Ф а сохин развитие речи. Основные положения психолого-педагогической теории Ф.А. Сохина. Основные задачи развития речи

Логопедия 23.11.2019

К 60-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Ф.А. СОХИНА

В январе 1988 г. исполнилось 60 лет со дня рождения Феликса Алексеевича Сохина, известного исследователя в области психологии и педагогики развития речи детей дошкольного возраста.

Окончив в 1951 г. психологическое отделение философского факультета МГУ и в 1954 г. аспирантуру при кафедре психологии, он защитил подготовленную под руководством С.Л. Рубинштейна кандидатскую диссертацию по проблеме формирования грамматического строя речи детей. В 1951- 57 гг. работал преподавателем на кафедре психологии Московского пединститута иностранных языков, в 1957-61 гг.- младшим научным сотрудником сектора психологии

Института философии АН СССР. С апреля 1961 г. работает в Институте дошкольного воспитания АПН СССР: старшим научным сотрудником, ученым секретарем, заведующим лабораторией подготовки детей к школе, а затем - лабораторией развития речи.

В течение многих лет научно-педагогическая деятельность Ф.А. Сохина связана с журналом «Вопросы психологии»: в 1956- 60 гг. он был штатным и нештатным редактором, в 1960-62 гг.- членом редколлегии, в 1962-70 гг.- заместителем главного редактора, в 1971-81 гг.- членом редакционного совета. И в настоящее время он, выполняя поручения редакции, рецензирует и редактирует статьи по вопросам речевого и познавательного развития детей.

С 1971 г. Ф.А. Сохин - председатель дошкольной комиссии учебно-методического совета Министерства просвещения СССР, с 1980 г.- член редколлегии журнала «Дошкольное воспитание».

В лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания АПН СССР, которой Ф.А. Сохин руководит с 1972 г., проводятся исследования, направленные на разработку теории усвоения языка в дошкольном детстве и психолого-педагогических основ методики развития речи в детском саду. Исследования, стремящиеся в теоретическом анализе и в эксперименте органически сочетать педагогический, психологический и лингвистический аспекты, включают три взаимосвязанных направления: обучение родному языку; обучение русскому языку в национальном и многонациональном детских садах (группа Е.И. Негневицкой); сравнительное изучение речевого развития нормально слышащих, слабослышащих и глухих дошкольников (группа Э.И. Леонгард). В противовес до сих пор еще не преодоленному имитационно-интуитивистскому подходу к овладению языком (согласно которому язык усваивается прежде всего по подражанию, интуитивно) показано, что в развитии речи ведущими факторами являются формирование языковых обобщений (проявляющихся, например, в словотворчестве), а также развитие элементарного осознания семантических и структурных аспектов языковых явлений, что создает условия для самостоятельных наблюдений детей над языком и речью (включая речь художественную), для саморазвития речи; при этом, в частности, повышается уровень самоконтроля при построении монологического высказывания как основы будущей письменной речи.

Более 10 лет лаборатория развития речи проводит исследования совместно с Отделом дошкольного воспитания АПН ГДР; опубликован коллективный сборник (1987).

Под руководством Ф.А. Сохина выполнены и защищены десять кандидатских диссертаций по вопросам педагогики и психологии развития речи дошкольников (усвоение фонетической структуры и семантики слова; формирование синтаксиса речи, словообразования и словотворчества, связной речи, творческого рассказывания, осознания языковых явлений; обучение русскому языку в национальном детском саду и др.).

На основе результатов исследований существенно переработано программное содержание развития речи в детском саду, что реализовано в созданной Институтом дошкольного воспитания «Типовой программе воспитания и обучения в детском саду» (1984). Опубликованы методическое пособие «Развитие речи детей дошкольного возраста» (под ред. Ф.А. Сохина. 3-е изд. 1984; опубликовано также на Кубе в переводе на испанский язык), система занятий по развитию речи старших дошкольников (5-6 лет); готовится к печати система занятий с детьми младшего и среднего возраста. Опубликованы «Типовая программа обучения русскому языку в национальном детском саду» (1982), методическое пособие к ней (1985. Под ред. Ф.А. Сохина и Е.И. Негневицкой).

Под редакцией Ф.А. Сохина (совместно с В.И. Ядэшко) подготовлено учебное пособие «Дошкольная педагогика» (2-е изд. 1986), опубликованное в переводах в ряде союзных республик страны, в Болгарии, ГДР.

Ф.А. Сохин награжден орденом «Знак Почета», медалью «Ветеран труда», знаком «Отличник просвещения СССР», Почетной грамотой ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ за достижение наивысших результатов во Всесоюзном социалистическом соревновании в честь 70-летия Великой Октябрьской социалистической революции.

Редакция журнала «Вопросы психологии», коллеги и сотрудники Феликса Алексеевича Сохина сердечно поздравляют его с юбилеем, желают ему дальнейших творческих успехов.

Методическое пособие адресовано воспитателям и методистам яслей-садов и детских садов. Оно освещает содержание и методику работы по основным разделам развития речи в соответствии с «Программой воспитания в детском саду».

В книге освещены вопросы содержания и методики работы по основным разделам развития речи и обучения родному языку в детском саду. В пособии раскрываются особенности работы по развитию речи детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Развитие речи детей раннего возраста рассматривается в специальной главе; в нее включен также раздел о речи детей третьего года жизни (первая младшая группа), чтобы в какой-то мере осветить преемственность развития речи детей в раннем и в младшем дошкольном возрасте.

Глава о речи воспитателя преследует цель помочь ему полнее усвоить нормы литературного языка. В последней главе книги даются некоторые рекомендации по планированию работы воспитателя.

В пособии не дается всестороннее и полное освещение содержания и методики развития речи в детском саду, что в известной мере объясняется недостаточней разработанностью некоторых вопросов в дошкольной дидактике и психологии детской речи.

Методические пособие написано сотрудниками Института дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР (Н. Ф. Виноградова, А. И. Максаков, М. И. Попова, Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова), Московского государственного педагогического института имени В. И. Левина (М. Ф. Фомичева), Ленинградского государственного педагогического института имени А. И. Герцена (В. И. Логинова), Московского государственного заочного педагогического института (А. М. Бородач).

Свою определенную роль в развитии проблемы речевого воспитания дошкольников сыграли методические пособия, среди которых в первую очередь надо назвать книгу "Развитие речи детей дошкольного возраста" под редакцией Ф.А. Сохина (она издавалась трижды, имея миллионный тираж - 1976, 1978, 1984 гг.). Многие разделы этой книги (в том числе и главы "Развитие связной речи", "Ознакомление с художественной литературой", написанные авторами этой книги), подготовлены по материалам проведенных исследований. И, конечно, необходимо назвать и книгу "Воспитание и обучение" под ред. А.В. Запорожца и Т.А. Марковой, которая переведена на многие языки мира. В ней обобщены результаты исследований, проводимых в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания.

В 80-е годы многие детские сады использовали методику В.В. Гербовой, составившей конспекты занятий по развитию речи во всем возрастных группах. Большое внимание на этих занятиях уделялось словарной работе, воспитанию звуковой культуры речи. Чаще всего занятия по развитию речи она рекомендует проводить в процессе ознакомления детей с природой, с окружающей средой, при ознакомлении с художественной литературой. Следует заметить, что некоторые конспекты включают разные задачи, совершенно не связанные ни содержанием, ни логикой сочетания разных речевых задач.

Работа по развитию связной речи представлена в обучении пересказыванию литературных произведений, в рассказывании на тему, в составлении рассказов по картинкам и по серии картин, однако в этих занятиях задачи по формированию представлений о структуре рассказа, о способах связи между частями высказывания сформулированы недостаточно четко.

Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. Одно из центральных мест в воспитании, обучении и развитии детей в дошкольном образовательном учреждении занимает работа по развитию речи. Актуальность этой работы подтверждается ведущими положениями педагогики и психологии дошкольного детства, в которых отмечается, что дошкольный возраст уникален по своему значению для развития речи, поскольку своевременное речевого развитие ребёнка в дошкольном детстве является залогом успешного развития его личности .

В настоящее время работа в ДОУ строится с учётом ФГОС, коммуникативная деятельность предусматривает такие задачи:

1. Развитие словаря.

2. Формирование грамматической стороны речи.

3. Воспитание звуковой культуры речи.

4. Формирование разговорной (диалогической) речи: умения детей слушать и понимать обращенную к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать.

5. Обучение рассказыванию (монологической речи).

6. Ознакомление с художественной литературой.

7. Подготовка детей к обучению грамоте.

Таким образом, знание основных задач развития речи не является формальным требованием, оно необходимо для правильной организации работы в детском саду.

Программа "Радуга" - первая инновационная программа России, открывшая путь новым вариативным программам. Охватывает полный комплекс проблем, связанных с обеспечением здоровья, образования, воспитания и развития детей от двух до семи лет. Представляет собой личностно ориентированную систему, призвана обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

Программа "Радуга" рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. По всем основным видам деятельности дошкольников предусмотрены комплекты пособий для детей различных возрастных групп и рекомендации для воспитателей .

Работа педагога складывается из трех равно необходимых компонентов:

Реализация поставленных в программе общих задач психического развития,

Реализация регионального компонента воспитания и образования.

Цели конкретного образовательного учреждения и интересы каждого ребенка группы и его родителей .

Процесс работы не сведен к НОД и осуществляется в разных формах в зависимости от возраста детей. Методики проведения НОД по разным видам деятельности построены таким образом, что программная задача может быть реализована на различном материале, варьируемым педагогом в зависимости и в соответствии с желаниями и интересами конкретных детей. В программу работы в дошкольном учреждении введено представление о том, что у детей есть их неотъемлемые права. Задача педагога - обеспечивать соблюдение прав каждого ребенка всеми другими детьми и взрослыми.

Все вышесказанное позволило программе "Радуга" получить широкое распространение в дошкольных учреждениях, ее по достоинству оценили как родители, так и воспитатели.

Программа "Детство" является результатом многолетней научно-исследовательской работы коллектива кафедры дошкольной педагогики. В её основу легли теоретические взгляды петербургской (ленинградской) научной школы воспитания на сущность развития ребенка в период дошкольного детства, требования к содержании. Образовательной программы для детского сада и пути её реализации в педагогическом процессе.

Идея создания образовательной программы "Детство" принадлежит В.И. Логиновой. Под ее руководством был разработан проект вариативной программы, презентация которой состоялась весной 1991 года.

Окончательная подготовка к изданию комплексной образовательной программы воспитания и развития детей дошкольного возраста "Детство" была осуществлена авторским коллективом в последующие годы под руководством Т.И. Бабаевой. Для НОД по этой программе созданы комплекты пособий для дошкольников по всем видам деятельности и методические рекомендации для воспитателей.

Программа "Детство" предлагает насыщенное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка. Исходя из принципов гармоничности образования, авторы предусмотрели для органического вхождения ребенка в современный мир широкое взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой. Широкое пространство становиться основой для развития любознательности, познавательных способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов.

В программе "Детство" есть три взаимосвязанных линии развития ребенка: "чувствовать - познавать - творить".

Содержание программы базируется на системности знаний о явлениях социальной действительности, предметном мире и мире природы и структурировано по трем ступеням дошкольного детства: младший (3-4 года), средний (4-5 лет) и старший дошкольный возраст (5-7 лет). Итог освоения программы -- способность ребенка свободно оперировать приобретенными знаниями, самостоятельно решать познавательные задачи, использовать способы и приемы познавательной деятельности, готовность к логическому познанию . К программе издано более 80 методических пособий. В перспективах у авторов программы: обновление целевых ориентиров программы и содержания (с учетом особенностей развития и субкультуры современного дошкольника и в логике компетентного подхода); разработка региональных вариантов программы "Детство".

Программа "Детство" создавалась авторами как, программа обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.

Поскольку программа "Детство" родилась в Петербурге, авторы попытались отразить в ее содержании атмосферу жизни этого прекрасного города показать его красоту, стиль взаимоотношений жителей и пробудить у юных петербуржцев чувство любви к родному городу, уважение к его традициям.

В единстве с развитием познания и чувств осуществляется в программе линия творчества. Задача программы пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность .

Базой для реализации программы является осуществление задачи укрепления физического и психического здоровья ребенка, формирования основ двигательной и гигиенической культуры. Программа предусматривает валеологическое просвещение дошкольников: развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, знания о правилах безопасного поведения и разумных действиях в непредвиденных ситуациях, способах оказания элементарной помощи и самопомощи. Эти сведения становятся важным компонентом личностной культуры и социальной защищенности дошкольника.

Отметим программу "Успех", образовательную программу нового поколения, учитывающую социальную ситуацию, в которой происходит развитие современных детей. В центре программы - ребенок начала ХХI века.

"Успех" основывается на фундаментальных положениях мировой науки о детстве, отечественной научной психолого-педагогической школы (культурно-историческом, деятельностном, личностном подходах к образованию детей дошкольного возраста).

Цель программы "Успех" создание воспитательно-образовательных, коррекционно-развивающих и здоровье формирующих условий в ДОУ, способствующих полноценному развитию и социализации дошкольника, обеспечивающих равные стартовые возможности и успешный переход ребенка к обучению в общеобразовательных учреждениях .

Задачи программы "Успех":

Обеспечить построение образовательного процесса в соответствии с принципом возрастной адекватности, или на основе учета возрастных физических и психических особенностей детей;

Основываться на фундаментальных положениях мировой науки о детстве

Основываться на положениях отечественной научной психолого-педагогической школы;

Повысить конкурентоспособность учреждения путем предоставления широкого спектра качественных образовательных, коррекционных и информационно-просветительских услуг разным категориям заинтересованного населения, внедрения в практику работы ДОУ новых форм дошкольного образования (блок "Малыш");

Совершенствовать систему здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности учреждения, с учетом индивидуальных особенностей дошкольников (блок "Здоровячок");

Модернизировать систему управления дошкольным образовательным учреждением в условиях его деятельности в режиме развития (блок "Управление").

Также не можем не сказать об образовательной области "Коммуникация", которая включает:

Непосредственно образовательную деятельность "Развитие речи", которая организуется с 1 младшей группы по среднюю группу - 1 раз в неделю в чередовании с образовательной областью "Чтение художественной литературы;

В 1 младшей группе непосредственно образовательная деятельность проводится по подгруппам;

Во 2 младшей группе, средней и старшей группе образовательная область "Чтение художественной литературы" осуществляется так же и во второй половине дня в режимных моментах в совместной образовательной деятельности педагога и воспитанников.

Интеграция образовательной области "Коммуникация" с другими образовательными областями осуществляется во всех областях основной общеобразовательной программы дошкольного образования ДОУ. Эффективная реализация задач других областей невозможна без полноценной коммуникации.

Среди современных программных документов, рассматривающих вопросы развития речи, необходимо выделить методические рекомендации "Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования" (Н.Я. Михайленко и Н.А. Короткова). Авторы совершенно справедливо поддерживают идею самостоятельности дошкольных учреждений и критикуют систему отношений воспитателя с детьми, которая строится на учебно-дисциплинарной основе, а ребенок остается для педагога объектом воздействия, а не личностью со своими проблемами.

Доказав отрицательные стороны фронтальных занятий с дошкольниками (работают только активные дети, используется школьная форма организации, нет обратной связи и актуальных развивающих задач), авторы отмечают их невысокую эффективность. Выход они видят в появлении новых программ и отказе от ряда укоренившихся стереотипов педагогической работы и предлагают изменить педагогический процесс в целом. Авторы предлагают три типа занятий: познавательные, развитие продуктивной деятельности и музыкально-ритмические. Особо отмечают они задачи по развитию речи: "На наш взгляд, они должны решаться в рамках всех занятий; выделять специальные занятия по развитию речи целесообразно только в старших и подготовительных группах (как занятия по подготовке к освоению грамоты). Очевидно, что развитие речи гораздо активнее происходит в процессе живого общения воспитателя с детьми и совместной деятельности самих детей, в рассказе ребенка непосредственно заинтересованному слушателю, а не на специальных занятиях по пересказу заданного текста, описанию предметов и т.п."

Процитируем положение авторов по вопросам развития речи до конца: "Чтение художественной литературы, обсуждение с детьми прочитанного, правильная речь самих взрослых, т.е. погружение детей в хорошую речевую среду, также важное условие развития речи вне формализованных занятий" .

Итак, развитие речи рассматривается в обучении пересказу и описанию предметов. С таким подходом мы никак не можем согласиться. Наши исследования и наша методика доказали, что стержнем развития языковой способности ребенка является семантический компонент, а синонимические, антонимические и полисемические отношения между словами можно показать детям только в процессе организованного обучения. Представление о структуре высказывания, способах связи между предложениями и частями текста также могут быть сформированы только в результате целенаправленного речевого воспитания. Мы согласны с авторами, что эти занятия не должны быть формальными и скучными - но это уже дело методики, которую мы рассматриваем в тесной взаимосвязи с содержанием.

Не случайно идеи Ф.А. Сохина о формировании языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи легли в основу всех исследований и методического решения развития всех сторон речи. Эти положения легли в основу "Программы развития речи детей дошкольного возраста в детском саду" , разработанной на основе результатов исследований, проведенных в лаборатории развития речи под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой. В программе представлены теоретические основы: результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов, их взгляды на природу языковых способностей, рассмотрение обучения языку не только в лингвистической, но и в коммуникативной сфере. Основные направления работы по развитию речи рассматриваются по задачам: развитие связной речи, обогащение словаря, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи. Затем все эти задачи даются в возрастном аспекте, начиная со 2-й младшей группы. Программа не охватывает все многообразие вопросов развития речи дошкольников, но включает те новые направления, которые были разработаны в лаборатории развития речи.

Исследования, проводившиеся в аспекте вышеизложенных проблем, показали, что углубленная, обогащенная по содержанию (включая формирование элементарного осознания языковых явлений) работа по развитию речи детей, которая начинается с младшего возраста, дает в конце воспитания и обучения их в детском саду (в подготовительной и в старшей группе) очень большой эффект. Некоторые данные показывают, что выпускники детского сада, прошедшие такое обучение, намного успешнее сверстников усваивают программу школьного обучения родному языку - в отношении как лингвистических знаний, так и развития речи, устной и письменной.

Результаты исследований, проведенных Ф.А. Сохиным, его сотрудниками и учениками, сегодня широко используются в практике работы детских садов нашей страны. Подготовленные учеными книги и пособия служат учебным и практическим материалом для студентов дошкольных факультетов педагогических институтов и университетов, педагогических колледжей и училищ, работников дошкольно-образовательных учреждений.

На основе проведенных исследований подготовлены программа развития речи дошкольников и целый ряд научных и методических пособий для всех возрастных групп детского сада: "Развитие речи дошкольника" (М.: РАО, 1990); "Проблемы изучения речи дошкольников" (М.: РАО, 1994) (к 65-летию Ф.А. Сохина); "Занятия по развитию речи" (М.: Просвещение, 1993, 1998); "Придумай слово" (М.: Просвещение, 1996, 2001); "Вопросы изучения речи дошкольников" (М.: РАО, 1998) (к 70-летию Ф.А. Сохина); "Развитие речи дошкольников" (изд. Института психотерапии, 2001) и др. Ежегодно в Институте дошкольного образования и семейного воспитания РАО проводятся конференции, посвященные памяти Ф.А. Сохина, на которых его коллеги, ученики, аспиранты обсуждают актуальные проблемы речевого развития детей на современном этапе.

Сотрудниками Института дошкольного образования и семейного воспитания получены данные, которые показывают, что выпускники детских садов, прошедшие обучение по методике, разработанной под руководством Ф.А. Сохина, намного успешнее своих сверстников усваивают программу школьного обучения родному языку, как в отношении лингвистических знаний, так и в области развития речи - устной и письменной. Именно эффективность разработанной методики поставила вопрос о возможности (и необходимости) ее совершенствования.

Выводы по II главе

На каждом возрастном этапе понимание ребенком значения слова имеет свои особенности. В течение дошкольного детства понимание значения слова (а тем более многозначного) проходит длительный путь развития.

Разработка Ф.А. Сохиным, методической теории развития речи включала психологические, психолингвистические, лингвистические и педагогические аспекты.

В настоящее время психолого-педагогические исследования детской речи выполняются в трех направлениях (классификация Ф.А. Сохина):

Структурном - исследуются вопросы формирования разных структурных уровней языка: фонетического, лексического, грамматического;

Функциональном - исследуются проблемы формирования навыков владения языком в коммуникативной функции: связная речь;

Когнитивном - исследуется проблема формирования элементарного осознания явлений языка и речи: обучение грамоте.

Появляются и разрабатываются новые вариативные программы, среди которых наиболее признанными являются:

"Радуга" (под ред. Т.Н. Дороновой). - Одним из важнейших средств развития дошкольников является создание развивающей речевой среды; подобран литературный репертуар для чтения и рассказывания.

"Детство" (В.И, Логинова, Т.И. Бабаева и др.) - содержит специальные разделы: "развиваем речь детей", "ребенок и книга", - в конце каждого раздела предлагается критерии для оценки уровня речевого развития; - определены речевые умения в разных видах деятельности.

"Программа развития речи" (О.С. Ушакова) - углубляет, дополняет, уточняет типовую программу. Программа базируется на комплексном подходе к речевому развитию на занятиях.

Заключение

Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания - эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идет постепенное усложнение каждой задачи и меняются методы обучения.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте. Методика развития речи в детском саду контактирует с методикой обучения русскому языку в начальной школе. Перед воспитателем стоит задача способствовать успешному овладению дошкольниками практическими речевыми умениями и навыками, которые подготовят их к овладению грамотой, к учению в школе.

Всю свою плодотворную научную деятельность Ф.А. Сохин посвятил изучению развития детской речи, поискам путей эффективного руководства этим развитием в дошкольном возрасте. Он считал, что развитие осознания явлений языка и речи необходимо специально осуществлять при обучении родному языку, поскольку на этой основе формируется ориентировка в языковых явлениях, создаются условия для самостоятельных наблюдений над языком и для саморазвития речи.

Ф.А. Сохин отмечал, что "на каждом возрастном этапе языковые средства, которыми владеет ребенок, представляют собой определенную систему, т.е. речь ребенка нужно изучать (и разрабатывать методы обучения), рассматривая словарь и грамматику не изолированно, а в единстве, во взаимосвязях, в системе" (10, С. 33). Это является необходимым условием лингвистического развития детей дошкольного возраста. Эти положения, выдвинуты и обоснованны Ф.А. Сохиным. Он придумывал принципы и изобретал способы, применяя которые, педагог смог бы помочь ребенку овладеть даром слова - повседневного, но человеческого и человечного, живого, звучащего, значащего, значимого. Для других и прежде всего - для самого себя. На базе исследований, проведенных им и его сотрудниками в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания АПН СССР, была разработана уникальная система развития речи в дошкольных учреждениях. После кончины Ф.А. Сохина эту работу продолжила его ученица, известный дошкольный педагог профессор О.С. Ушакова. Сделанное коллективом Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой ныне не только не утратило своей актуальности, но и максимально востребовано в практике российского дошкольного образования.

Таким образом, выполнив курсовую работу, мы достигли поставленной цели изучение вклада Ф.А. Сохина в область речевого развития дошкольников и реализацию его идей в современном ДОУ. Для достижения цели решили следующие задачи:

Изучили этапы жизненного пути Ф.А. Сохина;

Рассмотрели влияние психолого-педагогического исследования 50-70 годов на разработку методической теории развития речи Ф.А. Сохина;

Изучили научные основы методики развития речи и обучения дошкольников родному языку;

Проанализировали осознание явлений языка и речи детьми дошкольного возраста в теории Ф.А. Сохина;

Охарактеризовали научную школу, созданную Ф.А. Сохиным;

Рассмотрели реализацию идей Ф.А. Сохина в области развития и обучения родному языку современных дошкольников.

1.1 Этапы жизненного пути Ф.А. Сохина

Сохин Феликс Алексеевич (1928-1989) - российский психолог и лингвист. Область научных интересов Сохина Ф.А. связана с исследованиями в области психологии и педагогики развития речи детей дошкольного возраста.

Образование получил в МГУ им. М. В. Ломоносова, окончив отделение психологии философского факультета (1946-1951 гг.) и аспирантуру по кафедре психологии (1951-1954 гг.).

После окончания психологического отделения философского факультета МГУ работал преподавателем психологии в Московском пединституте иностранных языков (1951-1957).

В 1954 г. под руководством С.Л. Рубинштейна защитил кандидатскую диссертацию по проблеме формирования грамматического строя речи детей.

С 1961 г. работал в Институте дошкольного воспитания АПН СССР (в настоящее время - Институт дошкольного образования и семейного воспитания Российской академии образования), созданного А.В. Запорожцем заведующим лабораторией подготовки детей к школе.

В 1971 г. Ф.А. Сохин был избран председателем дошкольной комиссии учебно-методического совета Министерства просвещения СССР.

В 1972 г. возглавил там же лабораторию развития речи.

Ф.А. Сохин в течение нескольких лет сотрудничал с журналом "Вопросы психологии", сначала - в качестве редактора (1956-1960), затем - члена редколлегии (1960-1962), заместителя главного редактора (1962-1970), члена редакционного совета (1971-1981), а в последние годы жизни - рецензента. Он также являлся членом редколлегии журнала "Дошкольное воспитание" (с 1980 г.).

Награжден орденом "Знак Почета" (1981 г.), знаком "Отличник просвещения СССР" (1986 г.).

В 1989 г. Сохин подготовил докторскую диссертацию "Психолого-педагогические основы развития речи детей дошкольного возраста", которую, к сожалению, не успел защитить.

В область научных интересов Ф.А. Сохина входила психология и педагогика развития речи детей дошкольного возраста. Под его руководством в лаборатории развития речи в Институте дошкольного образования проводились исследования усвоения языка дошкольниками и разрабатывались теоретические проблемы этого процесса. Разработка психолого-педагогических основ методики развития речи в детском саду включала обучение родному языку и русскому языку в национальном и многонациональном детских садах.

Большое внимание уделялось также сравнительному изучению речевого развития нормально слышащих, слабослышащих и глухих дошкольников. На основе этих исследований разработаны "Типовая программа обучения русскому языку в национальном детском саду" (1982) и "Типовая программа воспитания и обучения в детском саду" (1984), в которых учитывается специфика развития речи дошкольников.

Существует два подхода к проблеме усвоения языка. Согласно имитационно-интуитивистскому подходу, язык усваивается ребенком интуитивно, путем подражания взрослым. В противовес этому взгляду в исследованиях Ф.А. Сохина и его сотрудников было показано, что дети способны к самостоятельному наблюдению и пониманию принципов словообразования, элементарных семантических (смысловых) и структурных аспектов языка, формированию языковых обобщений. Это создает условия для саморазвития речи, повышения самоконтроля при построении высказываний. Исследования Ф.А. Сохина были обобщены в его книге "Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников", которая вышла в свет после смерти автора, в 2003 г.

Тонкий психолог, лингвист, талантливый исследователь проблемы развития детской речи, Феликс Алексеевич постоянно расширял свой научный поиск, горячо отстаивал самостоятельное значение речевого развития ребёнка, доказывал, что оно представляет собой стержень общего психического развития и не может рассматриваться только как одна сторона ознакомления ребенка с окружающим миром. Именно по инициативе Феликса Алексеевича, благодаря его энергии и научной доказательности его работ развитие речи было выделено в особый раздел "Программы воспитания и обучения в детском саду", а в Институте дошкольного воспитания АПН (сейчас Институт дошкольного образования и семейного воспитания РАО) была организована специальная лаборатория развития речи, которую он возглавлял с момента ее создания и до конца своей жизни.

Сохин вошел в психологию детской речи как создатель концепции, в которой центральной является идея о необходимости не только речевого, но и лингвистического развития ребенка. Эти теоретические положения стали основополагающими для целого ряда последовавших диссертационных работ.

Идеи Ф.А. Сохина переплетались с работами М.М. Кониной. М.М. Конина считала, что полагаться на формирование грамматических навыков в процессе исправления ошибок неправомерно. Необходимо обучение детей, помощь в преодолении трудностей, а не пассивное ожидание ошибок и последующее их исправление.

Высказанные ею научные идеи, размышления, суждения об особенностях речевого развития детей, содержании и методах развития речи и обучения родному языку живут, получили свое развитие. На основе ее лекционного курса, представлявшего научно-обоснованную, проверенную на практике систему работы по развитию речи дошкольника, созданы новые лекционные курсы, методические пособия, подготовлены статьи. Исследователи ссылаются на ее публикации .

После ухода из жизни Ф.А. Сохина его идеи продолжают развиваться в науке и практике речевого развития дошкольников благодаря О.С. Ушаковой. На данный момент Ушакова О.С. доктор педагогических наук, профессор, зав. лабораторией развития речи и речевого общения Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО. Одним из главных трудов О.С. Ушаковой по развитию речи дошкольников является учебное пособие (основанное на докторской диссертации) "Развитие речи дошкольников".

Ушакова О.С. является одним из ведущих специалистов в области речевого развития дошкольников. Ею разработана система обучения родному языку детей от 3-х до 7-ми лет, на базе которой создана авторская "Программа развития речи детей в дошкольном возрасте в детском саду" (1994). Ушакова О.С. является автором 200 научных и научно-методических работ и ряда книг для воспитателей дошкольных учреждений.

Доктор наук, профессор О.С. Ушакова награждена орденом "Знак почёта", медалью "Ветеран труда", знаком "Отличник просвещения". Научная работа О.С. Ушаковой всегда отличается разноплановостью, многоаспектностью, определяется состоянием разработанности методики развития речи детей, как науки, потребности практики, а также подготовки специалистов в вузе и педагогическом колледже. Формирование грамматического строя и словаря, воспитание звуковой культуры речи, история становления и развития методики стали предметами научного исследования О.С. Ушаковой.

Под руководством О.С. Ушаковой выполнены и защищены кандидатские диссертации по вопросам педагогики и психологии развития речи дошкольников (усвоение фонетической структуры и семантики слова, формирование синтаксиса речи, словообразования и словотворчества, связной речи, творческого рассказывания, осознания языковых явлений; обучение русскому языку в национальном детском саду и др.)

Изучение вклада Ф.А. Сохина в область речевого развития дошкольников

Психологи считают, что формирование мышления и речи происходит в процессе практической деятельности. Язык, как средство общения людей, является особым видом интеллектуальной деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.И. Божович, П.Я...

Интеграция детей с нарушенным зрением и слухом

Учебный план в помощь социально-эмоциональному развитию детей с особыми нуждами. Когда мы говорим об интеграции аномальных детей в общество...

Методика формирования у учащихся средней школы обобщенных умений и навыков при изучении определенного интеграла в процессе решения задач

Пусть материальная точка движется прямолинейно с некоторой мгновенной скоростью, то есть. Известна скорость точки в любой момент времени, - непрерывная функция на отрезке. Требуется найти путь...

Из многочисленных обрядов, совершаемых в семье, особо выделяют четыре обряда жизненного цикла. Ими отмечены основные вехи человеческого пути. Это обряды детские, связанные с наступлением совершеннолетия, свадебные и погребально-поминальные...

Обряды жизненного цикла и традиционные системы воспитания детей у разных народов мира

В системе традиционной семейной обрядности ункратлинцев особое место занимают похоронно-поминальные обычаи и обряды. Этот цикл можно разделить на три этапа: 1) предпогребальные обычаи и обряды; 2) похороны; 3) обряды и обычаи...

Обряды жизненного цикла и традиционные системы воспитания детей у разных народов мира

В иудаизме сохранилось множество обрядов и обычаев, которые восходят к эпохе родового строя, и не имеют рационального объяснения. Они вырабатывались и освещались веками в разных местностях, поэтому невозможно полностью даже перечислить их...

Обряды жизненного цикла и традиционные системы воспитания детей у разных народов мира

Калмыки придавали большое значение обряду создания семьи. Предстоящее бракосочетание обсуждалось в кругу близких родственников, которые не только присутствовали при бракосочетании, но и участвовали в расходах для "всего, что требует обычай"...

Организационно-методические основы использования межпредметных связей на уроках кубановедения в повышении уровня знаний обучающихся на ступени начального общего образования

Наиболее оптимальной формой конструирования педагогом образовательного процесса, совмещающей в себе тематическое планирование с поурочным, считаю технологическую карту. Технологическая карта позволяет избежать типичных ошибок...

Особенности современной кинематографической терминологии

Существует несколько путей формирования лексики. а) Использование собственных ресурсов (исконно русские слова). По хронологическому признаку выделяются следующие группы исконных русских слов, объединяемых своим происхождением...

Теоретический анализ социально-педагогической деятельности с ребенком из неблагополучной семьи

Деформация личности под влиянием семьи, ее психологической неустойчивости начинается с раннего детства. Именно на этой стадии под влиянием неблагоприятных, иногда случайных...

Теория детского коллектива в трудах А.С. Макаренко

Антон Семенович Макаренко родился 1 марта (по старому стилю) 1888 г. в семье рабочего. После успешного окончания Кременчугского железнодорожного училища и годичных педагогических курсов в 1905 г. Антон Семенович ступил на учительскую стезю...

Тождественные преобразования выражений и методика обучения учащихся их выполнению

1. Начала алгебры Используется нерасчлененная система преобразований, представленная правилами выполнения действий над одной или обеими частями формулы. Цель - достичь беглости в выполнении заданий на решение простейших уравнений...

Многих интересует вопрос: почему одни люди все теряют, а другие - постоянно что-то находят? Такие люди часто считают себя обреченными на нищету и прозябание, им кажется, что их к этому толкает какая-то странная сила...

Формирование положительной репутации

Сегодня тысячи психологов, социальных работников, менеджеров и просто любознательных людей заинтересованы в совершенствовании коммуникаций. Все люди живут в одном мире...

Феликс Алексеевич Сохин (1928-1989) известный ис­следователь в области развития речи детей дошкольного воз­раста.

Исследования, проводимые под руководством Ф. А. Со­хина, были направлены на разработку теории усвоения язы­ка в дошкольном детстве, они органически сочетали в теоре­тическом анализе и эксперименте педагогический, психоло­гический и лингвистический аспекты.

На основе результатов проведенных им исследований су­щественно переработано программное содержание развития речи в разных возрастных группах детского сада. Методиче­ское пособие «Развитие речи детей дошкольного возраста» под редакцией Ф. А. Сохина издавалось три раза (общим ти­ражом 1 млн. экз). Эта книга вместе с «Умственным воспита­нием детей дошкольного возраста» (под ред. Ф. А. Сохина и Н. Н. Поддъякова) и «Методикой обучения русскому языку в национальном детском саду» (под ред. Ф. А. Сохина и Е. И. Негневицкой) получили в свое время (1988 г.) первую премию Академии педагогических наук СССР.

Под редакцией Ф. А. Сохина (совместно с В. И. Ядэшко) подготовлено и учебное пособие «Дошкольная педагогика», опубликованное в ряде стран. Всего Ф. А. Сохиным опубли­ковано свыше ста научных и научно-методических работ, многие из них переведены на иностранные языки.

Всю свою плодотворную научную деятельность Ф. А. Со­хин посвятил изучению развития детской речи, поискам пу­тей эффективного руководства этим развитием в дошколь­ном возрасте. Еще будучи студентом, он написал дипломную работу, посвященную формированию грамматического строя речи детей, которая показала, что в науку пришел тонкий психолог, лингвист, талантливый исследователь проб­лемы развития детской речи.

В дальнейшем Феликс Алексеевич постоянно расширял свой научный поиск, охватывал все новые проблемы речево­го развития ребенка. Он горячо отстаивал самостоятельное значение этого развития, доказывал, что оно представляет собой стержень общего психического развития и не может рассматриваться только как сторона ознакомления ребенка с окружающим миром. Именно по инициативе Феликса Алексеевича, благодаря его энергии и научной доказатель­ности его работ, развитие речи было выделено в особый раз­дел «Программы воспитания и обучения в детском саду», а в Институте дошкольного воспитания была организована специальная лаборатория развития речи, которую он воз­главлял с момента создания и до конца своей жизни.

В работах Ф. А. Сохина опровергается распространенная точка зрения на развитие речи как на процесс, целиком основанный на подражании, интуитивном, неосознанном усвоении языка ребенком. Эти работы убедительно показы­вают, что в основе развития речи лежит активный, творче­ский процесс овладения языком, формирования речевой де­ятельности.



Даже без специального обучения дети, начиная уже с младшего дошкольного возраста, проявляют большой инте­рес к языковой действительности, «экспериментируют» со словами, создают новые слова, ориентируясь как на смысло­вую, так и на грамматическую сторону языка. Это является необходимым условием их лингвистического развития, по­степенного осознания языковых явлений. И только такое развитие ведет к подлинному овладению богатством языка.

При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня, поэтому необходи­мо проводить специальное обучение, направленное на овла­дение языком. Центральные задачи такого обучения состоят в формировании языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи. Оно создает у детей интерес к родному языку и обеспечивает творческий характер речи, тенденцию к ее саморазвитию.

Эти положения, выдвинутые и обоснованные Ф. А. Сохиным, послужили исходным пунктом большой группы ис­следований, выполненных под его руководством в Институ­те дошкольного воспитания АПН СССР.

В исследованиях достаточно четко выделены три основ­ных направления разработки психолого-педагогических проблем развития речи дошкольников, совершенствования содержания и методов обучения родному языку: структурное (формирование разных структурных уровней системы язы­ка - фонетического, лексического, грамматического); фун­кциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции - развитие связной речи, речевого общения); когнитивное, познавательное (форми­рование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений).



Все три направления взаимосвязаны, так как вопросы развития осознания речевых и языковых явлений включают­ся в проблематику всех исследований, изучающих разные стороны развития.

В исследованиях первого направления (Ф. А. Сохин, А. И. Максаков, Е. М. Струнина, Э. А. Федеравичене, А. Г. Тамбовцева, М. С. Лаврик, Г. И. Николайчук) установле­но, что наибольшая эффективность при овладении любыми структурными составляющими речи достигается при усло­вии, что дети вовлекаются в активную работу по сопоставле­нию разных вариантов речевых единиц, их изменению и об­разованию.

Так, работа над словарем оказывает подлинное развива­ющее воздействие, если она не ограничивается его расшире­нием, а включает углубление понимания значений слов, ознакомление детей с многозначными словами, смысловы­ми отношениями слов (синонимия, антонимия).

В вопросах совершенствования грамматического строя речи был осуществлен выход за пределы бытующего в методике узкого подхода, состоящего в том, что в качестве основ­ной задачи выступает преодоление разнообразных грамма­тических ошибок в речи детей. Основой совершенствования грамматического строя стало формирование языковых обоб­щений. Оно строится на обучении детей самостоятельному образованию новых слов, в ходе которого происходит актив­ное усвоение средств и способов словообразования. При этом дети осваивают как способы образования слов от одно­го корня, имеющих разную структуру, так и способы образо­вания слов от разных корней, имеющих одинаковую струк­туру. Перед детьми открывается смысл формально-семанти­ческих отношений (зависимость значения слова от его структурных особенностей). И если сначала словообразова­ние носит в значительной мере характер свободного слово­творчества, создания «собственных» слов, отсутствующих в языке, то впоследствии дети овладевают обобщенными спо­собами словообразования и видоизменяют слова в соответ­ствии с языковыми нормами.

Наряду с этим важно и обучение использованию в выска­зываниях сложных синтаксических конструкций, которое происходит за счет мобилизации и осознания языковых средств, накапливающихся в пассивной речи детей при слу­шании и понимании взрослых.

В исследованиях второго направления (Л. В. Ворошнина, Г. Я. Кудрина, О. С. Ушакова, А. А. Зрожевская, Т. М. Виногра­дова) авторы стремились найти более четкие критерии связ­ности речи, чем просто ее логичность, последовательность и т. п. В качестве основных показателей связности было при­нято сформированное у детей умение структурно правильно строить текст, используя при этом необходимые средства связи между предложениями и частями высказывания.

Путь, по которому должно идти руководство развитием речи детей в целях формирования у них способности строить связное высказывание (текст), ведет от диалога между взрос­лым и ребенком, в котором взрослый берет на себя руково­дящую роль, направляя ход мысли и способы ее выражения, к развернутой монологической речи самого ребенка. В про­цессе перехода от диалога к монологу есть своя четкая логика: взрослый учит ребенка вначале строить простые высказыва­ния, затем соединять их между собой. При этом речь ребенка приобретает произвольный характер, в нее включается эле­мент планирования. Это дает возможность двинуться даль­ше - к обучению планированию и составлению самостояте­льного рассказа. Но наиболее высокие требования к связной речи представляет переход к «письменному» изложению мыс­ли, когда ребенок диктует, а взрослый записывает.

Если в исследованиях первого и второго направления обобщение и осознание языковых явлений выступает только как одно из условий успешного усвоения элементов лекси­ки, грамматики, связного высказывания, то исследования третьего направления (Ф.А. Сохин, Г. П. Белякова, Г. А. Тума­кова) были прямо нацелены на то, чтобы сформировать у де­тей первоначальные лингвистические представления, пони­мание того, что такое слово, предложение, как они строятся, из каких частей состоят. Они показали, что осознание звуко­вого состава слова и словесного состава предложения подво­дят детей к порогу овладения грамотой и главное - заклады­вают основы нового отношения к языку, сознательного опе­рирования им, что является важной предпосылкой успеш­ного школьного обучения.

Методика «Живые слова», разработанная Ф. А. Сохиным и Г. П. Беляковой, широко используется при ознакомлении детей со смысловой стороной предложения, порядком слов, интонационным оформлением высказывания.

Наряду с глубоким изучением проблем развития речи на родном языке Ф. А. Сохин уделял серьезное внимание и проблемам обучения иностранному языку, а также русскому языку в национальных детских садах. Он считал, что вопро­сы обучения дошкольников второму языку должны осущест­вляться в тесной связи с обучением родному языку, что обес­печит взаимообогащение развития речи на родном и втором языке.

В целом, исследования, проводившиеся под руковод­ством Ф. А. Сохина, не только подтвердили справедли­вость намеченной им линии развития детской речи, но и показали, что ее реализация в педагогических разработках приводит к крупным сдвигам в речевом и общем умствен­ном развитии дошкольников. У детей формируется высо­кая культура речи, тенденция к ее саморазвитию, повыша­ется точность речи, ее выразительность. Дошкольники на­чинают уместно употреблять средства художественной вы­разительности в собственном словесном творчестве (при сочинении загадок, сказок, стихов). Вместе с тем, уточне­ние средств формирования и выражения мысли становит­ся важным стимулом развития высших речевых форм мышления ребенка.

Коллеги, ученики, последователи Ф. А. Сохина продол­жают исследования проблемы развития речи в разных на­правлениях под руководством О. С. Ушаковой: развитие связной монологической речи (Я. Г. Смольникова, Е. А. Смирнова, Р. X. Гасанова, Л. Г. Шадрина), работа над се­мантическим компонентом детской речи (А. А. Смага, Л. А. Колунова, А. И. Лаврентьева), развитие словесного творчества и его взаимосвязь с разными видами художест­венной деятельности (Ле Тхи Ань Туэт, Р. П. Боша, Н. В. Гаериш, Е. В. Савушкина, Г. А. Куршева, Л. В. Танина), воспита­ние культуры речевого общения в семье (Л/. В. Ильяшенко), особенности вербализации эмоциональных представлений (Н. В. Соловьева).

Результаты исследований, проведенных Ф. А. Сохиным, его сотрудниками и учениками, широко используются в практике работы детских садов нашей страны.

Подготовленные ими книги и пособия служат учебным материалом для студентов дошкольных факультетов педаго­гических институтов и университетов, педагогических кол­леджей и училищ, работников дошкольно-образовательных учреждений.

На основе проведенных исследований в лаборатории подготовлены программа развития речи дошкольников и це­лый ряд методических пособий для всех возрастных групп

детского сада.

Сотрудниками Ф. А. Сохина получены данные, кото­рые показывают, что выпускники детских садов, прошед­шие обучение по методике, разработанной в лаборатории, намного успешнее сверстников усваивают программу школьного обучения родному языку - как в отношении лингвистических знаний, так и в области развития речи - устной и письменной. Именно эффективность разрабо­танной методики поставила вопрос о возможности (и не­обходимости) ее совершенствования. В настоящее время интенсивно разрабатывается проблема диагностики речевого развития детей, а также проблема развития словесно­го творчества в разных видах художественной деятельно­сти дошкольников.

Феликс Алексеевич был необыкновенно добрым, чутким человеком. Он пользовался огромным уважением и любовью со стороны всех, кто когда-либо общался и работал с ним. Твердо отстаивая свои научные убеждения, он вместе с тем всегда был готов понять и учесть точку зрения другого. Наделенный незаурядными литературными способностями, гонким и мягким юмором, Феликс Алексеевич поражал окружающих своими блестящими шуточными стихами и шифрограммами, был истинной душой коллектива, в котором работал. Его отличали высочайшая ответственность, готов­ность прийти на помощь любому, кто в ней нуждается, взять на себя любую дополнительную работу.

Подготовив к печати сборник избранных работ Ф. А. Со­хина, его коллеги и ученики надеются, что он найдет широ­кий круг читателей: педагогов, психологов, лингвистов, пре­подавателей методики развития речи, студентов педуниверситетов и педколледжей, работников дошкольно-образова­тельных учреждений.

Рекомендуем почитать

Наверх