Как сделать самому из дерева игрушки монтессори. Подготовка руки к письму. Чем заменить рамки-вкладыши Монтессори? Идея развивающей игрушки из пластиковых бутылок: инструкция по изготовлению и фото

Стихи 13.03.2020
Стихи

О развитии малышей по методу Монтессори хотя бы однажды слышал каждый современный родитель. В любом крупном городе найдётся школа, обучающая детей в соответствии с её принципами и посредством специального материала. Посещение таких кружков стоит некоторых денег, а ведь большинству мам под силу реализовать все принципы методики у себя дома и сделать материалы Монтессори своими руками. Материалами известная итальянка называла специальные игрушки, которые сама и разрабатывала. В её понимании, это инструмент познания мира в простой, лёгкой, игровой форме. Сегодня их можно купить в детских магазинах, но они настолько просты в исполнении, что нет никакого смысла платить деньги.

Краткая суть методики Монтессори

Мария Монтессори - детский врач, практикующая в начале XX века в Италии. Свою работу она начинала с умственно отсталыми детьми, которые обратили её внимание на некоторые аспекты детского восприятия мира. Она выдвинула гипотезу, которая позже и легла в основу известного нам метода.

Согласно этой теории, дети должны развиваться в подготовленной среде, которая представляет собой маленькую копию взрослого мира.

В границах этого пространства малыши сами обслуживают себя и познают базовые понятия о мире.

Взрослому в этой среде отведена роль мудрого наблюдателя и помощника, который не навязывает свои правила и не вмешивается в процесс познания. Политика невмешательства - главный принцип методики Монтессори. Ребёнок сам, исходя из своих способностей и желаний, выбирает, чем заняться. Это позволяет маленькому человеку развиваться гармонично, не вызывает неприязни к процессу обучения, и формирует самостоятельность.

Потому очень важно правильно подготовить этот маленький мир, чтобы малыш мог в нём реализовать свои потребности, учиться и быть в безопасности. Эта задача целиком ложится на родителей и является основой для достижения наилучшего результата.

Готовим пространство для игр

Конечно, идеальный вариант, когда у ребёнка есть своя комната. Но при грамотном подходе, можно удовлетворить все условия метода и в однокомнатной квартире.


Методика Монтессори для детей диктует главное условие в оформлении игрового пространства - обеспечение ребёнку возможности действовать там самостоятельно. Малыш не должен через каждые пять минут звать взрослого, чтобы тот помог достать какую-то игрушку. Всё в зоне игр расположено в свободной досягаемости. Очень важно при этом научить ребёнка соблюдать порядок. Поиграв с одним материалом, он должен сам отнести его на место и только потом брать следующий. Это обязательное условие, которым нельзя пренебрегать.

Игрушек в зоне для игр не должно быть много и все они обязательно сортируются по блокам: развивающие мелкую моторику, обучающие азам математики, предназначенные для творчества и так далее. Ребёнок двигаясь к определённой полке или коробке, возможно, ещё не уверен в том, какую именно игрушку возьмёт, но чётко знает, какой род занятий ему сейчас интересен.

Тщательно следите за тем, чтобы материалы соответствовали возрасту. Например, переходить к пирамидке из 7 элементов нужно только тогда, когда 5 малыш складывает буквально с закрытыми глазами.

Хорошо, когда в детской комнате есть все атрибуты взрослой жизни в миниатюре. Зеркало в рост малыша, стол и стул, шкаф с маленькими тремпелями, может быть, игрушечная кухня. Такие условия в игровой зоне будут побуждать ребёнка к познанию. Ведь в обычном мире ему никак не достать вещи из взрослого шкафа, не дотянуться до выключателя, не взять книгу с высокой полки. Невыполнимые задачи отбивают всё желание учиться.

Материалы Монтессори своими руками

Игрушки Монтессори изготавливаются из самых простых материалов:

  • лоскуты ткани;
  • пуговицы;
  • картон;
  • краски;
  • старые застёжки-молнии, карманы и т. д.

Каждая игрушка развивает определённый навык или сразу несколько.

Постарайтесь не перегружать материалы лишними аксессуарами. Это только будет мешать ребёнку сосредоточиться.

Все оригинальные игрушки Монтессори выполнены преимущественно из дерева и раскрашены в нейтральные цвета без каких бы то ни было узоров.

Материалы Монтессори по развитию речи

Для развития речи, кроме предложенных в этом разделе материалов, Монтессори предлагала использовать и любые игры на развитие мелкой моторики.

Тактильные дощечки

Этот материал помогает детям развить связную речь, тактильную память, фантазию, внимательность.

  1. Сделайте картонные прямоугольники размером 10х5 (у ребёнка должна быть возможность щупать их всей поверхностью ладони).
  2. На каждый прямоугольник наклейте разные ткани (мягкие, грубые, рельефные), наждачную бумагу, вату, фольгу и т. д.

Хорошо играть, когда у малыша закрыты глаза. Дайте ему 3-4 такие дощечки, попросите ощупать, сказать, что он чувствует, с чем ассоциирует ощущения. Затем объясните, что это за материалы, где используются. Перемешайте дощечки и попросите, чтобы ребёнок наощупь восстановил последовательность.

Буквы из проволоки

Готовить малыша к чтению и счёту удобно с помощью букв и цифр, которые он может вертеть в руках, щупать и складывать друг с другом. Сделайте их из обычной проволоки, загибая её пассатижами. Края таких букв хорошо отшлифуйте или загните, чтобы ребёнок не поранился.

Более старшим детям будет интересно делать такие буквы самостоятельно. Подберите проволоку потоньше и нарисуйте на бумаге макеты «в полный рост». Готовая буква должна полностью соответствовать эскизу. Не стоит в день делать больше 3-4 макетов, чтобы у ребёнка не пропал интерес.

Рельефные буквы и цифры

Для развития речи и зачатков интуитивного письма хорошо делать рельефные буквы из картона или пенопласта. Каждую модель обклейте разными тканями, посыпьте крупой, вскройте лаком или клеем. При пальпации малыш будет запоминать буквы лучше и с большей лёгкостью научится читать.

Материалы для развития мелкой моторики

В младенчестве мелкую моторику хорошо активизируют пальчиковые игры. Но уже с года-полутора требуется что-то более серьёзное.

Секретный мешочек

Эта игра надолго увлечёт ребёнка.

  1. Соберите несколько маленьких предметов, хорошо знакомых вашему малышу. Например, ненужный ключ к замку, крышечка от бутылки, игрушка из Киндер Сюрприза.
  2. Сшейте мешочек из двух прямоугольников ткани и сложите туда предметы.

У игры есть два варианта. Первый: вы предлагаете ребёнку достать определённый предмет наощупь. Второй: он просто вынимает первый попавшийся и с закрытыми глазами угадывает, что именно достал.

Рамки-вкладыши

Игра развивает логику, аккуратность и мелкую моторику. Помогает освоить геометрические формы. Представляет собой набор картонных квадратов с вырезанными в них фигурами. Отдельно ребёнку предлагаются сами фигурки, которые должны без труда входить в отведённые им места в квадратах.

  1. Плотный картон разрежьте на квадраты со стороной 10 см.
  2. Внутри каждого квадрата-основы нарисуйте геометрические фигуры и аккуратно вырежьте их канцелярским ножом.
  3. Посередине каждой фигурки пришейте пуговицу, потянув за которую ребёнок сможет без проблем доставать «пазлы» из квадрата.

Деткам от полутора лет не стоит предлагать больше 4 карточек. А малышам с трёх лет можно давать их уже по 10-15 штук. Необязательно ограничиваться геометрическими фигурами - вырезайте животных, грибы, фрукты и т. д.

Шнуровки

Эта «развивалка» известна многим родителям. Очень полезная вещь, активизирующая мелкую моторику, фантазию и обучающая малыша навыку завязывания шнурков.

  1. Из картона вырежьте любую интересную фигурку. Если нет времени, сгодится и просто прямоугольник картона.
  2. Дыроколом или ножницами сделайте в нём отверстия. Если ваш ребёнок уже освоил обычную шнуровку, то необязательно ограничиваться двумя рядами дырочек. Сделайте их 3 или 4 - пусть человечек творит.
  3. Дайте малышу шнурки и покажите, как можно шнуровать и завязывать бантик.

Рамка с застёжками


Эта классическая игрушка Монтессори развивает мелкую моторику и учит базовым навыкам, необходимым ребёнку в повседневной жизни.

  1. Возьмите старую рамку для фотографий или пяльцы. Если ничего подходящего не нашлось, просто сделайте рамку из толстого картона.
  2. Найдите старую рубаху, или брюки - любой предмет одежды, на котором есть застёжки (пуговицы, крючки, липучки, молнии, кнопки). Застегните их и вырежьте из вещи прямоугольник на пару сантиметров шире и выше, чем ваша рамка.
  3. Натяните на рамку лоскут с застёжкой посредине, края ткани заверните за рамку и приклейте, приколите кнопками или пришейте их сзади.

Можете сделать несколько таких рамочек с разными видами застёжек.

Скользящие мягкие шарики

Этот материал совершенствует координацию движений, мелкую моторику и цветовое восприятие. Он представляет собой подносик, в котором на высокой ножке закреплён полый цилиндр. К этой конструкции прилагаются 4 мягких шарика. Ребёнок один за другим проталкивает шарики в цилиндр, последний выталкивает первый с противоположной стороны.

Как сделать дома такую конструкцию? Довольно просто.

  1. Возьмите пустую бутылку из-под шампуня - это будет опора. Роль полого цилиндра может выполнить картонная втулка от туалетной бумаги.
  2. Внутри бутылки канцелярским ножом прорежьте отверстия по диаметру втулки и аккуратно вставьте её туда.
  3. Бутылку приклейте на крышку от обувной коробки. В качестве шариков подойдут помпоны или мотки вязальных ниток. При необходимости, укоротите втулку или уменьшите количество шариков до трёх.

Материалы для развития цветового восприятия

Учить с малышом цвета проще и веселее с помощью одной из таких игрушек.

Цветные ёжики

Возьмите несколько листов разноцветного картона и заранее закупите цветные прищепки. Можно не тратиться и просто покрасить деревянные. Только обратите внимание, чтобы они легко открывались, а закрывались не «намертво», во избежание случайных травм.

  1. Нарисуйте на картоне одинаковые фигурки ёжиков без иголок и вырежьте их. Дорисуйте малышам носики и глазки.
  2. Грустным лысым ежатам не хватает иголок. А это и будет задание для вашего ребёнка - прикрепить прищепки соответствующего цвета на спинки зверькам.

Это могут быть не только ёжики, но и павлины с пышными хвостами, и любые птицы, расправляющие крылья, и ёлочки, и другие деревья. С такими фигурками можно придумывать короткие сказки, истории и просто играть ими.

Тренажёр цвета

Эту игрушку сделать проще, чем предыдущую, и из материалов понадобится всего один лист картона.

  1. Вырежьте круг и разделите его карандашом на сегменты.
  2. Раскрасьте их в разные цвета и аккуратно подпишите.
  3. Деревянные прищепки покрасьте в такие же цвета и попросите ребёнка прикрепить их в нужное место круга.

Хорошо для этой цели подойдёт и пасхальная подставка под яйца. Разукрасьте её отделения и либо так же играйте с прищепками, либо складывайте в соответствующие отделения цветные пуговицы.

Материалы Монтессори по математике

Пока малышу не исполнится 3-4 года, его математические способности следует развивать с помощью понятий «больше-меньше» и геометрических фигур.

Пирамидка из подушек (мягкая пирамидка)

Пирамидку любой сложности можно купить в каждом детском магазине. Но сделанная с использованием разных наполнителей и тканей, она будет развивать не только ощущения размера и цвета, но и мелкую моторику, и тактильное распознавание материалов.

Чтобы сделать такую пирамидку, возьмите несколько лоскутов ненужной ткани.

  1. Вырежьте по паре квадратов одного цвета. Из них вы сошьёте подушечки. Они должны будут отличаться по размеру на сантиметр или два. Для самых маленьких достаточно 4 подушечки со сторонами 3, 5, 7 и 9 см.
  2. Сострочите вместе квадраты, оставив одну сторону свободной, чтобы вложить наполнитель.
  3. В центр каждой подушечки пришейте липучку. Сверху шершавой стороной наружу, снизу - мягкой.
  4. Наполните получившиеся кармашки гречкой, синтепоном, рисом, горохом, зёрнами кофе. Чтобы пирамида не рушилась, самый тяжёлый материал засыпьте в нижнюю подушечку.
  5. Зашейте свободную сторону.

Иногда такие пирамидки делают с подсказкой. Тогда верхний квадрат одной подушечки соответствует по цвету нижнему квадрату следующей. Интересно использовать в качестве наполнителя и по-разному пахнущие материалы (кофе, травы, вложенный в крупы кусочек мыла).

Крышки

Во время игры лучше находиться рядом, чтобы ребёнок не поранился. Поставьте перед ним несколько банок и бутылок и отдельно предложите в коробке крышки от них. На кухне можно модифицировать игру, отдав любимому чаду на растерзание кастрюли и сковородки.

Отличная замена стеклянным банкам - набор пластиковых судочков. Кроме подбора соответствующих крышек, их можно складывать друг в друга, развивая понятие «больше-меньше».

Геометрическая рамка

Для знакомства с фигурами, развития точности мелких движений пальцами, аккуратности и внимательности можно сделать геометрическую рамку.

  1. Для этого возьмите большой лист толстого картона и нарисуйте на нём в три ряда геометрические фигуры.
  2. Канцелярским ножом вырежьте их и разукрасьте тремя цветами так, чтобы в одном ряду не было одинаковых.
  3. Для удобства извлечения фигурок, приклейте на них кусочек пенопласта, ластика или пришейте пуговицу.

Геометрическая доска

Такая доска Монтессори поможет ребёнку развить понятия цвета и формы, а также даст возможность проявить фантазию и комбинаторские способности.

  1. Возьмите дощечку или пенопласт и воткните в него на равном расстоянии канцелярские кнопки, сформировав квадраты разных цветов.
  2. Задача ребёнка состоит в том, чтобы натягивать между кнопками канцелярские резинки, создавая геометрические фигуры.

Материалы для развития тактильной памяти

Тактильная память - первый из видов памяти, который формируется в самом раннем младенчестве. У ребёнка с развитой тактильной памятью лучше воображение и координация, он быстрее начинает говорить и лучше учится в школе.

Сундучок с тканями

В дело можно пустить старые вещи и запасные кусочки ткани, которые обычно прилагаются к фирменной одежде. Постарайтесь подобрать разные по фактуре, плотности и цвету материалы. Сложите их в одну коробку (можно взять из-под обуви, конфет, жестянки из-под чая) и давайте малышу ощупывать поочереди.

Самые маленькие могут просто изучать таким образом фактуры. Более старших детей попросите складывать лоскуты по цвету, по размеру, по форме.

Сенсорные коврики

Отличная игра даже для самых маленьких. Развивает фантазию, логику, в более позднем возрасте формирует связную речь.

Найдите различные лоскуты ткани, пуговицы, рельефные резинки, кружева, элементы вышивки. Вы можете просто художественно пришить их на большой отрез ткани или оформить как картинку-историю. Если вы планируете стелить коврик на пол, неплохо бы сделать для него мягкую синтепоновую основу.

Змейка

Ваше чадо выросло из очередных колгот? Не спешите их выбрасывать. Подготовьте разные наполнители: кофейные зёрна, горох, рис, гречку.

  1. Отрежьте «ногу» у колгот и насыпьте внутрь неё жменю одного из наполнителей.
  2. Цветным мулине или резинкой перевяжите колготы так, чтобы получился тугой шарик. Можно и просто сделать узел из самих колгот.
  3. Засыпьте следующий наполнитель и снова перевяжите колготы.
  4. Повторяйте, пока не получится змейка из шариков. На «голове» нарисуйте глазки, на «хвостик» прикрепите помпон, кисточку или колокольчик.

Чем младше ребёнок, тем короче делайте змейку. Такая игрушка хорошо развивает тактильное восприятие.

В старшем возрасте можно использовать другие материалы, направленные на развитие математических способностей, богатой устной речи и так далее. Методика позволяет обучать ребёнка легко, не вызывая у него отвращения к процессу. Главное, давать малышу самостоятельность, не навязывать свои желания.

В домашних условиях несложно сделать материалы Монтессори своими руками без значительных материальных... Обеспечив ребёнка часто меняющимися пособиями...

Система Монтессори давно отметила своё столетие, однако её методы и поныне нисколько не потеряли свою актуальность. Основной её идеей является то, что родителям нужно подарить ребёнку свободу. За ней последует возрастающая самостоятельность и взросление крохи. Также малышу необходима так называемая подготовленная среда, которая подразумевает особый быт и большое количество дидактических материалов, способствующих его сенситивному развитию. Все это несложно организовать в домашних условиях без значительных материальных затрат, изготовив многие игры Монтессори своими руками.

Суть метода Монтессори

О какой свободе идёт речь? Обеспечив ребёнка хорошими, часто меняющимися пособиями, взрослый в процессе занятий является не руководителем, как это принято в классических системах обучения, а лишь помощником. Поначалу к этому сложно привыкнуть, но малыш сам должен выбирать, чем ему хочется заняться на данный момент.

Конечно, подобный подход скорее подойдёт детям, которым уже есть 3 года, ведь именно с этого возраста кроха способен осознать свою самостоятельность. А родители её должны дома всячески поощрять и содействовать взрослению малыша: учить его одеваться и обуваться, чистить зубы, убирать за собой вещи и игрушки, включать в процесс приготовления еды и сервировки стола.

Сами игры изготавливаются из натуральных материалов и часто представляют собой обычные предметы обихода, которые без Монтессори вы бы и не подумали дать маленьким детям.

Тематический материал:

Что такое Монтессори-среда

Для занятий по данной методике пространство детской необходимо организовать так, чтобы крошка мог самостоятельно обратиться к нужным пособиям. Обучающие материалы нужно разложить в соответствии с их предназначением:

Сортировка

Проведите «ревизию» в игрушках и сложите отдельно те, которые способствуют формированию мелкой моторики, цветовосприятия, речевых и математических умений, тактильных ощущений и т. д. После такой сортировки вы поймёте, какие игры следует изготовить, а какие дома в избытке.

Зонирование

Теперь, собрав все по коробкам или контейнерам, вам нужно определить их в подходящие места. Это могут быть полочки, тумбочки или этажерки, до которых ребёнок может дотянуться сам. Но помните, что с некоторыми предметами дети должны играть под родительским присмотром.

Комплектование

Игр и пособий понадобится немало. Что-то из этого можно купить, но большинство «развивалок» легко изготовить и дома из ненужных материалов.

Готовим дидактические материалы

Какие развивающие игрушки под силу сделать дома любому родителю? Простейшие варианты для детей от 4-го года жизни:

Сундучок с тканями

Нарежьте один или несколько кусочков разнофактурных тканей. В процессе занятия нужно вначале дать ребёнку их хорошенько изучить тактильным способом. Затем он будет доставать заданный лоскут материала на ощупь.

Секретный мешочек

И снова игра на развитие сенсорных ощущений и мелкой моторики. В красивый мешочек положите несколько хорошо знакомых крошке предметов. На занятии можно предложить ему вынуть заданную вами вещь или, не подглядывая угадать, что ему попалось в мешочке.

Ароматное саше

Их также можно сделать дома из обычных детских носочков. Поместите в них ароматные наполнители (цедра цитрусовых, травы, кофейные зёрна) и туго завяжите. В игре дети угадывают запахи, развивая тем самым сенсорное восприятие мира.

Рельефные буквы и цифры

Подготовьте шаблоны знаков и приклейте их на плотный картон. Затем их нужно вырезать и обмазать по контуру клеем. Сверху насыпьте манку или другую крупу и после высыхания снова закрепите слоем клея.

Для самых маленьких исследователей мира, которым ещё нет года, тоже можно смастерить некоторые развивающие игрушки.

Тактильные дощечки

Идея их создания схожа с рельефными буквами, только в этом случае вместо знаков будут выступать одинаковые по форме и размеру таблички. Кроме круп, на них можно нанести различные виды ткани, царапины, войлок, кусочки меха, гофрированную бумагу и др. Играя с ними, малютка будет учиться различать поверхности, сортировать и складывать их в соответствии со своими ощущениями.

Сенсорные коврики

Чтобы пошить такой коврик дома, подберите лоскуты различных по фактуре материй и сшейте из них узкую и длинную дорожку, её можно дополнить шерстяными и меховыми вставками. Хорошо если она на мягкой основе, потому что малыш будет ползать по её поверхности голышом, чтобы как следует изучить свои ощущения от различных рельефов.

Крышки

Игры с крышками не только учат детей ориентироваться в формах и размерах, но и развивают ловкость рук. Подготовьте баночки разных размеров, их крышки положите в коробку. Задание: подобрать к банке соответствующую крышку.

Аналоги классических Монтессори-игрушек

Кроме вышеперечисленных игрушек, есть ещё несколько пособий, которые пользуются особой популярностью среди родителей. Их также вполне возможно изготовить в домашних условиях, применив минимум усилий и средств.

Рамки-вкладыши

Что понадобится: плотный картон (можно воспользоваться коробкой из-под обуви), цветная бумага и основа (например, ватман).

Из картона нужно вырезать одинаковые прямоугольники. Их количество зависит от того, со сколькими фигурами вы будете знакомить кроху. Если ему около года, будет достаточно основных четырёх форм (круглая, прямоугольная, квадратная и треугольная).

В каждой карточке вырезается несколько одинаковых фигур разного размера. Украшаем их лицевую часть цветной бумагой так, чтобы все вкладыши одной формы были разного цвета.

Ребёнку будет удобнее манипулировать фигурками, если на них прикрепить по бусинке или пуговице.

Приклеиваем рамки на основу и приступаем к занятиям!

С такой игрушкой можно обучить малыша цветам, формам и размерам. Подходит пособие для детей от года и старше.

Что понадобится: квадратные выкройки из флиса, наполнитель (например, синтепон), липучки.

Шьём тканевые подушки разной величины, подбирая цвета так, чтобы нижняя часть верхней подушки совпадала с цветом верхней стороны предыдущей. Цвета, размеры и количество подушек зависят от ваших предпочтений и материалов, которые вы найдёте дома.

Чтобы наша пирамидка не падала, нижнюю подушку нужно заполнить каким-то тяжёлым наполнителем, например, гречкой, а в центре каждой пришиваются липучки.

Можно поэкспериментировать с наполнителями и положить внутрь элементов игрушки целлофан, слюду, вату и т. д.

Мягкая пирамидка понравится детям от года. В игровом процессе она будет способствовать запоминанию цветов, развитию тактильных ощущений, формированию понятий «больше - меньше».

Организовывая занятия, помните, что система Монтессори предполагает смену и усложнение дидактических материалов только при условии успешного усвоения предыдущих.

Цветные ёжики

Пожалуй, это самая простая и доступная из игрушек Монтессори своими руками. За две минуты вырезаем из цветного картона ёжика или целое семейство зверюшек и цепляем на него с ребёнком прищепки.

Шнуровки

Являясь чрезвычайно полезными для моторики рук, игры-шнуровки знакомы каждому родителю. И лишь немногие из пап и мам знают, что это элемент системы Монтессори. А так как шнуровки тоже являются достаточно дорогими, будем мастерить их дома из подручных материалов.

Если говорить о возрасте, то «пришить» шнурком пуговицу под силу детям даже одного года. Игры с сюжетными картинками и многочисленными деталями заинтересуют малышей 3-4 лет.

Скользящие мягкие шарики

Суть игры: у ребёнка 4 меховых шарика, по одному они проталкиваются через трубку, последний выталкивает первый и т. д.

Это у Монтессори. Дома вместо меховых элементов, можно использовать помпоны из пряжи или просто клубки шерстяных ниток одинакового размера.

Чтобы сделать игрушку нам понадобится основа (крышка от коробки), втулка, через которую будут проходить шарики и ножка, держащая её над поверхностью (бутылка из-под шампуня).

Вырезаем во флаконе два отверстия, через которые будет проходить втулка. Её диаметр зависит от размеров проталкиваемых предметов, длина должна соответствовать трём помпонам, сложенным в ряд.

Просовываем и приклеиваем картонный цилиндр. Закрепляем бутылку на основе. Для прочности обклейте крышку коробки и картонную втулку скотчем, можно украсить цветной бумагой.

Данный вид игры надолго увлечёт даже детей до года. Она прекрасно подойдёт для развития цветовосприятия и мелкой моторики.

Поощряйте познавательный интерес своего ребёнка. Учитесь превращать в игру все предметы обихода, которые интересуют его, ведь только так малыш будет быстрее развиваться и сможет приобрести необходимые ему навыки.

Многие родители уже успели оценить уникальную методику воспитания детей, разработанную Марией Монтессори. Это система занятий для малышей от шести месяцев до шести лет. Одна из лучших педагогов , в основе которой лежит девиз - помогать ребенку делать все самостоятельно.

Дидактические и развивающие игры по системе Монтессори

Игры Монтессори для детей построены на принципе полной самостоятельности. Дети выбирают для себя материалы, темпы и ритмы игры. Если одно занятие ребенку наскучило, он может сменить обстановку и материал в любое время. Самой главной особенностью считается предоставление права выбора на то направление, в котором малыш хотел бы развиваться.

Принцип системы Монтессори

Задача родителей и педагогов - создать большую предметную среду. Все элементы, которые ребенок может использовать для игры, должны находиться в доступе. Воспитатели должны относиться уважительно к выбору. Цели воспитания - создать максимально комфортную среду, в которой будет проходить полноценное развитие. Ребенок должен выступать как в роли наблюдателя, так и помощника, если это необходимо. Нельзя стремиться делать малыша похожим на себя. Монтессори считает, что вмешиваться в процесс становления личности недопустимо.

Обратите внимание! Цели взрослого во время занятия по методике Монтессори - помочь ребенку в стремлении развивать свою самостоятельность, давать подсказки только в тот момент, когда он об этом просит. Категорически запрещено заставлять малыша что-то делать.

Какие бывают и на что направлены

В процессе разработки совей методики Мария Монтессори длительное время наблюдала за поведением детей в игре. Благодаря этому занятия подразделяются на различные направления:

  • Математические, направленные на развитие умственных способностей.
  • Языковые для развития навыков общения и познания.
  • Сенсорные, предназначенные для развития чувств яркого восприятия окружающей среды.
  • Упражнения, направленные на развитие практических и бытовых навыков.
  • Космос для того, чтобы ребенок мог найти свое собственное место в этом мире.

Целью дидактических игр Монтессори является оказание помощи детям и их духовном и умственном развитии. Ребенку нужно подобрать такой дидактический материал, на котором он будет полностью концентрироваться. Все пособия должны быть максимально простыми, так как вмешательство взрослых не рекомендуется. То есть для ребенка должны быть созданы такие условия, при которых он не только сам сможет найти ошибку, но и исправит ее.

Принципы работы с дидактическим материалом:

  • Все элементы для игр должны располагаться на уровне глаз. Это побудит ребенка к деятельности.
  • Использование материала возможно только после того, как родитель объяснит его предназначение.
  • Работа должна проводиться ступенями, от простой техники к более сложной.
  • Ребенок может работать с материалом не только по тому принципу, который установил взрослый. Он может самостоятельно применять знания.
  • Важно приучить ребенка, что после завершения каждого занятия он сам возвращает материал на места. Только после этого он может приступить к другой игре.
  • Элементы раскладываются в определенном порядке перед малышом на коврике или столе.

Обратите внимание! Если проводятся групповые занятия, то один ребенок должен работать с одним материалом, не должно быть передачи элементов из рук в руки другому участнику.

Дидактические элементы

Направленные на сортировку

Игры, ориентированные на принцип сортировки, направлены на развитие зрительных навыков, способствуют тренировке остальных органов. В качестве игровой деятельности можно предложить:

  • Сортировку предметов в возрасте от 2 до 5 лет. Она может быть как по форме, так и по цвету. Занятие развивает внимательность и логику. Для деятельности нужно взять несколько наборов предметов по размеру, форме и цвету. Хорошим эффектом для развития обладает игра с пуговицами. Нужно взять большое количество пуговиц, в котором будет пять-шесть одинаковых. Перемешать все пуговки в миске, затем показать ребенку, какой вид нужно выбрать.
  • Отличное занятие для развития сенсорики - деревянные кубики различных размеров. Можно приобрести кубики, которые вставляются друг в друга, как матрешка.
  • Хорошим занятием станет пирамидка для детей от двух лет. Она может быть любого вида, но принцип единый. У такой игрушки должен быть один стержень и набор элементов. Задачей ребенка является найти одинаковые фигуры, например, круги.
  • В качестве игры на сортировку можно выбрать простые пазлы. В методике Монтессори выбираются деревянные с красивыми картинками. Для детей младше четырех лет нужно выбирать пазлы, в которых у каждого элемента есть ручка, чтобы было удобно держать. Рекомендуется избегать картонных рамок.

Игра с пирамидкой

Игры на сопоставление

Игры на сопоставление - самые популярные занятия по Монтессори от 1 до 3 лет. Основными видами считаются:

  • Занятия с цветами - ребенку можно предложить картонный круг с разноцветными секторами и прищепки таких же оттенков. Малыш должен самостоятельно подобрать для каждого сектора свою прищепку.
  • Игру можно совместить с помощью маме. Например, предложить ребенку разобрать по парам постиранные носочки.

Такая группа занятий развивает логику, внимание.

Игры с цветом

Занятия по методике Монтессори на последовательность действий

Игры Монтессори направлены на умение определять последовательность действий. Это помогает развитию логического мышления. Такие занятия успешно применяются не только для маленьких детей, но и для подготовительных групп детского сада и учащихся начальных классов. Для малышей младшего и среднего возраста отличным вариантом игры будет предложение показать сказку «Колобок», в которой ребенок сможет правильно рассказать последовательность.

Можно предложить игру блоки цилиндров. Ребенок в процессе должен раскладывать предметы в грамотной последовательности. Для этого используются блоки и цилиндры с отверстиями, которые нанизываются на конструкцию.

Развитие последовательности действий

Упражнения по методике Монтессори: развитие мелкой моторики

Развитие мелкой моторики в раннем и среднем возрасте - одно из важных направлений педагогической деятельности. Прекрасно развивает мелкую моторику игра со шнурками. Можно использовать деревянный образец ботиночка или нарисовать его на картоне.

Для девочек можно предложить игру с бусинками разных форм и размеров. Они будут нанизывать их на шнурки. Важно, чтобы и бусинки, и шнурки были разноцветными.

Обратите внимание! Самым доступным материалом для игр Монтессори является бумага. Дети развивают моторику, вырезая полосочки, фигурки, разнообразные схемки.

Занятия на мелкую моторику

Игры по методике Марии Монтессори - упражнения с жидкостью

Занятия Монтессори своими руками организовать очень легко. В детском возрасте малыши любят играть с водой. Занятия, связанные с жидкостью, вызовут истинный интерес. Например, можно предложить переливать воду из одного сосуда в другой, они должны различаться по форме. Важно в процессе игры ничего не пролить.

Обратите внимание! Простое бытовое занятие можно легко превратить в игру. Можно предложить малышу наливать сок самостоятельно в стакан. Это упражнение научит его самостоятельности и аккуратности. Если он случайно прольет сок, нужно рассказать ему, как вытирать за собой.

Упражнения с жидкостью

Игры Монтессори для раннего развития: мелкие предметы

Перекладывание мелких предметов (монетки, бусинки, камушки) из одной посудины в другую при помощи щипцов или лопатки - довольно непростое занятие для маленьких пальчиков. Но оно хорошо развивает мелкую моторику ребенка.

Для игр с мелкими предметами также хорошо подойдет фасоль, гречка, рис и прочая крупа.

Развитие сенсорики

Игры по методике Монтессори на сенсорное развитие

Занятия на сенсорику очень увлекают ребят. Одной из таких игр считается сумка, в которой они на ощупь должны определить предмет. Это вызывает огромный восторг у малышей, как только они угадают.

Для игр Монтессори материалы своими руками могут включать в себя изготовление звуковых цилиндров. Они делаются из любых емкостей, коробков, которые можно заполнить крупами, камешками, монетками. Такие предметы развивают остроту слуха у детей.

Обратите внимание! Одним из самых увлекательных занятий считается рисование пальчиками. Во время его выполнения малыш может развить мелкую моторику, фантазию и любознательность.

Увлекательное рисование

Занятия по методике Монтессори для детей - быт и хозяйство

Как ребенок младшего возраста, так и более старший очень увлекаются помощью родителям в домашних делах. Они относятся к этому со всей серьезностью, начинают учиться осознавать ответственность. Стоит только начать доверять ребенку самостоятельно чистить зубы и складывать грязные вещи в корзину, как он станет выполнять это ежедневно, как привычку без напоминания.

Обратите внимание! Отличным элементом игровой деятельности в быту станут пуговицы на одежде. Чем больше малыш будет тренироваться их самостоятельно застегивать, тем быстрее он освоит этот процесс.

Ребенка полезно привлекать к выполнению домашних дел. Например, дать ему возможность протереть пыль, вымыть посуду, накрыть стол. Важно не переделывать ничего на глазах малыша.

Занятие домашними делами

Игры Монтессори своими руками, какие и как можно сделать

Методика уделяет большое внимание сенсорике, поэтому игрушки рекомендуется делать из натуральных материалов. В первую очередь необходимо убедиться в их безопасности. Если игрушка Монтессори своими руками выполнена из дерева, она должна быть хорошо обтесана и окрашена нетоксичной краской.

Одними из самых популярных игр дидактического направления можно назвать создание карточек на различные тематики. Их можно как нарисовать самостоятельно, так и распечатать на принтере. Рисунки должны быть яркими и выразительными. Картотека может быть посвящена животным и их детенышам, овощам и фруктам, технике, одежде. Например, выдаются резиновые или нарисованные животные, а малыш должен найти им соответствующую карточку с описанием.

Обратите внимание! Дома самостоятельно можно изготовить сенсорные коврики. За основу можно взять старое плотное покрывало или большое полотенце. На материал по желанию пришиваются пуговицы, делаются аппликации на различные тематики. Такие игрушки развивают сенсорику, являются профилактикой плоскостопия.

Важно, чтобы все занятия были сориентированы на интересы ребенка. Родители и воспитатели только лишь наблюдают со стороны на их изменение, чтобы своевременно предложить новый этап развития.

В 1998 году состоялось повторное знакомство отечественных воспитателей с методикой Марии Монтессори. Именно тогда в нашу страну приехала ее внучка и пообщалась с российскими педагогами. За прошедшие 30 лет популярность методики настолько возросла, что Монтессори-центры есть в каждом городе, и не в единственном числе. Однако идеи итальянского педагога могут применяться не только в специализированных школах, но и дома родителями или воспитателями в ДОУ.

Особенности методики, зонирование пространства

Основная идея системы в том, чтобы дать ребенку развиваться самостоятельно, с той скоростью, которая ему комфортна. От взрослого требуется помощь (только если ребенок попросит) и создание оптимально комфортной среды. Именно от того, насколько грамотно организовано пространство, зависит, как быстро и успешно малыш будет развиваться.

По классической теории пространство должно быть поделено на 5 зон:

  • зона реальной жизни (практических навыков). Первая зона, с которой знакомится ребенок. Все предметы, которые его окружают в этой зоне, должны быть соразмерны его росту, понятны по своему назначению и применению. Именно здесь малыш отрабатывает навыки по уходу за собой и за тем, что его окружает.
  • зона сенсорного восприятия. Материалы в этой зоне обязательно делятся на группы по органам восприятия;
  • математическая также делится на 4 зоны, в зависимости от сложности изучаемого материала: 1 – счет до 10; 2 – десятки; 3 – счет до 1000; 4 – таблицы сложения, вычитания;
  • языковая. Зона, направлена на развитие устной речи, чтения. Обязательное условие – большое количество книг для любого возраста. Ребенок сам выбирает, что ему читать.
  • космическая (зона естествознания). В этой зоне традиционно большое количество справочников, карт, макетов и муляжей.

В каждой зоне соответствующие дидактические материалы (игрушки). Сама Мария Монтессори игрушки называла «дидактическим материалом», считая более полезными для развития настоящие предметы обихода. Однако в настоящее время, для лучшего понимания, термин «игрушки» в теории Монтессори все-таки используют.

Классификация и применение

По классической системе Монтессори разновозрастные дети должны находиться в одной группе, поэтому игрушки и пособия не классифицируются по возрасту, а только по зоне, где они используются.

Важно! Все Монтессори-материалы должны быть только в одном экземпляре.

Зона Цель и особенности Монтессори-материалы (игрушки) обязательные в зоне
практических навыков научить ребенка простейшим бытовым навыкам. В качестве развивающих игрушек Монтессори настоящие бытовые предметы
  • лейка;
  • веник и совок;
  • живой цветок в горшке;
  • терка;
  • рамки;
  • кувшинчики и поднос;
  • набор для стирки;
  • набор для мытья посуды;
  • утюжок
сенсорики развитие мелкой моторики и органов чувств: слух, вкус, обоняние, зрение, осязание (включая температурное) и барическое чувство (чувство веса). Основное требование к игрушкам по системе Монтессори в этой зоне – изменяемым должен быть только один внешний признак
  • цилиндры;
  • башня (розовая);
  • лестница;
  • штанги
  • карточки;
  • доски;
  • ткани;
  • кубы (биномиальный и триномиальный)
математики предметы должны конкретизировать начальные знания ребенка по математике и геометрии
  • бусы;
  • счеты;
  • цифры;
  • геометрический комод;
  • башни;
  • карточки
языка зона сенсорики и языка дополняют друг друга, поэтому предметы из сенсорной зоны могут применяться и здесь.
  • фактурные буквы;
  • рамки-вкладыши;
  • дощечки для черчения;
  • рамки для рисования
космоса все для знакомства с окружающим миром
  • макет солнечной системы;
  • глобус;
  • карты;
  • фигурки животных;
  • энциклопедии;
  • наборы для научных экспериментов;
  • гербарии.

Официального сайта игрушек Монтессори от ассоциации не существует, но есть много интернет-магазинов от действующих школ, где можно купить все материалы. Деревянные игрушки Монтессори действительно проще купить, но остальные базовые предметы вполне можно сделать самостоятельно. Тем более что сама Мария предпочитала все материалы ручной работы.

Монтессори игрушки своими руками

Мария Монтессори не работала с детьми до 3-х лет, однако со временем ее последователи доработали и изменили систему. В современных центрах открыты Нидо-группы (малыши от 8 недель) и Тоддлер-группы (от возраста, когда ребенок впервые пошел и до 3 лет). Соответственно, были придуманы игрушки для младших возрастов.

Игрушки Монтессори для 1 года созданы для развития сенсорики. Это различные рамки, коврики, дощечки.

Сенсорный коврик

Игрушка Монтессори для детей, которые еще не ходят. Для его создания понадобится:

  • синтепон;
  • отрез однотонной ткани;
  • различные лоскуты ткани. Главное требование: они должны быть ярких цветов и самой разной текстуры;
  • пуговицы, молнии, шнурки, застежки-липучки, ленточки.

Сшивается синтепон и однотонный отрез ткани. Это основа будущего коврика. Поверх пришиваются лоскуты и различные детали (молнии, пуговицы и прочее). Можно сделать картину, но это необязательно. Малышу в таком раннем возрасте гораздо важнее яркие цвета и текстура. А молнии, пуговицы и шнурки помогут в развитии мелкой моторики. Такой коврик способен увлечь малыша надолго.

Тактильная доска

На лист плотного картона наклеиваются квадраты, вырезанные из самых разных материалов: наждачная бумага, мех, кружево, бархат, резина, щелк. Цель – собрать как можно больше образцов с различными текстурами.

Для детей постарше игру можно усложнить: образцы наклеить на квадраты картона. В этом случае, он, не глядя, достает квадрат и на ощупь пытается определить, что это.

Цилиндры

  • Самостоятельно можно окрасить в разные цвета бумажные стаканчики, маленькие коробки и любой другой подручный материал. А можно подготовить настоящую доску, которая будет использоваться и дальше в зоне математики.

Сделать эту развивающую игрушку для детей Монтессори можно следующим образом:

  • наметить будущие отверстия на поверхности основы. Для нее можно использовать невысокую картонную коробку или лист пенопласта;
  • ножом вырезать отверстия, покрасить;
  • из соленого теста слепить цилиндры. Можно сделать все их одинаковыми, но лучше, если они будут разной формы, размера и высоты;
  • высохшие цилиндры покрасить в разные цвета.

Ребенок в возрасте от 2 лет и до 4 уже обращает внимание на запахи, способен их различать и запоминать. Поэтому отличной Монтессори игрушкой для 3 лет будет коробочка с запахами.

Набор ароматов

Пожалуй, это самая простая в подготовке игрушка. Для ее создания понадобится:

  • коробка, в которой будет храниться набор;
  • небольшие емкости. Это могут быть спичечные коробки, пластмассовые контейнеры из киндер-сюрприза или баночки из-под детского пюре.

Бизиборд

В интернете можно найти много мастер-классов по созданию этой детской игрушки Монтессори. Самый простой способ – взять лист ДСП и на нем разместить:

  • выключатель;
  • замок с ключиком;
  • защелку;
  • колокольчики;
  • вентиль от крана;
  • телефонный диск;
  • старые счеты.

Бизиборд будет интересен детям в любом возрасте.

Самое главное, подготовив игрушки по методу Монтессори, не забывать об основополагающих идеях этой программы:

  • не помогать ребенку, пока он не попросит;
  • не рассказывать, как пользоваться тем или иным предметом. Дать ему возможность разобраться самостоятельно;
  • ребенок сам решает, чем и как долго ему заниматься.

Система раннего развития Монтессори за многие годы завоевала доверие педагогов и родителей. Марию Юнеско включило в список педагогов, изменивших образовательную науку в 20-м веке. И даже если не следовать программе полностью, а применять только развивающие игрушки для детей Монтессори, положительный результат будет гарантирован.

Видео

В методике развития ребенка Марии Монтессори много внимания уделяется обучению малыша самостоятельности. Самостоятельности в отрывании и закрывании замков, дверей, застегивании пуговиц, шнуровке обуви и так далее. В центрах, работающих по методике Монтессори, есть разнообразные пособия по отработке этих навыков. Такие пособия можно приобрести в магазинах, а можно сделать самостоятельно. В этом нет ничего сложного, у нас с мужем получилось.

Для начала немного о досках Монтессори. Чаще всего пособия представляют собой доски, висящие на стенах, к которым прикреплены различные предметы: крючки, щеколды, счеты, приспособления для шнуровки, фонарики, выключатели и тому подобная бытовая мелочевка. Замечали, с каким удовольствием малыш нажимает на выключатель в ванной или на кнопку стиральной машины? Дайте ему «легальную» возможность нажимать на кнопки, открывать замки без вашего присмотра.

Отработка таких бытовых навыков, как шнуровка или отстегивание пуговиц, развивает мелкую моторику ребенка, а значит стимулирует его умственное развитие.

Доски можно делать разного размера и назначения. Делая пособие, ориентируйтесь на возраст ребенка. К примеру, доску, которую мы с мужем делали на годовщину дочке, мы уже хотим переделать. Валюша наигралась и почти не подходит к доске.

Мы хотим добавить некоторые новые элементы, чтобы у нее снова появился интерес. Например, я заметила, что дочка с удовольствием застегивает-отстегивает липучки на обуви, значит, нужно добавить «липучести» на доске. Еще в планах сделать так, чтобы игра с выключателем была не пустой, а при нажатии на него загоралась лампочка. Значит, мужу придется поработать с электрикой и спрятать провода.

Как сделать такую доску?

1. Для начала определитесь с местом, где эта доска будет висеть. В игровом уголке? Или, может быть, вы выделите место на кухне, чтобы ребенок был под присмотром, а у вас освободилось время для спокойной готовки обеда? Или место найдется только на стене в коридоре? У нас дома доска висит в комнате рядом с игрушками дочки.

2. Купите в строительном магазине доску, при необходимости обработайте ее, чтобы избежать заноз. Мы поступили иначе - нашли на даче столешницу старого стола и отпилили половину. Столешница была в непонятных разводах, поэтому мы обклеили ее специальной бумагой.
3. Не обязательно тратить много денег в строительном магазине. Для начала поройтесь в шкафах, у вас обязательно найдутся отрезы тканей (для создания игрушек из текстиля, ковриков для осязания), пуговицы, крупные замки-молнии, старые щеколды, крючки, выключатели. Для своей доски мы купили только бумагу для обклеивания, фонарик-выключатель (такие обычно продаются для стенных шкафов и кладовок), рамку для фотографии. Все остальное - поскребли по сусекам.

4. Творите! Мы провели несколько вечеров с мужем, тасуя на доске элементы. По прошествии времени стало понятно, что некоторые элементы (у нас это счеты, которые занимают довольно много места) не заинтересовали ребенка. Но чем хороши такие доски - при желании вы можете изменять их, добавлять или убирать элементы.

5. Обратите внимание на безопасность крепления элементов. Например, мы не знали, как лучше обезопасить ребенка от порезов об магнитную доску (доска вырезана из задней крышки системного блока старого компьютера). Острые края в итоге спрятали в рамку для фотографий, купленную в ИКЕА. На магнитную доску ребенок вешает магнитики, как обычные, так и тематические (например, подборка магнитов «овощи-фрукты»).

6. Надежно прикрепите доску к стене.

А теперь о главном «косяке»: Валюша почти не играла с доской. Как-то очень быстро остыла к ней, несмотря на все мои усилия использовать доску в играх. Видимо нам действительно нужно многое изменить в доске, потому что я и сама не слишком довольна первоначальным результатом: слишком пестрая, мало элементов, много неиспользуемого пространства.

Но время, которое мы потратили с мужем на изготовление доски, я вспоминаю с любовью. Мы хотим и к следующему дню рождения ребенка приготовить ей подарок, сделанный своими руками. Надеюсь, в нашем доме поселится новая традиция.

Рекомендуем почитать

Наверх