Создание психологического комфорта в детском доме. Создание психоэмоционального комфорта для детей в дошкольном учреждении. «Листочек – порви меня»

Логопедия 17.11.2019
Логопедия

Психологический комфорт группы (из опыта работы)

Подготовили:

педагог-психолог

Черкашина А.М.



  • Ребёнок, находясь в детском саду, испытывает на себе множество стрессовых факторов:
  • - утреннее расставание с родителями;
  • - большое количество детей в группе;
  • - жёстко регламентированный и насыщенный распорядок дня (много занятий и мероприятий, мало свободного времени для спонтанного взаимодействия со сверстниками);
  • - необходимость постоянно подчиняться требованиям и указаниям воспитателя;
  • - низкий уровень саморегуляции и коммуникативных навыков (в силу возраста и малого жизненного опыта).

Задача психологического комфорта группы

Создание условий для сохранения психологического здоровья каждого ребенка и развития его личности


Большую помощь в этом нам оказывают:

Предметно-развивающая среда


Стиль общения

  • Стиль общения воспитатель-ребенок
  • Стиль общения ребенок-ребенок
  • Стиль общения воспитатель-воспитатель-помощник
  • Стиль общения воспитатель-родитель
  • Стиль общения воспитатель – ребенок - родитель


Применяется для достижения релаксации и отдыха. Одной из главных задач является создание атмосферы психологического комфорта и эмоционального благополучия, свободной творческой и активной личности.

Это наши - уголки уединения Здесь можно в тишине побыть. Исчезнут все твои волнения, О грусти и тревоге можно позабыть.


Фотоальбомы с семейными фотографиями

Альбом здесь можно полистать, И мамочку свою в нём отыскать. На неё я посмотрю Свой секрет ей расскажу.


Материал для обучения агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме – помогает справиться с отрицательными эмоциями, снять напряжение, выплеснуть накопившуюся энергию

Мишень,

Подушки для битья

Пластиковые стаканчики

Боксерская груша


«Стул для размышлений» служит для того, чтобы сидя на нем не более 5 минут, ребенок мог вспомнить забытые им правила поведения. Например, что игрушки мы не отнимаем, а ждем, когда другой ребенок положит ее на место после того как поиграет и т.д. Самое главное: стул не должен быть наказанием для детей.

«Агрессивный коврик» даёт детям представление о том, какие они колючие, когда злятся.

Нужно потопать по коврику и злость пройдет.


«Стаканчики для крика» Если ребенок на кого-то злится или обижен, он может высказать свою обиду в стаканчик и ему станет легче.

мишень


«Листочек – порви меня»

Боксерская груша


Материал для обучения детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемах саморегуляции – это умение детей вести себя в различных ситуациях целесообразно им, умение отдыхать

Мешочки настроений» Если у ребенка плохое настроение, он может «положить» его в «грустный» мешочек, а из «веселого» мешочка «взять» хорошее настроение. И с помощью приемов самомассажа - растирания ладонью грудной клетки ребенок улучшает свое настроение.

Фонтанчики – негромкое журчание и плеск воды помогает снять стресс и настраивает на позитив


Игры с песком, водой, крупами

Песок - волшебная страна,

Нас к себе зовёт она. Можно строить и чудить, Можно много сотворить: Мы в песочек тут играем, Свои ручки расслабляем.


Эмоционально-развивающие игры , направленные на обучение детей бесконфликтному общению, материал для обучения детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям

Настольно-дидактические игры

эмоциями

Коробка примирения,

игра «Что хорошо, а что плохо»

Игра «Твист»

эмоциями


Уголок приветствия

Вот такой экран нас каждое утро встречает. Здесь мы, в течения дня, свое настроение меняем.


Материал направлен на повышение самооценки для тревожных, неуверенных в себе детей – дать возможность детям почувствовать себя уверенно, почувствовать себя успешным

«Почётный стул» стимулирует повышение самооценки, уверенности в себе, снятие тревожности.

Линейка роста

Медали


Сонные игрушки

Разные виды театров


Психомышечная гимнастика

Игра «Солдат и тряпичная кукла»

Этюд «Снеговик»

Мышечная релаксация»


"Я в своей группе детского сада".



«Ничему меня не научит,

То, что тычет, талдычит, жучит…»

Психологический комфорт - это условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться. Никакие успехи не принесут пользы, если они “замешаны” на страхе, подавлении личности.

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница жизни каждого человека, и детский сад - особое место в жизни большинства детей. Сегодня особенно остро стоит проблема психологического здоровья ребенка, его эмоционального благополучия и комфорта. Очень важно в совместной деятельности создать детям эмоциональный комфорт.

Обеспечение психологического комфорта детей в ДОУ - одна из важнейших задач педагогического коллектива. От этого во многом зависит результативность педагогической деятельности, сформированность знаний, умений, навыков у детей, способствующих дальнейшей успешности в школьном обучении, поможет ребенку в развитии и становлении себя как успешной личности.

Для создания психологического климата необходимы методы, которые отражают уважение человеческого достоинства ребенка, чтобы ребенок чувствовал себя спокойно и уверенно.

Большая работа в создании психологического комфорта ребенка в детском саду принадлежит педагогу-психологу и воспитателям. Здесь особое значение имеет стиль общения и характер взаимоотношений педагога с детьми. Педагоги, для более благоприятного психологически комфортного пребывания ребенка в ДОУ помнят:

  • плохих детей не бывает, есть плохие педагоги и родители;
  • опираются на добровольную помощь ребенка;
  • строят педагогический процесс на волне успеха у ребенка;
  • являются инициаторами и участниками детских игр и забав;
  • ориентация на возрастные, половые и индивидуальные особенности ребенка;
  • привлекают родителей к воспитательно-образовательной работе и обращаются к ним за поддержкой.

Психологический комфорт для ребенка в детском саду определяется удобством развивающего пространства и положительного эмоционального фона, отсутствия напряжения психических и физиологических функций организма, а также от физического состояния детей.

В нашем детском саду в течение года педагогом-психологом анализируется психологическое состояние ребенка группе сверстников. Это и наблюдение за свободной деятельностью детей, и анализ режима дня, и учебной нагрузки, и предметно-развивающей среды. Результатом которого является рекомендации и консультации по созданию психологически комфортной среды, как педагогам, так и родителям.

Можно выделить критерии, составляющие психологический комфорт ребенка в ДОУ:

1. Спокойная эмоциональная обстановка в семье

Эмоциональная стабильность и отсутствие психологического напряжения у ребенка в семье, оказывает большое влияние на психологический комфорт в ДОУ. Уверенность в любви, уважение и понимании близких настраивает ребенка на открытые, доброжелательные отношения с педагогами и сверстниками в детском саду.

2. Распорядок дня

Для дошкольника важно, чтобы распорядок жизни был стабильным. Ребенок, который привык к определенному порядку, более уравновешен. Он представляет себе последовательность занятий, смену видов деятельности в течение дня и заранее настраивается на них. Обстановка спокойной жизни, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов взрослых - необходимые условия нормальной жизни и развития детей.

3. Обеспечение комфортности предметно-развивающей среды : соответствие возрасту и актуальным особенностям группы; доступность игрушек, не раздражающее цветовое решение интерьера, наличие растений с ароматом, способствующим снятию напряжения (корица, ваниль, мята);

4. Стиль поведения воспитателя . Прежде всего, воспитатель сам должен быть спокоен и доброжелателен. Необходима ровная манера поведения с детьми. Педагогу необходимо отслеживать свое психологическое состояние, для предотвращения агрессивных вспышек и апатичной усталости. Эмоциональное состояние педагога непосредственно влияет на эмоциональный фон группы и психологический комфорт каждого ребенка

5. Добрые традиции

Необходимым условием душевного благополучия является уверенность ребенка в том, что воспитатель относится к нему так же справедливо и доброжелательно, как и ко всем остальным, что его считают таким же ценным и нужным членом группы, как и других детей.

Без психологического комфорта в образовательной среде не сможет формироваться творческая личность, способная к самосовершенствованию.

В своей работе на занятиях я стараюсь создать положительный эмоциональный настрой, атмосферу доброжелательности - это «эмоциональные поглаживания», одобрения, похвалы, добрый, ласковый тон. Нр: - Я рада видеть всех здоровыми, веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у нас у всех сохранилось до самого конца занятий. - Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро. А в нашем кабинете тепло, светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы будем с вами чаще улыбаться друг другу. Не реагирую отрицательно на ответы детей, чтобы не вызвать у них чувство страха, скованности, неуверенности в себе. Доброжелательность, положительная мимика лица, добрый взгляд помогают налаживать контакт с любым ребенком, даже самым зажатым. Особенность проведения занятий в Доу заключается в том, что основной вид деятельности - игровой. Игровая форма взаимодействия способствует приобретению знаний и развивает различные качества личности. А творчество, как известно, вплетено в игровую деятельность, причем для ребенка важнее сам процесс игры, а не результат творческого процесса.

Также во время продуктивной деятельности применяю различные формы двигательной активности: динамические паузы, физминутки, что обеспечивает снятию утомляемости, напряжения в эмоционально-волевой сфере, повышению работоспособности у детей.

Ведь взаимодействие с ребенком должно приносить нашим детям чувство удовлетворения, легкости, радости, тем самым мотивируя ребенка к продуктивной деятельности. Чем благоприятнее условия, тем успешнее развитие ребенка.

Предлагаю вам проиграть одну из физминуток, которую я использую в процессе совместной деятельности с детьми.

Хомка, хомка, хомячок, (приседают)

Полосатенький бочок, (трут бока)

Хомка раненько встает, (встают)

Щечки моет, шейку трет. (движения по тексту)

Подметает хомка хатку, (наклон вниз)

И выходит на зарядку. (маршируют)

Раз, два, три, четыре, пять - (руки согнуты в локтях)

Хочет Хомка сильным стать (сгибают и разгибают руки)

Ручками похлопает, (хлопают руками)

Ножками потопает, (топают ногами)

Крепко свой бочок потрет, (трут бока)

И опять гулять пойдет. (маршируют)

Дмитриева Мария Игоревна,
воспитатель высшей категории
ГБДОУ детский сад № 105 компенсирующего вида
Невского района Санкт-Петербурга

Характеристика старшей группы

Количество детей

Возраст

Гендерные особенности

11 девочек

6 мальчиков

16 чел. - IIгр.

1 чел. - IIIгр.

5 чел. - ФФНР

12 чел. - ОНР

Количество детей

Возраст

Гендерные особенности

Физическое развитие (группа здоровья)

Речевое развитие (речевой диагноз)

11 девочек

6 мальчиков

16 чел. - IIгр.

1 чел. - IIIгр.

5 чел. - ФФНР

12 чел. - ОНР

Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе

Предметно-пространственная среда в старшей группе создана с учетом следующих критериев:

1) Безопасность:

Мебель закреплена, не создает препятствий для передвижения в групповой комнате. Освещение соответствует нормам СанПиН 2.4.1.3049-13. Игрушки для детей в группе не имеют острых углов, не токсичны, не имеют раздражающей окраски, используются строго в соответствии с возрастом. Соблюдается низкий уровень шума (детей приучают не кричать, разговаривать спокойным тоном, не издавать громких звуков предметами, игрушками; аудиозаписи и мультфильмы воспроизводятся на комфортном для восприятия уровне звука).

Для безопасного и психологически комфортного пребывания детей в группе придуманы «Правила поведения», обозначенные картинками-символами. Ребята рассматривают их и напоминают друг другу, что нужно играть дружно, не ссориться, вовремя убирать игрушки и т.д. Для решения конфликтных ситуаций дети используют «Ковер дружбы», для улучшения настроения - панно эмоций с пиктограммами, юмористические картинки и т.д.

2) Соответствие возрасту, актуальным и индивидуальным особенностям : вся мебель подобрана в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.3049-13; для стимулирования игровой, двигательной, познавательной и исследовательской активности детей используются материалы, понятные и интересные данной возрастной группе, а также, благодаря насыщенности предметно-пространственной среды, дети могут выбрать те игры, предметы, задания, которые соответствуют этапу их развития и являются актуальными в данный момент.

3) Особенности детского восприятия:

· Деятельностный характер : средства обучения и воспитания находятся на стеллажах и столах в свободном доступе; каждая пространственная зона насыщена элементами, дидактическими материалами, играми, с которыми ребенок может взаимодействовать самостоятельно, проявляя инициативность;

· Особенности восприятия и переработки информации : в группе есть материалы, подходящие визуалам (книги с иллюстрациями, мультфильмы, пазлы, пластилин, краски, цветная бумага и т.д.), аудиалам (музыка, аудиокниги, музыкальные инструменты), кинестетикам (спортивный инвентарь, конструкторы, материалы для экспериментирования - песок, глина, пластилин, бросовый, природный материал);

· Пространственное восприятие :

Пространство в группе разделено на зоны:

1. Рабочая зона (Познавательно-исследовательская деятельность, продуктивная деятельность)

2. Активная зона (конструктивная деятельность, физическое развитие, центр музыкально-театрализованной деятельности, центр сюжетно-ролевых игр)

3. Спокойная зона (центр сенсорного развития, математического развития, книжный уголок, центр речевого развития, уголок уединения).

Благодаря этому, дети хорошо ориентируются в групповой комнате, знают, где можно взять игры, материалы для творческой деятельности и т.д. и куда их необходимо положить обратно. В группе учитывается потребность детей в создании ограниченного пространства для игр, а также для уединения. Для этого используются передвижные ширмы (настольная, напольная), драпировка из тюля, при помощи которых дети могу сами обозначить границы уголка.

· Принцип «От простого к сложному»: игры, дидактический материал меняются в соответствии с актуальностью лексических тем, чтообеспечивает преемственность накопленных детьми знаний об окружающем мире от простого к более сложному и позволяет ребёнку закреплять полученные знания, легче воспринимать новый материал, проявлять пытливость и любознательность.

4) Интерьер группы:

В оформлении группы учитывается цветовая гамма: отсутствуют тёмные давящие цвета, такие как чёрный, коричневый и т.д. Основные цвета в интерьере - спокойные (оттенки зелёного, голубого, бежевого), в них окрашены крупные, статичные предметы обстановки, стены. Кроме того, в пространстве группы присутствуют яркие детали (игрушки, поделки, декор, элементы отделки), создающие приятные, позитивные ассоциации. В групповой комнате есть мягкие набивные кресла, диванчик, где каждый ребёнок, устав от игры, от общения со сверстниками, может спокойно отдохнуть в одиночестве. Комфортную атмосферу также создают такие элементы оформления, как уголок природы и погоды, комнатные растения, репродукции картин, коллажи и фотографии в интерьере групповой комнаты. Также используется эффект новизны (смена деталей оформления зон в группе), что позволяет поддерживать интерес, любознательность у детей.

5) Полифункциональность игрового оборудования:

Наличие мягких мобильных модулей, подушек, ширм, кукольной мебели позволяет трансформировать пространство той или иной зоны для того, чтобы разнообразить сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, спортивные игры и т.д., а также для предупреждения возникновения конфликтных ситуаций среди детей в процессе игровой деятельности, что способствует созданию комфортной обстановки в группе.

Реализация образовательной программы

Образовательная область

Игры и пособия

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Магазин (игрушек, продуктовый, одежды, цветочный), «Транспорт и дорожные знаки», «Парикмахерская», «Поликлиника», «Почта», «Пожарные», «Театр», «Космос», «Азбука пешехода», «Ассо-циация» (лото), «Буквы-цифры», «Назови лишний предмет», «Назови по порядку», «Най-ди различия», «Наши чувства и эмоции», пазлы, разрезные сюжетные картинки (десять-двадцать частей), «Русские узоры», «Страна эмоций», «Угадай профессию», лото на темы «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Технические приборы» и т. п.

Настольно-печатные игры:

Игра «Одень куклу» (одежда для мальчиков и девочек), «Накрой на стол», «Уголок желаний», «Притворщик» (на панно), «Так и не так», «Чудо-звери», «Дорожные знаки» (лото), «Как избежать неприятностей

Театрализованные игры:Би-ба-бо «Маша и медведь», «Теремок», «Три медведя», «Три поросенка»; Настольный театр «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка»; теневой театр;

Плакаты по темам;

Познавательное развитие

Игры «Волшебный квадрат», «Волшебный круг», «Ко-лумбово яйцо», конструктор «Мозаика», «Логические блоки Дьенеша», «Сложи картинку», «Счетные палочки Кюизенера», плакат «Цифры», «Сложи узор», «Танграм», настольная игра «Валеология, или Здоровый малыш. Часть 1, 2», шнуровка;

Настольно-печатные игры:«Ассоциация» (лото), «Времена года», «Живое — неживое», «Животные и их детеныши», «Зоологиче-ское лото», «Кто где живет в воде», «Летает — ползает — прыгает», «Логопедическое лото», «Назови одним словом», «Найди различия», «Наша Родина», «Подбери узор», разрезные сюжетные картинки «У кого какая шуба», «Угадай по листику дерево», «Фруктовая мозаика», различные лото на темы «Овощи», «Фрукты», «Ягоды» и т. п.;

конструктор (деревянный, пластмассовый, напольный), мягкие модули, LEGO, «Ферма»;

календарь природы, погоды, карты, атлас, глобусы; альбом по петербурговедению, куклы в национальных костюмах;

стол с углублениями для воды и песка, с рабочей поверхностью из пластика; пластиковый коврик, халатики, нарукавники; природный материал, емкости разной вместимости, лупа, микроскоп, бинокль, компас, разноцветные пластмассовые пластины;

Плакаты по темам и т.д.

Речевое развитие

Книги для чтения и рассматривания иллюстраций, аудио- и видеозаписи литературных произведений («Бобовое зернышко», «Василиса Прекрасная», «Гуси-лебеди»,«Лягушка- путешественница», «По щучьему веленью»), альбом с портретами писателей, пазлы, кубики по сказкам, игры «Парочки», «Литературные герои», ширмы (напольная, настольная), различные виды театров, игрушки-персонажи, уголок ряжения, алгоритмы-схемы для обучения рассказывания, мнемотаблицы для заучивания стихотворений, настольная игра «Составь слово», плакат «Буквы», настольная разрезная азбука, фонетическое лото «Звонкий-глухой» и т.д.

Художественно-эстетическое развитие

Раскраски, трафареты, шаблоны, краски (гуашь, акварель), кисти, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, цветная бумага, ножницы, мелки (восковые, пастельные, сангина), мольберт, пластилин, доски, стеки, природный, бросовый материал;

альбом с репродукциями картин (пейзаж, натюрморт, портрет), художественная литература с иллюстрациями (сказки);

изделия народных промыслов (Дымково, Городец, Хохлома, Гжель, Палех, Жостово), скульптура малых форм (глина, дерево, металл), игрушки, муляжи, гербарии, коллекция семян растений;

аудиозаписи (классика: П.И. Чайковский, А. Вивальди, Р.Шуман, В.Моцарт; детские песни; звуки природы), музыкальные инструменты (ударные, духовые, струнные, клавишные), нетрадиционные музыкальные инструменты (расческа, сосуды с различными наполнителями), звуковая лесенка, нотный стан на панно, портреты композиторов, альбом с изображениями музыкальных инструментов;

Настольно-печатные игры «Цвет», «Форма», «Ассоциации» и т.д., разрезные картинки, «Русские узоры», «Разноцветные узоры»;«Музыкальное домино» и т.д.

Физическое развитие

Кегли, скакалки, обручи, мячи разных размеров (резиновые, пластмассовые, тряпичные), бадминтон; для утренней гимнастики - кубики, ленты, флажки, веревочки; игра «Поймай рыбку», настольная игра «Бадминтон», массажные мячи, коврики для профилактики плоскостопия; игры детский дартс, мишени для метания, «Городки», «Кольцеброс»;

Настольно-печатная игра «Виды спорта»;

Схемы комплекса утренней гимнастики, гимнастика для глаз (схема), иллюстративный материал «Виды спорта», «Олимпиада» и т.д.

Учет возрастных особеннон тей детей

Старший дошкольный возраст является особым этапом в развитии ребенка. Именно в этот период жизни начинают складываться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

Активизация ростового процесса . За один год ребенок может вырасти на 7-10 см. У него совершенствуются движения, расширяется двигательный опыт, развиваются двигательные способности. Заметно улучшается координация и устойчивость равновесия, необходимые при выполнении большинства движений. Для развития различных групп мышц в нашем спортивном уголке присутствует разнообразный спортивный инвентарь.

При активном развитии крупных мышц туловища и конечностей всё ещё слабыми остаются мелкие мышцы, особенно кистей рук. В связи с этим особое внимание уделяется разучиванию пальчиковых гимнастик (в том числе, при помощи схем, которыми дети пользуются самостоятельно), использованию массажных мячиков.

Интерес к своему здоровью. Дети старшего возраста углубляют свои представления о здоровье и здоровом образе жизни, приобретают сведения о своем организме, о гигиенических процедурах. Для этого в группе представлены карточки со схемами комплексов утренней гимнастики, гимнастики для глаз, чистки зубов; картотека подвижных игр с картинками-подсказками; тематические плакаты, настольно-печатные игры (например, «Валеология, или Здоровый малыш. Часть 1, 2»).

Изменения высшей нервной деятельности . В течение шестого года жизни совершенствуются основные нервные процессы - возбуждение и особенно торможение. Это благотворно сказывается на возможностях саморегуляции. Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными, ребенок становится более вынослив психически. Дети начинают чаще по собственной инициативе воздерживаться от нежелательных действий, активно обращаются к правилам при регулировании своих взаимоотношений со сверстниками.

Для усвоения и закрепления установленных правил поведения дети используют карточки «Правила группы» на панно, куклы Веселинка и Грустинка (би-ба-бо), «Панно настроений», пиктограммы, настольные игры («Притворщик» (на панно), «Так и не так», «Путешествие в мир эмоций» и т.д.).

Расширение интеллектуальных возможностей. Период старшего дошкольного возраста называют сензитивным для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии. Поэтому в нашей группе в книжном уголке представлены различные книги-энциклопедии (о космосе, о животных и растениях, о человеке, об истории древнего мира и пр.).

Ребенок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, пространственные, временные и другие отношения. Для лучшего усвоения таких понятий, как времена года, дни недели, время, ориентировка в пространстве в группе имеются календарь природы и погоды, вкладыши, тематические раскраски.

Все задания, построенные на видовой, тематической классификации заставляют работать внимание, зрительное восприятие и мышление ребенка. Например, этот принцип используется в играх «Назови лишний предмет», «Най-ди различия», «Ассо-циация» (лото) и т.д.

Для развития логического мышления и памяти детей в группе в достаточном количестве представлены конструкторы, мозаики, кубики, головоломки, мнемотаблицы.

Совершенствование связной, монологической речи . У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Большинство детей правильно произносит все звуки родного языка, может регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления.Ребенок без помощи взрослого может передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать события, свидетелем которых он был.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный словарный запас. Продолжается обогащение лексики, увеличивается запас слов, сходных (синонимы) или противоположных (антонимы) по смыслу, многозначных слов.

Таким образом, развитие словаря характеризует не только увеличение количества используемых слов, но и понимание ребенком различных значений одного и того же слова (многозначного).

В этот же период в основном завершается усвоение грамматической системы языка. Возрастает количество простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных.

Вместе с тем можно отметить следующие особенности в речи старших дошкольников. Отдельные дети не произносят правильно все звуки родного языка, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации. Вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций.

Воспитателем проводится большая работа по развитию речи детей. Для закрепления результатов в самостоятельной деятельности дети могут использовать аудиозаписи пальчиковых гимнастик, детских песен, мнемодорожки для заучивания стихотворений, схемы для составления описательного рассказа, сюжетные картинки,настольная игра «Составь слово», плакат «Буквы», настольная разрезная азбука, азбука магнитная, дидактические игры по ознакомлению с окружающим, набор букв на фланелеграф, настольно-печатные игры с правилами, различные виды театра, демонстрационный материал по речевому этикету и т.д.

Возрастающая потребность детей в общении со сверстниками. Сверстник становится интересен как партнер по играм и практической деятельности. Развивается система межличностных отношений, взаимных симпатий и привязанностей. Старший дошкольник страдает, если никто не хочет с ним играть.

Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Так появляются первые друзья - те, с кем у ребенка лучше всего достигается взаимопонимание и взаимная симпатия. Для формирования и укрепления дружеских отношений между детьми в группе представлены разнообразные сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, материалы для изо-деятельности, подвижные, музыкальные, театрализованные игры, игровое экспериментирование.

Вывод: Развивающая предметно-пространственная среда в группе содержательно насыщена и соответствует нормам ФГОС, вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.

Создание психологического комфорта в группах детского сада

1. Проблемы психологического здоровья на современном этапе.

Здоровье детей называется в качестве одной из основополагающих ценностей образования. Сегодня утверждается, что главная цель психологической службы - обеспечение условий психологического здоровья детей дошкольного и школьного возраста.

В последнее время педагогам всё чаще приходится сталкиваться с очень искаженным поведением дошкольников. С одной стороны необычайная скованность, недоразвитие речи. С другой - сильная агрессивность и какая-то дикая, зашкаливающая демонстративность. Такой ребенок не может ответить на простейший вопрос, но при этом не боится кривляться при чужих взрослых, ползать под столом. Короче, ведет себя абсолютно неуправляемо. Модели плохого поведения притягивают, как магнит.

В Концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Но в ней говорится также и о том, что «если забота о физическом здоровье ребенка в том или ином виде отражается во всех документах, регламентирующих работу воспитателя, то требование «психологического благополучия ребенка» звучит как бессмысленное словосочетание.

Определение здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения, звучит так:

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических недостатков»

Здоровье психологическое включает способность адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители; общий душевный комфорт, адекватное поведение, умение управлять своими эмоциональными состояниями, преодолевать стресс, это психическая активность, потребность в саморазвитии, в познании себя.

Достаточно много детей нуждаются в психокоррекции, характеризуются серьезным психологическим неблагополучием.

Чтобы обеспечить ребенку условия здоровой и полноценной жизни, необходим взрослый человек. Это аксиома, не требующая сегодня доказательства. Можно сказать, что "собственно человеческое в человеке " - это всегда другой человек. Взрослые (в норме!) обеспечивают ребенку презумпцию человечности - право и возможность стоять на человеческом пути развития.

Однако на некоторых детей тень "порчи" падает с рождением. О них мы говорим "дети с особенностями развития". Чтобы "расколдовать " ребенка, помочь ему обрести дух полноценной человеческой жизни, необходим близкий Другой.

Специалистам известно широко употребляемое, но обычно крайне расплывчатое определение - "значимый взрослый ". В логике наших рассуждений появляется необходимость наполнить его конкретным психологическим содержанием. Значимый взрослый - это родной и/или близкий человек, оказывающий существенное, определяющее влияние на условия развития и образ жизни ребенка: родитель, опекун, учитель, наставник...

Поэтому целью практической психологической работы с детьми в ДОУ является психическое здоровье ребенка, а его психическое и личностное развитие – условием, средством достижения этого здоровья.

Сам термин «психологическое здоровье» неоднозначен, он, прежде всего как бы связывает собою две науки и две области практики – медицинскую и психологическую. В основе этого лежит понимание того, что любое соматическое нарушение так или иначе связано с изменениями в психическом состоянии.

Особое внимание эксперты ВОЗ обратили на то, что именно в детстве проблемы психического здоровья имеют более прямую связь с окружающей обстановкой, чем в другие возрастные периоды.

Разграничение терминов «психическое здоровье» и «психологическое здоровье».

Если термин «психическое здоровье» имеет отношение прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам, то термин «психологическое здоровье»- относится к личности в целом.

Если для психического здоровья норма – это отсутствие патологии, симптомов, мешающих адаптации человека в обществе, то для определения нормы психологического здоровья важно, наличие определенных личностных характеристик. И если заботой медицинских работников по большей части является избавление от патологических факторов, то направление действий педагогов, идет в сторону оказания помощи в приобретении ребенком полезных свойств, способствующих успешной адаптации.

Поскольку психологическое здоровье предполагает наличие динамического равновесия между личностью ребенка и средой, то ключевым критерием становится адаптация ребенка к социуму. Мы для себя в своей практике выделяем несколько уровней психологического здоровья ребенка, они достаточно условны, однако необходимы нам для организации практической работы с детьми.

К первому уровню относятся дети, которые не нуждаются в психологической помощи. Они устойчиво адаптированы к любой среде, обладают резервом для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношениям к действительности. Этот идеальный образ ребенка редко встречается в практике работы МДОУ, выражает совершенную степень психологического здоровья.

Ко второму адаптивному уровню мы относим большинство относительно «благополучных» детей в целом адаптированных к социуму, но по результативности диагностических исследований проявляющих отдельные признаки дезадаптации, обладающих повышенной тревожностью. Такие дети не имеют достаточного запаса прочности психологического здоровья и нуждаются в групповых занятиях профилактически – развивающей направленности. Эта группа относительного риска, она довольно многочисленна и представляет средний уровень психологического здоровья.

К третьему низкому уровню психологического здоровья, дети либо не способные к гармоничному взаимодействию, либо проявляющие глубинную зависимость от факторов внешнего воздействия, не владея механизмом защиты, отделением себя от травмирующих влияний среды. Зависимость от среды: не они управляют средой, а среда управляет ими.

Выделенные уровни позволяют нам дифференцировать психолого-педагогическую помощь детям. С детьми первой группы достаточно проводить лишь развивающую работу, обеспечивающую «зону» ближайшеего развития.

Детям второй группы необходима, целенаправленная, психопрофилактическая помощь, с использованием групповой работы.

Детям, попадающим в третью группу, необходима серьезная индивидуальная коррекционная помощь.

Под конкретной работой по обеспечению психологического здоровья мы подразумеваем целостную, системно организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного развития внутреннего мира ребенка.

Для того, чтобы обеспечить сохранение и укрепление психического здоровья ребенка мы должны знать его особенности. Необходимо иметь четкое представление об уровне его развития, актуальных и потенциальных возможностях, потребностях. Для этого в ДОУ систематически отслеживается психолого- педагогический статус ребенка и динамика его психического развития.

Во вторых, нужно построить и модифицировать развивающую среду, таким образом, чтобы она была максимально благоприятна для психического развития каждого ребенка, его внутреннего мироощущения. Учебно-воспитательный процесс мы строим по гибким схемам, для своевременной корректировки, изменения и трансформирования его в зависимости от психологических особенностей тех детей, которые поступили в наше образовательное учреждение.

В третьих, необходимо помочь каждому конкретному ребенку в решении тех проблем, которые возникли у него самого во взаимосвязи с окружающей его средой.

2. Создание психологического комфорта в детском саду в целях сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребёнка.

Для того чтобы наши дети выросли здоровыми полноценными гражданами необходимо несколько условий которые мы, взрослые можем предоставить им. Это: правильное питание, режим дня, пребывание на свежем воздухе, двигательная активность, закаливающие процедуры и психологический комфорт.

Рассмотрим последний фактор - это значение психологического комфорта для здоровья ребенка.

Большинство психологов считают, что психологическое здоровье или нездоровье ребёнка неразрывно связано с психологической атмосферой, или климатом семьи и климатом в группе детского сада, и зависит от характера взаимоотношений со взрослыми.

Психологический климат внутри группы можно определить как характерный для той или иной группы более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием коммуникации с ребенком.

Психологический климат в группе не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой группы, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным.

Основным условием нормального психосоциального развития ребёнка признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребёнка, беседуют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение. Почему столь важно сохранять эмоциональное (психическое, психологическое) здоровье детей?

Вопросы о психологическом комфорте и психическом здоровье должны быть обращены, прежде всего, к педагогам, так как большую часть времени дети находятся в детском саду. Но многие могут возразить, что существуют объективные причины, по которым не возможно в полной мере создать психологический комфорт в группе детского сада:

Разновозрастность групп;

Загруженность воспитателя в группе;

Неблагоприятная семейная ситуация у ребенка;

Дети с особыми образовательными потребностями.

Да, действительность такова. Но кто поможет нашим детям, если не мы сами?

Известно, что стоит только переступить порог группы можно ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе.

Атмосфера в группе детского сада определяется:

1) Отношениями между воспитателем и детьми;

2) Отношениями между самими детьми;

3) Отношениями между воспитателями;

4) Отношениями между воспитателями и родителями.

Хороший климат в группе возникает тогда, когда все её члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Воспитатель оказывает весьма существенное влияние на качество группового климата. Фактически именно воспитатель (а не дети, как нам обычно кажется) создаёт определённый климат в группе.

Первый шаг, который должен сделать воспитатель, заинтересованный в создании благоприятной атмосферы в группе, заключается в том, чтобы создать и проанализировать групповую ситуацию.

Для создания условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду необходимо:

Принимать каждого ребёнка таким, какой он есть.

Помните: плохих дошкольников нет.

В профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком.

Быть затейником и участником детских игр и забав.

В затруднительных для ребёнка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ними, а не делать что-либо вместо него.

Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.

Помните: ребёнок нам не чего недолжен. Это мы должны ребёнку помочь стать более самостоятельным ответственным.

Навязывание своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже если ваши намерения благонравны.

Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведёт к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.

Тихий, застенчивый ребёнок также нуждается вашей профессиональной помощи, как и агрессивный.

Очень хорошо на развитии детей сказываются такие формы отношений, при которых воспитатель с помощью различных доводов убеждает ребёнка в преимуществах того или иного поступка. При этом выбор оставляется за ребёнком. Такой тип отношений предполагает индивидуальный подход к особенностям и текущим состояниям детей. Именно в такой ненавязчивой опеке больше всего нуждаются дети и благодарят взрослого в искренней привязанностью к нему.

Таким образом, эмоциональное благополучие ребенка достигается путем создания атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением. Основной акцент делается на преодоление негативных эмоциональных проявлений у детей (страх, плач, истерика и т.п.) и разрешение конфликтных ситуаций.

Психологический комфорт предполагает установление доверительного личностного контакта с каждым ребенком, поддержание в нем уверенности в себе, воспитание самостоятельности, инициативности в процессе общения. Это способствует объединению детей, закладывает традиции межличностных взаимоотношений в детском коллективе.

Большая роль в данной воспитательной системе отводится семье. Семья – первый институт, в котором закладываются основы будущей личности. Родители и педагогический коллектив ДОУ должны предъявлять ребенку единые, обоснованные и понятные ему требования. Так, родителям следует сообщать о необходимости соблюдать дома режим дня, приближенный к режиму детского сада.

Создавать ребенку эмоционально-психологический комфорт - значит, обеспечить следующие условия, способствующие реализации его индивидуальной программы развития:

Дать ребенку возможность быть самим собой;

Корректировать проявление негативных эмоций и отрицательных поведенческих мотивов, не нарушая особенностей личностной структуры, используя для этого методы,

Доступные и интересные для самого ребенка;

Предоставить возможность для удовлетворения насущных потребностей ребенка в любви, уважении, игре, двигательной деятельности;

Научить ребенка понимать и принимать собственные чувства и эмоции и других людей;

Познакомить со способами общения со взрослыми и сверстниками для конструктивного общения в системах «ребенок - ребенок», «ребенок - взрослый».

Ребенку дошкольного возраста психологически комфортно, если он здоров, не обременен внутренними психологическими проблемами, может быть самим собой, если его окружают приятные для него взрослые и дети, принимающие его таким, каков он есть, если ребенок занят увлекательным делом.

3. Стили педагогического общения как благоприятный фактор психологической комфортности в группе.

От стиля отношения воспитателей к ребенку зависят воспитательная и эмоциональная функции. Выделяют 4 стиля отношений: от отвержения до любви, от отсутствия контроля до его наличия.

Демократический стиль.

Для него характерны широкий контакт с воспитанниками, проявления уважения к ним, воспитатель стремится наладить эмоциональный контакт с ребенком, не подавляет строгостью и наказанием; в общении с детьми преобладают положительные оценки. Такой педагог испытывает потребность в обратной связи от детей в том, как ими воспринимаются те или иные формы совместной деятельности; умеет признавать допущенные ошибки. В своей работе такой педагог стимулирует умственную активность и мотивацию достижения в познавательной деятельности. В группах воспитателей, для общения которых свойственны демократические тенденции, создаются оптимальные условия для формирования детских взаимоотношений, положительного эмоционального климата группы.

Отношения холодные. Отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены. Закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Ребенок «внутри», воспитатель подавляет ребенка, контролирует всю его жизнь. Причем педагоги прибегают к авторитарным приемам из самых благих побуждений: они убеждены в том, что ломая детей и добивая от них максимальных результатов здесь и сейчас, скорее можно достигнуть желаемых целей.

Либеральный стиль

Характерны безынициативность, безответственность, непоследовательность в принимаемых решениях и действиях, нерешительность в трудных ситуациях. Такой педагог «забывает» о своих прежних требованиях и через определенное время способен предъявить полностью противоположные. Склонен пускать дело на самотек, переоценивать возможности детей.

Индифферентный стиль

Не устанавливают для детей никаких ограничений; безразличны к ним.

Закрыты для общения; из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей; проявляют безразличие к жизни ребенка.

В жизни каждый из названных стилей педагогического общения в «чистом» виде встречается редко. На практике часто встречается, что педагог проявляет так называемый «смешанный» стиль взаимодействия с детьми. Смешанный стиль характеризуется преобладанием двух каких-либо стилей: авторитарного и демократического или демократического и либерального. Редко сочетаются друг с другом черты авторитарного и либерального стилей.

Заключение.

Очень важно помнить и осознавать, что отношение взрослых к ребенку влияет не только на становление личности, но и на психологическое здоровье детей.

Ребенок должен расти и воспитываться в условиях постоянного соблюдения принципа педагогической экологии. Отношения родителей и педагогов к дошкольнику должны строиться на принятии ребенка, на педагогическом оптимизме и доверии, на эмпатии, уважении его личности.

Знания не только о закономерностях формирования личности ребенка, но и о психических особенностях детей с ослабленной психикой позволят педагогам не только правильно организовывать образовательный процесс, но и помогут корректировать некоторые болезненные особенности психики, изменять неправильные установки и формы поведения, а также дадут возможность дать родителям квалифицированные ответы на интересующие их вопросы воспитания.

Для того чтобы пребывание ребенка в детском саду было комфортным, полноценно развивались его духовные и физические силы, необходимо наладить взаимодействие педагога с родителями.

Татьяна Николаевна Доронова использует термин “Взаимодействие “ детского сада и семьи, что предпологает совместную деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребенка, общение, обмен мыслями, чувствами. Родители выступают в позиции партнеров а не учеников воспитателей.

Почему необходимо устанавливать контакт с семьей? Один из важных механизмов социализации ребенка по И.С. Кону д.п.н.- это повторение одних и тех же требований к ребенку изо дня в день, единство воспитательных воздействий и их последовательность со стороны педагогов и родителей. Если это нарушается то у ребенка начинается дискомфорт, он плохо усваивает правила поведения, начинает приспосабливаться, хитрить.

М.И.Лисина выделяет факторы влияющие на успешность воспитания ребенка, к ним относятся:

Предоставление ребенку возможности активно действовать со многими предметами, полноценное участие взрослого в этот процесс.

Показать значимость и важность правильного развития ребенка.

Вовлечение родителей в жизнь группы важный момент значимости и важности общения с ребенком, повышение педагогического уровня и педагогической культуры родителей.

Последние десятилетия актуальными задачами взаимодействия детского сада и семьи остаются:

Индивидуальная работа.

Дифференцированный подход к семьям имеющим различный социальный статус и материальную возможность.

Последние время многие ученые педагоги занимаются проблемой вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада, налаживание взаимодействия доу с семьями воспитанников.С.В. Глебова д.п.н. считает - фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве.Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влечением.Потому то что усвоено в этот период - знания, навыки, привычки оказываются более прочными и являются в полном смысле слова фундментом дальнейшего развития личности.

Большое значение на развитие ребенка оказывает семья. Исследования Л.С. Выготского,Л.С.Лисиной показали,что существенным фактором, влияющим на благополучие ребенка является семья и главным образом качество общения ребенка с родителями.

В беседах с родителями важно подчеркнуть, что уже с раннего возраста необходимо проектировать будущее своего ребенка, ясно представлять какого человека они хотят вырастить, какие черты характера в нем сформировать.

Т.Н. Доронова считает воспитатель должен заострить внимание родителей на том что дошкольное детство - важнейший период в нравственном становлении личности. От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий; ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере дружбы, доверия взаимных симпатий.

Понимание того что развитие детей может быть эффективным только при непосредственном участии семьи, позволило определиться с основными положениями, рекомендациями по налаживанию контакта с семьей:

Т.Н. Доронова - активные формы привлечения родителей в образовательный процесс, участие родителей в составления индивидуального плана развития ребенка.

А.В. Козлова - сотрудничество всех участников образовательного процесса, устновления равноправных отношений между ними.

Анализ изученности теоритических предпосылок дал возможность определить ряд положений важных и значимых для работы с родителями. Цель заключается в формировании равноправных доверительных отношений с семьей. Для решения поставленных целей определенны следующие задачи:

Изучение семьи и ее индивидуальных особенностей.

Сформировать потребность субъектной позиции родителей в развитие детей.

Предоставить всем членам семьи возможность для активного участия в групповой деятельности.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установление контакта с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка, было проведено анкетирование родителей “ Сотрудничество детского сада и семьи”. На основе собранных данных осуществлен анализ особенностей интересов детей и семьи, их традиций. Выработала тактику общения с каждым родителем, что помогло в лучшей ориентировке педагогических потребностях семьи. В учете ее индивидуальных особенностей и возможностей был разработан критерий “ Включенность родителей в образовательный процесс”Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях;

Посещение родительских собраний и консультаций.

Присутствие родителей на детских праздниках.

Участие в выставках, тематических встречах, в анкетирование.

Помощь родителей в оснащение педагогического процесса.

Позднее были выделены качественные показатели - инциативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.

Анализ полученных результатов позволил выделить три группы родителей.

Родители лидеры- которые умеют и с удовольствием учавствуют в воспитательно - образовательном процессе.

Родители исполнители - которые принимают участие при условии значимой мотивации.

Родители сторонние наблюдатели.

Таким образом появилась возможность дифференцированного подхода к родителям, в выборе проведения активных форм работы.

Выделены наиболее эффективные формы работы:

Общие и групповые родительские собрания.

Консультации, также индивидуальные.

Выставки детских работ с участием родителей.

Дни добрых дел.

Участие родителей в подготовке к праздникам.

Работа с родительским комитетом группы.

Наглядная пропаганда.

Тематические встречи.

Совместное создание предметно- развивающейся среды.

Установились постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем на таких мероприятиях как “Дни добрых дел “: изготовление кукольного театра, ремонт игрушек, а также их изготовление, выбор мебели, помощь в создании предметно -развивающийся среды, налаживалась атмосфера мира и теплых взаимоотношений между мной и родителями. Мы вместе стремились чтобы детям в группе было хорошо и уютно.В зависимости от плана работы, сообща составляли график помощи родителей, обговаривали каждое мероприятие.

Итог - эстетическое оформление группы, создан уют и комфортное пребывание детей.

На сегодняйший день сложилась определенная система в работе с родителями.Использование активных форм работы дало определенные результаты; родители стали активными участниками встреч и партнерами воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.Определились единые цели и подходы в разработках индивидуальных маршрутов развития ребенка, активное участие в создание портфолио.Позиция родителей как партнеров стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компитентными в воспитании детей. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности,эмоционально поддерживать своего ребенка.

По результатам моего наблюдения в группе нет родителей наблюдателей,на 30 % выросло число родителей лидеров и до 70 % выросло число родителей исполнителей.

Использованная литература:

Т.Н Доронова - активные формы работы с родителями.

А.В.Козлова -“Работа доу с семьей” .Москва 2008

Л. Свирская- “ Работа с семьей “ Линка -пресс.Москва 2008

Н.В.Микляева -“Создание условий эффективного взаимодействия с семьей”. Айрис-пресс.Москва 2008.

Рекомендуем почитать

Наверх