Презентация для малышей что такое фольклор. Презентация: Детский фольклор презентация на тему. Догадаться каждый рад

Песни / Мультики  31.01.2023
Песни / Мультики 

Лидия Кошелева
Презентация «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

Данная презентация была создана мною в 2012 году для подтверждения первой квалификационной категории воспитателя. Она отражает мой опыт работы и организацию пространственно-предметной развивающей среды по теме «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста ».

«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

А. С. Пушкин

«Моя радость, жизнь моя! Песни! Как я вас люблю!»

Н. В. Гоголь

«В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты мышления, характера. Через народную песню, сказку, игру, овладевая русским языком, ребенок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа.»

А. П. Усова

«…потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи

О. С. Ушакова

«…колыбельная, как форма народного поэтического творчества содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия.»

Е. Ф. Широкова

Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание. Фольклор – это создаваемое народом поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и трудовой уклад, знание жизни, природы, культуры.

Цель : использование произведений устного народного фольклора , как возможность развития речи детей раннего возраста .

Задачи :

Развивать понимание речи и активизацию словаря.

Упражнять детей в отчетливом произношении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных, звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов) .

Расширять представления детей о разных формах фольклора .

Публикации по теме:

Особую роль в развитии детей раннего возраста играют потешки. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, эмоциональное восклицание,.

Доклад из опыта работы «Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста» Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный,чем тот,.

Конференция «Роль музыкального воспитания в художественно-эстетическом развитии детей раннего и дошкольного возраста» «Роль музыкального воспитания в художественно-эстетическом развитии детей раннего и дошкольного возраста» в форме круглого стола. Составили.

Консультация для родителей «Роль фольклора в развитии детей» Понятие "фольклор" в переводе с английского языка означает - народная мудрость. Фольклор представляет собой словесное, устное художественное.

Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста Образовательная область: коммуникация. Раздел программы: развитие речи. В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества.

Словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи.

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 15 город Лабинск Роль фольклора в воспитании и обучении детей Из опыта работы воспитателя Никоновой Инны Владимировны

В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а так же непосредственно соприкасаясь с разными предметами. Это самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений.

Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом. Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой о молодежи – своем будущем. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки, потешки, которые забавляют и учат маленького ребенка. Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочку рябу, козу-дерезу, репку.

Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво.

Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии – детский фольклор.

Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный педагог К. Д.Ушинский. В 60-х г. XIX в. в журнале “Учитель” появились публикации произведений детского фольклора и их анализ с точки зрения физиологии и психики ребенка. Тогда же началось систематическое собирание народных произведений для детей.

Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей. С их помощью можно развивать: фонематический слух грамматический строй речи звуковую культуру речи. обогащать словарь

А.П.Усова считает, что потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи.

В.А.Сухомлинский считал, что сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.

Таким образом, педагоги и психологи прошлого считают фольклор одним из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Они отмечают, что знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в нравственном и речевом развитии.

Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

Колыбельные песни Они, наряду с другими жанрами, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей раннего возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька". Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. В колыбельной - не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя».

По мнению Широковой Е.Ф., колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

С помощью потешек, народных песенок можно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания - наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, а затем будет способствоать формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.

Я считаю, что потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.

Таким образом, словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития младших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Дети в основном пользуются в речи короткими фразами, только 55 % детей при общении со взрослыми пользуются трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения. Повторить за взрослым предложения из 3-4 слов смогли только 35 % детей.

Иногда мы наблюдаем, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у ребенка остается недостаточно времени. А ребенок должен играть. И прав тот педагог, кому близко высказывание: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего - и легче всего в игре. Это говорит о том, что он хорошо знает и правильно организует воспитательно-образовательный процесс

В связи с этим были поставлены задачи: Знакомить детей с устным народным творчеством. Учить внимательно слушать, и запоминать художественные произведения, отгадывать загадки, принимать участие в драматизации сказок. Заучивать потешки. Воспитывать уважительное отношение к взрослым и сотрудникам детского сада. Воспитывать дружеские чувства и гуманное взаимоотношения между детьми. Воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, одеванию, приему пищи и т.д. Воспитывать любовь к живому.

Для реализации поставленных задач разработан перспективный план работы с детьми по развитию речи с использованием фольклора. План разрабатывался в соответствии с учетом тематического принципа построения образовательного процесса, таким образом, чтобы проводимая работа способствовала решению общих задач. Тема Фольклорный материал потешки Загадки, речевые игры подвижные игры театрализация Сентябрь Части тела Разучивание потешки «Водичка -водичка» Цель: учить получать радость от чтения новой потешки Игра «Дарики, летели комарики» Цель: закрепить названия частей тела человека П/и «Здравствуйте ручки» Цель: закрепить названия частей тела. Семья Разучивание потешки «Это вся моя семья.» Цель: закреплять знания детей о членах семьи П/и «Каравай» Цель: учить выполнять движения в соответствии с текстом. Настольный театр «Курочка ряба» План работы с детьми по теме «Устное народное творчество в развитии речи детей»

Я руководствовалась следующими принципами: Принцип активности и посильной самостоятельности. Принцип познавательной активности Принцип наглядности Принцип поэтапности Принцип вариативности

Третий год жизни является самым благоприятным для развития речи ребенка. Основная задача развития речи ребенка - овладение нормами и правилами родного для него языка. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому я решила использовать фольклор в воспитании детей.

В своей работе я выделили два направления: Использование фольклора в организованной образовательной деятельности: коммуникация и чтение художественной литературы. Использование фольклорных произведений в совместно-партнерской деятельности.

Жанры детского фольклора, используемые в работе: колыбельные песни; потешки; прибаутки; заклички; приговорки; детские игровые песни (считалки, дразнилки, песни для детей об окружающей их жизни); народные игры.

Широко используется фольклорный материал в развитии речи детей. В программный материал включены такие виды фольклорных жанров как пестушки, потешки, загадки, сказки. Потешки подобраны по всем лексическим темам, с которыми должен ознакомиться ребенок третьего года жизни.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Организованную образовательную деятельность с использованием русского фольклора мы рассматриваем не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, и иногда и некоторого баловства - вот в чём приоритет фольклорных игр.

Как известно, малыши отличаются непроизвольностью действий, неспособностью к самоорганизации, сдержанности, их внимание неустойчиво. Поэтому при чтении произведений используем все средства выразительности речи: мимику, жесты, силу голоса, тембр, стараемся прочесть эмоционально, ведь дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых, они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Используем наглядные средства (игрушки, картинки, пособия), с помощью которых создается развернутая картина действий и результата. Пояснения лаконичные, четкие, сжатые (иначе за потоком слов потеряется смысл текста) подкрепляются показом наглядного дидактического материала.

На конструировании строим домик (избушку), обыгрываем ее приговаривая: «Кошка в окошке рубашку шьет», «Курочка в сапожках избушку метет». На лепке - лепим оладушки, обыгрываем потешкой «Ладушки-ладушки испечем оладушки». Используем малые формы фольклора в разных видах деятельности.

Таким образом, использование малых форм фольклора, способствует: Умению внимательно слушать, и запоминать художественные произведения, отгадывать загадки, принимать участие в драматизации сказок. Развитию памяти. Воспитанию уважительного отношения к взрослым и бережно го отношени я друг к другу.

Потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами. Правильно подобранная потешка, помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока ещё чужому для него человеку. В общем, отвлечься и успокоиться.

Для выполнения этих задач подобрала серию потешек, пестушек, попевок, прибауток. При подборе обращала внимание на то, чтобы они были просты, коротки, с чётким ритмом, побуждали к действию, движениям. Они удовлетворяют рано возникающую у ребёнка потребность в художественном слове, в ритмических движениях. Кулачки сложили, Кулачками били: Тук-тук, тук да тук, Тук-тук, тук да тук. (стучим кулачками друг о друга) Ладушки-ладошки, Хлопали в ладошки, Хлопали в ладошки, (хлопаем в ладоши) Отдохнем немножко. (руки на колени).

Так, во время умывания используем потешку «Чистая водичка, моет Егору личико». Ритмичные слова вызывают у ребят радость, они с удовольствием подставляют руки под струю воды. А некоторые самостоятельно пытаются подтянуть рукавчики.

Помогает потешка и в процессе кормления. Чтобы вызвать у детей желание есть, произносим: «Умница Катенька, ешь кашку сладеньку, вкусную, душистую».

Не все дети охотно ложатся в постель, некоторые испытывают чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость в дни пребывания ребёнка в детском саду. Таким детям ласково поем песенки «Баю, баюшки, баю».

Одевание - сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот, для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, мы вместе с няней проговариваем потешку: «Вот они - сапожки». «Шапка, да шубка, вот и весь Мишутка»

1 из 11

Презентация - Классификация детского фольклора

2,364
просмотра

Текст этой презентации

Классификация детского фольклора
Ялынычева М. А.

Детский фольклор - это
Произведения, перешедшие к детям из устного творчества взрослых и сочиненные самими детьми.

Жанры детского фольклора
«Детский фольклор представляет специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально – поэтических жанров фольклора» М.Н. Мельников

Г.С. Виноградов
5 основных разделов детской народной поэзии: игровой потешный сатирическая лирика бытовой календарный
Поэзия пестования – особая область фольклора взрослых. Он относил к детскому фольклору только сказки, созданные самими детьми.
колыбельные песни или байки произведения, связанные с игровыми действиями - произведения, которые занимают детей словесным содержанием и исполняются независимо от игровых действий
Теоретически обосновала деление детского фольклора по возрастной градации детей. К детскому фольклору она относила и материнскую поэзию.
О.И. Капица

Структура детского фольклора
Произведения устного народного творчества, созданные специально для детей. Произведения устного народного творчества, сочинённые самими детьми. Произведения, перешедшие из устного народного творчества взрослых.

Виды детского фольклора:
«Поэзия пестования» («материнская поэзия») колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки. Календарный – заклички и приговорки. Игровой – игровые припевы и приговоры, жеребьёвые сговорки, считалки, дразнилки, поддёвки, скороговорки, перевёртыши. Дидактический – скороговорки, загадки. Пословицы и поговорки.

«Поэзия пестования» «материнская поэзия»
Колыбельные песни («баять, говорить, шептать, заговаривать») – произведения УНТ, песни, помогающие укачать, усыпить ребёнка. Пестушки («пестовать» – «няньчить, растить, ходить за кем-либо, носить на руках, воспитывать») – короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождаютдвижения младенца в первые мясяцы жизни. Потешки – песни, сопровождающие игры ребёнка с пальцами, ручками, ножками. Прибаутки – песенки, напоминающие маленькие сказочки в стихах.

Календарный детский фольклор
Заклички («закликать» «звать, просить, обращаться») – обращение к солнцу, радуге, дождю, слова, которые выкрикиваются хором нараспев. Приговорки – обращения к живым существам (к мыши, улитке, жучкам), произносимые каждым ребёнком поодиночке.

Игровой детский фольклор
Игровые припевы, приговоры – рифмованные стишки, содержащие условия игры, начинающие игру или связывающие части игрового действия. Жеребьёвая сговорка – рифмованное обращение к «маткам», с целью разделения на команды. Считалка – рифмованный стишок, состоящий из придуманных слов с подчёркнуто строгим соблюдением ритма. Дразнилка - рифмованное прибавление к имени. Поддёвка – малый фольклорный жанр юмористического содержания, основанного на игре слов. Небылицы перевёртыши, нелепицы. Это разновидности прибауточного жанра.

Дидактический фольклор
Скороговорка – быстрое повторение труднопроизносимых слов и фраз. Пословица – меткое народное изречение, состоящее обычно из двух частей. Вторая часть поясняет первую. Поговорка – меткое изречение, лишенное поучительного смысла. Загадка – жанр фольклора, в котором указывается на отличительные признаки и свойства, присущие только загадываемому предмету.

1 слайд

«Детский фольклор – не случайное собрание бессвязных явлений и фактов, представляющее собой «маленькую провинцию» фольклористики, интересную для психолога и представителя научной педагогической мысли или преподавателя-практика и воспитателя; детский фольклор – полноправный член в ряду других, давно признанных отделов фольклористики» Г.С. Виноградов

2 слайд

Тема проекта: Детский фольклор как своеобразное видение мира и особый вид устного народного творчества.

3 слайд

4 слайд

Проблемные вопросы В чем отличие детского фольклора от взрослого? Жанровое своеобразие детского фольклора? Какие сферы детского бытия обслуживает детский фольклор? Общее и различия в поэзии считалок и жеребьевок? Для чего нужны скороговорки? На что направлены загадки, головоломки и затейливые вопросы? Зачем дети рассказывают страшилки? Как детский фольклор организует сферу дружбы?

5 слайд

Дидактические цели проекта Находить нужную информацию с использованием Internet-ресурсов; Работать в команде над решением единой проблемы; Планировать и реализовывать реальную проектную деятельность; Формирование исследовательских навыков учащихся в применении компьютера для анализа фольклорных текстов; Формирование умений выделять жанровые особенности фольклорных произведений; Формирование грамотности в области детского фольклора; Совершенствование прикладных навыков работы с персональным компьютером в аспекте литературоведческих исследований.

6 слайд

Методические цели проекта формировать умения учащихся свободно ориентироваться в жанрах детского фольклора; формировать умения выделять специфику каждого жанра; формировать способность к сочинительству; формировать устойчивого интереса к устному народному творчеству; формировать желание собирать фольклор.

7 слайд

Описание проекта Проект проводится в рамках учебной программы в 6 классе и рассчитан на одну учебную четверть. Проектная деятельность выполняется по ходу изучения темы «Детский фольклор» и является итоговой в ее изучении, являясь самостоятельной работой учащихся. Данный проект помогает ученикам систематизировать полученные знания. В ходе работы над проектом учащиеся делают самостоятельные обобщения и выводы, проводя определенные наблюдения. Работа над проектом ведется как на уроках литературы, так и во внеурочное время VIZITKA

8 слайд

Основная идея проекта Данный проект предполагает привлечение интереса учащихся к устному народному творчеству посредством изучения детского фольклора, наиболее близкой шестиклассникам области народного творчества. В ходе реализации проектной деятельности учащиеся учатся анализировать произведения фольклора, выделять специфические особенности фольклорных жанров, выявлять жанровые связи и различия. Учащиеся активно приобщаются к собиранию произведений устного народного творчества. Но самое главное, что в ходе проекта раскрывается творческий потенциал ребенка. Учащиеся сами сочиняют произведения детского фольклора, учитывая все жанровые особенности. Кроме того, дети учатся работе с текстом с помощью компьютера (например, оформляют школьные газеты). Таким образом, данный проект рассчитан, прежде всего, на сочетание исследовательской деятельности с раскрытием творческих способностей.

9 слайд

Этапы и ход работы 1 урок – организационный момент, знакомство с целями проекта и его выполнением, распределение обязанностей среди учеников. 2 - 4 урок – выявление особенностей детского фольклора, его отличие от взрослого фольклора, подготовка учащихся к выполнению презентации. 5 – 12 урок - выявление жанровой специфики детского фольклора, разбор отдельных жанров, подготовка учащихся к выполнению публикаций и веб-сайта. 13 урок - предзащита презентации и публикаций. 14 урок - предзащита веб-сайта. 15 урок – выполнение теста. 16 урок – защита проекта.

10 слайд

Темы исследований учащихся Свирщук Витана, Чернышова Анастасия, Мкоян Тигран – презентация «Добро пожаловать в мир детского фольклора» Королев Андрей, Королева Кристина, Неклюдов Олег, Борисова Юлия – бюллетень «Алло, мы ищем таланты…» Джабадари Вахтанг, Орлов Михаил – буклет «Страшное в жизни ребенка» Джабадари Вахтанг, Королев Андрей, Шилкина Анастасия, Сычева Анастасия – веб-сайт «Увлекательный детский фольклор»

11 слайд

Критерии оценивания Критерии оценки презентации Критерии оценки публикаций Критерии оценки web-сайта Результаты проектной деятельности

12 слайд

Итоги проекта В результате выполнения проекта все работы были защищены на отлично. Качество работы учащихся составило 100 %. В ходе работы над проектом практически все знания ученики получали исследовательским путем, в результате чего и был получен высокий процент качества. Благодаря проектной деятельности у детей начал вырабатываться устойчивый интерес к литературе и анализу фольклорного произведения, а также учащиеся класса решили выпускать ежемесячную газету «Алло, мы ищем таланты…». Проектную деятельность учащиеся намерены продолжать при изучении и других произведений.

Рекомендуем почитать

Наверх