Гипноз положительные изменения. Стадии гипноза и их различия. Должен ли гипнолог иметь лицензию

Стихи 15.05.2020
Стихи

В 30-х годах прошлого века, если верить документам (дело № 274), имел место фантастический факт: хронический алкоголик и патологический палач превратился в благообразного писателя. Речь идет о командире одного из отрядов частей особого назначения Аркадии Голикове. Будучи приговоренным к расстрелу спецкомиссией во главе с комбатом ЧОН Я.А.Виттенбергом за бесчинства в отношении гражданского населения Ачинского уезда Енисейской губернии, А.Голиков остался в живых. Смертная казнь была заменена на лечение в психиатрической лечебнице. 18-летнего садиста отвезли в психушку, потом в другую, третью… Так продолжалось, пока неизлечимый больной не попал в харьковский психоневрологический диспансер. Здесь работали основоположники мировой гипнологии и клинической психиатрии, такие как Александр Лурия, ученик Выготского, и Константин Платонов, ученик Бехтерева. Один изобрел детектор лжи и создал науку нейропсихологию, а другой ввел в клиническую науку понятие гипнотерапии и основал социальную психологию. Оба в тот момент занимались вопросами подлинности преобразования личности под влиянием гипноза. Очевидно, неподдающийся лечению душегуб оказался подходящей моделью, иначе чем объяснить факт полного преображения Голикова? Исчезла тупая злоба, появилась спокойная наблюдательность. Человек, который не любил держать в руках ручку (А.Голикову вменялось, в том числе, нежелание заниматься бумажной работой – вести протоколы допросов и приговоров), стал писать рассказы и повести. Так родился Аркадий Гайдар, книги которого переиздавалась на всех языках мира более тысячи раз.

Куда же подевался приговоренный к расстрелу чоновец Аркаша Голиков, память о зверствах которого до сих пор жива в Хакассии? Я как практикующий гипнотерапевт решили найти ответ на этот вопрос самым надежным путем – экспериментально. Две личности – это феномен сто раз описанный в специальной литературе. Другое дело - внушение, способное действовать после выхода из гипноза. Ведь речь идет о наделении человека наклонностями и ценностями, которые должны сохранять роль императива на протяжении всей его жизни.

Я отобрал добровольцев, которые легко поддаются гипнозу, но результата не было. Обычный гипноз не позволял внушению сохраняться дольше его действия. Тогда я решил давать гипнотические установки в состоянии амнезии (беспамятства). Погружал добровольцев в амнезийный транс и на следующий день мои подопечные как миленькие выполняли все, что было им задано, пока они находились в беспамятстве: отправляли СМС, переводили деньги, делали, что поручено. То же самое они выполняли через неделю, если во внушении содержалось указание на соответствующий день календаря. Единственное, что ухудшало статистику результата – принципы и воспитание его участников. Если задание входило в противоречие с внутренними установками человека, то оно не выполнялось. То же самое – в отношении заданий, слишком хлопотных в реализации. Оказалось, испытуемые, наткнувшись на сложности, довольно быстро находили причины для того, чтобы не выполнять подсознательную установку. С внушениями физиологического характера (типа «ваши руки склеены») дела обстояли хуже – их действие после выхода из гипноза едва наблюдалось, а если и имело место, то совсем недолго. В лучшем случае, два-три часа.

Размышляя над тем, как сделать гипнотическую установку императивом, я обратил внимание на то, что неожиданная страсть Голикова к писательству обнаруживала себя на фоне психосоматических расстройств, которые сопровождали его всю жизнь. Иными словами, харьковские корифеи почему то не стали полностью избавлять Голикова от его проблем. Не получилось? Или не захотели?

Я решил проверить, какую роль фобические рефлексы могли сыграть в состоявшемся духовном просветлении Голикова. Для этого добровольцы снова были отправлены в глубокий транс, но на этот раз они должны были вспомнить детские психотравмы. Методом возрастной регрессии я помогал им найти роковые воспоминания и снова пережить их. В этот момент, используя «горячее» состояние психики, я внушал запланированные установки. Я пытался воспользоваться беззащитным состоянием нарождающегося рефлекса, чтобы внести в него свои «дополнения».

Результат превзошел все ожидания. Оформившись как элемент психической подсистемы, это внушение, после выхода испытуемого из гипноза, обнаруживало себя как навязчивая идея. На следующий день доброволец ничего не помнил, но находил поводы, причины и оправдания, чтобы выполнить внушение, даже если тому мешали различные обстоятельства, в том числе внутренние принципы. Причем, сила неосознанного желания со временем не угасала. Теперь стало ясно, почему корифеи Сабуровской дачи сохранили Голикову его психосоматические расстройства. Оказывается, внушение может подпитываться той же энергией, что и фобия. Исчезнет фобия – исчезнет и внушение, а пока они вместе – это действующий элемент подсознательной психики человека.

Я не знаю, раскрыл ли эксперимент феномен рождения Аркадия Гайдара, но он доказал, что суггестивное воздействие на рефлекторную деятельность человека – это реальность. Таким образом, преображение Голикова в Гайдара вполне могло быть осуществлено средствами гипноза (правильнее – транса). Особенно, если не забывать, что Голиков был переведен в харьковскую лечебницу, когда там работали Александр Лурия и Константин Платонов – первопроходцы, в том числе, и в возрастной регрессии. Возможно, они воспользовались фобическими рефлексами, недостатка которых в психике Голикова не ощущалось, чтобы «приживить» к ним идею смирения и писательства. Так родился Аркадий Гайдар. Сам он, должно быть, не догадывался о природе своего нового увлечения, а когда стал известным писателем, то советское руководство и вовсе засекретило всю информацию. Гайдар жил со своими фобиями до самой смерти, что обеспечивало ему постоянный приток вдохновения.

Какие перспективы у «харьковского метода»? На мой взгляд, мы имеем дело с абсолютно рабочей технологией редактирования личности. Она, что называется, «не лишена недостатков», но по сравнению с тем, как лечат, например, рак (радиацией и химией), эта технология выглядит вполне гуманной. Тем более что фобию можно не только сохранить, но и сгладить. Можно ее полностью уничтожить и создать новую – безопасную и бесхлопотную. Главное – преодолеть бытующий в медицине конфронтационный подход к фобическим образованиям. Он мешает разглядеть в сильных и сверхсильных впечатлениях детства инструмент формирования характера человека, его акцентуаций. Что нам мешает самим взять в руки этот инструмент?

© гипнотерапевт Геннадий Иванов

Регрессивный гипноз. Изменение ядра личности

Возможности гипноза. Можно ли зверя превратить в пастыря?
Как известно, первым в Рай попал разбойник Варрава. Перерождение душегуба в святого страстотерпца произошло мгновенно, когда Варрава уверовал в Христа. Тем самым евангельская легенда как бы недвусмысленно указала на механизм перерождения, в основе которого – изменение верований - представлений, не требующих доказательств своей истинности. Во всяком случае, так словари трактуют понятие веры.

Точно так же выглядит история командира одной из частей особого назначения (ЧОН), свирепствовавших в Сибири после окончания Гражданской войны. Будучи втянутым в водоворот революционных событий еще 14-летним подростком, А. Голиков до своего совершеннолетия успел поучаствовать в самых зверских акциях Гражданской войны, таких как подавление тамбовского восстания крестьян, и к 18-ти годам превратился в совершенное чудовище. Подвиги «Аркаши» в Енисейской губернии (современная Хакассия) заставляли содрогаться даже самих чоновцев. Дело дошло до того, что 3 июня 1922 года на Голикова было заведено дело № 274, и специальная комиссия во главе с комбатом Я.А.Виттенбергом вынесла ему смертный приговор, который не был приведен в исполнение только потому, что успела вмешаться контрольная комиссия при губкоме. Ждавшего расстрела Голикова поместили в психиатрическую лечебницу, а потом - в другую, третью… Так продолжалось, по признанию самого Голикова, «раз 8 или 10», пока не была написана повесть о Мальчише-Кибальчише, ознаменовавшая рождение детского писателя под псевдонимом Гайдар.

Гипноз - магия, искусство, лекарство? Краткий ликбез по гипнозу и гипнотерапии.

Гипноз без мистики. Воспоминания профессора Звоникова об исследованиях Л. П. Гримака

Исследователей до сих пор ставит в тупик чудесное преображение бездушного алкоголика, но материалы кочевания Голикова по психушкам говорят, что чуда не было. Прежде чем полюбить детей и почувствовать тягу к писательству, Голиков оказался в харьковской психиатрической лечебнице. В то время здесь, на базе дачи Сабурова, работали основоположники мировой гипнологии и клинической психиатрии. Это был Петр Бутковский, написавший в 1834 г. первое отечественное руководство по психиатрии «Душевные болезни, изложенные согласно началам нынешнего учения психиатрии». Александр Лурия, изобретатель детектора лжи. Константин Платонов, который проводил опыты по гипнотической регрессии возраста, доказывая предположение Крафт-Эбинга (1893 г.) о возможности подлинного изменения личности человека в соответствии с внушенным образом. Используя тесты Бине-Симона, он констатировал репродукцию переживаний 4, 6 и 10-летнего ребенка, достигнутую в ходе , как «подлинную».

Можно ли считать совпадением полное изменение личности Голикова после его пребывания там, где как раз разрабатывались первые в мире клинические методы редактирования характера человека? В этом смысле Аркаша Голиков с его приступами неконтролируемой ярости и патологическим членовредительством был идеальной моделью для приложения научных разработок платоновской «могучей кучки», так как в его психике, судя по диагнозу («травматический невроз»), роился целый букет такого рода психотравм. Гипнотическая регрессия сама по себе позволяет не только обнаружить, но и использовать злокачественные источники психической энергии, подобно тому, как мы используем старую электрическую проводку, чтобы запитать новое оборудование. Похоже, от корней чудовищных псхотравм Голикова отцы-основоположники клинической гипнологии смогли «запитать» новые поведенческие императивы, внушенные ему в состоянии сомнамбулического транса. Так родился Аркадий Гайдар - умный, наблюдательный человек, способный видеть в каждом ребенке зрелую и в чем-то неповторимую индивидуальность. О подлинности новой личности свидетельствует простой факт: книги Гайдара переиздавалась более тысячи раз на 101 языке мира общим тиражом в 60 миллионов экземпляров.

Я с коллегами из разных стран решил повторить эксперимент Сабуровской дачи, для чего отобрали людей, которые легко поддаются . Цель – проверить эффект постгипнотического внушения на практике и настолько реально его применение в целях изменения личности.

Первый этом эксперимента состоял в том, что мы просто погружали испытуемых в гипнотический сон, во время которого давали установку типа «завтра утром, как проснетесь, напишите СМС оператору, что все хорошо». В общем, действовали привычно, только внушение адресовалось на период после выхода из гипноза.

Ничего не получилось! Никто ничего на следующее утро не написал, потому что все помнили слова внушения и относились к ним весьма скептически («Да ну… Че попало»).

На втором этапе эксперимента решили исправить ошибку и проделали то же самое, но с погружением испытуемого в полную амнезию (беспамятство). Оказалось, что эта мера дает плоды. Особенно в части внушений поведенческого характера. На следующий день наши подопечные как миленькие выполняли все, что было им задано под гипнозом: отправляли СМС, переводили деньги, делали, что поручено. То же самое они выполняли через неделю, если во внушении содержалось указание на соответствующий день календаря. Единственное, что ухудшало статистику эксперимента – принципы и воспитание его участников. Если задание входило в противоречие с внутренними установками человека, то оно не выполнялось. То же самое – в отношении заданий, слишком хлопотных в реализации. Оказалось, испытуемые, наткнувшись на сложности, довольно быстро находили причины для того, чтобы не выполнят внушение. С внушениями физиологического характера (типа «ваши руки склеены») дела обстояли еще хуже – их действие после выхода из гипноза едва наблюдалось, а если и имело место, то совсем недолго. В лучшем случае, два-три часа.

Что такое когнитивная терапия и как она работает?

Эксперименты по гипнозу: гипнотические феномены в глубоком гипнозе (сомнамбулизме). Обучение гипнозу

На третьем этапе эксперимента, мы решили пойти тем путем, по которому предположительно могли пойти великие русские психологи в истории с Голиковым-Гайдаром. Мы стали погружать испытуемых до состояния транса, во время которого методом возрастной регрессии осуществлялся поиск психотравмы. Мы стараясь найти источник какого-нибудь психосоматического расстройства (они есть у каждого) как можно в более раннем периоде жизни добровольца. Когда нам это удавалось, мы погружали его в это воспоминание, и тот вел себя как младенец, каким был в тот момент своей жизни. Пока наш естествоиспытатель заново переживал некогда потрясшее его событие, мы использовали критическое состояние его психики, чтобы именно в этот момент сделать контрольное внушение. Это делалось, чтобы «привить» к древу уже сложившегося психосоматического механизма новые признаки.

Что из этого получилось, можете судить сами. Поведенческое внушение, ставшее элементом старой психотравмы, после выхода испытуемого из гипноза, обнаруживало себя как навязчивая идея. Доброволец ничего не помнил, но находил поводы, причины и оправдания, чтобы выполнить внушение, даже если тому мешали различные обстоятельства, в том числе внутренние принципы. Причем, сила неосознанного желания со временем не угасала – внушение все время подпитывалось за счет психической энергии психосоматической подсистемы, и исчезало не иначе как вместе с ней. То же самое можно сказать о внушениях физиологического характера. Они на глазах формировали в человеке новое психосоматическое отклонение. Например, внушение «не открывать глаза», после выхода испытуемого из гипноза, сразу же начинало формировать нервный тик. Чтобы убрать его, требовалось ликвидировать психосоматическое заболевание, к которому оно была привито.

Анализ сделанных во время эксперимента наблюдений позволил сделать несколько выводов. Во первых, испытания показали, что амнезия позволяет внушению жить независимо от сознания. Это происходит до тех пор, пока человек в семантике, то есть в словах и фразах, не выразит внушенную команду. Причем громко, вслух. Сознание получает информацию через органы слуха, и начинает разбираться. Чары спадают. Таким образом, перед нами древний механизм языческого заклинания и даже «с разоблачением». Во вторых, мы теперь понимаем, что тот же механизм задействован и в формировании фобий. Соответственно виден и процесс лечения. Чтобы избавиться от власти внушения в последнем варианте, стоит сделать то же самое, что сделал бы средневековый маг, чтобы избавить человека от проклятья: выразить эмоцию в словах и тем самым осознать (то есть сделать доступной сознанию) предмет внушения. Разум (сознание) легко вульгаризирует и опошляет любые идеалы, что делает их незначительным и даже ничтожным. В третьих, метод прививания внушений к рефлекторной деятельности организма представляет собой реальный способ изменения личности. Так можно, например, изменять личность преступников с патологическими наклонностями. Пример Голикова-Гайдара подтверждает, что радикальное преобразование личности с помощью гипноза - это не просто реальность, но и новое будущее, которое до этого мы и не могли себе представить. Эксперимент показал, что мы на верном пути и недалек тот час, когда мы сможем повторить чудо преображения.

Куда же подевался погрязший в алкоголизме садист и военный преступник Аркаша Голиков? На этот вопрос отвечают исследования пензенского гипнолога-психиатора О. К. Тихомирова. Будучи учеником одного из харьковских кудесников (научным руководителем его кандидатской диссертации был А. К. Лурия), Тихомиров в «застойные годы» проводил целый ряд гипнотических экспериментов, среди которых заметное место занимало внушение образов знаменитых людей. В ходе этой работы Тихомиров полностью разрушил расхожую точку зрения, получившую жизнь с легкой руки английского психофизиолога Карпентера, утверждавшего, что «гипнотик становится на некоторое время «мыслящим автоматом». Тихомиров доказал, что творческий потенциал человека, пребывающего в гипнотическом состоянии, не убывает, а возрастает. Анализируя результаты своих экспериментов по внушению образов знаменитых художников, шахматистов, спортсменов, музыкантов, Тихомиров пришел к выводу, что в основе перевоплощения лежит гипнотическое раскрепощение личности, повышение ее самооценки. Ведь «переход» испытуемых в другую личность основывался на снятии под гипнозом сковывающих установок («я не могу», «мне это не по силам»), за которыми следовала неосознаваемая перестройка всей мотивационной структуры. Происходило это, потому что они смотрели на мир глазами своих персонажей, что подразумевало парадоксальную трактовку наблюдаемых фактов и явлений, характерную для гениев. «В гипнотическом состоянии первичным фактором, перестраивающим деятельность, - писал Тихомиров, - является появление нового смысла нового отношения к выполняемой деятельности, а как результат - уверенность, смелость, ощущение свободы. Необходимо отметить, что гипнолог не регулирует деятельность испытуемых „поэлементно“. Создавая новое отношение, состояние подъема, он лишь повышает возможности саморегуляции активной деятельности субъекта».

На международном симпозиуме в Тбилиси, кроме учения 3. Фрейда, большое внимание уделялось учению советского психолога Д. Н. Узнадзе.

Дмитрий Николаевич Узнадзе (1886-1950) прожил яркую и неординарную жизнь. Будучи гимназистом, он был исключен из гимназии в 1905 году за участие в митинге против самодержавия и сдает экзамены на аттестат зрелости экстерном. Затем продолжает образование в Лейпциге у знаменитого психолога В. Вундта. В 23 года защищает докторскую диссертацию при университете в Галле (на немецком языке). После революции становится одним из основателей Тбилисского университета, организует Институт психологии, становится его директором, академиком…

Огромной заслугой Узнадзе перед современной психологией является в первую очередь то, что во времена мрачного террора в стране за учение Фрейда и психоанализ он продолжал исследовать глубинные, бессознательные процессы в человеческой психике. Для того, чтобы не раздражать цензоров фрейдистским термином “бессознательное”, он вводит в психологию понятие “установка”.

Согласно учению Д. Н. Узнадзе, сфера действия бессознательного психического настолько широка, что она лежит в основе всей активности личности, как внутренней, так и внешней. В человеческой активности, согласно Узнадзе, бессознательное психическое действие проявляется в виде установок.

Предлагаю вам, уважаемый читатель, провести один из классических опытов по выработке установки. Если Вы возьмете три шара или мяча: два, например, диаметром 6 см, а один - 12 см. Размеры даны примерные. Затем предложите знакомому оценить равенство этих мячей. Он скажет, что два мяча равные по размеру, а один большой. Попросите испытуемого сесть, закрыть глаза, положить руки на колени ладонями вверх, и скажите ему инструкцию типа: “Сравните эти два мяча по величине на ощупь”. Если вы почувствуете, что больший по объему мяч находится в правой или левой руке, то скажите: “в правой” или “в левой”, “глаза не открывать”. Затем вы даете в левую руку мяч больший, а в правую - меньший. Когда испытуемый определит, в какой руке большой мяч, вы снимаете их и через три секунды даете мячи опять - больший мяч в левую руку, а меньший - в правую. Таким образом предъявляете мячи 5-10 раз. На 10-й раз вы подаете в руки два одинаковых по размеру мяча. Одинаковые мячи вы предъявляете 5 раз, и ваш испытуемый, ощупывая их, с закрытыми глазами будет говорить, что он чувствует в правой руке мяч, больший по объему, а в левой меньший. Если испытуемый откроет глаза, то убедится, что мячи одинаковые по размеру, но, закрыв глаза, опять будет в правой руке чувствовать шар, больший по размеру.

Это состояние называется контрастной иллюзией. Д. Н. Узнадзе это состояние определил как готовность к привычному способу реагирования, т. е. как установка. Установки можно вызывать в различных органах чувств, или, как говорят психологи, установки бывают различных модальностей: аудиальные (вырабатываемые на слух, звук), тактильные (осязательные), визуальные (зрительные) и кинестетические (двигательные).

Установки имеют следующие характеристики:

1. Возбудимость фиксированной установки. То есть сколько установочных предъявлений (неравные мячи) требуется испытуемому, чтобы возникла иллюзия? Некоторым людям и 5 предъявлений достаточно, другим и 20 мало.

2. Прочность фиксированной установки. Сколько раз при предъявлении равных мячей возникает контрастная иллюзия? В каком по счету предъявлении человек может стряхнуть с себя иллюзорное восприятие неравенства? Одному достаточно 5 предъявлении, а другому - 20. Иллюзия может “перескакивать” то слева, то справа, один из равных мячей кажется “больше”. Это показатель пластичности установки.

3. Вариабельность установки. Есть люди, у которых один и тот же эксперимент в разные дни вызывает одинаковое количество иллюзий. Но, оказывается, есть люди, у которых прочность иллюзий сегодня одна, а завтра другая. Они говорят: фиксированная установка вариабельна.

От характера работы установок зависит и характер человека. Например, если установка “возбудима” (легкое возникновение иллюзий), то эти люди чаще всего вспыльчивые, экспансивные.

У кого низкая возбудимость, то они инертны, пассивны. Если установка “динамична” (иллюзии не застревают, долго не задерживаются), значит, человек умеет приспособиться к окружению, вынослив в конфликтах.

Если “статична” установка, прочные иллюзии долго не проходят, тогда наоборот. Человек неуживчив, легко ломается в конфликтах. Если установка “вариабельна”, то человек непоследователен и импульсивен.

Установки бессознательны и формируются под влиянием среды. Именно таким образом фиксируются наши стереотипы жизни. Существует множество различных бессознательных установок, которые определяют наше поведение.

В исследованиях Узнадзе встречается описание явления, стоящего за первичной установкой. Он описывает поведение человека, внезапно испытавшего жажду. “Скажем, я чувствую сильную жажду и в этом состоянии я прохожу мимо места продажи прохладительных напитков, мимо которого, впрочем, мне приходилось проходить ежедневно по нескольку раз. На этот раз я чувствую, что вид напитков привлекает, как бы тянет к себе. Подчиняясь этому влечению, я останавливаюсь и заказываю себе воду, которая кажется сейчас мне наиболее привлекательной. Лишь только я удовлетворяю жажду, вода сейчас же теряет для меня привлекательную силу, и если я в таком состоянии прохожу около того места, оно остается вне моего интереса, или же бывает, что я его не замечаю вовсе” (Узнадзе Д. Н. // Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961).

Явление “внушения” со стороны предметов нам всем известно. Предметы притягивают нас к себе и побуждают к определенной деятельности. Иногда и потребность и сам ее предмет не осознаются человеком, но тем не менее властно определяют его поступки, “притягивают” человека к себе. Так, герой романа “Преступление и наказание” Раскольников, намеревавшийся пойти в полицейскую контору, вдруг находит себя у того места, где им было совершено убийство старухи-ростовщицы.

“В контору надо было идти все прямо и при втором повороте взять влево: она была уже в двух шагах. Но, дойдя до первого поворота, он остановился, подумал, поворотил в переулок и пошел обходом через две улицы, - может быть, без всякой цели, а, может быть, чтобы хоть минуту еще потянуть и выиграть время. Он шел и смотрел в землю. Вдруг как будто кто шепнул ему что-то на ухо. Он поднял голову и увидел, что стоит у того дома, у самых ворот. С того вечера он здесь не был и мимо не проходил. Неотразимое и необъяснимое желание повлекло его” (Достоевский Ф. М. Преступление и наказание. Т. 6. М., 1960. С. 132-133).

Читая, мы видим и чувствуем, как какая-то непонятная сила влечет Раскольникова к месту преступления, и она, эта сила, словно действует помимо него.

Два описанных примера отличны, но в них есть общая особенность, которая и становится центром исследований Д. Н. Узнадзе. При наличии некоторой потребности, предмет, могущий удовлетворить индивида, влечет его к себе и побуждает совершить действие, “требуемое” этим предметом и приводящее к удовлетворению потребности.

В одном случае этот предмет - стакан воды, а в другом - место преступления. В первом примере состояние, вызванное потребностью и ее предметом, осознается, а во втором примере скрыто от человека.

Но в обоих случаях специфическое состояние, возникшее у субъекта, при наличии потребности и ее предмета, выражается в направленности, готовности к совершению определенной деятельности, отвечающей потребности, т. е. установки.

В понимании Д. Н. Узнадзе “первичная установка” выражается в конкретном психологическом явлении - феномен “побуждающего характера” предметов.

Этот феномен может вызывать импульсивные установки, которые переходят в импульсивное поведение. Примеры действия импульсивных установок встречаются буквально на каждом шагу. Вы пишете статью, а рядом стоит тарелка с яблоками или лежит пачка сигарет. Время от времени вы, не отрываясь от работы, машинально протягиваете руку и берете яблоко или закуриваете сигарету. В том случае, если условие, способное удовлетворить потребность, находится перед нами в стандартной ситуации, мы почти никогда специально не задумываемся, что предпринять: “Сами условия ситуации диктуют нам, что надо делать” (Узнадзе Д. Н. Формы поведения человека // Психологические исследования. М., 1966).

Любое импульсивное поведение осуществляется под влиянием актуального импульса сиюминутной потребности и отвечающего ей предмета, диктующего, в буквальном смысле этого слова, что нужно делать.

Стакан воды, стоящий на кафедре, “внушает” лектору, почувствовавшему жажду, взять и выпить его, не прерывая хода своих рассуждений.

Если вы сыты, но чувствуете приятный запах лакомства, то этот продукт “внушает” вам ложный аппетит, и вы его покупаете. Любая женщина, занятая многочисленными домашними делами, в момент появления недостаточно знакомого человека машинально поправляет волосы, направляясь навстречу гостю. Заядлый курильщик, увлеченный разговором, механически будет курить столько раз, сколько будут протягивать ему сигареты.

Многие установки помогают нам жить автоматически в стандартных ситуациях. В этот момент индивидуальные установки не мешают нам думать о других проблемах. Например, у молодого человека, собирающегося на свидание с любимой девушкой, никак не надевается ботинок, и все его усилия оказываются тщетными. Тогда, порядком разнервничавшись, он начинает разбираться, в чем дело, и с досадой обнаруживает, что, увлекшись мечтой о встрече с любимой девушкой, он упорно пытался натянуть ботинок своего брата. Препятствие, возникшее при надевании ботинка, парализует установку, направленную на встречу с девушкой, возникает в сознании потребность узнать причину задержки.

Наши установки могут проявляться и в оговорках, обмолвках и ошибочных действиях. Так, 3. Фрейд в одном из своих исследований рассказывает о председателе, который открывает не предвещающее ему ничего хорошего заседание словами “объявляю заседание закрытым” (вместо “открытым”), не замечая при этом обмолвки. Эта обмолвка приоткрывает то значение, которое собрание имеет для председателя.

Или еще один пример. Юноша, расставшийся с любимой девушкой, начинает встречаться с другой. Оживленно беседуя с ней о чем-то, он несколько раз называет ее именем той девушки, с которой встречался раньше. Его новая знакомая вспыхивает и заявляет: “Ты вовсе не меня любишь”. И сколько бы ни оправдывался юноша, утверждая, что просто оговорился, она проницательно увидела то реальное значение, которое она имеет для юноши, “увидела” ту смысловую установку, которая прорвалась на поверхность в виде обмолвки.

Смысловая установка представляет собой выражение личностного смысла в виде готовности к определенной деятельности. Эта функция может непосредственно проявляться в общей смысловой окраске различных действий, входящих в состав деятельности, выступая в виде “лишних” движений, смысловых обмолвок и оговорок.

Следующий уровень установочной регуляции - цель действия. Цель, будучи представлена в форме образа осознаваемого предвидимого результата, актуализирует готовность субъекта к ее достижению и тем самым определяет направленность данного действия. Под целевой установкой и понимается готовность субъекта совершить прежде всего то, какую цель он поставил при решении определенной задачи. Одним из наиболее впечатляющих примеров силы действия целевой установки остается случай с охотником, описанный К. Марбе. В поздний вечерний час охотник с нетерпением подстерегал в засаде кабана. И вот наконец долгожданное событие произошло, листья кустарника качнулись, и… грянул выстрел. Охотник кинулся к подстреленному “кабану”, но вместо кабана он увидел девочку. Сила целевой установки, готовность увидеть именно то, что он ожидал и хотел увидеть, была столь велика, что чувственное содержание, возникшее в процессе восприятия объекта (девочки), преобразовалось в иллюзорный образ кабана (Нататдзе Р. Г. Воображение как фактор поведения. Тбилиси, 1972).

В обычной жизни часто встречаются случаи “самостоятельного” проявления целевой установки в форме тенденции к завершению прерванных действий. Подобные проявления целевой установки были открыты и исследованы Б. В. Зейгарник на материале запоминания прерванных и законченных действий.

Испытуемым предлагали в беспорядке совершать различные действия, причем одни действия им давали довести до конца, а другие прерывали. Выяснилось, что прерванные действия запоминаются примерно в два раза лучше, чем законченные.

В классических экспериментах Б. В. Зейгарник был установлен тот фундаментальный факт, что предвосхищаемая субъектом цель действия продолжает оказывать влияние и после того, как действие прервано, выступая в виде устойчивой тенденции к завершению прерванных действий.

Этим феноменом интуитивно пользуются писатели и хорошие лекторы. Писатель, желающий, чтобы его читатель захотел прочесть вторую, еще не опубликованную часть книги, старается “оборвать” изложение на самом интересном месте. Лектор, стремящийся, чтобы его слушатели глубже поняли проблему, не “разжевывает” ее до конца, а прерывает лекцию, вынуждая тем самым слушателей самим попытаться решить или обдумать эту проблему. Если слушатель выходит с лекции в состоянии прерванного действия и имеет установку на поиск решения поставленной проблемы, то, значит, лекция удалась.

Любой план своего поведения мы разбиваем на операции, которые помогают нам достичь намеченную цель. Готовность к осуществлению определенного способа действия понимается как операциональная установка.

В повседневной жизни операциональные установки действуют в привычных стандартных ситуациях, целиком определяя работу “привычного”, по выражению Д. Н. Узнадзе, плана поведения.

После того, как человек многократно выполнял один и тот же акт в определенных условиях, у него при повторении этих условий не возникает новая установка, а актуализируется ранее выработанная установка на эти условия (Узнадзе, 1961). Воспользуемся образным примером П. Фресса, чтобы проиллюстрировать эту мысль: контролер на станции метро после многократного предъявления билетов ожидает вновь увидеть билет, а не стакан с аперитивом, т. е. при встрече с пассажиром у него каждый раз на основе прошлых воздействий актуализируется готовность действовать именно по отношению к билету.

Если вы рискнете в час пик предъявить контролеру похожую на билет бумажку, то убедитесь в том, что установка, вылившись в Операцию, будет по своему содержанию соотнесена именно с билетом, а не с бумажкой. Иными словами, выражение операциональной установки будет обусловлено “образом действия”, принятым в данной ситуации.

Разнообразные фиксированные социальные установки также могут выступать как операциональные установки. Очень удачный пример действия социальных фиксированных установок, актуализирующихся в стандартных ситуациях, можно увидеть в произведении Л.Н.Толстого “Анна Каренина”: “Жизнь Вронского тем была особенно счастлива, что у него был свод правил, несомненно, определявших все, что должно и не должно делать. Свод этих правил обнимал очень малый круг условий, но зато правила были несомненны, и Вронский, никогда не выходя из этого круга, никогда ни на минуту не колебался в исполнении того, что должно. Правила эти несомненно определяли, что нужно заплатить шулеру, а портному не нужно, что лгать не надо мужчинам, а женщинам можно, что обмануть нельзя никого, но мужа можно, что нельзя прощать оскорблений, но можно оскорблять, и т. д. Все эти правила могли быть неразумны, но они были несомненны, и, исполняя их, Вронский чувствовал, что он спокоен и может высоко носить голову” (Толстой Л. Н. Собр. соч. Т. 8. М., 1963. С. 324).

Эти правила, нормы оценок и отношений внедряются в сознание человека и, выступая в форме отвечающих стандартному кругу условий операциональных установок, руководят человеком в повседневной жизни и избавляют от необходимости всякий раз решать, как надлежит действовать в той или иной уже встречавшейся ситуации. Достаточно, опираясь на прошлый опыт, отнести встретившуюся ситуацию к определенному классу, и “срабатывают” соответствующие установки.

Эти установки будут операциональными - по их месту в деятельности и отвечающими усвоенным социальным нормам (пример с Вронским) - по их содержанию. Операциональные установки обычно осознаются лишь в тех случаях, когда они нарушаются.

Так, главный персонаж романа Ф. М. Достоевского “Идиот” князь Мышкин вместо того, чтобы небрежно бросить свой узелок швейцару, заводит с ним обстоятельную беседу в “людской”, чем сначала приводит в недоумение самого швейцара, а затем и княгиню Мышкину. Нарушение принятых норм мешает швейцару, “человеку с намеком на мысль”, решить, как себя вести с князем.

Подобное нарушение правил и вытекающих из них установок на определенное поведение в данной ситуации расценивается и швейцаром, и княгиней как событие из ряда вон выходящее, о чем недвусмысленно дается понять князю Мишкину.

Согласно учению Д. Н. Узнадзе, бессознательное психическое состоит из множеств установок. Он смог экспериментально показать их формирование и некоторые из них классифицировать.

Итак, в самых общих чертах вы познакомились с этой классификацией установок - первичной, целевой, импульсивной, смысловой и операциональной.

Но ни в коем случае не следует представлять эти установки, как этажи, надстроенные друг над другом и лишенные каких бы то ни было отношений между собой.

Все установки находятся в постоянном взаимоотношении друг с другом и влияют друг на друга. Каждая установка стремится реализовать свою целевую потребность, и каждая из них имеет свой установочный операциональный способ ее реализации. Эти установки, стремясь к своей цели, действуя, наступают друг на друга. Таким образом, может возникнуть противоречие, конфликт, который из бессознательного может перейти в сознание.

Например, увидев на улице симпатичную незнакомую девушку, молодой человек хочет подойти и познакомиться, но в его круге такой поступок будет расценен как неприличный. В этой ситуации действует несколько установок, между которыми складываются определенные отношения. Прежде всего это целевая установка, проявляющаяся во вполне осознанном намерении молодого человека познакомиться с девушкой. Она актуализирует, с одной стороны, различные операциональные социальные установки, усвоенные в прошлом в виде социальных норм поведения в подобных ситуациях, с другой стороны, она приводит в действие смысловую установку, выражающую реальное отношение молодого человека к вставшей перед ним цели. В зависимости от смысловой установки фиксированные социальные установки могут либо блокироваться, и тогда молодой человек решится подойти к девушке, либо реализоваться в действие, и тогда он пройдет мимо.

Описанная ситуация, конечно, упрощена, но благодаря такому упрощению в ней удается увидеть то, как установки других уровней под влиянием целевой установки вплетаются в контекст действия и определяют его ориентацию.

Наши старые установки могут оказывать свое действие на новые. Например, у курильщика появилась целевая установка, которая проявилась в осознанном желании бросить курить. Он сознательно принимает решение, что завтра больше курить не будет.

Утром старая операциональная фиксированная установка актуализирует у него в сознании желание закурить, и он берет сигарету. Но “целевая установка” опять анализирует в сознании курильщика мотив бросить курить, например: “Я бросил курить! Все, я не курю!”. Курильщик убирает сигарету. В этот момент “старая установка” диктует противоположную мотивацию: “Кто сразу бросает курить? Сразу бросать курить вредно! Давай будем отвыкать постепенно”. Эти две установки находятся в конфликте друг с другом, а сознание курильщика, его “Я” должно поддержать одну из них. Если “Я” курильщика не актуализирует мотив “бросить курить”, то “старая привычка” курить остается.

Итак, между установками различных уровней складываются определенные взаимоотношения. Мышление среднего человека подобно обезьяне, которая прыгает и бегает между конфликтующими установками и принимает зачастую “импульсивные” решения. Люди смотрят на мир сквозь очки, стекла которых затемнены светонепроницаемой пленкой “старых установок” (догм, знаний, устаревших предрассудков и т.д.).

Д. Н. Узнадзе в связи с этим писал: “Старая установка продолжает свое существование в определенной качественности установок настоящего”.

Эта глубокая мысль создателя теории установки показывает нам, что “старые установки”, или, как их называют в школе Д. Н. Узнадзе, “установки на прошлое”, оказывают существенное влияние на “новые установки”, или “установки на будущее”.

Но существуют творческие установки, которые могут организовать и интегрировать деятельность конфликтующих между собой установок. Формирование подобных установок - это, по-видимому, одна из важнейших функций Вашего бессознательного. Такая интеграция дает человеку духовную силу, творческий потенциал. Творческие установки выражают в жизнедеятельности человека его личностный смысл, придают устойчивый характер и помогают преодолеть многие трудности в жизни человека, создают в сознании индивида духовный самоконтроль и ведут его к самосовершенствованию.

К пониманию этого, правда, в неясной форме, неоднократно уже приходили лучшие умы прошлого. Известный римский философ Луций Анней Сенека, не сомневаясь, утверждал: “Сколько человек прожить хочет - может”. Интересно подчеркнуть, что спустя столетия к этому же выводу пришел Гёте. По поводу смерти одного знакомого он писал: “Вот умер 3., едва дожив до 75 лет. Что за несчастные создания люди - у них нет смелости прожить дольше. Главное, надо научиться властвовать над самим собой”.

На симпозиуме по бессознательному было отмечено, что внушаемость человека и его гипнабельность зависят от неосознаваемой психологической установки. Именно возникновение неосознаваемой психологической установки на внушаемость оказывает непосредственное и глубокое влияние на гипнабельность. Но до тех пор, пока положительная установка на внушение не исключит в сознании индивида мотивы поведения, противоречащие процессу внушения, гипнотического эффекта не будет.

Под влиянием положительной установки на внушение бессознательно срабатывает механизм, исключающий поведение, противоречащее этой установке.

Именно тогда отпадает под влиянием этой установки последний мотив, определяющий контроль за своим поведением, наступает гипнотическое состояние, при котором словесная информация, поступающая от гипнотизера, воспринимается без критики сознания индивида.

Установка на внушение является реорганизатором психологических установок личности, которые в дальнейшем не только способствуют достижению гипнотического состояния, но и активно участвуют в самом процессе создания этого состояния.

Итак, учение 3. Фрейда - психоанализ и теория неосознаваемой психологической установки Д. Н. Узнадзе выступают на сегодня как наиболее обобщенные направления научной мысли о бессознательном психическом. Они приводят к выводу о том, что сознание индивида вовсе не является феноменом, исчерпывающим психологическую сущность и способ проявления психических особенностей человека. Все личностные качества индивида имеют бессознательную причину.

Оба эти направления считают, что бессознательное психическое управляет всеми фундаментальными измерениями человека во всех аспектах. Управление осуществляется бессознательно или может реализоваться через сознание. Бессознательное есть неустранимое начало всего общественного бытия человека, а не одной только его индивидуальности.

Читатель, думаю, уже догадался, что искусство гипнотизера состоит в умении присоединиться к бессознательному индивида, формировать положительную установку на внушение и через гипнотический транс получать нужный эффект. Но все это в следующих главах.

Гипноз — это специфическое пограничное состояние, тонкая грань между сном и бодрствованием, которое вызывается различными факторами внушения.

Подобное воздействие оказывает непосредственное влияние на подсознание, внутренний мир человека и в разной степени подчиняет его волю указаниям того, кто дает установки. Все зависит от стадии гипноза, в которую погружен человек.

В лечебных целях любое внушение направлено на устранение причин заболеваний, имеющих начало в эмоциональной сфере, повышение самооценки индивидуума, его саморазвитие и реализацию в мире. По своей сути гипноз безопасен для человека.

В его основе лежат естественные механизмы торможения определенных отделов мозга с сохранением связи между внушающим и объектом внушения. При погружении в транс сознание сжимается, отключаются физические рефлексы, зато возрастает восприимчивость человека к указаниям. Внушаемые установки не подвергаются логическому анализу, а закрепляются в подсознании как свои собственные.

Гипноз как явление широко распространен в жизни, и в той или иной степени ему подвержены все люди. Однако не стоит этого бояться, так как ввести человека в гипнотический транс против его воли невозможно. Кроме того, поведение человека на разных стадиях погружения в глубины подсознания различно. Что влияет на уровень внушаемости, сколько существует стадий гипноза и чем они отличаются, можно прочитать ниже.

Стадии гипноза и их различия

Современный медицинский гипноз — состояние, вызванное искусственным путем с помощью целенаправленного однообразного воздействия на органы чувств человека (зрение, слух, поверхность кожи). Внешне может напоминать сон, но от естественного сна отличается тем, мозг в этот момент полностью не отключается, а подсознание находящегося под внушением становится восприимчивым к сторонней информации и легко запоминает ее.

В зависимости от уровня вовлеченности в процесс различают 3 стадии гипноза.

Первая — сонливость (поверхностный сон или дремота). Достичь ее человек может в любом возрасте. Для начального этапа гипноза характерна слабая степень погружения в транс и глубокое мышечное расслабление. Сознание человека лишь частично находится во власти гипнотерапевта, поэтому он сохраняет способность противостоять внушению и может самостоятельно прервать сеанс. Глаза человека закрыты, но мозг воспринимает речевые сообщения так же хорошо, как и при бодрствовании.

Основные признаки, которые наблюдаются у того, кто находится на первой стадии гипноза, следующие:

  • мускулатура расслаблена;
  • дыхание становится глубже;
  • сохраняется способность к управлению своим телом;
  • волевая сфера не подавлена;
  • память полностью сохранена.

Вторая стадия гипноза — гипотаксия (средний сон). Погрузиться в него человек способен только после 6 — 7 лет. Это состояние отличает полное расслабление всех мышц тела, частичное отключение сознания и более глубокое подчинение подсознания стороннему внушению. На этом этапе транса появляется возможность вызвать у загипнотизируемого каталепсию, то есть застывание тела в заданной позе. Он утрачивает способность открыть глаза, управлять частями своего тела, но по-прежнему отчетливо слышит голос гипнотерапевта и с удовольствием следует ему.

Вторую стадию отличают такие признаки:

  • снижение остроты восприятия действительности;
  • абсолютная мышечная слабость;
  • уменьшение частоты сердечных сокращений;
  • падение уровня кровяного давления;
  • прекращение движения век;
  • подавление волевых качеств;
  • временное уменьшение болевой чувствительности.

Для второй стадии гипнотического сна также характерна частичная утрата памяти. После выхода из транса и возвращения в реальность человек помнит не все, что с ним происходило, а только некоторые слова, образы и события.

Третья стадия гипноза — сомнамбулизм (глубокий сон). Естественное развитие мозга человека дает возможность достичь ее только после достижения им 8 — 10 летнего возраста. Это состояние рассматривается как переходное между измененным состоянием сознания и естественным физиологическим сном. Для стадии глубокого гипноза характерны следующие признаки:

  • полное отключение сознания;
  • полная доступность подсознательной сферы;
  • утрата болевой, температурной чувствительности;
  • отсутствие реакции на прикосновение;
  • полная амнезия после пробуждения.

На этой стадии возможны абсолютно любые внушения. Под глубоким гипнозом человек способен вспомнить давно забытое. Проснувшись после гипнотического сна, он еще долго будет следовать установкам, данным гипнотерапевтом (возможно постгипнотическое внушение).

Особенности гипноза

Сегодня при помощи гипноза успешно проводят лечение многих болезней, причины которых находятся в эмоциональной сфере. К ним относятся неврозы и неврозоподобные состояния, соматовегетативные расстройства, акцентуации личности. Такая терапия доступна как для взрослых, так и для детей. Эффективность гипноза практически не зависит от стадии. Способность к внушаемости присуща всем без исключения, но у разных людей ее степень выражена по-разному.

Находясь в состоянии транса человек способен выполнять только те указания специалиста, которые не вступают в противоречие с его истинными интересами и законами морали. Большое значение для введения человека в транс имеют:

  • индивидуальные свойства его личности;
  • физическое и психологическое состояние;
  • уровень доверия пациента к гипнотерапевту.

Обычное лечебное внушение под гипнозом длится не более 30 минут. Сначала гипнотерапевт вводит взрослого или ребенка в транс, добиваясь одной из трех стадий гипнотического сна. Для этого могут быть использованы различные методы и техники. Затем происходит внушение пациенту необходимой для его подсознания информации. Указания к действию и установки подбираются индивидуально, в зависимости от установленного ранее диагноза или желаемых изменений. Заключительным этапом любого сеанса гипноза служит пробуждение или выход из гипнотического состояния.

Особенностью лечения детей под гипнозом является то, что до 6 -7 лет у них нельзя добиться погружения во вторую или третью стадии этого специфического состояния, а также срабатывание постгипнотического ответа в классическом его понимании. Для исцеления подростков и взрослых применимы все допустимые варианты.

При высокой степени доверия пациента к гипнотерапевту, его присутствие на сеансе гипноза не является обязательным. Если человек отлично реагирует на интонацию и голос гипнотерапевта, сразу погружаясь в состояние транса, для проведения лечебных процедур достаточно будет создать зрительный или слуховой образ гипнотерапевта (аудио или видео запись). Результативность гипнотерапии от этого не уменьшится.

Слово "гипноз" в большинства граждан нашей страны ассоциируется с массовыми сеансами Аллана Чумака и Анатолия Кашпировского, с , а также с киношными злодеями, что заставляли своих жертв совершать преступления и самоубийства. Но действительно ли сила гипноза так огромна, что один гипнотизер способен подчинить себе весь зал? И все ли люди поддаются гипнотическому внушению?

Гипноз в психологии и психотерапии

Вопреки распространенному в народе мнению, большинство владеющих гипнозом людей занимаются не мошенничеством и другой преступной деятельностью, а являются дипломированными специалистами в области психиатрии и используют свои навыки для оказания психологической и медицинской помощи. В медицине гипнотерапия является отдельным направлением, и чаще всего ее методы применяются при лечении психосоматических заболеваний, и для устранения фобий и психологических проблем.

Гипноз считается самым одним из самых эффективных методов борьбы с навязчивыми страхами, детскими психологическими травмами и сексуальными комплексами, так как с его помощью можно не только внушить человеку правильную установку, но и найти причину проблемы. Суть гипноза заключается в том, что гипнотизер (психотерапевт, психиатр) вводит пациента в состояние транса, когда сознание "отключается" и на первый план выходит бессознательное . В состоянии транса многие функции человеческого организма, а также такие функции сознания, как индивидуальный контроль и самосознание, существенно ослабляются, благодаря чему гипнотизер получает прямой доступ к подсознанию и может устранить симптомы и причины психологических проблем и психосоматических заболеваний.

В современной медицине для лечения применяются три вида гипноза, с помощью которых можно воздействовать на те или иные установки человека, корректировать его восприятие и психическое состояние, а также получить доступ к памяти пациента. Эти виды гипноза следующие:


Именно эти три вида гипноза наиболее часто используются в психотерапевтической практике, и эффективность гипнотерапии напрямую зависит от профессионализма психотерапевта-гипнотезера и от индивидуальных особенностей психики пациента. Также большую роль играет доверие пациента к гипнотизеру , поэтому людям, желающим избавиться от каких-либо психологических проблем или с помощью гипноза, рекомендуется обращаться только к тем специалистам, что не вызывают никакой антипатии.

Правда и мифы о гипнозе

Несмотря на то, что гипноз является официально признанной медицинской практикой, вокруг него все еще существует много мифов и заблуждений. Некоторые люди даже уверены, что способность вводить другого человека в транс - это магия, а опытный гипнотизер может посредством гипноза заставить любого человека сделать все что угодно. Разумеется, в этих утверждениях нет истины, так как в технике введения в гипнотический транс нет ничего сверхъестественного и ей может научиться каждый желающий, но загипнотизировать человека без его желания невозможно . Даже скрытому гипнозу (цыганскому гипнозу, НЛП и др.) достаточно легко сопротивляться - для этого нужно всего лишь сконцентрировать внимание на чем-либо постороннем (смотреть в окно, считать проезжающие машины и др.) или думать о чем-то своем, не слушая гипнотизера.

Помимо заблуждений о сверхъестественной природе гипноза и абсолютной невозможности защититься от гипнотического внушения, также в нашем обществе достаточно распространены и следующим мифы:


Миф: Есть люди, которые не поддаются гипнозу

Правда: Загипнотизировать можно каждого психически здорового человека, однако степень гипнабельности (внушаемости) у каждого разная. Около 30% людей хорошо поддаются гипнозу и быстро впадают в транс, 40% - менее внушаемые, а оставшиеся 30% могут быть введены в гипнотический транс только опытным гипнотизером.

Миф: Люди с высоким интеллектом и сильной волей хуже поддаются гипнозу, чем слабовольные.

Правда: Для того, чтобы войти в состояние транса, нужно сконцентрироваться на словах и действиях гипнотизера, а также иметь развитое образное , поэтому специалисту будет легче ввести в гипнотический транс волевого и умного человека.

Миф: Гипнотизер может заставить пациента сделать все что угодно.

Правда: В состоянии гипнотического транса сознательный контроль своих действий ослабляется, но не отключается полностью, поэтому даже под гипнозом человек не сделает того, что противоречит его моральным нормам.

Миф: Выйдя из состояния гипнотического транса, человек не помнит того, что происходило на сеансе.

Правда: Большинство пациентов гипнотерапевтов хорошо помнят, что происходило в то время, пока они были загипнотизированы.


Миф: С помощью гипноза можно влиять только на психическое состояние человека.

Правда: Гипнотерапия эффективна как при устранении психологических проблем, так и при лечении ряда психосоматических заболеваний. К примеру, с помощью гипноза можно избавить человека от заикания, болей психосоматического характера, и даже от зубной боли.

Миф: Опытный гипнотизер может загипнотизировать сразу много людей без их желания

Правда: Источник этого мифа - сеансы массового гипноза, при которых часть присутствующей публики действительно впадала в состояние транса и выполняла указания гипнотизера, а также свидетельства людей, что были загипнотизированы, смотря сеанс по телевизору или слушая его по радио. Очевидно, что в этих случаях ключевую роль играло желание людей быть загипнотизированными, а также - на популярных в конце прошлого века массовых сеансах гипноза в транс впадали не все присутствующие, а на большинство телезрителей показанные по ТВ сеансы Анатолия Кашпировского не оказали никакого действия.

Миф: Гипноз вреден для здоровья

Правда: Состояние транса естественно для психики, и под гипнозом человек расслабляется и успокаивается. В повседневной жизни люди испытывают состояние, схожее с гипнотическим трансом, когда расслабляются после тяжелой умственной работы или нервно-психических нагрузок, а также при засыпании.

Рекомендуем почитать

Наверх