Методы психологической подготовки беременной к родам. Методика «Тест отношений беременной» (ТОБ (б)) Психологические тесты онлайн для беременных

Логопедия 10.03.2020
Логопедия

— это одновременно и счастье, и испытание. Ведь женщина сталкивается с колоссальной психологической нагрузкой в связи с предстоящей ей новой ролью — матери. К тому же постепенно меняются пропорции тела, гормональный фон, что приводит к немалому стрессу. Как этого избежать? Наталья Полякова, инструктор по развивающим методикам для беременных, расскажет, как можно облегчить психологическое напряжение и подготовить женщину к будущим родам.

Родовое пение. Знаменитый французский акушер Мишель Оден еще в прошлом веке организовывал хор из беременных женщин. Он разрабатывал специальные вокальные упражнения, после которых на свет появлялись более здоровые и спокойные малыши. Как утверждают ученые, будущей матери музыка просто необходима. Она влияет не только на ЦНС, но и на функции органов пищеварения, дыхания, мышечную систему. Когда будущая мамочка часто слушает музыку, у ребенка впоследствии лучше развивается слух и вокальные данные. Как показали исследования, классическая музыка способна заряжать положительной энергией воду, а ведь человек на 80 процентов состоит из воды.

С помощью несложных методик беременных женщин учат издавать особые звуки, которые называют родовым пением. Эта методика позволяет в процессе родов не просто "упорядочить" хаотичные крики роженицы, но и расслабить верхнюю часть тела, и, как следствие, снять спазм боли на нижней части тела. По утверждению специалистов, все движения во время родов проецируются на шейку матки и если женщина "зажата" и "скручивается" от боли — матка тоже не раскрывается. Родовое пение позволяет шире открыть рот и вынести звук наружу, вследствие чего матка тоже начинает работать в "правильном режиме". Обучившись ему, даже в стрессовой ситуации во время родов будет включаться мышечная память и вместо беспорядочных криков вы начнете петь.

Начинать занятия по родовому пению стоит с инструктором, зато потом вы сможете продолжать их самостоятельно одна или в группе, что помогает будущим мамочкам вместе избавляться от страха перед родами. Противопоказаний нет.

В этом разделе:
Новости партнеров

Родовое пение — это не совсем песни, женщины просто издают особые гласные звуки: а-а-а, о-о-о, у-у-у. Как показала практика, врачи и акушеры в роддомах к такому пению относятся намного лучше, чем к надоевшим уже жалобам, стонам и истерикам. После сеанса родового пения очень полезно заниматься медитацией и тренировать йоговское дыхание: например, уджая и праническое. В первое время возможно головокружение, поскольку в организм поступает много кислорода. Но буквально через четыре-пять занятий женщины начинают понимать, что это такое, какую пользу приносит — организм очищается, насыщается кислородом, мысли становятся спокойными, а тело расслабляется.

Родовая сказка. Есть несколько сказок, они схожи с традиционными, но тексты адаптированы именно для беременных. К примеру, берется образ звезд на небе: мама-звезда и папа-звезда. Они мечтали о ребеночке, ждали его, потом мама-звезда забеременела — и теперь пара в счастливом ожидании. Мы постоянно делаем акцент на то, что они очень счастливы, ждут и любят свою маленькую звездочку, общаются с ней всю беременность, настраивают на то, что маленькой звездочке предстоит пройти трудный путь. И ребеночку таким образом намного проще в процессе родов. Ведь он проходит болезненно и нелегко не только для матери. Как раз об этом не всегда помнят женщины , особенно те, кто первый раз ждет ребенка. Будущая мама думает о своих ощущениях, но для новорожденного появление на свет — это такой же труд, как и для его мамочки!

Арт-терапия. Чем старше плод в утробе, тем более разнообразно воспринимает он внешний мир и его раздражители. По словам ученых, уже в пять месяцев еще не рожденный ребеночек способен эмоционально реагировать на слова матери и понимать ее. Психологи рекомендуют вести с малышом беседы и обращаться к нему так, как если бы это был уже подросший трехлетний малыш. Со своей будущей "звездочкой" можно даже порисовать вместе, или слепить что-нибудь. К тому же любые виды творчества и рукоделия — это своеобразные мини-медитации, хорошо помогающие снять стресс и сосредоточиться на "себе любимой" и своем малыше

Случается, что в процессе рисования на животике малыш отвечает маме или папе, двигает ручками или ножками, будто подсказывает, где и что лучше нарисовать. Это чудо-общение происходит во время занятий у всех на виду. С помощью рисунков можно рассказать малышу о его будущем, задействовать фантазию и придумать, что вы будете делать вместе и как развлекаться. Главное здесь не художественная ценность получившегося изображения, а сам процесс и положительные эмоции, которые при этом испытывают все его участники. Арт-терапия для беременных — это еще и способ понять свои страхи и избавиться от них.

Для такого творчества лучше всего подходят пальчиковые краски или карандаши для аквагрима. Можно использовать хну — такие рисунки держатся две-три недели. К тому же это растительный продукт, который не способен навредить ни матери, ни ребенку.

Существует еще одна любопытная методика — правополушарное рисование. Творить можно в любом положении: в позе лотоса, сидя, лежа - как угодно. Бумагу лучше выбрать большого формата — подойдут листы ватмана или просто изнаночная сторона обоев. Основное в этой технике — работа с цветом. Изначально берутся два карандаша разных цветов, все садятся в круг и начинают рисовать двумя руками одновременно, стараясь закручивать линии в форме спирали. Процесс продолжается сорок секунд, затем меняют карандаши, передавая их сидящему рядом, и так до того момента, пока к тебе не вернутся твои карандаши.Цель методики — расслабление, избавление негатива и мелких хлопотных мыслей и настройка на великое чудо вынашивания и появления на свет малыша.

Лепка из теста также хорошо помогает расслабиться и избавиться от негативных мыслей. На кончиках пальцев сосредоточено много нервных окончаний, от них идет импульс в мозг, и улучшается его кровообращение . Можно, например, "слепить" свой страх и так избавиться от него, или сделать маленькую фигурку-игрушку, напоминающую о предстоящем чуде. Этим творчеством можно вместе с мужем, в группе или персонально. В качестве материала хорошо использовать обычное соленое тесто или тесто для лепки, которое рекомендуют для детского творчества. Самое важное — чтобы вы делали это с удовольствием и с позитивным настроем.

В разные эпохи изучался и решался вопрос о том, является ли вынашивание воспитанием, то есть, происходит ли при беременности опосредованное включение будущего человека в общество.

Первый этап в развитии пренатального сопровождения - семейное пренатальное воспитание. Оно не было массовым, государственным, а осуществлялось сообразно потребностям малых сообществ, которые проверяли и отбирали супругов по физическим и нравственным критериям. Тем, кто не проходил испытания, запрещали вступать в брак. Для древних цивилизаций значимость периода беременности была непреложной истиной. Египтяне, индийцы, кельты, африканцы и многие другие народы разработали свод законов для матерей, супружеских пар и общества в целом, которые обеспечивали ребенку наилучшие условия для жизни и развития. Более тысячи лет назад в Китае существовали пренатальные клиники, где будущие матери проводили период беременности, окруженные покоем и красотой. Здесь же была разработана система эмбрионального воспитания «Тай-кье». Индийская традиция Барака Самхита применяла прослеживание плода в течение третьего и четвертого месяцев, а начиная с седьмого - ежемесячно. Пренатальное воспитание состояло в передаче способов для саморуководства женщины во время беременности и родов, а также создавало некую временную общность и ставило женщину в особое положение в семье .

Второй этап - медицинский - начинается в конце XVII века с открытием акушерских училищ. На данном этапе пренатальное воспитание прекратило свое существование как отдельная практика, на смену ему пришло родовспоможение с его собственным образом рождающегося человека как организма, лишенного переживаний. Родовспоможение стало обязательной практикой, через которую проходили все женщины. Около 30 лет назад акушеры, психиатры и психологи многих стран Европы и Америки стали объединяться в Ассоциации перинатального воспитания, возник новый раздел науки о человеке - перинатальная психология. Она занимается изучением психической жизни плода и пытается найти ответы на следующие вопросы: когда начинается психическая жизнь плода, каково влияние матери на психику рождающегося человека, как влияет сам процесс беременности, родов и неонатальный период жизни на психику человека. Основой перинатальной психологии является теория перинатальных матриц. Особенно много сделал для их изучения американский психиатр С.Гроф. По Грофу, перинатальные матрицы - это стойкие функциональные структуры («клише»), которые являются базовыми для многих психических и физических реакций в течение всей последующей жизни человека. В свете теории перинатальных матриц одной из важных задач, стоящих перед обществом в целом и медициной в частности, является формирование и развитие перинатальной культуры, или культуры родительской, которая поможет вырастить поколение духовно содержательное, относящееся к рождению ребенка как к естественному и радостному событию в своей жизни, а не как к процессу, требующему медицинского вмешательства.

Третий этап - «альтернативный» - начинается в 1962г. с открытием первого Центра пренатальной подготовки. По итогам исследования методы подготовки беременных к родам в женских консультациях были разделены на три группы:

1. Учреждения, где отсутствует единая методика, а подготовка сводится к ответам врача или акушерки на вопросы, возникающие у беременной, или советы почитать соответствующую популярную литературу по беременности и родам. Результатом такой «подготовки» являются эмоциональные и психологические срывы женщин в родах, высокий процент аномалий сократительной деятельности матки, приводящих к повышению частоты операции кесарева сечения и перинатальных потерь .

2. Система физиопсихопрофилактической подготовки (ФППП), разработанная К.И.Платоновым и И.И.Вельвовским и усовершенствованная впоследствии А.П.Николаевым . Она состоит из четырех лекционных занятий, включающих краткие сведения об анатомии женских половых органов, физиологии и гигиене беременности, родов, послеродового периода, о поведении женщины в первый период родов, характере дыхания во время потуг. Данная система, некогда охватывавшая до 90% беременных, в настоящее время сохранилась лишь в нескольких женских консультациях. Данный метод подготовки в настоящее время практически потерял свою актуальность в силу устаревшего подхода и не обеспечивает снижения невротических расстройств у беременных. Кроме того, так же как и методы первой группы, он приводит к значительным репродуктивным потерям.

Задачами психологической помощи семье, ожидающей ребенка, на современном уровне являются:

1. Воспитание родительской ответственности.

2. Формирование социально-психологических навыков оказания поддержки в семье, регулирования отношений семьи с социумом.

3. Повышение психолого - педагогической компетентности. Ознакомление с информацией о внутриутробном развитии ребенка и психологическом значении процесса родов для ребенка, матери и отца. Приобретение знаний о развитии и обучении ребенка раннего возраста, воспитании, в том числе половом воспитании.

4. Приобретение навыков саморегуляции, овладение различными техниками произвольного регулирования функционального состояния организма и душевного состояния личности.

Диагностика готовности к материнству и родам может проводиться в группе или при индивидуальной встрече на основании специальных тестов, рисунков, исследования отношения к изменениям, происходящим в период беременности, показателям глубины расслабления.

Психологическая помощь может быть обращена к различным уровням (структурам) личности (См. Таблицу 1.).

Таблица 1. Уровни и методы воздействия в рамках психологической работы с будущими родителями

Уровень воздействия

Характеристика уровня

Методы воздействия

Личностный

Работа с ценностями, мотивацией, смысловыми образованиями, установками

Групповая, семейная и индивидуальная психотерапия, аутотренинг, арттерапия, ролевые игры

Эмоциональный

Поощрение открытого выражения чувств вербальными и невербальными средствами, обучение эмпатийному слушанию.

Арттерапия, ролевые игры, телесно-ориентированная терапия, групповая психотерапия

Когнитивный

Передача знаний.

Лекции, семинары

Операциональный

Формирование навыков и умений.

Отработка навыков

Психофизический

Обучение регуляции функциональных и психических состояний средствами аутогенной тренировки, арттерапии, телесно-ориентированной терапии.

Аутотренинг, арттерапия, телесно ориентированная терапия

В связи с последними исследованиями ученых-морфологов сначала в Европе, а затем в США возникли идеи о целесообразности воспитательного процесса в дородовой период жизни человека с целью сохранения и развития наибольшего количества нейронов головного мозга. Существует множество различных программ образования не рожденного ребенка. Многие из них включают в себя различные виды релаксаций, звуковую и цветовую терапию, рефлексотерапию, гипокситерапию (кратковременное помещение в условия пониженного содержания кислорода). Активно практикуется музыкальное воспитание плода до рождения: например, ритмические музыкальные упражнения. Разработаны даже специальные пояса для беременных, в которые вмонтированы пленки с записями, которые, по утверждению изобретателей, дают возможность парам рожать эмоционально уравновешенных детей с высоким уровнем коэффициента интеллектуального развития .

Доктор Ван де Карр из Калифорнии описал комплексную методику «Пренатальный университет», которая включает в себя тактильное воздействие рук на брюшную полость самими женщинами (нажатие, похлопывание, встряхивание) в сочетании с повторяющимися односложными словами. По его рекомендации беременные женщины занимаются этим ежедневно в течение 10 - 20 минут, начиная с середины беременности и до родов . .

В середине 1990-х годов в России был апробирован «СОНАТАЛ» - метод музыкальной стимуляции плода новорожденного, разработанный профессором М.Л.Лазаревым . Были получены следующие факты. Осложнение беременности в группе пренатального воспитания (ПВ) составили 36%, а в контрольной группе (КГ) - 92,5%. Роды без патологии в группе ПВ составили 68%, в КГ - 15%. Заболеваемость детей в возрасте до 6 месяцев в КГ составила 17%, а в группе детей после пренатального воспитания она в 2,5 раза ниже - 7%. Дети группы ПВ на один месяц опережают в развитии своих сверстников по основным психомоторным реакциям.

В исследованиях отмечено, что дети, которые воспитываются внутриутробно, отличаются более крепким здоровьем, общительностью и творческими способностями, быстрее схватывают новую информацию и лучше переносят школьные нагрузки. Среди них меньше невротиков. Пары, которые налаживают контакт с ребенком до рождения, позитивнее воспринимают приобретение новых социальных ролей. Женщины более подготовлены к материнской роли, легче налаживают контакт с младенцем.

Таким образом, если пока и нельзя считать полностью доказанным, что специальные пренатальные занятия улучшают интеллект ребенка, однако бесспорно, что эти занятия значительно укрепляют эмоциональную связь матери и отца (если он принимает в них участие) с ребенком. Такие дети более активны, они улыбаются, садятся, начинают ходить и говорить раньше, их связывают с родителями более крепкие узы любви.

Сегодня практический психолог, работающий с беременными женщинами, имеет в своем распоряжении ряд валидизированых диагностических методик (Г.Г.Филиппова, В.И.Брутман, Е.И.Исенина, Е.И.Захарова, И.В.Добряков). В консультативной, психокоррекционной и психотерапевтической практике психологи применяют самые разнообразные техники групповой, телесно-ориентированной, семейной, игровой, арт-терапии, психодрамы, психосинтеза, аутотренинга, транзактного анализа и другие известные методики.

Цель психологической работы с беременной и будущими родителями - содействие формированию ответственного и компетентного родителя. Несмотря на то, что запрос большинства будущих матерей к психологу состоит в подготовке к родам и формулируется как обучение техникам дыхания, обезболивания, снятие страха перед родами, работа психолога не может сводиться к ответу на этот запрос, хотя в конечном итоге удовлетворяет и его. Психолог, в отличие от большинства родителей, представляет перспективы формирования родительской сферы, качества, которые потребуются от родителя на разных этапах развития ребенка. В его задачу входит диагностика готовности к родительству на момент обращения и содействие в индивидуальной и групповой работе укреплению предпосылок для развития этих качеств.

Работа психолога, направленная на потребностно-мотивационный, ценностно-смысловой и операциональный блоки родительской сферы, должна привести к укреплению у родителей доверия к себе самим как к «достаточно хорошим родителям», к развитию интереса к ребенку, формированию средств взаимодействия с ним, При этом необходимо понимать, что качественно выполненная работа психолога будет способствовать желанию родителя обращаться за психологической помощью и в дальнейшем, в процессе роста и развития ребенка .

Объект деятельности психолога - развивающаяся диада «мать-дитя» нуждается в очень бережном отношении. Внимательное отношение к женщине в отношении ее беременности, принятие во внимание иерархии ее ценностей и места в ней ребенка, учет онтогенеза ее материнской сферы, побуждает отследить процесс развития личности женщины в течение беременности и те опоры, которые для нее важны (внешние или внутренние).

Разумным представляется принятие женщиной тех изменений, что происходят с ее телом и той энергии, которая проходит через ее тело, в родах. Однако есть основания считать, что недовольство изменениями в теле указывает на недостаточное принятие женщиной ребенка (Баженова О.В.) Этот фактор надо отделять от экзистенциального условия и, диагностировав неприятие женщиной изменяющихся форм, провести психотерапию, направленную на включение ребенка в систему ценностей будущей матери.

Течение, исход родов и состояние здоровья ребенка даже при самой лучшей подготовке и осознанном выборе роддома, могут разочаровать. В подготовке к родам целесообразно проговаривать необходимость принять любой исход родов без обвинения кого бы то ни было. Психотерапевтическая работа через проговаривание, рисование, иногда совместно с папой, использование суггестивных методов позволяет справиться с предыдущим неудачным опытом. В тяжелых случаях психотерапия будет проходить по типу работы с постравматическим синдромом и направлена на перевод аутоагрессии (чувства вины и стыда) или гетероагрессии (например, обвинении медперсонала) в чувство сожаления и понимания невозможности предусмотреть и предупредить все обстоятельства.

Возможность действия предполагает принятие на себя ответственности, в том числе и за последствия своих действий. Первейшая задача консультанта способствовать принятию будущей мамой этой данности, что выражается ею в принятии на себя ответственности за свои роды, в том числе и за выбор места, способа родоразрешения и врача. Задача ведущего курсы для беременных состоит в том, чтобы предоставить информацию и рассмотреть с будущими родителями различные варианты родоразрешения и поведения в родах, отношения к ребенку с тем, чтобы окончательный выбор всегда оставался за родителями.

Содействие женщине в принятии ею опыта родов предполагает комплексную работу, включающую формирование адекватного представления о процессе и продолжительности родов, о характере и возможностях медицинской помощи. Формирование доверительного отношения к телу, работа с аффективной сферой, формирование готовности принять эмоции в родах в их амбивалентности и свои чувства к ребенку в их становлении и развитии; знакомство с физиологией родов и освоение различных техник, которые женщина может применять самостоятельно или при участии партнера . Особое внимание уделяется работе с болью в родах. Это и устранение страха перед родами и формирование навыков взаимодействия с болью. В результате подготовки некоторые женщины могут идти навстречу болевым ощущениям, принимая конструктивный характер родовых болей - сигналов о нормальном течении родов, переживать их как совместный с ребенком опыт рождения, а часть женщин использует различные техники отвлечения: точечный массаж, дыхание, позы.

Таким образом, представленный анализ психологической работы с беременными женщинами и молодыми родителями раскрывает широкие возможности применения экзистенциального гуманистического подхода в интересах гуманизации детско-родительских отношений и профилактики жестокого и безразличного отношения к детям.

Беременность - прекрасный и светлый период в жизни каждой женщины, сопровождающийся не только радостными, но и тревожными моментами. Даже если вы долго планировали рождение ребенка, психологические проблемы могут ожидать вас уже в первые недели.

Вы узнали, что беременна и не можете понять, счастливы вы или, наоборот, подавлены? Переживаете, что не сможете стать достойной мамой для своего малыша? Не волнуйтесь, с этим сталкиваются практически все беременные. Благодаря специальному тесту, вы сможете определить пол будущего малыша, совместимость с партнером и много других интересных моментов, которыми так интересуются молодые мамы.

Тест отношений беременной Добряков

Самый распространенный на сегодня тест, помогающий определить отношение женщин к своему новому положению, разработал Добряков. На основе ряда факторов проводится анализ поведения, в результате чего беременной присваивается один из четырех типов – оптимальный, гипогестогнозический, эйфорический, тревожный. А к какой категории относитесь вы? Узнайте это с помощью онлайн-теста!

У вас есть подозрения, что вы скоро станете мамой? Нет возможности сделать тест или сходить на прием к врачу? Удовлетворите свое любопытство, ответьте на ряд вопросов и узнайте вероятность вашей беременности.

Даже те женщины, которые долго планировали свою беременность, во время вынашивания ребенка сталкиваются с множеством трудностей. Насколько вам нравится находиться в столь интересном положении поможет определить тестирование, которое вы можете пройти прямо сейчас на нашем сайте.

Тест отношений беременной предназначен для определения типа пережи­вания беременности у будущей матери (Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М., 2003).

Концептуальными основами создания теста послужили теория психологии отношений В. Н. Мясищева (1960), что позволило рассматривать беременность через призму единства организма и личности, а также понятие «гестационной доминанты». На основе учения А. А. Ухтомского о доминанте И. А. Аршавс-ким была предложена теория о существовании в период вынашивания ребен­ка гестационной доминанты (от лат. gestatio - беременность, dominans - гос­подствующий). Понятие «гестационная доминанта» наиболее удачно отражает особенности протекания физиологических и нервно-психических процессов в организме беременной женщины. Она обеспечивает направленность всех реакций организма на создание оптимальных условий для развития эмбриона, а затем плода. Это происходит путем формирования под влиянием факторов внешней и внутренней среды стойкого очага возбуждения в центральной нерв­ной системе, обладающего повышенной чувствительностью к раздражителям, имеющим отношение к беременности и способным оказывать тормозящее вли­яние на другие нервные центры (Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Николь­ская И. М., 2003). .

Различают физиологический и психологический компоненты гестационной доминанты, которые, соответственно, определяются биологическими или пси-

хическими изменениями, происходящими в организме женщины, направлен­ными на вынашивание, рождение и выхаживание ребенка. Психологический компонент гестационной доминанты (ПКГД) вызывает особый интерес пери­натальных психологов и психотерапевтов. Он представляет собой совокупность механизмов психической саморегуляции, включающихся у женщины при воз­никновении беременности, направленных на сохранение гестации и создание условий для развития будущего ребенка, формирующих отношение женщины к своей беременности, ее поведенческие стереотипы.

В результате изучения анамнестических сведений, клинико-психологичес-ких наблюдений за беременными женщинами и бесед с ними И. В. Добряко-вым было выделено пять типов ПКГД: оптимальный, гипогестогнозический, эйфорический, тревожный и депрессивный.



Оптимальный тип ПКГД отмечается у женщин, которые относятся к сво­ей беременности ответственно, но без излишней тревоги. В этих случаях, как правило, супружеский холон зрелый, отношения в семье гармоничны, бере­менность желанна обоими супругами. Беременная женщина продолжает ве­сти активный образ жизни, но своевременно встает на учет в женскую кон­сультацию, выполняет рекомендации врачей, следит за своим здоровьем, с удовольствием и успешно занимается на курсах дородовой подготовки. Оптимальный тип способствует формированию гармонического типа семей­ного воспитания ребенка.

Гипогестогнозический тип ПКГД (от греч. hypo - приставка, означающая слабую выраженность; лат. gestatio - беременность; греч. gnosis - знание) не­редко встречается у женщин, не закончивших учебу, увлеченных работой. Сре­ди них встречаются как юные студентки, так и женщины, которым скоро ис­полнится или уже исполнилось 30 лет. Первые не желают брать академический отпуск, продолжают сдавать экзамены, посещать дискотеки, заниматься спортом, ходить в походы. Беременность у них часто незапланированная. Жен­щины второй подгруппы, как правило, уже имеют профессию, увлечены рабо­той, нередко занимают руководящие посты. Они планируют беременность, так как справедливо опасаются, что с возрастом повышается риск возникновения осложнений. С другой стороны, эти женщины не склонны менять жизненный стереотип, у них «не хватает времени» встать на учет в женскую консультацию, посещать врачей, выполнять их назначения.

Женщины с гипогестогнозическим типом ПКГД нередко скептически от­носятся к курсам дородовой подготовки, пренебрегают занятиями. Уход за деть­ми, как правило, передоверяется другим лицам (бабушкам, няням), так как сами матери «очень заняты». Нередко этот тип ПКГД также встречается у много­детных матерей. Чаще всего ему сопутствуют такие типы семейного воспита­ния, как гипопротекция, эмоциональное отвержение, неразвитость родитель­ских чувств.

Эйфорический тип ПКГД, (от греч. ей - хорошо; phew - переносить) отме­чается у женщин с истерическими чертами личности, а также у длительно ле­чившихся от бесплодия. Нередко беременность у них становится средством манипулирования, способом изменения отношений с мужем, достижения мер­кантильных целей. При этом декларируется чрезмерная любовь к будущему

ребенку, возникающие недомогания и трудности преувеличиваются. Женщи­ны претенциозны, требуют от окружающих повышенного внимания, выпол­нения любых прихотей. Врачи, курсы дородовой подготовки посещаются, но далеко не ко всем советам пациентки прислушиваются и не все рекомендации выполняют или делают это формально. Эйфорическому типу ПКГД соответ­ствует расширение сферы родительских чувств к ребенку, потворствующая ги­перпротекция, предпочтение детских качеств. Нередко отмечается вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания.

Тревожный тип 77А7^характеризуется высоким уровнем тревоги у беремен­ной, что влияет на ее соматическое состояние. Тревога может быть вполне оправданной и понятной (наличие острых или хронических заболеваний, дис­гармоничные отношения в семье, неудовлетворительные материально-быто­вые условия и т. п.). В некоторых случаях беременная женщина либо переоце­нивает имеющиеся проблемы, либо не может объяснить, с чем связана тревога, которую она постоянно испытывает. Нередко тревога сопровождается ипохон-дричностью. Повышенную тревожность нетрудно выявить как врачу женской консультации, так и ведущим курсы дородовой подготовки, однако беремен­ные женщины с этим типом ПКГД далеко не всегда получают адекватную оцен­ку и помощь.

К сожалению, именно неправильные действия медицинских работников довольно часто способствуют повышению тревоги у женщин. В этих случаях повышенный уровень тревожности у беременной женщины должен расцени­ваться как ятрогенный, то есть связанный с неправильным оказанием меди­цинской помощи. Большинство беременных женщин с этим типом П КГД нуж­даются в помощи психотерапевта. Став матерями, они отличаются повышенной моральной ответственностью, не уверены в своих силах и способностях вос­питывать ребенка. Воспитание детей чаще всего носит характер доминирую­щей гиперпротекции. Распространено и вынесение конфликта между супру­гами в сферу взаимодействия с ребенком, обусловливающее противоречивый тип воспитания.

Депрессивный тип ЯАТ^проявляется, прежде всего, резко сниженным фо­ном настроения у беременных. Женщина, мечтавшая о ребенке, может утверждать, что теперь не хочет его, не верит в свою способность выносить и родить здоровое дитя, боится умереть в родах. Часто у нее возникают мысли о собственном уродстве. Женщины считают, что беременность «изуродовала их», боятся быть покинутыми мужем, часто плачут. В некоторых семьях по­добное поведение будущей матери может действительно ухудшить ее отно­шения с родственниками, объясняющими все капризами, не понимающи­ми, что женщина нездорова. Это еще больше усугубляет ее состояние. В тяжелых случаях появляются сверхценные, а иногда и бредовые ипохонд­рические идеи, идеи самоуничижения, обнаруживаются суицидальные тен­денции.

Гинекологу, акушеру, психологу всем, кто общается с беременной, очень важно своевременно выявить подобную симптоматику и направить женщи­ну на консультацию к психотерапевту или психиатру, который сможет опре­делить невротический или психотический характер депрессии и провести со-

ответствующий курс лечения. К сожалению, депрессивный тип ПКГД, как и тревожный, нередко формируется у беременной женщины в связи с неосто­рожными высказываниями, поступками медицинского персонала, что явля­ется ятрогенным.

Отклонения в процессе семейного воспитания при этом типе ПКГД анало­гичны тем, что развиваются при тревожном типе, но выражены в большей сте­пени. Встречаются также эмоциональное отвержение, жестокое обращение. При этом мать испытывает чувство вины, усугубляющей ее состояние.

Определение типа ПКГД может существенно помочь разобраться в ситуа­ции, при которой вынашивался и родился ребенок, понять, как складывались отношения в семье в связи с его рождением, каким образом формировался стиль семейного воспитания. Тип ПКГД отражает, прежде всего, личностные изме­нения и реакции женщины, то есть те изменения, которые произошли в систе­ме ее отношений.

Описание методики

Тест содержит три блока утверждений, отражающих отношение беремен­ной женщины:

1. К себе беременной (блок А).

2. К формирующейся системе «мать-дитя» (блок Б).

3. К тому, как к ней относятся окружающие (блок В).

В каждом блоке есть три раздела, в которых шкалируются различные поня­тия. Они представлены пятью утверждениями, отражающими пять различных типов ПКГД. Испытуемой предлагается выбрать один из них, наиболее соот­ветствующий ее состоянию.

Блок А (отношение женщины к себе беременной) представлен следующи­ми разделами:

1. Отношение к беременности.

2. Отношение к образу жизни во время беременности.

3. Отношение во время беременности к предстоящим родам.

Блок Б (отношения женщины к формирующейся системе «мать-дитя») представлен следующими разделами:

1. Отношение к себе как к матери.

2. Отношение к своему ребенку.

3. Отношение к вскармливанию ребенка грудью.

Блок В (отношение беременной женщины к тому, как к ней относятся окружающие) представлен следующими разделами:

1. Отношение ко мне беременной мужа.

2. Отношение ко мне беременной родственников и близких.

3. Отношение ко мне беременной посторонних людей.

Инструкция: «Просим Вас из пяти утверждений, представленных в блоках, выбрать одно, наиболее полно отражающее Ваше состояние».

Ничто не доставляет мне такого счастья, как сознание того, что я беременна
Я не испытываю никаких особых эмоций, связанных с тем, что я беременна
С тех пор как я узнала, что беременна, я нахожусь в нервном напряжении
В основном мне приятно сознавать, что я беременна
Я очень расстроена тем, что беременна
Беременность заставила меня полностью изменить образ жизни
Беременность не заставила меня существенно изменить образ жизни, но я стала кое в чем себя ограничивать
Беременность я не считаю поводом для того, чтобы менять образ жизни
Беременность так изменила образ моей жизни, что она стала прекрасной
Беременность заставила меня отказаться от многих планов, теперь не суждено сбыться многим моим надеждам
Я стараюсь вообще не думать ни о беременности, ни о предстоящих родах
Я постоянно думаю о родах, очень их боюсь
Я думаю, что во время родов все могу сделать правильно и не испытываю особого страха перед ними
Когда я задумываюсь о предстоящих родах, настроение у меня ухудшается, так как я почти не сомневаюсь в их плохом исходе
Я думаю о родах, как о предстоящем празднике
Б
Я сомневаюсь в том, что смогу справляться с обязанностями матери
Я считаю, что не смогу стать хорошей матерью
Я не задумываюсь о предстоящем материнстве
Я уверена, что стану прекрасной матерью
Я полагаю, что если постараюсь, то смогу стать хорошей матерью
Я часто с удовольствием представляю себе ребенка, которого вынашиваю, разговариваю с ним
Я понимаю ребенка, которого вынашиваю, восхищаюсь им и считаю, что он знает и понимает все, о чем я думаю
Я постоянно беспокоюсь о состоянии здоровья ребенка, которого вынашиваю, стараюсь его почувствовать
Я не думаю о том, каким будет ребенок, которого вынашиваю
Я часто думаю о том, что ребенок, которого вынашиваю, будет каким-нибудь неполноценным, и очень боюсь этого
Я не думаю о том, как буду кормить ребенка грудью
Я с восторгом представляю себе, как буду кормить ребенка грудью
Я думаю, что буду кормить ребенка грудью
Я беспокоюсь о том, что у меня будут проблемы с кормлением грудью
Я почти уверена, что вряд ли смогу кормить ребенка грудью
Считаю, что беременность сделала меня еще прекрасней в глазах отца моего ребенка
Моя беременность никак не изменила отношения ко мне отца моего ребенка
Из-за беременности отец моего ребенка стал внимательнее и теплее относиться ко мне
Из-за беременности я стала некрасивой, и отец моего ребенка стал холоднее относиться ко мне
Боюсь, что изменения, связанные с беременностью, могут ухудшить отношение ко мне отца моего ребенка
Большинство близких мне людей разделяют мою радость по поводу беременности, и мне хорошо с ними
Не все близкие мне люди достаточно рады тому, что я беременна, не все понимают, что я теперь нуждаюсь в особом отношении
Большинство близких мне людей не одобряют то, что я беременна, мои отношения с ними ухудшились
Меня мало интересует отношение к моей беременности даже близких мне людей
Некоторые близкие мне люди относятся к моей беременности неоднозначно, и это меня тревожит
Мне всегда мучительно стыдно, когда окружающие замечают что я «в положении»
Мне немного не по себе, когда окружающие замечают, что я «в положении»
Мне приятно, когда окружающие замечают, что я «в положении»
Мне наплевать, замечают окружающие или нет, что я «в положении»
Я не испытываю особой неловкости, если окружающие замечают, что я «в положении»

Обработка результатов

После выполнения задания необходимо перенести результаты в таблицу, отметив соответствующую утверждению цифру (таблица 11).

Таблица 11 Результаты обследования ТОБ (б)

Блоки Разделы О Г Э Т д
--------------и, -
Всего

В нижней строке таблицы - «Всего» - выставляется результат подсчета количества отмеченных цифр (баллов, не суммы цифр!) в каждом столбце. Столбец «О» отражает утверждения, характеризующие преимущественно оп­тимальный тип ПКГД, «Г» - гипогестогнозический, «Э» - эйфорический, «Т» - тревожный, «Д» - депрессивный.

Если в результате тестирования набрано 7-9 баллов, соответствующих од­ному из типов ПКГД, он может считаться определяющим.

Если ни по какому типу ПКГД преобладания баллов не наблюдается, не­трудно определить, какие подсистемы ПКГД у женщины нуждаются в коррек­ции. Для наглядности можно построить профиль ПКГД в виде гистограммы. По вертикали отмечаются избранные баллы, а по горизонтали - типы ПКГТ (рис. 6).

Пример ___

«Тест отношений беременной» был заполнен будущей матерью. Результа­ты обследования были занесены в соответствующую таблицу.

Как видно из таблицы и рис. б, наибольшее число выбранных утверждений принадлежат первой графе. На основании этого факта тип ПКГД определя­ется как преимущественно оптимальный.

Тест позволяет не только определить тип ПКГД по преобладанию выбран­ных утверждений, но и произвести качественный анализ, выявить те отноше­ния, которые нуждаются в коррекции.

Пример

У другой женщины, обратившейся за психологической помощью, было выявлено эйфорическое отношение к своей беременности и тревожное отношение к себе - матери. Полученные в результате применения теста данные приведены в таблице:

Изучив утверждения, выбранные испытуемой, нетрудно установить, что у женщины отмечается эйфорическое отношение к своей беременности, оп­тимистическое отношение к будущему ребенку, окружающим ее посторон­ним и близким людям, в то время как повышенная тревога связана с пред­стоящими обязанностями матери.

На основе результатов исследования беременную можно отнести к одной из трех групп, требующих различной тактики проведения дородовой подготовки и, при необходимости, оказания психологической помощи.

Первая группа включает в себя практически здоровых беременных женщин, находящихся в состоянии психологического комфорта, имеющих оптималь­ный тип ПКГД.

Вторая группа может быть названа «группой риска». В нее следует включать женщин, имеющих эйфорический, гипогестогнозический, иногда тревожный типы ПКГД. У них отмечается повышенная вероятность развития нервно-пси­хических нарушений, соматических заболеваний или обострения хронических расстройств.

Третья группа состоит из женщин, также имеющих гипогестогнозический и тревожный типы ПКГД, однако выраженность их клинических проявлений

более значительна, чем у представительниц второй группы. Кроме того, сюда следует включать всех женщин, характеризующихся депрессивным типом ПКГД. Многие беременные женщины из этой группы обнаруживают нервно-психические расстройства различной степени тяжести и нуждаются в индиви­дуальном наблюдении и лечении у психотерапевта или психиатра.

Таким образом, тест позволяет выявлять нервно-психические нарушения у беременных женщин уже на ранних этапах развития ребенка, связывать их с особенностями семейных отношений и ориентировать психологов на оказа­ние соответствующей помощи. Результаты, полученные при использовании методики, могут быть задействованы непосредственно при оказании психоло­гической помощи, например, в качестве тем психотерапевтической беседы. Таким образом, благодаря обследованию коррекция выявленных отклонений может осуществляться более целенаправленно.

Простота использования теста дает возможность внедрения его в практику работы женских консультаций, применения акушерами-гинекологами, тера­певтами. При выявлении выраженных нарушений у беременных женщин им может быть рекомендовано обращение за помощью к психологу или к психо­терапевту. Рекомендуется проводить тестирование во втором и третьем триме­страх беременности. Своевременно и адекватно оказанная помощь не только улучшает ситуацию в семье, течение беременности и родов, но и является про­филактикой недостатка грудного молока, послеродовых невротических и пси­хических расстройств.

Тест может быть использован также с целью определения эффективности оказания психологической помощи и курсов дородовой подготовки: в таком случае он проводится до начала курса либо встреч с психологом и после его завершения. Изменения результатов тестирования можно использовать для оценки эффективности данной работы. При этом не рекомендуется проводить тестирование чаще одного раза в месяц.

Умеете ли вы рисовать?

Умеете ли вы рисовать?

Возьмите цветные карандаши, мелки или ручки и нарисуйте картину. Не волнуйтесь, если вы не умеете рисовать. Сейчас вы рисуете не для выставки, а для себя и своего будущего ребенка. Это может быть пейзаж, портрет будущего малыша или просто абстрактная картинка. Нарисовали? Теперь посмотрим, какие цвета доминируют в вашей картине.
С помощью такого несложного метода можно определить, как протекает беременность у женщины, испытывает она какие-либо страхи, и даже определить способности малыша. Главное, наблюдать, какие цвета использует беременная женщина в рисовании.

Желтый цвет:

Желтый цвет - это духовный, религиозный цвет, но, с другой стороны, это цвет опасности. Беременная женщина, которая нарисовала желтую картину, чувствует себя свободно, независимо от всех проблем. Такие мамы воспринимают свое состояние, как удивительное время открытий. «Желтый» малыш - мечтатель, фантазер, выдумщик, шутник. Он любит играть в одиночестве с абстрактными игрушками: камнями, веточками, маленькими кусочками ткани, кирпичиками - он воодушевляет их надлежащей силой своего воображения. Когда такие дети подрастают, они выбирают разнообразную, интересную работу. Они всегда надеются, верят во что-то, стремятся жить завтрашним днем. Мечтают о будущем. Иногда в них проявляются такие черты характера, как безответственность, боязнь принятия решений, непрактичность.

Красный цвет:

Это цвет крови, здоровья, энергии и силы. Вы открыты миру и любой деятельности. Беременность для вас - это не причина отказывать от привычного образа жизни и любимых занятий. Вы ничего не боитесь и иногда не принимаете всерьез рекомендации докторов. И даже если у вас появляются какие-либо проблемы, вы не придаете им значения и на 100% уверены в положительном результате. В случае появления опасности вы обвиняете всех, кто вас окружает, но никогда себя. Как правило, «красные» детишки тоже подвижны и беспокойны. Когда они вырастают, их главным стремлением становится достижение прибыли, успеха, получение результата, похвалы. Таким людям свойственен излишний эгоизм. Интересы сегодняшнего дня для них наиболее важны.

Оранжевый цвет:

Это комбинация желтого и красного цвета. Будущие мамы, которые рисуют оранжевые картинки, сочетают в себе все качества присущие «желтым» и «красным» женщинам. «Оранжевые» дети также легко возбудимы, но их возбудимость носит иной характер. Они могут играть, быть счастливыми, а через некоторое время плакать без какой-либо причины.
Бледные тона - голубой, розовый, лиловый.
Это типичные инфантильные, младенческие тона. Если взрослый выбирает эти тона, значит, он сохранил в себе наивность ребенка и эту особенность он передает малышу.
Голубой цвет. Это цвет свободы, небрежности и расположенности к переменам. Обычно независимые, самостоятельные женщины выбирают этот цвет. Спокойные и женственные натуры любят розовый. Лиловый цвет говорит о таких особенностях характера, как слабость, чувствительность, чувство одиночества, беспомощности. Если вы выбрали лиловый из всех цветов, это значит, что вы часто погружаетесь в ваш собственный мир и не допускаете туда даже близких людей. Дети, чьи мамы использовали такие бледные оттенки, обычно чувствительные, хрупкие, слабые и робкие. Такие малыши очень зависят от других людей, нуждаются в постоянной опоре и заботе.

Синий цвет:

Синий цвет - противоположность красному. Часто будущие мамы выбирают этот цвет, потому что они в этот период нуждаются в отдыхе и покое. «Синие» дети спокойны, уравновешенны, все делают уверенно. Они любят полежать на диване с книгой, расслабиться или поговорить о чем-нибудь важном. Они предпочитают искреннюю дружбу с обязательствами и даже могут принести свои интересы в жертву, в отличие от «красных» детей. Такие люди больше «дают, чем берут».

Фиолетовый цвет:

Согласно языку цвета, фиолетовый - это цвет ночи, мистики, созерцания, размышления. Беременность для таких мам - что-то странное, непонятное. Они не всегда следуют советам врачей, главное, их ощущения. Для таких беременных женщин важно, чтобы рядом был близкий человек, которому они могут рассказать о своих чувствах, и кто их будет понимать. Равнодушие других людей также ранит будущую маму. «Фиолетовые» детки наделены богатым внутренним миром и артистизмом. Они очень чувствительны, стремятся произвести впечатление.

Сине-зеленый цвет:

Он означает воду, холод, глубину, престиж и тщеславие. Он является показателем состояния нервной системы. Те, кто предпочитают этот цвет, страдают нервным переутомлением. Такое нервное переутомление может быть обусловлено личным характером или ситуацией, когда человек боится сделать ошибку, потерять что-то, услышать критику. Чтобы «сине-зеленые» дети все же были более свободны, раскованы, следует поощрять их инициативу.

Зеленый цвет:

Такие беременные женщины наиболее часто следуют всех рекомендациям врачей и читают много специальной литературы. Они относятся к своей беременности как к болезни и считают себя совершенно больными, поэтому им нужен особый уход. «Зеленые» дети чувствуют себя заброшенными и нуждаются в материнской любви. Творческое образование, развитие искренности и интереса необходимы им, чтобы помешать стать им «зелеными» взрослыми - консервативными и боящимися всяких перемен. Таким малышам нужно чувствовать безопасность и надежность.

Черный цвет:

Это цвет болезни, абсолютно противопоказан будущим мамам. Беременные женщины редко используют его в своих рисунках. Если вы предпочли этот цвет другим цвет, то это говорит о вашем страхе перед будущими изменениями или родами. Также черный цвет указывает на серьезный стресс в вашей жизни. Многие беременные женщины рисуют черные картинки в первые недели беременности, когда они еще не знают, сохранить малыша или нет. «Черные» детки имеют очень трудный характер, остро ощущают различные противоречия и пытаются доказать другим людям и своей маме свою значимость и важность.

Серый цвет:

Серый цвет присущ психологическим рисункам. Он также не благоприятен для будущих мам, означает рутину, какой-либо недостаток, уходящую надежду, бедность. Серый цвет интуитивно появляется, когда беременная женщина была изолирована или сама изолировала себя от других людей. Также женщины, которые много работали перед беременностью, рано покинув родительский дом, рисуют такие картинки. Будущая мама не видит благоприятных перспектив в своей жизни и относится к рождению ребенка как к неприятной обязанности. Женщина чувствует себя изолированной от стремительного течения жизни. Другой тип «серых» женщин - это женщины, которые не придают значение поддержке будущего папы (ни моральной, ни материальной) в силу различных причин или неуверенности. Серый цвет - это первый сигнал моральной усталости. Часто «серые» дети очень тихие, бесшумные, робкие и одинокими.

Коричневый цвет:

В этом цвете черный доминирует над оранжевым. Беременность вам приносит неудобство, беспокойство, для вас долго ждать 9 месяцев. Вы раздражает - увеличивающийся животик, восторг других людей и даже советы и забота близких вам людей. Вместе с приближением родов у вас увеличивается страх. Существует много причин для «коричневого» беспокойства: слабое здоровье, семейные неприятности, какие-то драматические моменты, усталость. «Коричневые» дети чувствуют необходимость создать свой собственный мир, надежный и закрытый, маленький мир, в котором они ощущают себя безопасно и комфортно.

Урок рисования для будущих мам:

Представьте, что вы посеяли цветок, и вы теперь ждете, когда он расцветет. Теперь на листке бумаги попробуйте изобразить, как растет ваш цветок. Вы можете нарисовать несколько стадий его развития: здесь вы видите первый зеленый росток, затем листья, бутон, и, наконец, замечательный цветок вырос. Нарисуйте зеленый луг, голубое небо, желтое солнце вокруг - так выглядит заботливый гармоничный мир. Таким же должен быть мир вокруг вашего ребенка. Психологи считают, что такое рисование высвобождает внутренние чувства и помогает будущей маме представить себе и почувствовать красоту мира, который ее окружает.
Такой урок поможет избавиться от собственных страхов и принесет внутреннюю гармонию. Он особенно полезен для женщин, которые рисуют черные, серые и коричневые картины. Кроме того, цветотерапия и понимание различных цветов влияет на ваш внутренний мир, дает вам возможность почувствовать себя лучше, избавиться от страха, что очень важно в вашем нынешнем статусе


Сами нарисуйте на листе бумаги пять образцов: квадрат, круг, прямоугольник, треугольник и зигзаг. Попросите ребенка выбрать один из рисунков и смотрите на расшифровку.

КВАДРАТ:
"Квадратных" людей принято считать труженниками. Они стараются доволить дело до конца и раскладывать все по полочкам. В его доме все должно быть на своих местах, пыль вытерта, посуда вымыта. Классический консерватор, действует на основании серьезного расчета и не любит рисковать. Жизнь хочет вести распланированную и предсказуемую, без особых взлетов и падений. Просто так в гости к нему не придешь, желательно договариваться заранее. Трудно находит контакт с эмоциональными людьми, они его раздражают.

ПРЯМОУГОЛЬНИК:
"Прямоугольные" люди находятся в поиске - не желая быть строгими квадратами, они еще не пришли ни к какой фигуре. Они все время что-то ищут, создают, придумывают и пробуют, но также быстро остывают и бросают дело на полпути. Быстрые и непредсказуемые изменения в поведении прямоугольников других людей смущают и настораживают, особенно в делах бизнеса. Достоинства- любознательность и смелость. Недостаток - подверженность чужому влиянию, чрезмерная доверчивость, ими легко манипулировать. Этот мужчина для тех женщин, кому в доме нужен матриархат.

КРУГ:
Это символ гармонии. Тот, кто выбирает круг, ненавидит конфликты. Это самая доброжелательная из пяти фигур. Круги - это клей, который скрепляет и компанию и семью. Они прирожденные психологи- умеют слушать и сопереживать, читают людей и могут легко раскусить притворство. Круги предпочитают принимать решения скорее интуитивно, нежелии основываясь на логике и расчете. Их нелюбовь к конфликтам, нежелание никого огорчать приводит к тому, что они увиливают от принятия важных решений, что часто доводит проблемы до уровня взрыва.

ТРЕУГОЛЬНИК:
Треугольники - лидеры. Главные качества Треугольников - умение сосредотачиваться на главной цели. Они легко учатся, как губка впитывают полезную информацию. Хорошие руководители, но способны на пути наверх пойти по головам конкурентов. Быстро признают свои ошибки, зато не любят менять решения. Они заставляют всех вращаться вокруг себя- без этого жизнь потеряла бы для них кайф.

ЗИГЗАГ:
Эта разомкнутая фигура символизирует творчество. Главное назначение этого человека - рождать новые идеи, но воплощает их пусть кто-нибудь другой. Человек непрактичен, плохо приспосабливается к жестким рамкам, не выносит строгих обязанностей и быстро теряет интерес к любому монотонному делу. Мелкие детали и нюансы для него абсолютно не важны, главное - чтобы было хорошо и красиво в общем и целом. От природы остроумен, может хорошо съязвить, "открывая глаза" окружающим, что нравится не всем.

Рекомендуем почитать

Наверх