Какие игрушки нужны ребёнку с рождения и до года? Сколько игрушек нужно ребенку? Какие игрушки нужны детям разного возраста? Какие игрушки покупать 6 месячному ребенку

Песни / Мультики  17.07.2020
Песни / Мультики 

Впервые полгода, период развития малыша протекает в фазе наблюдения. Поэтому любой материальный предмет, который находится в доме, будет для него познавательным. Но чем позабавить кроху? Что рекомендуют психологи, какие игрушки нужны ребенку в 6 месяцев? По каким критериям следует выбирать презент для девочек и мальчиков?

Зачем игрушки малышу?

Игрушки - это предметы, предназначенные для досуга, а также развития нравственных и физических навыков у ребенка. Они стимулируют логическое мышление и побуждают кроху к определенным действиям. В полгода, с помощью игрушек дети гораздо лучше познают мир, а именно:

  • присматриваются к незнакомым силуэтам;
  • трогают окружающие предметы;
  • изучают разнообразие звуков;
  • развивают мелкую моторику и логическое мышление;
  • тренируют двигательную активность – ползают на четвереньках, бросают и грызут все, что попадется им под руки.

Самые востребованные игрушки для детей 6 месяцев, которые поднимут им настроение:

  • Гирлянды, погремушки.Их натягивают над детской кроватью. Польза их в том, что они прекрасно развивают слуховой аппарат.
  • Прорезыватели.Рекомендуется покупать модели, которые состоят из латекса. Малышу должно быть удобно не только их грызть, но и также держать в своих ручках.
  • Мелодичные.Они реагируют на касание, нажатие кнопки или на толчок. Играясь такими игрушками, у малыша развиваются причинно-следственные связи.
  • Игровые панели – игрушка крепится к столику, кровати или же просто ложится перед малышом. Такой детский предмет служит стимулятором в развитии слухового и зрительного восприятия.

Кроме вышеуказанных игрушек, малышу будут нужны: мягкие кубики, шарики и маленькие мячики. Они отлично подходят для развития пальчиковой гимнастики и опорно-двигательного аппарата.

Правильные критерии выбора

Каким требованиям должны отвечать игрушки и на что обратить внимание при покупке их полугодовалому ребенку? Основные критерии выбора презента – это удобство и безопасность изделия. В этот список входит:

  • Материал, из которого изготовлен предмет, соответствует требованиям безопасности и чистоты. Игрушки должны быть удобными, легко мыться и чиститься, без острых окончаний, сколов, мелких, открученных деталей, а также иметь подтвержденный сертификат качества.
  • Соответствовать возрастным критериям. Покупая подарок для 6-ти месячного малыша, следует учитывать его потребности и возрастные особенности. В полгода ребенок демонстрирует активную реакцию на игрушки – концентрирует внимание, пытается дотянуться, подползти. Поэтому такие презенты должны быть удобной формы для захвата в ручке, подходящими по размеру и весу, не отпугивать кроху, а радовать и помогать познавать окружающий мир.
  • Быть полезными для детей и способствовать их гармоничному развитию. Предметы, издающие звуки – говорящие куклы, пищалки (для девочек) музыкальные машинки, мобили (для мальчиков).
  • Игрушки, помогающие ребёнку освоить навыки двигательной активности (мячики), развитию мелкой моторики рук (шарики, камушки), тактильных ощущений и зрения.

Следите за чистотой мягких и пушистых игрушек. Ведь плюшевого зайчика или мишку кроха тщательно изучит и обязательно потянет в рот. А это источник микробов, которые способны вызвать аллергическую реакцию организма, а иногда, воспаление слизистой оболочки ротовой полости (стоматит).

Развивающие мелкую моторику

В таком возрасте мышцы младенца еще находятся в тонусе, поэтому он не способен хорошо координировать движения конечностей и пальцев рук. Эти навыки потребуют развития и совершенства мелкой моторики рук. Для малыша 6 месяцев желательно приобрести такие игрушки, как:

  • Погремушки.Являются одними из первых познавательных предметов в жизни малыша. Ведь до трех месяцев маленький человечек в основном надзирает за происходящим. Он пробует концентрировать свое зрение на предлагаемые ему детские погремушки, которые разняться по цветовой палитре, типу формы, мелодичному звучанию, а также размеру. В 4-5 месяцев наступает тренировка координации движения и формирование хватательных действий. В этот период ребёнку нужны игрушки отличающиеся твердостью, фактурой и тяжестью.
  • Сенсорные мешочки, внутри которых находятся разные материалы (песок, риск, крупа, горох), либо связки деревянных брусочков. Экспериментируйте с формой, цветом, размерами. Ребенку всегда интересно трогать и щупать мелкие предметы. Такие игрушки можно изготовить своими руками в домашних условиях. Главное, выбирать безопасные материалы, без примесей и химии.


  • Мячи. Полугодовалому малышу нужны маленькие мячики, чтоб он мог сжимать, перекладывать в руки, бросать или катить по поверхности. Такой круглый тренажер является хорошим помощником для развития мелкой моторики и точных скоординированных движений.

Развиваем слух и речь

Примерно от 6 до 8 месяцев у ребенка происходит формирование артикуляционного аппарата. Прислушиваясь к разным звукам, кроха концентрирует на них свое внимание, что-то лепечет. Задача родителей – обеспечить малыша хорошим игровым материалом, которые будет содействовать развитию речевых и слуховых навыков. В этом им помогут музыкальные игрушки:

  • юлы со звуковым и световым эффектом;
  • мобили, пищалки, неваляшки;
  • озвученные книги с голосами животных, стихами, песенками.

Для развития логики

С каждым днем малыш растет и соответственно развивает свой интеллект. Кроме знакомства с формой и размерами игрушек, ребенок учится сравнивать разные предметы и делать выводы об их значимости. Так в ходе игрового процесса, шалун осваивает новые навыки и достижения.


Какие игрушки в 6 месяцев будут способствовать развитию логического мышления:

  • Кубики (деревянные, пластиковые) разных форм и размеров.
  • Сортеры (домики, черепашки, гусеницы, пазлы, мозаики). Основная задача сортеров – научить кроху правильно отсортировать предметы по типу, размеру и цвету. То есть, для каждой геометрической фигуры есть свое отведенное место.
  • Пирамидки с кольцами, стаканчиками. К шести месяцам дети с удовольствием осваивают разбор и собирание пирамидок. Поначалу это будет трудоемкий процесс. Но когда ребёнок научится абстрактно мыслить, он с легкостью будет складывать 3-4 элемента по цвету и размеру.

Тактильных ощущений

Формирование тактильных ощущений происходит, когда в процессе занятий с игрушками ребенок учится различать их форму, вес, твердость материала, а также ощущение холода и теплоты. Развитие кожных рецепторов заставляет кроху лучше мыслить и познавать мир безопаснее и интереснее. Для оказания грамотной помощи грудничку нужны следующие полезные предметы:

  • тактильные звуковые и сенсорные наборы;
  • мячики, шарики;
  • волшебные мешочки с песком (крупами);
  • книжки;
  • развивающиеся коврики;
  • пирамидки с кольцами.


Каждая игрушка для карапуза будет особенной. Вначале он будет внимательно ее рассматривать, затем ощупывать и перебирать ручками. Если у ребенка вдруг появился испуг, ему нужно помочь представить тот или иной объект. Лучше это сделать вместе, например, взять кроху за ручку и дать возможность дотронуться к поверхности, рассказывая ее характеристику.

Игрушки для купания

В 6 месяцев принимать водные процедуры без игрушки крохе уже не интересно. Для того чтоб процесс купания приносил удовольствие и пользу для организма, следует ими обзавестись. Лучше покупать резиновые пищалки, рыбки, мячики, губки, которые не тонут и не провоцируют малыша опускаться под воду.


В современных игрушек для купания несколько основных задач:

  • отвлечь младенца от мытья лица и головы, пока родители проводят гигиеническую процедуру;
  • игры в воде способствуют активному развитию мышечного корсета;
  • ускоряют процесс освоения речевых навыков и умственного развития;
  • плавающие предметы обучают лучшей концентрации внимания.

Приобретая игрушки для купания, не забывайте о безопасности и качестве изделия – отсутствие острых углов и мелких деталей. Следите за их чистотой после окончания процедур – регулярно мойте и храните в специально отведенном месте. Дети растут очень быстро. Им важна не только любовь и забота родителей, но также окружение большого количества подвижных и веселых забав.

После пяти месяцев малыши становятся очень подвижными, пытаются ползать, садиться и исследовать окружающую действительность. Им еще рано расставаться с привычными погремушками, но уже пора узнать и новые развлечения. Психологи рекомендуют приобрести к полугодию малыша следующие игрушки:

Погремушки. Выбирайте сложные погремушки с необычными ручками и формами, чтобы ребенок учился по разному их захватывать, развивал мелкую моторику. Особенно интересными будут для него модные ныне мягкие погремушки в виде животных и кукол. Обычно у них бывает встроенное зеркальце или зашитые массажные горошины, что, несомненно, порадует пальчики крохи.

Резиновые игрушки-пищалки . Идеальный вариант для ванны. Ребенок уже может сидеть и просто мыться ему скучно. Покажите, как плавает уточка, как пищит резиновая лягушка, это не только сделает купание интересным, но и расширит представления малыша о мире. Качественные резиновые «пищалки» легко поддаются нажатию и ровно плавают.

Мячики, машинки. Для «ползунка» важно иметь движущиеся или катающиеся игрушки, именно они помогают освоить ребенку первый способ передвижения – ползанье. Лучше, если это будет лошадка на колесиках или простая машина среднего размера. Мячи выбираем яркие и разных размеров, чтобы можно было и катать, и кататься.

Платочки, тряпочки . В возрасте 6-7 месяцев ребенок с удовольствием играет в прятки, любит находить других и прятаться сам. Разнообразными тряпочками можно накрывать игрушку или свое лицо, спрашивать у малыша «Где мама?» и восторгаться вместе с ребенком: «Вот она!». Творческие мамы могут сшить из разнообразных тканей развивающий коврик, который поможет малышу изучить разные материалы и звуки (шуршание, постукивание, перекатывание горошин).

Книжки. Пора познакомить кроху с первой книгой. Пусть она будет толстой (ведь ребенок будет сначала пробовать ее на вкус!), с крупными картинками и минимумом текста. Классика – «Курочка ряба» и «Репка».

Кубики и пирамидки . Большие красочные кубики понравятся ребенку, если мама построит из них башню. У малыша еще плохо получается строить самому, а вот разрушит постройку он с удовольствием! Тоже самое касается и пирамидок, собрать ее малыш еще не может, но уже с удовольствием подает маме колечки. Пирамидка нужна с устойчивым основанием и широкими отверстиями под кольца, это могут быть и .

Развивающие игрушки. Простейшие сортеры, шарики, передвигающиеся по дугам, скаты для шариков – все это можно найти в обычных магазинах или отделах для раннего развития. Выбирайте самые простые «развивалки» с минимумом деталей, крупного размера, простой формы. Как только малыш научится просовывать предметы в отверстия сортера или скатывать шары, можно приобрести более сложные предметы. Большинство таких игрушек разработано опытными педагогами, поэтому они не только занимают малыша, но и стимулируют быстрое умственное и творческое развитие.

Ребенок 6 месяцев становится самостоятельней: ползает, переворачивается, может играть с игрушками один, сидеть полулежа и занимать себя. В первый год жизни малыш очень быстро растет, для полноценного развития нужны игры соответствующие его возрасту. Игрушки для детей 6 месяцев значительно отличаются от простейших погремушек для новорожденных.

Как играть с шестимесячным ребенком?

Очень интересно наблюдать, как малыш, играя с двумя погремушками, обращает внимание на третью. Пытается ее ухватить, но не понимает, что для этого нужно освободить руку. В конце концов, одна выпадает из рук, и малыш хватает новую. В ходе такой игры, он начинает понимать процесс замены одного предмета на другой.

Игры с зеркалом в этом возрасте очень актуальны. Ему нравится узнавать в зеркале родных и себя, ему нравится разглядывать изображение, «разговаривать» с ним и трогать. С зеркалом играют в простейшую игру: «Где мама? Где малыш?». Эта потеха очень нравится малышу.

Игра «Где?» очень полезна для шестимесячного ребенка. Это могут быть прятки за покрывалом, за ладошками, за стеной. Здесь он понимает, что предметы скрываясь из виду не пропадают, а остаются и появляются снова.

В этом возрасте необходимо много общения, особенно охотно малыш контактирует с детьми постарше. «Бегает» за ними, пинает мяч, катается на качелях в компании с ними. А если встретятся два одновозрастных крохи, они начинают копировать друг друга, трогать, улыбаться, забирать пустышки и одновременно плакать.

Игра «Ладушки» уже радует малыша, он пока не понимает весь текст, но движения учат его хлопать в ладошки, гладить голову и махать руками. Более весело воспринимается им прибаутка про «ехали-ехали, по кочкам, по комочкам… и в яму бух!». Вообще полугодовалый малыш любит, когда с ним общаются: весело, задорно, с интонацией.

При введении прикорма малышу тоже нужно дать ложку, удобно усадить в специальный стул для кормления. В форме игры можно попросить покормить маму или любимую игрушку. В такой обстановке им весело и без принуждения будет съедена вся каша или пюре.

Особенности выбора игрушек

Так как кроха стал активным и может самостоятельно передвигаться в манеже, нужно позаботиться о его безопасности. При выборе игрушек для единоличных игр выбирать только безопасные: без мелких деталей, без острых углов, мягкие.

Выбирая игрушки для совместных игр нужно уделить внимание их функциональности, полезности для развития навыков ребенка. Такие игрушки могут быть и на вырост: например, мякиши с картинками в 6 месяцев нужны для тактильных ощущений, а в возрасте постарше они будут интересны картинами и их сопоставлением.

Манеж – место для самостоятельных игр ребенка. Очень удобен тем, что закрыт и малыш не может из него выпасть или выползти и достать что-то, что для него опасно. Конечно, в доме где ребенок все, что не должно оказаться у него в руках нужно убрать в недоступное место. Но не всегда это удается. Поэтому, манеж отличное решение этой проблемы. Его можно передвигать и ставить в ту комнату, где мать, тогда и маме и малышу будет спокойно. Огромный плюс, что не надо таскать коврики или пледики, и беспокоиться о стерильности пола.

Детский развивающий коврик – заменитель манежа, но без ограничителей. Поэтому шестимесячного ребенка оставить в нем надолго без присмотра нельзя: он может выползти на пол, а если оставлен на диване – упасть. Такой коврик очень полезен и многофункционален, но ребенку надоедает одинаковый фон, одинаковое сочетание игрушек… Поэтому не стоит надеяться, что дитя будет надолго заинтересовано им. Он будет атуален лишь в период от 6 месяцев до года.

Самые необходимые игрушки


Для развития моторики

В 6 месяцев ребенок может хватать предметы клешневым захватом: зажимает между большим пальцем и остальными. Также пытается перекладывать игрушку из одной руки в другую. Все это у него получается еще не очень хорошо, но это важные навыки крупной моторики.

Обычно этими предметами становятся привычные малышу погремушки. Родителям нужно обратить внимание какие из них ребенку удобнее и приобрести похожую. Новая игрушка всегда вызывает больший интерес у детей, чем больше интерес – тем больше движений.

Детки любят шуршащие игрушки и предметы. Это могут быть специальные погремушки с шуршащими элементами или подручные журналы, пакеты, фантики, фольга, оберточная бумага. С подручным материалом нужно быть осторожными: нельзя брать его в рот и грызть. В этом и преимущество безопасных погремушек для полугодовасиков.

Для развития активного ползания нужны игрушки, которые очень привлекают ребенка. Игрушку-приманку устанавливают на небольшом расстоянии, которое может осилить кроха, подставляют под его ножки свои ладони, чтобы он мог отталкиваться. После прохождения дистанции малыш немного играет с игрушкой, затем ее опять переставляют как цель.

Если полугодовасик уже хорошо ползает приманкой может быть мяч, который еще и может укатиться. Активный ползун не расстроится, продолжит преследовать цель. Для ленивых такая приманка будет не интересна.

Современный рынок детских товаров предлагает даже спортивные комплексы для самых маленьких. Они очень удобны тем, что потом могут трансформироваться в более взрослый вариант. В таких комплексах ребенок может стоять, учиться ходить, держась за опору, висеть на кольцах, падать на мат. Все это помогает развивать моторику. Без присмотра взрослого малыша наедине с комплексом оставлять нельзя.

Для развития слуха


Погремушки помогают ребенку развить ребенку не только моторику, но и слух. Стуча предметами по столу, по полу или по другому предмету – ребенок развивает чувство ритма. Родителям стоит присоединиться к веселому занятию малыша и выстукивать ритмичные мотивы. Конечно малыш еще мал, чтобы повторить, но он уже понимает различие между ритмичным и обычным стуком.

Металлофон в этом возрасте вызовет огромный интерес и восторг у малыша. Но эта игрушка для игр под присмотром взрослых – она жесткая и с опасной палкой. Стучать можно беспорядочно или пытаться что-нибудь сыграть, в любом случае польза для полугодовалого ребенка огромна.

Мягкие игрушки специально для детей от 0 до 1 года состоят из гремящих, шуршащих, звенящих частей. Звуки могут возникать от потряхивания или от обминания игрушки. Такие игрушки удобно вешать на кроватку или коляску, чтобы они не выпадали и не терялись, находились на виду и малыш мог до них дотянуться.

Музыкальные игрушки с детскими песенками заставляют полугодовасика двигаться в такт и радоваться, родители должны поддержать его первые стремления потанцевать или даже попеть. Поддержка и радость родителей – залог успешного развития детей.

Для развития представлений о форме, размере

Для появления понятия размера необходима простейшая пирамидка из четырех цветов. Большее количество не нужно, так как его труднее запомнить и повторить, не под силу шестимесячному крохе. Собирать маленькую пирамидку можно только с помощью взрослых, но это закладывает понимание формы.


Для понимания размера нужна пирамидка из стаканчиков, которая собирается лишь в определенной последовательности. Малыш может вкладывать стаканчики друг в друга – это занятие по нраву шестимесячному крохе. Ему понравится ломать высокую башню из стаканчиков, пересыпать песок из одного в другой.

Матрешка тоже очень порадует кроху. Его порадует каждая маленькая матрешка, выскочившая из большей. Принцип игрушки тот же, что и у предыдущей. Преимущество в наличии яркого лица, которое понравится малышу, а минус в невозможности построить башню. Хотя из нижней части матрешек тоже получится ее собрать.

Какие игрушки нужны ребенку в 6 месяцев? Список самых необходимых для полноценного развития перечислен в статье, разделения игрушек на категории для мальчиков и для девочек нет. Но ребенку в первую очередь нужны не игрушки, а внимание и любовь родителей. Никакие игрушки не способны заменить общение с родителями.

А вы знаете, что на психику ребенка очень влияет присутствие животного в доме?

Определить, какие игрушки нужны ребенку в 6 месяцев - важная задача родителей. Это хороший инструмент для физического и эмоционального развития детей.

Прошло уже полгода с тех пор, как в вашей жизни появился маленький человечек. Теперь это уже не беспомощный, вечно кричащий комочек, а активный и внимательный исследователь, который с упорством познаёт мир. Игрушки для него – не просто развлечение. Они несут в себе знания, побуждают к действию, способствуют физическому и психоэмоциональному развитию малыша. Правильно подобрать игрушки для детей 6 месяцев – сложная и ответственная задача.

Каким требованиям должны отвечать игрушки

Чтобы игрушка принесла полугодовалому малышу только пользу, опытные родители при покупке обязательно обратят внимание на следующие аспекты.

  1. Качество материала, из которого она изготовлена – его безопасность, отсутствие вредных примесей и посторонних запахов, что должно быть подтверждено Сертификатом качества.
  2. Внешний вид покупки – недопустимо присутствие острых и колющих элементов, мелких, легко отрывающихся деталей, сколов и трещин – в противном случае, ребёнок сможет легко пораниться, вдохнуть или проглотить мелкие детали.
  3. Соответствие возрастным особенностям – игрушка должна развивать полезные навыки в соответствии с возрастом и потребностями малыша, быть подходящей по размеру и весу (чтобы шестимесячный малыш мог легко удержать её в руке), не пугать, а радовать кроху.
  4. Возможность почистить и помыть игрушку – немаловажная деталь, учитывая склонность детей этого возраста всё тянуть в рот. По этой причине детям до года не рекомендуют давать мягкие пушистые игрушки.

Неосведомлённому покупателю легко растеряться при виде множества ярких, разных по фактуре и предназначению игрушек, предлагаемых современными производителями. Разобраться в том, какие игрушки нужны ребёнку в 6 месяцев, родителям поможет знание возрастной физиологии и потребностей малыша.

Игрушки, развивающие мелкую моторику

У новорожденного мышцы, ответственные за сгибание и разгибание конечностей, находятся в тонусе. Поэтому ручки малыша находятся в согнутом состоянии, а пальцы – сжаты в кулачки.

Тематический материал:

Только к шести месяцам детские пальчики разжимаются, он получает возможность брать, перекладывать и удерживать игрушку в одной руке, поворачивать ладошки. Происходит развитие мелкой моторики — способности выполнять тонкие движения кистями и пальцами рук. Эти навыки очень важны для ребёнка, а поддержать их в этом возрасте помогут следующие развлечения.

  • Погремушки – ребёнок старается взять игрушку за ручку или палочку для хватания, трясёт ею, чтобы извлечь звук (так происходит знакомство с причинно-следственными связями), перекладывает из руки в руку, выполняя точные мелкие движения. Зрение в этот период уже настолько развито, что он с интересом рассматривает форму погремушки, замечая и мелкие детали.
  • Мячи – из-за своей круглой формы они являются довольно сложным тренажёром для развития моторики. Ребёнок поднимает мяч, стучит по нему, нажимает на его поверхность, катает или бросает, совершая при этом множество скоординированных движений.
  • Мешочки с наполнителями разных структур или деревянные брусочки разных форм, собранные в одну связку, перебирая которые дети получают своеобразный массаж подушечек пальцев, активируя нервные окончания, находящиеся в них.


Мелкие и точные движения пальцами стимулирует работу центров, ответственных за развитие речи в коре головного мозга, недаром русский педагог В. А. Сухомлинский утверждал, что на кончиках детских пальцев находятся истоки их способностей и дарований.

Игрушки, развивающие логическое мышление

Логическое мышление – это способность сравнивать, анализировать и делать выводы. Кажется, что это слишком серьёзные категории для малышей шести месяцев. На самом деле ребёнок этого возраста легко овладевает основами логического мышления. Играя, он знакомится с такими понятиями, как форма и размер, учится сравнивать их и делать выводы. Список помощников в этом нелёгком деле.

  • Пирамидки – важно выбирать не очень большие, состоящие из 4 элементов, яркие и лёгкие пирамидки. Заниматься нужно вместе с ребёнком. Пусть поначалу у него не получиться самостоятельно нанизывать звенья, зато он будет подавать их и со временем научиться различать по размеру и цвету.
  • Сортеры – игрушки для развития логики и абстрактного мышления, где нужно сортировать и расставлять предметы разных форм по нужным местам. Они бывают в виде кубов, домиков, машинок, «надевалок» (фигурку нужно надеть на основание соответствующей формы). Эти яркие многофункциональные игрушки очень нравятся детям.
  • Кубики , которые бывают деревянными, пластиковыми или бумажными. К шести месяцам дети ещё не могут собирать из них картинки, зато с удовольствием осваивают строительство и разбор башенок. Главное, чтобы у кубиков не было острых граней, способных нанести травму.

Важно, не давать сразу несколько игрушек одновременно – разнообразие отвлекает и утомляет шестимесячных карапузов, не принося большой пользы.

Тактильные игрушки

Тактильные ощущения – это ощущения, которые возникают в результате работы кожных рецепторов при прикосновении. Шестимесячный ребёнок, притрагиваясь к разнофактурным поверхностям, делает выводы, что они отличаются на ощупь: бывают гладкими или пушистыми, тёплыми или холодными, твёрдыми или мягкими. Так через прикосновения он познаёт окружающий мир, учится мыслить.

В этом возрасте нужны игрушки, которые развивают чувствительность пальчиков.


Ребёнку нужно помочь познакомиться с такими игрушками, несколько раз проводя его ручкой по разным поверхностям и давая им характеристику вслух. Позже он станет сам гладить, щупать и рассматривать.

Для купания

Мышечный корсет у детей в шестимесячном возрасте настолько крепнет, что многие малыши уже начинают самостоятельно сидеть, держа спинку ровно. Этим нужно непременно воспользоваться, чтобы превратить процедуру купания в полезную игру. В этом изобретательным папам и мамам помогут развивающие игрушки от 6 месяцев:

  • резиновые пищалки;
  • непромокаемые книжки;
  • мячи;
  • игрушки на присосках.

Ребёнок рассматривает их, ловит ручкой, пытается погрузить в воду. Такие игрушки делают процесс купания весёлым и приятным, отвлекают от нелюбимого занятия – мытья головы.

Развиваем слух и речь

В 6 месяцев ребёнку очень интересна речь взрослого и разные звуки. Он внимательно прислушивается, приглядывается к говорящему, пытается повторять звуки, лепечет. Так он подготавливает свой слух и артикуляционный аппарат к речи. В этот период шестимесячного малыша очень притягивают различные музыкальные игрушки:

  • телефоны;
  • несложные озвученные книжки;
  • металлофоны;
  • неваляшки.

Значение музыкальных игрушек для 6 месячного ребёнка велико: они знакомят кроху с богатым звуковым миром, учат распознавать звуки разной высоты и громкости и разные тембры речи, тренируют фонематический слух.

Хороши такие игрушки и тем, что дети легко могут играть с ними самостоятельно. Главное, чтобы звуки не пугали и не раздражали маленьких исследователей.

Тематический материал:

Для физического развития

Шесть месяцев – время учиться ползать. И вновь на помощь родителям приходят игрушки. Малыша кладут на твёрдый пол, а недалеко от него – любимую игрушку. После нескольких неудачных попыток дотянуться до желанной забавы, ваш кроха обязательно поползёт. Таким же образом малыша мотивируют подняться на ножки. В качестве «приманки» можно использовать любую интересную игрушку.

Кроме того, к развивающим игрушкам для детей от 6 месяцев относят и специальные приспособления, часто используемые родителями для физического развития детей.


Прежде чем пользоваться подобными приспособлениями, нужно получить консультацию у врача, так как есть целый ряд противопоказаний к их применению.

Необходимо помнить, что правильно подобранные игрушки – хороший инструмент для физического и эмоционального развития детей. Но ни одна, даже самая лучшая игрушка, не заменит любовь близких и живое общение.

Вот уже полгода позади. Кроха стал таким активным! Теперь к его ежедневным потребностям покушать и поспать прибавились новые занятия: познавать самого себя и мир вокруг. Игры с ребенком в 6 месяцев теперь должны быть более подвижными и активными. А так как у малыша развивается предметная деятельность, то и без развивающих игрушек не обойтись. Как играть с ребенком в полгодика, чтобы было и весело, и познавательно, и полезно?

Ниже представлены варианты игр, которые можно взять за основу, организуя досуг своего малыша. Однако стоит помнить: они рассчитаны на здоровых и развитых в соответствии с возрастом детей! Если у малыша диагностированы какие-либо отклонения от нормы, посоветуйтесь с педиатром.

Физическое развитие ребенка в 6 месяцев

Если раньше кроху без проблем можно было оставить одного на диване, то теперь это опасно. Нет больше «полешка», спеленатого по рукам и ногам. Хотя не все малыши в этом возрасте умеют ползать - лежать на одном месте полугодовалый ребенок точно не будет.

Теперь кроха может недолго сидеть (с опорой): это освобождает руки малыша, которые нужно чем-то занять. Если же малыш не сидит самостоятельно, необходимы упражнения для укрепления спины. Их можно включить в ежедневную гимнастику, превратив в игру. Например, упражнение «Подъемный кран». Из положения лежа на спине потягивайте малыша за ручки, пока он не сядет. В это время приговаривайте:

На большом подъемном кране
Мы поднимемся до мамы.
Мы поднимемся до крыши,
И еще, еще повыше!

«Тренировка мышц стимулирует рост и развитие мозга, - утверждает Джеки Силберг, автор увлекательной книги для родителей «125 развивающих игр для детей до года». – Игры, в которые взрослые играют с малышом, являются его подготовкой к взрослой жизни».

Существуют разные методики раннего развития детей. Следовать им или избрать собственный путь воспитания – личное дело каждого родителя, но игры для 6-месячного ребенка являются важным элементом любой методики, и на данном этапе им стоит уделить особое внимание.

Познаем себя!

Игры, направленные на изучение частей тела, уже в этом возрасте необходимы малышу. Совсем скоро на вопрос «Где ушки, носик, глазки?» ребенок все покажет сам, а пока родители должны помогать ему в «изучении анатомии».

«Для чего нужны нам ножки?»
Посадите ребенка напротив или на свои колени лицом к себе. Читайте стихотворение, показывая части тела на себе. В следующий раз можно показывать на малыше:

Для чего нужны нам ножки? Хлопаем обеими руками по ногам.
К маме бегать по дорожке.
Для чего нужны нам ручки? Рисуем пальцем кружки перед собой.
Рисовать кружки и тучки.
Ушки – чтобы песни слушать Показываем ушки.
Ротик, чтобы кашку кушать, Показываем ротик.
Глазки, чтоб на все смотреть, Показываем глазки.
Голос, чтобы песни петь . Поем любой звук.

«Вот такие у нас щечки – маленькие»

Возьмите ладошки малыша в свои руки. Похлопайте ими на манер «ладушек», приговаривая слова и прикасаясь ладошками к частям тела ребенка:

Ладушки-оладушки сладенькие…
Вот такие у нас щечки (ушки, глазки, ножки и т. д.) – маленькие.
Ладушек-оладушек сладенький,
Вот такой у Маши носик (ротик, лобик, животик и т. д.) маленький…

В этом возрасте ребенку интересны игры со своим отражением. Поднесите кроху к большому зеркалу. Пусть он посмотрит на свое и ваше отражение. Целуйте или поглаживайте ребенка, чтобы он видел, как это делает и зеркальная мама. Дайте крохе прикоснуться к стеклу. Показывайте разные мимические движения: улыбку, удивление, сердитость.


Развиваем слух, играя

Слушать, слышать, подражать очень важно для малыша! Мир звуков огромен, знакомьте своего ребенка с ним как можно раньше. Говорите постоянно, когда ребенок находится рядом: рассказывайте обо всем, читайте стихи, пойте.

«Как говорит собачка?»
Пусть малыш видел животных только на картинках, все равно играйте с ним в звукоподражания: «мяу-мяу, хрю-хрю, ква-ква» помогают не только узнавать животных, но и развивать детскую речь. Приложите пальчики ребенка к своим губам, когда мяукаете или жужжите, так он узнает, что звуки «ощутимы» – они теплые и щекочутся.

Важно, чтобы игрушки издавали звук. Не обязательно покупать игрушечное пианино или планшет: погремушки, неваляшки, резиновые зверушки с пищалками заинтересуют шестимесячного малыша не меньше. Потрясите погремушкой за спиной ребенка, а когда он повернется на звук, переместите игрушку в другое место, например, под одеяльце, и снова позвените. Находить источник звука – отличное упражнение для развития слуха.

Развиваем речь

Речь человека полноценно развивается только в процессе общения.

«Языку, так же как и чувству юмора, не учат, – пишут в своей книге «Ребенок от рождения до двух лет» Уильям и Марта Сирс, – его впитывают!»

Действительно, только слыша чужую речь, можно овладеть собственной. Обеспечьте кроху полноценным общением! К 6 месяцам ребенок уже лепечет, он становится настоящим собеседником! Улавливая интонации голоса родителей, малыш пытается им отвечать. Играя с ребенком, можно попутно упражняться и в речи. Всегда сопровождайте свои действия словами, будь то массаж, одевание или купание. Пение – отличный инструмент для развития, как речи, так и слуха. Пойте малышу, и совсем скоро он начнет вам подпевать.

Вы считаете, что первым словом ребенка должно быть заветное «мама»? Можно этому поспособствовать. Проговаривайте свои действия от третьего лица. Например: «Сейчас мама тебе покормит и сделает массажик».

Важно, чтобы ребенок уяснял связь между предметами и словами, которыми они обозначаются. Рассказывая стишок, например, про мишку косолапого, хорошо бы привлечь к рассказу игрушечного медвежонка: продемонстрировать, как он топает ногой, и показать, где же этот лоб, в который влетела шишка.

Олеся, мама годовалого Ильи: «Илюша в полгодика любил, когда мы играли в «гуси-гуси». Перед кормлением я всегда спрашивала: «Гуси-гуси? Га-га-га! Вы есть хотите? Да-да-да!» И вскоре сынок уже сам «гагакал» и «дадакал»! До сих пор эта фраза служит у нас сигналом к приему пищи».

Как играть, чтобы задействовать речь ребенка? Это просто, главное, чтобы слова стишков и пестушек повторялись родителями регулярно, и ребенок узнавал коротенькие тексты. Почему так хороши для игр именно рифмованные фразы? В них есть ритм, который дети четко улавливают. Пройдет всего несколько занятий, и в намеренные мамины речевые паузы посреди стишка кроха начнет вставлять свои звуки.


Тренируем зрение

Кроха в 6 месяцев узнает родных и радуется их появлению. Подобным образом он реагирует на хорошо знакомые предметы. Ребенок внимательно следит за перемещением любимых игрушек не только поворотом головы, но и всего тела. Как развивать зрение с помощью игр?

«Далеко-высоко-близко»
Выберите яркую игрушку. Поднеся ее близко к лицу малыша, привлеките внимание ребенка каким-либо звуком. После отдалите игрушку примерно на метр, снова привлеките внимание ребенка. Можно поднимать игрушку, заставляя кроху следить за ней взглядом, либо, наоборот, опускать вниз. Такие занятия предупреждают развитие косоглазия.

Малыш уже узнает какой-то предмет и реагирует на вопрос мамы: «Где мишка (кукла, мячик и т. д.)»? Усложните задачу, задавайте этот вопрос, когда знакомый предмет расположен в другом месте.

Отличный тренажер – небольшая (до 0,5 л) пластиковая бутылка, наполненная не более чем на две трети подкрашенной водой или крупами (лучше – ассорти). При этом бутылка должна удобно размещаться в руках ребенка, чтобы он мог вертеть и крутить ей: булькающая вода или перекатывающаяся крупа развивают не только зрение, но и слух.


Рекомендуем почитать

Наверх