Сценарий и презентация мероприятия "праздник русской березки". Классный час в начальной школе "праздник русской березки" Позабавят от скуки

Логопедия 17.11.2019

Праздник русской березки. Сценарий

Автор: Вахтерова Татьяна Борисовна, учитель начальных классов
Место работы МБОО « Ямашинская СОШ» Республика Татарстан с. Ямаши

Сценарий праздника русской березки

И как тут не сказать, друзья,
Что для меня берёзка эта –
Мой край родной и песнь моя.
Дети исполняют хоровод “Во поле берёза стояла”
Рассказчица: Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы вместе с вами встретить праздник, который издавна встречали в России, связанный с почитанием растительности. Из века в век главная роль отводилась белоствольной зеленокудрой берёзе. Это время девичьих хороводов, завивания берёз ленточками, у которых кумились подружки, пора таинственных гаданий на “урожай”, “судьбу”. Издавна русский народ славился трудолюбием. Прежде чем берёзку завивать, нужно было рано с зорькой подняться, по воду сходить.
Девочка с атрибутами – коромыслом и ведёрками – выходит на середину зала.
Инсценируется песня “Пошла млада за водой”
Звучит таинственная музыка… Из-за домика появляется Леший.
Леший: Я – Леший мужик, конопляный шлык. Моховая борода, лыком связанная. Кто здесь шуметь изволит, кто Лешего-то беспокоит?
Рассказчица: Конец зиме, Леший. Дети весну встречают. Полно Зимушке зимовать, пора матушке Весне наступать.
Леший: Конец зиме! Ура! Ура! Пришла, пришла весны пора!
И лес от спячки просыпается, в наряд зелёный одевается.
И солнце греет всё теплей, запели птицы веселей.
Под щебет птичий сладко спится, вы ж продолжайте веселиться.
Сторожку Леший отсторожил, ныряй в дупло и спи.
Ложится у домика. Издалека слышится песня Берёзки “Придите вы, девицы”. (фонограмма.) Хромая, входит Кикимора
Кикимора Ишь, распелась, раззеленелась, завивать зовёт. Да не бывать этому! (Подходит к Лешему): Вставай, лентяй, поднимайся лежебока!
Леший (подпрыгивает) : А? Что? Где?
Кикимора: Скорей, Леший, пойдём к берёзке, сейчас её девицы завивать придут.
Леший: Вот здорово!
Кикимора: Что хорошего? Подумай-ка своей деревянной головой. Песни тут распевать начнут, спать тебе не дадут, и не будет нам покоя.
Леший: Что же делать?
(Кикимора под руку выводит Лешего на середину зала).
Кикимора: Мы пойдём, пойдём погуляем, Леший, а?
Леший: Погуляем!
Кикимора: Белую берёзку заломаем?
Леший: Заломаем!
Кикимора: А потом её закопаем!
Леший : Правильно! Закопаем! (убегают).
Рассказчица: Скорее, девицы, скорее, красавицы, идите берёзоньку завивать!
Девочка: Пойдёмте мы, девицы, в луга - лужочки, завивать веночки! На годы добрые!
Девочки (поочерёдно): Скворушка, прилетай, себе домик выбирай! На дереве высоком, с крылечком широким! Ты почаще свищи, да позвонче дуди, звонки песни выводи!
Слышится пение птиц (звуковой эффект). Девочки ходят среди берёз, слушают пение птиц.
Рассказчица : Берёзка к себе гукала, добрых гостей зазывала.
Выходит Берёзка: Ходите, девушки, ко мне гулять! Меня, белую берёзу украшать! А я сама к вам согнусь, в зелёные венки повьюсь.
Дети исполняют хоровод “Как пошли девицы во луги гулять”
(Девочки ленточками завивают берёзку).

Берёзка: Кумушки, голубушки, кумитеся, любитеся!
Девочки: Покумимся, кумушки! Чтобы нам не браниться, вечно дружиться. (троекратно целуются через веночки).
Возвращаясь из леса, девочки: Уж мы, девушки, дело сделали, Уж мы белую берёзоньку завили.
1 девочка: Уж мы первый веночек – за батюшку.
2 девочка: Уж второй-то венок – за матушку.
3 девочка: А третий венок – за саму себя.
Направляются к реке (запись – шум реки).
1 девочка:
Пойду – выйду я на реченьку,
Стану я стану на крутом берегу,
Кину я кину веночек на воду,
Отойду подале, погляжу:
Тонет ли, не тонет ли венок мой на воде?
(пускает веночек в воду).
2 девочка: Чей веночек плывёт?
1 девочка: Мой!
2 девочка: А где Сима? Ау!!!
Сима: Ау!!! Девочки! Посмотрите, какие грибочки я нашла!
(Девочки подбегая): Какие же это грибочки? Это же мухоморы!
(Мальчики – мухоморы снимают шапочки, встают, выставляя ногу на пятку, показывают себя в грудь)
: Это мы – то мухоморы?
Мальчики приглашают девочек на русский танец. Дети исполняют “Кадриль” муз. В. Темнова
Дети (с места, по очереди):
- Федул, что губы надул?
- Кафтан прожёг.
- Починить можно?
- Да иглы нет.
- А велика ли дыра?
- Остались ворот да рукава!
- Ты пирог ел?
- Нет, не ел.
- А вкусный был?
- Очень!
Кикимора и Леший под огромной шляпой мухомора подползают к Берёзке (снимают шляпу).
-Ага! Попалась!
Берёзка: Ой, девицы-красавицы, спасите! (убегает, прячется за детьми)
Кикимора: Отдайте Берёзку по добру, по - здорову! (Дети не отдают).
Кикимора грозит палкой: Всё равно я вас перехитрю и Берёзку в лес уведу!
Рассказчица: Мы тебя, Берёзка, в обиду не дадим, пойдём с нами песни петь, хороводы водить.
Хоровод “Деревенский хоровод”
Берёзка: Спасибо, родимые, что в беде не оставили, защитили Берёзку! А сейчас я хочу поиграть с вами. Я буду вам петь прибаутки о летающих птицах и насекомых, а вы все должны говорить слова: “Летят, летят” и при этом поднимать руки. Кто из вас будет невнимателен и поднимет руки по ошибке, тот выходит из игры.
Поёт: 1. Грачи летят, на всю Русь кричат: У-гу-гу, мы несём весну!
(Берёзка поднимает руки вверх, показывает, как летят грачи. “Летят, летят!” - кричат дети и поднимают руки).
2.Журавли летят, на всю Русь кричат: у-гу-гу, не догнать нас никому!
3. Поросята летят, полосаты, визжат: хрю-хрю-хрю, надоело нам в хлеву!
Летят! Летят! (вбегая, кричат Кикимора и Леший), одновременно машут руками.
Рассказчица: Так это вы хотели весь праздник нам испортить, и Берёзку в лесную глушь увести? Уходите! Уходите!
Кикимора и Леший: Вы нас, дети, не гоните. Вы простите нас, простите. Будем с вами мы дружить, будем лес ваш сторожить! Мы мириться к вам пришли и подарки принесли.
(Раздают детям деревянные ложки. Говорят детям, что они сами их вырезали и просят детей станцевать с ними).
Дети (поочерёдно): Эх, топну ногой, да притопну ножками. Развесёлый у нас будет танец с ложками!
Дети исполняют “Русский танец”
Рассказчица: Вот так весело праздновали этот праздник на Руси. (Угощает детей печеньем в форме птиц).
Давайте же стараться жить так, чтобы Земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы на ней цвели цветы, пели птицы, журчали чистые родники и шелестели белоствольные берёзы…

Праздник русской березки

Цель:

- формировать представление о народной культуре, обычаях и обрядах, толерантность;

Совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей детей средствами русского фольклора;

Развивать творческую самостоятельность в создании художественных образов, используя русские народные песни, потешки, загадки, танцы, стихи.

Место проведения: школьное фойе, открытая площадка у школы.

Возрастная группа: разновозрастные отряды школьников младшего и среднего возраста.

Подготовка к мероприятию:

  1. Беседа с показом слайдов: «Троица. Семик».

Беседу проводит учитель для всех детей, где рассказывает об истории возникновения праздника, обычаях и обрядах на Троицу, о поверьях и особенностях празднования Троицы в нашей местности. (Cм. приложение)

2. Каждый отряд готовится к мероприятию самостоятельно

Дети наряжают берёзку и готовят танец – хоровод «Во поле берёза стояла»;

Раскрашивают заранее сваренные яйца, дар берёзке;

Готовятся к выразительному чтению стихов и прозы о берёзке;

Плетут венки и готовят другие элементы костюма.

Игру по теме.

  1. К Т Д «Праздник русской берёзки»

Ход мероприятия:

(Звучит песня Любэ «Берёзы».)

Ведущий читает стихотворение К. Симонова:

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната,

Уже занесена в твоей руке

И в краткий миг припомнить разом надо

Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь родину - такую,

Какой ее ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трем березам,

Далекую дорогу за леском,

Речонку со скрипучим перевозом,

Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли,

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть... Но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать.

(Продолжает звучать песня)

Ι. Представляет своё выступление один из отрядов (ПЛК - прикольный лагерный канал):

1 . ГИМН БЕРЕЗЕ (Светлана Герасимова)

Если мне воспеть берёзу

Свыше дан наказ,

Я её святые слёзы

Воспою для Вас.

Я её печальный облик

В рифму облеку,

Шёпот листьев, птичий оклик.

Раны на веку...

Как светло-то на просторе.

Дивный свет струит;

На высоком косогоре.

Милая, стоит...

Подойду я и, любуясь,

Косоньки ветвей

Соберу-ка в прядь тугую...

Вей же, ветер, вей!

Нe сломить березу в бурю

Коль душа алмаз,

Даже средь осенней хмури

Радуешь ты глаз!

В зимнем сне, в мороз трескучий.

На краю села.

На обрыве-то, над кручей,

Как же ты мила!

А весною... Боже правый!

Красивее нет!

Молодых листочков нежен,

Изумруден цвет!

Ты в любое время года

Чудно хороша

И для русского народа

Ты его душа!

  1. Люблю березку русскую. (С. Прокофьев)

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В беленом сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками

С зелеными сережками.

Люблю ее нарядную

Родную, ненаглядную.

То яркую кипучию,

То грустную плакучую.

Люблю березку русскую,

Она всегда с подружками,

Под ветром низко клонится,

И гнется, но не ломится.

  1. Северная берёза (Н. Рубцов)

Есть на севере берёза,

Что стоит среди камней.

Побелели от мороза

Ветви черные на ней.

На морские перекрестки

В голубой дрожащей мгле

Смотрит пристально берёзка,

Чуть качаясь на скале.

Так ей хочется “Счастливо!”

Прошептать судам вослед

Но в просторе молчаливом

Кораблей всё нет и нет...

Спят морские перекрёстки,

Лишь прибой гремит во мгле.

Грустно маленькой берёзке

На обветренной скале.

  1. Девочки водят хоровод вокруг берёзки под музыку «Во поле берёза стояла»
  2. Секреты горы Трех Братьев

(В достатке, но без счастья)

Медведь. Еще задолго до прихода русских переселенцев на Урал, не менее чем 10.000 лет назад, на берегах реки Чусовой жили племена вогулов.

Они свято верили во всемогущество жившего тогда огромного дикого Медведя, которого вогулы считали своим предком и главным покровителем.

Перед уходом в мир иной Медведь собрал все свои силы и оставил в память о себе след одной лапы на камне в горах Трех Братьев. След этот сохранился до сих пор …

Уходя из жизни, Медведь завещал вогулам, что если они будут испытывать необходимость в его помощи, то нужно соблюсти три условия:

первое: разбудить Дух их предка на небесах,

второе: приложить руку к следу Медведя на камне,

третье: высказать свое желание.

Если все это будет сделано, то желание обязательно исполнится.

Идолы. Многие пытались обратиться к Духу Медведя на небесах. Но разбудить его долго не удавалось никому. Тогда вогулы решили поставить в разных трудно- доступных местах деревянных идолов. На пути к ним ставились самострелы, ловчие петли, выкапывались ямы-ловушки, чтобы иноверцы не смогли пробраться к священным божкам.

Эти божества стояли в шапках, наряжены были в дорогие меха, к их одежде прикреплялись медные бляшки в виде зверей и птиц.

Вогулы наделили идолов способностью петь песни, которые могли бы разбудить спящий Дух Медведя, что вело к сошествию его с небес на землю.

Чужаки прозвали идолов словом «шайтан», что означало «злой дух», «черт». Вогулы тоже со временем признали это слово, не вдаваясь в смысл его перевода с тюркского. Со временем на Урале появилось много рек, ручьев, гор и урочищ с названием «Шайтанка», «Шайтанское», что означало «святая», «святое».

Чаши. Первое время песни идолов далеко не всегда доходили до Духа Медведя, и он редко спускался с небес на землю. Вогулы решили, что они плохо просят идолов об этом. Их нужно чаще и лучше поощрять, приносить им жертвы. Тогда их, идолов, песни будут звучать громче и внятнее. Тогда Дух Медведя обязательно их услышит и поймет.

История умалчивает каким образом в этих местах появилась гора Три Брата. Эта вершина находится вблизи Исетского озера, в 3-х километрах ходьбы от Шайтанского завода. Эти каменные Братья состоят из больших сложенных друг на друга валунов высотой в 6, 10 и 15 метров. На вершине каждой глыбы расположены совершенно плоские чаши.

Сюда, в эти чаши, вогулы и приносили жертвы для идолов, чтоб те как можно громче и внятнее пели песни для пробуждения Духа Медведя, приглашая его спуститься с небес на землю.

Шайтанский завод. В 1732 году Василий Никитич Демидов на одной из «святых» речек Урала, правом притоке реки Чусовой пустил в действие Шайтанский металлургический завод (ныне г. Первоуральск Свердловской области). В свое время этот завод вместе с Каслинским и Кыштымскими заводами входил в состав Кыштымского горного округа.

Маша и Макар. В семье доменного рабочего этого завода выросла дочка неописуемой красоты. Волосы русые, глаза голубые, сама стройна, говорит тихо, складно и правильно, умна не по годам и по дому хозяйка. По воскресеньям после посещения церкви любила Маша прогуляться к околице, к березовой роще. Разговаривала Мария с березами, как с подругами, обнимала и целовала их.

Но была у красавицы одна причуда … Хотела девушка из простой рабочей семьи выйти замуж за сына владельца завода.

В этом же заводе, в другой семье поденного работника подрос парнишка. Макар незаметно из мальчишки превратился в стройного юношу. Был скор и трудолюбив, на все дела мастер.

Не раз он беседовал с Машей в березовой роще, подарил ей красную яшму с четко видимым узором в виде сердечка. Говорят, что цветной камень яшма приносит счастье. Много раз мечтал Макар, чтобы Маша обнимала и целовала его, как делала девушка с березами. Но всегда, как только Макар пытался приблизиться к ней, Маша отказывала ему в этом.

Не раз другие молодые люди засылали сватов к родителям Марии, но получали всегда отказ. Отец с матерью упрекали дочку: «Лучше бы ты обнималась и целовалась с парнями, а не с березами. Глядишь, и выбрала бы себе жениха».

Любовное желание. Однажды повстречал Макар бывалого охотника, сказал о своей печали. Добрый человек посоветовал ему сходить на Исетское озеро, у которого живет правнучка бывшего местного шамана. Может она чем-то поможет, что-то подскажет.

Отправился парень на Исетское озеро. Нашел вогульскую правнучку и поведал ей любовную грусть. Пожалела бабушка Макара и рассказала ему, что сделать, чтобы сбылась его мечта.

Юноша поймал рыбку, добыл зверька, подстрелил птичку и отправился на гору Три Брата. В чашу Меньшего Брата, повелителя воды, молодой человек положил рыбку. В чаше Среднего Брата, властелина земли, оставил зверька. А в чашу Старшего Брата, покровителю небес, преподнес птицу.

После этого послышался рев Духа священного зверя Медведя. Макар подошел к валуну, на котором был отпечаток ступни косолапого. Приложил руку к отпечатку и попросил исполнить свое любовное желание: «Хочу, чтобы Мария сама меня обняла и поцеловала».

Три раза сверкнула молния. Макар исчез. Но в березовой роще, что возле Шайтанского завода, появилась еще одна стройная Береза. Так священный Медведь повелел выполнить просьбу юноши. Мария, как обычно, после службы в церкви, пришла проведать деревца. Обняла и поцеловала Макарушку-Березку, поговорила с ним. Так сбылась мечта парня, полюбившего красавицу.

Судьба Марии. Ушел от нас Макар. Мария же осталась. По заводскому поселку пошли недобрые слухи. Ребята стали обходить Марию стороной. Девушка стала грустной, никто не видел ее улыбки, люди не улыбались ей.

Вышла Маша замуж за богатого купца-вдовца, который был гораздо старше ее. Часто муж находился в разъездах, подолгу пропадал на ярмарках. Детей они не нажили. Купец отписал наследство своим сыновьям от первой жены. Прошли годы. Мария схоронила мужа. Ушла от женщины молодость, увяла красота, выпали зубы. Так и прожила Мария жизнь в достатке, но без счастья.

Ранее, до Гражданской войны, люди приметили, что если жених с невестой после венчания взявшись за руки, обоймут и поцелуют Макарку-Березку, то семья была у них крепкой и счастливой.

Зеленеет и сейчас листвою та Береза …

ΙΙ. Представляет своё выступление второй отряд (ДТП – дружные ТелеПузики)

  1. Берёзы России (А. Дементьев)

Березы в ночи – как улыбки…

Вот так улыбается Русь

Сквозь беды свои и ошибки,

Сквозь майские грозы и грусть.

Березы – как давние даты,

Что все еще в сердце остры.

Похожи на русских солдаток

Березы военной поры.

Светлы, величавы и строги,

С Россией сроднившись судьбой,

Стояли у каждой дороги,

Солдат провожая на бой.

Бежали за поездом следом,

В снегу утопая по грудь…

Зимою бежали и летом.

И был нескончаем их путь.

Собой партизан укрывали,

Плечом подпирали жилье.

Бойцам на коротком привале

Тепло отдавали свое.

Березы – разлуки и встречи,

Печаль над безмолвием трав…

Люблю ваши сильные плечи

И тихий приветливый нрав.

Березы, березы России –

Вы все вместе с нами прошли.

И нету конца вашей силе,

Идущей от русской земли.

  1. Березка (Степан Щипачёв)

Её к земле сгибает ливень

Почти нагую, а она

Рванётся, глянет молчаливо,-

И дождь уймётся у окна.

И в непроглядный зимний вечер,

В победу веря наперёд,

Её буран берёт за плечи,

За руки белые берёт.

Но, тонкую, её ломая,

Из силы выбьются... Она,

Видать, характером прямая,

Кому-то третьему верна.

  1. (С. Ромашина)

Под ветром клонится берёзка русская,

Как ангел чистая, как лебедь грустная.

Как правда - белая, как ВЕРА строгая,

Как осень рыжая и длинноногая.

А ветер бесится, в кудрях цепляется,

Впотьмах берёзоньку раздеть пытается.

Обнявши деревце, юлою вертится,

И в тонких пальчиках угрюмо шепчется.

Берёзка клонится, но не ломается,

И все с бродягою шутить пытается.-

-"Ах, ты навязчивый, зачем цепляешься,

Ведь я раздетая, не буду нравиться."

Но пуще - прежнего, он в грёзах розовых,

Срывает золото с кудрей берёзовых.

Целует листики, на крону стелется,

На чувства девицы, с тоской надеется.

-"Ах, ветер вольный мой, уймись в желаниях"

Берёза молвила, в пылу страдания.

-"Гуляй и радуйся на вольной - волюшке,

А мне милей моя - святая долюшка.

Я символ Родины, любовь народная,

Не укротить меня, мечтой холодною.

Я очень гибкая, я не покорная,

Хочу всегда стоять, как РУСЬ свободная!"

  1. Девочки водят свой хоровод вокруг берёзки под музыку «Во поле берёза стояла»
  2. Берёзка (Л.и. Горошина)

Стояла в поле одинокая березка. Она была совсем юная и ничего не знала. Березка не знала, откуда она и что делается, там за горизонтом. Она видела лишь голубое небо, солнце, да зеленую траву, что росла рядом. Травинки все время перешептывались, а так как березка была намного выше их, то конечно и не слышала, о чем они шептались.

Весной у Березки вырастали зеленые листочки, а осенью они желтели и ветер их уносил куда-то. И Березка сразу понимала, что скоро наступит зима. Она знала это от птиц. Птицы часто прилетали, вернее они не к Березке прилетали. Они летели мимо и останавливались передохнуть. И Березка была этому рада. Ведь только от птиц она могла узнать новости. Так она узнала, что где-то растет дуб, большой, могучий. Он раскинул свои ветви так широко, что закрывает от ветра все молодые деревья. Еще она узнала, что где-то растет красавица рябина. Об этом ей рассказали дрозды. Они летают к рябине каждую осень, и лакомятся ягодками. Ягодки такие вкусные, что дрозды еще не пропустили ни одной осени.

Березка слушала эти рассказы и вздыхала. Ей было грустно и одиноко, и она заболела бы. Но однажды прилетел дятел. Наверное, он летел издалека. Потому что долго отдыхал. А потом постучал Березку клювом по стволу и сказал:

Здорова!

Но почему мне тогда так плохо? – спросила Березка.

От тоски и одиночества – ответил дятел. – Ты в поле одна. У тебя нет друзей, и ты не смеёшься. А от этого и заболеть не долго.

Но что же мне делать?

Ладно, я помогу тебе. Жди. – Сказал дятел и улетел.

И Березка ждала. День и ночь ждала. Она ждала и ждала, а дятла все не было. Она всматривалась в даль, не летит ли дятел? А пролетающим мимо птицам задавала только один вопрос.

Вы не встречали дятла? – А птицы ей отвечали:

Он в лесу. У него много работы.

Березка тоже хотела в лес. Она устала быть одна, и ей хотелось иметь друзей. Она отчаялась. Вот и листочки начали желтеть. Наступила осень. Березка ждала, а дятел не летел.

И вот однажды утром, когда у Березки медленно начали опадать листочки, прилетел Дятел. В клюве он держал сосновую шишку. Дятел удобно устроился на ветке, зажал лапками шишку и начал долбить по ней своим клювом. Из шишки начали вылетать малюсенькие семена, и у каждого из них почти прозрачное крылышко. Эти крылышки с семечком кружились и падали на землю. Тут подул легкий ветерок, он тоже хотел принять участие. А Березка старательно сбрасывала с себя листочки.

Дятел долбил, семена летели, ветер разносил их в разные стороны, а Березка стряхивала с себя листочки и стряхивала. Она старалась укрыть беззащитные семена, и согреть их своим теплом.

Теперь она поняла, почему долго не было дятла. Он ждал когда шишка созреет.

Спасибо, тебе, Дятел. – Сказала Березка.

Дятел остался доволен своей работой. Он посмотрел вокруг и ответил:

Когда поднимется лес, я поселюсь здесь навсегда.

У меня будет лес? Да, конечно же, лес. Ведь не зря Дятел так старался. – Думала Березка. – Лес! Лес! – повторяла она.

Березка была счастлива. Теперь ей хотелось, чтобы поскорей пришла зима, и укрыла снегом все вокруг. А после зимы обязательно будет весна.

Березка уже хотела заснуть, но тут прилетели дрозды. Они такие шумные. Все спорили, кто больше склевал рябиновых ягод. И кому из них, достались самые вкусные.

Тут Березка заметила, что у одного из дроздов к перьям прилипла красная ягодка. Березка тряхнула веткой, на которой сидел дрозд. Он подпрыгнул, ягодка упала вниз. И никто из птиц этого не заметил. Они все спорили и горячились. Потом неожиданно вспорхнули и улетели.

А Березка, заботливо стряхнула с себя последние листочки, туда, куда упала ягодка, и уснула.

Теперь она знала, что когда проснется, то будет не одна. Рядом будут расти молодые сосны и красавица рябинка. Еще она знала, что здесь обязательно вырастет лес, о котором она так мечтала. А значит, обязательно прилетит Дятел. И еще много, много других птиц.

Лес! Лес! Лес! – повторяла во сне Березка.

ΙΙΙ. Представляет своё выступление третий отряд (МЛТВ)

  1. Без берёзы не мыслю России... (О. Шестинский)

Без березы не мыслю России, –

Так светла по-славянски она,

Что, быть может, в столетья иные

От берёзы – вся Русь рождена.

Под берёзами пели, женили.

Выбирали коней на торгах;

Дорогих матерей хоронили

Так, чтоб были берёзы в ногах.

Потому, знать, берёзы весною

Человеческой жизнью живут:

То смеются зелёной листвою,

То серёжками слёзы прольют.

  1. Светло в России от берёз (А. Екимцев)

Светло в России от берёз.

И санный след,

И след колёс

И в полночь разглядел бы я:

Светло в России от берёз,

Светло от снега белого.

От меловых заречных круч

И вишен цвета спелого.

От новых срубов,

Белых туч,

Плывущих над Россиею.

И счастлив я, что здесь я рос,

И то мне сердце радует,

Что снежный свет

Родных берёз

На всю планету падает.

  1. БЕРЁЗОНЬКИ РАНИМЫЕ (С. Герасимова)

Берёзоньки, ранимые,

Россиею хранимые,

Стоят и в пояс клонятся

Пшеничным колоскам,

А нива-то волнуется

И волнами красуется,

Что друг за другом гонятся

К берёзовым лескам.

Прошли тысячелетия,

Пройдут ещё столетия,

А Вы, родные, будете

Поклоны бить земле.

Вы людям всё прощаете,

Просторы освещаете

И долго путь России

Сиять будет во мгле!

Подруженьки, берёзоньки,

Росиночки, как слёзоньки,

Роняете задумчиво,

Ах, как душа болит!

Простите нас, коль сможете,

Ведь нету Вас дороже-то,

Храните Русь заветную,

А Русь Вас сохранит!

  1. Девочки этого отряда водят хоровод вокруг берёзки под музыку «Во поле берёза стояла»
  2. Росла Березка у дороги на Силач… (В.А. Злоказова)

Поселок Силач, кладезь моих воспоминаний.

Вот и сейчас, проходя по краю села от Заречной улицы на Клубную, не встретила сломанного ствола растущей когда-то здесь Березки.

Запомнилась Березка судьбой своей печальной. И в память о белоствольной, сплела я ей легенду

Вначале тридцатых первые поселяне улицы Клубной рубили вековые сосны и березы, надо было строить молодым жилье. Силач ушел от леса…, а лес стремился к Силачу… Только что проросшие березки отодвинулись к опушке, под сень оставшегося леса.

Каким-то чудом, на открытом ветру месте у дороги осталась кучка жизнь любящих березок. На деревца-то не были похожи, просто веточки корявые торчали из земли.

Их общипывали козы, овцы, ломал наземный транспорт. Все они погибли, за исключением одной. Позже транспорт отошел поодаль, Березке стало легче, но крив был ствол ее, а веточки и листья неказисты.

Весной, проснувшись, стыль зимнюю стряхнув, из всех сил тянулась Березка к Солнцу, тепло было под его лучами. А вот еще друзья ее. Обильные дожди поили удивительною влагой. Трудяги - муравьи, что поселились у подножья, лечили, поедая все, что не могла убрать с себя своей рукой.

Каждый год росли ее побеги, листья, корни…

И надо ж был тому случиться в это лето – приметил одинокую Березку могучий Гром. Облетая небосвод, раскаты он бросал пучками, но жалел Березку… Пролетал над ней он тихо, нежно повторял свои рулады: «Ур, Урр, Уррр…», клокотал гортанно-ласково, посылая ей приветы.

Сладостно и страшно было молодой Березке от вниманья Грома. Знала, что не расстанется со спутницей своею – Молнией, он ж - всегда при ней. Завидя из-за гор большую тучу, трепетно и робко шелестя листвой, Березка ожидала трелей … своего поклонника.

В семнадцату весну, когда чуть-чуть затинькала капель, сбросив дрему, принялась Березка за работу. День и ночь поила сладким соком почки, выравнивала ветви к грозовому первому дождю, пышно выбросила клейкие листочки. Пирамидкою оформясь, небрежно черны ленты набросав на стройный стан, предстала пред друзьями: Ветром, Солнцем, Громом, Муравьями…

Вихрем Березке в сердце влетел весенний Гром. Резвяся в облачной сини, на тысячи ладов слал он ей любовны трели. Прелестно было воркованье друга, но так не долго это было!..

В июльский день с утра нещадно палило Солнце, казалось, воздух уж горел – настолько жарко было. К полудню небо затянуло мрачным покрывалом, приближалась зловещая Гроза, гул Грома нарастал, Молния блистала вдалеке, ее узор на змей похож был. Вихрь налетел, все сомкнулось воедино, разверзлась, твердь небесна вкривь и вкось. Гром сливался с Ветром, Молнией, Дождем. Казалось, спорят и ругаются они. Березке показалось: не хочет Молния расстаться с Громом.

Сговорились небесны силы: Дождь хлестал Березку, Ветер с корнем вырывал.

Простирая кверху ветви - руки, пощады просила одинокая Березка. Гром услышал, спешил помочь, но проворней Молния его …

Разъяренная соперница, задумав кроваву месть, ударила Березку огненно-лиловым шаром сверху вниз. Нет теперь Березки, лишь десятки тысяч щеп вокруг, да венчальны платия ее, на земле – безжизненны листочки; вздрогнув, поникли веточки…

Все в мгновенье стихло…. Испугалась Молния – что ж она наделала… Туча сползла на запад и оттуда неслись печальны стоны. Это Гром прощался со своей Березкой. Потом уж умыто засияло Солнце, радостно защебетали птицы. Все по- старому осталось в этом мире, одна зияла только рана - та, где росла Березка…

История эта не выдумана. Росла Березка в Силаче. Я добавила только про любовь и ревность. А кто знает – может, они и на самом деле присутствовали.

И еще. Гром был гораздо старше Березки, но это не помешало их любви!..

(Звучит третья часть песни Любэ «Берёзы»)

ΙV. Ведущий задаёт ребятам вопросы и загадки:

Викторина.

1. Как в народе еще называли березу? (Преснец, вьюнок, повитуха, повилка, бреза)

2. Когда в дом приходили сваты, ветку каких деревьев давали на согласие, а каких – как отказ? (Согласие – береза, отказ – сосна, ель, дуб)

3. Какую птицу, крестили в день Троицы? (Кукушку)

4. Какая птица, названа в честь березы? (Березова – длиннохвостка)

5. Что означает выражение «накормить березовой кашей?» (Наказать)

6. Как называют березовую одежду? (береста)

7. Что изготавливают из бересты? (туеса, лукошки, лапти, солонки, хлебницы и др.)

8. Как называется березовый веник, и где он применяется? (Называется – голик и применяется в бане и для подметания)

Загадки

Крашеное коромысло над лугом повисло. (Радуга)

Меня ждут не дождутся, как увидят – разбегутся. (Дождь)

Был тугим он кулачком, а разжался – стал цветком. (Бутон)

Без рук, без топорёнка построена избенка. (Гнездо)

Какое дерево поит нас сладким соком? (Береза)

Какое дерево – самый лучший медонос? (Липа)

Какие цветы расцветают ранней весной? (Мать и мачеха, ландыш, одуванчик, подснежник)

Какой цветок облетает от ветра, словно он тает? (одуванчик)

В белом сарафане

Стала на поляне,

Летели синицы,

Сели на косицы. (Береза)

V. Ведущий предлагает детям найти поздравления с праздником Троицы от самой берёзки около неё (незаметно ложится под берёзку во время праздника)

Примерные поздравления:

* * *

Святая Троица, поздравить с нею вас

Охота в этот день прекрасный,

Пускай у каждого в любой от жизни час

Все будет замечательно. Опасно

Нам грусти предаваться и сомнениям,

Не нужно это нам, ведь жизнь так хороша,

И поздравок прочесть, чтоб мнения

И благодарности послушать не спеша.

* * *

Пусть этот день покажет всем, как многолик мир света и добра. Одной рукой пусть даст Господь вам счастье в жизни, другой успех в делах ваших, карьере, а третьей спокойствие и благодать в душе. Счастья вашему дому, крепкой семьи, верности и покоя

* * *

Пусть сегодня снизойдет с небес,

Отогнав печали, станет днем чудес.

Засверкает, всем тепло даря.

Дух святой, три имя, три лица.

Радости большой желаю в дом.

А беда пусть обойдет кругом!

Вам тепла и мира на земле!

Огорчений не встречать нигде!

Каждому счастья глубокого!

Разного призванья, но высокого!

Успеха, совсем чтоб недалекого!

VΙ. Ребятам предлагают сорвать с веток берёзки бумажные листья, на которых написаны заповеди и объяснить, как они понимают эти заповеди:

Примерные заповеди:

КАЙСЯ, ДА ОПЯТЬ ЗА ТО ЖЕ НЕ ПРИНИМАЙСЯ.

ДУХОВНАЯ БЕСЕДА ЛУЧШЕ СЫТНОГО ОБЕДА.

КТО НЕ ЛЮБИТ ОБЛИЧЕНЬЯ, ТОТ НЕ ХОЧЕТ ИСПРАВЛЕНЬЯ.

БОГ ЛЮБИТ ПРАВЕДНИКА, А БЕС – ЯБЕДНИКА.

В УМНОЙ БЕСЕДЕ УМА НАБРАТЬСЯ, А В ГЛУПОЙ – СВОЙ РАСТЕРЯТЬ.

ПОЧИТАЙ РОДИТЕЛЕЙ ДА БОГА, И ПОВСЮДУ ТВОЯ ДОРОГА.

ЯЗЫКОМ БОГУ МОЛИСЬ, ДА РУКАМИ РАБОТАТЬ НЕ ЛЕНИСЬ.

ЖИВИ СМИРЕННЕЕ, И ВСЕМ БУДЕШЬ МИЛЕЕ.

НЕ ТОРОПИСЬ ОТВЕЧАТЬ, А ТОРОПИСЬ СЛУШАТЬ.

УТЕШИТЬ СКОРБЯЩЕГО И ПЕЧАЛЬНОГО ВЫШЕ МНОГИХ ДОБРЫХ ДЕЛ.

МОЛЧАНИЕ - ОТРАДА МУДРОСТИ.

VΙΙ. Каждый отряд проводит по игре.

Примеры игр:

Перенести на ложке варёное яйцо и не уронить. (Чья команда быстрее)

Сложить из 10 прутиков банный веник и перевязать его. (Чья команда быстрее)

Составить из берёзовых листьев картину.

(Фотокорреспонденты в отрядах фотографируют и представляют итоги мероприятия в виде презентации, где высказывают своё мнения и предложения)

Приложение

Виктор Астафьев «Троица»

Ах, Троица, ах Троица!

Зеленая пора!

Как дышится, как молится,

Как звонится с утра!

Лишь только солнце двинется

И заблестит росой,

Земля, как именинница,

Возрадует красой.

Лежит пучками полными

Во всех углах полынь

И голубыми волнами

Плывет землей теплынь.

Пойдем, девочки,

Завивать веночки!

Завьем веночки,

Завьем зеленые

Стой, мой веночек,

Всю недельку зелен,

А я, молодешенька,

Увесь год веселешенька!

Посередь долинушки,

На тебе, березонька

Листья зеленые,

Под тобой, березонька,

Травка шелковая,

Близ тебя березонька,

Красные девицы

Венки вьют, плетут.

Традиции празднования Троицы на Руси Троица - очень красивый праздник. Дома и храмы украшают ветками, травой, цветами. И это неслучайно. Зелень, цветы символизируют жизнь. Так люди выражают радость и благодарность Богу за то, что Он возродил их через крещение в новую жизнь.

Исторически сложилось, что для украшения храмов и домов используют ветки березы. Это дерево считается благословенным на Руси. Неспроста ему посвящено много стихов и песен. Праздник Троицы без березы - то же самое, что Рождество без елки. Шумно и весело проходит Троица. Утром все спешат в храм на праздничную службу. А после нее устраивают народное веселье с хороводами, играми, песнями. Обязательно готовили караваи. На праздничный обед созывали гостей, делали друг другу подарки. В некоторых районах устраивали ярмарки.

Троица - Зелёные Святки

Троицын день с незапамятных времен является одним из любимейших праздников русского народа. С ним связано и до сих пор много народных обычаев и обрядов, справляемых помимо церковного торжества. В стародавнюю пору, когда еще свежа была на Руси память языческого прошлого, с Троицею, или «Семицкою», неделею было связано столько самобытных проявлений народного суеверия - как ни с одним из других праздников, кроме Святок. Эта неделя, посвященная богине весны, победившей демонов зимы, издавна чествовалась шумными общенародными игрищами. Конец мая и начало июня, - на которые приходится-падает Троицын день, - особенно подходили к чествованию весеннего возрождения земли, покрывавшейся к этому времени наиболее пышной растительностью, еще не успевшею утратить своей обаятельной свежести. Языческий месяцеслов наших отдаленных предков, совпавший в этом случае с христианскими праздниками, дал повод к объединению их с собою. Мало-помалу древнее почитание богини весны - светлокудрой Лады - было забыто, а сопровождавшие его обычаи слились с новыми обрядами, создав вокруг первого летнего праздника необычайно яркую обстановку. «Семицкая» - седьмая по Пасхе - неделя, заканчивающаяся Троицыным днем, еще и до сих пор в некоторых местностях носит название «Зеленых Святок». В старые же годы она величалась этим прозвищем повсюду в народной Руси, именовавшей ее также «русальною», «зеленою», «клечальною», «задушными поминками», «разгарою» и другими подходящими именами, - каждое из которых находит свое объяснение в пережитках славяно-русского язычества. По простонародному прибаутку - «Честная Масленица в гости Семик звала»... и, - добавляют краснословы деревенские, - «Честь ей за то и хвала!» Семик, это собственно - четверг на последней неделе пред Пятидесятницею. В этот четверг, посвященный древним язычником-славянином верховному богу Перуну-громовнику, совершались главнейшие приготовления к празднованию Троицына дня.

Семик - преимущественно девичий праздник. К этому дню идет в деревнях девичья складчина: собираются яйца, пекутся лепешки, закупаются лакомства. Девушки, целыми деревнями, отправляются в рощу, на берег речки - завивать березки, «играть песни» и пировать. На березки вешаются венки, по которым красные загадывают о своей судьбе, бросая их на воду в самый Троицын день.. В некоторых местностях на Семик обвивают лентами какую-нибудь особенно кудреватую березку, растущую на берегу речки, и поют ей старинную песню: «Береза моя, березонька, береза моя белая, береза моя кудрявая!..» и т. д. В Вологодской губернии Семик более известен под именем «Поляны». Это является следствием того, что все приуроченные к нему обычаи справляются на полянках.

Зелень и цветы и теперь составляют отличительные признаки празднования Троицына дня; повсюду на Руси церкви и дома украшаются в этот день ветками березок - как в деревнях, так и в городах. В старину же этому обычаю придавалось особое значение, связывавшее два мира - языческий с христианским. Существует поверье, что славянские нимфы и наяды - русалки, живущие в омутах рек, в эту неделю выходят из воды. Накануне Троицына дня, по малорусскому поверью, убегают они в поля и заводят свои ночные игры. - «Бух! Бух! Соломенный дух!» - будто бы кричат они: - «Мене мати породила, некрещену положила!» Русалки, по народному представлению, - тоскующие души младенцев, родившихся мертвыми или умерших некрещеными. Они, начиная с «Зеленых Святок» до Петрова дня, живут в лесах, ауканьем и смехом зазывая к себе путников, которых защекочивают до смерти. На зеленой русальной неделе в Малороссии никто не купается - из опасения попасть к ним в руки; Семик слывет здесь «великим днем русалок». Предохранительным средством от русалочьих чар считается полынь и трава «заря». Из стародавних обычаев, связанных с этим праздником, далеко не все дошли до рубежа наших дней. Многое исчезло, даже не будучи занесено на страницы народоведческих исследований. В Енисейской губ. (Минусинск, окр.) крестьянки, выбрав на Семик кудрявую березку и срубив ее, наряжают в свое лучшее платье и ставят в клеть до Троицы, а затем - с песнями - уносят ее к реке. В Казанской губ. (Чистопольск. у.) накануне Троицы совершается игрище в честь языческого бога Ярилы. В Пензенской и Симбирской губерниях на следующий за Троицыным день девушки, одевшись в худшие-затрапезные сарафаны, сходятся и, назвав одну из подруг «Костромою», кладут ее на доску и несут купать-хоронить к реке. Затем сами купаются и возвращаются домой, где переодеваются во все праздничное и водят хороводы до глубокой ночи. В Орловской губ. в Троицын день «молят коровай», испеченный из муки, принесенной всеми девушками деревни вскладчину: идут с этим караваем в рощу и поют над ним. В Псковской губ: во многих селах обметают могилы пучка-ми цветов, принесенных из церкви от троицкой обедни. Это называется - «глаза у родителей прочищать». Во многих местностях на Руси в старые годы в этот праздник происходили смотрины невест. Девушки собирались на лугу и, сойдясь в круг, медленно двигались с песнями. Вокруг стояли женихи и «высматривали» невест.

Народные обычаи и приметы на Троицу Троица -воскресенье, пятидесятый день после Пасхи, праздник в честь Отца и Сына и Святого Духа. Другие его названия - День святой Троицы, День сошествия Святого Духа, Пятидесятница.

По церковному календарю. День святой Троицы называется также днем сошествия Святого Духа на апостолов.

По преданию, в этот день совершилось сошествие Святого Духа на апостолов.

Ученики Иисуса собрались тогда все вместе. Внезапно раздался шум с неба, как бы от сильного ветра. Явились в этот момент языки и сошли на каждого из учеников.

И начали говорить они на разных языках. Многоязычие было ниспослано для того, чтобы они могли проповедовать христианское учение среди различных народов. Иудейский праздник Пятидесятницы перешел в христианскую церковь.

По народному календарю. Троицын день можно с полным основанием назвать зелеными святками. В этот день прихожане выстаивали в церквах обедни с букетами луговых цветов или ветками деревьев, дома украшались березками. Полевые цветы, побывавшие в церкви, засушивали и хранили за иконами для разных надобностей: их клали под свежее сено и в житницу, чтобы не водились мыши, в норы на грядах от землероек и на чердак, чтобы устранить пожар.

Деревья возили на деревенские улицы целыми возами и украшали ими не только двери, но и косяки окон, а особенно церковь, пол которой усыпали свежей травой (всякий, выходя из церкви, старался захватить ее из-под ног, чтобы примешать к сену, вскипятить с водой и пить как целебную). Из листьев деревьев, стоявших в церкви, некоторые вили венки и клали их в горшки при выращивании рассады капусты.

Воскресенье проводили в лесу, вокруг березки.

В деревнях с утра пекся каравай и созывали гостей, для которых уже были сплетены венки из цветов и березы. А после обеда для молодежи начиналось самое веселье. Бабка-позыватка скликала девушек на гульбу в рощу, где расстилалась скатерть, на которую ставили украшенные цветами караваи. Девушки начинали водить хороводы, а парни высматривали себе в хороводах невест. Троицкие каравай, скатерть и венки имели огромное значение для будущей брачной жизни. Скатертью тайно застилали стол под другой, верхней скатертью на смотринах (она должна была приковать суженого). Каравай засушивался в сухари и хранился до свадьбы. Сухари эти потом замешивали на счастье и любовь молодых в свадебный каравай, а венок некоторые девушки тайно передавали своим возлюбленным в качестве вестника брачного обета. С помощью венков осуществлялось и гаданье, которое в "зеленые святки" играло столь же важную роль, что и в зимние. В Троицын день девушки развивали березки: развит венок - желаемое не сбудется, засох венок - жди перемен в жизни: замужества или (пронеси и помилуй!) смерти, если зелен венок - продолжение девичества, что в общем-то редко кого радовало. А вечером, когда веселье постепенно стихало, шли к реке и бросали венки в медленно темнеющую весеннюю воду. Если венок поплыл - это благоприятный знак, если завертелся на месте - расстроится свадьба или начнутся нелады в семье, утонет - к большому несчастью: к смерти родных или суженого. А если венок встанет на месте - то свадьбы в этом году не бывать. После гадания, радостные или опечаленные, расходились по домам. А на следующий день, в понедельник, выпадал новый праздник - День Святого Духа, или Духов День, с которого, по народным приметам, наступало настоящее теплое лето.

Береза

Береза стала символом праздника, вероятно, потому, что она одна из первых одевалась в яркую нарядную зелень. Не случайно существовало поверье, что именно береза обладает особой силой роста и что нужно эту силу использовать.

Березовыми ветками украшали окна, дома, дворы, ворота, на церковной службе стояли с березовыми ветками, веря, что они обладают целебной силой. В троицкое воскресенье березу уничтожали - «хоронили», топили в воде или выносили в хлебное поле, стараясь тем самым вымолить у высших сил плодородие земли.

Завить березку - обряд из далекой древности. Девушки верили, что свяжут крепко-накрепко думы свои с полюбившимся парнем.

Или, завивая ветки березы, желали своей матушке скорого выздоровления. Березовые ветки именно в эти дни наливались целительной силой. Целительным считался и настой из листьев березы. Ветки березы использовали наши предки и в качестве оберега от всяких нечистых духов. До сих пор в пазы углов дома в Вологодской области крестьяне втыкают ветки березы, чтобы чистота и целительный дух передались стенам.

После обедни девушки меняли свой наряд, на голову надевали свежие березовые венки, переплетенные цветами, и в таком уборе шли в лес развивать березку. Придя туда, они становились в круг около завитой березки, и кто-нибудь из них срубал ее и ставил посреди круга. Все девушки подходили к березке и украшали ее лентами и цветами. Потом открывалось триумфальное шествие: девушки шли попарно, впереди всех одна из них несла березку. Таким образом они обносили березку вокруг всей деревни. На одной из улиц они втыкали березку в землю и начинали водить вокруг нее хороводы. К ним присоединялись парни. К вечеру с деревца снимали ленты, отламывали по прутику, а потом вырывали дерево из земли и тащили к реке топить. «Топи, Семик, топи сердитых мужей!» - и несчастная березка плыла туда, куда несло ее течение воды (Владимирская губерния).

В этот день девушки расставались с венком, сплетенным в Семик. Бросали его на воду и наблюдали. Плохо было, если венок тонул: замуж нынче не выйдешь, а может быть, даже умрешь. Если венок приставал к другому берегу - любовь девичья привьется, пристанет к сердцу любого парня.

В Троицу совершался обряд поминовения усопших. Только на Троицу устраивались похороны покойников, которые не были погребены в течение года. Так, во времена войны, чумы, голода мертвые обычно сваливались в общую яму. На троицко-семицкой неделе тела умерших зашивали в рогожу, делали гробы и хоронили.

Старушки в Троицын день шли на кладбище обметать букетами и березовыми ветками, которые держали в руках, могилы, "глазыньки родителям пречищать".

На Троицу собирали росу и использовали ее как сильнодействующее лекарство от недугов и для посева семян овощей.


Родные русские березы
Пленяют сердце навсегда!

Учитель Здравствуйте, уважаемые гости! Дорогие ребята!

Сегодня в нашем классе праздник – праздник русской березки.

Русь моя! Люблю твои березки
С первых лет я с ними жил и рос,
Потому и набегают слезы на глаза,
Отекшие от слез.

Березку милую, родную, издавна считают символом России, символом Родины. Березка воспета в поэзии и прозе, в музыке и в живописи, в фольклоре.

Красавицей русских лесов называли люди березу. Стройная, с длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. О березе создано много песен, былин, преданий, создано много живописных картин. Ее все знают, это самое распространенное дерево, символ и гордость русского народа.

Прекрасна белая береза и в чистом поле, и на светлой лесной поляне. А белые стволы березовой рощи на фоне летней травы и ярких цветов – такая картина запоминается на всю жизнь!

Сегодня вы услышите много признаний в любви к нашей русской красавице, узнаете много интересного об этом дереве.

Ну, а какой же праздник без самой именинницы, надо ее сюда пригласить:

Учитель обращается к ученикам: отгадайте загадку

Стоит Аленка, платок зеленый
Тонкий стан, белый сарафан,

Дети (хором) Береза! Встречам березу. Выходит ученица в наряде березы.

Береза.

Здравствуйте, дети! Как я рада,
Быть в этот осенний день рядом
Спасибо, что березку не забыли,
Ей этот светлый праздник посвятили.

От меня вам поклон земной, вас на этом счастливом празднике я приветствую всей душой. Я – береза, лиственное дерево с тонкими розовато- коричневыми веточками, с гладкой корой, покрытой темными полосками. Свое название я получила по цвету коры. Корень «бер» - означает ясный свет. Светлый, белый. Прежде меня звали берзой (теперь березой, березонькой).

Ученик

Береза, моя березонька, березка моя белая,
Береза кудрявая, стоишь ты, березонька
Посередь долинушки, на тебе березонька,
Листья зеленые, под тобой березонька,
Трава шелковая…
Белый ствол, чуть поникшие ветви,
Задушевный, задумчивый взор,
Тихо дремлют родные березы,
Украшая России простор.

Учитель

Для этой выставки картин,
трудился вовсе не один,
Готовился весь 3 «В»,
одни писали сочиненья,
Другие рисовали лес,
В нем мир березовых чудес.
Плечом к плечу трудились рядом
Помочь друг другу были рады.

(Готовясь к празднику, дети нарисовали рисунки с изображением березки. Каждый из учащихся написал сочинение «Русская березка». Несколько учащихся у доски рассказывают о своих рисунках.)

Учитель Некоторые из вас написали сочинения о березах, вот некоторые строки из ваших сочинений. Учитель читает строки из детских сочинений.

Чтобы насладиться красотой белоствольных красавиц, отправимся в лес, пройдемся по лесным полянкам и сейчас я приглашаю вас на «Поэтическую полянку» , где вы услышите много поэтических стихов, посвященных нашей русской красавице.

Ученики

Белолицая, белоствольная
Как невеста, горда и нежна,
Словно русская песня раздольная
К небесам устремилась она.
На полянке, на пригорке,
Под окном, среди полей
Белокурая березка -
Символ Родины моей.
Опять о них – кудрявых и белых
А что тут делать, если на Руси
У всех дорог встречаются березы,
Хоть день, хоть вечность колеси.
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике
С платочками в карманчике,
С красивыми застежками
С зелеными сережками.
Люблю ее заречную
С нарядными оплечьями,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую…
Ты до того, березонька, красива
И в жаркий полдень, и в часы росы
Что без тебя немыслима Россия
И я немыслим без твоей красы.
Чуть пригрело солнце откосы
И стало в лесу потеплей.
Березка зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Белая береза под моим окном,
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой,
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.

Учитель Известно, что ни в какой стране нет такого обилия берез, как у нас. На территории России произрастает сорок видов берез, занимают они 50 миллионов гектаров земли. Мила она нашему сердцу. Давайте украсим березу бусами из красивых слов. (Дети подбирают имена прилагательные к слову береза): светлая, белоствольная, грустная, чудная, снежная, любимая, родная и т.д.

Вот мы и добрались до «Полянки умельцев» Здесь вам предложат изделия из березы.

На таланты наши родина щедра,
Всюду русские в почете мастера.
Сделать вещь красивую ловко -
Всегда нужна сноровка.
Эй, народ! Товары у меня славные,
Занятные и забавные,
Есть, прехитрые штуки, позабавят от скуки.
Дешево продам, насовсем отдам!
Мой товар забава – мужикам по нраву.
Вот к топору – топорище , коли сильна у вас ручища,
Раз махнешь одной рукой, накидаешь дров горой!
Хочешь быстро пробежать? Надо лыжи покупать.
Смотри не любуйся, а долг не торгуйся.
Веник венику не брат, этот жарит в бане,
Этот веник – вот чудак, пыль метет в чулане.
Взгляните, товар оцените! Дешево продам,
Что по сердцу все отдам. Чтобы печь быстрей зажечь,
Надо вам лучину иметь.
Коли ты рыбак отменный, цевки купишь непременно.
А они из березовой коры. Жалко денег? Делайте вы.
А вот это – туесок! Он не низок, не высок,
По грибы в лесок иди, полный туес принеси.
Девица, красавица! Гляди сюда! Нравится?
Шкатулка просто диво! Изящна и красива,
Драгоценности свои ты в шкатулочке храни.

Учитель Из березы делают фанеру, лыжи, мебель, сувениры, береста - готовая бумага, деготь – лекарство. Дегтем чистили обувь, из бересты плели лапти, ковры для пола, шкатулки. Трости из этого дерева отличаются изяществом, гибкостью, прочностью. Очень полезно пользоваться веником в бане,

Настоем листьев лечат ожоги, березовый уголь принимают при отравлении, почки березы используют как противовоспалительное средство. Полезен и приятен березовый сок. Его издавна принимали как напиток, делали из него квас. Березовый сок пьют для укрепления организма, им умываются, моют волосы для укрепления и роста.

Сейчас вы услышите песню «Березовый сок» в исполнении ансамбля «Песняры». Впервые она прозвучала в 1971 году, ей исполнится 40 лет со дня создания, но она и теперь радует своей мелодичностью и нежностью до сих пор.

Звучит песня «Березовый сок»

Своей красотой неброской
Во всех краях, во все года
Родные русские березы,
Сердца пленяют навсегда.
Красивы при любой погоде
А пуще – в солнечные дни,
В своем зеленом хороводе
Они лебедушкам сродни.
Белы, стройны и горделивы,
Без них, и мир не так чудесен
И не слагается мотив
Народ создал немало песен
Березкам русским посвятив.
А теперь мы побываем еще на одной полянке «Песенной». Исполняется хоровод «Во поле березка стояла».
И для малых, и для взрослых,
Всем на радость каждый год
Старину нам вспомнить надо
Песни, пляски стариков.
Дети исполняют песню «Как на поле, на поляне».
Люди верили, где девушки шли,
Сарафаном трясли,
Будет рожь густа, умолотиста,
С одной полосы умолотили три мешка.
Дети исполняют песню – танец «Дед Симак».

Учитель Удивительна судьба русской березки. В мирное время – она радость, подруга, советчица, а в войну – она воин. В грозные годы войны береза была символом непобедимой России. Очень хорошо об этом рассказал в своем романе «Белая береза» М. Бубённов.

«… Все поле было сплошь изрыто снарядами и минами. Местами первый снег был сметен начисто. Словно железной метлой. Словно железной метлой. Местами густо перемешан с землей и покрыт пороховой гарью. Всюду по полю чернели груды металла…

А среди этого страшного поля, где целый день с неистовой силой бушевали огонь и железо, где все было попрано смертью, на небольшом голом пригорке, как и утром, стояла и тихо светилась в сумерках одинокая белая береза.

Стоит! – изумленно прошептал Андрей. Сама природа поставила ее здесь для украшения бедного в убранстве поля, и значит, сама при рода даровала ей бессмертие. И еще сильнее почувствовал Андрей то, что пришло к нему впервые в жизни. Но теперь он знал: это счастье победы».

Я помню ранило березу осколком бомбы на заре,
Студеный сок бежал, как слезы по изувеченной коре
За лесом пушки грохотали, клубился дым пороховой,
Но мы столицу отстояли, спасли березу под Москвой.
И рано – раненько весною береза белая опять
Оделась новою листвою и стала землю украшать,
И с той поры на все угрозы мы неизменно говорим,
Родную русскую березу в обиду больше не дадим.

Учитель Сегодня мы вспомним еще одно произведение о березе - музыкальное произведение вальс «Березка». Интересна история этого вальса, его написал военный Евгений Михайлович Дрейзин в 1911 году, т. е. этому вальсу почти 100 лет, но он волнует наши сердца, трогает наши души до сих пор. Надо сказать, что в нашей стране был создан ансамбль «Березка», это был хореографический ансамбль – ему аплодировали во многих странах мира. Сегодняшнее исполнение вальса нам дорого вдвойне, потому что вы услышите голос нашей любимой, замечательной певицы, которая олицетворяет голос России – Людмилы Георгиевны Зыкиной.

Звучит вальс «Березка»

Пройдя по березовым рощам, мы добрались до «Природоохранной полянки». Здесь нас встречает лесник Иван Степанович, который поведет нам свой грустный рассказ.

Стоял летний солнечный день. Дул легкий ветерок, он качал высокие травы и волновал речную гладь, шелестел в ветвях одинокой березы. Зимой березку обдували холодные ветры, засыпали тяжелые снега. Осенью дожди сбивали желтую листву, и только летом она отдыхала. Сочные травы нежно касались ее ствола, птицы вили гнезда в мягкой листве. Береза перешептывалась с соснами и елями. По лесу шел мальчик и собирал грибы. Устал, присел под березу, прислонился к ее стволу и уснул в тени. Ему понравилось место, и, желая его запомнить, он достал нож и стал вырезать свое имя на стволе.

Да, человек беспощадно уничтожает леса, Ученики нашего класса придумали сами и нарисовали экологические знаки в защиту наших берез. Они заставляют задуматься над тем, как нам сберечь красоту наших лесов.

И, наконец, «Прощальная полянка» Вот мы на последней полянке.

Так давно у нас ведется, так уж исстари у нас,
Что потехе остается меж работой только час.
Заглянули в старину мы, будто дождь омыл сердца,
Только не допели струны нашу песню до конца.
Все не спеть нам славных песен, добрых слов нам не сказать,
Край наш стариной чудесен, как и вся Россия - мать.

Ребята! Готовясь к празднику, вы очень старались и с любовью сделали макеты своих берез, и сейчас мы их поместим на этом листе, и прямо сейчас у нас на глазах вырастет березовая роща, так любимая всеми.

Звучит мелодия, и дети прикрепляют свои березы.

И где бы не росла русская березка, везде она людям радость, везде она людям свет! Стоит она, красавица русского леса. И будет стоять вечно!
И не найти ее красивей, на радость нам она цветет,
В ней образ матери – России неувядаемый живет!

ПРАЗДНИК

«РУССКОЙ

БЕРЕЗКИ»

4 класс

Оборудование: В оформление можно включить репродукции картин известных русских художников: Н.М. Ромадина «Молодые березки», А.И. Куинджи «Березовая роща», И.И. Шишкина «Березовая роща», И.И. Левитана «Березовая роща» и др. Можно подготовить стенд с ри­сунками ребят. На стене плакат «Вечно шуметь березовым рощам!» Звучит песня «С чего начинается Родина?» (ел. М. Матусовского, муз. В. Баснера). Исполняют все дети или группа ребят.

Ведущий: Березку милую, родную издавна считают символом Рос­сии, символом Родины. Березка воспета в поэзии и прозе, в музыке, жи­вописи и фольклоре. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы. Красавицей русских лесов называют люди березу. Стройная, с тон­кими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. О березе сложено много песен, былин, преданий, создано много живописных картин. Ее все знают, это самое распро­страненное дерево. Символ и гордость русского народа.

Прекрасна белая береза и в чистом поле, и на светлой лесной по­ляне. А белые стволы березовой рощи на фоне летней травы и ярких цветов - такая картина запоминается на всю жизнь!

Презентация про русские берёзы.

(Выходят четыре чтеца.)

Ученик 1: Русь моя, люблю твои березы!

С первых лет я с ними жил и рос,

Потому и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слез.

Ученик 2: Зацветает береза на исходе апреля и в первых числах мая, следом за орешником и ивой. Цветки у нее скромные - сережки. А когда появятся на березе желто-лимонные листья, - значит, сентябрь на дворе. Плоды березы легко разносятся ветром. Она быстро идет в рост там, где на лесной вырубке еще не могут расти другие деревья, поэтому березу называют пионером лесов.

Ученик 3: Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

Ученик 4: Ты до того, березонька, красива

И в полдень жаркий, и в час росы,

Что без тебя немыслима Россия

И я не мыслим без твоей красы.

Ученик 1: Растет береза быстро. За четверть века поднимается на высоту пятиэтажного дома, особенно на сырых почвах. Из них дерево выкачивает за теплые летние сутки до сорока ведер влаги.

Ученик 2: И все из березы идет в дело. Из почек приготавливают лекарства. Из ветвей делают метлы и веники. Из бересты - она отделя­ется тонкими, как бумага, слоями - народные умельцы мастерят туески, лукошки для сбора грибов и ягод. Березовые дрова - лучшее топливо в русской печке. Из древесины изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи, добывают скипидар, древесный спирт, уксус.

Ученик 3: На поляне, на пригорке,

Под окном, среди полей

Белокорая березка –

Символ Родины моей.

Песня в исполнении девочек «Край берёзовый»

Побегут в моря воды вешние,

Зацветет земля, сердце радуя,

Ах ты Русь моя, песня нежная,

Сторона моя неоглядная.

Ах ты Русь моя, песня нежная.

Сторона моя неоглядная.

Ты изведала горя горького. Но всегда была всем заступницей, Ах ты Русь моя, песня гордая, Беззаветная, неподкупная. Ах ты Русь моя, песня гордая, Беззаветная, неподкупная.

Ты дала мне силы несметные. Ты любовь моя и спасение. Ах ты Русь моя, песня светлая, Край березовый, край Есенина. Ах ты Русь моя, песня светлая. Край березовый, край Есенина.

Побегут в моря воды вешние, Зацветет земля, сердце радуя, Ах ты Русь моя, песня нежная, Край березовый, бесконечный край, Ах ты Русь моя, песня нежная. Край березовый, бесконечный край


(Ученик читает стихотворение С. Есенина «Белая береза».)

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

С какой любовью к березке писал Сергей Есенин:

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

Ведущий: Какое милое, очаровательное дерево! Ни одно из дере­вьев не вмещает столько понятий, не рождает столько образов и срав­нений. Где бы ты не был, всматриваясь в березовый лес, разглядывая летящие к небу стройные, белые стволы, ты всегда вспоминаешь нашу Родину.

Ученик 4: Молодые березки - стройные, прямые, как бы на цыпоч­ках тянутся к небу, напоминают девичью красу, стройную и статную, с гибкой талией, русыми косами.

Ученик 1: Хороша ты любою порою.

И недаром, всем сердцем любя,

Богатырского леса красою

Называли повсюду тебя

И недаром тебе лишь вручали

Все невесты Отчизны моей

И девичьи мечты, и печали,

Словно старшей подруге своей.

Ученик 2: Нельзя представить себе жизнь наших предков без бе­резы. Источником света им служила березовая лучина, которая много веков освещала их жилища.

Всего насчитывается более 140 видов берез. Они растут по всему северному полушарию - от субтропиков до тундры.

Ученик 3: В нашей стране их до 70 видов. Но некоторые виды берез из-за неразумных вырубок исчезают. Ныне занесены в Красную книгу четыре вида дальневосточных берез и мегрельская, растущая на Кавказе. Возраст березы достигает порой 120 лет.

(Девочки уходят переодеваться на танец)

Ученик 4: Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О, тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

Что шепчет тебе ветер?

О чем звенит песок?

Иль хочешь в косы-ветви

Ты лучший гребешок?

Ученик 1: Открой, открой мне тайну

Твоих древесных дум,

Я полюбил печальный

Твой предосенний шум.

И мне в ответ березка:

«О, любопытный друг,

Сегодня ночью звездной

Здесь слезы лил пастух.

Ученик 2: Луна стелила тени,

Сияли зеленя.

За голые колени

Он обнимал меня.

И так вдохнувши глубоко,

Сказал под звон ветвей:

«Прощай, моя голубка,

До новых журавлей».

Ученик 3: Хорошо и тепло,

Как зимой у печки.

И березы стоят,

Как большие свечки.

И вдали за рекой,

Видно за опушкой,

Сонный сторож стучит

Мертвой колотушкой...

Ученик 1 : Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Ученик 2: У красы-березки

Платье серебрится,

У красы березки

Зеленые косицы.

Со двора к березке

Выскочили козы,

Стали гнуть березку,

А березка в слезы.

Защитить березку

Мы бежим гурьбою,

Чтоб краса-березка

Выросла большою.

Танец «Белая берёза» на мотив песни «Во поле берёза стояла»

Выход: держатся за руки по цепочке идут простым шагом, образуя круг на сцене.

На каждую строку песни:

1- 3 - сход в круг, поднимая руки вверх (в руках платочки)

2- 4 - выход из круга, опуская руки.

1-2 – идут по кругу взявшись за руки вправо;

2-3 – идут по кругу взявшись за руки влево.

Руки перед грудью, пальчики в кулачок, а указательный вытянуть вперёд. На каждое слово смена рук, пальчик подносить к щеке и держать целое слово.

(во поле – (смена руки с пальчиком) – берёза - (смена руки с пальчиком) - стояла- и т.д.)

1-2 – кружатся вокруг себя переступанием вправо, руки внизу ладошки в сторону;

3-4 - кружатся вокруг себя переступанием влево, руки внизу ладошки в сторону;

1-2 – карусель – левая рука поднимается вверх в центр круга, а правая внизу ладошка в сторону, идут по кругу вправо;

3-4 - карусель – правая рука поднимается вверх в центр круга, а левая внизу ладошка в сторону, идут по кругу влево;

1-2 -3-4 – идут по кругу взявшись за руки, расцепляются направляющий и последний, и направляющий уводит всех из класса, а последний машет платком.

Ведущий: Кто из нас не любит березовый сок или настоянный на нем квас? Если надрезать ранней весной ствол березы, из него застру­ится прозрачная, чуть сладковатая жидкость - березовый сок. Он идет на приготовление напитков и кваса. Но как гласит пословица: «Березовицы на грош, а лесу на рубль изведешь». Раненое дерево лишается своих запасов, которые должны пойти на образование молодых побегов и листвы, дерево истощается. Кроме того, через ранку в ствол попада­ют вредные микробы и вызывают болезни дерева. Лучше уж оставить в покое березу и не калечить ее.

А вот умелое ее использование в лечебных целях не повредит де­реву. Целебными свойствами обладают молодые листья березы, нерас­крывшиеся почки, гриб-тутовик - чага: плодовые желвакообразные наросты с растрескавшейся черной поверхностью. Их собирают круг­лый год. Но, собирая почки и листья, обязательно помните о том, что это нужно делать не во вред дереву.

Ученик 3: Средь избранных дерев береза

Не поэтически глядит;

Но в ней - душе родная проза

Живым наречьем говорит.

Милей всех песней сладкозвучных

От ближних радостная весть.

Ученик 4: Хоть пара слов собственноручных,

Где сердцу много что прочесть.

Почтовый фактор на чужбине

Нам всем приятель дорогой;

В лесу он просек, ключ в пустыне

Нам проводник в стране чужой.

Ученик 1 : Из нас кто мог бы хладнокровно

Завидеть русское клеймо?

Нам здесь и ты, береза, словно

От милой матери письмо.

Ведущий: Удивительна судьба русской березки. В мирное время она радость, подруга, советчица, а в войну она - воин.

Ученик 2: За селом, вдали, на перекрестке

Полевых, едва заметных троп

Я узнал знакомые березки,

У которых рыл себе окоп.

И невольно вспомнил, как стонали

Ветки их от взрывов и огня...

Возле тех березок подобрали

Чуть живым товарищи меня.

Ученик 3: С той поры остались на березках

Черные глубокие рубцы,

С той поры с любовью о березках

Говорили часто мне бойцы:

Ты бы злую смерть не пересилил,

Ты бы тяжких ран не перенес,

Если б мы тебя не напоили

Светлыми слезинками берез...

Ведущий: В грозные годы войны береза была символом непобе­димой Родины.

Очень хорошо об этом рассказал в своем романе «Белая береза» М. Бубеннов.

«...Все поле было сплошь изрыто снарядами и минами. Местами первый снег был сметен начисто. Словно железной метлой. Местами густо перемешан с землей и покрыт пороховой гарью. Всюду по полю чернели группы металла...

А среди этого страшного поля, где целый день с неистовой силой бушевали огонь и железо, где все было попрано смертью, на неболь­шом голом пригорке, как и утром, стояла и тихо светилась в сумерках одинокая белая береза.

Стоит! - изумленно пошептал Андрей. Сама природа поставила ее здесь для украшения бедного в убранстве поля, и значит, сама природа даровала ей бессмертие. И еще сильнее почувствовал Андрей то, что при­шло к нему впервые в жизни. Но теперь он знал: это счастье победы».

Ученик 4: Затихли военные грозы,

Свинцовый не цокает град,

Но горькие раны березы,

Как память о прошлом хранят,

Их ливни целуют косые,

Ласкают их ветры, трубя,

Никто, никогда их, Россия,

Не в силах отнять у тебя,

Летела б во мраке планета,

И трудно бы людям жилось

Без этого доброго света

Исконных российских берез.

Берестяные грамоты

Этим кусочкам березовой коры - бересты - по несколько сотен лет! Когда их осторожно, с большим трудом развернули, ученые увидели, что на них нацарапаны слова. Написаны они, оказалось, на том древнем русском языке, на каком разговаривали сотни лет назад. Это были не государственные договоры, не царские указы, а обыкновенные письма и даже записки. Крестьяне писали «челобитье» Хозяину: «У кого кони, те плохи, а у иных нет. Как, господин, жалуешь крестьян?»

Очень интересны 12 берестяных листов, принадлежавших Онфиму. Он любил рисовать сражения, где бились насмерть всадники в шлемах, летели стрелы. Онфим старательно учился: почти все его «грамоты» исписаны азбукой, обрывками фраз.

На одном из писем Онфим нарисовал зверя, похожего на жирафа, и надписал: «Я зверя». А наверху: «Поклон от Онфима ко Даниле». Видимо, письмо к другу.

Уже десять веков назад грамотность была распространена среди простых русских людей. В Новгороде археологи под руководством А.В. Арциховского нашли сотни берестяных грамот - так в древности называли письма и документы. Когда-то их потеряли или выбросили. А теперь они поведали нам и о высокой древней культуре, и о жизни простых людей, которые их написали. Берестяные грамоты с хорошо сохранившимся текстом были найдены при раскопках в других наших древнейших городах - Смоленске, Пскове, Старой Руссе, Твери. Нашли грамоты также в Москве. Причем грамот этих много, не десятки, а со­тни. Значит, были на Руси грамотные, изобретательные люди, которые придумали свой собственный российский «папирус».

Кору бересты кипятили, чтобы она приобрела прочность и эластич­ность, обрезали по краям, чтобы получилась ровная грамотка, и про­царапывали, выдавливали буквы железным или костяным стержнем, который назывался «писало».

В XVIII в. в отдельных уголках России еще нередко писали на бересте. И даже во время Великой Отечественной войны береста со­служила ценную службу советским патриотам. В 1942 г. в Беларуси в одной из лесных типографий на березовой коре печаталась газета «Партизанская правда».

Несколько номеров ее бережно хранятся в архивах Минска.

Ведущий: Воспевали красавицу не только русские поэты. Дань восхи­щения отдавали ей многие поэты и писатели других национальностей.

Ученик 1: Хотелось мне постичь простую прелесть –

Увидеть вас, кудрявых, на ветру,

На девушек похожи, что распелись

Про ласковое солнце поутру.

А ночью вас тайком целуют звезды

И оставляют на листве росу.

Ревнивый месяц ищет вас, березы,

А вы, смеясь, скрываетесь в лесу.

Ученик 2: Красавицы свои у всех народов,

Вы в белых шубках –

Русская краса.

Столетьями стоят под небосводом

России белоствольные леса!

Березы белые, красавицы лесные,

Вновь ваши песни сердцем я ловлю.

Постичь нельзя вас, не познав России,

И полюбить, как я ее люблю.

Ученик 3: Березка белоствольная,

О чем шумишь - поешь?

В листке твоем - сияние

И радостная дрожь.

Кудрявая, ветвистая,

Молитву я творю.

Про солнышко лучистое

Любовно говорю.

Ученик 4: Про то, что птичка Божия,

Резва и весела,

Гнездо для малых детушек

В ветвях моих свела.

Пушистых желтых птенчиков

Прилежно кормит мать,

И любо мне листочками

Гнездо их прикрывать.

Вокруг лужайка пестрая

На солнышке цветет,

И птичка светлогрудая

Мне песенку поет.

Ведущий: И где бы ни росла русская березка, везде она людям радость, везде она людям свет!

Стоит она, красавица русского леса. И будет стоять вечно!

Приятно и радостно ходить в березовом лесу в грибную пору. После дождя под березами появляются желтенькие упругие лисички. Там, где береза растет в бору вперемежку с сосной, на поверхность поднима­ются подосиновики с красно-желтыми шляпками. Но особую радость испытаешь, когда увидишь золотистую, загорелую шляпку белого гри­ба, слывущего среди грибов царем.

Ученик 1: И не найти ее красивей,

На радость нам она цветет.

В ней образ матери - России

Неувядаемой живет.


Мальчики исполняют песню «Берёзовый сок»

(на фоне песни презентация о берёзах относительно слов песни»

1 куплет Лишь только подснежник распустится в срок. (слайд) Лишь только приблизятся первые грозы, (слайд) На белых стволах появляется сок, (слайд) То плачут берёзы, то плачут берёзы.
2 куплет Как часто пьянея средь светлого дня, (слайд) Я шёл на угад по весенним протокам, (слайд) И Родина щедро поила меня, (слайд)
3 куплет Открой мне Отчизна просторы свои, (слайд) Заветные чащи, открой ненароком, И так же как прежде меня напои, (слайд) Берёзовым соком, берёзовым соком. 4 куплет Где эти туманы родной стороны (слайд) И ветви берёз, что над заводью гнутся, (слайд) Сюда мы с тобой непременно должны (слайд) Однажды вернуться, однажды вернуться (слайд, когда 2 последние строки повторяются)

Рекомендуем почитать

Наверх