"Зимние развлечения" ________________________________________ план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему. Зимнее развлечение "В гости к Зимушке-Зиме" в детском саду. Старшая группа Зима зимние забавы старшая группа

Питание 17.11.2019

Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему «Зимние забавы»

Задачи: Коррекционно-образовательные задачи:

Закрепление представление о зиме и её приметах

Активизация и расширение словаря по теме «Зима», «Зимние забавы»

Развитие языкового чутья путём образования родственных слов

Образование существительных и прилагательных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов) ;

Развитие связной речи, упражнять в составлении сложносочинённых предложений с союзом А

Обогащать словарь.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развитие зрительного и слухового внимания и памяти, чувство рифмы, зрительное восприятие и внимание, логическое мышление.

Развивать тонкую и общую моторику, координацию речи с движением, плавность и силу выдоха

Развивать речевое дыхание

Развитие личностных качеств: любознательности, активности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценки и самоанализу, самостоятельности

Развитие диалогической речи

Коррекционно-воспитательные задачи:

Развивать память; самостоятельность, уверенность.

Воспитание устойчивого интереса к занятию, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений

Формирование навыки коллективной творческой деятельности взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование: снежки для метания, снежки разного размера с написанными буквами, снежинки с картинками, картинки с изображением детских забав летом и зимой, изображения большого и маленького снеговиков, картинка-загадка, снежинки для дыхания

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Логопед звонит в колокольчик, привлекая внимание детей.

С добрым утром! Начат день!

Первым делом гоним лень!

На занятии не зевать,

Красиво, чётко отвечать!

Сначала садятся мальчики, потом девочки.

II. Основная часть:

1. Сообщение темы занятия:

Как на горке, на горе.

На широком на дворе,

Кто на санках, кто на лыжах,

Кто повыше, кто пониже,

Кто потише, кто с разбегу,

Кто по льду, а кто по снегу.

С горки - ух, на горку - ух!

Бух! Захватывает Дух!

О чём это стихотворение? (Это стихотворение о зимних играх, забавах, которые очень любят дети зимой)

В какое время года можно кататься с горы? (Кататься с горы можно зимой).

Во что вы любите играть зимой? (Я люблю играть в снежки. Я люблю кататься на коньках. Я люблю кататься с горы на санках).

Ребята, сегодня мы поговорим с вами о зиме и зимних забавах.

2. Беседа по картинке:

Рассмотрите картинку. Какое время года на ней изображено? (На картинке изображена зима)

Как вы поняли, что на картинке изображена зима? (Лежит снег, дети тепло одеты, речка замерзла и покрылась льдом).

Какой стоит день? (День стоит ясный, зимний, морозный, холодный)

Кто изображен на картине? (На картинке изображены дети)

Расскажите, что делают дети? (Дети лепят снеговика, катаются на санках, на лыжах, на коньках, играют в снежки)

Как вы думаете, какое настроение у детей? (Настроение у детей веселое, задорное, радостное)

А как это изобразил художник? (Дети улыбаются, резвятся. Им весело играть вместе).

3. Образование качественных прилагательных. Игра «Какой? Какая?»

Ребята, сейчас я вам буду называть слова, а вы должны будете назвать признаки этих предметов или явлений.

Зима (какая) (Холодная, морозная, снежная, веселая, радостная, долгая, ледяная)

Снег (какой) (Белый, пушистый, мягкий, чистый, серебристый, сверкающий)

Мороз (какой) (Сильный, злой, крепкий, слабый, трескучий, кусачий)

«Отчалил осени корабль,

И реки льдом сковал декабрь.

Начинает календарь

Месяц с именем январь.

Белой вьюги вьётся шаль,

Весь в снегу пришёл февраль»

Меня не растили - из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глазки - угольки, ручки - сучки.

Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик)

Упражнение «Снеговики».

Цель - учить регулировать мышечный тонус, мимическую мускулатуру.Снеговик радуется снегу и морозу. Надуть щеки, веселое выражение глаз.

Грустный снеговик весной. Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.

Снеговик увидел сосульку. Высунуть острый язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении под 5 счетов.

Снеговик любит кататься на санках-ледянках (делаем упражнение «Чашечка»).

Покатился снеговик на санках-ледянках с горки (упражнение «Горка»).

Зимние забавы(пальчиковая гимнастика)

Что зимой мы любим делать? (хлопки в ладоши)

В снежки играть, на лыжах бегать (поочередно соединяют большой палец

с остальными)

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться

Бабу снежную лепить

Весело зимой! (согнуть-разогнуть ладони)

Нам не хочется домой! (хлопки в ладоши)

Физкультминутка.

Логопед: Дети все в кружок вставайте,

Физкультминутку начинайте.

(Дети встают в кружок).

«Наконец пришла зима, Дети разводят руки в стороны

Стали белыми дома, Складывают руки домиком над головой

Снег на улице идёт, Двигают руками сверху вниз

Дворник улицу метёт, Имитируют

Мы катаемся на санках, Приседают, руки вытягивают вперёд

Пишем на катке круги, Руки закладывают за спину, медленно кружатся

Ловко бегаем на лыжах, Имитируют

И играем все в снежки. Лепят и бросают снежки

Отгадай загадку.

Логопед: Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. Я сейчас вам загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте.

Логопед читает:

Мои новые дружки и блестящи, и легки,

И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки)

Две новые кленовые подошвы двухметровые:

На них поставил две ноги - и по большим снегам беги. (Лыжи)

Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.

За верёвочку-узду через двор коня веду,

С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки)

Кто по снегу быстро мчится, провалиться не боится? (Лыжник)

«Почему так назван?» Образование сложных слов.

Конькобежец - бегает на коньках; саночник - катается на санках; лыжник - катается на лыжах; хоккеист - играет в хоккей; фигурист - занимается фигурным катанием.

«Один - много». Образование мн.ч. ИС в родительном падеже.

Лыжник - лыжники - лыжников и т.д.

«Счет». Согласование ИС с числительными.

Один конькобежец - два конькобежца - пять конькобежцев.

Один саночник - два саночника - пять саночников.

Один лыжник - два лыжника - пять лыжников.

Один хоккеист - два хоккеиста - пять хоккеистов.

Один фигурист - два фигуриста - пять фигуристов.

«Кому что нужно». Употребление дательного падежа ИС.

Клюшка нужна хоккеисту; коньки нужны…; санки - …; лыжи - …; шайба - …

«Исправь ошибку». Развитие логического мышления, слухового внимания.

Лыжнику нужна клюшка. Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику нужны коньки. Хоккеисту нужны санки. Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, стоят снежную крепость.

«Закончи предложение». Склонение ИС в ед. числе.

Мы решили слепить снеговика. Мы приделали нос-морковку нашему … (снеговику). Мы показали соседям нашего … (снеговика).

Мы играли со … (снеговиком).

Мы рассказывали о …(снеговике).

Итог: Какие вы молодцы ребята! Справились с заданиями. Какие игры вам больше всего понравились.

Тема недели: «Зима»

Направление: Речевое развитие

Образовательные области: «Познавательное развитие» , , , «Речевое развитие» , «Физическое развитие» .

Раздел: Речевое развитие

Форма организации ООД: Интегрированное занятие

1 – Проектировочный компонент

Тема деятельности: «Зимние развлечения»

Цель:

Активизация речи детей в творческом рассказывании посредством обработки мыслительных операций по анализу картины как целостной системы, а её объектов как составных частей этой системы.

Задачи:

  1. Формировать у детей представления об объектах в рамках всего времени существования (до момента изображения на картине и после) путём применения моделей анализа объектов.
  2. Создавать мотивационные установки для проявления речевого творчества.
  3. Развивать творческое воображение, внимание у детей.
  4. Воспитывать у детей интерес и уважение к родному языку.

Медиаобъекты:

ЭОРы - презентация: «Снежинки хотят играть» (слайды переключаются по щелчку) , музыкальный фон.

Оборудование:

Мультимедийная установка, ноутбук, музыкальный центр, столы, стулья по количеству детей, магнитная доска.

Материал:

Предметные наборы карточек для игры «Лифт» , «Системный лифт» , снежинки - фишки.

Предварительная работа:

Интеграция образовательных областей:

  • «Познавательное развитие» - просмотр альбома «Зима» ; наблюдение за сезонными изменениями в природе во время прогулок;
  • «Речевое развитие» - рассказы воспитателя, детей о зимних развлечениях, беседы с детьми о зиме;
  • «Художественно-эстетическое развитие» - исполнение песни «Метелица» Сидоровой; лепка: «Зимние забавы» , аппликация: «Снеговики в шапочках и шарфиках» , рисование: «Зима» .
  • «Социально-коммуникативное развитие» - совместное обустройство участка постройками из снега;
  • «Физическое развитие» - подвижные игры и спортивные упражнения на прогулке.

Словарная работа:

Проговаривание слов: полозья, лезвие, крепление, деревянные кони, пора, кудесница, вьюжно…

Виды детской деятельности:

  1. игровая,
  2. коммуникативная,
  3. творческая,
  4. музыкально-художественная.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: У детей формируются представления о предметах для зимних развлечений.

Регулятивные УУД: С помощью моделей анализа объектов у детей формируются умения добывать знания об окружающих объектах, задатки поисковой, творческой деятельности (самостоятельное установление связей между особенностями внешнего вида, и местом встречи данного предмета) .

Познавательные УУД: Дети имеют представления о характере зимних забав, различают развлечения и заботу.

Коммуникативные УУД: Дети разгадывают загадки, вступают в диалог, поддерживая беседу, отвечают на вопросы распространёнными предложениями.

Личностные результаты: У детей закладываются основы уважения к родному языку.

Используемые методы:

  1. Наглядный (показ просмотр слайдов) ,
  2. Словесный (беседа, рассказ, объяснение, уточнение) ,
  3. Практический (речь с движениями) ,
  4. Игровой (вовлечение детей в словесные игры с элементами пантомимы) .
  5. Организационный компонент –

Организованная образовательная деятельность составлена с учётом СанПиН и здоровьесберегающих технологий.

Дети проходят в заранее проветренное помещение, садятся на маркированные стульчики. Освещение помещения естественное и искусственное. Естественный свет падает на детей с левой стороны.

Мотивационно-проблемный этап:

Воспитатель: Дети, доброе утро! К нам сегодня пришли гости, что нам надо сделать?

Дети: Поздороваться.

Дети: Поздороваться. Сказать Доброе утро.

Воспитатель: Дети! К нам пришло письмо-обращение. Давайте мы его прослушаем. Слайд 3. (просмотр видеоролика «Обращение снежинок» )

Раз снежинка, два снежинка,
Вновь весёлый снегопад!
И узорчатые льдинки
Прямо в руки к вам летят.

Тут искринка, там искринка,
Вот кудесница зима
Пробирается тропинкой,
Заметённою сама.

И кружим снежинки вьюжно,
Помогаем ей скорей,
Чтобы всем детишкам дружно
Веселиться во дворе!

Посылаем вам загадки,
В них таится ключ-отгадка,
От того, о чём сегодня,
Речь мы с вами поведём,

Если справитесь с заданием,
Картинку дружно наметём!

Воспитатель: Кто к нам обращается?

Ребёнок: Снежинки.

Воспитатель: Правильно, Дети, мы откликнемся на приглашение принять игру?

Дети: Да!.

Воспитатель: Тогда начнём с загадок. Готовы? Слайд 4. (Анимированные снежинки скрывают отгадки на загадки) .

Воспитатель: (Читает загадку, дети дают отгадку, кликая мышью на снежинку, открывается картинка – отгадка) .

Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (Снеговик)

Льётся речка - мы лежим,
Лёд на речке - мы бежим. (Коньки)

Всё лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры -
Помчались с горы. (Санки)

Деревянные кони
По снегу скачут,
А в снег не проваливаются. (Лыжи)

Воспитатель: Слайд 5. Дети, смотрите, снежинка улыбается, это значит?..

Дети: Это значит, что мы правильно отгадали загадки.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, о чём снежинки хотят с нами поговорить?

Дети: О зиме.

Воспитатель: Давайте-ка мы с вами посмотрим на отгадки и в них найдём разгадку. Надо подобрать слово, которое объединяет эти предметы. Слайд 6.

Ребёнок: Развлечение. Игра. Забава.

Воспитатель: Я думаю мы угадали о чём хотят с нами поговорить снежинки. Слайд 7. Посмотрите, снежинка улыбается.

Деятельностный этап:

Воспитатель: Слайд 8. Дети, давайте послушаем следующее обращение.

Молодцы, детишки!
Девчонки и мальчишки!
Правильно сказали,
Только их не описали.

Расскажите нам о них,

Вам поможет в этом «лифт» !

Воспитатель: Дети, давайте покатаемся с предметами отгадками на лифте.

Воспитатель объясняет детям правила игры, выкладывает на магнитной доске трёхэтажный дом – 3 рамки.

Воспитатель: Дети, что это?

Дети: Это трёхэтажный дом.

Воспитатель: Правильно, только это необычный дом, в нём живут не люди, а предметы. Слайд 9 «Системный лифт» . На втором этаже живут они сами (кликает на второй этаж первого дома, открывается картинка - санки) , на первом этаже живут отдельные части, а комнаты на третьем этаже – места в которых могут быть эти предметы.

Проводится игра «Системный лифт» .

1 предмет – санки.

Воспитатель: Давайте покатаемся на лифте и расскажем о санках. Размещает на втором этаже карточку санки. Давайте спустимся на первый этаж и расскажем из каких частей они состоят.

Ребёнок: Санки состоят из спинки. Сиденья. Полозьев. Верёвки.

Ребёнок: На санках можно кататься на горке. В санки можно запрягать лошадь, собак. (Воспитатель и дети проверяют правильность ответов на экране, кликая на первый и третий этажи, открываются правильные ответы) .

Воспитатель: Теперь покатаем на лифте коньки. Размещает на втором этаже карточку коньки. Давайте спустимся на первый этаж и расскажем из каких частей они состоят.

Ребёнок/родитель: Коньки состоят из ботинок, лезвий, шнурков.

Воспитатель: Хорошо. Теперь отправляемся на третий этаж.

Ребёнок/родитель: На коньках можно кататься на льду, можно бегать по льду.

Воспитатель: Отлично. Теперь покатаем на лифте лыжи. Размещаю на втором этаже лыжи. Давайте спустимся на первый этаж и расскажем из каких частей они состоят.

Ребёнок: Лыжи состоят из пары лыж, креплений.

Воспитатель: Хорошо! Теперь отправляемся на третий этаж.

Ребёнок: На лыжах можно ходить по лыжне. На лыжах можно прыгать с трамплина, спускаться с горы.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, мы справились с заданием снежинок? Слайд 9 «Снежинка улыбается» .

Дети: Мы справились.

Воспитатель: Снежинки хотят нам ещё что-то сказать… Слайд 11 Видеоролик «Обращение снежинок 2» .

Дети слушают обращение снежинок.

И опять вы хороши -
Умники и умницы!
Ключ – отгадку принимайте
И картинку открывайте!

На неё вы посмотрите
И на части разделите.
Мир фантазий посетите,
Что в нём делали скажите.

Воспитатель: Слайд 12 «Ключик» . Вот и ключик. Сейчас мы картинку откроем. Воспитатель кликает мышью на ключ и открывается картинка. Давайте рассмотрим картинку, и разделим её на части, на маленькие картинки, а для этого мы поиграем в игру «Оператор» и станем операторами.

Давайте начнём с левого верхнего угла. Какой фрагмент вы видите в камеру?

Ребёнок: Я вижу, как мальчик едет на санках.

Воспитатель: На каких санках едет мальчик?

Ребёнок: Мальчик едет на зелёных санках с горки.

Воспитатель: Двигаемся вправо и что видим дальше?

Ребёнок: Я сниму как дети катают снежные комки.

Воспитатель: Передвигаемся вправо.

Ребёнок: Я вижу, как мальчик идет на лыжах.

Воспитатель: Передвигаемся в правый верхний угол.

Ребёнок: Я вижу, как дети кормят птиц.

Воспитатель: Спускаемся в нижний левый угол.

Ребёнок: Я вижу, как девочка и мальчик играют в снежки.

Воспитатель: Переводим камеру вправо.

Ребёнок: Я вижу, как дети лепят снеговика.

Воспитатель: Переводим камеры в правый нижний угол.

Ребёнок: Я вижу, как мальчик и девочка катаются на коньках. Мальчик упал, а девочка катается.

Воспитатель: сколько частей на картинке у нас получилось?

Ребёнок: Семь.

Воспитатель: Посмотрите, что делает снежинка? Слайд 13 «Снежинка улыбается» .

Дети: Улыбается, значит мы правильно разделили картинку.

Воспитатель: Мы хорошо поработали, поэтому пришло время отдохнуть. Давайте поиграем в игру «Как зимой нам поиграть»

Как зимой нам поиграть? - Имитация движений.
Будем мы снежки кидать,
Бабу снежную лепить
И на горку воду лить.

Будем мы на лыжах мчаться – Ноги пружинят, руки имитируют отталкивание.
На коньках по льду кататься, - Имитация скользящих движений ногами.
Мы на санках понесёмся, - Дети парами катают друг друга.
А потом домой вернёмся – Дети садятся на стулья.

Воспитатель: Дети, давайте подумаем и расскажем, что было с каждым объектом до того, как он появился на картинке. С детьми проводится игра «Что было раньше»

  1. Снеговик – настоящее / снег – прошлое;
  2. Лёд - настоящее / вода - прошлое;
  3. Кормушка – настоящее / коробка – прошлое;
  4. Горка – настоящее / снег – прошлое.

Воспитатель: А теперь я предлагаю нам пофантазировать на предмет будущих действий детей – участников прогулки. Проводится игра «Что потом?»

  1. Сейчас Ваня мчится с горки на санках, а что потом?
  2. Сейчас дети катают комки, а что потом? И т.д.

Дети выдвигают предположения, не отражённые на картинке.

Контрольный этап:

Воспитатель: Дети, а теперь проверим какие вы внимательные. Сейчас картинка спрячется под ледяными кирпичиками, а вы по памяти восстановите её содержание, придумывая предложение-описание фрагмента. Слайд 14 «Снежная крепость» .

Ребёнок: Дима едет на зелёных санках с горки.

Воспитатель: Кликает мышью на первый кирпичик, открывая фрагмент.

Ребёнок: Катя, Миша и Таня катают снежные комки для крепости.

Воспитатель: Кликает мышью на второй кирпичик, открывая его. Правильно.

Ребёнок: Ваня катается на лыжах.

Воспитатель: Кликает мышью на третий кирпичик, открывая его.

Ребёнок: Паша и Настя кормят птиц в кормушке.

Воспитатель: Кликает мышью на четвёртый кирпичик, открывая его.

Ребёнок: Максим и Катя играют в снежки.

Воспитатель: Кликает мышью на пятый кирпичик, открывая его.

Ребёнок: Дима, Маша и Саша лепят большого снеговика.

Воспитатель: Кликает мышью на шестой кирпичик, открывая его.

Ребёнок: Даша и Антон катаются на фигурных коньках.

Воспитатель: Кликает мышью на седьмой кирпичик, открывая его.

Воспитатель: Давайте проверим, правильной мы описали картинку, или что-то пропустили? Слайд 15 «Снежинка улыбается» .

Дети: Снежинка улыбается, ей нравится наш ответ.

Воспитатель: Как можно назвать картинку?

Ребёнок: Зимние развлечения. Зимняя прогулка.

Воспитатель: Дети, все ли фрагменты картинки относятся к зимним развлечениям?

Дети: Нет.

Воспитатель: Назовите этот момент.

Ребёнок: Дети кормят птиц в кормушке.

Воспитатель: Молодцы, дети хорошо поиграли со снежинками?

Воспитатель: Вам понравились игровые задания снежинок?

3. Рефлексивный компонент с детьми.

Воспитатель: Дети, какое задание вам понравились больше?

Ответы детей.

Воспитатель: Чему научились?

Ребёнок: Я научился катать предметы на лифте. Я научился делить картинки на части. Я научился делить картинку на части.

Воспитатель: Какая игра помогла нам рассказать о предметах?

Дети: «Лифт» .

Воспитатель: Какая игра помогла нам разделить картинку на части?

Ребёнок: «Оператор» .

Воспитатель: Как вы думаете, эти игры помогут нам узнать больше об окружающих предметах?

Воспитатель: Что нам надо сделать для снежинок?

Ребёнок: Поблагодарить их.

Воспитатель: Как мы это можем сделать?

Дети: Спеть песенку для снежинок.

Воспитатель: Давайте пригласим Светлану Борисовну и попросим её подыграть нам песню «Метелица» на фортепиано. Слайд 16. Дети исполняют песню «Метелица» под аккомпанемент.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, снежинкам понравилось с нами играть?

Воспитатель: Давайте посмотрим? Слайд 17 «Снежинка улыбается» .

Данный вид ООД целесообразно использовать педагогам ДОО как в организованной образовательной деятельности с детьми, так и вне, разделив её на отдельные игровые фрагменты, а также показать в рамках дня социального партнёрства ДОО и семьи для повышения уровня компетентности родителей в вопросах формирования познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД у детей, информированности родителей (законных представителей) об особенностях организации воспитательно-образовательного процесса в учреждении в соответствии с тематическим планом.

Для поддержания уровня детской активности и внимания можно варьировать продолжительность и ход игр. После ООД у детей есть возможность продолжить игровую деятельность с наборами карточек и сюжетных картинок, соблюдая правила бережного обращения с наглядным материалом.

Интегрированное занятие в старшей группе "Зимние забавы" (Связная речь + аппликация)

Составили: Бондарева Е.А.(логопед 1кв.кат.) и Мальцева Т.В. (воспитатель 1кв. кат.)

Цель : закрепление знаний детей о зиме.

Задачи:

Познание. Закрепить знания о времени года зиме, ее приметах.

Коммуникация: Учить подбирать однородные определения и глаголы.

Развивать диалогическую речь. Совершенствовать умение чётко отвечать на вопросы.

Учить составлять сложные предложения со значением противопоставления.

Совершенствование коммуникативных навыков , установление межличностного доверия, развитие эмпатии и интереса к партнерам по общению.

Художественно – творческие. Учить детей вырезать круги из квадратов, аккуратно наклеивать их на бумагу. Закреплять правила работы с ножницами.

Физкультура. Формировать двигательную активность, гибкость пальцев, кистей рук, умение подражать действиям педагога, понимать его словесные установки.

Социализация. Способствовать накоплению эмоционально положительного опыта. Воспитывать у детей доброжелательность, умение выполнять совместное задание.

Предварительная работа . Наблюдения, игры, постройки из снега снеговиков, крепости; беседы, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о зиме, зимних развлечениях.

Материал: ватман синего цвета, квадраты, ножницы, клестер, кисточки, клеенки, мячи.

Ход занятия .

1 часть. Педагог: Ребята давайте возьмемся за руки и поприветствуем, друг друга и тех, кто у нас находится в гостях.

В этот чудный зимний день

Нам здороваться не лень

Шлем привет мы всем вокруг.

Я твой друг и ты мой друг!

Шлем привет мы всем гостям.

Очень, очень рады вам!

Л: говорит несколько пословиц о дружбе

Дружба - самое дорогое сокровище.
- Дружба дороже денег.
- Без друга в жизни туго.
- Дружба как стекло: разобьешь - не сложишь.
- Дружбой дорожи, забывать её не спеши.
- Человек без друзей, что дерево без корней.

Посмотрите, какая красота! (показываю иллюстрации или слайды с зимними пейзажами)

Скажите, какое время года на этих фотографиях? (Зима. Это зима.)

Вы любите зиму? (ДА)

Летом я ездила на юг и познакомилась с ребятами из южного детского сада, а вчера я получила от них письмо. Они пишут, что не знают, какая у нас зима.

Как же помочь им узнать о зиме? (Рассказать, нарисовать, написать, снять фильм) Правильно. Давайте составим для них рассказ о зиме, но сначала вспомним все об этом прекрасном времени года.

Давайте представим, какая зима.

Закроем глаза и послушаем музыку. Что вы представили?

Ребята, а что еще можно сказать о нашей зиме?

(Зимой холодно и много снега, водоемы покрыты льдом.)

Что такое лед? Что такое снег? Каким он бывает? ((Дети. Белый, холодный, пушистый, чистый, легкий, искристый, серебристый, скрипучий, сухой, липкий, мокрый, рыхлый) А какими бывают снежинки? На что они похожи? (возьмите снежинки)

Дыхательная гимнастика.

Как подул Дед Мороз –
В воздухе морозом
Полетели, закружились
Ледяные звезды.

А вы умеете правильно дуть? Делаем глубокий вдох через нос, плечи не поднимаются, выдыхаем через рот, медленно и долго.

Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок, пока педагог читает стихотворение:

Кружатся снежинки в воздухе морозном.
Падают на землю кружевные звезды.
Вот одна упала на мою ладошку.
Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.

Доскажи словечко»

Зимой вся земля покрыта снегом, поиграем со словом «снег», доскажите словечко:

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю. (Снег.)

С неба все скользят пушинки -

Серебристые. (Снежинки.)

На посёлки, на лужок

Все снижается. (Снежок.)

Вот веселье для ребят -

Все сильнее. (Снегопад.)

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в. (Снежки.)

Словно в белый пуховик

Нарядился. (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка -

Эта девочка -. (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри -

С красной грудкой. (Снегири.)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил. (Снег.)

Повторите все родственные слова к слову СНЕГ.

Составление сложных предложений со значением противопоставления.

Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью :

осенью бывает листопад, а зимой…. снегопад
–летом бывает дождь, а зимой…снег
–весной снег тает, а зимой…падает
–летом катаются на велосипедах, а зимой… на санках
–весной лес просыпается, а зимой… спит
–летом катаются на роликах, а зимой… на коньках
–летом бывает жарко, а зимой… холодно
–осенью деревья разноцветные, а зимой… белые, голые
–летом растут цветы, а зимой… сугробы
–летом купаются, а зимой… лепят снеговика
–весной насекомые просыпаются, а зимой… прячутся

Физкультминутка.

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду скользим, мы скользим, мы скользим.

И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.

Гостью зиму любим мы, любим мы, любим мы.

Скажите, а можем мы рассказать ребятам из южного детского сада о своих любимых зимних забавах? Что мы любим делать зимой? (Кататься на лыжах, коньках, санках, лепить снеговика…)

Мы с вами вспомнили какая погода зимой, в какие игры вы играете.Сейчас мы будем составлять предложения о зиме. Но они должны быть разными, непохожими друг на друга. Вот послушайте, какое я составила предложение (на магнитную доску прикрепляются заснеженные дома, деревья) .

Наступила суровая зима. (Теперь вы придумайте свои предложения) .

К нам в гости пришла зима. Зимой идет снег. Деревья спят, стоят голые, без листьев. Они покрыты снегом как пуховым одеялом или меховой шапкой. На улице мороз, холодно. Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках, снегокатах. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Это – зимние забавы. Мы очень любим зиму».

Посмотрите, какой замечательный рассказ у нас получился.

2 часть А сейчас мы поиграем со снежками. Возьмите по одному снежку и вставайте в круг. Повторяйте движения за мной.

Я снежком круги катаю

(между ладоней)

Взад-вперёд его гоняю

(смена рук)

Им поглажу я ладошку

(соответственно)

Будто я сметаю крошку,

(смена руку)

И сожму его немножко,

(соответственно)

Как сжимает лапу кошка

(смена рук)

Каждым пальцем шар прижму

(соответственно)

И другой рукой начну

(смена рук)

А теперь последний трюк:

Снежок летает между рук.

(переброс мяча из руки в руку)

Поиграли со снежками. Скажите, пожалуйста, а что можно построить из снежных комков (снеговика, снежную крепость, горку) Правильно. Давайте мы с вами построим снежную крепость и покажем ее ребятам из южного детского сада. Из чего мы построим крепость? (из бумаги) Ребята, а какой формы снежки? (круглой) А круги мы с вами будем вырезать из квадрата. Посмотрите, пожалуйста, я вам покажу, как мы будем это делать. Работаем с ножницами очень аккуратно. Берем ножницы и срезаем у квадрата уголки, немного их закругляя. Получился круг, теперь мы его намазываем клеем на клеенке и приклеиваем, прижимая салфеткой. Первый комок в нашей крепости заложен. Приступаем к работе.

Дети выполняют задание.

Ребята, посмотрите какая большая крепость у нас получилась. Молодцы. Всем спасибо.

Как вы думаете, удалось ли нам сегодня на занятии показать и рассказать о зиме так, чтобы дети, которые написали мне письмо, смогли полюбить это время года так же, как любим его мы?

Спасибо вам за работу. Я обязательно отправлю наш рассказ о зиме и крепость моим знакомым ребята в южный детский сад.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Зима. Зимние забавы»

Образовательные: Учить составлять предложения по моделям; сюжетный рассказ по картине. Активизировать словарь детей по теме «Зима». Обогащать представления о сезонных изменениях в природе зимой.

Развивающие: Развивать логическое мышление детей и доказательную форму монолога в детской речи.

Воспитательные: Воспитывать терпение в беседе и умение выслушивать собеседника.

Образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное».

Предварительная работа.

Наблюдение зимней погоды. Чтение художественной литературы на зимнюю тематику. Участие в зимних играх, забавах.

Материалы и оборудование.

Картинно-графический план на тему «времена года», картина «Зима. Зимние забавы» с прорезями, конверты с сюжетными картинками на зимнюю тематику.

Ход:

1 часть. Воспитатель загадывает загадки

Мчусь, как пуля, я вперед,

Лишь поскрипывает лед

Да мелькают огоньки.

Кто несет меня…. (коньки)

Зимой на ветках яблоки?

Скорее собери!

Но вдруг вспорхнули яблоки –

Ведь это… (снегири).

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Мягкие пушинки –

Белые… (снежинки)

Меня не растили –

Из снега слепили,

Вместо носа ловко

Вставили морковку,

Глаза – угольки. Руки – сучки.

Холодная, большая, кто я такая? (снежная баба)

Не колючий, светло-синий

На кустах развешен… (иней).

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

А если солнце ее припечет –

Заплачет она и потечет. (сосулька)

Воспитатель спрашивает о каком времени года все эти загадки?

2 часть. Дидактическая игра «Исправь ошибку»

1. Наступила зима, потому что медведь спит в берлоге

2. Стало холодно, потому что люди надели шубы и шапки.

3. На дороге образовался гололед, потому что пешеход вдруг упал.

4. Каток открылся потому, что Ваня взял коньки.

5. Декабрь закончился потому, что мы стали отмечать новогодний праздник.

6. Выпал мягкий снег, потому что дети решили слепить снеговика.

7. Всю ночь шел снег, потому что люди вывезли снегоуборочные машины.

8. Образовался гололед, потому что дворник посыпает дорогу песком.

3 часть. Воспитатель предлагает составить предложения о зиме,

Наступила зима.

Солнце (светит, но не греет, холодное)

Небо (серое, голубое, облачное, пасмурное, облака низкие)

Земля (белая, засыпана снегом, большие сугробы)

Деревья (стоят голые, покрыты инеем, на ветках снежные хлопья)

Люди (надели теплую одежду, расчищают дороги, отапливают дома, встречают новый год)

Животные (медведь, еж спят; белка, заяц поменяли шкурки на более теплые и незаметные).

Птицы (перелетные улетели в теплые края, остались зимующие: воробьи, синицы, голуби)

Зимой можно кататься на лыжах, санках, коньках, катать снеговика, играть в снежки, строить снежные крепости.

Хорошо зимой! Я люблю зиму, потому что …

4 часть. Физкультминутка

Снег, снег, белый снег. (Дети машут руками перед собой)

Осыпает он нас всех.

Дети все на лыжи встали («Встают» на лыжи)

И по снегу побежали. («Бегут»)

Сегодня из снежного (Д. идут по кругу, «катят» снежный ком)

Мокрого кома

Мы снежную бабу слепили у дома. (Рисуют руками в воздухе три круга)

Стоит наша баба у самых ворот.

Никто не пройдет, (Грозят указательными пальчиками)

Никто не пройдет.

Знакома она уже всей детворе. (Идут по кругу)

А жучка все лает «Чужой во дворе».

5 часть. Задания по картинкам.

6 часть. Воспитатель вывешивает большую картину «Зима. Зимние забавы» с прорезями для маленьких картинок. Картинки со столов прикрепляются к большой картине после каждого ответа детей.

Посмотрите, здесь нарисована горка. На чем можно съехать с горки? (На санках)

А лыжня для кого? (Для лыжников)

Что дети делают на катке?

Кого дети подкармливают зимой?

А здесь дети будут лепить снеговика.

Какая замечательная картина получилась. Составим по ней рассказ.

Дети составляют рассказ по картине.

7 часть. Итог.

Что нового вы сегодня узнали? Чему научились? Чей рассказ вам понравился больше и почему?

Задачи:

Образовательная область «Познание»

  • Уточнять и расширять представления детей о сезонных изменениях в природе.
  • Закреплять приметы зимы.
  • Расширять знания детей о зимних играх и развлечениях.
  • Познакомить с новыми словами (коньки, хоккей).
  • Развивать слуховое и зрительное восприятие, память, внимание, воображение, сообразительность.

Образовательная область «Коммуникация»

  • Активизировать и обогащать предметный, глагольный словарь по лексической теме.
  • Развивать связную речь.
  • Учить детей отгадывать загадки.
  • Развивать объяснительную речь.
  • Учить согласовывать существительные с прилагательными.
  • Развивать у детей общую и мелкую моторику.
  • Следить за правильным звукопроизношением.
  • Учить образовывать прилагательные от существительных.

Образовательная область «Физическая культура»

  • Учить координировать движения с речью.
  • Развивать умение регулировать силу и точность движения в игре с мячом.

Образовательная область «Социализация»

  • Формировать положительную установку детей на участие в занятии, умение работать в коллективе.

Образовательная область «Здоровье»

  • Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей посредством физминутки, использования гимнастики мозга, учёта индивидуальных особенностей детей.

Интегративные качества детей: формировать любознательность, мыслительную и речевую активность, самостоятельность, адекватное использование средств общения, владение диалогической речью, способность управлять своим поведением.

Словарь:

Предметный: зима, снег, снеговик, снежки, лыжи, горка, санки, ледянка, коньки, каток, лёд, хоккей, клюшка, шайба.

Качественный: скользкая, ледяная, высокая, быстрые, острые, деревянные, пластмассовые, детские, взрослые, большой, снежный, красивый, смешной.

Глагольный: лепить, бросать, кататься, заливать, забивать (гол).

Методы и приёмы: ритуал приветствия, вопросы воспитателя, загадка, рассматривание сюжетных картинок, сюрпризный момент (встреча с игрушечным снеговиком), дидактические игры «Подбери слова», «Собери картинку», итог-поощрение.

Здоровьесберегающие технологии: гимнастика для мозга упр. «Слон», физминутка. Индивидуальная работа: привлечь к беседе малоактивных детей: Марк, Ваня, Кристина.

Материал: игрушечный снеговик, сюжетные картинки, ледянка, мяч, конверты с разрезными картинками.

Ход занятия

Ритуал приветствия:

Воспитатель: — Ребята, давайте возьмёмся за руки. Улыбнёмся друг другу, чтобы создать хорошее настроение. Чтобы много узнать интересного на нашем занятии, нужно быть внимательными, не выкрикивать с места, поднимать руку, слушать друг друга.

Организационный момент:

— Отгадайте загадку:

«Его не растили — из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку,

Глаза-угольки, губы-сучки.

Холодный, большой. Кто он такой?

Дети:- Это снеговик.

Воспитатель: -Молодцы, верно. Это снеговик.

(Воспитатель показывает игрушечного снеговика)

Воспитатель: -Он видел, как утром весело вы бежали в детский сад и решил заглянуть к вам, познакомиться. У него очень хорошее настроение, потому что сейчас его любимое время года. А какое?

Дети:- Зима

Воспитатель: -Правильно. А почему именно зима- любимое время года снеговика?

Дети:- Снеговика лепят из снега, летом снеговик растает.

гимнастика для мозга упр. «Слон»

Согните колени, прижмите голову к плечу, вытяните руку вперёд (ту, которой пишите). Рисуйте ленивую восьмёрку в воздухе, одновременно вытягивайте верхнюю часть туловища вслед за рукой, двигая рёбрами. Смотрите дальше своих пальцев. Повторите это же с другой рукой.

Основная часть

Воспитатель: -Ребята, снеговик хочет поиграть с вами на улице, но он давно не приходил к нам в гости и забыл, в какие игры можно играть зимой. Давайте ему напомним эти игры.

Итак, в какие игры вы играете зимой на улице?

(Дети отвечают, воспитатель поочерёдно выставляет сюжетные картинки с зимними развлечениями)

Воспитатель: -Посмотрите на этих ребят, чем они заняты?

Дети:- Лепят снеговика.

Воспитатель: -Верно. А что ещё можно лепить из снега?

Дети:- Из снега можно лепить снежки.

Воспитатель: -Посмотрите на картинку, как дети играют в снежки?

Дети:- Дети бросаются снежками друг в друга и прячутся за снежной стеной.

Воспитатель: -Верно. И детям очень весело, потому что снежки попадают в стену, а не в них.

Ребята, давайте вспомним, на чём можно кататься зимой.

Обратите внимание на следующую картинку, где дети катаются на лыжах?

Дети:- По снегу и с горки.

Воспитатель: -А на чём ещё можно прокатиться по снегу и с горки?

Дети:- На санках.

Воспитатель: -Верно. Посмотрите, у меня в руках ледянка. Для чего она мне нужна?

Дети:- Чтобы кататься с горки.

Воспитатель: -А что нужно сделать, чтобы горка была скользкая?

Дети:- Нужно горку залить водой.

Воспитатель: -Молодцы, какие вы сообразительные. Горку заливают водой и на морозе она покрывается льдом. Значит горка какая?

Дети:- Ледяная.

Воспитатель: -Молодцы. Предлагаю вам немного отдохнуть.

ФИЗМИНУТКА «Зимние забавы»

Снег, снег, белый снег, (Дети выполняют упражнение СНЕГ)

Засыпает он нас всех!

Дружно мы на лыжи встали (Имитируют движения лыжника)

И по снегу побежали,

А потом на санки сели , (Приседают, затем встают и хлопают в ладоши)

Смело с горки вниз слетели!

Воспитатель: -Ребята, по льду ещё можно кататься на коньках. Повторите: «коньки»

(Дети повторяют)

Воспитатель: -Посмотрите на картинку. Что делают дети?

Дети:- Катаются на коньках.

Воспитатель: -Где дети катаются?

Дети:- На катке, по льду.

Воспитатель: -А ещё на коньках на льду можно играть в спортивную игру-хоккей. Повторите: «хоккей»

(Дети повторяют)

Воспитатель: -Посмотрите на картинку, мальчик клюшкой забивает шайбу в ворота.

Ребята, можно ли в эти игры играть летом?

Дети:- Нет.

Воспитатель: -Почему?

Дети:- Для таких игр нужен снег и лёд.

Воспитатель: -Верно. Давайте с вами поиграем в игру с мячом.

Дидактическая игра «Подбери слова»

Коньки какие? (Быстрые, острые)

Лыжи какие, если сделаны из дерева? (Деревянные)

Если из пластмассы? (Пластмассовые)

Как называются лыжи для детей? (Детские)

А для взрослых? (Взрослые)

Снеговик какой? (Большой, снежный, красивый, смешной)

Горка какая? (Ледяная, высокая, скользкая)

Воспитатель: -Молодцы, ребята. Ой, посмотрите, наш Снеговик расстроен и плачет! Он говорит, что зима подарила ему ледяные картинки о зимних развлечениях, но они раскололись. Снеговик просит вас помочь ему, собрать картинки и ещё раз напомнить ему об играх.

Дидактическая игра «Собери картинку»

(Дети выполняют задание)

Воспитатель:- Молодцы, ребята! Снеговик благодарит вас за помощь и угощает вас «снежинками» -(безе).

Рекомендуем почитать

Наверх