Тема одежда головные уборы. Занятие по формированию лексико-грамматических средств и развитию связной речи. Тема: "Обувь, одежда, головные уборы". Диалог о головных уборах

Питание 23.10.2019
Питание

Советы родителям детей дошкольного возраста по теме
«Одежда, ткани. Головные уборы, обувь».

Рассмотрите с ребёнком одежду, обувь, головные уборы;

Знает ли ребёнок, что одежда (обувь) бывает: детская, женская, мужская, сезонная. Пусть ребёнок назовёт женскую (зимнюю и т. д.) одежду;

Побеседуйте с ребенком о назначении и деталях одежды, обуви и головных уборов. Закрепите в речи эти обобщающие понятия. Покажите и назовите детали своей одежды и обуви (воротник, манжеты, брючина, рукав, карманы, каблук, подошва и т. д.).

Грамматика.

Поиграйте с ребенком в словесные игры.

Упражнение «Из чего - какой?» (для развития грамматического строя речи).

Пиджак сшили из шерсти. Он... (шерстяной).

Платье сшили из шёлка. Оно... (шёлковое).

Куртку сшили из кожи. Она... (кожаная).

Шубу сшили из меха. Она... (меховая).

Шляпу сделали из соломы. Она... (соломенная).

Сапоги сделали из резины. Они... (резиновые).

Пальто для зимы - ... (зимнее).

Куртка для осени - ... (осенняя).

Халат для дома - ... (домашний).

Упражнение «Скажи наоборот».

Плащ длинный, а куртка... (короткая).

Брюки грязные, а комбинезон... (чистый).

Носки новые, а колготки... (старые).

У туфель высокий каблук, а у сандалий - ... (низкий).

У ботинок широкие носы, а у туфель - ... (узкие).

Упражнение «Подбирай, называй, запоминай».

Закончи предложения (подбери и назови как можно больше слов-действий).

Покупая в магазине одежду, покупатель (что делает?) ... (рассматривает, выбирает, примеряет, покупает).

Ухаживая за одеждой, человек (что делает?) ... (стирает, чистит, гладит, вешает, складывает).

Упражнение «Один - много».

Плащ - ... (много плащей).

Платье - ... (много платьев).

Носки - ... (много носков).

Туфли - ... (много туфель).

Сапог - ... (много сапог).

Ботинок - ... (много ботинок).

Шляпа - ... (много шляп).

Упражнение «Чего не хватает?».

Закройте любую деталь одежды и спросите у ребенка, чего не хватает.

Упражнение «Что с чем?».

У меня рубашка с воротником. У меня юбка с поясом. У меня шапка... (с кисточками). У меня туфли... (с каблучком).

Развитие мелкой моторики.

Нарисуйте или приклейте один предмет одежды, одну пару обуви и один головной убор.

Развитие связной устной речи.

Составьте рассказы о предметах, которые вы нарисовали, по предложенному плану:

1. Название.

3. Из каких частей состоит?

4. Из какого материала сделана?

5. Для кого предназначена?

Конспект и презентация занятия по предмету РАЗВИТИЕ РЕЧИ в школе будущего первоклассника.

Просмотр содержимого документа
«Занятие 12»

Тема: «Одежда. Обувь»

Ход занятия:

Задачи:

    Познакомить детей с предметами одежды;

    Закрепить имеющиеся знания детей по данной теме;

    Развивать и актуализировать словарный запас детей;

    Совершенствовать грамматический строй;

    Закрепить навыки образования относительных прилагательных от существительных;

    Воспитывать бережное отношение к предметам одежды.

Оборудование: (презентация)иллюстрации с изображением предметов одежды, мяч.

1. Минутка вхождения:

1, 2, 3,
На занятие пришли,
Будем говорить красиво,
Четко и неторопливо.

1.Разминка.

1)Чистоговорка

Ю, ю, ю – платье новое сошью.

Аю, аю, аю - всё на свете знаю.

2.Чтение стихотворения П. Воронько «Обновки».

Я купила кошке
К празднику сапожки,
Причесала ей усы,
Сшила новые трусы.
Только как их надевать
Хвостик некуда девать?

- Какое замечательное стихотворение. Написал его Платон Воронько. Называется «Обновки».

Про кого это стихотворение? Что девочка купила кошке к празднику? Что она причесала кошке? Что она сшила кошке? Только как их надевать хвостик некуда девать?

3. На слайде 2 дерева, на которых располагаются одежда и обувь.

Как у наших у ворот, Чудо дерево растет. Чудо, чудо, расчудесное!
Не листочки на нем, Не цветочки на нем,
А чулки и башмачки, словно яблоки! ЧУДО ДЕРЕВЬЯ!

Орг. Момент.

Что растет на желтом дереве? (юбка, платье, брюки…)

Как мы это можем назвать одним словом? (одежда)

Что растет на красном дереве? (валенки, сапожки, туфли…)

Как мы это можем назвать одним словом? (обувь)

О чём мы сегодня с вами поговорим?

Какие предметы одежды вы знаете?

Из чего шьют одежду?

Какую одежду шьют или вяжут из шерсти?

Где люди берут одежду?

Где шьют одежду?

Как ухаживают за одеждой?

4. А нужны ли человеку одежда и обувь? Для чего они нужны?

(Для защиты нашего тела от холода, от жары, от солнечного ожога…) Одежду носят папы, мамы, бабушки, дедушки…

5.Беседа о правильном подборе одежды и обуви, о правилах их ношения.

Вам известна пословица: «Встречают по одёжке, провожают по уму»? Все мы хотим выглядеть хорошо одетыми и воспитанными людьми.

Что для этого необходимо?

Предлагается на выбор несколько вариантов ответов. Какой из них вы считаете правильным?

    Надо иметь много денег, чтобы покупать дорогие вещи.

    Покупать только заграничную одежду, она лучше.

    Не покупать вещи в магазине, а шить самими или в ателье.

    Следить за модой, носить только модные вещи.

    Надо, чтобы никто не мешал нам носить то, что мы хотим.

(Ответы учащихся)

Вы выбрали разные ответы. Но ни один из них нельзя назвать полным ответом. Как же ответить на поставленный вопрос? Наверное, нужно объединить ваши ответы в один: чтобы быть всегда хорошо одетым, надо иметь вкус. Существует несколько простых правил, которых придерживается человек с хорошим вкусом. И мальчишкам, и девчонкам следует помнить, что красиво и модно бывает одет тот, чья одежда соответствует возрасту, особенностям внешности, времени года и температуре воздуха, предстоящим занятиям и обстановке. Быть хорошо одетым вовсе не значит носить дорогую одежду.

Знаете ли вы, что вам к лицу? Главное – не надевайте на себя что попало только по тому, что это «носят все». Модно только то, что украшает тебя, уродовать же себя в угоду моде вовсе ни к чему. Не может быть красивым и то, что может нанести ущерб здоровью. Одежда и обувь должна соответствовать своему назначению. По назначению одежду можно разделить на три вида:

    домашняя;

  • нарядная.

Уход за одеждой и обувью.

Как бы ни был нарядно одет человек, но если на его одежде грязные пятна, вряд ли она будет выглядеть опрятно и красиво. Внешний вид – это то, что сразу бросается в глаза и многое говорит о человеке. Опрятный человек всегда вызывает симпатию, с людьми же, которые постоянно грязные или неаккуратные, мало кто желает общаться. Очистить вещи – значит удалить все загрязнения. Самым лучшим способом является стирка. Но не каждую вещь необходимо стирать каждый день. Некоторую одежду нужно просто ежедневно чистить. Дорогостоящую одежду лучше отнести в химчистку.

    Что же нужно для ухода за обувью?

    Вам потребуется: жёсткая щётка с короткой щетиной, чтобы счищать с обуви засохшую грязь; специальный крем для обуви; запасные шнурки для туфель и ботинок. Чистить обувь следует не перед выходом из дома, а после прихода с улицы.

7. А какое сейчас время года? (весна). А какое время года было до весны? Ребята, я приглашаю вас на зимнюю прогулку.

8. Физминутка: «Зимняя прогулка» (выполнение движений за текстом)

Очень холодно зимой, (погладить себя за плечи)
Но мы пойдем гулять с тобой. (шаги на месте)
Я надену шапку, (имитируем движение «надеваем шапку»)
Я надену шубку, (показываем, как надеваем шубку)
Я надену шарфик. Потуже завяжу. («завязываем» шарфик)
А потом красивые, теплые, пушистые, (показываем кисти рук)
Крошки - рукавички на ручки натяну.
(поглаживаем тыльную сторону ладоней)
И хотя я маленький, (руки на пояс)
У меня есть валенки. (ноги поочередно выставляем на пяточку)
Возьму с собою санки, на горочку пойду. (шаги на месте)
На горку поднимусь (руки поднять вверх)
И с горки прокачусь! У-у-у-ух! (быстрое движение рук вниз)

5. Продолжение работы по теме занятия.

Из истории одежды и обуви .

Как вы думаете, одежда во все времена была одинаковая?

Что такое мода?

Какую вы знаете старинную одежду и обувь?

Рассмотрите на рисунках старинную одежду и обувь.

Найдите головные уборы, дамские шляпы, перчатки и шляпу рыцаря, старинную обувь.

Как вы думаете, какую обувь носили раньше на Руси?

Какая одежда похожа на современную?

Дидактическая игра “Назови ласково”.

Давайте назовёт предметы одежды ласково:

Плащ – плащик, кофта – кофточка, свитер – свитерок, пальто – пальтишко, куртка – курточка, майка – маечка, юбка – юбочка, платье – платьице и т.д.

Для чего людям нужна одежда?

Дидактическая игра “Один-несколько”

А сейчас давайте превратим один предмет одежды в несколько.

Плащ – плащи, кофта – кофты, свитер – свитера, комбинезон – комбинезоны, носок – носки, куртка – куртки, платье – платья, юбка – юбки и т.д.

Дидактическая игра с мячом “Скажи со словом МНОГО”

Плащ – много плащей, кофта – много кофт, свитер – много свитеров, куртка – много курток, майка – много маек, юбка – много юбок, комбинезон – много комбинезонов и т.д.

Дидактическая игра “Одежда какая?”

Ребята, сейчас мы поиграем в дидактическую игру “Какая одежда?”

    Одежда из кожи (какая?) – кожаная.

    Одежда из шерсти (какая?) – шерстеная.

    Одежда из ситца (какая?) – ситцевая.

    Одежда из шёлка (какая?) – шёлковая.

    Одежда из байки (какая?) – байковая.

    Одежда из льна (какая?) – льняная.

    Одежда из бархата (какая?) – бархатная.

    Одежда из хлопка (какая?) – хлопковая.

    Одежда из атласа (какая?) – атласная.

    Одежда из драпа (какая?) – драповая.

    Одежда из джинсовой ткани (какая?) – джинсовая.

Итог.

О чём мы сегодня говорили?

Какую одежду вы запомнили?

Какие предметы одежды одеты на вас сейчас?

Как нужно обращаться с одеждой?

Молодцы!

Просмотр содержимого презентации
«Занятие 12»

Презентация по теме:

«Одежда, обувь, головные уборы».

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Занятие 12 в школе будущего первоклассника


РАЗМИНКА

Ю, ю, ю – платье новое сошью.

Аю, аю, аю - всё на свете знаю.

Я купила кошке К празднику сапожки, Причесала ей усы, Сшила новые трусы. Только как их надевать Хвостик некуда девать?




Кто носит эту одежду?

Школьники (ученики)


Кто носит эту одежду?

Повара (кухонные работники)


Кто носит эту одежду?

Врачи


Кто носит эту одежду?

Спортсмены


Кто носит эту одежду?

Военные


Очень холодно зимой,

Но мы пойдем гулять с тобой,

Я надену шапку,

Я надену шубку,

Я надену шарфик, Потуже завяжу.

А потом красивые, теплые, пушистые,

Крошки – рукавички на ручки натяну.

И хотя я маленький,

У меня есть валенки.

Возьму с собою санки, на горочку пойду.

На горку поднимусь

И с горки прокачусь! У – у – у – ух!


Назови одним словом

ОДЕЖДА


Назови одним словом

ГОЛОВНЫЕ

УБОРЫ


Назови одним словом

ОБУВЬ


ДАВАЙТЕ

ПОИГРАЕМ…



Одежда бывает…

МУЖСКАЯ


Одежда бывает…

ЖЕНСКАЯ


Одежда бывает…

ДЕТСКАЯ



Варежки

Две плетенки, две сестренки, Из овечьей пряжи тонкой, Как гулять - так надевать, Чтоб не мерзли пять да пять.


Штаны

По дороге я шел,

Две дороги нашел,

По обеим пошел.


Шубу

От холода и снега

Согреет, где б ты ни был!

Пусть в ней похож ты на мишутку,

Зимой наденешь что ты?


Резиновые

сапоги

Отгадай загадку: кто мы?

В ясный день сидим мы дома,

Дождь идет – у нас работа:

Топать – шлепать по болотам.


Шапка

Сижу верхом

Не ведаю на ком.


Рубашка

Рукав длинный и короткий,

Планка иль косоворотка,

На груди - кармашки.

Что это?


Халат

Надевают для покоя,

А снимают для учтивости.


Шляпа

Ношу на голове поля,

Но это - вовсе не земля.

ТЕМА: «ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ»

    Д/и «Много-один»

Цель: образование существительных в ед. числе

Сапоги - сапог, носки – носок, варежки – варежка, ботинки – ботинок, перчатки – перчатка, тапочки – тапочек, кроссовки – кроссовок и т.д.

    Д/и «Скажи наоборот»

Цель: образование антонимов

длинная юбка -…короткая юбка, большие носки -…маленькие носки,

зимняя одежда -…летняя одежда , чистые ботинки -…грязные ботинки,
широкая юбка – …
узкая юбка, длинное пальто – … короткое пальто,
белый пиджак – …
черный пиджак. и т . д.

Пришивать – отрезать, Яркий – бледный, Снимать – надевать,

Толстый – тонкий, Вешать – снимать, Сухая – сырая,

Расстёгивать – застёгивать, Лёгкий – тяжёлый, Завязывать-развязывать, Дорогая – дешёвая, Чистить – пачкать, Длинный-короткий, Шнуровать – развязывать, Твёрдый – мягкий, Найти – потерять,

Покупать – продавать, Старый – новый, Намочить – высушить,

Высокие-низкие, Много-мало, Детский-взрослый.

    Д/и «Назови ласково»

Цель : упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –чик-, -ечк-,- очк-, -еньк-, -оньк-.

Ход игры: педагог называет предмет маминой одежды или обуви, а ребенок - Таниной, причём называет его ласково, например,
- У мамы платье, а у Тани … платьице. У мамы блузка, а у Тани …
- У мамы туфли, а у Тани … туфельки. У мамы перчатки, а у Тани…
- У мамы брюки, а у Тани … брючки. У мамы кофта, а у Тани …
- У мамы куртка, а у Тани … курточка. У мамы шарф, а у Тани…

    Д/и «Всё наоборот»

Цель: образование глаголов муж . и жен. рода и согласование их с существительным

Катя разделась, а Дима…оделся,

Катя застегнула пуговицы, а Дима…расстегнул пуговицы,

Катя обулась, а Дима…

Катя надела свитер, а Дима…

Катя развязала шарф, а Дима… и т. д.

    Д/и «Что из чего?»

Цель : упражнять в образовании относительных прилагательных.
Ход игры: педагог сообщает:
- У мамы и у Оли много одежды. Она сшита из разных тканей. Давайте расскажем, из чего и какие бывают предметы одежды.
- Платье из шёлка
(какое?) – шёлковое.
- Кофта из шерсти
(какая?) – шерстяная.
- Сапоги из кожи
(какие?) – кожаные.
- Сапоги из резины
(какие?) – резиновые.
- Пальто из драпа
(какое?) – драповое.
- Брюки из вельвета
(какие?) – вельветовые.

Блузка из хлопка (какая?) – хлопковая.

Шуба из меха (какая?) – меховая.

    Д/и «Подбери слова»

Цель: образование сущ. Винит. падежа

Что вяжут?.. шапку, варежки…

Что шьют?.. платье, пальто…

Что надевают?.. куртку, юбку…

Что обувают ?. сапоги, валенки…

Что завязывают?.. шнурки, шарф… и т. д.

    Д/и «Жадина» ( «Мой, моя, моё»)

Цель: согласование сущ. ед. и мн. числа с притяжательными местоимениями мой, моя, мое.

Ход игры: педагог раскладывает на столе предметы одежды и обуви. Предлагает ребёнку внимательно посмотреть на них и сказать, к какому предмету подходит слово «мой», «моя», «мои», «моё».

Мой (что?) – свитер, сарафан, шарф, костюм…
Моя
(что?) – куртка, кофта, шуба, юбка …
Мои
(что?) – сапоги, туфли, шорты, брюки…
Моё
(что?) – платье, пальто

(можно усложнить : моя юбочка, мои юбочки)

    Д/и «Сравнилки»

Цель: развитие логического мышления, умения сравнивать предметы

Детям предлагается сравнить перчатки и варежки, зимнюю одежду и летнюю одежду , …

    Д/и «Для чего это нужно?»

Цель: развитие связной речи

Для чего нужен? (карман, пуговицы, шнурки, рукава, воротник … и т. д.).

    Д/и «Добавь словечко»

Цель: образование сущ. Творит. падежа

Пуговицу пришиваем чем? (иглой).

Одежду гладим чем? (утюгом).

Ткань разрезаем чем? (ножницами)

Блузку стираем чем? (мылом).

Обувь чистим чем? (щеткой)

Варежки вяжем чем? (спицами) и т. д.

    Д/и «Исправь предложение»

Цель: развитие слухоречевого внимания и восприятия

Одежда была грязная потому , что ее постирали.

Платье было мятое, потому что его погладили.

Мама гладил юбку.

Папа завязала шнурки. и т. д.

    Д/и «Чего нет?»

Цель: образование сущ-х в ед.. числе Род. падежа

Платье - нет чего? …нет платья, сапог – нет чего? … нет сапога,

Шапки - нет чего? …нет шапки, кепка – нет чего? … нет кепки,

Блузка – нет чего? … нет блузки, ботинок – нет чего? … нет ботинка и т.п.

    Д/и «Подберите слова»

Цель: формирование умения подбирать прилагательные к существительному (синонимы)

Шуба какая?-…теплая, пушистая, мягкая, новая, длинная, красивая, зимняя…;

Туфли какие? - … черные, удобные, новые, красивые, кожаные…

Платье какое? … красивое, длинное, вечернее, нарядное, шелковое

Блуза – какая?- …шёлковая, разноцветная, лёгкая …

Куртка – какая?-…осенняя, удобная, лёгкая …

Свитер – какой?-...тёплый, вязаный, шерстяной …

Кеды – какие?-…спортивные, модные, мягкие …

    Д/и «Разложи по полочкам»

Цель : упражнять в классификации предметов одежды, обуви и головных уборов.
Ход игры. Педагог показывает картинку шкафа с полками и сообщает:
- Посмотрите – это шкаф. Каждый предмет в шкафу имеет своё место: головные уборы хранятся на верхней полочке, обувь – на нижней, а одежда – на средней полочке. Давайте разложим картинки с изображением различных предметов одежды, обуви и головных уборов по своим местам.
Дети раскладывают картинки и объясняют:
- шапку я кладу на верхнюю полку, потому что это – головной убор;
- кофту я кладу на среднюю полку, потому что это – одежда;
- туфли я кладу на нижнюю полку, потому что это – обувь.

    Д/и «Что лишнее?»

Цель: формирование умения находить лишний предмет и объяснять, почему он лишний.

Ход игры. Педагог показывает ребёнку картинки (или словесно), просит назвать их, указать в каждом ряду лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя.

Юбка, брюки, сапоги , кофта. Что лишнее? Сапоги - потому что, это обувь.

Одежду стирают, купают, гладят, сушат. Выделите лишнее слово.

    Д/и «Закончи предложение»

Цель : употребление в речи глаголов

Покупая в магазине обувь , покупатель (что делает?) …покупает.

Ухаживая за обувью , человек (что делает?) … ухаживает.

Надевая платье, девочка (что делает?)… одевает.

Обувая сандалии, мальчик (что делает?) … обувает и т. д.

    Упражнение «Подбери словечко и повтори»

Цель: употребление в речи сущ-х в В.п. и Р.п мн.числа

У Вани рубашка, у мальчиков..., а в магазине много...

У Маши кофта, у девочек..., а в магазине много...

У мамы платье, у женщин..., а в магазине много...

У папы шляпа, у мужчин..., а в магазине много …

    Д/и «Во что одет Ваня? Таня?»

Цель: формирование умения составлять описание одежды, развитие связной речи.

    Д/и «Расскажи-ка» или «Писатель»

Цель: составление описательного рассказа о предметах одежды по наглядному плану (мнемотаблице).

Название?

Цвет?

Из каких частей состоит?

Из какого материала сшита?

Для кого предназначена?

    Д/и «Сосчитайка»

Цель: согласование сущ. с числительными

Одна варежка, две варежки, три варежки, четыре варежки, пять варежек…

(можно усложнить - одна синяя варежка, две синих варежки)

(шляпа, платье, сапог)

    Дидактическое упражнение. «Что будет, если...»

Цель: развитие связной речи

Педагог предлагает детям продумать ситуации и предложить свои варианты ответов, используя следующий образец: «Если летом носить меховую шапку, то...».

Что будет, если летом носить меховую шапку?

Что будет, если зимой ходить в трусах и майке?

Что будет, если в дождь обуться в тапочки?

Что будет, если в жару не надеть панамы?

Что будет, если в ветреную погоду гулять без шапки?

Что будет, если в мороз гулять без варежек? В осенних ботинках? В кепке?

    Д/и «Два – две»»

Цель : формирование умения согласовывать числительные два, две с существительными.

Ход игры:

Педагог предлагает детям ответить на вопросы:
- О чём можно сказать два?
- Два платья, два носка, два плаща…
- О чём можно сказать две?
- Две футболки, две шубы, две куртки, две юбки, две кофты…

    Д/и «Прохлопай названия одежды, обуви», «Исправь ошибку»

Цель: развитие внимания, слоговой структуры, слухового восприятия. Воспитатель произносит слова с неправильным ударением, а дети исправляют: кофточка, рукавица, платье, рубашка, сарафан, фартук.

    Д/и «Чей? Чья? Чьё?»

Цель: формирование умения употреблять в речи притяжательные прилагательные

Чей шарф? Это – Викин шарф. Чья рубашка? Это – Мишина рубашка. Чье платье?

Это Юлино платье и т.д.

    Дидактическая игра «Отгадайте одежду, обувь или головной убор»

Цель : развитие умения описывать одежду, головной убор или обувь и узнавать её по описанию.
Дидактический материал: карточки с изображением одежды, обуви и головных уборов.
Ход игры: Воспитатель раздаёт детям карточки с изображением одежды, обуви и головных уборов. Дети никому не показывают свои карточки. Воспитатель предлагает одному ребенку описать, что изображено на его картинке, или загадать загадку. Другие дети должны отгадать, что нарисовано на картинке.
Например: Это головной убор, который носят девочки летом. Он, изготовлен из соломы. (Соломенная шляпа). Это обувь, которую носят мальчики и девочки весной или осенью после дождя. Она высокая, сделана из резины. (Резиновые сапоги) и т.п.

    Д/и «Кто больше назовет»

Цель: закрепление названий одежды, обуви, головных уборов.

Правила игры: дети делятся на три команды, 1- называет одежду, 2- обувь, 3- головные уборы. Отвечают по очереди, побеждает та команда, которая больше назовет.

    Д/и «Какая бывает одежда?»

Цель:

Одежда для спорта какая? (спортивная).

Одежда для лета? (летняя).

Одежда для зимы? (зимняя).

Одежда для праздника? (праздничная).

Одежда для дома? (домашняя).

Одежда для весны? (весенняя).

Одежда для детей? (детская).

Одежда для женщин? (женская).

Одежда для мужчин? (мужская).

Одежда для осени? (осенняя).

Одежда для работы? (рабочая).

Пальчиковые игры

1).Раз, два, три, четыре, пять - Соединять пальцы обеих рук,

начиная с больших.

Будем вещи мы стирать. Сжать ладони в кулачки, поднимать и опускать ладони.

Платье, брюки и носочки, Загибать пальцы сначала на правой, а затем, на левой руке, начиная с большого.

Юбку, кофточку, платочки.

Шарф и шапку не забудем –

Их стирать мы тоже будем. Потереть кулачки друг о друга.

2).Посчитаем мы сейчас, Стукнуть кулачками друг о друга, хлопнуть в ладоши.

Сколько обуви у нас. Круговые движения кулачками.

Туфли, тапочки, сапожки, Соединить большой палец правой руки по

очереди с указательным, средним, безымянным и мизинцем.

Для Наташки и Сережки.

Да еще ботинки, Затем то же проделать с левой рукой.

Для нашей Валентинки.

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки. Хлопнуть в ладоши.

3).Я перчатку надеваю, Дети поглаживают по очереди одной

Рукой другую руку,

Я в нее не попадаю. как будто надевают перчатку.

Сосчитайте - ка, ребятки, Ритмично сжимают кулачки.

Сколько пальцев у перчатки. Загибают пальчики на обеих руках,

Раз, два, три, четыре, пять».

Координация речи с движением.

«Помощники»

Дружно помогаем маме, (Встают, наклоняются, руками двигают вправо, влево) Мы бельё полощем сами. (Раз, два, три, четыре).

Потянулись, (Тянутся, вытирают правой рукой пот со лба). Наклонились. (Снова полощут).

Хорошо мы потрудились. (Вытирают рук о руку).

Физминутка

Ох, испачкалась одежда, Дети разводят руки в стороны,

Мы ее не берегли, пожимают плечами.

Обращались с ней небрежно,

Мяли, пачкали в пыли. Дети сжимают и разжимают пальцы рук.

Надо нам ее спасти, Дети «грозят» пальцем.

И в порядок привести.

В тазик воду наливаем, Имитация движений: «Наливаем воду».

Порошочек насыпаем. Пальцы сложены щепотью, дети

имитируют движения насыпания порошка.

Всю одежду мы замочим,

Пятна тщательно потрем, На каждое действие выполняют

Постираем, прополощем, имитирующие движения.

Отожмем ее, встряхнем.

А потом легко и ловко, На каждое действие выполняют

Все развесим на веревках. имитирующие движения

А пока одежда сушится,

Мы тобой вдвоём покружимся. Дети кружатся парами.

СТИХОТВОРЕНИЯ

Головные уборы

Если солнце ярко светит,

Без панамы не гуляй.

Если снег закружит, ветер,

Тогда шапку надевай.

Девочкам идут платочки,

В шляпках модницы всегда,

А у мальчиков - пилотки

И бейсболки неспроста.

Головной убор к одежде

Подбирают не спеша,

Чтоб не просто грел, но прежде.

Был к лицу и украшал.

В любое время года

С очень давних пор

Защищает голову

Головной убор.

Обувь

Часто ходим в сапогах,

Если снежно и бело

И дождем все залило.

Летом носим мы сандалии,

Чтобы ноги не устали.

Туфли в праздник примеряем,

В них на утренник шагаем.

А в кроссовках ловко скачем.

И гоняем круглый мячик.

Жить без обуви не можем,

В непогоду нам поможет

Быть здоровыми она,

Обувь всякая важна.

Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание существительных : обувь, ботинки, туфли, сапоги, тапки, валенки, сандалии, каблук, подошва, шнурок, язычок, носок, пятка, задник, застёжка, ремешок; прилагательных : удобная, новая, старая, кожаная, замшевая, войлочная и т.п.; глаголов : обувать, снимать, чистить, мыть.

Игры и упражнения

«Назови свою обувь»
зимнюю: сапоги, …;
летнюю: сандалии, …,
осеннюю ботинки, …

Игра с мячом «Один – много»
тУфля - туфли много туфлей
кроссовок - кроссовки много кроссовок
ботинок - ботинки много ботинок
сапог - сапоги много сапог

«Исправь ошибки Незнайки»
Моя сапоги, мой шапка, моё перчатки, мои шарф.

«Назови, какие эти предметы»
сапоги из кожи – кожаные сапоги
сланцы из резины -
валенки из войлока -
туфли из замши -

«Посчитаем парами»
одна пара сапог, две пары сапог … пять пар …
одна пара туфлей, две пары … пять пар…
одна пара перчаток, две пары … пять пар …

«Чего не стало» (игра с картинками, запоминаем все предметы обуви, затем одну картинку закрываем) – игра развивает зрительное внимание, память.

«Скажи наоборот»
взрослая обувь - (детская обувь) большие сапоги -
чистые туфли - новые кроссовки -
мокрые ботинки -

Выучите с ребёнком загадку:
Отгадай загадку, кто мы?
В ясный день сидим мы дома,
Если дождь, у нас работа –
Топать, шлёпать по болотам. (Сапоги)

Назовите и покажите вместе с ребёнком части обуви:
Пятка, носок, стелька, подошва, язычок, застёжка, голенище, каблук, задник.

Пальчиковая гимнастика

Работа над темпом и ритмом речи

Подсчитаем в первый раз, Попеременные хлопки ладонями
Сколько обуви у нас. и удары кулачками по столу.
Туфли, тапочки, сапожки На каждое название обуви
Для Наташки и Сережки, загибают по одному пальчику,
Да ещё ботинки начиная с большого.
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.

Новые кроссовки

Как у нашей кошки Загибают на обеих руках
На ногах сапожки. пальчики по одному,
Как у нашей свинки начиная с большого.
На ногах ботинки.
А у пса на лапках
Голубые тапки.
А козленок маленький
Обувает валенки.
А сыночек Вовка -
Новые кроссовки.
Вот так, "Шагают" по столу указательным
Вот так, и средним пальцами обеих рук
Новые кроссовки.

Ботинки

Всюду, всюду мы вдвоем Средний и указательный пальчики
Неразлучные идем. "шагают" по столу.
Мы гуляем по лугам, Дети загибают по одному пальчику,
По зеленым берегам, начиная с большого.
Вниз по лестнице сбегали,
Вдоль по улице шагали,
После лезем под кровать,
Будем там тихонько спать. Укладывают ладони на стол.

Координация речи и движения

Тапки

Это тапки для для Антошки, По два раза ритмично топнуть
каждой ногой
Чтобы в них не мерзли ножки. Четыре прыжка на месте
Топ-топ-топотушки, По два раза ритмично топнуть
каждой ногой
Что за тапки? Как игрушки! Левую ногу на носок, а затем на пятку.
То же правой ногой

Ботиночки

Вот ботинки для Маринки, По два раза ритмично топнуть
каждой ногой
Не ботинки, а картинки. Четыре прыжка на месте
Чтобы в них гулять ходить, Идут по кругу друг за другом
Бегать, прыгать и шалить. Бегут по кругу друг за другом,
два прыжка, два притопа.

Выучите с ребёнком стихотворения об обуви, закрепляя правильное произношение поставленных звуков.

«Вот какая обувь»

Обувь носим на ногах.
Ходим часто в сапогах,
Если снежно и бело,
И дождем все залило.
Летом носим мы сандалии,
Чтобы ноги не устали.
Туфли в праздник примеряем
И на утренник шагаем.
В чешках ходим мы на танцы,
Чтобы делать реверансы.
А в кроссовках ловко скачем
И гоняем круглый мячик.
Обувь разная нужна.
Обувь всякая важна.

Ботинок (звуки с, з, ш)

Попросила мама сына:
- Зашнуруй-ка свой ботинок:
Раз-два - вправо,
Раз-два - влево!
- Он не хочет шнуроваться, -
Митя думал оправдаться.
И чтоб это доказать,
Узелочки стал вязать:
Раз-два - справа,
Раз-два - слева.
- Вот! Мешают узелочки
Мне продергивать шнурочки!
О. Чернорицкая

Мэри (звуки ш, рь)

У маленькой Мэри
Большая потеря:
Пропал ее правый башмак.
В одном она скачет
И жалобно плачет,
Нельзя без другого никак!
Но, милая Мэри,
Не плачь о потере.
Ботинок для правой ноги
Сошьем тебе новый
Иль купим готовый,
Да только смотри – береги!
Английская песенка

* * * (звуки с, з, ш, ч)

На сафьяновых сапожках
Золоченые застежки,
И задорный каблучок
Отбивает - чок, чок, чок!
Ох, сапожки хороши,
Так и просят - попляши!
Е. Стеквашова

Поединок со шнурком (звуки з, ш)

Ко мне братишка привязывается,
Шнурок у него не завязывается.
Шнурок на ботинке завязываю,
Завязываю и показываю, показываю и рассказываю.
Рассказываю, как завязываю.
Завязываю и развязываю,
Развязываю и завязываю…
И я научился не сразу ведь
Завязывать и развязывать…
Ш. Галлиев

Сапоги с характером (звуки к, г, с, л)

В углу стояли сапоги
С большой-большой ноги.
Один на правый бок прилег,
Другой – на левый бок.
Спокойно спал один сапог,
Другой – уснуть не мог:
Урчал и шевелился,
Метался и крутился.
Устал, мяукнул тонко
И – выпустил котенка!
В. Азбукин

Странные сапоги (звуки с, л)

Ну и сапоги у Славы!
Один – левый. Другой – правый.
Но левый – на правой,
А правый – на левой.
Объясни скорее, Слава,
Что же это с ними стало?
Что стряслось?
- Сапоги поссорились,
вот и смотрят врозь.
А. Пысин

Считалка с башмачком (звуки с, з, ч)

Раз! Два! Три! Четыре!
По дорожке я скачу.
Раз! Два! Три! Четыре!
Башмачок скакать учу.
Раз! Два! Три! Четыре!
Обломился каблучок.
Раз! Два! Три! Четыре!
Заблудился башмачок.
М. Яснов

* * * (звуки с, ч, рь, р)

У маленькой Мариночки
Скрипучие ботиночки:
Скрип-скрип,
Скрип-скрип.
Ботиночки скрипучие,
Самые лучшие.
Скрип-скрип,
Скрип-скрип.
Соседи все встревожены.
Терпеть не расположены.
Скрип-скрип,
Скрип-скрип.
Однако делать нечего,
И слушают до вечера:
Скрип-скрип,
Скрип-скрип.
Пора уж спать Мариночке,
Сняла она ботиночки –
И прекратился скрип.
А. Бродский

Шнурки (звуки с, з, ш, р)

Не ботинки я шнурую,
А шнурки я дрессирую,
Чтоб из рук не вырывались,
Надо мной не измывались,
А завязывались ловко,
Как велит им дрессировка,
А держали бы башмак
Крепко-накрепко.
Вот так!
М. Пластов

Русланова Н.С.

Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет: Одежда. Обувь. Головные уборы . — М.: АРКТИ, 2007. ил. (Библиотека практикующего логопеда: Учим произносить правильно)

Данный дидактический материал содержит комплекс упражнений, направленных на развитие лексико-грамматического строя речи, а также развитие связной речи. Пособие предназначается воспитателям старших и подготовительных групп (некоторые задания можно использовать в работе и с детьми младшего дошкольного возраста), учителям начальных классов коррекционных школ, а также дефектологам для подготовки и проведения фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий по лексической теме «Одежда. Обувь. Головные уборы».

ВВЕДЕНИЕ

Представленный дидактический материал один из комплекта пособий по закреплению лексико-грамматической стороны речи при подготовке детей к школе по лексической теме «Одежда. Обувь. Головные уборы».

— пополнение словарного запаса детей различными частями речи — существительными, прилагательными, глаголами и др.;

— формирование различных способов словообразования и словоизменения;

— построение предложений разных типов и составление рассказов по плану-схеме.

В альбоме также содержатся задания на развитие логического мышления, зрительного внимания, памяти и пространственной ориентировки.

Задания располагаются с постепенным усложнением речевого материала и могут изменяться на усмотрение педагога в зависимости от возраста и уровня развития детей.

1.
Рассмотри картинки.

Куртка, платье, брюки... — это ОДЕЖДА.

Майка, трусы — это БЕЛЬЁ.

Расскажи, какая одежда для чего нужна?

Вспомни, где хранят одежду и бельё?

2.
Рассмотри картинки.

Назови, что на них нарисовано:

Шапка, шляпа, берет, бейсболка... —

это ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ .

Расскажи, какие головные уборы для чего нужны?

3.
Рассмотри картинки.

Назови, что на них нарисовано:

Ботинки, сандалии, сапоги, валенки... — это ОБУВЬ .

Расскажи, какая обувь для чего нужна?

Вспомни, какая бывает одежда, обувь, головные уборы

(летняя, зимняя, демисезонная; детская, взрослая; женская, мужская)?

4. Назови части:

Подбери как можно больше слов, отвечающих на вопросы (подбор признаков к предметам):

Куртка какая? — ... Шапка какая? — ...

Платье какое? — ... Ботинок какой? — ...

5. Подумай, какая одежда для мамы, а какая — для дочки (образование уменьшительной формы существительных):

Назови каждую пару предметов, одним словом.

6. Назови предметы по контурам.

Про что можно сказать мой, моя, моё, мои

(согласование существительных с притяжательными местоимениями:

моя юбка, мои носки, мой шарф, моё пальто...):

7. Определи, кто из детей что наденет

(употребление винительного падежа существительных:

Витя наденет футболку шорты...; Маша наденет кофту куртку..):

8. Назови, много каких предметов нарисовано на картинках

(образование родительного падежа существительных

во множественном числе: на картинке нарисовано много курток):

Посчитай предметы

(согласование количественных числительных с существительными:

одна куртка — две куртки — ... — ... — пять курток).

9. Назови предметы одежды и обуви и их цвет (согласование прилагательных с существительными жёлтая куртка — жёлтый фартук — жёлтое бельё — жёлтые брюки и т.д.):

10. Расскажи, из каких материалов шьют одежду, обувь и головные уборы (образование относительных прилагательных):

Одежда из ситца — ситцевая из льна — ...

из трикотажа — ... из шёлка — ...

из байки — ... из драпа — ...

из кожи — ... из пуха — ...

из меха — ... из шерсти — ...

Шляпа из фетра—... из соломы — ...

Сапоги из резины — ... Валенки из войлока — ...

Назови предметы на картинках.

Подумай, из каких материалов они сделаны.

11. Измени слова так, чтобы они отвечали на вопрос: какой?
(образование отглагольных прилагательных:

надеть надетый, сложить — сложенный...):

Надеть — ... снять — ... одеть — ...

раздеть — ... сложить — ... сшить — ...

распороть — ... вязать — ... подшивать — ...

заштопать — ... расстегнуть — ... застегнуть — ...

вдеть — ... зашнуровать — ... завязать — ...

12. Сравни по образцу (подбор антонимов):

Брюки длинные, а шорты КОРОТКИЕ. Пояс узкий, а шарф... .

Панама летняя, а шапка.... Куртка короткая, а плащ....

Сарафан ситцевый, а шуба.... Кофта вязаная, а рубашка

Сапоги резиновые, а валенки.... Бельё нижнее, а платье....

13. Подумай, какой картинки не хватает

(подбор слов по аналогии: шапка из шерсти, а перчатки из кожи...):

14. Измени слова так, чтобы они отвечали на вопрос: что? (образование существительных от глаголов: одеть — одежда):

Ткать — ткань вязать — ... прясть — ...

шить—... штопать — ... чистить—...

строчить — ... застёгивать — ... примерять — ...

обмётывать — ... шнуровать — ... завязать — ...

15. Подбери как можно больше слов к действиям

(подбор предметов к действиям;

закрепление формы винительного падежа существительных):

Что можно сшить?

Что можно связать?

Что можно заштопать? Что можно подшить?

Что можно завязать?

Что можно надеть?

Что можно обуть?

Что можно чистить?

Что можно стирать?

Что можно гладить?

16. Измени слова с помощью приставок (образование приставочных глаголов совершенного вида):

ПО-ПЕРЕ-ВЫ-ПОД-

ПЕРЕ-ЗА-ПОД-ПРО-

ПЕРЕ-ПОД-РАЗ-ПРИ-

17. Измени предложения так, чтобы можно было спросить: что делает?
(дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида:

Саша пришил пуговицу. — Саша пришивает пуговицу):

Бабушка заштопала шерстяные носки. — Марина надела пальто. —

Дима помог раздеться братишке. — Даша постирала бельё. —

Катюша связала кофту для куклы. — Папа подшил новые брюки. —

Маша примерила праздничное платье. — Лёня вдел шнурки в ботинки. —

18. Скажи наоборот (подбор антонимов):

Надевать — снимать зашнуровать —

раздевать — смять —

застёгивать — повесить —

обувать — высушить —

завязывать — купить —

19. Посмотри на недорисованные Машины рисунки, скажи, о чём она думает

(закрепление формы предложного падежа существительных: Маша думает о платье...):

19. Закончи предложения по образцу
(образование сравнительной степени прилагательных):

Шнурок длинный, а пояс ещё ... (длиннее). Пиджак плотный, а куртка ещё ... .

Пальто тёплое, а шуба ещё .... Ботинки тяжёлые, а сапоги ещё ....

Платье лёгкое, а сарафан ещё ... . Костюм нарядный, а платье ещё ... .

Кофта мягкая, а халат ещё .... Юбка короткая, а шорты ещё ....

Колготки тонкие, а чулки ещё .... Кроссовки чистые, а туфли ещё ....

Шапка маленькая, а берет ещё .... Валенки высокие, а сапоги ещё ....

21. Измени словосочетания

(закрепление падежных форм существительных и прилагательных во множественном числе):

Меховая шуба — меховые шубы Видим меховую шубу —

Нет меховой шубы — Довольны меховой шубой —

Рады меховой шубе — Говорим о меховой шубе —

По образцу изменить: спортивный костюм, нарядная юбка, тёплое пальто.

22.Закончи предложения, называя картинки

Рекомендуем почитать

Наверх