Цитаты известных людей о детях и воспитании. Цитаты о воспитании и воспитателях. Воспитание личности по Макаренко

Питание 15.10.2019
Питание
  1. "Все трудности воспитания вытекают из того, что родители, не только не исправляя своих недостатков, но и оправдывая их в себе, хотят не видеть эти недостатки в детях." Лев Толстой
  2. "Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества. " Теодор Рузвельт
  3. "Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога; что день, проведенный ребенком посреди рощ и полей, когда его головою овладевает какой-то упоительный туман, в теплой влаге которого раскрывается все его молодое сердце для того, чтобы беззаботно и бессознательно впитывать в себя мысли и зародыши мыслей, потоком льющиеся из природы, – что такой день стоит многих недель, проведенных на учебной скамье." К. Ушинский
  4. "Ребенок всегда способен преподать взрослому три урока: он весел безо всякой причины, всегда чем-то занят и умеет любой ценой добиваться желаемого". Марк Твен
  5. "Избавь своих детей от разрушающей здоровье музыки." Ф.Углов
  6. "Всякий праздный гражданин является вором." Ж-Ж. Руссо
  7. "Учи своих детей молчать. Говорить они научатся сами".
    Бенжамин Франклин
  8. "У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим." Ж.-Ж.Руссо
  9. "Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет." К.Д. Ушинский
  10. "Если учитель предан своему делу и чист, то тысячи детей станут лучше, и нация получит тысячи сформировавшихся личностей, образованных мужчин и женщин с сильным характером." А.-О. Джумсаи
  11. "Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов." Ш. Монтескьё
  12. "Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно". Л.Н. Толстой
  13. "Воспитание является искусством, а не ремеслом - в этом корень учительского дела". Л.Н. Толстой
  14. "Но как в настоящее время «воспитывают» подрастающее поколение? Средства массовой информации, свободные от общественного суда и контроля, открыто и непрерывно пропагандируют животную вседозволенность и соответствующую «любовь». Всюду одна мысль: бери от жизни всё, живи для наслаждений. В школах преподносится так называемая валеология, в «спецкружках» - половое «воспитание». Результат такого «воспитания» очевиден. Они не знают и не понимают такой простой вещи, что действительная любовь есть готовность к самопожертвованию, самоограничению, взаимоподдержке во всех сторонах совместной жизни: бытовой, моральной, духовной. Но если же он и она уже с юности приучаются жить, ища только удовольствий, то вступая в брак, они оказываются не просто морально к нему не подготовленными, но, более того, психологически готовыми к измене. Именно такое «воспитание», которому далеко не каждый в силах внутренне противостоять, является одной из важнейших причин колоссального количества разводов сегодня, точнее, откровенных измен."
    А.И. Осипов
  15. "Говорят, что несчастие хорошая школа. Может быть. Но счастие есть лучший университет."
    А.С. Пушкин
  16. "Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом."
    Ян Амос Коменский
  17. "Я пришёл к тезису, который исповедаю и сейчас, каким бы парадоксальным он ни казался. Нормальные дети, или дети, приведённые в нормальное состояние, являются наиболее трудным объектом воспитания. У них тоньше натуры, сложнее запросы, глубже культура, разнообразнее отношения. Они требуют от вас не широких размахов воли и не бьющей в глаза эмоции, а сложнейшей тактики."
    А.С. Макаренко
  18. "Величайшая ошибка при воспитании - это чрезмерная торопливость"
    Ж.-Ж. Руссо
  19. "Убеждение не может существовать без того, чтобы не проявляться в активной деятельности."
    В.А. Сухомлинский
  20. "Подавляй в себе малейшие признаки слабоволия - капризность, обидчивость, раздражительность, слезливость, болезненное самолюбие."
    В.А. Сухомлинский
  21. "Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер."
    К.Д. Ушинский
  22. "В наши дни в мире происходит бескомпромиссная борьба за души людей, прежде всего за души юношества."
    В.А. Сухомлинский
  23. "Несчастье – лучший учитель. В несчастье можно многому научиться, узнать цену деньгам, цену людям."
    Бальзак
  24. "Во многих рождается отвращение к учению оттого, что выговоры в устах иных учителей походят на явную ненависть."
    Квинтилиан
  25. "Многие из учителей могут почувствовать трепетный страх, ощущая, что не в состоянии жить по таким высоким стандартам, каких от них ожидают. Но фактически всё, что необходимо, - это желание совершенствоваться и скромность, чтобы осознать свои недостатки."
    Арт-Онг Джумса, " Руководство для учителей"
  26. "От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа"
    Дж. Локк
  27. "В воспитании нет ничего ничтожного"
    Н. Пирогов
  28. "Люди, избалованные в детстве, сохраняют особый отпечаток до конца жизни."
    И.С. Тургенев
  29. "Человек может стать человеком только путем воспитания. Он - то, что делает из него воспитание."
    Кант
  30. "Целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, а не специалиста"
    A. Эйнштейн
  31. "Распущенность в манерах всегда влечёт за собой распущенность принципов"
    С. Смайлс
  32. "Без зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку в жизнь из детства, без зачатков положительного и прекрасного нельзя пускать поколение в путь."
    Ф.М. Достоевский
  33. "Краеугольный камень педагогического призвания – это глубокая вера в возможность успешного воспитания каждого ребенка. Должно быть терпимым к детским слабостям. Речь идет о мудрой способности понимать и чувствовать тончайшие побудительные мотивы и причины детских поступков"
    В.А. Сухомлинский
  34. "История - это свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины"
    Цицерон
  35. "В деле воспитания Антисфен основным методом считал личный пример учителя. В отличие от большинства античных философов он высоко оценивал воспитательную роль труда, приводя в пример Геракла и его трудовые подвиги. По его мнению, блага человека должны быть результатом его личного труда. Высоко оценивал Антисфен воспитание привычки к преодолению трудностей, замечая, что трудности похожи на собак, они кусают лишь тех, кто к ним не привык. Отсюда и обязательное условие воспитания - закаливание, привитие стойкости, презрения к роскоши, умение переносить лишения, физические неудобства."
    Пискунов А.И., "История педагогики и образования"
  36. "Основа всего государства состоит в правильном воспитании юношества"
    Цицерон
  37. "Все мыслители пришли к тому заключению, что воспитание лучше начинать с колыбели" Н.И. Пирогов
  38. "В воспитании нет ничего ничтожного" Н.И. Пирогов
  39. "Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего ее заслуживает." Э. Бомбек
  40. "Не делайте из ребенка кумира; когда он вырастет, то потребует жертв." П. Буаст
  41. "Осмысленная жизнь без определенного мировоззрения - не жизнь, а тягота, ужас." А.П. Чехов
  42. "Глубоко внутри человека дремлют силы – мощь, которая способна потрясти его воображение, об обладании которой он никогда не мог и мечтатъ, такие силы, которые могут полностью преобразовать всю его жизнь, если их организовать и впрячь в работу"
    Марден
  43. "Попутно интересно указать еще на несколько афинских правил «хорошего тона» для детей, принадлежащих к состоятельному обществу. Запрещалось говорить в присутствии взрослых (допускались только ответы на вопросы), запрещалось вообще говорить громко, при ходьбе на улице запрещалось смотреть в лицо прохожим и так далее"
    Жураковский "Очерки по истории античной педагогики"
  44. "Понимаешь, Юань Ло? - сказал Учитель. - Отныне, кого бы ни наказывали, будешь наказан и ты... Правда, в два раза сильнее. Я хочу показать тебе, что такое бремя ответственности. Ты должен делиться
    со своими братьями и сестрами своими радостями, но в то же время и разделять их тяготы."
    Джеки Чан
  45. "... Дисциплина лучше, когда она исходит из внутреннего импульса. Для того чтобы это было возможно, необходимо, чтобы у ребенка или у юноши было стремление (ambition) достичь чего-то сложного и воля совершать усилия для достижения этой цели. Такое стремление обычно вырабатывается кем-то из окружающих. Таким образом, даже самодисциплина зависит, в конечном счете, от стимулов воспитания."
    Б.Рассел
  46. "Я думаю, что невероятная привязанность ребенка к какому-либо одному человеку довольно часто является признаком того, что что-то неладно. Такая привязанность может возникнуть к одному родителю, если другого родителя не очень любят, или к учителю, если не сложились отношения с обоими родителями. В общем это – следствие страха: предметом привязанности является только та личность, которая дает чувство безопасности. Но сама привязанность такого типа в детстве – нездоровое явление. Если такая привязанность существует, то смерть любимого человека вдребезги разбивает жизнь ребенка. Даже если внешне кажется, что все хорошо, каждая последующая любовь будет переживаться с чувством ужаса. Муж (или жена) и дети будут окружены чрезмерной заботой и будут восприниматься бессердечными, когда они будут просто жить своей собственной жизнью. Родители, следовательно, не должны чувствовать удовольствия, если станут предметом такой привязанности. Если ребенок в целом счастлив и имеет дружеское окружение, он без больших трудностей переживет боль любой потери, которая может с ним случиться. Воля к жизни и надежда будут достаточными, чтобы обеспечивать нормальные условия для роста и счастливой жизни."
    Б. Рассел
  47. "Понимаете, в чем дело: растут дети. У меня сын тогда был маленький. Сейчас появился второй. И пацанов - мне их воспитывать. Ему говоришь: «Тренируйся!» - а сам на диване лежишь? Или: «Сынок, не пей!» - а сам пьешь? «Не кури!» - а сам куришь? «Не груби маме!» - а сам ее матом? Больше всего я хочу, чтобы меня дети понимали. Кроме семьи, ничего нет. И у вас, и у всех. Когда случается что-то из ряда вон и остаешься один, тогда понимаешь. Вопрос по большому счету в выживании. Я понимаю, что рано или поздно буду старым. Тренируюсь, чтобы момент оттянуть. И детей воспитываю так, чтобы, когда буду совсем уж плох, кто-то воды принес по-любому."
    Сергей Бадюк
  48. "Такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали - и они родились. Я был скромен - меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, - другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, - меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду - мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние - не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой." М. Ю. Лермонтов

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Ручеёк» Республика Хакасия.

Город Сорск, ул. Дружбы 3 а

mdou.rucheek7@уandex.ru

т. р. 83903325098

Список ключевых слов: педагог Макаренко А. С., главный принцип воспитания, игра в жизни ребёнка, наказания, актуальность учения Макаренко в наши дни.

В статье говорится об использовании принципов педагога Макаренко в дошкольном воспитании в наше время.

Использование педагогических принципов А. С. Макаренко в воспитании детей дошкольного возраста.

Антон Семёнович Макаренко – один из виднейших отечественных педагогов. Свой педагогический опыт он описал в литературных произведениях: «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях» и «Книга для родителей».

Педагогическое наследие Антона Семёновича Макаренко имеет исключительное значение. В его произведениях рассматриваются многие важнейшие вопросы этики, педагогики, психологии, которые актуальны и в наше время. Он кладёт в основу теории воспитания следующие разделы воспитательной работы: воспитание в процессе обучения , воспитание в труде, воспитание в игре, воспитание в процессе художественного творчества. Такие разделы существуют и в современной педагогике. Только сейчас они направлены на воспитание «вообще» человека, а по мнению Макаренко цель воспитания должна отражать своеобразие требований общества на каждом этапе его развития. Он говорил: «Мы желаем воспитать культурного советского человека. Он должен быть политически развитым и преданным членом рабочего класса, комсомольцем, большевиком». Те метода, которые он предлагал, могут быть использованы и в современном обществе.

Многое из того, о чём писал Макаренко в своих книгах, относится не только к школьному возрасту, но и к дошкольному, ведь успех воспитания определяется в младшем возрасте до 5 лет. «Каким будет человек, главным образом, зависит от того, каким его сделают к пятому году жизни, но принципы воспитания те же, что и в 10, 11 лет. »-утверждал А. С. Макаренко в своей «Книге для родителей»

Хорошее в человеке приходится проектировать, и педагог обязан это делать. При «проектировании личности» А. С. Макаренко считает необходимым предусмотреть как общие, так и индивидуальные качества ребёнка. Мы не можем отрицать это утверждение в дошкольной педагогике.

Главный принцип в воспитании – найти середину – меру воспитания активности и тормозов. С первого года жизни нужно воспитывать так, чтобы ребёнок мог быть активным, стремиться к чему-то, чего-то требовать, добиваться и, в то же время так нужно воспитывать, чтобы у него постепенно образовывались тормоза для таких его желаний, которые уже являются вредными. Если эта середина найдена до 6 лет, то он воспитан в правильном направлении. Но как её найти? Я думаю, что для этого надо обладать педагогическим чутьём. Умение воспитывать – это всё-таки искусство, такое же, как хорошо играть на скрипке или рояле. Обладание этим искусством должно быть подкреплено опытом и знанием физических, психических особенностей возрастов.

мне близка мысль о том, что должна быть близость между ребёнком и взрослым, но должно быть и расстояние. Приблизиться совершенно вплотную к ребёнку нельзя. Чем-то в глазах ребёнка мы должны быть выше. Чувство расстояния необходимо воспитывать с первых дней. Это не разрыв, не пропасть, а только промежуток. Если ребёнок с трёх лет будет в вас видеть какое-то высшее существо, авторитетное по отношению к нему, он будет выслушивать каждое слово с радостью и верой. Нужно чтобы иногда правота приходила без доказательств, просто потому что мы это сказали. Тот ребёнок, которому всё доказывают, может вырасти циником.

Большое внимание А. С. Макаренко уделял воспитанию чувства ответственности. Именно это чувство ответственности важно при подготовке к школе.

Тема, которая выдвинута Макаренко в своё время, актуальна и сейчас. Это тема о способности ориентироваться в окружающей обстановке. Ощущение своего и чужого нужно воспитывать с трёх-четырёх лет. В пять лет ребёнок также должен знать, о чём говорить можно и о чём нельзя, знать своих и чужих. Только тогда мы можем быть спокойны за жизнь ребёнка.

По мнению Макаренко в действиях воспитателя должна быть предельная требовательность. Это вовсе не значит, что он должен кричать. Можно иногда и «прошипеть», но это будет действеннее, чем крик. Только требовательность может помочь воспитать дисциплинированность. А это в свою очередь поможет в дальнейшем при учёбе в школе. В детском саду этот процесс заключается в различных формах: после еды унести посуду, накрыть на стол, после сна застелить кровать, убрать после игры игрушки.

В отличие от дисциплины, которая является результатом воспитательного процесса, режим представляет средство, при помощи которого она достигается. В детском саду, где ребёнок находится весь день, выполнение режима дня является главным в воспитании дисциплинированности, в закаливании, в создании хорошего настроения детей. Однако это иногда воспитателями игнорируется. Режим дня должен быть обоснован и регламентирован. Ни в коем случае режим не должен скрепляться строевой муштрой. Дети должны чувствовать себя свободными.

А. С. Макаренко говорил, что метод подражания в воспитании имеет большое значение. Только своим примером, игрой, обсуждением игровых ситуаций, а не ценой мудрых назиданий, можно добиться положительных результатов. Наблюдая за детьми в детском саду, как они играют, общаются между собой, можно определить, каковы отношения в семье, что они видят в окружающем их мире. А иногда видишь и себя в них. Поэтому малыш должен видеть перед собой взрослого весёлого и жизнерадостного, доброжелательного. Как же ребёнок будет подражать, если видит перед собой воспитателя или другого взрослого человека злого или всё время с «кислой» физиономией. Каждый ребёнок должен чувствовать, что ему рады, что он любим. Он будет стараться сохранить такое отношение к себе, стремиться ему соответствовать. Такой ребёнок сразу же почувствует, когда взрослый недоволен его поведением.

Сущность педагогической позиции воспитателя должна быть скрыта от воспитанников. Воспитатель, бесконечно преследующий воспитанников явно специальными беседами, надоедает им и почти всегда вызывает некоторое противодействие. Ребёнок – маленький человек, относиться надо к нему без тютюканья.

Большое значение Макаренко придавал игре. Мы добавляем: особенно в дошкольном возрасте. Он говорил, что детская жизнь должна быть игрой. Как ребёнок играет, так и будет работать. Для детей игра является трудом, и труд - игрой. Взрослый должен бегать, прыгать, петь, читать, трудиться вместе с детьми. Но труд «вообще» не является воспитательным средством. Воспитательным средством может быть такой труд, который организован с определённой целью. Когда поставлена цель и виден положительный результат, дети работают с интересом.

Важны также высказывания А. С. Макаренко по поводу наказания. Он говорил, что наказание должно воспитывать. В наказании важным является не содержание, а сам факт его наложения. Например, слова «я к тебе сяду», обращённые к ребёнку, который всем мешает в спальне, могут быть и наказанием, и поощрением, если они произнесены разным тоном.

Наказанный всегда должен знать, за что он наказывается, и понимать смысл наказания. Вообще всегда нужно стараться наказывать как можно реже, только в том случае, когда без него обойтись нельзя. Например, за жестокость, воровство, преднамеренное разрушение чего-либо. Но после наказания нужно быть с воспитанником в нормальных отношениях. Наказание лишением пищи и тем, что полезно для его здоровья, не должно осуществляться. Не имеет никакого значения, что дается в наказание, а имеет значение символ.

Педагог. это профессия или любовь к детям?. Не может быть профессии без любви. Многие любят, но это не значит, что каждый может быть педагогом.

Воспитание детей лёгкое дело, когда оно делается без нервотрёпки, в порядке здоровой, спокойной, разумной и весёлой жизни. Там, где воспитание идёт без напряжения, там оно удаётся. А чтобы это было так, надо процесс воспитания начинать с себя. А. С. Макаренко говорила: «Раньше, чем вы начнёте воспитывать своих детей, проверьте своё собственное поведение». Процесс воспитания – процесс двусторонний. Педагогические открытия А. С. Макаренко послужили основой для развития социальной педагогики.

www.maam.ru

Высказывания великих людей о воспитании

«Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеют считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшим и с младшим годами и положением».

Д. С. Лихачёв

«Никогда не обещайте ребёнку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его».

К. Д. Ушинский

«Воспитание нужно начинать с колыбели».

Н. И. Пирогов

«Дети охотно всегда чем -нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потом не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».

Я. Коменский

«Вначале мы учим своих детей. Затем мы сами учимся у них. Кто этого делать не хочет, тот отстаёт от своего времени».

Я. Райнис

«Детство не должно быть постоянным праздником – если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребёнка останется недоступным и счастье труда».

В. Сухомлинский

www.maam.ru

Афоризмы великих людей

Афоризмы и мысли великих людей

1. Никогда не показывайте, что умнее ребёнка; почувствовав ваше превосходство, он, конечно, будет уважать вас за глубину мысли, но сам сейчас же молниеносно уйдёт в себя, спрячется, как улитка в раковину. А. Аверченко

2. Растите детей ваших в добродетели: только она одна и может дать счастье. Л. Бетховен

3. Когда мы касаемся другого человека, мы либо помогаем ему, либо мешаем. Третьего не дано: мы либо тянем человека вниз, либо поднимаем его вверх. Б. Вашингтон

4. Нет на земле гимна торжественнее, чем лепет детских уст.

5. Дети сразу и непринуждённо осваиваются со счастьем, ибо они сами по природе своей – радость и счастье. В. Гюго

6. Для взрослого человека доверчивость – слабость, для ребёнка – сила. Ч. Лэм

7. Повторять слова учителя не значит быть его продолжателем. Д. Писарев

8. Вначале мы учим своих детей. Затем мы сами учимся у них. Кто этого делать не хочет, тот отстаёт от своего времени. Ян Райнис

9. Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя. Э. Хаббард

10. Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Не бойся ошибаться – бойся повторять ошибки. Т. Рузвельт.

11. Мать – это имя бога на устах и в сердцах маленьких детей. У. Теккерей.

12. Мечты – это краеугольные камни нашего характера. Г. Торо

13. Слово «завтра» придумано для людей нерешительных и для детей. И. Тургенев

14. До двадцати пяти лет дети любят своих родителей; в двадцать пять лет они осуждают их; потом они их прощают. И. Тэн

15. Благородство манер воспитывается на примерах.

16. Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом. А. Франс

17. Плох тот воспитатель детей, который не помнит своего детства. М. Эбнер-Эшенбах

18. Воспитатель должен быть тем, кем он хочет сделать воспитанника. В. Даль

www.maam.ru

ВЫСКАЗЫВАНИЯИЗВЕСТНЫХЛЮДЕЙОВОСПИТАНИИ

1. «Те, кто не любит своих ближних, живут бесплодной жизнью и готовят себе к старости жалкое пристанище».П. Б. Шелли

2.«Главный смысл и цель семейной жизни - воспитание детей. Главная школа воспитания детей - это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери». В. А. Сухомлинский

3. «Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться тво­рить добро».В. А. Сухомлинский

4. Гнев - кратковременное безумие.Гораций

6. «Строгость рождает страх, но грубость рождает ненависть».Ф. Бэкон

7. «Ходьба и движение способствуют игре мозга и работе мысли».Ж. Ж. Руссо

8. «С детьми необходимо мягкое обращение, потому что наказания ожес­точают их».Ш. Л. Монтескье

9. «Где любят нас - лишь там очаг родимый».Д. Н. Байрон

10. «Один отец значит больше, чем сто учителей».Д. Герберт

11. «Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца». А. С. Грибоедов

12. «Родители, которые не считают нужным скрывать от детей свои лич­ные драмы, вмиг низводят детей в положение рабов».Р. Валъзер

13. «Когда ребенка пугают, порют и всячески огорчают, тогда он с самых малых лет начинает чувствовать себя одиноким». Д. И. Писарев

14. «Ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастает челове­ком, более сознающим свое достоинство». Н. Г. Чернышевский

15. «Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет – потребует много жертв». Пьер Буаст

16. «Упрямый ребенок - результат неразумного поведения матери». Януш Корчак

17. «Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, ина­че приучишь его ко лжи». Л. Н. Толстой

18. «Дети святы и чисты. Даже у разбойников и крокодилов они состоят в ангельском чине. Сами мы можем лезть в какую угодно яму, но их должны оку­тывать в атмосферу, приличную их чину.

Нельзя безнаказанно похабничать в их присутствии... нельзя делать их игрушкою своего настроения: то нежно лобы­зать, то бешено топать на них ногами...» А. П. Чехов

19. «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».В. А. Сухомлинский

20. «Если люди говорят плохое о твоих детях - это значит, они говорят плохое о тебе».В. А. Сухомлинский

21. «Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца». В. А. Сухомлинский

22. «Позволять себе насмешки над детьми - это почти преступление».Альфред Адлер

23. «Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца». В. А. Сухомлинский

24. «Напрасно думать, будто резкий тон есть признак прямодушия и силы».Уильям Шекспир

25. «Гнев - оружие бессилия». Софья Сегюр

26. «Если ты разгневан, сосчитай до десяти, прежде чем говорить; если сильно разгневан, сосчитай до ста». Томас Джефферсон

27. «Дети не всегда умеют хорошо слушаться старших, но они очень хорошо умеют их копировать».Джеймс Болдуин

28. «Для нормального развития детям необходимо, чтобы их слышали».Триш Маджи

29. «Как кислород для дыхания, детям необходима родительская любовь и высокая оценка».Дороти Бриггс

30. «Если ребенок ошибается, ему больше нужна помощь, чем выговор или наказание».Марва Коллинз

31. «Чтобы детство ваших детей было более радостным, учитесь быть терпеливыми, пусть это войдет у вас в привычку».Триш Маджи

32. «Матерное слово есть неприкрашенная, мелкая, бедная и де­шевая гадость, признак самой дикой, самой первобытной культуры, - ци­ничное, наглое, хулиганское отрицание и нашего уважения к женщине, и нашего пути к глубокой и истинно человеческой красоте».А. С. Макаренко

33. «Никогда не обещайте ребёнку, чего нельзя выполнить, и ни­когда не обманывайте его».К. Д. Ушинский

34. «Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей стра­ной».А. С. Макаренко

35. «Культурное воспитание ребёнка должно начинаться очень рано, когда ребёнку очень далеко до грамотности, когда он только нау­чился хорошо видеть, слышать и кое-что говорить».А. С. Макаренко

У природы мы - малая часть.

Вы кому-то ответили грубо –

А. Дементьев

36. «Радость труда - могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребёнок должен глубоко пережить это благородное чувство».В. А. Сухомлинский

37. «Воспитание - это менее всего слова, то есть слова в послед­нюю очередь, а прежде поступок, действие, пример».А. Маркуша

38. «Мать, помни: ты - главный воспитатель, главный педагог».В. А. Сухомлинский

39. «Совет всем взрослым, имеющим дело с детьми: не бойтесь хвалить ребёнка».А. Маркуша

40. «Ничто не ценится так дорого и не обходится так дешево, как вежливость».Сервантес

41. «Поверь мне, Где любят нас, где верят нам».

М. Лермонтов

42.«Знаете ли вы, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным - это приучить его не встречать ни в чем отказа».Ж. Ж. Руссо

43.«Существует странное, укоренившееся заблуждение о том, что стряп­ня, шитье, стирка, нянченье составляют исключительно женское дело, что делать это мужчине - даже стыдно. А между тем обидно обратное: стыдно мужчи­не, часто незанятому, проводить время за пустяками или ничего не делать в то время, как усталая, часто слабая, беременная женщина через силу стряпает, сти­рает или нянчит больного ребенка».Л. Н. Толстой

44. «Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; меж­ду тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом».Я. А. Коменский

Copyright MyCorp © 2015

Источник raduga36.ucoz.ru

Предварительный просмотр:

ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИЗВЕСТНЫХ ЛЮДЕЙ О ВОСПИТАНИИ

1. «Те, кто не любит своих ближних, живут бесплодной жизнью и готовят себе к старости жалкое пристанище». П. Б. Шелли

2.«Главный смысл и цель семейной жизни - воспитание детей. Главная школа воспитания детей - это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери». В. А. Сухомлинский

3. «Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». В. А. Сухомлинский

4. Гнев - кратковременное безумие. Гораций

6. «Строгость рождает страх, но грубость рождает ненависть». Ф. Бэкон

7. «Ходьба и движение способствуют игре мозга и работе мысли». Ж. Ж. Руссо

8. «С детьми необходимо мягкое обращение, потому что наказания ожесточают их». Ш. Л. Монтескье

9. «Где любят нас - лишь там очаг родимый». Д. Н. Байрон

10. «Один отец значит больше, чем сто учителей». Д. Герберт

11. «Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца». А. С. Грибоедов

12. «Родители, которые не считают нужным скрывать от детей свои личные драмы, вмиг низводят детей в положение рабов». Р. Валъзер

13. «Когда ребенка пугают, порют и всячески огорчают, тогда он с самых малых лет начинает чувствовать себя одиноким». Д. И. Писарев

14. «Ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастает человеком, более сознающим свое достоинство». Н. Г. Чернышевский

15. «Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет – потребует много жертв». Пьер Буаст

16. «Упрямый ребенок - результат неразумного поведения матери». Януш Корчак

17. «Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи». Л. Н. Толстой

18. «Дети святы и чисты. Даже у разбойников и крокодилов они состоят в ангельском чине. Сами мы можем лезть в какую угодно яму, но их должны окутывать в атмосферу, приличную их чину. Нельзя безнаказанно похабничать в их присутствии... нельзя делать их игрушкою своего настроения: то нежно лобызать, то бешено топать на них ногами...» А. П. Чехов

19. «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». В. А. Сухомлинский

20. «Если люди говорят плохое о твоих детях - это значит, они говорят плохое о тебе». В. А. Сухомлинский

21. «Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца». В. А. Сухомлинский

22. «Позволять себе насмешки над детьми - это почти преступление». Альфред Адлер

23. «Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца». В. А. Сухомлинский

25. «Гнев - оружие бессилия». Софья Сегюр

26. «Если ты разгневан, сосчитай до десяти, прежде чем говорить; если сильно разгневан, сосчитай до ста». Томас Джефферсон

27. «Дети не всегда умеют хорошо слушаться старших, но они очень хорошо умеют их копировать». Джеймс Болдуин

28. «Для нормального развития детям необходимо, чтобы их слышали». Триш Маджи

29. «Как кислород для дыхания, детям необходима родительская любовь и высокая оценка». Дороти Бриггс

30. «Если ребенок ошибается, ему больше нужна помощь, чем выговор или наказание». Марва Коллинз

31. «Чтобы детство ваших детей было более радостным, учитесь быть терпеливыми, пусть это войдет у вас в привычку». Триш Маджи

32. «Матерное слово есть неприкрашенная, мелкая, бедная и де­шевая гадость, признак самой дикой, самой первобытной культуры, - циничное, наглое, хулиганское отрицание и нашего уважения к женщине, и нашего пути к глубокой и истинно человеческой красоте». А. С. Макаренко

33. «Никогда не обещайте ребёнку, чего нельзя выполнить, и ни­когда не обманывайте его». К. Д. Ушинский

34. «Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». А. С. Макаренко

35. «Культурное воспитание ребёнка должно начинаться очень рано, когда ребёнку очень далеко до грамотности, когда он только научился хорошо видеть, слышать и кое-что говорить». А. С. Макаренко

36. «Берегите здоровье друг друга:

У природы мы - малая часть.

Вы кому-то ответили грубо –

Чью-то жизнь сократили сейчас».

А. Дементьев

36. «Радость труда - могучая воспитательная сила. В годы детства каждый ребёнок должен глубоко пережить это благородное чувство». В. А. Сухомлинский

37. «Воспитание - это менее всего слова, то есть слова в послед­нюю очередь, а прежде поступок, действие, пример». А. Маркуша

38. «Мать, помни: ты - главный воспитатель, главный педагог». В. А. Сухомлинский

39. «Совет всем взрослым, имеющим дело с детьми: не бойтесь хвалить ребёнка». А. Маркуша

40. «Ничто не ценится так дорого и не обходится так дешево, как вежливость». Сервантес

41. «Поверь мне,

Где любят нас, где верят нам».

М. Лермонтов

42.«Знаете ли вы, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным - это приучить его не встречать ни в чем отказа». Ж. Ж. Руссо

43.«Существует странное, укоренившееся заблуждение о том, что стряпня, шитье, стирка, нянченье составляют исключительно женское дело, что делать это мужчине - даже стыдно. А между тем обидно обратное: стыдно мужчине, часто незанятому, проводить время за пустяками или ничего не делать в то время, как усталая, часто слабая, беременная женщина через силу стряпает, стирает или нянчит больного ребенка». Л. Н. Толстой

44. «Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом». Я. А. Коменский

По теме:

Подробней nsportal.ru

Цитаты о детях, родителях, воспитании

Доброго времени суток!

Долгое время собираю интересные и наполненные глубоким смыслом высказывания о детях, их родителях, воспитании. Словом, о мире детства глазами родителей, мыслителей, педагогов.

С нетерпением жду и заранее благодарю!

С уважением,

Анна)

Родитель, пытающийся изменить своего ребенка, не начиная с себя, не просто напрасно теряет время, но очень жестоко рискует. (В. Леви)

Дети сразу и непринужденно осваиваются со счастьем, ибо они сами по природе своей - радость и счастье. (В. М. Гюго)

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. (В. А. Сухомлинский)

Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит и историю мира. (А. С. Макаренко)

Дети святы и чисты. Даже у разбойников и крокодилов они состоят в ангельском чине. Сами мы можем лезть в какую угодно яму, но их должны окутывать в атмосферу, приличную их чину.(А. П. Чехов)

Вашими словами вы не обманете ребенка; не слова ваши будет он слушать, но ваш взор, ваш дух, который обладает вами. (В. Ф. Одоевский)

Многие женщины почему-то думают, что родить ребенка и стать матерью - одно и то же. С тем же успехом можно было бы сказать, что одно и то же - иметь рояль и быть пианистом. (С. Харрис)

Игра есть, в сущности, рост организма. (Стенли Холл)

Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми. (Антон Семенович Макаренко)

Детям больше нужен пример для подражания, чем критика. (Ж. Жубер)

Счастье - это мягкие, тёплые ладошки. За диваном фантики, на диване крошки. Что такое счастье - проще не ответить.

Счастье есть у каждого, у кого есть дети!!!

Тупые и неспособные к ученью умы - вещь столь же противоестественная, как чудовищные телесные уродства; но ведь и встречаются они редко. (…) Подавляющее множество детей подает добрые надежды; если все это с возрастом угасает, ясно, что повинна в этом не природа, а воспитание. (Квинтилиан)

Вундеркинды, как правило, дети родителей с богатым воображением. (Жан Кокто)

Каждый ребенок - художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста. (Пабло Пикассо)

Ребенок, получивший образование только в учебном заведении, - необразованный ребенок. (Джордж Сантаяна)

От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до меня страшное расстояние. (Лев Николаевич Толстой)

У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим. (Жан-Жак Руссо)

Воспитание значит питание способностей ребенка, а не создание тех новых способностей, которых в нем нет. (Джузеппе Мадзини)

Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов. (Жан-Жак Руссо)

Берегитесь детей! Когда-нибудь они овладеют миром! (Эшли Брильянт)

Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении! (Жан-Жак Руссо)

Относись к своему ребенку, как к лучшему гостю в доме. (Индийская пословица)

Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет. (Ульям Артур Уорд)

Становление личностного образа ребенка - процесс внутренний, он обусловлен становлением самосознания ребенка. Ребенок самоценен, поэтому свойства личности не «задаются» учителем в соответствии с нормативами, а «востребуются», поскольку они изначально заложены природой в ученика как возможности его личностного саморазвития. (Е. В. Бондаревская)

Каждый человек – остров внутри себя, и он может построить мост к другому, если… ему позволят быть самим собой. (Р. Роджерс)

Уважайте незнание ребенка! Уважайте труд познания! Уважайте неудачи и слезы! Уважайте текущий час и сегодняшний день!

Как ребенок сумеет жить завтра, если мы не дадим ему жить сегодня сознательной, ответственной жизнью?. (Я. Корчак)

Пусть ребенок узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял; пусть он не выучивает науку, а выдумывает ее. Если когда-нибудь вы замените в его уме рассуждение авторитетом, он не будет уже рассуждать: он станет лишь игрушкой чужого мнения... Жить – вот ремесло, которому я хочу учить его. (Ж. Ж. Руссо)

Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму.

Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит. (Плутарх)

Когда кругом все удивительно, ничто не вызывает удивления, это и есть детство. (Антуан де Ривароль)

Все мы родом из детства. (Антуан де Сент-Экзюпери “Маленький принц”)

Детей нет, есть люди. (Януш Корчак)

Детям нужны не поучения, а примеры. (Жозеф Жубер)

Будь правдив даже по отношению к дитяти:исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи. (Лев Николаевич Толстой)

Быть правдивыми и честными с детьми, не скрывая от них того, что происходит в душе, есть единственное воспитание. (Лев Николаевич Толстой)

Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми. (Оскар Уайльд)

Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего ее заслуживает. (Эрма Бомбек)

Уважайте детское желание быть хорошим, берегите его как самое тонкое движение человеческой души, не злоупотребляйте своей властью, не превращайте мудрости родительской власти в деспотическое самодурство. (Василий Александрович Сухомлинский)

Хочешь, чтобы твой ребенок уверенно стоял на ногах - не держи его все время за руку. (Виктория Фролова)

Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. (Алексей Николаевич Острогорский)

Детский разум ручонками растёт. (Равиль Алеев)

Нет ничего хуже, чем воспитывать детей в однобоком ключе: таким ключом не открывается ни одна дверь в этом мире, полном замков и запоров. (Борис Кригер)

Не самодурство, не гнев, не крик, не мольба, не упрашиванье, а спокойное, серьезное и деловое распоряжение - вот что должно внешним образом выражать технику семейной дисциплины. Ни у вас, ни у ваших детей не должно возникать сомнения в том, что вы имеете право на такое распоряжение, как один из старших уполномоченных членов коллектива. (Макаренко А. С.)

Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между тем всеми другими примерами ничей другой в них не впечатлевается глубже и тверже примера родителей. (Новиков Н. И.)

Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. (Макаренко А. С.)

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. (Сухомлинский В. А.)

В игре детей есть часто смысл глубокий. (Шиллер И.)

Многие детские игры - подражание серьезной деятельности взрослых. (Корчак Я.)

Куда не влекут способности, туда не толкай. (Коменский Я.)

Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас. (Эрнст Легуве)

Гении случаются редко не потому, что они редко рождаются; нет, гений случается редко, потому что очень сложно избежать процесса «обработки» в обществе. Лишь изредка ребенку удается избежать его тисков. (Ошо)

Каждый ребенок в момент своего рождения обладает более высоким умственным потенциалом, чем тот, который когда-либо демонстрировал Леонардо да Винчи.(Г. Доман)

Кто-то, когда-то, должен ответить,

Что же такое – трудные дети?

Вечный вопрос и больной как нарыв.

Вот он сидит перед нами, глядите,

Сжался пружиной, отчаялся он,

Словно стена без дверей и без окон.

Вот они, главные истины эти:

Поздно заметили… поздно учли…

Нет! Не рождаются трудные дети!

Просто им вовремя не помогли. (С. Давидович)

Также здесь можно узнать о темах будущих статей.

Афоризмы о воспитателях и учителях.

Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в его первую пору жизни.

Коменский Я.

Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически.

Ушинский К. Д.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Сухомлинский В. А.

Одной из наиболее злостных ошибок является суждение, что педагогика - это наука о ребенке, а не о человеке. Нет детей - есть люди, но с другим

масштабом понятий, другими источниками опыта, другими стремлениями, другой игрой чувств. Сто детей - сто людей, которое не когда-то там завтра, но

уже теперь, сегодня уже люди. -

Януш Корчак

Педагог без любви к ребенку - все равно что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета. Недаром все великие педагоги, мечтая о

школе радости, создавая ее, безмерно любили детей.

- Т.Гончаров

Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкою своего настроения.

А.Чехов

Никто в мире не чувствует новых вещей сильнее, чем дети. Дети содрогаются от этого запаха, как собака от заячьего следа, и испытывают безумие, которое потом, когда мы становимся взрослыми, называется вдохновением.

И. Бабель

Ничто так не вредит, как возлагаемые надежды.

Цицерон

Обучая учусь.

Сенека Старший

Всегда делай то, что ты боишься сделать.

Р. Эмерсон

Тот, кто умеет, тот делает, кто не умеет - тот учит.

Б. Шоу

Спросили Саади: "У кого ты учился благовоспитанности? " ? "У неблаговоспитанных, - ответил он. - Я избегал делать то, что делают они".

Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть, - добрыми или злыми, полезными или бесполезными - благодаря воспитанию.

Д. Локк

Жалок тот ученик, который не превосходит своего учителя .

Леонардо да Винчи

Я убедил себя, что следует больше доверять тем, кто учит, а не тем, кто приказывает.

Августин

Кто в учениках не бывал, тот учителем не будет.

Боэций

Наш воспитатель - наша действительность.

М. Горький

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить .

А. Дистервег

Говорят, что. лучшее правило политики - не слишком управлять. Это правило столько же верно и в воспитании.

Жан Поль

Педагог - это инженер человеческих душ.

М. И. Калинин

Без примеров невозможно ни правильно учить, ни успешно учиться.

Л.Колумелла

Педагог - это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней.

А. В. Луначарский

Воспитатель должен себя так вести, что6ы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?

А.С. Макаренко

Сколько бы ни создавали правильных представлений о том, что нужно делать, но если вы не воспитываете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали .

А.С.Макаренко

Научить человека быть счастливым v нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно. Только будет ли это настоящее счастье?

А.С. Макаренко

Если с человека не потребовать многого, то от него и не получишь многого. А.С. Макаренко

Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому. М. Монтень

Повторять слова учителя v не значит быть его продолжателем. Д.И. Писарев

Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях. Ж.vЖ. Руссо

Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой. К.Д. Ушинский

Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение. К.Д. Ушинский

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его спосо6ным развиваться дальше без помощи учителя. Э. Хаббард

Если вы хотите убедить человека в том, что он живет дурно, живите хорошо; но не убеждайте его словами. Люди верят тому, что видят. Г. Торо

Говорят, что лучшее правило политики- не слишком управлять. Это правило столь же верно и в воспитании. Ж.-П. Рихтер

Когда слово не бьет, то и палка не поможет. Сократ.

Представляем вашему вниманию подборку самых лучших афоризмов и цитат об образовании. Здесь есть как современные цитаты, так и классические. Каждый найдет для себя интересные афоризмы, которые направят на правильные размышления и действия.

Часть 1: цитат об образовании

Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.
Аристипп

Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться.
Леонардо да Винчи

Мы учимся, увы, для школы, а не для жизни.
Сенека

Образование – то, что остается после того, когда забывается все, чему учили.
А. Эйнштейн

Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим.
Диккенс Ч.

Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей.
Вудро Вильсон

Только самые мудрые и самые глупые не поддаются обучению.
Конфуций

Научиться можно только тому, что любишь.
Гёте И.

Я никогда не позволял, чтобы мои школьные занятия мешали моему образованию.
Марк Твен

Не стыдись учиться в зрелом возрасте: лучше научиться поздно, чем никогда.
Эзоп

Часть 2: цитат об образовании

Учитель должен обращаться не столько к памяти учащихся, сколько к их разуму, добиваться понимания, а не одного запоминания.
Федор Иванович Янкович де Мариево

Ребенок, получивший образование только в учебном заведении, — необразованный ребенок.
Джордж Сантаяна

Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать прежде всего себя.
Николай Васильевич Гоголь

Учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся.
Анатолий Михайлович Кашпировский

Знания, за которые платят, запоминаются лучше.
Рабби Нахман

Педагог - это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней.
Анатолий Васильевич Луначарский

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.
В. Ключевский

Признак хорошего образования - говорить о самых высоких предметах самыми простыми словами.
Ралф Уолдо Эмерсон

Некоторые идут в университет, чтобы научиться думать, но большинство - чтобы научиться тому, что думают профессора.

Настоящий учитель - не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать самим собой
Михаил Аркадьевич Светлов

Часть 3: цитат об образовании

Люди в тысячу раз больше хлопочут о приобретении богатства, чем об образовании ума и души, хотя то, что есть в человеке, для нашего счастья несомненно важнее того, что есть у человека.
А. Шопенгауэр

Великая цель образования — не только знания, но и прежде всего действия.
Н.И. Мирон

Образование не может быть собственно целью.
Ханс Георг Гадамер

И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.
Л.Н. Толстой

Сколько б ты ни жил, всю жизнь следует учиться.
Сенека

Надо много учиться, чтобы знать хоть немного.
Монтескье

Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника.
Белинский В. Г.

В древности люди учились для того, чтобы совершенствовать себя. Ныне учатся для того, чтобы удивить других.
Конфуций

Человек, который ничего не читает, образованнее того, кто не читает ничего, кроме газет.
Т. Джефферсон

Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует.
Альбер Камю

Часть 4: цитат об образовании

Учение в счастии человека украшает, в несчастии же служит прибежищем.
Суворов А. В.

Книжная ученость - украшение, а не фундамент.
Мишель Монтень

Образование придает человеку достоинство, да и раб начинает сознавать, что он не рожден для рабства.
Дидро Д.

Ученье без размышления бесполезно, но и размышление без ученья опасно.
Конфуций

Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя.
Петроний

Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три.
Конфуций

Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, - все, что может сделать учитель, это указать дорожки.
Олдингтон Р.

Тот, кто склонен противоречить и много болтать, не способен изучить то, что нужно.
Демокрит

Предметы, которым обучают детей, должны соответствовать их возрасту, иначе является опасность, что в них разовьется умничанье, модничанье, тщеславие.
Кант И.

Образование - лицо разума.
Кей-Кавус

Ученик, который учится без желания, - это птица без крыльев.
Саади

Не нужно доказывать, что образование - самое великое благо для человека. Без образования люди грубы, и бедны, и несчастны.
Чернышевский Н. Г.

Если вы знаете какие-нибудь интересные афоризмы и цитаты об образовании, то пишите в комментариях.

Каждый человек до последнего дня должен заниматься своим воспитанием. М. Адзельо

В деле воспитания развитие навыков должно предшествовать развитию ума. Аристотель

Воспитание нуждается в трех вещах: в даровании, науке, упражнении. Аристотель

Тот, кто желает хорошо воспитать ребенка, обречен всегда придерживаться справедливых взглядов. О. Бальзак

Воспитание - великое дело: им решается участь человека. В. Г. Белинский

Нет ничего бесполезнее и даже вреднее, как наставления, хотя бы и самые лучшие, если они не подкрепляются примерами, не оправдываются в глазах ученика всею совокупностью окружающей его действительности. В. Г. Белинский

Нет столь дурного человека, которого бы хорошее воспитание не сделало лучшим. В. Г. Белинский

Орудием и посредником воспитания должна быть любовь. В. Г. Белинский

Первоначальное воспитание должно видеть в дитяти не чиновника, не поэта, не ремесленника, но человека, который мог бы впоследствии быть тем или другим, не переставая быть человеком. В. Г. Белинский

Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника. В. Г. Белинский

Привычка - «вторая натура» человека, и воспитание, которое состоит в приобретении навыков, именно и дает нам эту вторую натуру. В. М. Бехтерев

Целью всякого воспитания должно быть создание деятельной личности в лучших идеалах общественной жизни, в идеалах истины, добра и красоты. В. М. Бехтерев

Кто в учениках не бывал, тот учителем не будет. Боэций

Привычка всего прочнее, когда берет начало в юных годах; это называем мы воспитанием, которое есть, в сущности, не что иное, как рано сложившиеся привычки. Ф. Бэкон

Воспитание не ограничивается школой. П. Валери

Воспитателем, как и художником, нужно родиться. К. Вебер

Воспитание развивает способности, но не создает их. Ф. Вольтер

Если позволить детям делать все, что им заблагорассудится, да еще сверх этого иметь глупость дать им в руки основания для их причуд, то мы будем иметь дело с самым плохим способом воспитания, у детей возникает тогда достойная сожаления привычка к особой безудержности, к своеобразному умствованию, к себялюбивому интересу - корню всякого зла. Г. Гегель

В каждой стране искусство формировать людей так тесно связано с формой правления, что какое-либо значительное изменение в общественном воспитании вряд ли возможно без изменений в самом государственном строе. К. Гельвеций

Воспитание, главным образом, должно засеять наши сердца полезными для индивида и общества привычками. К. Гельвеций

Чем совершеннее воспитание, тем счастливее народы. К. Гельвеций

Ничто на свете не очищает, не облагораживает так отроческий возраст, не хранит его, как сильно возбужденный общественный интерес. А. И. Герцен

Настоящий ученик учится развивать неизвестное с помощью известного и тем самым приближается к учителю. И. Гёте

Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя. И. Гёте

Учатся у тех, кого любят. И. Гёте

Любить детей - это и курица умеет. А вот уметь воспитывать их - это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни. М. Горький

Наш воспитатель - наша действительность. М. Горький

Учитель, если он честен, всегда должен быть внимательным учеником. М. Горький

Простого, неотесанного человека можно перевоспитать, но человек, мнящий себя утонченным, неисправим. У. Гэзлитт

Вылепить прекрасную статую и вдохнуть в нее жизнь - хорошо; но развить юный ум, вылепить по-своему юную душу и вдохнуть в нее чувство правдив еще лучше. В. Гюго

Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника. В. И. Даль

Кто берется давать наставления, должен считать себя искуснее тех, кому он их дает: малейшая его погрешность заслуживает порицания. Р. Декарт

Воспитание есть украшение в счастье и прибежище в несчастье. Демокрит

Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться. Демокрит

Запугиванием можно вырастить в ребенке только низость, испорченность, лицемерие, подлую трусость, карьеризм. Ф. Э. Дзержинский

Ребенок умеет любить того, кто его любит. И его можно воспитывать только любовью. Ф. Э. Дзержинский

Чрезмерная строгость и слепая дисциплина - это проклятые учителя для детей. Ф. Э. Дзержинский

Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит прирожденный такт. А. Дистервег

Истинное воспитание стремится к природосообразному развитию, но не к преждевременной зрелости. А. Дистервег

Конечная цель всякого воспитания - воспитание самостоятельности посредством самодеятельности. А. Дистервег

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. А. Дистервег

Учитель, образ его мыслей - вот что самое главное во всяком обучении и воспитании. А. Дистервег

Чем более учитель будет помнить, что ученики смотрят на него, как на существо высшее, - тем сильнее будет его влияние на детей, тем более будет доставлять отрады каждая его похвала, тем глубже врежется в сердце ученика каждый упрек его, а следовательно, и все дело воспитания будет несравненно благотворнее. Н. А. Добролюбов

Воспитывающий должен сам обладать умом, большим самообладанием, добротой, высокими нравственными воззрениями. М. П. Драгоманов

Говорят, что лучшее правило политики - не слишком управлять. Это правило столько же верно и в воспитании. Жан Поль

Изменить свою сущность нельзя, можно лишь направить ко благу различные особенности характера, даже недостатки, - в этом и заключается великая тайна и великая задача. Жорж Санд

Обучать - значит вдвойне учиться. Ж. Жубер

Воспитание есть определенное, целеустремленное и систематическое воздействие на психологию воспитуемого, чтобы привить ему качества, желательные воспитателю. М. И. Калинин

Воспитатель влияет на воспитуемых не только тем, что дает им определенные задания, но и своим поведением, образом жизни, отношением к обыденным явлениям. М. И. Калинин

Дело воспитания является одним из труднейших. Лучшие педагоги считают его не только делом науки, но и искусства. Они имеют в виду воспитание школьное, разумеется, сравнительно ограниченное. Но есть еще школа жизни, в которой происходит непрерывный процесс воспитания масс, где воспитателем является сама жизнь, государство, партия, а воспитуемыми - миллионы взрослых людей, различных по своему жизненному опыту, политическому опыту. Это М. И. Калинин

дело куда более сложное. М. И. Калинин

Педагог - это инженер человеческих душ. М. И. Калинин

Перед нашим учительством стоит труднейшая задача коммунистического воспитания, формирования коммунистического сознания у советских людей. Успешно разрешить эту задачу можно лишь при условии, что наши учителя будут не только высокообразованными, но и марксистски образованными людьми. М. И. Калинин

Учитель работает над самой ответственной задачей - он формирует человека. М. И. Калинин

Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставлении и применение на деле. Я. Каменский

Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом. Я. Каменский

Легко следовать правильно за тем, кто правильно идет впереди. Я. Каменский

Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного. Я. Каменский

Совершенно неразумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могут усваивать, а в какой только сам он желает. Я. Каменский

Счастлива та школа, которая учит ревностно изучать и делать хорошее, еще ревностнее - лучшее, и всего ревностнее - наилучшее. Я. Каменский

Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу,его в его первую пору жизни. Я. Каменский

Тот, кто мало знает, малому может и учить. Я. Каменский

Предметы, которым обучают детей, должны соответствовать их возрасту, иначе является опасность, что в них разовьется умничание, модничание, тщеславие. И. Кант

В воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы. И. Кант

Человек может стать человеком только путем воспитания. Он - то, что делает из него воспитание. И. Кант

Давно называют свет бурным океаном: но счастлив, кто плывет с компасом! А это дело воспитания. Н. М. Карамзин

Велик тот учитель, который исполняет делом, чему учит. Катон Старший

Воспитание - высшее из благ, но только тогда, когда оно первого сорта, иначе оно ни на что не годно. Р. Киплинг

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. В. О. Ключевский

Во всем, где слово служит посредником между людьми, а в преподавании - особенно, неудобно как переговорить, так и недоговорить. В. О. Ключевский

Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую. В. О. Ключевский

Без примеров невозможно ни правильно учить, ни успешно учиться. Л. Колумелла

Все, что достигнуто дрессировкой, нажимом, насилием, - непрочно, неверно и ненадежно. Я. Корчак

Одна из грубейших ошибок - считать, что педагогика является наукой о ребенке, а не о человеке. Я. Корчак

Чем ниже духовный уровень воспитателя, бесцветнее его моральный облик, больше забот о своем покое и удобствах, тем больше он издает приказов и запретов, диктуемых якобы заботой о благе детей. Я. Корчак

Воспитание коллективиста должно быть соединено с воспитанием всесторонне развитого, внутренне дисциплинированного человека, способного глубоко чувствовать, ясно мыслить, организованно действовать. Н. К. Крупская

Лишь в коллективе личность ребенка может наиболее полно и всесторонне развиваться. Н. К. Крупская

Мы не должны внушать талантливым детям, что они какие-то особенные, ставить их в привилегированное положение. Н. К. Крупская

Непосильные задания только развращают, приучают к недобросовестному отношению к своим обязанностям. Н. К. Крупская

Уважать ребят - не значит им потворствовать, идти у них на поводу. Ребята уважают педагога, который твердо проводит в жизнь свои воспитательные требования. Н. К. Крупская

Изыскивать с детей за проступки, которых они не совершили, или хотя бы строго наказывать их за мелкие провинности - значит лишиться всякого их доверия и уважения. Ж. Лабрюйер

Мы не верили бы учению, воспитанию и образованию, если бы оно было загнано только в школу и оторвано от бурной жизни. В. И. Ленин

Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали. В. И. Ленин

Нам не нужно зубрежки, но нам нужно развить и усовершенствовать память каждого обучающегося знанием основных фактов. В. И. Ленин

Если ты знаешь средства укрепить тело, закалить волю, облагородить сердце, изощрить ум и уравновесить рассудок, - значит, ты воспитатель. Ш. Летурно

Мир существует не для того, чтобы мы его познавали, а для того, чтобы мы воспитывали себя в нем. Г. Лихтенберг

Бесцельно со стороны воспитателя говорить об обуздании страстей, если он дает волю какой-либо собственной страсти: и бесплодными будут его старания искоренить в своем воспитаннике порок или непристойную черту, которые он допускает в себе самом. Д. Локк

В дурно воспитанном человеке смелость принимает вид грубости; ученость становится в нем педантизмом; остроумие - шутовством, простота - неотесанностью, добродушие - льстивостью. Д. Локк

Педагог - это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней. А. В. Луначарский

Воспитание - хлеб души. Д. Мадзини

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги. А. С. Макаренко

Если с человека не потребовать многого, то от него и не получишь многого. А. С. Макаренко

Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно. А. С. Макаренко

Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение. Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым. Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать? А. С. Макаренко

Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество, все равно в чем - в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости. А. С. Макаренко

Раньше, чем вы начнете воспитывать своих детей, проверьте ваше собственное поведение. А. С. Макаренко

Сколько бы ни создавали правильных представлений о том, что нужно делать, но если вы не воспитываете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали. А. С. Макаренко

Соединение огромного доверия с огромным требованием и есть стиль нашего воспитания. А. С. Макаренко

Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом. А. С. Макаренко

Если мы хорошо воспитаны, то не страдаем ни от каких ограничений в наших чувственных удовольствиях. Б. Мандевиль

Воспитание - это все. Персик был когда-то горьким миндалем, а цветная капуста - это обычная капуста, получившая позднее высшее образование. Марк Твен

Воспитатель сам должен быть воспитан. К. Маркс

Под воспитанием мы понимаем три вещи: Во-первых: умственное воспитание. Во-вторых: физическое воспитание, такое, какое дается в гимнастических школах и военными упражнениями. В-третьих: техническое обучение, которое знакомит с основными принципами всех процессов производства и одновременно дает ребенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств. К. Маркс

Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян. Д. И. Менделеев

К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность. Д. И. Менделеев

Только тот учитель и будет действовать плодотворно на всю массу учеников, который сам силен в науке, ею обладает и ее любит. Д. И. Менделеев

Учителя, как местные светочи науки, должны стоять на полной высоте современных знаний в своей специальности. Д. И. Менделеев

Недостаточно, чтобы воспитание только не портило нас, нужно, чтобы оно изменяло нас к лучшему. М. Монтень

Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому. М. Монтень

Я осуждаю всякое насилие при воспитании юной души, которую растят в уважении к чести и свободе. М. Монтень

Процветание государства, благополучие народа зависят неотменно от доброты нравов, а доброта нравов неотменно от воспитания. Н. И. Новиков

Хорошие учителя создают хороших учеников. М. В. Остроградский

Людей учат чему угодно, только не порядочности, между тем всего более они стараются блеснуть порядочностью, а не ученостью, то есть как раз тем, чему их никогда не обучали. Б. Паскаль

Воспитание и только воспитание - цель школы. И. Песталоцци

Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним. И. Песталоцци

В воспитании нет ничего ничтожного. Н. И. Пирогов

Всякая школа славится не числом, а славою своих учеников. Н. И. Пирогов

Истинный предмет учения состоит в приготовлении человека быть человеком. Н. И. Пирогов

В воспитании все дело в том, кто воспитатель. Д. И. Писарев

Для педагогической деятельности необходимо, чтобы, во-первых, воспитатель знал своего воспитанника вдоль и поперек и чтобы, во-вторых, между воспитателем и воспитанником существовало полное доверие. Д. И. Писарев

Повторять слова учителя - не значит быть его продолжателем. Д. И. Писарев

Из самых диких жеребят выходят наилучшие лошади, только бы их как следует воспитать и выездить. Плутарх

Вопрос воспитания для современных обществ - вопрос жизни и смерти, вопрос, от которого зависит будущее. Э. Ренан

Вся задача воспитания - заставить человека не только поступать хорошо, но и наслаждаться хорошим; не только работать, но и любить работу. Д. Рескин

Величайшая ошибка при воспитании - это чрезмерная торопливость. Ж.-Ж. Руссо

Воспитание человека начинается с его рождения; он еще не говорит, еще не слушает, но уже учится. Опыт предшествует обучению. Ж.-Ж. Руссо

Истиннее воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях. Ж.-Ж. Руссо

Много рассуждают о качествах хорошего воспитания. Первое, которое я потребовал бы от него, - а оно предполагает и много других, - это не быть человеком продажным. Ж.-Ж. Руссо

Один только урок нравственности годен для детства и в высшей степени важен для всякого возраста - это не делать никому зла. Ж.-Ж. Руссо

Первоначальное воспитание важнее всего, и это первоначальное воспитание, бесспорно, принадлежит женщинам. Ж.-Ж. Руссо

Нельзя сразу перевоспитать человека, как нельзя сразу вычистить платье, до которого никогда не прикасалась щетка. М. Е. Салтыков-Щедрин

Воспитание можно рассматривать как непрерывное приобретение тех знаний, которые совершенно необходимы для поддержания отношений, сложившихся между членами общества.

Учение - это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием. В. А. Сухомлинский

Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нем чувства Прекрасного. Р. Тагор

Важнейшей основой успешного воспитания человека является формирование его характера. Э. Тельман

Воспитание без всестороннего обогащения собственного жизненного опыта - абсурд. Э. Тельман

Каждый человек получает два воспитания: одно дают ему родители, передавая свой жизненный опыт, другое, более важнее, он получает сам. Э. Тельман

Воспитание есть воздействие одного человека на другого с целью заставить воспитываемого усвоить известные нравственные привычки. Л. Н. Толстой

Воспитателю надо глубоко знать жизнь, чтобы к ней готовить. Л. Н. Толстой

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель. Л. Н. Толстой

Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой. К. Д. Ушинский

Воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовить к труду жизни. К. Д. Ушинский

Воспитатель не чиновник; а если он чиновник, то он не воспитатель. К. Д. Ушинский

Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение. К. Д. Ушинский

Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях. К. Д. Ушинский

Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным даже делом легким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. К. Д. Ушинский

Почти все признают, что воспитание требует терпения, но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания. К. Д. Ушинский

Самая важная часть воспитания - образование характера. К. Д. Ушинский

Благородство манер воспитывается на примерах. А. Франс

Воспитание, которое не развивает желание, есть воспитание, развращающее душу. Нужно, чтобы воспитатель учил желать. А. Франс

Учитель, могущий наделить своих воспитанников способность находить радость в труде, должен быть увенчан лаврами. Э. Хаббард

Цель обучения ребенка состоит в там, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя. Э. Хаббард

Хорошее воспитание надежнее всего защищает человека от тех, кто плохо воспитан. Ф. Честерфилд

Человек воспитанный умеет говорить с нижестоящими людьми без заносчивости, а с вышестоящими - уважительно и непринужденно. Ф. Честерфилд

Воспитание должно опираться на две основы - нравственность и благоразумие; первая поддерживает добродетель, вторая защищает от чужих пороков. Если опорой окажется только нравственность, вы воспитаете одних простофиль или мучеников; если только благоразумие - одних расчетливых эгоистов. Н. Шамфор

Секрет успешного воспитания лежит в уважении к ученику. Р. Эмерсон

Из всех творений самое прекрасное - получивший прекрасное воспитание человек. Эпиктет

Рекомендуем почитать

Наверх