Тряпичные куклы к Вербному воскресенью (Вербница) и к Пасхе. Пасхальная голубка – народная тряпичная кукла. Мастер-класс Изготовление пасхальных куколок в д саду

Грудное вскармливание 16.10.2019
Грудное вскармливание

    Пасхальная голубка вся в красном. В книге Н. Шайдуровой голубка другая. Сделала по её книге, выложила на свою страницу в инете, как и все другие куклы. Так столько выслушила... Мама не горюй. Так какая все таки правильная ГОЛУБКА?

    Я видела пока только в красном исполнении. Но вы не переживайте; очень всегда обидно и грустно, когда люди нападают на других, сами толком не зная сути. Куклы изменчивы, как и мир вокруг, и железных правил здесь быть не может. Но многие почему-то эти самые железные правила отстаивают, а суть-то совсем в другом.

    Если честно, мне для праздничной весенней куклы гораздо ближе вариант небесного цвета, а не красного. Я потому пасхальную куклу и не делала никогда, что она мне не близка. Другого цвета была бы ближе. И неважно, какие кто правила навязывает.

    Тем традициям, что сейчас часто так рьяно отстаивают, не так-то много лет. История же глубока, а куклы людей всегда сопровождали, и делать их надо так, чтоб они нас именно сопровождали, а не по строгим канонам - правилам (сути которых сейчас никто не знает и объяснить не может!).

    Спасибо за ответ. Моя голубка в цвете немного от неба и первых цветов, от солнышка, от чистого весеннего воздуха. Она мне очень близка. Решила показать.

    Веснянку напоминает, замечательная куколка!

    Екатерина Трифонова. Я совершенно согласна с тем, что навязывают своё мнение очень часто те, кто не знает народных традиций. Действительно куклы - обереги или берегини сопровождали людей всегда. Каждый, кто их делал, делал для себя. И у всех они были совершенно разными. Недаром же народная мудрость гласит: какова пряха, такова на ней рубаха. Ни у одной мастерицы, именно мастерицы, никогда не получится две совершенно одинаковые куклы. Тем более когда оберег изготовляется для кого-то конкретно.

    Вы пишите, что куклы делать надо так, чтоб они нас именно сопровождали, а не по строгим канонам - правилам (сути которых сейчас никто не знает и объяснить не может!).
    25 марта 2013 admin А как же тогда народные традиции будут сохранятся?

    Опять встаёт вопрос о границах творчества. Если все мастера будут делать «совершенно разных» кукол, то никто этих кукол не сможет узнать, а традиции раздробятся и исчезнут. Здесь то же самое, что с грамотностью - если все слова писать по-своему, так, как услышалось, то чтение превратится в расшифровку. Однако, это не значит, что словотворчество надо запретить. Надо всего лишь отделять его от безграмотности и косноязычия. Слов «прожелтить» или «волниться» нет в словаре, точно так же, как и слов «калодиц» и «виласипет», и по этому формальному признаку они похожи. Однако же, разница очевидна. Точно так же и с куклами. Конечно, изменения необходимы и возможны - это личный вклад мастера в народное наследие, но вклад этот должен обогащать наследие, а не разрушать его. Поэтому границы допустимого и при изменении известных кукол, и при создании новых довольно узки. В этом и вся трудность.

    Одна и та же кукла в разных районах может быть сделана даже на основе разных конструкций, но тем не менее главные черты её облика всегда позволят её узнать. Надо только верно заметить эти черты. Цвет в пасхальной кукле - одна из таких черт. Любовь к красному цвету у нашего народа - больше, чем любовь:) Красный и красивый недаром почти синонимы. В «Материалах...» Срезневского «краситися, красоватися» значит радоваться. Красный говорит не просто о нарядности и красоте - о большой радости. Я не знаю, появилась ли пасхальная кукла недавно или переродилась из более древней, дохристианской куклы, но в любом случае цвет здесь не случаен: для христиан пасха - один из самых больших праздников, в дохристианские времена начало весны, пробуждения всего живого, ожидание «лета красного» - радость ничуть не меньшая. Поэтому цвет здесь важен.

    Я уже не раз писала, что менять что-то в кукле можно только, когда понимаешь, для чего и как она была создана и почему получилась именно такой. Если этого понимания нет, лучше ничего не трогать, иначе от народной куклы ничего не останется. Мне не по душе пасхальная кукла, и я просто не стану её делать. Если мне захочется сделать куклу весны, радости, пробуждения природы, я сделаю её по-своему, но не стану называть пасхальной. А возможно, мне хватит уже существующих кукол - веснянок, птицы Радость... Веснянок, к примеру, существует несколько, но всем ясно, что это именно веснянки. А показанная куколка совсем не похожа на пасхальную.

    И ещё кое - что вдогонку:) Вчера перечитывала письма и дневники П. Бажова и наткнулась на такое местечко:
    Как складывается сказочная деталь, это объяснить не умею. Причина, вероятно, в том же, о чём уже говорил выше: образ не выдумывается, а берётся готовым с деталями. Правда, он видоизменяется, преобразуется в зависимости от основной мысли автора, но, как говорят строители, не выходя из габаритов: козлику Серебряное копытце не даётся волчьих признаков; лисе (свахе и няне башкирского фольклора) нельзя приписать что-нибудь, не свойственное этому типу.

    Мне думается, то же самое можно сказать и о народной кукле - что-то менять можно только, не выходя из габаритов, иначе получится неправдоподобный, неубедительный и непонятный образ, который будет размывать или даже опорочивать то имя (название куклы), которое он несёт, и тот смысл, который заключён в этом имени...

    А как понять, уместны или не уместны какие-то изменения, подходят они кукле или нет? Здесь недостаточно желания, предпочтения или наития. Поможет только труд и глубокое знание, добытое этим трудом. Вот ещё одна выписка из Бажова:

    "Разве... А.С. Пушкин не поразителен своей трудоспособностью? Работая над историей Пугачёвщины, он не только месяцами сидит в архиве, но он едет на Урал. Это ведь не на самолёте и даже не в вагоне, а на перекладных. Попробуйте представить кое - кого из наших современников за адекватным трудом! Написали бы несколько томов своих дорожных впечатлений, десятка два рассказов, два романа, четыре пьесы, пять сценариев, один малоформистский сборник, а у Пушкина всё это вошло частично в "Капитанскую дочку" да в отдельные строки стихов. Вот и выходит густо. Читаем иных современников и говорим: "А у предшественников лучше". Да потому, что у предшественников труда больше предшествовало, чем у нас".

    На рукукле не раз уже поднимался вопрос о мировоззрении наших предков, поскольку без этого нельзя понять их творчество, в том числе и кукол. Вопрос интересный и непростой. Но в обсуждениях только раз за разом повторяются одни и те же набившие оскомину чужие слова, и никто даже не подумал покопаться в литературе, подумать СВОЕЙ головой и постараться САМОМУ понять - что заботило наших предков, как они жили, во что они верили и каким представляли мир. Сейчас нередко заглядывают в книги Б. Рыбакова и черпают оттуда много сведений об обрядах и обычаях. Но самое интересное в них другое - у Рыбакова можно поучиться верной методологии мышления, разумному подходу, умению делать выводы даже при недостаточности материала и стремлению разобраться в самой сути любого вопроса. Нигде и никогда он не повторяет слепо выводы предшественников, всегда находит и силы, и время, чтобы разобраться в них самому и тогда уже или согласиться, или опровергнуть эти выводы. Если бы все поступали так же, уже давно бы наступил золотой век человечества...

Новосибирск, 2 мая, АиФ - Новосибирск - Для многих из нас приготовления к празднованию Светлого Христова Воскресения сводятся к выпечке куличей, окрашиванию яиц и изготовлению творожной пасхи. Мы предлагаем вернуться к еще одной традиции наших предков - созданию особой праздничной куклы - Пасхальной Голубки. Эту куклу делали накануне праздника и вешали под образа в Красный угол. Голубка хранилась до следующей Пасхи, оберегая дом от недобрых вестей.

Мастер-класс по изготовлению Пасхальной Голубки для читателей сайта «АиФ - Новосибирск» провела Зоя Владимировна Пинигина - педагог дополнительного образования, автор нескольких мастер-классов по созданию традиционных и авторских кукол.

«Пасхальная Голубка - глубоко символичная кукла, - рассказала Зоя Пинигина. - Как известно, голубь в христианстве - символ благой вести о воскресении Христа. Суть и смысл пасхальной куклы - это любовь ко всему сущему. Создание куклы - это повод очиститься, обновиться, настроить себя на то, чтобы всем желать только добра. У простой в создании Пасхальной Голубки есть некоторые особенности, о которых меня часто спрашивают на мастер-классах. Во-первых, красный цвет. В данном случае он символизирует жизнь и энергию. Красный цвет Пасхальной Голубки - это момент, который не претерпевает изменений. Во-вторых, Пасхальную Голубку отличает еще один традиционный элемент - «прическа» - узел на голове. За нее кукла подвешивается, за счет этого создается впечатление, что она действительно летит. Я бы назвала эту деталь сакральной - через нее, как мне кажется, передается строгость и мудрость. Пасхальная Голубка, равно как и остальные куклы, не создаются в суете. Им нужна тишина и сосредоточенность на смысле и сути создаваемой куклы».

Итак, для создания Пасхальной Голубки нам необходимы:

Три квадрата красной ткани размером 25*25 см

Немного синтепона

Красные прочные нитки

Берем один лоскут ткани и кладем на него немного синтепона.

Соединяем уголки ткани и формируем голову Голубки: делаем это не очень туго, поскольку на голове нам предстоит еще сформировать прическу. Лицо нужно постараться сделать без морщин.

Как только сформировали голову, обозначаем шею красной нитью (длина - около 35-40 см), с ее помощью мы будем оформлять на следующем этапе и прическу. Следим за тем, чтобы голова куклы находилась с одной плоскости с будущими раскинутыми руками.

После этого формируем прическу - для этого отделяем небольшую часть головы на затылке, оформляем ее в узел и фиксируем ниткой - обязательно сделав два узла покрепче. После этого снова обматываем нить вокруг шеи и отрезаем ее. Таким образом мы оформили голову с прической.

Переходим к оформлению ладошек. Делаем их по принципу создания самолетика. Фиксируем нитью ладошки - они должны быть около 1,-1,5 см.

Выверяем длину обеих ладошек - она должна быть одинаковой.


В далекой древности календарный год восточных славян начинался с весны. Весна была такая долгожданная гостья, что встречали ее несколько раз. Цикл весенней обрядности разделялся на два важнейших периода. Первый, ранневесенний, начинался с Масленицы проводами зимы и кликанием весны, включал в себя период Великого Поста и продолжался до Пасхи. Второй,поздневесенний, завершался Троицей.

Сидоров В.М. Начало весны, 1999г.

Встреча весны и по сей день в некоторых русских деревнях связана с множеством обрядовых песен – закличек, подготовки и проведения пахоты и сева. Заклички Весенние заклички - заклинательные песни, сопровождавшие обряд кликанья весны. Подрробнее см.здесь http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4212.htm заключали в себе заклинательную функцию, должны были способствовать наступлению весны, приближению тепла и света, пробуждение природы и ее жизненных сил. Сроки наступления весны определялись по природным приметам – таянью снега, появлению первых проталин, вскрытию реки и началу ледохода, прилету птиц.


Куинджи А.И. Ранняя весна 1890-1895 гг.

После принятия Христианства весну стали закликать в определенные дни церковного календаря, получившие в связи с этим народные названия: на Евдокию - «плющиху» (14 марта), Герасима - «грачевника» (17 марта), Алексея «теплого» (30 марта), Благовещенье (7 апреля), но чаще всего – в Сороки, в день Сорока мучеников Севастийских (22 марта).Этот праздник совпадает с днем весеннего равноденствия.


Святых Сорок Мученников Севастийских

Ранние встречи весны всегда совпадают с Великим Постом Великий Пост в церкви представляется подготовкой к встрече праздника Пасхи, символизируя внутреннее духовное очищение и воскресение души верующего. Великий Пост состоит из Святой Четыредесятницы - 40 дней, посвященных памяти молитвенного поста Иисуса Христа во время его пребывания в пустыне, Лазаревой субботы (памяти воскрешения Христом Лазаря), Вербного воскресенья (Вход Господень в Иерусалим) и шести дней Страстной недели. Особое значение имели отдельные дни и недели Поста: Чистый понедельник на первой неделе, среда или четверг (Средокрестие) на четвертой, Крестопоклонной неделе, Вербное воскресенье, Чистый четверг на Страстной неделе. Обряды, приходившиеся на завершение поста, служили средством очищения и защиты окружающего пространства и человека от нечистой силы и знаменовали собой границу между периодом безвременья - Пост - и периодом возрождения и обновления жизни и природы - Пасха. Подробнее см.здесь http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4060.htm - семинедельным периодом воздержания, покаяния и молитвы в преддверии празднования Пасхи. Как только отшумело масленичное веселье, отзвенели колокольчики масленичных катаний, смолкли звонкие «масленские» песни, так и прекратились молодежные посиделки, гуляния, пение песен, игра на музыкальных инструментах ипотянулись долгие дни великого поста. В деревнях говели: постились, молились, по воскресениям ходили в сельский храм к исповеди и причастию. В большинстве русских сел строго соблюдался запрет на мирское пение в Великий Пост и единственным жанром музыкально – поэтического фольклора, который мог звучать в эти дни молитвы и покаяния, были духовные стихи или божественные песни, как их иногда называют в народе.

А как же весенние заклички? – спросите Вы.Весенние заклички не считались песнями,ведь их не пели, а кричали, гукали, кликали.Одни заклички отрывистые как щебетание первых пригревшихся птиц. Другие – напевные как течение талой воды, два голоса как переплетение холодных струй. В мелодиях преобладает восхождение. Строчки заканчиваются гуканием – высоким зовущим «Гу-у!». В некоторых песнях открытое подражание голосам птиц. Кричали заклички девушки и замужние женщины молодухи, в некоторых местах дети. Во время закличек старались забраться повыше, чтобы голос разносился подальше.


Духанина А. Русский Север. Закликание весны.

Приход весны старались изобразить. На Евдокию - «плющиху» в некоторых деревнях средней полосы России приходились первые весенние заклички, по этому случаю делали соломенного коня – символ Солнца – и прикрепляли под коньками крыш. У древних славян этот день был известен как Овсень Малый – бог труда. Поэтому существовала пословица: Пришли Евдокеи – мужику затеи: соху точить, борону чинить.


Соломенный конь. (из книги «Русские обряды и традиции» Котова И.Н.)

Праздник Герасима – Грачевника Праздник Герасима – Грачевника (17марта) по церковному календарю день памяти преподобного Герасима из Ликии (V век) и преподобного Герасима - первого Вологодского чудотворца (XII век). Подробнее см.здесь http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4216.htm в центральной России совпадал со временем прилета грачей - первого признака весны. В народе говорили: "Увидел грача - весну встречай". Чтобы ускорить наступление тепла, в день Герасима пекли из ржаного кислого теста птичек - "грачей". Если в этот день на пахоте находили грачиное перо, его пеленали в тряпочку, как куклу, и перетягивали поясом. Такой амулет носили за подкладкой шапки, считалось, что он обеспечит своему владельцу покровительство в сельскохозяйственных работах.

Соломенный конь и «ржаные грачи» встречаются не везде, зато повсеместно на весенние заклички выпекались птички – жаворонки. Считалось, что жаворонки первыми возвращаются из-за моря, ведя за собой сорок птиц, несущих весну на своих крыльях.


Белокрылые жаворонки

В Сороки, а на Русском Севере также на Благовещение, хозяйки обычно выпекали из теста птичек – жаворонков, с которыми дети, а иногда молодежь или женщины, выходили зазывать птиц и весну:

Жаворонки, прилетите,
студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!

«Жаворонков» развешивали и раскладывали на возвышенных местах, подкидывали в воздух, оставляли на проталинах, имитируя прилет настоящих жаворонков или куликов.

В эти же дни выпускали на свободу пойманных еще по осени птиц. А вместо них дома вешали специально сделанную тряпичную птичку, также тряпичных птиц развешивали на ветвях деревьев под весенние заклички. Из чего только не делали птиц на Руси! Из тряпочек, соломы, дерева, дранок (тонких щепочек), теста. Птичек украшали цветами, зернышками, перевязывали ленточками.

Птичка. Автор И.Гаркавенко

На Сороки и Благовещенье делались куклы – Мартинички маленькие нитяные куколки . Название они свое получили от марта месяца, в котором отмечались Сороки и Благовещенье. Мартиничков вязали парами : из белых ниток – символ уходящей зимы и из красных - символ весны и жаркого солнца.

Мартиничек девушки развешивали на деревьях, где их раскачивал весенний ветер, в иных местах дети привязывали их к длинным шестам вместе с жавороками. И размахивая шестами, они бегали по деревне и закликали весну:

«Запускание жаворонков»

Но хлеб, с которым призывали весну, не обязательно имел вид птицы, в некоторых местах весну угощали караваем или пирогами. Важная роль хлеба в обрядности встречи весны сохранилась с тех давних пор, когда он являлся жертвой - угощением земле, весне или стихиям (морозу), благодаря которой земледельцы надеялись заручиться поддержкой и благосклонностью высших сил.
Особую роль в весенних ритуалах играливода и огонь, как символы пробуждения и очищения природы, поэтому обряды, посвященные встрече весны, часто имели четкую локальную привязку: берега рек, озер, около источников - и сопровождались разжиганием костров.

Кульминацией цикла весенней обрядности были Пасхальные праздники.


Пимоненко Н. Пасха в Малороссии

От Пасхи или от календарно близкого к ней Егорьева дня Егорьев день - народное название церковного праздника в честь великомученика Георгия. День памяти святого празднуется дважды: зимний в декабре, весенний в мае. В народном представлении св.Георгий - змееборец, воин, хозяин земли и покровитель скота. В день «Весенненго Егория»первый раз выгоняли скот на пастбище; к нему приурочивали позднюю пахоту и яровой сев; посадку некоторых огородных культур; найм работников. Пограничный характер этой даты предопределил большое количество ритуальных действий, осуществляя которые, крестьяне старались заручиться поддержкой вышних сил на весь хозяйственный сезон. начинался второй период весенней обрядности. С этого момента начинается важнейший для русского крестьянина календарный период. С этого времени весна вступала в свои права. Чтобы помочь весне придти, земле пробудиться от зимнего сна, и усилить вегетацию всходов, начиная с Пасхальной недели, устраивались хороводы, качели, игры с пасхальными яйцами и тому подобное, превратившиеся в 19 веке в молодежные и детские развлечения.

За неделю до Пасхи делали куколку - Пасхальную голубку , часто их делали несколько и развешивали по избе, также обязательно вешали в красном углу. Голова и руки должны были быть обязательно из красного лоскута.


Пасхальная голубка. Автор И. Гаркавенко

Кликание весны в этот период происходило иначе, чем во время поста. Веснянки и заклички пелись девушками в хороводе во время пасхальных гуляний или в первое воскресенье после Пасхи на Красную горку Красная горка - первое воскресенье после Пасхи В православной традиции праздник посвящался воспоминанию явления Христа апостолу Фоме на восьмой день после воскресения. В народе со времен древней Руси был праздником начала весны - с кострами, девичьими хороводами, ярмарками невест, обрядами закликания весны. Считался преимущественно девичьим праздником. . Красная горка – это гуляния деревенской молодежи до утра с песнями и хороводами, встреча на горе первых лучей восходящего солнца, выбор невест. Сопровождавшие хоровод весенние лирические песни, изобиловали брачной тематикой, отличались приподнятым, радостным настроением.


Красная горка в селе Усть – Цильма

На пятидесятый день после Пасхи наступала Троица - великий праздник православного календаря, когда чествуется Святая Троица - Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух.

Святая Троица

На Троицу наложился языческий праздник Семик или как его называли еще - Зеленые Святки. Он знаменовал окончание весны и предвестие лета и праздновался за три дня до Троицы, открывая комплекс Троицких празднеств. В русском поэтическом творчестве Троица обыкновенно выступала в паре с Семиком:

У нас в году два праздника:
Семик да Троица,
Ай, лилё, да лилё,
Семик да Троица

Зеленые Святки своей эстетикой, театрализованными постановками не уступают зимним Святкам, ибо они отражают тождественные явления - летний и зимний солнцеворот. Период зелёных святок был насыщен обрядовыми действиями, направленными на хозяйственную деятельность человека, и прежде всего на такие важные ее сферы, как земледелие и скотоводство.

А. Грачев. Семик, или Гулянья в Марьиной роще. 1845

Семицкий обрядовый комплекс был пронизан переходной символикой, ибо он отмечал переход весны к лету. Главная функциональная роль на Семик отводилась молодежи, социальный статус которой также определялся как переходный; подобное состояние молодежи, особенно девушек, сопоставимо с состоянием природы поздней весной - природы расцветающей, но еще не плодоносящей.

В народной традиции на Троицу славили цветущую растительность. Поэтомусимволом праздника, главным атрибутом многих обрядовых действий была береза. На растущих березах обычно " авивали" ветви,переплетая их друг с другом, с травой, цветами, лентами, полотенцами.

Вью, вью я венок!
Завивайся берёзонька
Вью, вью я венок!
Завивайся кудрявая
Вью, вью я венок!
Мы покумимся кумушка
Вью, вью я венок!
Поцелуемся голубушка
Вью, вью я венок!

В некоторых местах березы срубали накануне праздника, украшали, рядили в девичью или женскую одежду и вносили в поселения, в дома, совершали с ними обходы засеянных полей, лугов, деревень, изб.

На заключительном этапе празднования Троицы совершались проводные обряды: отпевание, потопление, сжигание троицкой березки.

Помимо этого повсеместно свежей зеленью украшали поселки, церкви, дома и хозяйственные постройки; а головы людей, а местами и животных венчали, как правило, зеленые венки.


Троицкие гуляния в Омской области

Рассмотрим подробнее обряды троицко - семицкого комплекса, которые связаны с изготовлением кукол - это крещение и похороны кукушки и похороны Костромы.

Крещение и похороны кукушки - девичий и женский обряд весенне-летнего цикла, представляющий собой вариант троицкого кумления. Кумление – это обычай установления особых отношений духовного родства между представительницами женского пола на определенное время. Основа кумления - клятвенное обещание дружбы и взаимопомощи, подкрепленное обменом поцелуями, подарками, личными вещами.

Обряд «кукушечка» относится к аграрно-магическим девичьим и женским обрядам. В центре этого обряда был ритуальный предмет, который так и назывался «кукушка» -травяная или тряпичная кукла в виде женской фигуры, реже птицы или украшенного деревца.

Кукушку в народе называли вдовушкой или беззаботной матерью, что бросила свое дитя, стала беспамятлива. «Кукушка кукует – горе вещует» - говорили так, когда слышали голос кукушки. А услышав впервые по весне ее кукование, крестились, дабы оградить себя от кукушкиной доли. Никакой деревенской девушке не хотелось кукушкиной участи – остаться без своего гнезда и мыкаться всю жизнь.


Чтобы избежать этого на Троицу ладили свою кукушку, птицу-куклу. В основе «кукушечки» обычно был растительный материал: трава "кукушкин цвет" («кукушкины слезы»); цветок ириса, ветви берез, солома. Количество используемых для изготовления "кукушки" травинок должно было быть четным. В ряде мест фигуру делали из пестрого платка, кусочков материи. Куклу обязательно обряжали в яркие лоскуты и кружево, в одежду, снятую с одной из девочек-участниц, в специально сшитое платье. Последнее соответствовало девичьему наряду, бытовавшему в данной местности, непременными элементами были крест и украшения - ленты, бусы, косники; цветовая гамма костюма - розово-красная.

Кукушечка (из книги «Русские обряды и традиции» Котова И.Н.)

Обряд сопровождался похоронным шествием, оплакиванием кукушки, кумлением девушек, гаданиями и ритуальной трапезой. Основными участницами обрядового действия были молодые девушки 10-16 лет, иногда к ним присоединялись женщины, бывшие замужем не более одного года и не имевшие детей, присутствие которых в некоторых традициях считалось обязательным. В образе кукушки,также как и в образе троицкой березки, видят одно из воплощений женского божества, которое наделяет женщин, обратившихся к нему, душами-зародышами будущих детей.

Руководила ходом обряда пожилая женщина, нередко вдова. Характерной чертой обряда было шествие девушек и молодок с наряженной кукушкой по деревне. Хождение сопровождалось песнями

Во время обхода деревни собирали деньги на трапезу или с каждого жителя по яичку. Также как и другие женские обряды троицко-семицкого цикла "крещение и похороны кукушки" сопровождались обязательной ритуальной трапезой с непременной яичницей, молодежными гуляньями. Повсеместно в них участвовали парни и мужчины.

В ходе шествия кукушку обычно переносили в лес, в поле, к реке, на кладбище. Там её «крестили», чтобы она не наделала бед в жизни деревенских девушек, чтобы не накуковала одиночества. При "крещении" на кукушку вешали крест, совершали над ней троекратное крестное знамение, сами кумились с ней, окунали ее в воду, наподобие омовения при христианском крещении. Затем кукушку прятали (хоронили) на скрещенных ветвях берез или в траве:

Кукушечка-рябушечка!
Окстись! Окстись!
На все стороны,
На Божий свет!
Окстись! Окстись!

Иногда копали ямку, устилали ее лоскутками и там закапывали кукушку с песнями:

По окончании весенних праздников девушки отправлялись "смотреть" кукушку. Ее снимали с дерева, выкапывали из земли, разряжали или укладывали ее на березовый венок и этот венок несли к реке, опускали в воду кукушку с прощальной песней:

Прощай, прощай, кукушечка,
Прощай, прощай, рябушечка,

До новых до берез,
До красной до зари
До новой до травы

Это и означало прекращение установленных в ходе кумления отношений.

Троицко – семицкие праздники завершал обряд проводов весны - похорон Костромы. В фольклорных текстах термин "весна" часто использовался как эпитет Костромы: весна – Кострома. В Саратовской губернии считали, чтов лице Костромы провожают весну:

"Костромушку да наряжали,
Девки весну провожали.
Пройдет весна, да Троица
Все забавы скроются".

Исследователи обряда связывают его с символикой весны, весеннего возрождение сил природы; с магическими ритуалами, направленными на получение урожая, гдеКострома представляет собой символ плодородия.

Кострому могли изображать парень или девушка, часто это было чучело.


Фото Нистратова В. Похороны Костромы

Делали его из связанного соломенного снопа, который и обряжали. Характерной чертой наряда Костромы, человека или куклы, было полное или частичное украшение его зеленью и цветами. Кострому - чучело или человека, лежащего неподвижно, - под пение песен с поклонами укладывали в "гроб" - на носилки, доску или в корыто - и несли к реке или в лес.


Гравюра, конец XVIII века

Шествие, как правило, представляло собой инсценированную похоронную процессию.Обряд завершался ритуальным разорением и потоплением соломенного чучела, насильственным купанием ряженых, изображавших Кострому, оставлением "гроба" с Костромой в лесу. Перед уничтожением с чучела обычно снимали предметы его убранства. Заключительная часть обрядового действа сопровождалась безудержным весельем, совместным купанием, играми.

Согласно народной традиции граница между весной и летом была очень зыбкая, однако жители деревни в большинстве своемсвязывали начало лета с приходом/окончанием Троицы. Во многих местах России к Троице заканчивались все весенние сельскохозяйственные работы. С завершением троицко - семицких праздников начиналась летняя тяжелая работа, от которой зависела вся судьба крестьянского рода на весь предстоящий год.

Задание для самостоятельной работы к теме Куклы весенних обрядов

Сейчас мы с вами будем делать весеннюю птичку. В каждой деревне делали птичек по - разному. И я предлагаю вам два варианта: традиционный и осовременненый. Вы можете сделать обе птички, а можете выбрать какую - то из них.

Вариант первый

1-3. Берем квадратный лоскут ткани 7- 9 см. Складываем сначала его треугольником. Затем кладем острым углом вниз, края загнем – получится ромб.

4-5. Еще раз загибаем углы ромба в центр. Складываем фигурку пополам.

6. Ниткой несколькими витками перематываем острый конец треугольника – вот и клювик птички. Нитку затягиваем, но не обрываем.

7. Расправляем ткань. Вкладываем внутрь небольшой кусочек ветоши (синтепона, ваты). Заранее его лучше сформировать в шарик. Обматываем и закрепляем петлей, нить не обрываем.

8. Распрямляем уголки ткани наружу – получается голова птички и расправленные крылья. Снова вкладываем внутрь ткани немного ветоши. Вот и тело птички.

9. Проводим нить вдоль тела птицы и обматываем двумя витками хвостик, после проходим к голове птички наискосок, проведя нить вдоль шеи, возвращаемся к хвосту - получается крест на спине птички. Нитью стягиваем каждое крыло. Для этого той же нитью ведем от хвоста вокруг крыла, обматывая его, проводим нить вдоль хвоста и обматываем второе крыло. Закрепляем петлей на хвосте. Вот и получилась у нас птичка!

(мастер – класс взят из книги Натальи Догаевой и Елены Берстеневой «Кукольный сундучок»)

Вариант второй. Современная версия

1. Возьмём квадрат ткани или салфетки со стороной от 10 до 20 см (чем меньше квадрат, тем меньше птичка), полоску ткани для крыльев шириной 4 см, крепкие нитки для перевязки и синтепона с напёрсток.

2. Складываем квадрат по диагонали и для оформления клюва птичке перевязываем уголок примерно 1 см. Нитку не отрываем - всё перевязываем одной ниткой.

3. Помещаем под клюв синтепон, округляем тканью и фиксируем голову.

4. Оформляем крыло, присобрав его к шее, фиксируем ниткой.

5. Полоску для крыльев сужаем к центру.

6. Края крыльев разрезаем и оформляем (лучше зигзаг-ножницами). При оформлении крыльев с углов закрепляем крестообразно через шею, или другой вариант: крылья закрепляем отдельно. Хвост также надрезаем.

7. Крылья привязываем и сверху скрепляем крестообразно с телом птички.

Если птичку поместить на уровне лица ребёнка, он сможет своим направленным дыханием (подуть) приводить птичку в движение и даже вращать её в разные стороны

Этот мастер-класс и фото - из блога Зои Пинигиной .

См.здесь http://pinigina.livejournal.com/65240.html


Куколка скрывает яичко внутри себя. Делают ее из ярких, нарядных лоскутков, это хороший и приятный подарок к Пасхе детям и взрослым, с ней можно играть.

Кукла должна самостоятельно стоять.

Для изготовления куклы нужно:

Ткань-двунитка размером 35 на 20 см, или любая светлая плотная ткань
Яркий лоскут на юбку и платок
Красная тесьма
Нитки на поясок

Скатываем ткань в рулон, можно две стороны навстречу друг другу, а можно в одну сторону, ширина мягкой скрутки должна получиться примерно 3 см. Отступаем от верхнего края около 5 см и в скрутку заталкиваем кусочек ветоши - это будет голова. Завязываем.

Подсовываем такой же комочек ветоши ниже от завязанного, под шею - это грудь. Завязываем петелькой как на рисунке с учетом того, что еще вставим ручки, и должно войти яйцо.

Ручки куклы.

Двунитка 14 на 9 см. Все края подворачиваем внутрь, в готовом виде ручки примерно 12 на 2 см.

Ручки вставляем в петлю, вяжем грудь крест-накрест и талию.


Вид куклы спереди и сзади.

Одеваем куклу.

Выворотно одеваем кукле юбку с запахом спереди . Передник тоже одеваем выворотно, он закроет запах юбки. Фартук может быть длинный или короткий, широкий или узкий, главное - он должен быть очень нарядный, можно вышитый, расшитый лентами, и т.п.

Повязываем кукле пояс.

На фото слева - вид готовой куколки снизу.

На голову повязываем красную тесьму (имитация повойника под платком) и сверху красный платок. Платок можно одеть под передник, можно сверху передника.

Вербная (Вербница) и Пасхальная тряпичные куколки.

Традиции возрождаются. Народная лоскутная кукла становится самым популярным подарком и украшением праздничного убранства нашего жилища.

Как всякая хозяйка, которая готовит праздничный стол к Вербному воскресенью и Пасхе, посетила немало сайтов в интернете и открыла для себя много интересного. В данном случае речь пойдет о Вербнице. Это общее название тряпичной куклы, которую изготавливали к Вербному воскресенью и Пасхе. Принципиальной разницы между ними нет. Они обе - украшение прекрасных православных праздников. Есть только небольшие различия в костюмах этих чудесных кукол. При покупке или изготовлении этих тряпичных кукол мы можем сами сделать свой выбор: будет ли наша кукла точной традиционной копией или же это будет плод фантазии мастерицы...

В этом сообщении вы можете посмотреть мастер-касс традиционной тряпичной пасхальной куклы от сайта "Страна Мастериц", а также посмотреть варианты уже готовых Вербных(Вербниц) и Пасхальных кукол с сайта "Ярмарка Мастеров" и других замечательных авторов. Желаю вам приятного просмотра, удовольствия от покупки и радости собственного творчества. У нас с вами появилась еще одна возможность порадовать детей и внуков, друзей и близких... Бог в помощь.

Традиционные Пасхальная и Вербная (Вербница) тряпичные куклы

Вербница.

Вербная кукла символизирует пробуждение природы весной: женщину, которая идет в церковь в день Вербного воскресенья освящать вербочку. Делалась эта кукла перед Вербным Воскресеньем. Ее цвета должны быть приближены к цветам вербы, первой весенней зелени. В ручках кукла держит три веточки вербы. На личике можно выплести тоненький крестик.

Пасхальная кукла

К паре Вербнице делалась Пасхальная кукла. Она символизирует женщину, которая идет на Пасху в Церковь освящать кулич, яйца, паску. Выполняется кукла в красных цветах. Лицо такой куколки обязательно должно быть красное. На лице также можно выплести тоненький желтый или золотистый крестик. В ручках куколка держит то, что она несет на освящение в Храм

И Вербная (Вербница) и Пасхальная куколки делаются по одному и тому же принципу -

различие в цветах и в том, что у куколок в ручках)))

А теперь Мастер-класс от Ольги (firanka-ua)

1. Вербная кукла (Вербница)

2. Для Пасхальной куколки нам понадобятся белый прямоугольник х/б ткани, кусочки х/б ткани красных тонов, ватка, нитки, огарочек восковой свечечки, белый сухарик)

3. Складываем прямоугольник белой ткани втрое - получится длинная полоса

5. Скручиваем полосу в "бочоночек"

6. Перевязываем ниточкой чуть выше середины "бочоночка"

7. В центр красного квадрата кладем шарик ватки

8. Затягиваем ниточкой

9. Расправляем уголочки и делаем ладошки

11. Кладем будущую куколку лицом к себе и поднимаем вверх верхний слой ткани.

12. Кладем в середину "боченочек" - тельце куколки, и плотно приставляем его к головке

13. Кладем на "боченочек" ватку - это будет грудь (немного обозначим)))

14. Опускаем поднятый ранее верхний слой ткани и формируем грудь

15. Завязываем талию ниточкой, фиксируя грудь.

16. Поворачиваем куколку к нам спинкой и одеваем юбочку, как на фото

18. Фиксируем ниточкой

19. Переворачиваем куколку к нам личиком

20. Завязываем фартучек, как на фото

21. Опускаем фартучек

22. Повязываем куколке "подкосыночку"

23. Теперь завязываем косыночку

24. В котомку куколке кладем ватку и белый сухарик

25. Завязываем узелок-котомку

26. К одной ручке куколки привязываем котомочку, к другой - свечечку, а на шею одеваем красивые бусы.

Куколка готова!

Добро пожаловать в Галлерею Пасхальных, Вербных

Рекомендуем почитать

Наверх