Урок опк христианская семья. О семейных ценностях на уроках опк. в гостях хорошо, а дома лучше

Логопедия 07.03.2020

В одном городе в маленькой квартирке жили муж и жена. Хорошо жили. Но чего - то им не хватало для полного счастья. И решили они построить свой дом. Давайте поможем им это сделать.

Выберите из пословиц ключевые слова, объясните свой выбор. Это будут кирпичики для нового дома.

Дерево держится корнями, а человек семьёй. (Семья)

В дружной семье и в холод тепло. (Дружба)

В семье, где нет согласия, добра не бывает. (Согласие)

В семье любовь да совет, так и нужды нет. (Любовь)

В мире жить - с миром жить. (Мир)

Постройте из этих слов – кирпичиков свой дом и объясните свой выбор.

Семья – это основа, фундамент нашего дома. Дружба и согласие – стены. Любовь – крыша. Мир – окно, именно через него мы можем увидеть, что происходит вокруг.

В здании человеческого счастья дружба возводит стены, а любовь образует купол. (Козьма Прутков)

Дом готов, тепло и чисто в нём, а полного счастья всё нет.

Выберите пословицу – совет для наших героев. Что принесёт им полное счастье в жизни?

Семья без детей, что цветок без запаха.

Семья начинается с детей. (Герцен А. И.)

Молодые мама с папой!

Год назад стал дом богатый:

Народилося дитя,

Счастье в дом к вам принеся.

Это счастье вас сплотило,

Чувства вам обогатило,

В новый мир открыло дверь -

Полноценный дом теперь.

Настоящая семья:

Мама, папа и дитя -

Дитятко родное,

Солнце золотое!

Милое создание

Вам на любованье,

Радость ваша - навсегда,

Год прошел, а там и два...

Пусть и десять пронесется -

Радость ваша не прервется.

Будет только умножаться,

Если очень постараться!

Что заложите в дитя,

То и двадцать лет спустя

Вы получите в достатке.

Дай вам Боже жизни гладкой!

Итак, что же такое семья? А что понимается под этим словом в православном мире? Найдите и прочитайте это объяснение в учебнике (стр. 86).

«Семья – это маленький ковчег (прибежище), призванный ограждать детей от беды. Семья основана на радости и создана ради неё. Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Чувство любви в этом случае совсем не равно чувству «ты мне нравишься». Конечно, встреча с любимым и воспоминание о нём радуют. Но порой любовь включает в себя также и боль. Если другой радуется, и я счастлив. Но если он болеет, и мне плохо»

Мама на папу глядит,

Улыбается,

Папа на маму глядит,

Улыбается,

А день самый будний,

Не воскресенье,

И за окошком – не солнце,

А вьюга,

Просто такое у них

Настроение,

Просто они

Очень любят друг друга.

От этой любви

И легко, и светло.

Мне с папой и мамой

Так повезло!

Когда образуется семья? Найдите в учебнике ответ на этот вопрос.

Семья образуется, когда мужчина и женщина вступают в брак. Понятие «брак» произошло от древнерусского слова «брачити», имеющего значение «отбирать, выбирать».

(с.86 - 87)

Какое торжество происходит, когда мужчина и женщина решают создать семью?

А как называется вступление в брак в православии?

Что возлагают на голову жениху и невесте?

Что такое венец в понимании христиан?

Что символизируют собой кольцо и венец?

Объясните смысл выражения «носите бремена друг друга»?

«Даже если будут в их жизни болезни и несчастья, они должны оставаться вместе» (с. 86) Подберите к этим словам поговорку и объясните свой выбор.

Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.

Что значит эта запись?

СЕМЬЯ = СЕМЬ «Я» = Я + Я +Я + Я + Я + Я +Я

Семья – это отец, мать и много детей.

Ходят папы под окнами,

Маются,

Ходят папы,

Ужасно волнуются,

Ни с того ни с сего

Обнимаются,

Ни с того ни с сего

Вдруг целуются.

То становятся сразу

Слезливыми

И носы утирают

Платочками…

А за окнами

Мамы счастливые

На руках с сыновьями

И дочками.

Светит солнышко

Ласково-ласково,

У крылечка мы с папой

С коляскою,

Я готов во всё горло кричать:

– Мы братишку пришли получать!

У кого есть младшие братишки или сестрёнки?

Кто может рассказать о чувствах, которые пережили вы и ваши родные, когда узнали, что родился маленький малыш?

«Рождение ребёнка наполняет семейную жизнь светом, радостью, смыслом»

(с. 87) Объясните эту фразу.

Родители стремятся передать детям свои знания, свою веру. Что ещё объединяет семью, кроме рождения детей? (с. 87) (Традиции)

Воскресенье - вот везенье!

Воскресенья так нужны!

Потому что в воскресенье

Мама делает блины.

Папа к чаю чашки моет.

Вытираем их вдвоем,

А потом мы всей семьею

Чай с блинами долго пьем.

А в окошко льется песня,

Я и сам запеть готов,

Хорошо, когда мы вместе,

Даже если нет блинов.

Что любит делать семья из стихотворения?

Можно ли отнести воскресное чаепитие к семейным традициям?

Какие традиции соблюдаются в ваших семьях?

Послушайте историю из Библии о Ное и его сыне Хаме.

Какое поведение называют хамским?

Что значит быть тактичным? (с. 87)

Незримо следуют родители за нами,

И в радости, и в час, когда пришла беда,

Они стремятся оградить нас от печалей,

Но мы, увы, их понимаем не всегда.

Вы нас простите,

Милые, родные,

У нас ведь, кроме вас,

Дороже нет людей.

Как говорится,

Дети - радость жизни,

А вы для нас - опора в ней.

Методическая разработка урока

Ф.И.О. педагога : Демьяненко Алла Ивановна

Модуль: Основы православной культуры

Класс : 4 класс

Тема : Христианская семья

Тип урока : по основной дидактической цели: изучение нового материала

по способу проведения и этапам учебного процесса: комбинированный.

Цель : формирование осознанного отношения к семье, как одной из важнейших ценностей бытия человека.

Сформировать уважительное и бережное отношение к своей семье, умение общаться в кругу семьи;

Познакомить с составляющими компонентами, необходимыми для создания семьи; раскрыть сущность таинства венчания;

Развивать коммуникативные способности, кругозор, положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока.

Оборудование: учебное пособие А.В.Кураева «Основы православных культур», толковые словари, сердечки разного цвета, карточки для работы с пословицами

Этапы урока. Содержание деятельности

Предполагаемые результаты

Организационные формы

Действия учителя

Действия ученика

I.Организационный момент

Цель: создание положительного эмоционального настроя на усвоение учебного материала.

Психологический настрой на урок, коррекция настроения

Индивидуальная

Здравствуйте, ребята!

Поприветствуйте друг друга, улыбнитесь друг другу, подарите окружающим частичку своей любви, тепла и радости.

И я хочу подарить Вам частичку своего любящего сердца.

Учащиеся выполняют команды

Снимаю с доски по одному сердечку разного цвета и в зависимости от цвета дети занимают места в группах.

II. Мотивация к учебной деятельности

Цель: подготовка к осознанному восприятию материала, стимулирование познавательного интереса.

III. Сообщение темы урока. Формулировка целей

Создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Понимание учащимися практической значимости изучаемого материал

Фронтальная

Кто загадки отгадает,
Тот своих родных узнает:
Кто-то маму, кто-то папу,
Кто сестренку или брата,
А узнать вам деда с бабой
Вовсе думать-то не надо!
Все родные, с кем живете,
Даже дядя или тетя,
Непременно вам друзья,
Вместе вы - одна… (Семья)

Сегодня мы поговорим о таком понятии как «семья», что оно в себя включает, какие категории входят в понятие «христианская семья».

Итак, тема нашего урока «Христианская семья».

Дети называют отгадку.

IV.Актуализация имеющихся знаний по теме.

Цель: активизация личного опыта каждого ученика и использование его в обучении, подготовка к восприятию нового материала, оценка учителем уровня подготовленности учащихся.

Актуализация знаний, способов действий, необходимых для дальнейшей работы.

Умение работать в группе, организовывать сотрудничество.

Умение находить правильное решение.

Групповая

Мы в начале урока улыбнулись друг другу. А посмотрите в окошко и вы увидите, как удивительно ласково и нежно улыбается всем нам солнышко! Давайте улыбнемся и мы ему в ответ!

Родина каждого из нас начинается с родного дома, с семьи. - А что такое в вашем понимании семья? - Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите?

Высказывания детей

Работа со словарем.

Цель: совершенствование навыков со справочной литературой.

Повысить у обучаемых внимание к слову, оттенкам его значения

Групповая

Давайте обратимся к толковым словарям и найдем значение слова «семья».

Итак, семья - это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное - они родные друг другу. Раньше семьи всегда были большими. А сейчас есть семьи большие, есть и маленькие.

Давайте узнаем, а как появилось слово «семья»

Учащиеся работают со словарями Ожегова С.И.и Ушакова Д.Н.

Читает подготовленный ученик. Когда-то о нем не слыхала Земля…

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам;

"Кто деток родит мне, богиня моя"?

И Ева тихонько ответила "я",

"Кто их воспитает, царица моя"?

И Ева коротко ответила "я"

"Кто пищу сготовит, о, радость моя"?

И Ева все так же ответила "я"

"Кто платье сошьет?

Постирает белье?

Меня приласкает?

Украсит жилье?

Ответь на вопросы, подруга моя!"

"я", "я" …тихо молвила Ева - "я", "я"…

Сказала она знаменитых семь "я"

Вот так на земле появилась семья.

Фронтальная

А для чего человеку семья?

Рассказ учителя

Для счастья. Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья. Где, как не в семье, получает человек то, к чему стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим или любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят. Где, как не в семье, человек получает заряд любви и бодрости, сил творческих и духовных, без которых он не может нормально жить и работать. Где, как не в семье, получают люди прекрасный дар - счастья материнства и отцовства.

Скажите, а какая семья называется дружной?

Послушайте легенду «О дружной семье». В давние времена жила удивительно дружная семья. Семья огромная - 100 человек. Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что всё это правда, то спросил главу семьи: «Как вам удаётся жить никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Тогда глава семьи взял бумагу, написал на ней 100 слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было написано 100 раз одно и то же слово - «понимание».

На доске изображение большого сердечка, в котором написано «Дружная семья». - На своих сердечках напишите названия человеческих отношений, необходимых для крепкой семьи.

Ответы детей

Дети называют признаки дружной семьи

Дети пишут и прикрепляют сердечки на доску.

V. Физкультминутка

Цель: снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых.

Вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала.

Наша дружная семья: Мама, папа, брат и я. Спортом любим заниматься, И, конечно, закаляться. Мы - счастливая семья, Мама, папа, брат и я.

Выполняют

VI. Изучение нового материала.

Цель: дать учащимся конкретное представление о христианской семье.

Работа с учебником, рабочей тетрадью

Восприятие и переработка информации, формирование новых знаний о семье.

Индивидуальная

фронтальная

А сейчас мы с вами узнаем, с чем сравнивает семью автор учебного пособия. Почему он использует именно это сравнение?

Рассказ учителя

Семья - наш дом, наша защита, наша опора; семья убережёт от бед и невзгод. Главная ценность семьи - любовь.

И даже в древние времена китайский мудрец Конфуций говорил: «Семья - это маленькое государство, и держится оно на любви».

Семью создают два человека, полюбившие друг друга. Издавна на Руси православные люди, решившие создать семью, венчались в церкви. Венчание - одно из важнейших таинств православной церкви. Венчание будущих супругов совершается священником, который благословляет жениха и невесту на счастливую семейную жизнь. Молодые люди обещают любить друг друга, заботиться друг о друге, никогда не оставлять ни в беде, ни в болезни, и никогда не нарушать священного брачного союза. На головы жениху и невесте во время венчания возлагают венцы.

В народе говорили: «Семья без детей, что цветок без запаха». - Как вы понимаете смысл этой пословицы? - Почему дети являются очень важной частичкой дружной семьи? Рождение ребёнка наполняет жизнь семьи светом, радостью и смыслом.

Как Вы думаете, что еще делает семью дружной и крепкой. Семейные традиции делают нашу семью дружной, крепкой, защищённой от всех невзгод.

Дети открывают учебник и читают первое предложение.

Работают в рабочей тетради.

Ответы детей

Обсуждение смысла русской народной пословицы

Ответы детей

Ответы детей

VII.Первичное закрепление

Цель: репродуктивное воспроизведение изученного материала, его систематизация.

Включение новых знаний в систему имеющихся.

Индивидуальная

фронтальная

Каковы значения венца?

Почему венец имеет форму кольца?

Что из прочитанного материала оказалось для вас новым? - Что показалось удивительным?

Учащиеся работают с текстом учебного пособия, находят ответы на вопросы, зачитывают их. Задания 3,4 в рабочей тетради

Отвечают на вопросы учебника

Учащиеся анализируют.

Дополнительная информация

Получение дополнительных сведений по теме.

Создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Во всех религиях семья считается одной из важнейших ценностей. Для православных христиан брак - это одно из таинств, в которых Сам Бог благословляет любящих друг друга. Огромное значение в христианстве придаётся почитанию родителей и уважительному к ним отношению.

Сейчас мы с вами познакомимся, как в других религиях относятся к семье.

Ислам рассматривает брак как обязательство перед Богом, а многочисленное потомство - это благословение всевышнего. Семейная жизнь у мусульман ограждена от посторонних взоров. С особым уважением мусульмане относятся к женщине.

В иудаизме семья - это величайшая ценность, а брак и рождение детей считаются одной из главнейших заповедей.

В буддизме все верующие делятся на монахов и мирян. Для мирян семейная жизнь является важнейшей частью их жизни. Назначение семьи - это ответственность и забота о детях, о родителях, о монахах.

Работа с пословицами.

Цель: развитие нравственных качеств личности, образного мышления детей.

Знакомство с пословицами разных народов

Работа в группах

Сейчас мы обратимся к пословицам разных народов, посвящённых дому и семье. - Соотнесите начало пословиц с продолжением и объясните смысл.

1 группа Семья - печка: как холодно все к ней собираются.

В семье любовь да совет, так и нужды нет. Ненадобен и клад, коли в семье лад.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

В семье согласно, так идет и дело прекрасно.

YIII. Домашнее задание

Цель: Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения

Умение самостоятельно, с учётом своих возможностей сделать правильный выбор.

Придумать и записать несколько заповедей семьи.

8 июля, день памяти святых Петра и Февронии, в России официально объявлен праздником - Днем семьи, любви и верности.

В чем секрет крепости семейных уз Петра и Февронии?

IX. Этап практической работы.

Цель: Обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы.

Творческое применение знаний и умений.

Индивидуальная

Нарисуйте эмблему своей семьи. Обоснуйте.

Дети самостоятельно работают, делятся впечатлениями.

X.Рефлексия и оценка деятельности

Цель: дать анализ и оценку деятельности учащихся, создать ситуацию успеха.

Проанализировать результативность своей деятельности на уроке, определить уровень овладения учебным материалом

Умение оценивать собственную деятельность на уроке.

Индивидуальная

Вспомнил…

Научился…

Если понравился урок прикрепите желтое солнышко, если не понравился красное.

Техника «Закончи предложение»

Подводят итоги своей деятельности

Все как-то привыкли считать, что раз в России в 2000-е появилась твердая власть, то все решения, принимаемые из Федерального центра, неукоснительно претворяются в жизнь на местах. К счастью для нашей страны, это чаще всего так и есть. В этом и состоит «вертикаль власти», гарантирующая суверенитет и целостность государства.

Поэтому, когда в августе 2009 г. появилось поручение Президента Российской Федерации Правительству «обеспечить решение организационных и финансовых вопросов, касающихся введения... с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях новых предметов: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики», многие православные родители нашей страны вздохнули с облегчением. Наконец-то у нас появляется возможность в общеобразовательной школе реализовать право, которое дает п.1. статьи 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»: «Каждый имеет право на получение религиозного образования». Безусловно, этот же закон гарантирует светский характер религиозного образования в школе, но «светский» уже не значит «советский», т.е. атеистический. Это вселяло (и вселяет) надежду, что наши дети по нашему выбору будут в школе узнавать о Православии, за которым государство (в уже упомянутом Законе) признает особую роль в истории России.

Эксперимент по введению комплексного предмета Основы религиозных культур и светской этики, проводившийся в 18 регионах, признан успешным. И закономерно 1-го февраля 2012 г. в Министерстве образования и науки был издан приказ утвердить изменения, вносимые в федеральный базисный учебный план, связанные с этим новым учебным курсом. Москва, таким образом, создала всю необходимую базу для реализации поручения Президента. Теперь слово за регионами, ведь реализация общего и среднего образования ведется субъектами Федерации. Как же тут обстоят дела?

Здесь как будто тоже все в порядке. В регионах знают свое дело. Характерен пример Новосибирска, третьего по численности города России: Министерство образования и науки Новосибирской области рассылает письмо отделам образования, в котором указывается на необходимость до 15 апреля провести в школах области родительские собрания, на которых родители выбирают для своих детей один из модулей, в том числе и Основы православной культуры.

Автор этих строк сам принял участие в этом процессе, как один из представителей Отдела образования и просвещения Новосибирской митрополии. Что же происходит сейчас на самом низовом уровне, на уровне школ? На этом уровне импульс Федерального центра часто тормозится.

В некоторых школах на местах продолжают рассматривать «Светскую этику» как базовый предмет модуля, а ОПК как нежелательное отклонение. Кто-то из недоброжелателей даже запустил в интернет дезинформацию о том, что, выбрав для учащихся 4-го класса Основы православной культуры, школа теряет статус светской и становится религиозной. И эта информация смущает посетителей независимого форума городских школ. В некоторых школах идет глухое сопротивление: родителей запугивают дороговизной учебников, неготовностью преподавателей к введению ОПК. В иных школах сопротивление явное: руководство школы, к примеру, заявляет, что весь класс будет изучать только один предмет (и это будет, конечно, «светская этика» или «основы мировых религиозных культур», они, мол, подходят всем учащимся). Такова сила инерции! Конечно, многим школам так удобнее! Не нужно высвобождать классы, работать с расписанием, посылать учителей на переподготовку и повышение квалификации. А где-то прямо боятся, что ученики узнают о красоте и силе Православия и станут сознательно верующими, придя в храм.

Поэтому и можно услышать в отчетах на местах фразу: «Наша школа выбрала светскую этику». Именно так, не родители, а сама школа (т.е. ее руководство) выбрала один из модулей! А ведь «светская этика» учит детей тому, что добро и зло относительны: это выбор самого индивида. «Относительное добро» же бессильно против зла, которым поражено наше общество. Только Абсолютное добро Божьих заповедей дает человеку твердый ориентир в жизни. Именно этому учат школьников Основы Православной культуры, в помощь к преподаванию которых Новосибирская Митрополия предложила учителям и пособие собственной разработки (имеющее соответствующий «гриф») - в дополнение к основному учебнику. Всемерно помогает Митрополия и в подготовке учителей. На самом деле уже все готово к преподаванию ОПК, нужно только не бояться и начинать преподавать и дать родителям право реального выбора этого модуля.

А как загорелись глаза некоторых родителей, когда я рассказал им о тех нравственных ценностях, которые несет детям Православие: благодарности, дружбе, ответственности, честности, трудолюбии! Как давно дети в школе не слышали от учителей простые слова о добродетелях. Без них школа давно превратилась в «супермаркет знаний», который скорее подготовит умного и расчетливого эгоиста, чем заботливого семьянина и патриота своей Родины.

Безусловно, во многих школах подошли к выбору модуля ОРКиСЭ серьезно и основательно. На родительские собрания приглашают священнослужителей для того, чтобы они могли разъяснить родителям суть ОПК как предмета, учителям дают возможность повысить квалификацию, классы готовят к новым урокам. И это понятно, ведь предмет рассчитан не на один год, ведь когда выбор родителями делается свободно, он гораздо выше «допустимых» для секулярного лобби 20%. Это значит, что, несмотря на силу инерции, школам приходится смещать акцент в ОРКиСЭ со «светской этики» на основы культур традиционных для России религий. И в этом движении основная составляющая должна быть на пробуждении активности православных родителей. Ведь именно за ними выбор: учить ли своих детей подлинно духовным ценностям или безбожной морали, оставшейся нам в наследие от «строителей коммунизма».

Православные родители должны знать, что школа обязана обеспечить преподавание нашим детям Основ православной культуры, даже если в классе этот модуль выбрал только один ребенок. Наступил момент, когда нужно, наконец, занять активную гражданскую позицию. Без своевременной помощи православных родителей усилия епархиальных структур Русской Православной Церкви могут оказаться малоэффективными.

2015

Жук Марина Владимировна учитель начальных классов

МАОУ «Школа № 139»

2015

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «ХРИСТИАНСКАЯ СЕМЬЯ». ПРЕДМЕТ – ОРКСЭ. МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»


МОДУЛЬ

«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУР Ы »

Методическая разработка

Урок № 27

по теме «ХРИСТИАНСКАЯ Семья»

Цель урока: продолжить знакомство с традициями православной культуры и отношением православной религии к семье.

Задачи урока:

Образовательная: познакомить учащихся с ролью семьи в православной религии на основе примеров жизни Петра и Февронии Муромских, семьи царя Николая II , раскрыть значение семьи в жизни людей.

Воспитательная: формировать уважительное отношение к семье, семейным ценностям, воспитывать через примеры урока понятие «дружной, счастливой семьи».

Развивающая: продолжить развивать умение сравнивать и обобщать материал, осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Виды деятельности: беседа, рассказ учителя, закрепление изученного материала.

Оборудование и материалы:

    Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор);

    Слайд-шоу «Семья»;

    Аудиозапись песни о Петре и Февронии в исполнении

хора «Пересвет»

    Учебник «Основы православной культуры» для 4-5 классов под ред.

А.В. Кураева

Тип урока: урок-презентация.

План урока:

    Организационный момент (1 минута).

    Актуализация знаний учащихся, сообщение задач урока (6 минут)

    Изучение нового материала (25 минут)

    Закрепление пройденного материала (10 минут)

    Итог урока и домашнее задание (3 минуты)

Ход урока:

К этому уроку по данной теме учащимся предлагается Опережающее домашнее задание : подготовить презентации, фото, рисунки, буклеты, мини-книжки к выставке на тему «Моя семья».

Организационный момент:

(слайд 1)

Давайте мы тоже улыбнемся друг другу, чтобы искорки доброты загорелись в каждом из нас .

Мотивация.
Учитель:

Сегодня на уроке пойдёт речь о важнейшей ценности в жизни каждого человека. А что это за ценность попробуйте угадать, прослушав стихотворение Валентина Берестова:

Любили тебя без особых причин
За то, что ты - внук,
За то, что ты - сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.

(слайд 2)

Определение темы и целей урока
Учитель

Ребята, как вы думаете, что является опорой в жизни каждого человека?

Сегодня на уроке мы поговорим о семье.

Учитель:
– В начале нашего урока посмотрим инсценировку сказки и подумаем, что нам хотел сказать автор.
Инсценировка сказки В. А. Сухомлинского «Цветок и лепесток».Участвуют заранее подготовленные учащиеся.
Расцвел белый Цветок ромашки. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке было много Лепестков. И вот один Лепесток возгордился: «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду – что мне?»
Поднатужился лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок, как ни в чем не бывало, улыбается солнышку, зовет к себе шмелей и пчел. Пошел Лепесток, встречает Муравья.
– Ты кто? – спрашивает Муравей.
– Я Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и Цветок не цветет.
– Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты – не знаю.
Ходил Лепесток, ходил, до вечера засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка – цветок. А лепесток без цветка – ничего.
Учитель
– Обсудим эту сказку. Почему погиб Лепесток?
– А как мы можем применить эту сказку к жизни человека?
(ответы детей)
– Правильно. Только все вместе мы сильны, а по отдельности слабы и уязвимы.

Изучение нового материала

2. Понятие слова «семья»

Учитель:

Как вы понимаете слово «семья»?

Пока учащиеся обдумывают вопрос и высказывают свои мнения, один из учеников выполняет индивидуальное задание: по словарю С. И.Ожегова ищет определение слова «семья» .

Это группа живущих вместе близких родственников;

Объединение людей, сплочённых общими интересами. (слайд 3)

Вывод : Это те близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестрёнка или братик…, которые всё время находятся с нами, живут в одной квартире, заботятся друг о друге и объединены общими интересами.

3.Учитель: А сейчас небольшая разминка «Загадки» о семье»:

(Учитель читает загадки, а ученики отгадывают)

1.Без чего на белом свете взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... (семья)

2. Кто же трудную работу

Может делать по субботам?

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш... (папа)

3. Кто стирает, варит, шьет,

На работе устает,

Просыпается так рано?

Лишь заботливая...(мама)

4. Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша…. (бабушка).

5. Кто всю жизнь работал,

Окружал заботой

Внуков, бабушку, детей,

Уважал простых людей?

На пенсии уж много лет

Нестареющий наш …(дед).

(слайд 4)

4. Синквейн «Семья»
Учитель:
Вспомните качества, которые присущи каждой семье в вашем понимании. Составьте в каждой группе синквейн на тему «Семья».
Правила составления синквейна перед вами на слайде
.(слайды 5, 6 )

Пример синквейна:

Семья.
Крепкая, дружная.
Сплачивает, объединяет, оберегает.

Дорожить ею нужно каждому.
Ребенок.

Второй пример:

Семья.
Большая, богатая.
Воспитывает, развивает, формирует.

Ее нужно беречь.
Родители.


Семья в православии – это Малая церковь, где все учатся терпению, пониманию, любви друг к другу. Глава семьи – муж, а глава мужа – Христос. Мужчина слушается самого Бога, живет в страхе Божьем, соблюдая заповеди, а женщина слушается Бога через супруга.
Уважение, смирение и кротость, терпение, забота, взаимопомощь, почитание младшими старших – главные ценности христианской семьи. Семья сама по себе выступает как ценность. Муж и жена принимают все решения соборно (сообща, следуя церковным законам). Детей учат послушанию (7 заповедь)
, уважению старших.

Семья – это любовь. Христиане считают, что невозможно любить Бога, если не умеешь любить того, кого видишь каждый день, члена своей семьи. Прекрасным примером любви и верности в семье является история о Петре и Февронии . (звучит аудиозапись)

(Слайды 7,8)

Правил Муромским княжеством в начале 13 века князь Павел. И был у него младший брат Петр. Повадился ходить к княгине блудный змий. Петр убил змия, но вовремя битвы кровь из раны чудища попадает на кожу Петра и тот заболевает.

И никто из лекарей помочь ему не может. Только в селе Ласковое нашли молодую, красивую и мудрую девушку Февронию. Она и спасла князя от тяжелой болезни.

Что было дальше? Конечно же, они полюбили друг друга, поженились, и стала крестьянка княгиней. И все было хорошо. Только вот бояре не могли смириться, с тем, что ими правит крестьянка. Предложили бояре Февронии взять, что угодно и уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга не хотела. Петр, узнав что его хотят разлучить с любимой женой, добровольно отказался от власти и отправился с ней в изгнание.

Но вскоре начались в Муроме несчастья, дошло до кровопролития. И попросили послы вернуться Петра и Февронию.

Жили они долго и счастливо. И умерли в один день. И положили их в разных гробах, хоть и завещали они похоронить их вместе. Однако чудесным образом их тела оказались вместе. Дважды пытались их разложить по разным гробам. Но чудо повторялось. Так и похоронили их вместе.

День памяти Петра и Февронии отмечается церковью с 1547года. А с 2008 года в России стали отмечать всероссийский День семьи, любви и верности.

Вот такая история о любви, о настоящем чувстве, где верные друг другу сердца беседуют молча.

- Еще одним примером любящей семьи можно назвать семью последнего русского императора Николая II , его жены Александры Фёдоровны, четырех дочерей Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии и их брата цесаревича Алексея .(слайды 9,10)

В 1917 году Николая II отрекся от престола, был сослан в ссылку, а потом казнен большевиками в Екатеринбурге. Его участь постигла всю семью, всех расстреляли.

Несмотря на то, что семья была царской, все ее члены были очень простыми человечными людьми. Мать, Александра Федоровна, много сил отдала на воспитание пятерых детей, царевны во время войны работали в госпитале сестрами милосердия: перевязывали раненых, стирали белье, дежурили у постели тяжелораненых.

Александра Федоровна в своем дневнике писала: «В каждом доме бывают свои испытания, но в истинном мире царит мир, который не нарушить земным бурям. Дом – это место тепла и нежности».

А вот ее слова об истинной любви: «Наша любовь друг к другу может быть искренней и глубокой в солнечные дни, но никогда она не бывает такой сильной, как в дни страданий и горя…»

5.Работа с пословицами

Учитель: О семье написано немало пословиц. Объясните смысл данных пословиц: (слайд 11)

Не нужен клад, когда в семье лад.

В семье и каша гуще.

Дерево держится корнями, а человек семьей.

Согласную семью и горе не берет

Семья в куче – не страшна и туча.
- На что клад, когда в семье лад.

6. Рассказ о своей семье.

Дома вы подготовили рассказы о своих семьях. Кто готов описать нам свою семью? ( Учащиеся рассказывают о своих семьях. Рассказы сопровождаются показом слайдов с фотографиями семей учащихся. )

Старайся строить отношения в семье на доверии и взаимопонимании.

Делись с членами семьи своими огорчениями и радостями.

Не причиняй боли родному человеку.

Помогай родителям.

8. Обобщение материала (слайд 13)

- О каком тепле идет речь в стихотворении?

Что означает слово семья?

Что такое генеалогическое дерево?

Какие семейные традиции вы можете назвать?

9. Домашнее задание.

Выберите одно из предложенных заданий на выбор:

Составь генеалогическое древо своей семьи

Нарисуй герб семьи, объясни, что он обозначает.

Тема урока: «Увенчанные венцами. Христианская семья. Романовы».

Проценко Наталья Владимировна

МОУ СОШ №9

учитель начальных классов

Задачи урока: на примере царской семьи Романовых показать учащимся каковы главные ценности жизни христианской семьи, отношения между детьми и родителями в семье, воспитание у учащихся чувства долга и уважения к родителям, пожилым людям в семье.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, фломастеры, полоски белой бумаги; вырезанные детали для сбора домика. На доске: иллюстрации с иконы «Царственные страстотерпцы», мини стенгазеты о своей семье, выпущенные учащимися.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания.

Учащиеся рассказывают о семейных традициях и обычаях своей семьи, показывая выполненные мини стенгазеты.

Стенгазеты вывешиваются на доске. Учитель и ребята высказывают своё мнение о них, называют лучшие работы и рассказы.

    Объяснение нового материала.

Учитель. Ребята, очень интересно было слушать ваши выступления, много интересного мы смогли узнать нового о жизни ваших семей, что особенно важно, т.к. 2008 год объявлен в нашей стране Годом семьи.

Первые уроки добра и любви мы получаем в родном доме, в кругу своей семьи. И наверное, часто ваши родители берут пример со своих родителей, принимая от них все самое лучшее, хорошее.

И вот сегодня, я тоже хочу вам рассказать о такой семье, с которой нам всем необходимо брать пример. Давайте откроем наши учебники на странице 138 и прочитаем тему сегодняшнего урока: «Увенчанные венцами. Христианская семья. Романовы».

Я предлагаю вам на примере царской семьи Романовых – одной из самых почитаемых христианских семей, определить какие же главные ценности жизни должны быть в семье, какими хотелось бы видеть отношения между детьми и родителями, о долге и уважении к родителям, пожилым членам семьи.

Поработаем со статьёй учебника. Будем читать отрывок из статьи, начиная со страницы 139.

Учитель. Посмотрите на фотографию, где изображены царственные дети. Кто может назвать, как зовут детей Романовых?

Сколько детей было у Государя Николая II и Государыни Александры Федоровны?

Ребята, поднимите руки у кого в семье больше двух детей, а кто в семье один ребенок.

Вот видите, как сейчас мало детей в семьях, а раньше почти все семьи были многодетными. Старшие заботились о младших, устраивали спектакли, читали книги по ролям, играли. И всем было весело и хорошо.

В этой христианской семье любовь к ближнему определяла отношения между отцом, матерью, сестрами и братом. Послушание детей выражала их безграничную любовь и почитание родителей. Воля родителей была законом. Прочитаем одно доказательство этому.(чтение статьи – стр 140)

Давайте остановимся на этом. И поговорим о нашем отношении к родителям. Не было ли у вас такого случая, когда вам было стыдно за свои поступки, или наоборот, вы поступили достойно по отношению к своим родителям (беседа).

Ребята, у вас на парте лежат вырезанные из бумаги плоды. Подпишите, каждый на своей картинке обещание, которое вы бы хотели дать своим родителям, а может быть просто какие-нибудь добрые слова.

Учитель. В 1917 году в России произошла революция. Николай II отрёкся от престола, и вся царская семья была арестована, и содержалась под стражей, терпя издевательства мучителей. Почти все друзья покинули их. Но, как и в дни своего величия, они проявляли мужество, терпение, смирение и любовь.

И дети, и родители понимали, что смерть стоит рядом. Но они хорошо знали, что если в доме горе, то оно сближает домочадцев. Оно делает всех более терпеливыми друг к другу, более добрыми, заботливыми, стойкими. В память о мученической смерти царской семьи Православная церковь причислила их к лику святых.

И вот как раз на иллюстрации, сделанной с иконы «Царственные страстотерпцы», т.е. христиане, претерпевшие невинные страдания и насильственную смерть, вы и видите Царскую семью. На следующем уроке мы продолжим обсуждать тему «Увенчанные венцами». Поговорим и о данной иконе, о почитании детьми родителей, прочитаем стихотворение Бахтеева «Молитва», проведём его разбор.

4.Закрепление изученного материала.

Учитель .А теперь давайте закрепим с вами то, что только что узнали. Только сделаем это не совсем обычно, а станем на время строителями. И построим свой дом на основе тех добродетелях, с которыми мы познакомились, говоря о царской семье.

Перед вами лежат как бы строительные блоки, работаем в парах, напишите на блоке какие добродетели были в семье Романовых на первом месте.

В основе семьи должно быть всегда уважение, ко всем членам семьи, как её фундамент, а крыша, т.е. то, что покрывает, охраняет – это конечно любовь.

Учитель.

Посмотрите, дом всегда у нас окружает забор. Для чего он служит? (Ответы детей)

Правильно, охраняет наш дом от плохого, что есть в окружающей среде. Построим забор. А вот и дерево в нашем дворе, но почему то, без плодов. Давайте посадим добрые плоды на это дерево, которые вы делали в начале урока. (Вешают каждый свой плод).

Чего не хватает на нашей картинке? Правильно калитки. А как вы думаете, мы будем закрытой калитку держать, или откроем её? (Ответы детей)

Конечно, мы повесим калитку и будем держать её открытой, чтобы все наши добродетели были доступны всем, т.к. хорошая семья-это гостеприимная и милосердная семья. А теперь, у вас на партах остались детали, которые вы сами попробуйте распределить. Ведь мы строители и после себя оставляем чистоту и красоту. (Ребята вывешивают оставшиеся детали).

    Итог.

Понравился вам урок, что полезного мы узнали сегодня?

Запись домашнего задания.

Учитель. Я благодарю вас за активное участие на уроке и думаю, что придя домой, вы обязательно поделитесь полученными знаниями с вашими родителями, чтобы в вашей семье был всегда мир и покой.

Литература:

    Шмелёв И. С. Рассказы

    Алексеев С. «Зримая истина» Книга о православной иконе для семьи и школы.

    Соколов А. библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома, М.,1999.

    Табенкин А.Л., Боголюбская М.К. Хрестоматия по детской литературе.

Рекомендуем почитать

Наверх