Монтессори-среда: минимизируем затраты — создаём материалы своими руками. Подготовка руки к письму. Чем заменить рамки-вкладыши Монтессори? Развивающие игрушки по монтессори своими руками

Музыкальное  31.01.2023
Музыкальное 


Система итальянского педагога Марии Монтессори – это своеобразный проводник для ребенка возрастом до года и старше во внешний мир.

Она играет роль помощника в развитии чувств, ощущений, ловкости рук, совершенствовании навыков мелкой моторики. Развивающие игрушки Монтессори достаточно просты в изготовлении, то есть сделать их своими руками под силу любому родителю. Даже для ребенка возрастом до года они окажутся прекрасным развивающим инструментом, помогут отделить частное от общего, большое от малого, покажут разнообразие форм и предметов этого мира.

Как сделать своими руками эти развивающие игрушки? И какими они бывают – что лучше поможет развить мелкую моторику, ловкость рук, а что больше сыграет роль в формировании логического мышления?

Лист Монтессори с геометрическими фигурами

Нам понадобятся:

  • Коробка из под конфет или картон, достаточно жесткий;
  • Ватман или плотный лист из альбома;
  • Цветная бумага.

Для начала необходимо разрезать коробку или картон на небольшие прямоугольники. Сколько их будет – решать вам, это зависит от того, с каким количеством фигур вы хотите познакомить своего ребенка. В принципе, малышу возрастом до года и чуть старше достаточно будет квадрата, круга, прямоугольника и треугольника.

Вырезанные фигуры обклеиваются своими руками бумагой разных цветов. Допустим, желтый треугольник, красный квадрат, зеленый прямоугольник, синий круг. Затем эти фигуры наклеиваются в один ряд на листе ватмана. Второй ряд наклеивается по тому же принципу, но фигуры следуют в другом порядке – ином, чем первый ряд, и имеют уже другие цвета. То есть красный треугольник, желтый круг, зеленый квадрат, синий прямоугольник. И по такому же принципу наклеиваются третий и четвертый ряд.

Таким образом, ребенок возрастом до года и чуть старше учится отличать понятия «цвет» и «форма». Осознавать, что предметы одного цвета необязательно совпадают по другим характеристикам. Такие развивающие уроки от Монтессори очень важны для малыша, а сделать своими руками такую наглядную таблицу можно буквально за полчаса.

Крышки с буквами Монтессори


Сделать своими руками эту игрушку Монтессори смогут те, у кого в доме найдется 33 одинаковых металлических крышечки от банок. И магнитные буквы. Принцип достаточно прост – буквы соединяются с внутренней стороной крышечки, крышечки переворачиваются наружу. Ребенок должен своими руками перевернуть все крышечки и найти буквы. Это одинаковым образом развивает и мелкую моторику, и логическое мышление, и память.

Разумеется, эти развивающие игры уже не для ребенка возрастом до года, а чуть постарше. Допустим, лет трех. После того, как все крышечки перевернуты, а буквы найдены, можно учиться составлять слоги и даже слова. Эта игра от Монтессори хороша тем, что играть в нее можно вплоть до 5-6 лет, пока ребенок не пойдет в школу.

Цветные ёжики


А вот игрушка Монтессори, созданная, главным образом, для развития мелкой моторики.

Для того, чтобы изготовить ее своими руками, понадобятся цветная плотная бумага, клей и разноцветные прищепки.

Сначала надо вырезать из бумаги ежиков, по две половинки для одной фигурки. Затем половинки склеиваются, на мордочке ежика рисуются носик и глазки. Потом ребенок своими руками должен наделить ежика иголками, то есть прищепками. Цепляя прищепку к спинке вырезанной игрушки, малыш должен называть цвета. Кроме развития рук и мелкой моторики, эта игрушка Монтессори помогает и укрепить память.

Шероховатые таблички

Система Монтессори предусматривает тщательное развитие тактильных способностей ребенка. Чувствительность рук, пальцев, возможность ощутить все богатство осязания и передать это словами – очень важно для ребенка, которому больше года.

Для создания этой игрушки необходимо наклеить на плотный ватман несколько кусочков разных материалов: наждачной бумаги, меха, войлока, велюра, рубчатой и гладкой ткани. С закрытыми глазами ребенок должен, во-первых, угадать, что касается его рук, во-вторых, описать свои ощущения. Чем больше он для этого использует эпитетов, тем лучше. Чем богаче палитра ощущений – тем лучше! Итак, как мы видим, сделать своими руками развивающие игрушки совсем нетрудно.

И еще 18 идей

При замене Монтессори-материалов на схожие или сделанные своими руками родители часто допускают одинаковые ошибки. В полноценной Монтессори-среде всё продумано до мелочей, поэтому часто попытки сделать подобие материала дома могут помешать созданию домашней Монтессори-среды.

Чтобы создать тот или иной материал Монтессори своими руками, помните 10 правил:

  1. Каждый материал должен выполнять определённую функцию в развитии ребёнка.

Следует чётко представлять, для чего нужен материл.

Например, розовая башня и коричневая лестница используются для введения понятий «большой-маленький». Они специально сделаны из дерева и достаточно массивны, чтобы ребёнок ощутил тяжесть и объём большого блока, а в конце работы почувствовал, как легко взять в руки маленький блок. В замене башни или лестницы должны сохраняться те же ощущения. Поэтому лучше приобрести в магазине схожий материал из дерева, даже если цвет и размер будут отличаться, чем пытаться сделать их идентичными по цвету и размеру, но из бумаги.

Рамки с застёжками являются упражнениями в практической жизни. И хотя они также отлично развивают моторику, основная функция материала – самостоятельное одевание. Поэтому нет никакого смысла в пуговицах или молнии, которые пришиты на кусок ткани, но на самом деле ничего не расстёгивают. Лучше потренироваться на настоящей одежде.

Каждый раз, встречаясь с новым материалом, задайте себе вопрос: «Что именно он развивает?» Часто функция материала прописана в его описании. Опирайтесь именно на эту функцию при создании Монтессори-материала своими руками, а не на то, как он выглядит.

  1. Материал должен быть автодидактичным.

Взрослый показывает способ работы всего один раз, обычно после этого ребёнок работает с материалом самостоятельно. Если вам постоянно приходится участвовать в работе, материал не подходит.

Например, существует популярный материал, который часто мастерят родители, – баночка, в которую малыши складывают шарики. Взрослые делают отверстие в банке из-под кофе или детской смеси и предлагают ребёнку бросать туда небольшие шарики или другие предметы. Такой материал в скором времени вызывает негодование как малышей, так и родителей. Ведь совсем маленький ребёнок не может открыть банку самостоятельно! Поэтому каждый раз, когда малыш хочет повторить упражнение, ему приходится прибегать к помощи взрослого.

Делая домашний материал, убедитесь, что ребёнок сможет провести работу полностью самостоятельно от начала и до конца и повторить её столько раз, сколько ему потребуется без вашего вмешательства.

  1. Ребёнок должен заканчивать работу.

Это правило перекликается с предыдущим, так как если ребёнок не в состоянии закончить свою работу и повторить её снова столько раз, сколько ему нужно, работа потеряет для него привлекательность.

Допустим, вы нашли такую банку, которую ребёнок легко открывает, и предложили сложить в неё всю детскую коллекцию стеклянных шариков. Вы дали малышу 50 маленьких шариков. На первое время кроха придёт в восторг. Но такое бесконечное перекладывание скоро наскучит. Шарики будут разбросаны по всему дому, а работа не закончена.

Часто родители, пытаясь занять ребёнка подольше, предлагают нескончаемые сортировки. Дети любят сортировать предметы, но попытка рассортировать бесконечное число предметов совершенно точно приведёт ребёнка к неудаче, а возможно, и к потере веры в свои силы.

Поэтому при создании Монтессори-материалов своими руками всегда выбирайте минимальное количество предметов для работы, даже если вам кажется, что ребёнок может работать с материалом дольше. Увлечённый малыш просто повторит работу.

  1. Материал должен быть хорошо презентованным и понятным ребёнку.

Существует ещё одна категория домашних материалов – это материалы, у которых нет презентаций. Родители зачастую сами не знают, как с ними работать. Это часто касается природных материалов и игрушек из дерева. Только детям до года интересно просто исследовать свойства предметов, для детей более старшего возраста каждый материал должен иметь определённое назначение.

Например, вы вместе с малышом собрали в лесу шишки, каштаны, сухие ягоды и принесли их домой. Красиво разложив всё по корзинкам, вы предлагаете ребёнку «позаниматься» с материалом. Это не имеет ничего общего с Монтессори. Существует множество вариантов работы с природными материалами: из них можно делать поделки, сортировать их, рассматривать под лупой, даже использовать в упражнениях в математике. Но все эти занятия взрослые должны показать ребёнку.

Часто родители покупают или мастерят своими руками красивые деревянные игрушки, считая, что натуральное дерево и эстетика уже делают вырезанную из дерева фигурку материалом Монтессори. Если вы дали ребёнку материал и вам нечего сказать и показать, то этот материал не подходит для Монтессори-среды.

  1. Материал должен быть эстетичным.

Этот пункт следовало бы поставить первым. Часто в погоне за схожестью материала родители пытаются вручную, из картонок и скотча, сделать точную копию. Лучше купить в магазине схожий по функции материал или сделать его проще, если вы не уверены, что самодельный материал получится эстетически привлекательным и гармоничным. Каждый раз, решив сделать материал, спросите себя: «Какую функцию он выполняет?» И если вы хорошо представляете себе эту функцию, всегда отдавайте предпочтение наиболее эстетичному варианту, даже если внешне он не похож на оригинал.

Материалы не должны быть пёстрыми или яркими. Если в материале несколько предметов, обращайте внимание, чтобы цвета сочетались между собой.

  1. Монтессори-материал должен развивать, а не развлекать.

Многим родителям кажется, что просто кидать мячики в банку малышу скучно. Гораздо веселее бросать мячики в рот смешному человечку. И озвучивать: «Ой, как вкусно, дай-ка человечку ещё одно пирожное!»

Если вы предлагаете материал в нужном возрасте, ребёнку будет интересно кидать мячики в банку, потому что так он тренирует моторику и изучает причинно-следственные связи, а не потому, что «надо покормить человечка». Если вам хочется, чтобы малыш посмеялся, лучше пообнимайтесь, пощекочите друг друга или потанцуйте вместе! Если вы хотите предложить малышу развивающий материал, не стоит пытаться сделать его смешным.

  1. Материал должен развивать что-то одно.

В магазинах можно найти игрушки, которые одновременно учат цветам, формам, буквам, играют весёлую музыку. Они не учат ничему, потому что только запутывают ребёнка.

Монтессори-материалы всегда учат чему-то одному. Иногда родители в домашних материалах нарушают и это правило. Особенно часто – в сенсорных материалах. Разные сенсорные свойства предметов смешивают как между собой, так и с упражнениями практической жизни. Например, родителям кажется, что простая сортировка по цветам будет скучной, поэтому сразу же предлагают сортировать с помощью пинцета или сортировать одновременно и по цвету, и по форме. Некоторые дети действительно настолько любят сортировки, что им потребуются такие упражнения. Но только как дополнительные, когда малыши уже прекрасно сортируют отдельно по цвету и по форме и научились работать пинцетом в других упражнениях.

  1. Материал должен быть простым.

Нам кажется, что чем сложнее материал и чем мы изобретательнее, тем лучше. Поэтому делаем огромные доски со всеми возможными замками, но запрещаем ребёнку открывать и закрывать крючок на двери. Мы шьём рамки с пуговицами, но не даём малышу потренироваться на собственной одежде, делаем материал с прищепками, но не даём развесить постиранное, создаём множество сенсорных материалов, забывая, что самый богатый сенсорный опыт малыш получает из внешней среды постоянно, особенно на прогулках. Вместо усложнения упрощайте материалы. Если нет возможности приобрести готовые Монтессори-материалы или ходить в группу, лучшими Монтессори-упражнениями станут участие в домашних делах и приготовлении пищи, прогулки и игры в песочнице, счёт на рублёвых монетах, письмо на подносе с манкой и мелом на асфальте, чтение написанных от руки слов вместо сложных покупных книжек. Всегда помните, главное – знать общие закономерности развития и подбирать занятия в соответствии с сензитивным периодом развития ребёнка, его потребностями и желаниями на настоящий момент.

  1. В материалах должны использоваться реальные предметы по их назначению.

Иногда родители, делая материал, забывают, что главная задача материалов – научиться обращаться с предметами из окружающего мира. Если вы хотите материал подбор крышек к бутылкам, просто возьмите бутылки, которые уже есть дома, и дайте ребёнку их открывать и закрывать. Не следует резать бутылки и клеить на отдельную доску. Так предметы полностью лишаются своей функции.

Поэтому такие популярные сейчас бизиборды с разными замками и выключателями по сути не являются Монтессори-материалом, так как замки ничего не открывают, а выключатели не дают ребёнку представления, как включить свет.

Это же касается сенсорных коробок с варёными макаронами или носков, наполненных крупой. Ребёнок должен понимать, что еда утоляет голод, а носки – согревают ноги, и для других целей не предназначены.

Каждые раз, когда вы готовите материал, спросите себя: будет ли ребёнок использовать материал по его прямому назначению? Научит ли его материал реальной жизни или только запутает?

  1. У каждого материала должно быть своё место.

Не следует класть все материалы в одну коробку, но также и не стоит расставлять их все на низких полках, оставляя несколько сантиметров свободного места. Наиболее актуальные материалы должны стоять на полочках на однотонных подносах или в корзинках. Между материалами должно оставаться свободное место, чтобы не было нагромождения. Некоторые материалы можно убирать в шкаф, доставая новые. Различные конструкторы, пластилин, игрушки храните в коробках в шкафу, необязательно выделять им особое место на полках. Если вы показали ребёнку место материала, не меняйте его, предлагайте малышу всегда относить всё на своё место.

Эти простые правила помогут родителям создавать материалы, которые действительно будут развивать малыша, а не мешать ему или отвлекать его и запутывать.

На сегодняшний день раннее развитие детей популярно как никогда. Современные родители начинают думать, как обучать своё чадо, едва оно успело появиться на свет. Немного найдётся людей, которые не слышали о методике Монтессори. В чём состоит её суть, как организовать процесс обучения у себя дома и сделать необходимые материалы своими руками?

Особенности методики Монтессори: что нужно знать любящим родителям

Список учебных учреждений регулярно пополняется новыми развивающими центрами для малышей, посещать которые не столько необходимо, сколько модно. Многие специалисты по раннему развитию отдают предпочтение именно методике Монтессори. Ключевая её особенность состоит в индивидуальном подходе к ребёнку.

Основателем методики является итальянский врач и педагог Мария Монтессори, которая долгое время работала в детской психиатрической клинике. Её наблюдения за нездоровыми детьми легли в основу теории раннего развития. Но технология адаптирована и для здоровых малышей. Преимущество метода состоит в том, что процесс обучения трансформируется в интересную игру. При этом крохе не нужно сидеть или стоять по стойке смирно и слушать нравоучения или созерцать обмен опытом родителей. Согласно методике Монтессори ребёнок самостоятельно знакомится с окружающей средой, выбирая для игры те занятия, которые ему по душе .

Ключевым периодом в формировании личности Мария Монтессори считает возраст от рождения до 6 лет. Именно в эти годы, по мнению автора методики, происходит становление интеллекта и психики. Главная задача родителей состоит в том, чтобы обеспечить своему чаду все условия для гармонического развития. Для этого вовсе не обязательно посещать специализированные центры, тратить большие деньги на покупку методической и учебной базы или иметь педагогическое образование. Чтобы заниматься с ребёнком и в игровой форме знакомить его с явлениями действительности, все материалы можно создать своими руками.

Мобили Монтессори для малышей

Как только малыш появился на свет, родители спешат одарить его игрушками. При этом выбор взрослых чаще всего падает на яркие цвета. А правильно ли это?

Согласно системе Монтессори, первыми игрушками для детей должны быть мобили. Они используются для того, чтобы ребёнку было на чём концентрировать своё внимание. В итоге у крохи появляется увлекательное занятие - наблюдать за движущимися фигурами, а у мамы есть возможность заняться домашними делами или собой. В детских магазинах полно музыкальных вращающихся зверюшек, но все они далеки от того, что на самом деле нужно малышу.

Первым видом развивающей деятельности у ребёнка будет проявление интереса к окружающим его предметам и умение наблюдать.

Мобиль Мунари

Это самая первая игрушка новорождённого, к которой он проявит интерес с 2–3 недель. В ней используются белые и чёрные геометрические фигуры. Сразу после рождения ребёнок ещё не чётко видит предметы и не различает цвета. Мобиль Мунари поможет ему концентрировать взгляд и развивать зрение на основе контрастов.

Такую игрушку легко сделать своими руками. Для этого вам понадобятся:

  • прозрачный шар, лучше всего стеклянный, чтобы он отражал цвет (можно пластиковую заготовку для изготовления ёлочных игрушек);
  • белый и чёрный лист бумаги;
  • три деревянные палочки диаметром примерно 5 мм;
  • чёрная и белая краска;
  • прочная нить.

Обратите внимание, что для первого мобиля используется только чёрный и белый цвет. Все детали очень лёгкие, поэтому в воздухе колеблются при малейшем дуновении, не создавая никакого шума. В этом их основное отличие от стандартных детских вращающихся игрушек, которые предлагают летающих зайцев, котов, собак и прочих зверей.

Размер мобиля может быть разным, главное при его изготовлении соблюдать все пропорции по отношению к диаметру выбранного вами шара. В основе расчёта лежит следующая формула:

  • В=А (диаметр шара)+1/3 радиуса А.

Соотношение форм и размеров играет важную роль в развитии ребёнка по системе Монтессори.

Если ваш ребёнок спит в обычной кроватке, то проблем с креплением вращающейся игрушки не возникнет. Если же вы используете Монтессори-кровать, то в классическом варианте Монтессори-среды мобиль нужно прикрепить к потолку. При этом от малыша он должен находиться на расстоянии 20–30 см. Как вариант, его можно зафиксировать на стене с помощью подвески для обычного мобиля, предварительно сняв с него лишние элементы.

Прежде чем повесить мобиль, представьте себя в роли малыша. Прилягте на его место и попробуйте понаблюдать за игрушкой. Если вам удобно смотреть на неё, значит оставляйте всё в таком положении. Если же вы ощущаете дискомфорт, переместите устройство.

Мобиль должен быть сдвинут слегка в сторону, а не висеть прямо над лицом ребёнка.

Если вы заметите, что кроха утратил интерес к игрушке, поменяйте её на новую. В среднем замена мобиля должна осуществляться раз в 2–3 недели.

Мобиль Мунари своими руками - видео

Мобиль из октаэдров

Он подходит для развития малышей от 6 недель. К этому времени ребёнок уже научился концентрировать внимание и различать контрасты. Пришло время знакомиться с новыми формами и цветами.

Сделать такой мобиль очень просто, для этого понадобятся:

  • 3 листа матовой или голографической бумаги: красный, жёлтый, синий;
  • планка длиной 25 см;
  • клей, ножницы, катушка ниток.

Последовательность изготовления.

  1. Распечатанную схему переведите на необходимую бумагу.
  2. Сложите по линиям, хорошо проглаживая каждый сгиб.
  3. Вложите в октаэдр нить, закрепив её изнутри (можно прикрепить конец клейкой лентой к внутренней стороне).
  4. Склейте октаэдр.

Октаэдры должны быть разных размеров. При этом самый маленький делайте из жёлтой бумаги, поскольку этот цвет детьми различается легче всего. А вот синий считается самым сложным для восприятия, поэтому такая деталь должна быть самой большой. Красный, соответственно, будет среднего размера.

К планке фигуры нужно крепить на разной высоте. Чтобы разнообразить познавательную деятельность своего крохи, через время замените мобиль на другой из таких же октаэдров, но изготовленный из бумаги другой текстуры.

Мобиль Гобби

С двухмесячного возраста ребёнок на зрительном уровне учится различать не только цвета, но и оттенки. Мобиль Гобби состоит из 5 шаров одной цветовой гаммы, но разных тонов. Для изготовления такой игрушки вам понадобятся:

  • 5 небольших шаров (например, для настольного тенниса, поскольку они лёгкие и будут хорошо двигаться);
  • палочка, к которой будут крепиться шары;
  • краска для покрытия палочки (можно акриловую). Обратите внимание, что она должна быть того цвета, каким будет самый тёмный шар;
  • нитки мулине для обмотки шаров.

Для изготовления мобиля сначала обмотайте шары и покрасьте палочку. Затем прикрепите к ней элементы на разной высоте так, чтобы тёмные были ниже и ближе к ребёнку, светлые - выше.

Как видите, сделать мобиль Гобби собственными руками весьма легко. Вы можете подготовить такой же вариант, но из другой цветовой гаммы и периодически чередовать игрушки.

Мобиль Танцующие человечки

В 3–4 месяца ребёнок уже проявляет активный интерес к окружающей среде, поэтому наблюдать за обычными движущимися фигурками ему недостаточно. Занять его в этот период поможет мобиль из танцующих человечков, для изготовления которого понадобятся:

  • листы голографической бумаги разных цветов;
  • три палочки (25, 30 и 35 см), которые можно покрасить в одинаковый цвет;
  • нитки и бусины.

Последовательность изготовления:

  • вырежьте четыре танцующих фигурки из голографической бумаги, сделайте их двусторонними;
  • вклейте нитку по центру между деталями человечков, оставив свободный конец снизу и сверху;
  • подвесьте две танцующие фигурки к концам палочки длиной 25 см и две другие - к концам палочки длиной 30 см;
  • привяжите каждую из этих палочек за середину к концам планки длиной 35 см;
  • приведите все фигуры в равновесие.

Особенность такой игрушки состоит в том, что все «части тела» человечков подвижные. Это создаёт впечатление, что они действительно танцуют. В отличие от предыдущих мобилей, этот вешается на небольшом расстоянии от ребёнка. Когда он будет шевелить ручками, человечки начнут двигаться, что позволит малышу чувствовать пространство и подготовит его к будущему передвижению.

Монтессори среда дома: особенности и принципы её создания

Особенность обучения по методике Монтессори состоит в зонировании пространства. Это даёт ребёнку право выбора занятия, которое ему по душе. Нет навязывания и давления со стороны, есть только собственное решение юной личности.

Важно, чтобы среда была не только интересной и разнообразной, но и безопасной. В комнате недопустимо наличие опасных предметов для ребёнка. Розетки должны быть надёжно спрятаны, а ручки и выключатели располагаются соответствовать возрасту малыша. При оформлении детской комнаты по методике Монтессори используются однотонные пастельные тона, яркие акценты делаются с помощью картин.

Мебель в комнате должна быть низкой и соответствовать возрасту ребёнка. Желательно, чтобы это были деревянные неокрашенные конструкции. Для хранения игрушек и развивающего материала желательно использовать невысокие шкафы открытого типа. Это обеспечит малышу самостоятельный доступ к интересующему его материалу и даст ему право выбора. В идеале для создания Монтессори-среды требуется целая комната, но при желании ей можно обустроить и в части помещения.

Зоны в Монтессори-среде

  1. Зона сна. Спальное место используйте исключительно для отдыха. Не приучайте ребёнка играть или есть там, где он спит.
  2. Двигательная зона. Здесь можно разместить мини-шведскую стенку, коврики для хождения, пуфы-барьеры и прочее. Проявлять активную деятельность в этой зоне дети начинают с 1 года.
  3. Зона причинно-следственных связей. Здесь малыш развивает своё мышление и учится самостоятельно делать выводы.
  4. Зона практической жизни. Здесь кроха учится самостоятельно справляться с бытовыми проблемами, мыть посуду, застёгивать пуговицы, завязывать шнурки и получает другие полезные навыки.
  5. Зона сенсорного развития. В ней у детей формируется представление о свойствах окружающих их предметов. Дидактическим материалом для этой части комнаты будут сенсорные мешочки, рамки вкладыши и прочее.
  6. Зона речевого развития. Здесь используются самостоятельно изготовленные карточки с буквами, изображениями животных, фруктов и т. д. Главное, в ходе занятий проговаривать то, что ребёнок видит на учебно-развивающем материале.
  7. Зона творчества. Оборудуйте для малыша рабочее место - поставьте стол и стул, рядом полки с материалами для творчества. Это могут быть краски, карандаши, мелки и т. д.

С 3-летнего возраста в Монтессори-среде появляются новые уголки пространства:

  • зона изучения математики;
  • зона космоса.

Для их оформления используются географические карты, плакаты с цифрами, таблицами.

Соблюдая все правила создания Монтессори-среды, вы получите непросто правильно оформленное пространство для развития малыша, но сможете создать для него целый мир.

Обустройство детской кровати по Монтессори

Все родители ответственно подходят к организации спального места для ребёнка. До его появления или сразу после рождения они посещают магазины в поиске идеальной кроватки для новорождённого. Стоп! А нужна ли она вам? Если вы следите за тенденциями в образовании и заинтересованы в раннем развитии своего чада, то стандартная кровать с решётками вам точно не понадобится.

Согласно методике Монтессори, спальное место должно быть низким. Это позволит ребёнку самостоятельно передвигаться по комнате и не придётся ожидать в кроватке, пока родители не вынут его из-за решёток. Проснувшись, малыш сможет направиться на исследование «местности». В идеале, возле напольной кровати должно быть зеркало. Оно позволит крохе наблюдать за своими движениями и изучать себя.

В качестве кровати подойдёт обычный полуторный или двуспальный матрас, в зависимости от пространства вашей комнаты. Для деток постарше спальное место можно оформить бортиками, а для малышей подложить полотенце или одеяло. Высота матраса в среднем составляет 10 см .

Столик для стирки и мытья посуды своими руками

Дети во всём наследуют взрослых. Несмотря на множество игрушек, самым интересным занятием для них будет делать то, что мама. Для этого по Методике Монтессори обустраивается зона практической жизни. Одним из элементов в ней будет уголок для стирки и мытья посуды. В покупном варианте это будет низкий стол с двумя отверстиями, куда вставляются тазики. Стоимость такого предмета довольно высокая, поэтому его можно сделать самим. Для этого:

  • возьмите готовый деревянный каркас (стол, основа тумбочки) или подключите папу и дедушек и смастерите его самостоятельно;
  • с помощью электроинструмента проделайте в нём 2 отверстия под тазики (их купите заранее, чтобы не прогадать с размером);
  • вставьте тазики в стол и наполните их водой.

Мамы деток постарше практикуют другой вариант - ставят на обычный стол миски с водой. Но это не весьма удобно, так как ёмкость может перевернуться, и вместо того, чтобы ребёнок мыл игрушечную посудку, вы вместе с ним будете мыть пол.

Мамы мальчиков часто не понимают, зачем их сыну нужен такой столик. На самом деле детей нужно приучать к самостоятельности независимо от пола.

Настенные модули Монтессори

Развитие детской моторики очень важно, от этого в будущем зависит мышление и становление речи. Интересными для детей будут настенные модели.

Модуль с зубчатыми колёсами

Он состоит из колёсиков, которые располагаются по принципу зубчатой передачи, т. е. вращение всех деталей происходит через прикосновение зубьев каждой шестерёнки.

Чтобы сделать такой модуль самостоятельно, нужно:

  • распечатать образцы зубчатых колёс и перенести их на дерево;
  • вырезать зубья и зафиксировать их на доске так, чтобы механизм вращения был последовательным.

Этот модуль даст возможность ребёнку не только увлекательно проводить время, но и научит устанавливать причинно-следственные связи.

Модуль для прогона шаров

Он предназначен для развития наблюдательности, зрительно-моторной координации и формирования умения устанавливать причинно-следственные связи.

Для изготовления модуля вам понадобятся деревянные планки. Сразу подберите шары, чтобы проделать в них дырочки соответствующих размеров.

  1. Возьмите две планки и поставьте их вертикально.
  2. Крепите к ним остальные так, чтобы они были расположены по наклонной. Отверстие каждой последующей планки должно быть с противоположной стороны от предыдущей. Ограничений по размерам нет, поэтому вы можете выбрать планки и шары разных размеров, главное, чтобы ребёнку удобно было с ними играть.
  3. Повесьте игрушку на стену и покажите ребёнку, как запускать шары в отверстия.

Занятия по Монтессори: 5 идей - видео

Бизиборд

Он представляет собой развивающую доску, на которой размещены замочки, застёжки, задвижки, розетки, выключатели, колёсики, молнии, крутящийся цифровой блок от старого телефона и прочие детали. Чёткой схемы выполнения бизиборда не существует, всё зависит от вашей фантазии.

Развивающая доска Бизиборд своими руками - видео

Изготовление развивающей доски

Главное, что нужно для изготовления такого модуля - это наличие доски, шуруповёрта и развивающих предметов. Старайтесь поместить на бизиборд то, что действительно интересно ребёнку. Чтобы доска была ярче, разрисуйте её, наклейте весёлые картины или наклейки. Вдохновение можно получить, если смотреть в интернете примеры сделанных своими руками работ.

Как только малыш начинает самостоятельно передвигаться, он проявляет интерес к розеткам, задвижкам и прочим опасным предметам. Дайте ему возможность познакомиться с ними - разместите их на развивающей доске.

Бизикуб-бизибокс своими руками - видео

Игровые панели и обучающие материалы

Помимо больших по размеру модулей, система развития Монтессори предлагает маленькие игрушки, которыми можно не только играть с ребёнком, но и учить его.

Шнуровка: как её сделать самостоятельно

Очень часто дети не умеют самостоятельно завязывать шнурки. Учить этому нужно в игровой форме, для чего и существует игровая панель в виде шнуровки.

Для её изготовления вам понадобится шнурок и материал для основы (картон, пластик, фетр, линолеум и т. д.). В качестве украшения можно использовать цветную бумагу, клей, краски, бусины.

Нарисуйте основу башмачка на материале и вырежьте его. Затем проделайте в нём отверстия для шнуровки. Если это бумага, то дырочки можно сделать с помощью шила, в плотных материалах на помощь придёт шуруповёрт.

Вышивание

Когда ребёнок освоит шнуровку, усложните ему задачу - дайте набор для вышивки. Его можно поискать в детских магазинах или сделать самостоятельно. Такое занятие хорошо развивает мелкую моторику и логику.

  1. Возьмите тонкую палочку, проделайте в ней дырочку по аналогии с ушком настоящей иглы.
  2. Сделайте в заготовках из фетра, картона, линолеума или другого материала дырочки, и покажите ребёнку, как можно делать разные стежки.
  3. Со временем переходите к соединению деталей. Для этого вырежьте пуговицы, шишки, яблоки, морковь и т. д. и покажите ребёнку, как можно пришивать их к ежу, ёлочке, зайчику.

Изготовление конструктивных треугольников Монтессори - видео

Игровая панель мышь в сыре

Такая игра больше подходит для детей с 5-летнего возраста, когда у них хорошо развито воображение, и они могут переносить задаваемые им образы на разные предметы.

Задача игры состоит в следующем: «мышь» с шариком должна пройти по всему «куску сыра» снизу вверх, не упав во время пути вниз. При этом к ней привязаны верёвочки, которые и приводят её в движение. Ребёнок тянет за них, поднимая подвижный элемент модуля.

Данная игра развивает самоконтроль, умение управлять двумя руками, а также чередовать левую с правой. Такая панель - это отличный стимул для достижения целей.

Для самостоятельного изготовления такой игры вам понадобится деревянная панель. Вырежьте в ней круги разных размеров по аналогии с настоящим сыром. Посредине внизу расположите мышь (это должно быть кольцо с шариком). В виде буквы «М» по всей панели проведите верёвку, предварительно закрепив её, как показано на фото.

Золотой банк

Это материал рассчитан на занятия математикой. Он подходит для детей с 5 лет. В игровой форме дети осваивают математические операции: сложение, вычитание, деление и умножение. В процессе пополнения «банка» они на наглядном примере изучают переход через десятки, сотни и даже тысячи.

Магазинный набор Золотой банк Монтессори стоит довольно дорого. Он состоит из таких элементов:

  • 100 бусин-единиц золотистого цвета в коробочке;
  • 45 стержней-десятков в коробочке;
  • 10 пластин-сотен из бусин;
  • 1 куб из бусин;
  • 45 пластин из дерева;
  • 9 кубов из дерева;
  • 3 деревянных подноса;
  • 3 коробочки с маленькими карточками от 1 до 3000;
  • 1 коробочка с маленькими карточками от 1 до 9000;
  • 1 коробка с большими карточками от 1 до 1000;
  • 1 коробка с большими карточками от 1 до 9000.

Тратить значительную сумму, чтобы научить ребёнка считать, вовсе не обязательно. По аналогии вы можете такой набор сделать самостоятельно. Для этого вам понадобятся бусины, проволока, клей, картон и фломастеры. Кубы из дерева замените на самодельные кубы из картона. Бусины в наборе должны соответствовать системе: единицы-десятки-сотни.

Элементы золотого банка - фотогалерея

Бусины и карточки с цифрами помогут ребёнку освоить математику Единичные бусины необходимы для счёта от 1 до9 Собираем сотни из бусин, делая пластины Стержни из бусин познакомят ребёнка с десятками

Геометрический сортер для ребёнка своими руками - видео

Идея развивающей игрушки из пластиковых бутылок: инструкция по изготовлению и фото

Из пластиковых бутылок можно изготовить интересную многофункциональную игрушку, которая совместит в себе сортер и приспособление для развития мелкой моторики.

  1. Возьмите пластиковые бутылки с крышками разного размера и отрежьте от них горлышки.
  2. На одной из бутылок нарисуйте кружочки разного диаметра, соответствующие подготовленным горлышкам, и вырежьте их.
  3. Вставьте в отверстия горлышки с крышками и приклейте.
  4. Покажите малышу как играть сортером.
  5. Для развития мелкой моторики предложите ребёнку закручивать крышечки.
  6. Достаньте все элементы из бутылки, чтобы кроха мог продолжить игру.

Развивающая коробочка для малышей - видео

Методика Монтессори интересна и эффективна. В детских магазинах есть много принадлежностей для организации пространства и развития по данной технологии, но их стоимость высока. Альтернативой покупке развивающих игр будет самостоятельное изготовление материалов. Особых навыков здесь не требуется, достаточно соблюдать инструкции и делать всё от души.

Татьяна Акимцева
Мастер-класс «Игрушки Монтессори своими руками»

Цель : помочь родителям с минимальными затратами сил и времени изготовить развивающие игрушки Монтессори для развития мелкой моторики детей в домашних условиях.

Уникальную методику для раннего развития детей итальянского педагога Марии Мантессори выбирает очень много родителей для воспитания своих детей . Эта система развивающих занятий используется для развития малышей и подходит для коррекционных классов. Мария Монтессори , одна из наилучших педагогов, смогла совершить настоящую революцию в воспитании свое время. Она призывала воспитывать в детях самостоятельность и поощряла свободное воспитание. Ее система имеет мировое признание и в настоящее время. Это своеобразный проводник для ребенка возрастом до года и старше во внешний мир. Она играет роль помощника в развитии чувств, ощущений, ловкости рук, совершенствовании навыков мекой моторики

Публикации по теме:

«Монтессори-материалы своими руками, используемые в «зоне практической жизни» Цель: повышение уровня знаний педагогов по использованию Монтессори - материалов для реализации образовательного процесса в соответствии.

Монтессори-материалы дороги и не всегда доступны. Поэтому в своей работе я стала использовать игры сделанные своими руками. Они доступны.

М. Монтессори сказала: «Ребенок – вот лучший воспитатель для себя самого. Темп развития каждого ребенка – индивидуален. Задача взрослого.

Человека современности уже не так легко удивить изысканностью и уникальностью мягкой игрушки, ведь рынок перенасыщен очень разнообразными.

Кто не любит из девочек играть в куклы? Вообще таких необычных девочек я знаю, но в только не в нашей группе. Наши малышки-солнышки.

Предлагаю вашему вниманию бизиборд - развивающую доску для детей своими руками. Цель создания этой доски- занять детей исследованием интересной.

Как говорила великая Коко Шанель: «Вещи ручной работы - это роскошь. Иметь их каждому совсем не обязательно. Тот, кто хочет их иметь, делает.

В методике развития ребенка Марии Монтессори много внимания уделяется обучению малыша самостоятельности. Самостоятельности в отрывании и закрывании замков, дверей, застегивании пуговиц, шнуровке обуви и так далее. В центрах, работающих по методике Монтессори, есть разнообразные пособия по отработке этих навыков. Такие пособия можно приобрести в магазинах, а можно сделать самостоятельно. В этом нет ничего сложного, у нас с мужем получилось.

Для начала немного о досках Монтессори. Чаще всего пособия представляют собой доски, висящие на стенах, к которым прикреплены различные предметы: крючки, щеколды, счеты, приспособления для шнуровки, фонарики, выключатели и тому подобная бытовая мелочевка. Замечали, с каким удовольствием малыш нажимает на выключатель в ванной или на кнопку стиральной машины? Дайте ему «легальную» возможность нажимать на кнопки, открывать замки без вашего присмотра.

Отработка таких бытовых навыков, как шнуровка или отстегивание пуговиц, развивает мелкую моторику ребенка, а значит стимулирует его умственное развитие.

Доски можно делать разного размера и назначения. Делая пособие, ориентируйтесь на возраст ребенка. К примеру, доску, которую мы с мужем делали на годовщину дочке, мы уже хотим переделать. Валюша наигралась и почти не подходит к доске.

Мы хотим добавить некоторые новые элементы, чтобы у нее снова появился интерес. Например, я заметила, что дочка с удовольствием застегивает-отстегивает липучки на обуви, значит, нужно добавить «липучести» на доске. Еще в планах сделать так, чтобы игра с выключателем была не пустой, а при нажатии на него загоралась лампочка. Значит, мужу придется поработать с электрикой и спрятать провода.

Как сделать такую доску?

1. Для начала определитесь с местом, где эта доска будет висеть. В игровом уголке? Или, может быть, вы выделите место на кухне, чтобы ребенок был под присмотром, а у вас освободилось время для спокойной готовки обеда? Или место найдется только на стене в коридоре? У нас дома доска висит в комнате рядом с игрушками дочки.

2. Купите в строительном магазине доску, при необходимости обработайте ее, чтобы избежать заноз. Мы поступили иначе - нашли на даче столешницу старого стола и отпилили половину. Столешница была в непонятных разводах, поэтому мы обклеили ее специальной бумагой.
3. Не обязательно тратить много денег в строительном магазине. Для начала поройтесь в шкафах, у вас обязательно найдутся отрезы тканей (для создания игрушек из текстиля, ковриков для осязания), пуговицы, крупные замки-молнии, старые щеколды, крючки, выключатели. Для своей доски мы купили только бумагу для обклеивания, фонарик-выключатель (такие обычно продаются для стенных шкафов и кладовок), рамку для фотографии. Все остальное - поскребли по сусекам.

4. Творите! Мы провели несколько вечеров с мужем, тасуя на доске элементы. По прошествии времени стало понятно, что некоторые элементы (у нас это счеты, которые занимают довольно много места) не заинтересовали ребенка. Но чем хороши такие доски - при желании вы можете изменять их, добавлять или убирать элементы.

5. Обратите внимание на безопасность крепления элементов. Например, мы не знали, как лучше обезопасить ребенка от порезов об магнитную доску (доска вырезана из задней крышки системного блока старого компьютера). Острые края в итоге спрятали в рамку для фотографий, купленную в ИКЕА. На магнитную доску ребенок вешает магнитики, как обычные, так и тематические (например, подборка магнитов «овощи-фрукты»).

6. Надежно прикрепите доску к стене.

А теперь о главном «косяке»: Валюша почти не играла с доской. Как-то очень быстро остыла к ней, несмотря на все мои усилия использовать доску в играх. Видимо нам действительно нужно многое изменить в доске, потому что я и сама не слишком довольна первоначальным результатом: слишком пестрая, мало элементов, много неиспользуемого пространства.

Но время, которое мы потратили с мужем на изготовление доски, я вспоминаю с любовью. Мы хотим и к следующему дню рождения ребенка приготовить ей подарок, сделанный своими руками. Надеюсь, в нашем доме поселится новая традиция.

Рекомендуем почитать

Наверх