Разбираемся с "детскими" вычетами по ндфл в сложных семейных ситуациях (рябинина и.). Как определить количество детей в семье и очередность их рождения (первый, второй, третий ребенок) для целей применения вычета

Питание 18.10.2019
Питание

Назначение детского сада — решение проблемы занятости родителей на массовой уровне, а также развитие и социализация дошкольника.

Закон о приеме детей и функционирование дошкольных организаций, рассматривается в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Детский сад — это один из видов организации дошкольного образования, который может быть:

  • общего развития;
  • коррекции отклонений в развитии;
  • сад присмотра и оздоровления;
  • центр развития;
  • комбинированный.

Количество дошкольников в развивающих учреждениях строго ограничено, как и возраст. С 2 месяцев ребенка можно отдать в ДОО младшей группы, а забрать в школу только в 7 лет.

Зачисление в детский сад бесплатное. Вне зависимости от проживания и наличия регистрации, дошкольные организации обязаны обеспечить ребенку место (статья №8 ФЗ-273, от 26.12.2012).

Новый закон о детских садах

1 сентября 2013 года вносились последние изменения в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В законе сказано, что дошкольное образование — это начальная ступень в образовании РФ.

Государство выделяет бюджет для бесплатных дошкольных организаций на покупку игрушек, мебели, книг и других необходимых вещей. Для родителей дополнительной доплаты за осуществления деятельности ДОО не требуется. Зачисление в организацию происходит на бесплатной основе и заключается специальный контракт об образовании ребенка (статья 53.2 ФЗ-273).

Проект дошкольно-образовательных учреждений основан на формировании культурного, нравственного и физического здоровья детей. С учетом возрастных особенностей детей, происходит подготовка к дальнейшему образованию.

По закону, опекуны и родители дошкольников имеют право на получение бесплатных консультации, рекомендаций от психологов и воспитателей.

Порядок зачисления детей в детский сад в России

Предоставление мест в детских садах регулируется комиссией по комплектованию общеобразовательных учреждений.

Родитель может выбрать любую из организаций, вне зависимости от места жительства и написать заявление о зачислении ребенка. Время подачи документа ограничено и ежегодно регулируется законом о поступлении в детский сад.

В некоторых случаях за присмотр и уход за ребенка может потребоваться плата с родителей, которая не должна превышать более чем 20 процентов от оклада родительской заработной платы или денежных резервов опекуна.

С родителей детей с особенностями развития или больных детей, находящихся в специализированном детском саду, плата не взимается.

Для малоимущих семей предоставляются компенсации на оплату дошкольного образования (статья №65, ФЗ-272).

С какого возраста принимают?

По закону отдать малышка в ДОО возможно с 2 месяцев, если в организации существуют такие младшие группы. Однако иммунитет ребенка крепнет к 2 годам жизни. С этого времени и рекомендуется зачислять в дошкольную организацию.

Единственным основанием для отказа в приеме в детский сад является отсутствие свободных мест. В этом случае необходимо выбрать другую организацию.

Электронная очередь в детский сад

По закону о поступлении в детский сад, родитель должен направить заявление не позднее июля текущего года и выждать очередь. В электронном списке порядок зачисления состоит из следующих групп детей:

  • вне очереди;
  • первые в очереди;
  • перевод или переезд;
  • по месту жительства;
  • по желанию.

Заявление можно подать с рождения малыша и указать даты зачисления. Здесь же прошение возможно отклонить или направить в другое дошкольное образовательное учреждение.

При зачислении просят подтвердить информацию, прилагая электронные копии всех необходимых документов и данных о ребенке.

На официальном сайте государственных услуг РФ родитель может узнать как проверить электронную очередь в детский сад. Для этого необходимо ввести личные данные или идентификационный код от личного кабинета.

Разбираемся с "детскими" вычетами по НДФЛ в сложных семейных ситуациях (Рябинина И.)

Дата размещения статьи: 02.09.2014

Родителям или иным родным и близким ребенка при соблюдении определенных условий предоставляется стандартный налоговый вычет по НДФЛ на этого ребенка. В связи с лаконичностью формулировок Налогового кодекса РФ, посвященных указанному вычету, их применение в некоторых сложных семейных ситуациях достаточно затруднено.

Предоставление стандартных налоговых вычетов регулируется ст. 218 НК РФ, а вычетов на детей - пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ.
Стандартные налоговые вычеты применяются только к доходам, облагаемым НДФЛ по ставке 13%. Предоставляет такие вычеты только один из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на вычеты (п. 3 ст. 218 НК РФ).
Налогоплательщик может получить (дополучить) стандартные вычеты в налоговой инспекции, только если по каким-либо причинам налоговый агент их предоставил не в полном объеме (вообще не предоставил), а у налогоплательщика остались доходы, облагаемые НДФЛ по ставке 13%, которые можно использовать для целей вычета (п. 4 ст. 218 НК РФ).
"Детский" налоговый вычет для родителя, супруга (супруги) родителя, усыновителя, опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супруги) приемного родителя, на обеспечении которого находятся дети до 18 лет, на каждого первого и второго ребенка составляет 1400 руб. за каждый месяц.
На третьего и каждого последующего ребенка, а также на каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы, полагается вычет 3000 руб. Дети, которые умерли, тоже участвуют в подсчете очередности детей для определения размера вычета (Письмо Минфина России от 10.02.2012 N 03-04-06/8-33).
Также "детский" вычет наравне с несовершеннолетними предоставляется учащимся очной формы обучения, аспирантам, ординаторам, интернам, студентам, курсантам в возрасте до 24 лет.
Если для ребенка родитель (приемный родитель), опекун, попечитель является единственным, то ему "детский" налоговый вычет предоставляется в двойном размере. Предоставление указанного вычета единственному родителю прекращается с месяца, следующего за месяцем вступления его в брак.
Начиная с месяца, в котором доход любого получателя "детского" вычета, облагаемый НДФЛ по ставке 13%, превышает размер 280 000 руб., налоговый вычет ему не предоставляется.
Суммировать доходы разных получателей "детского" вычета для сопоставления с указанным лимитом не нужно (Письмо Минфина России от 29.07.2009 N 03-04-06-01/196).
Вместе с тем у одного налогоплательщика все суммы доходов, облагаемые НДФЛ по ставке 13%, суммируются и сопоставляются с предельной величиной 280 000 руб. При этом учитываются выплаты, которые частично освобождаются от обложения НДФЛ (например, материальная помощь к рождению ребенка, выходное пособие, подарки и т.д.), в облагаемой налогом части (Письмо Минфина России от 21.03.2013 N 03-04-06/8872).

Стандартная ситуация

Когда ребенок растет в семье своих родителей, каждому из них предоставляется право на один вычет на каждого ребенка в размере, соответствующем порядковому номеру этого ребенка.
В этом случае порядковый номер ребенка определяется следующим образом: детей считают с учетом общего их количества в хронологическом порядке по дате рождения (включая умерших детей) независимо от их возраста.
При подсчете очередности первый ребенок - это наиболее старший по возрасту ребенок вне зависимости от того, предоставляется на него вычет или нет (Письмо Минфина России от 17.04.2014 N 03-04-05/17619). Иными словами, ребенок даже старше предельного возраста, учитываемого для предоставления на них "детского" вычета (например, ребенку исполнилось 30 лет), тоже участвует в подсчете очередности детей для получения его родителем налоговой льготы.
После вступления ребенка в брак он перестает находиться на обеспечении родителя, поэтому предоставление стандартного налогового вычета налогоплательщику на ребенка не производится (Письмо Минфина России от 31.03.2014 N 03-04-06/14217).
Допустим, ребенок родился в декабре 2013 г., а родитель предоставил работодателю заявление о "детском" вычете в феврале 2014 г. В этом случае, по мнению Минфина России, работодатель дает работнику вычет за 2014 г., в котором тот фактически предоставил документы. А дополучить вычеты за предшествующий налоговый период (2013 г.) работник сможет в налоговой инспекции при условии подачи декларации по НДФЛ и соответствующих документов (Письмо Минфина России от 25.09.2013 N 03-04-06/39802).
К документам, подтверждающим право на стандартный налоговый вычет, относятся: свидетельства о рождении детей, паспорт налогоплательщика (с отметкой о регистрации брака между родителями) или свидетельство о регистрации брака, справка из учебного заведения о том, что ребенок является студентом очной формы обучения (Письмо Минфина России от 17.04.2014 N 03-04-05/17784).

Вычеты для работника - плательщика алиментов

Наличие брачных отношений с матерью ребенка и даже совместное проживание с этим ребенком не считается обязательным условием предоставления "детского" вычета отцу ребенка.
В Письме Минфина России от 03.04.2012 N 03-04-06/8-96 рассмотрена ситуация, когда ребенок от первого брака проживает совместно с матерью и ее новым супругом, не являющимся отцом ребенка. Родной отец ребенка, находясь в разводе с его матерью, уплачивает на него алименты.
Ведомство отмечает, что право разведенного родителя на получение "детского" вычета подтверждается фактом уплаты алиментов, обеспечивающих его содержание. То, что ребенок отца-алиментщика находится, к примеру, на содержании у матери и ее нового мужа, с которыми проживает ребенок, не влияет на право отца-алиментщика получать вычет. При этом должны соблюдаться общие условия для налоговой льготы по НДФЛ: возрастной ценз для ребенка, наличие у налогоплательщика дохода, облагаемого НДФЛ по ставке 13%, и этот доход не должен превышать 280 000 руб.
Следует иметь в виду, что в ряде случаев контролирующие органы при поддержке судов вводят еще один критерий для возникновения права алиментщика на "детский" вычет: выплата алиментов на ребенка должна осуществляться в соответствии с порядком и в размере, которые установлены Семейным кодексом РФ (Письмо Минфина России от 21.04.2011 N 03-04-05/5-275, Постановление ФАС Московского округа от 05.09.2011 N КА-А40/9381-11).
Если проживающий отдельно отец совершеннолетнего ребенка во время его обучения в вузе, колледже, аспирантуре и т.д. оказывает ему материальную поддержку уже сверх условий СК РФ об алиментах на несовершеннолетних, то он может продолжать получать "детский" вычет до достижения ребенком возраста 24 лет.
В этом случае для подтверждения права на "детский" вычет рекомендуется представить следующие документы: копию свидетельства о рождении ребенка, справку с места учебы ребенка, документы, подтверждающие факт перечисления денежных средств на обеспечение ребенка, письменное заявление бывшей супруги (матери ребенка) о том, что отец ребенка участвует в его обеспечении (Письмо Минфина России от 22.05.2013 N 03-04-06/18179).
Про размеры "спонсорской" помощи взрослому ребенку и про ее регулярность для целей предоставления "детского" вычета официальные разъяснения пока не выпущены.
Обратите внимание. Сумма оплаты обучения ребенка в расчете стандартного вычета по НДФЛ не участвует. В этом случае применяются нормы о социальном вычете на обучение своих детей, установленные пп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ. Социальный вычет по НДФЛ предоставляется не работодателем, а только в налоговой инспекции по окончании налогового периода при подаче физическим лицом декларации по НДФЛ и прочих оправдательных документов.

Супруга родителя тоже имеет право на вычет

Сначала еще раз повторим, чьи супруги прямо упомянуты в перечне льготников, приведенном в пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ. Это супруг (супруга) родителя и супруг (супруга) приемного родителя.
Супругу (супруге) усыновителя "детский" вычет пока не полагается, эта льгота пока предусмотрена в законопроекте о внесении поправок в ст. 218 НК РФ. Вместе с тем если оба супруга являются усыновителями, то они оба вправе рассчитывать на указанную льготу.
Супруги попечителя или опекуна в пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ не указаны в числе лиц, имеющих право на вычет НДФЛ. По мнению Минфина России, такие лица не могут претендовать на него (Письмо от 12.04.2012 N 03-04-06/8-109).

Рассмотрим ситуацию, когда родитель ребенка после развода с другим родителем создает новую семью. В этом случае новая супруга родителя (приемного родителя) тоже получает право на "детский" вычет.
Возьмем разные варианты.

Ребенок проживает совместно с родителем и его супругой

Если ребенок от предыдущего брака проживает в новой семье его родителя, то право супруга родителя (отчима или мачехи) на "детский" вычет, по мнению Минфина России, не зависит от получения или неполучения алиментов на этого ребенка.
В Письме Минфина России от 05.09.2012 N 03-04-05/8-1064 рассмотрена ситуация, в которой мать детей от предыдущего брака не получает на них алименты. Эти дети и еще ребенок от нового брака проживают с матерью и ее новым супругом, находясь на их иждивении. Авторы Письма указали, что если дети супруги проживают совместно с супругом, то независимо от их усыновления стандартный налоговый вычет может быть предоставлен супругу, на обеспечении которого они находятся.
Какими документами можно подтвердить факт нахождения ребенка на обеспечении супруга, который не является родным этому ребенку?
Это по-прежнему копии свидетельства о рождении детей, свидетельства о регистрации брака, а также письменное заявление супруги о том, что дети, в том числе ее дети от первого брака, находятся на совместном иждивении супругов.
В некоторых случаях контролеры могут потребовать у налогоплательщика справку от уполномоченных органов (жилищно-эксплуатационной организации и т.д.) о совместном проживании супруга родителя с ребенком его жены.
На самом деле такой обязанности у супруга нет. Место прописки ребенка на право получения "детского" вычета не влияет (Письмо Минфина России от 15.01.2013 N 03-04-05/8-18).
Получение матерью алиментов на ребенка от его родного отца тоже никоим образом не влияет на право как матери ребенка, так и ее нового мужа на "детский" вычет, если ребенок находится на их обеспечении (п. 2 Письма Минфина России от 03.04.2012 N 03-04-06/8-96).

Ребенок проживает отдельно от родителя и его супруги

Новая семья родителя может проживать отдельно от ребенка супруга. Ребенок при этом может жить с матерью, бабушкой или в любом другом месте. Право супруги родителя на "детский" вычет сохраняется и в этом случае, если отец выплачивает алименты на ребенка.
В Письме Минфина России от 27.06.2013 N 03-04-05/24428 рассмотрена ситуация, когда у супруги отца-алиментщика двое собственных несовершеннолетних детей от предыдущего брака. Они проживают в семье. А один несовершеннолетний ребенок супруга от первого брака проживает отдельно, на него этот супруг выплачивает алименты.
Минфин России подчеркивает, что алименты на ребенка, живущего отдельно от отца, уплачиваются из общего семейного кошелька супругов. Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не установлен иной режим этого имущества (ст. 256 ГК РФ и ст. 34 СК РФ). Алименты уплачиваются из суммы доходов отца ребенка и его жены, которые признаются их общим имуществом, включая ту часть доходов, которая затем перечисляется в виде алиментов на обеспечение ребенка отца. Поэтому супруга алиментщика имеет право на получение стандартного налогового вычета на ребенка этого родителя в порядке, установленном пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ.
В Письме Минфина России от 17.04.2013 N 03-04-05/12978 рассмотрен случай, когда несовершеннолетние дети, на которых выплачиваются алименты, проживают отдельно от своего отца и его новой супруги, у которой своих детей нет. В этом случае "детские" вычеты супруге положены только на чужих детей (детей супруга), поскольку алименты выплачиваются из общего семейного кошелька.
Представляется, что для получения мачехой вычета на чужих для нее детей супруга, проживающих отдельно, она может воспользоваться теми же документами, которыми будет подтверждать право на льготу ее супруг-алиментщик, включая копию заявления матери его ребенка о получении от отца средств на содержание ребенка в размере, соответствующем СК РФ.
С учетом примера, приведенного в Письме N 03-04-06/18179, родителю взрослого ребенка (студента, аспиранта и т.д. до 24 лет), проживающему отдельно, при условии участия в обеспечении этого ребенка тоже полагается "детский" вычет.
Подчеркнем, что исключения в части предоставления вычета супругу родителя взрослого ребенка (студента, аспиранта и т.д. до 24 лет) ст. 218 НК РФ не предусмотрены.
Подобно алиментам на несовершеннолетнего ребенка "спонсорская" помощь совершеннолетнему ребенку от его родителя, создавшего новую семью, тоже оказывается из общего кошелька этой семьи. Поэтому в период материальной поддержки родителем взрослого ребенка супруга такого родителя тоже имеет право на "детский" вычет. Документы, подтверждающие данное право супруги родителя, и сопутствующие неразрешенные проблемы (достаточный размер материальной помощи взрослому ребенку и ее регулярность), скорее всего, будут те же самые, как и при предоставлении вычета на взрослого ребенка самому родителю.

Вычет супруге родителя и очередность детей

Зададимся вопросом: как подсчитать очередность детей для целей предоставления вычета супруге родителя ребенка?
Если все участвующие в подсчете дети (двое детей супруги от первого брака и общий ребенок) проживают совместно с отчимом в новой семье и находятся на обеспечении обоих супругов, то общий ребенок будет третьим не только для самой матери, но и для ее нового супруга. На него обоим супругам полагается вычет в размере 3000 руб. (п. 1 Письма N 03-04-06/8-96).
В Письме Минфина России от 07.06.2013 N 03-04-05/21379 содержится следующий вывод. Независимо от обстоятельств при подсчете очередности детей учитывается их общее количество, включая детей, достигших возраста, после которого родители, супруги родителя утрачивают право на получение стандартного налогового вычета. Очередность детей определяется по датам их рождения, т.е. первый ребенок - это наиболее старший по возрасту ребенок. При этом возраст чужих детей (детей супруга), участие супруги в их обеспечении (в выплате алиментов и прочей материальной помощи), а также место проживания этих детей не играют роли.
Иными словами, возрастной ценз и участие в обеспечении ребенка важны для наличия права на "детский" вычет родителей и их супругов. А для подсчета порядкового номера ребенка, влияющего на размер полагающегося на него вычета, все эти показатели не имеют значения.
Минфин России приводит следующий числовой пример. У родителя, проживающего с новой семьей, имеются три родных ребенка (два совершеннолетних от первого брака, проживающих отдельно, и один общий с новой супругой несовершеннолетний ребенок, проживающий в семье). У его супруги кроме общего несовершеннолетнего ребенка других детей нет.
Финансовое ведомство заявляет, что для супруги родителя этот общий ребенок является третьим, она имеет право на получение "детского" вычета на него за каждый месяц налогового периода в размере 3000 руб. При этом стандартный налоговый вычет на первого и второго совершеннолетних детей ее супруга никому не предоставляется.

Если родитель единственный

В нормах ст. 218 НК РФ, действовавших до 1 января 2009 г., существовало понятие "одинокий родитель", к которому относились и разведенные супруги.
На сегодня в пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ фигурирует термин "единственный родитель". Разведенный родитель ребенка таковым не является и права на удвоенный вычет на ребенка не имеет независимо от получения или неполучения алиментов, иной материальной помощи от другого родителя.
В Письме от 03.07.2013 N 03-04-05/25442 Минфин России подчеркивает, что понятие "единственный родитель", подразумевающее предоставление удвоенного "детского" вычета, означает отсутствие второго родителя у ребенка, в частности, по причине смерти, признания родителя безвестно отсутствующим, объявления умершим.
Ведомство напоминает, что предоставление указанного налогового вычета единственному родителю прекращается с месяца, следующего за месяцем вступления его в брак.
В Письме Минфина России от 17.04.2014 N 03-04-05/17637 разъяснено, что понятие "единственный родитель" может включать случаи, когда отцовство ребенка юридически не установлено, в частности, если сведения об отце ребенка в справке о рождении ребенка по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 31.10.1998 N 1274 (форма N 25), вносятся на основании заявления матери. Таким образом, налоговый вычет в двойном размере вправе получить единственный родитель, если в свидетельстве о рождении ребенка запись об отце отсутствует или запись об отце сделана по заявлению матери ребенка, не состоящей в зарегистрированном браке. Документами для подтверждения права на получение удвоенного налогового вычета на ребенка, в частности, могут быть справка о рождении по форме N 25, выданная органом ЗАГСа, а также документы, подтверждающие семейное положение (отсутствие зарегистрированного брака).
То, что отцовство в отношении родителей, не состоящих в браке между собой, было установлено в порядке, предусмотренном ст. ст. 48 и 49 Семейного кодекса РФ (например, на основании поданного в ЗАГС отцом и матерью ребенка совместного заявления или на основании судебного решения), для целей применения удвоенного "детского" вычета значения не имеет (Письмо Минфина России от 29.01.2014 N 03-04-05/3300).
Одинокой матери (единственному родителю) вычет на третьего ребенка (студента-очника) в двойном размере, т.е. на сумму 6000 руб., предоставляется за каждый месяц налогового периода независимо от возраста старших детей. Таким образом, у единственного родителя удваивается размер вычета, определенный в соответствии с порядковым номером ребенка (Письмо Минфина России от 22.12.2011 N 03-04-05/8-1092).
Если единственный родитель вступает в брак, то льготный налоговый статус и право на удвоенный "детский" вычет он утрачивает. В случае расторжения такого брака статус единственного родителя и соответствующее право на двойную сумму вычета восстанавливается, если в период брака этот ребенок не был усыновлен супругом родителя (Письмо Минфина России от 23.01.2012 N 03-04-05/7-51).
В Письме от 30.04.2013 N ЕД-4-3/8054@ ФНС России разъясняет, что стандартный налоговый вычет в двойном размере не изменяется от факта регистрации брака и состава семьи опекуна, поскольку супруги опекунов не имеют права на стандартный налоговый вычет по отношению к подопечным детям, а также от факта лишения (нелишения) родителей опекаемого родительских прав. Указанное Письмо согласовано с Минфином России.

Как мы выяснили выше, у супруги родителя при подсчете очередности детей для целей определения размера "детского" вычета учитываются дети обоих супругов.
Рассмотрим, как влияет изменение семейного статуса на указанный подсчет. Такое изменение может быть обусловлено разводом с родителем ребенка, его смертью и т.д.
Утрата статуса супруга (супруги) родителя не только влечет утрату права на "детские" вычеты на чужих детей, но и вносит коррективы в порядок подсчета очередности детей для определения размера вычета. А именно: чужие дети исключаются из перечня детей, и еще в результате может измениться порядковый номер собственных детей бывшей супруги родителя.
Если статус супруги родителя утрачивается в связи с его смертью (признанием родителя безвестно отсутствующим, объявлением его умершим), то при наличии своих детей от него у бывшей супруги возникает статус единственного родителя и, соответственно, право на удвоенный вычет на общих с ним детей.
Так, если у супруга есть двое детей от первого брака, на которых выплачиваются алименты, а общий с этим супругом ребенок является самым младшим из детей, то супруга имеет право на три "детских" вычета. При этом свой ребенок считается третьим ребенком. Итого сумма указанных вычетов составляет 5800 руб. (1400 руб. + 1400 руб. + 3000 руб.).
Допустим, супруг умирает. Тогда со следующего месяца его дети исключаются из подсчета очередности детей и право бывшей супруги получения на них налоговых вычетов прекращается. Свой ребенок вместо третьего становится первым, но женщина приобретает статус единственного родителя. Поэтому она имеет право на удвоенный вычет в размере 2800 руб. (1400 руб. x 2).
В случае выхода замуж статус единственного родителя утрачивается с месяца, следующего за месяцем ее вступления во второй брак. Сумма вычета на ребенка составит 1400 руб.

Передать "детский" вычет супругу

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ налоговый вычет может предоставляться в двойном размере одному из родителей (приемных родителей) по их выбору на основании заявления об отказе одного из родителей (приемных родителей) от получения налогового вычета. Наличие брачных отношений между родителями не требуется. Место проживания ребенка тоже не играет роли.
Аналогичную передачу права на вычет от супруга родителя самому родителю и наоборот (например, от матери ребенка его отчиму и наоборот) данная норма не предусматривает.
Основное правило, жестко отслеживаемое контролирующими органами, следующее: отказаться от права на налоговый вычет в пользу другого лица можно, только если это право имеется в наличии.
Право на "детский" вычет утрачивается в случае, если родитель не работает и не имеет иных доходов, подлежащих налогообложению по ставке 13%, либо он получает доход, не подлежащий налогообложению (например, не облагаемое НДФЛ государственное пособие на детей), либо он утратил право на вычет из-за достижения предельного размера дохода - 280 000 руб. (Письма ФНС России от 27.02.2013 N ЕД-4-3/3228@, Минфина России от 23.05.2013 N 03-04-05/18294, от 06.03.2013 N 03-04-05/8-178).
Передачу "детского" вычета можно отложить до восстановления у передающего родителя права на льготу. Например, мать ребенка, находясь в декретном отпуске, не имела права на вычет и, соответственно, на его передачу своему супругу (другому родителю). Затем она выходит на работу, у нее появляется право на вычет в связи с наличием дохода, облагаемого НДФЛ по ставке 13%, а также на передачу льготы другому родителю ребенка. Откладывать передачу вычета можно только в пределах налогового периода (календарного года). Перенос на следующий год недополученного стандартного вычета, в том числе "детского", не предусмотрен (п. 3 ст. 210 НК РФ, Письма Минфина России от 06.05.2013 N 03-04-06/15669, от 19.01.2012 N 03-04-05/8-36).

Элеонора Брик

Это явление странное, ведь у детей одни родители, одинаковое воспитание, они растут в одних условиях. Но один ребенок становится ответственным и успешным, а другой – безответственным лентяем. Почему так получается?

Наряду с этим, психологи заметили, что от очередности даже в не связанных между собой семьях зависят некоторые черты.

Порядок рождения детей

В психотерапии роли и порядок рождения детей — это серьезные факторы, которые влияют на дальнейшую жизнь. Выяснилось, что формирование представления о семье и других сферах жизни зависит от того места, которое мы заняли среди своих родных. Порядок рождения детей имеет 4 позиции:

старший;
средний;
младший;
единственный.

У каждого имеются собственные черты, которые характерны для определенной позиции. Особенные черты у близнецов, хотя у них один возраст. К примеру, старшенькие – лидеры, единственный ребенок вырастет независимым от авторитета, средние – настоящие дипломаты и дружелюбны, младшие – не способны заботиться о себе и окружающих.

Факторы, влияющие на характер

Помимо позиции в последовательности рождения, есть еще фактор, влияющий на характер, – количество детей, возрастная разница, пол. В соответствии с числом младших и старших и возрастной разницы средний ребенок может получить больше сходства с младшим или старшим.

Если разница больше 5-6 лет, то все дети больше походят на единственного. Если у дочки и сына разница в 10 лет, а сын является старшим, то он будет похож на единственного ребенка и получит черты старшего.

Из-за того что большинство понятий о жизни зависит от нашего места среди других детей, в зрелом возрасте мы начинаем встречать трудности, если данное место не остается за нами.

Первый ребенок и его характер

Первый ребенок — это особый характер. Он играет роль продолжателя семейных уставов. Они чаще более ответственны, выбирают традиционные специальности, любят точные науки, отличаются хорошими качествами лидера. Условия, в которых они воспитываются, требования мам и пап, оказанное доверие делает их именно такими.

Среди таких детей немало депутатов и президентов. Считаются, что дети, рожденные первыми, отличаются исключительными умственными способностями, чем следующие. Младшие общаются не только с родителями, кто отличается большей эрудицией, но и с детьми старше, у которых нет таких знаний. Так, интеллект каждого нового ребенка является средним арифметическим интеллекта всей членов в семье.

Но при этом нельзя исключить, что с течением времени растет зрелость и опытность матери, что не может не сказаться на развитии детей. Это играет важную роль для младших детей большим различием в возрасте с первым.

Сильная черта первенцев – это максимум доверия от родителей и авторитет среди остальных детей в семье. Из-за этого в дальнейшей жизни они достигают большего. Кроме того, успешность для них часто дело само собой разумеющееся.

Средний ребенок и его характер

Средний ребенок нередко является прирожденным политическим деятелем. Средним считается не первый и не последний ребенок – то есть, если их 3, то 2-й, если 4, то 2-й и 3-й и т.д. До определенного момента они играют роль младших, без преимуществ старших, но затем утрачивают эту роль.

Эти дети с самого раннего возраста учатся жить в конкуренции. Это им достается меньше заботы мамы и папы. Отсюда идет совет – уделяйте больше внимания средним детям.

«Середнячки» после прохождения школы «конкуренции» вырастают хорошими дипломатами. Они не выбирают классические профессии, потому что у них нет груза ответственности продолжателя семейного устава.

Младшие дети и их характер

Младший ребенок – это бунтарь и революционер. Он будет создателем собственных традиций и ценностей. Нередки среди них творческие натуры: певцы, актеры, художники и т.п. На это у них имеются серьезные причины: главные роли заняты. «Малыша» считают несмышленышем, которому нужно опека и забота, и во взрослой жизни.

Слабость и сила в одном лице для младших – это то, что они растут под давлением не только мамы и папы, но и остальных детей в семье. В них это взращивает дух бунтарства, стойкость в защите своих интересов и мнений. Последние отличаются от общепринятых.

Младшенькие любят рисковать жизнью. Они профессионально увлекаются спортом, выбирают профессии, связанные с риском. Планы на жизнь часто по масштабам затмевают даже планы на жизнь старших. Но главный фактор успеха – максимум приземленности и понимание положения вещей в жизни.

Единственный ребенок в семье. Черты характера

Если в семье только один ребенок, то он получает внимание всех близких в течение жизни. Такие дети становятся обладателями полной заботы, ухода, они чаще учатся в будущем в ВУЗах, пользуются благами первенцев.

При этом существует обратная сторона, ведь любые плюсы являются минусами. В этом случае – серьезная ответственность из-за завышенных требований родных. Во взрослом возрасте единственный ребенок сложно переживает недостаток внимания, хотя любит одиночество.

Психологические теории о личности по очередности рождения детей

Как отмечалось, очередность рождения на свет ставит одних детей в позицию старшего, а других – «середнячков» и «младшеньких». Тот характер, который получает первенец, чьи качества меняются после рождения следующего ребенка, и тот характер, который получает младший ребенок, – связываются между собой.

Оба оказываются в исключительной ситуации, она характеризуется сочетанием социальных, психологических и других обстоятельств. Порядок появления на свет в семье, где не больше 2-х детей, создает 2 совершенно разные личности. Каждая обладает собственными плюсами и минусами. Разберемся в некоторых психологических теориях по этой теме:

известный на весь мир Зигмунд Фрейд был первым ученым, который говорил о позиции детей, относительно сестер и братьев. Он считал это ключевым фактором формирования характера. Он также утверждал, что младшие и старшие имеют некоторые схожие черты. Это становится причиной разительных отличий двух людей, которые воспитывались в одной семье.
создателем теории связи личностных особенностей и порядка появления на свет является Адольф Адлер. Он исследовал и систематизировал данные. Именно им было выдвинуто предположение, что в разных семьях старший ребенок имеет одинаковые проблемы, решаются они тоже одним путем. Адольф считал, что понимание характера личности невозможно без знания атмосферы взросления. Он дал определение некоторых позиций, занимаемых детьми;
изучалась проблема и доктором Леманом Кевином. Он считал, что порядок рождения обладает весомым влияние на судьбу: социализацию, карьеру. Леман написал книгу, где с юмором и подробно описывается влияние последовательности на жизнь. Пристальное внимание уделено связи характера и качеств личности, которые формируются под давлением порядка рождения, выбору карьеры. Интересен пример, что среди космонавтов, которые летали в космос, почти все являлись первенцами, и только 2 из них – единственными детьми. Это связано с тем, что лидерство более развито именно у первых детей. А вот талант актера и коммерсанта достается младшим и средним детям;
теория порядка также принадлежит Уолтеру Тоумену. Он изучил свыше 1000 семей и определил, что схема поведения каждого человека формируется порядком рождения на свет. Старший, средний, младший или единственный ребенок обладает похожим характером и личностными качествами. Конечно, образцом это нельзя назвать, но кое-какая предрасположенность семейной атмосферы рисует типичную ситуацию. Еще одно наблюдение касается привилегий ребенка определенного пола, чаще сыновей. Если девочка старше, на нее перекладывают немало функций мамы, тогда как мальчика окружают всеми почестями. Любопытно, что если у родителей только девочки, то на нового ребенка решаются чаще, чем если только мальчики.

Отношения в семье

Что касается отношений в семье, то для гармоничных супружеских отношений стоит выбирать партнера, который был старшим ребенком в семье. В подобном браке вы получите защиту и заботу. Тем, кто выступает лидером, подойдут партнеры, бывшие младшим или одним ребенком. Они с готовностью отдают роль главного и позволяют заботиться о себе.

Если оба партнера были старшими, то они станут или конкурентами, или, наоборот дополнят друг друга, а вот двое младших позволят родственникам себя опекать в дальнейшем.

Мнение, что ваша судьба решена только из-за порядка рождения, неправильно. Но полезно и важно знать о сильных и слабых чертах, особенностях и характере своем и своих близких людей. Ведь последовательность рождения влияет даже на выбор партнеров. Первенцы чаще предпочитают первенцев, «середнячки» – средних, а младшие – младших. Хотя поговорка утверждает, что «минусы» привлекают друг друга, мы продолжаем отдавать предпочтение людям, которые похожи на нас самих.

Но помните, что вне зависимости от очередности ребенка, планов родителей о его рождении, угодил он вам половой принадлежностью или не угодил, каждый малыш требует любовь и опеку родителей, понимание и опору. Каким бы вам не показался взрослым малыш по сравнению с другими, он остается ребенком. Родителям потребуется мудрость не различать детей, а умение привить им уважение и любовь друг к другу и самим себе. Это позволит вырастить гармоничные личности, пусть и разные по характеру и особенностям.

Касаемо первенцев, то особенная роль отражается даже Библией. Связывается это с тем, что на первого ребенка ложится главная кармическая задача семьи.

31 декабря 2013, 11:26

Несмотря на очевидные усилия центральных и местных властей, мест в детских образовательных учреждениях (ДОУ) пока всем не хватает. Это обстоятельство приводит к тому, что образуется очередь в детский сад. Разберемся, как обеспечить ребенка услугами образовательного учреждения в 2019 году. Как воспользоваться новыми технологиями, чтобы попасть в очередь, не выходя из дому.

Законодательная база

Детские садики - это учреждения, деятельность которых регулируется действующими нормативно-правовыми документами. Государство не только направляет их работу, но и строго контролирует.

Основными документами, обязательные для исполнения руководством ДОУ, являются:

  1. Указ Президента РФ № 599, подписанный 7 мая 2012 года. Он обязывает дошкольные учреждения государственной формы собственности принимать детей с трехлетнего возраста.
  2. Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 снижает эту планку до двух месяцев. Это правило действует в частных садиках.
Внимание! верхняя возрастная граница пребывания малышей в ДОУ ограничивается 8 годами.

Таким образом, у родителей есть выбор, в какой садик устраивать детей. Если необходим присмотр за малышом до трех лет, придется обращаться в частную ясельную группу. В остальных случаях можно попытаться попасть в государственное учреждение.

Скачать для просмотра и печати:

Общая информация об очередности


Родителям, не имеющим возможности сидеть с детьми, необходимо заботиться о месте в ней заранее. Кроме того, желательно понимать льготные права, получаемые некоторыми категориями граждан.

Они дают возможность устроить ребенка в ДОУ:

  • без очереди;
  • в первоочередном порядке.

Устройство ребенка в ДОУ - это довольно серьезная процедура. Она состоит из нескольких этапов:

  1. Сбор необходимых документов.
  2. Определение подходящего ДОУ (до трех учреждений).
  3. Подача соответствующего установленному образцу заявления (должно содержать всю необходимую информацию).
  4. Прохождение медосмотра ребенком.
  5. Получение информации об очередности.
  6. Предоставление места при наличии.
Внимание! Все дошкольные учреждения получают от государства разрешение на свою деятельность - сертификат. Это является гарантией предоставления услуг, соответствующих нормативным требованиям.

Как ДОУ формирует очередность

Администрация государственного дошкольного образовательного учреждения обязана подходить к заявлениям родителей непредвзято, обеспечивать открытость продвижения очередности. Принципы ее деятельности таковы:

  1. Заявители ставятся в очередь на основании даты обращения.
  2. Предоставление места зависит от:
  • положения в очереди;
  • наступления права на услуги ДОУ (3-летия ребенка).
  1. Льготникам места предоставляются в установленном законодательством порядке при наличии.
Пример. Многие родители инициируют постановку в очередь в садик сразу после появления малыша на свет. Если в учреждении появляются свободные места еще до 3-летия ребенка, то заявку отложат. Удовлетворят ее только после дня рождения малыша в первоочередном порядке.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Кто имеет право на льготную очередность


Существующая законодательная база гарантирует некоторым гражданам преференции в устройстве детей в садик. Так, без очереди обязаны брать в государственные ДОУ детей, которые:

  • появились в семьях родителей-сирот (возраст ограничен 23-мя годами);
  • воспитываются гражданами, имеющими статус чернобыльцев;
  • родитель является прокурором или судьей;
  • живут в неблагополучных семействах.
Внимание! Льготную категорию необходимо обозначать при написании заявления. Она должна подтверждаться соответствующими документами.

Кого относят к первоочередникам


Кроме граждан, дети которых принимаются в ДОУ в безусловном порядке, существует еще несколько отдельных категорий. Их принято называть первоочередниками. То есть, если доказана одна из нижеприведенных категорий, то ребенка принимают в садик в первую очередь, отодвигая заявки других граждан.

К первоочередникам относятся родители:

  • служащие полиции;
  • полицейские, уволенные в запас в связи с увечьями, полученными при исполнении;
  • военные-контрактники;
  • инвалиды;
  • имеющие большое семейство (многодетные).
Внимание! Детей с ограничениями по здоровью (инвалидов) также относят к первоочередникам.

На усмотрение администрации ДОУ формируется еще одна «линия» заявителей, которым отдается преимущество при решении о распределении мест. К этой льготной категории могут отнести:

  • матерей - одиночек;
  • родителей, дети которых уже ходят в данный садик;
  • работников ДОУ, нуждающихся в его услугах.

Как стать в очередь


Получение места начинается с заявления. Необходимо объявить администрации ДОУ о том, что у родителей имеется ребенок, нуждающийся в услугах этого учреждения
. Очередь формируется отдельно для каждого муниципального образования до конца июня. На основании этих данных проводится распределение свободных мест.

К заявлению необходимо приложить бумаги, характеризующие ребенка. К ним относятся следующие:

  • копия паспорта и ИНН родителя;
  • копии свидетельств детей о появлении на свет;
  • медицинские страховки детей (полис ОМС);
  • медицинская справка (формы Ф26);
  • реквизиты банковского счета (для перечисления компенсационных выплат).
Важно! При наличии льгот, необходимо приложить их документальное обоснование.

Например, родитель-сирота в возрасте до 23 лет должен взять справку о своем статусе в органах опеки. Прокурор предоставляет сведения с места службы, так же как судья или работник полиции.

Медицинский осмотр


Посещение специалистов в поликлинике является обязательным условием для постановки в очередь.
Ребенок должен пройти полное обследование, в ходе которого определяется состояние его здоровья. Обязательными являются такие специалисты:

  • педиатр;
  • стоматолог;
  • офтальмолог;
  • хирург;
  • невропатолог и другие.
Важно! Справка о здоровье нужна, чтобы определить уровень необходимых ребенку услуг. На ее основании могут предложить посещение ДОУ:
  • обычного;
  • специализированного.
Полезно! устройство в частный садик или ясли проводится по той же процедуре, что и в государственное. После предоставления места в такое учреждение администрация предложит родителям заключить договор на оказание услуг.

Могут ли отказать в постановке в очередь


В законодательстве не предусмотрено поводов для отказа в приеме заявления на место в ДОУ. Однако на практике такое случается. Отказ или снятие с очереди происходит по таким причинам:

  1. Ошибки в форме заявления.
  2. Непредоставление обязательных документов.
  3. Технические неполадки на сайте (если запись осуществлялась посредством интернета).
Важно! Необходимо требовать письменное объяснение причина отказа или снятие с очереди. Его можно обжаловать в суде при наличии оснований.

Оформление заявки в электронном виде


Развитие интернет-технологий значительно облегчает процесс постановки в очередь в садик. Так, в 2019 году сделать это можно не выходя из дому через сайт госуслуг. Алгоритм действий таков:

  1. Зарегистрироваться на портале.
  2. Получить пароль для входа в кабинет (на электронную почту)
  3. Зайти в личный кабинет.
  4. В разделе услуги выбрать «Запись ребенка в детский сад».
  5. Перейти во вкладку «Запись».
  6. В появившемся окне выбора вида услуг нажать «электронная».
  7. Внимательно заполнить форму заявки, используя данные из документов.
  8. Выбрать ДОУ, пользуясь подсказками и картами.
  9. Внимание: разрешено обозначить до трех предпочитаемых садиков. Их следует пронумеровать по принципу преимущества.
  10. Загрузить на портал электронные копии обязательных бумаг.
  11. Отправить заявку.
  12. Дождаться уведомления о том, что она рассмотрена (до 10 суток).
Внимание! Доступ в личный кабинет может быть выдан в обслуживающем центре компании «Ростелеком».

Перечень документов, предоставляемых в электронной форме, полностью совпадает с тем, что подаются на бумажных носителях (смотрите выше).

Отслеживание очереди


Родителям представляется возможность проверять, какова очередность заявки в любой момент. Сделать это можно:

  • на портале госуслуг;
  • путем телефонного обращения в центр поддержки.

Внимание: вышеназванный центр работает круглосуточно. Для получения информации необходимо указать оператору сведения о желаемой госуслуге, а также индивидуальные данные заявителя.

Удобнее всего использовать для отслеживания очередности личный кабинет на сайте госуслуг. Для этого придется выполнить ряд простых действий:

  1. Войти в кабинет, используя пароль.
  2. В разделе услуг найти «Запись ребенка в садик».
  3. Обратиться к разделу «Проверить очередность».
Важно! Информацию в заявке на портале можно редактировать. Если появились льготные основания для продвижения в очереди, желательно обновить сведения. Система учтет новые данные в течение 10 суток.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.


В данном случае выделять специальное время для занятий не нужно. Умение соблюдать очередность можно отрабатывать в не в строго определенное время, а практически в любое. Импровизированные занятия такого рода могут стать естественной частью ваших взаимоотношений.

Делать что-то по очереди - один из способов игры и способ поддержания беседы даже до того, как малыш заговорит.

Учиться произносить звуки с кем-то по очереди малыш может в любом возрасте (на любой стадии развития)! Вы можете начать разговаривать с ним сразу, как только он появится на свет. Однако заметим, что и снизу нет никаких ограничений - никогда не поздно начать. Разговаривая с ребенком, периодически делайте паузы и выжидательно смотрите на него, как бы предполагая, что он вступит в беседу. Для начала старайтесь реагировать даже на едва заметные движения малыша, на произносимые им звуки или изменение выражения лица, как бы случайны они ни казались. Реагируйте на них так, как будто он таким образом сам вступил в разговор. Когда малыш научится отвечать вам более адекватно и разнообразно, можно уже будет рассчитывать на большее, но сначала согласитесь с тем, что "ведущую партию" в разговоре придется исполнять вам. Такая подача с вашей стороны поможет малышу сосредоточиться на вашем лице и голосе, и постепенно у него сложится правильное представление о том, что такое соблюдение очередности. Вы же, в свою очередь, приобретете полезную привычку вести разговор определенным образом, так что скоро вам уже не придется дважды подумать, прежде чем побудить ребенка принять участие в беседе.

Разговаривая с малышом, не только делайте паузы, но время от времени вообще прерывайте беседу, давая малышу возможность произнести звуки в подражание вам. Когда вы заняты домашней работой, а ребеночек что-то пролепечет (вам или сам себе), оторвитесь от ваших дел, улыбнитесь ему и что-нибудь скажите в ответ. После этого дайте малышу шанс ответить вам.

В какой-то момент малыш начнет подражать непосредственно тем звукам, которые произносите вы. Подражание - особая форма совершения поочередных действий. Ценность ее в том, что она помогает ребенку узнавать и учиться произносить те звуки, которые позже он будет употреблять в разговорной речи. Для того, чтобы побудить его имитировать то, что он слышит и видит, начните с подражания его звукам - не каждый раз, конечно, когда вы ему отвечаете, но часто. В следующем разделе данной главы мы вернемся к проблеме подражания.

Ваш малыш может учиться не только по очереди с вами произносить звуки, но по очереди играть игрушками и производить различные действия. Это умение поможет ему усвоить модель поведения во время разговора. Звуки и действия могут быть предметом любого занятия, поэтому два упомянутых умения не следует рассматривать отдельно друг от друга.

Как учить ребенка играть игрушками и производить определенные действия по очереди с другим человеком, зависит от его игровых навыком и уровня развития навыков тонкой моторики. Если малыш уже научился хлопать в ладоши, махать ручкой, бить по столу и/или сознательно манипулировать игрушками, вы можете в своих первых занятиях использовать именно эти умения. Возможно сначала вам придется довольно жестко направлять игру, говоря (например): "Мамина очередь... Анина очередь... мамина очередь" и побуждая малышку делать то, что предусмотрено правилами игры: давать, брать, смотреть и т.д. Постарайтесь привлечь к игре еще какого-нибудь члена семьи: "Мамина очередь...Петина очередь... Анина очередь". Как только ребенок научится следить за игрой и радоваться ей, откажитесь от ваших указаний и помощи. Дайте ему возможность самому

сориентироваться и понять, чья теперь очередь, и проявив инициативу, предоставить ее другому участнику или самому воспользоваться ею. Включите действия, которые можно совершать по очереди, в самые разные домашние дела так, чтобы необходимость соблюдать очередность не ассоциировалась у ребенка с определенными игрушками и определенным временем дня. По мере развития игровых навыков и навыков тонкой моторики, усложняйте ваши игры.

Если ребенок еще находится на очень ранней стадии развития тонкой моторики, можно одновременно учить его простым действиям, способам держать игрушки и соблюдению очередности. Ваша очередь даст возможность вам продемонстрировать то умение, которым вы хотите заняться с малышом. Например, ваша очередь - вы трясете погремушку, его очередь - и вы помогаете потрясти погремушку ему, затем снова погремушку трясете вы и т.д. Не нужно чувствовать себя обязанным вступать в эту игру всякий раз, когда малыш осваивает новое действие или новую игрушку; детям необходимо иметь время для самостоятельных экспериментов. Тем не менее, постарайтесь сделать так, чтобы соблюдение очередности стало обязательной частью ваших совместных занятий и игр.

На какой бы стадии развития ни находился ваш малыш, каждое мероприятие, предполагающее соблюдение очередности, важно преподносить ему как веселое и увлекательное. Если ребенок не хочет принять в нем участие, не настаивайте; лучше найдите такое занятие и такой подход к нему, чтобы малышу стало интересно. Руководствуйтесь его склонностями и постепенно проводите в жизнь свои идеи. Очень полезными могут оказаться песенки и стишки, в которых обыгрываются разные действия. Поищите подходящие стишки в книжках, придумайте сами.

Ниже приводятся некоторые варианты занятий, предполагающих поочередное совершение действий. У вас, разумеется, может родиться много других идей.

Младенцам и детям, только начинающим ходить можно:

* стучать в дверь,

* "разговаривать" по телефону,

* пить из чашки (неплохо только делать вид)

* бросать в коробку кубик,

* утрамбовывать ладонью песок,

* закрывать лицо, играя в "ку-ку, вот и я",

* расчесывать волосы кукле,

* щекотать папу.

Детям постарше можно:

* рисовать цветными мелками,

* достраивать башню, добавляя по кубику,

* играть на пианино,

* спрыгивать со ступеньки,

* насыпать в ведерко песок,

* бросать в воду камешки,

* размешивать тесто для пирога,

* строить смешные рожицы.

Умение подражать

В занятиях по развитию речи подражание или копирование играет первостепенную роль. Подражая, ребенок учится произносить звуки, которые мы используем в нашей речи, а со временем - составлять слова и предложения.

Хотя наша цель научить малыша имитировать звуки, многим детям легче подражать действиям или выражению лица. В самом деле, некоторые дети, буквально четырех дней отроду, уже копируют мам - поднимают, как она, брови или высовывают язычок. Имитация мимики и действий подготавливает малыша к имитации звуков, а позже - слов.

Проверочный лист 2.4 поможет вам оценить, насколько ваш малыш овладел искусством подражания. Отвечайте на приведенные в нем вопросы постепенно, выбирая для оценки такие моменты, когда ребенок оживлен и склонен к игре. Для создания игровой обстановки можно привлечь кукол и любимых плюшевых зверей. Прежде, чем произнести звук или показать ребенку действие, убедитесь, что он смотрит на вас и внимательно слушает. Далеко не все дети будут подражать тому, что они видят, каждый раз. Поэтому если ваш малыш сразу не прореагирует так, как вам хотелось бы, немного позже попробуйте еще раз.

Если вам захочется, можете заменить предложенные в проверочном листе пункты своими, однако при этом следите, чтобы основные особенности каждого из предложенных пунктов сохранились в ваших вариантах.

Если ваш ребенок умеет имитировать все или большинство описанных здесь действий и звуков, значит он готов приступить к освоению слов. Мы настоятельно рекомендуем вам дочитать данную главу до конца прежде, чем перейти к главе 3, поскольку здесь содержится много сведений, полезных и для тех детей, которые уже учатся говорить.

Если малыш копирует вас, но на несколько вопросов проверочного листа 2.4 вы еще не можете ответить положительно, используйте этот проверочный лист как руководство для дальнейшей работы над слабыми местами. Заметим, что можно одновременно работать над умениями имитировать жесты, мимику и звуки. В следующем разделе приводятся некоторые рекомендации, которые должны помочь вам в вашей работе.

Проверочный лист 2.4. Подражание

Подражание действиям

Подражает ли ребенок следующим действиям:

Стучит ли он по столу ладошкой или ложкой?

Хлопает ли в ладоши?

Машет ли рукой на прощанье?

Подражание мимике

Имитирует ли ребенок следующие мимические

движения:

Дует ли, немного высунув язык (как будто

дразнится)?

Причмокивает ли губами?

Произносит ли "ш-ш", прижимая к губам палец?

Облизывает ли губы языком?

Подражание звукам

Имитирует ли ребенок следующие звуки и

комбинации звуков?

Один гласный звук "аа"?

Повторяющиеся комбинации

гласного + согласного "дададад"?

"мумумум"?

"бубубуб"?

Один согласный + два одинаковых

гласных "бoo"?

Двусложные комбинации "oo-aa"?

"пита-пита"?

Любое целое слово, кроме "мама" и "папа"?

Bоспроизводит ли интонацию (здесь вы проверяете

интонационную картину, а не конкретное слово)?

Если ребенок совсем не подражает вам, попробуйте начать учить его делать это сразу после того, как он научится концентрировать свое внимание на вашем лице и голосе.

Как учить ребенка подражать

Подражание - в сущности, особый вид поочередного совершения действий. Когда малыш осваивает умение соблюдать очередность, то нам не важна точность воспроизведения действий (звуков, мимики). Однако нам хотелось бы, чтобы одновременно с усвоением своей роли в разговоре, малыш учился произносить новые звуки, копируя других. Некоторые дети начинают подражать окружающим сами, но многие для того, чтобы начать копировать то, что они видят и слышат, нуждаются в особом толчке. Ниже мы приведем несколько советов о том, как учить ребенка подражать.

Начните с тех звуков и действий, которые малыш уже умеет производить. Отложите знакомство с новыми звуками до тех пор, пока ребенок не научится подражать тому, что он умеет делать сам, то есть, до тех пор, пока он не научится воспроизводить знакомые ему звуки или действия, услышав (или увидев), как это делаете вы.

Копируйте вашего ребенка. Когда он произнесет какой-нибудь звук, состроит гримасу или намеренно произведет какое-нибудь действие, скопируйте то, что он сделал. Это поможет ему наглядно представить себе модель подражания. Когда вам обоим понравится эта игра, можно вводить новые звуки, которым вам хотелось бы обучить малыша.

Дженни умеет произносить несколько звуков, и с удовольствием произносит их с кем-нибудь по очереди, но подражает редко. Мама решает научить ее имитировать звуки "дада", которые малышка любит, часто произносит сама, но никогда не подражает другим.

Мама:(подбрасывает Дженни на колене) дa дa дa дa

Дженни: (радостно) иииии иииии

Мама: иииии иииии

Дженни: а-а-а-а-иииии

Мама: а-а-а-а-дa дa дa дa

Дженни: иииии

Мама: дa дa дa д

Дженни: дa дa

Мама; (в восторге) дa дa дa дa!

(крепко обнимает Дженни и продолжает игру).

Проводите занятия в игровой форме. Так будет веселее и вам, и вашему ребенку. Можно перемежать отработку наших умений другими занятиями, отвечающими интересам ребенка.

Давайте ребенку время на ответ. На ранних этапах обучения лишь очень немногие дети способны подражать непрерывно. Будьте готовы к тому, что вам придется искать все новые и новые стимулы. однако можно так увлечься поощрением, что у ребенка просто не будет времени ответить вам. Может произойти и другое - ему будет так весело, что он не почувствует потребности внести свою лепту в ваш разговор.

При необходимости оказывайте дополнительную помощь. Вы будете учить ребенка, главным образом, посредством демонстрации, но этого не всегда бывает достаточно. Для того, чтобы малыш научился подражать действиям, ему может понадобиться физическая помощь. О том, как оказывать физическую помощь, мы рассказывали в главе 3 книги 2. Физическая помощь бывает полезна и при освоении определенных звуков, но здесь следует иметь в виду, что некоторые дети не любят, когда до их лиц в таких ситуациях дотрагиваются, и, следовательно, этот подход годится не для всякого ребенка. Вот некоторые приемы, которые, в принципе, можно испробовать:

* "аa" - Приложите большой палец к подбородку ребенка и, говоря "aa", легонько нажмите на него так, чтобы он пошел вниз.

* "oo" - Сожмите щечки ребенка и потяните их вперед так, чтобы ротик принял форму буквы "oo". Скажите "oo".

* "иии" - легонько раздвиньте уголки рта ребенка, говоря "иии".

* "бубубуб" - Большой палец держите под подбородком малыша, и с помощью другого пальца разжимайте и сжимайте его губы, говоря "бубубуб".

* "мумумум" - Возьмите ручку ребенка и обхватите ею свой нос сверху так, чтобы малыш мог почувствовать вибрацию, которую производит этот звук. Работайте также и просто над звуком "ммм", держа рот малыша закрытым. Позже можно подвигать его губами, как при произнесении "бубубуб". Эта игра хороша для обеденного времени как один из способов сказать "ням-ням".

Если ваш ребенок не хочет или не нуждается в столь непосредственной физической помощи, попробуйте утрированно демонстрировать вашу собственную мимику так, как в приводимом ниже примере делает Кен.

Кен учит свою маленькую дочку Лайзу имитировать звуки "бuбuбuб":

Кен: Бuбuбuб. Бuбuбuбuбuб!

Лайза: Aa, aa.

Кен: (улыбаясь)

А сейчас посмотри на папу!

Я делаю бuбuбuб

Лайза: (не отвечает).

Кен: Видишь мой рот?

(утрирует движение рта и форму, которую

он принимает при звуке "б").

(смотрит выжидательно)

Лайза: Бaмумумум

Кен: Ай да умница!

(продолжает игру).

Когда вы заметите, что ребенок уловил идею, непременно уменьшите вашу помощь.

Сопровождайте звуки действиями. Многие дети, особенно те, что постарше, охотнее присоединяются к имитационным играм, если звуки в них сопровождаются действиями. Звук "Mммммм" может произноситься вместе с поглаживанием живота за обедом или воображаемым чаепитием. Можно издать прерывистый звук "о-о-о", если похлопать ладонью по открытому рту. Получится индейский клич, который очень нравится детям. В проверочном листе 2.4 звуки, которым дети должны научиться подражать, представлены в порядке усложнения. На этот порядок следует ориентироваться, занимаясь с ребенком, однако данный перечень оставляет широкий простор и для ваших вариантов.

Вводя новые звуки, связывайте их с игрушками. Это может оказаться полезным и более старшим детям. Чтобы побудить ребенка имитировать звуки, которые издают звери, используйте мягкие игрушки или наборы игрушечных сельскохозяйственных животных. В Центре Маккуэри есть, например, плюшевый червяк, который издает звуки "питапита" с такой же легкостью, с какой корова говорит "муу"! Если ваш малыш любит играть с машинками, поработайте со звуком "брммм" и "туутуу". Здесь также следует руководствоваться проверочным листом, однако продолжайте экспериментировать, выясняя, что именно работает в вашем случае.

Звук или действие, над которым вы собираетесь работать, следует представлять ребенку в течение, минимум, двух недель, и только после этого переходить к чему-то другому. Чтобы ухватить новую идею, вашему ребенку может потребоваться некоторое время. Поэтому многочисленные перескоки и изменения в занятиях могут затруднить ему усвоение. Вы можете работать одновременно над разными задачами, связанными с действиями, мимикой и звуками, но скучно не будет, если их представлять по-разному.

Рекомендуем почитать

Наверх