменить в этом режиме дня дошкольника, учитывая его предпочтения, но незначительно. Помните, что отход ко сну у ребенка должен быть не позднее 21:00.

Какие возможны проблемы с приучением к режиму дня?

Не нужно пугаться проблем, которые могут возникнуть на этапе приучения ребенка к режиму. Это нормально и будьте готовы, что ваше чадо в первые дни воспротивится соблюдать установленный вами распорядок. Часто ребенок не хочет рано просыпаться из-за того, что он поздно ложится спать по вечерам.

Также многие дети отказываются полноценно завтракать, и эта проблема может быть связанна не с отсутствием аппетита, а с отсутствием компании за столом. Именно поэтому в детских садах, как правило, малыши не страдают отсутствием аппетита.Ну, и самой настоящей проблемой для многих родителей является то, что ребенок ни в какую не хочет ложиться в постель вечером до 21:00.

Физическая активность основа режима дня

Зачастую, все проблемы, связанные с организацией режима дня дошкольника, объясняются недостатком физической активности ребенка.Он мало гуляет, почти не играет в игры, требующие подвижности и затраты энергии, проводит много времени перед телевизором (и) или за компьютером. Просто ребенок не тратит энергию и не устает, а в связи с этим плохо спит или ест.

А ведь двигательная активность жизненно необходима не только для развития, но и для хорошего настроения ребенка. Помните, что физические нагрузки для ребенка весьма важны до обеда, потому как это хорошо скажется на дальнейшем полноценном обеде и дневном сне. Также необходимо увлечь ребенка подвижной игрой вечером, перед ужином, тогда малыш согласится улечься в кровать в положенное время.

Однако, занимаясь с ребенком теми или иными физическими упражнениями или нагрузками, нужно быть четко уверенными в том, что они ему подходят по возрасту. Например, такие нагрузки как самостоятельная езда ребенка на велосипеде, катание на коньках или лыжах рекомендуется практиковать только с 5-и лет. В более раннем возрасте кроху можно отдать на детские танцы или просто больше с ним гулять.

C уважением,ЕвгенияЛюбецкая

Режим дня дошкольников

КАЖДОМУ РЕБЕНКУ - СВОЙ РЕЖИМ!

Каждый малыш нуждается в определенных условиях воспитания, которые едины для всех возрастов, но содержание их меняется по мере того, как он подрастает. Одним из этих условий является правильная организация режима, отвечающего возрасту ребенка.

Если сон, кормление, прогулки, занятия, купание и др. изо дня в день проводятся в одно и тоже время, то организм приспосабливается к такому распорядку. Правильный режим – основа жизни ребенка, главное условие сохранения его здоровья.

Возраст до 1 года

Известно, что режим способствует созданию у детей уравновешенного, бодрого, эмоционально положительного состояния. В первые два месяца после рождения ребенок спит и бодрствует в кроватке, с третьего – его лучше выкладывать в манеж.

Очень важно, чтобы малыш ежедневно бывал достаточное время на свежем воздухе. Лучше всего, если в этих условиях вам удастся организовать дневной сон. С возрастом малыш уже меньше спит, больше бодрствует, сокращается число необходимых кормлений.

И в связи с этим постепенно усложняется его режим. Не забывайте о том, что каждый ребенок индивидуален, и в зависимости от установившегося времени пробуждения после ночного сна возможны и различные варианты режима. Однако при переходе с одного режима на другой, при введении прикорма и закаливания всегда придерживайтесь следующих правил: соблюдайте последовательность режимных процессов - сон, кормление, бодрствование; учитывайте реакцию малыша на все новое, что вы ему предлагаете; изменяйте режим постепенно, но настойчиво.

Вариантов режима у детей до 1 года несколько.

Мы предлагаем примерные варианты режима ребенка в 9-12 месяцев.

Элементы режима

Подробней на сайте olymp.com.ru

  1. вступительное слово – старший воспитатель Большакова О. Н.,
  2. страница №1 «Что такое рационально организованный режим дня?»– старший воспитатель Большакова О. Н.,
  3. страница №2 «Обеспечение двигательной активности ребенк»– инструктор по ф/К – Цыберт Н. В.,
  4. страница №3 «Организация сна ребенка» - медицинская сестра Цымлякова М. П.
  5. страница №4 «Прогулка» - заведующая Шалагина А. В.
  6. рефлексия – старший воспитатель Большакова О. Н.

Ход собрания

I. Организационная часть

Старший воспитатель:

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня пого ворим о правильном и сбалансированном режиме дня. Мы пригла шаем вас, познакомиться со страницами устного журнала.

Каждая его страница будет посвящена одному из аспектов организации режима дня ребенка в детском саду.

Старший воспитатель сообщает результаты анкетирования участников со брания, которое проводилось предварительно в письменной фор ме. Он выделяет про блемы, выявленные в ходе анализа анкет (без указания имен и фа милий) .

С помощью анкетирования (приложение №1)мне в целом удалось выявить вашу точку зрения по вопросу, нужен ли режим дня ребенку или нет. Мно гие писали:

  1. «Конечно, режим дня необходим любому человеку. Он не должен быть слишком жестким, колебания на полчаса-час в ту или иную сторону вполне допустимы. Полное отсутствие рас порядка дня негативно сказывается на здоровье ребенка, вселяет в него в будущем неуверенность и тревожность».
  2. «Вставать в определенное время и засыпать в определенное время - вот и весь наш режим. Но соблюдаем мы его неукоснитель но».
  3. «Режим дает ощущение стабильности, а это - основа формиро вания здоровой психики...».
  4. «Мы стараемся придерживаться определенного режима, хотя сын у нас сам его сформировал, и мы просто под него подстраиваем ся.».
  5. «Все бы хорошо, но режим диктует наша жизнь. Если ребенка не уложить вовремя спать, то утром он с трудом встанет в детский сад или, того хуже, в школу, а там уроки, внимательность нужна. А как сосредоточиться, если спать хочется? Вот и приходится выра батывать режим».

Воспитатель знакомит присутствующих и с ответами детей, по лученными в результате устного опроса. (приложение №2)

При анализе ответов обращает внимание родителей на зна ние (или незнание) дошкольниками режимных моментов, их после довательности, правильности, значения для здоровья (без указания имен и фамилий) .

II. Основная часть

«Что такое рационально организованный режим дня?»

Старший воспитатель:

Режим дня - это рациональное чередование видов деятельности и отдыха в течение суток с учетом возрастных возмож ностей и особенностей человека. (Обращает внимание слушателей на плакаты «Режим дня в картинках», «Примерный режим дня)

От того, как строится наш день, как сочетаются работа и отдых, достаточен ли сон, вовре мя ли завтракаем, обедаем и ужинаем, зависит не только наша работоспособность, но и самочувствие, настроение, здоровье. Организм человека называют системой, насквозь пронизанной ритмами.

Ди рижер этой системы - суточный ритм. Ритмично все: работа внут ренних органов, тканей, клеток, пульсация сердца и частота ды хания, активность мозга. В ритме все удается легче.

Регулярность, распорядок, ритмичность в жизни положительно влияют на само чувствие, настроение. Для здоровья и правильного развития детей продуманный распорядок занятий, отдыха, питания имеет большое значение.

Физиологической основой режима дня является выра ботка у ребенка динамического стереотипа ответных реакций. По вторяясь изо дня в день, определенный распорядок дня настраивает на занятия, отдых, физическую активность, тем самым облегчается выполнение всех дел.

При соблюдении режима дня у ребенка фор мируются условные рефлексы. Остановимся на основных режим ных моментах.

Страница 2

Обеспечение двигательной активности ребенка

Инструктор по физической культуре:Урбанизация населения, раз витие городского транспорта, большая занятость родителей, стрем ление некоторых из них начать обучение ребенка задолго до школы значительно снижают двигательную активность детей. А ведь дви жение - главное условие нормального роста и развития организма.

У подвижного ребенка, как правило, хороший аппетит, крепкий сон, ровное, веселое настроение, он более ловкий и выносливый. Но неверно думать, что ребенок самостоятельно научится всем дви жениям. Надо постоянно выполнять с ним различные упражнения, помогать осваивать новые движения.

Часто родители, порой даже сознательно, ограничивают подвиж ность ребенка. Им кажется, что малыш слишком шумит, их ужаса ют перевернутые стулья, царапины на мебели, запачканная одеж да.

Нередко гордостью семьи становятся инертные, тихие дети, ко торых только по недоразумению именуют «воспитанными». А руки взрослого торопятся выполнить то, что ребенок намеревался сде лать сам: застегивают пуговицы, одевают, достают с полки игрушки, а то еще и играют вместо него, оставив ему роль пассивного наблю дателя. И все под предлогом заботы: «Он маленький, слабенький, может поскользнуться, упасть», а бывает, проявляют и нетерпение: «Он слишком медленно одевается, а мы спешим».

В результате та кие родители упускают дорогое время, когда двигательные навыки прививаются детям сравнительно легко. И ребята отстают от сверст ников, становятся пассивными, чаще болеют.

Движения не только укрепляют опорно-двигательный аппарат, разви вают моторику и координацию, они обеспечивают непрерывный синтез белковых соединений в мышцах, способствуя нормальному росту.

Надо воспитывать у детей потребность в движении. Если родители не делают утреннюю гимнастику, пренебрегают активным отдыхом в выходные дни, предпочитают занять ребенка тихими настольны ми играми, то, естественно, и он будет малоподвижным. Основные двигательные навыки, которые необходимо развивать у дошколь ника, - ходьба, бег, лазанье, метание.

Важные условия занятий с детьми - максимально возможное пребывание на свежем воздухе, разнообразные движения и, глав ное - хорошее настроение ребенка. Продолжительность занятий для 6-летних составляет 20-25 минут.

Правильное физическое воспитание в сочетании с отвечающим гигиеническим требованиям режимом дня, достаточной продолжи тельностью сна и разумным питанием - залог нормального роста и развития ребенка. У детей, воспитывающихся в детском саду, день подчинен строгому распорядку с предусмотренными прогулками и подвижными играми на свежем воздухе, занятиями гимнастикой, ритмикой и т.д. Родителям остается следить за тем, чтобы дома, в выходные дни, режим в целом не отличался от установленного вдетском саду и ставшего для ребенка привычным.

Приведем примеры режимов дня дошкольников в детском саду и дома. Такие примеры помогут вам сориентироваться и выработать режим, который максимально подходит вашему ребенку.

(Показы вает «Режим дня дошкольника»)

страница №3

Организация сна ребенка

Медицинская сестра детского сада:

Во сне, как известно, даже мы, взрослые, проводим не менее трети всей жизни. А маленькие дети – значительно больше.

Сон - это очень важно. Он восстанавлива ет нормальную деятельность организма, функции нервных клеток коры головного мозга. Во время сна мозг продолжает работать, уве личиваются его кровоснабжение и потребление кислорода.

«Спать или не спать днем?» - этот вопрос становиться главным в каждой семье, где есть дети 3-6 лет. Днем дети совершенно не желают ложиться в постель, и многие родители идут у них на поводу. Правильно ли это?

Дневной сон - своего рода передышка для детского организма. Если ребе нок днем не спит, надо выяснить причину и постараться ее устра нить. Важно создавать благоприятную обстановку для сна.

Помни те, что свежий прохладный воздух является лучшим «снотворным» и оздоровительным средством, он не только ускоряет наступление сна, но и поддерживает его глубину и длительность.

Вечернее время лучше всего отвести для общения с родителями: в этом возрасте потребность в общении с мамой и папой очень ве лика. Уместно будет рассказывать ребенку поучительные истории, не всегда правдивые, но закрепляющие стереотипы поведения в различных жизненных ситуациях.

Кроме того, вечерняя процеду ра отхода ко сну - хорошая возможность показать ребенку любовь и привязанность: приласкать, обнять, погладить, пожелать спокой ной ночи, сладких снов. После такого ритуала ребенок чувствует себя защищенным и засыпает спокойным крепким сном.

Остановимся подробнее на организации детского сна. Неуравнове шенность, суетливость, забывчивость, путаница в речи, некритичность в отношении своего поведения, по мнению ученых, часто свидетель ствуют о том, что ребенок недосыпает.

Об этом же говорит привычка тереть глаза, как будто их засыпало песком. У таких детей снижена нор мальная работоспособность, нарушено течение нервных процессов.

Причина - в недооценивании значения сна для жизни и здоро вья детей до 8 лет и в образовательном учреждении, и дома, а так же неумелая его организация дома и в детском саду. Это приводит к отсутствию благоприятных условий для полноценного сна.

Сколько времени должен спать ребенок?

Ребенок 2-3 лет должен спать не менее 14 часов в сутки, 4-5-лет ним детям следует обеспечить 13-часовой сон, а дети 6 лет должны спать 12 часов.

Бытует мнение, что нет ничего страшного в том, что ребенок засы пает под звуки телевизора, разговоры. Считается, что такая спартан ская манера воспитания позволяет вырастить ребенка неизнежен ным. Но это довольно серьезное заблуждение.

Исследования показали, что в такой обстановке не может быть глу бокого полноценного сна, а следовательно, нервная система не по лучит полноценного отдыха. Ребенок становится беспокойным, без повода раздражительным, часто плачет, теряет аппетит, худеет. Иногда у детей наблюдаются вялость, заторможенность, апатия.

Наука кибернетика определяет сон как отключение мозга от сиг налов внешнего мира. Но это отключение не для бездействия и покоя, а для отбора необходимой информации и сброса ненуж ной. Известный специалист в области физиологии сна профессор A.M.

Вейн пишет: «...кратковременная память заполняется днем, а ночью содержащаяся в ней информация (не вся) медленно пере ходит в долговременную память».

Полноценный сон является наилучшим лекарством от беспо койства.

Сейчас вы получите памятку, где мы предлагаем несколько добрых советов по организации сна ребенка (приложение №3)

страница №4

Прогулка

Пребывание на от крытом воздухе - наиболее эф фективный вид отдыха, сопро вождающийся повышенной оксигенацией крови, восполнением ультрафиолетовой недостаточно сти, позволяющий обеспечить за каливание организма и увеличе ние двигательной активности.

Особенно важны продолжитель ные прогулки для детей дошколь ного возраста: зимой не менее 4-4,5 ч, а летом по возможности весь день. Ежедневная, достаточно длительная прогулка - важней шее средство оздоровления ребен ка, его полноценного и физичес кого развития.

Прогулки способ ствуют развитию детей, закаливают организм, активизируют двигательную активность и познавательные возможности. Они являются мощным эмоциональным фактором воздействия на психику ребен ка, поскольку во время прогул ки происходит общение со свер стниками, он играет, активно двигается, получает массу ин формации и опыт общения с другими детьми.

Особенно это важно для детей, не посещающих ДОУ. Если прогулка организована правильно и достаточна по дли тельности, ребенок реализует в ней около 50% суточной потреб ности в активных движениях.

Гу лять необходимо в любую погоду! Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15 °С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет - при температуре воздуха ниже -20 °С и скорости ветра более 15 м/с (для регионов сред ней полосы России) .

Длитель ность пребывания на улице за висит от сезона: в холодное вре мя и даже в ненастную погоду она должна быть не менее 3-4 ч, из этого времени 1,5-2 ч в светлое время суток. В летнее время ребенок как можно боль ше должен находиться на свежем воздухе. Время прогулки можно разделить: первая (2 ч) - до обеда, вторая (1-2 ч) - после дневного сна.

Среди детей, у которых продол жительность пребывания на от крытом воздухе, ночного сна со ответствует возрастным нормам, меньше часто болеющих, с жало бами респираторного генеза, име ющих низкие показатели массы тела и динамометрии. У детей, со блюдавших должную продолжительность прогулок, реже регист рируются склонность к тахикар дии и аллергические проявления, хронические заболевания дыха тельной, пищеварительной систем, нервно-психические расстройства.

В то же время прогулка - один из элементов режима дня, дающий возможность детям реализовать в играх свои потребности в движении. Здоровая усталость после прогулки обеспечивает прекрасный аппетит и хороший дневной сон.

Одежда должна соответствовать времени года, погоде, возра сту, полу, росту и пропорциям тела ребенка. Укутанный в большое количество теплой одежды ребе нок лишается возможности бы стро и активно двигаться, он ско ван в своих движениях, неуклюж и более подвержен простуде, чем остальные дети.

У таких детей снижается возможность приспособиться к разным климатичес ким условиям, падает сопротив ляемость к воздействию вредных микроорганизмов, что в свою очередь ведет к частым заболе ваниям. Одежда не должна стес нять движений, мешать свобод ному дыханию, кровообращению, пищеварению, раздражать и трав мировать кожу, а помогает под держивать постоянную темпера туру тела человека, ограждает от неблагоприятного воздействия внешней среды. В холодную по году одежда должна защищать организм от излишней потери тепла, в жаркую - не препят ствовать хорошей теплоотдаче.

III. Заключительная часть

Рефлексия

Старший воспитатель:

Мы познакомились сегодня с основными режимными моментами в жизни будущего первоклассника, узнали новые приемы отхода ко сну, время дневного и вечернего сна и многое другое. Важно помнить, что нет, и не может быть универсального режима дня для всех детей, при внедрении распорядка необходимо ориентироваться на потребности собственного ребенка.

В связи с этим вытекает вопрос: «Как заставить ребенка соблюдать режим?»

Так вот нельзя насильно заставлять его что-либо делать, нужно учиться понимать своего ребенка. Например, если малыш не хочет спать, есть и пр., не пытайтесь оказывать на него прямое давление, обратите все в игру.

Если же он мешает вам делать домашнюю рабо ту - вовлеките его в эту работу. Пока вы не научитесь считаться с его желаниями, ребенок никогда не будет делать то, что хотите или на вязываете ему вы.

И последнее. В каждой семье должен быть установлен определен ный, наиболее удобный для нее режим дня, которого нужно при держиваться всем членам семьи, иначе ребенок будет с недоверием относиться к доводам, приведенным родителями.

Если позволяет время, вопросы для родителей:

Что вас удивило на собрании?

Что нового о режиме дня ребенка вы узнали сегодня?

Какая идея показалась вам наиболее значимой для режима дня вашего ребенка?

Возможно, у вас возникли пожелания по организации режима дня, которые не прозвучали в ходе со брания, можете их озвучить.

Хотите ли вы в дальнейшем обсудить эту тему?

приложение №1Анкета для родителей

Как вы на это реагируете?

Себя здоровым и бодрым?

  1. Нужен ли режим дня дошкольнику?
  2. Ваш ребенок встает сам или вы его будите?
  3. Он встает охотно или с трудом?
  4. Как вы на это реагируете?
  5. Занимаетесь ли вы закаливанием собственного ребенка?
  6. Делает ли ваш ребенок зарядку?
  7. Являетесь ли вы для него в этом примером?
  8. Позволяете ли вы своему ребенку увлекаться телевизором?
  9. Гуляет ли ваш ребенок достаточное время на свежем воздухе?
  10. Каков ежедневный ритуал отхода ко сну вашего ребенка?
  11. Какие приемы вы используете для того, чтобы ребенок чувство вал

себя здоровым и бодрым?

Анкета для родителей «ЗНАЧЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА»

  1. Нужен ли режим дня дошкольнику?
  2. Ваш ребенок встает сам или вы его будите?
  3. Он встает охотно или с трудом?
  4. Как вы на это реагируете?
  5. Занимаетесь ли вы закаливанием собственного ребенка?
  6. Делает ли ваш ребенок зарядку?
  7. Являетесь ли вы для него в этом примером?
  8. Позволяете ли вы своему ребенку увлекаться телевизором?
  9. Гуляет ли ваш ребенок достаточное время на свежем воздухе?
  10. Каков ежедневный ритуал отхода ко сну вашего ребенка?
  11. Какие приемы вы используете для того, чтобы ребенок чувство вал

себя здоровым и бодрым?

Материал nsportal.ru

Режим дня ребенка с 1 до 3 лет

Правильная организация режима дня - важный фактор, влияющий на здоровье ребенка. Для ребенка раннего возраста режим является основой воспитания. На протяжении первых трех лет жизни работоспособность нервной системы ребенка постоянно меняется, поэтому целесообразна смена режима в различные возрастные периоды. В возрастной период с года до трех лет режим дня меняться трижды. Организм детей раннего возраста находится в более близкой связи с природой, чем организм взрослого человека.

Расписание имеет большое значение,как с психологической, так и с физиологической точки зрения. Маленькие дети очень легко привыкают к определенному распорядку дня. Если их кормят, укладывают спать, идут на прогулки в одно и то же время, то никаких затруднений не возникает - они не капризничают и сохраняют в течение дня спокойное и ровное настроение.

Важное место в режиме дня занимает сон. К концу 1-го года жизни общая продолжительность сна сокращается до 15 ч, но продолжительность ночного остается неизменной до 3 лет при увеличении времени бодрствования днем.

С середины 2-го года жизни дети, как правило, спят днем всего 1 раз и бодрствуют в течение двух промежутков времени по 5-6 ч.

После 2 лет малыш спит днем около 2 ч, а бодрствует 2 раза по 6 ч.

Режим дня дошкольника -- не искусственная выдумка врачей и педагогов. Он основан на точных наблюдениях над физиологией дошкольника и изменением его активности. Ребенок дошкольник в возрасте от 3 до 6 лет будет удивлять вас своим активным ростом, а также необходимостью перестраиваться на новый режим.

Дневной сон больше не является потребность для ребенка в 4-6 лет. Иногда дневной сон остается для него привычкой, иногда ребенок и вовсе отказывается от сна. Не стоит принуждать ребенка спать потому что, кто-то решил, что «так положено». Современные дети получают огромный объем информации, множество возможностей вступить в общение, и как ни странно при такой насыщенной жизни им уже требуется меньше времени на сон.

Пробуждение в 7 утра в любой день и при любой погоде (не меняйте его режим, это очень важно!).

Между пробуждением и завтраком нужно выждать полчаса, гарантируем вам - аппетит будет отличным. Завтрак лучше всего - достаточно калорийный с включением зерновых культур.

Обед ориентировочно в 13 часов. Ни в коем случае не давать ребенку перед обедом никаких сладостей и фруктов.



После обеда лучше провести время мирно: или дневной сон или тихие игры, прислушаться к желанию ребенка.

Лучшее меню для полдника - кефир, овощи, фрукту, столько сколько съест ребенок.

Ужин довольно питательный не позже чем за два часа до сна.

У детей дошкольного возраста есть довольно большая проблема с аппетитом. Это связано с тем, что вегетативные пристрастия еще не сложились, попробуйте не потакать капризам ребенка, но иметь ввиду его вкусы. При составлении меню обязательно учитывайте, какие процессы происходят в организме ребенка после разной еды:

Жиры убивают аппетит, но не прибавляют вес;

Сахар утолит потребность в новой энергии, но и сгорит без следа;

Мясо и рыба будут способствовать росту ребенка, но к ним нужно прилагать минеральные соли, которые есть в овощах;

Очень хорошо насыщают ребенка каши и картофель.

Водные процедуры

После трех лет пора научить ребенка самостоятельно умываться. Создать ребенку комфортные условия для умывания. Маленьким детям (возрасте 4-5 лет) можно объяснить, что с грязным лицом и зубами не пускаю в гости в зоопарк или в кино.

Если ребенок старше, то доказать пользу таким образом будет сложно, но напомним, что приучать ребенка в возрасте 6 лет к гигиене уже поздновато, это так и или иначе создаст сложности. После трех лет мыть ребенка можно не каждый день, двух раз в неделю будет достаточно. Если уже приучили ребенка к вечернему обливанию или душу, если нет, то поспешите это сделать.

Закаливание

Нужно продолжать те процедуры, которые понравились малышу из предыдущих опытов (обливание, обтирание), либо включать новые, например: пробежки с родителями во дворе (при любой погоде). Можно безбоязненно вывозить ребенка в теплые месяцы к морю, или разрешать малышу бродить босиком по деревенской росе и сидеть вечерами у костра. Это будет лучшим отдыхом для ребенка.

Известно, что максимальная работоспособность проявляется у ребенка от 8.00 до 12.00 и от 16.00 до 18.00, а минимальная -- в 14.00-16.00. Поэтому занятия, требующие умственного напряжения, лучше всего планировать в первой половине дня. К концу недели работоспособность ребенка падает, нарастает утомление. Особенно это касается тех детей, кто посещает дошкольное учреждение. Ничего удивительного в этом нет -- ведь в детском коллективе малышу приходится «обуздывать» свои желания и эмоции, контролировать двигательную активность. Всё это требует огромной затраты нервной энергии.

максимальная продолжительность непрерывного бодрствования -- 5,5-6 часов;

сон -- 12,5-12 часов (из них 2-2,5 часа приходится на дневной сон);

четыре приема пищи с интервалом в 3,5-4 часа.

Основные этапы дня дошкольника в зависимости от его возрастной группы

Элементы режима 3-4 года 5-7 лет

Утренняя гимнастика,

водные процедуры, туалет 7.30-8.30 7.30-8.30

Подготовка к завтраку, завтрак 8.30-9.00 8.30-9.00

Игры, посильный труд в быту 9.00-9.30 9.00-9.30

Подготовка к прогулке, прогулка 9.30-11.30 9.30-11.30

Возвращение с прогулки, игры, занятия

с родителями 11.30-12.00 11.30-12.30

Соблюдение определенного режима дня благотворно сказывается на физическом и психологическом здоровье ребенка. Организация повседневной жизни дошкольника, включающая в себя активные и тихие игры, принятие пищи и сон, сводит к минимуму риск плохого настроения и капризов малыша. Чтобы ребенок не устраивал истерики перед тем, как отправиться в постель, не отказывался от обеда и не расстраивался, уходя с детской площадки, необходимо с самых ранних лет приучать его к правильному и размеренному режиму, удобному как ему самому, так и его родителям.

Плюсы жизни по расписанию

В дошкольном возрасте малыши редко могут самостоятельно понять, насколько они голодны или устали. Задача родителей – помочь ребенку так организовать свой день, чтобы ему было комфортно. Многочисленные исследования доказали, что дети, живущие по расписанию, гораздо меньше подвержены стрессам и перепадам настроения, они намного активнее и любознательнее, нежели их сверстники, которые не приучены к соблюдению определенного порядка действий. Кроме того, завтраки, обеды и ужины в одно и то же время оказывают благоприятное воздействие на функционирование желудочно-кишечного тракта ребенка.

Организация дня ребенка – трудная, но вполне выполнимая задача, требующая от родителей внимательности, чуткости и педагогической подкованности. При создании расписания важно учитывать не только общепринятые нормы, но и индивидуальные особенности ребенка. Одни дети кушают больше, чем другие, кто-то любит проводить время, играя с конструктором, кто-то обожает активные игры в мяч, кому-то нравится плескаться в ванной, а кто-то предпочитает заканчивать водные процедуры как можно быстрее. Также нужно ориентироваться на повседневные семейные традиции – в одних семьях встают очень рано, в других же нежатся в постели до полудня.

Питание

Ребенок в возрасте 3-6 лет должен есть не менее 4 раз в день. Завтрак должен быть не позднее, чем через час после пробуждения, ужин – примерно за 1,5-2 часа до отхода ко сну. Обед и перекус между основными приемами пищи устанавливаются в соответствии с общим распорядком дня всей семьи.

Объем суточного рациона дошкольника лучше делить следующим образом: завтрак – 25 % от общего количества пищи, обед – 40 %, полдник – 15 %, ужин – 20 %. Важно следить за тем, что ребенок не перекусывал сладостями в неположенное время. Исключение можно сделать лишь в крайнем случае: например, если малыш с родителями гуляет в праздничный день по городу, где на каждом углу продают соблазнительно пышную сладкую вату и манящее мороженое.

Сон

Оптимальное количество сна для ребенка 3-6 лет – 12-14 часов. Из них часть отводится для дневного послеобеденного сна. Трехлетки и четырехлетки спят днем пару часов, дети постарше – час-полтора, не более. Важно учитывать и физическое состояние ребенка: слабые или часто болеющие дети нуждаются в большем количестве отдыха.

Отход к ночному сну нужно начинать заранее – убрать все игрушки, выкупать ребенка и уложить в теплую постель в хорошо проветренной комнате. Обстановка должна быть максимально спокойной и тихой, никакого работающего телевизора и громких разговоров.

Прогулки

Ежедневные прогулки на свежем воздухе – залог здоровья и хорошего настроения ребенка. Зимой дети должны гулять не меньше 3 часов, летом это время можно увеличить до 4 и даже 5 часов. Прогулки необязательно должны быть активными и шумными – неспешный променад с родителями по красивому бульвару или живописной набережной тоже подойдет.

Игры

Лучшее время для подвижных игр – первая половина дня и пару часов после обеденного сна. Вечером стоит отдать предпочтение спокойным домашним развлечениям – лепке из пластилина, рисованию, чтению книг и так далее.

Примерный режим дня

Приведем примерный режим дня дошкольника:

Рекомендуем почитать

Наверх