Настало самое время, чтобы плод оказался в головном предлежании. Подошла 29...
Программа нравственного воспитания младших школьников
«Я в мире, мир во мне»
Калинина Наталья Владимировна
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Нравственность - понятие, характеризующее и общество в целом, и личность. Сколько бы ни говорили о современном кризисе нравственности, не стоит забывать о том, что общество - это совокупность личностей. Только личность ценой собственных усилий может добиться успехов в нравственном самовоспитании, а учитель, семья - помочь в этом. Понятие “нравственное воспитание” пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Анализ опыта В.А. Сухомлинского, разработавшего воспитательную систему о всестороннем развитии личности, даёт основания утверждать, что сердцевина нравственного воспитания - развитие нравственных качеств личности.
После разрушения системы воспитания, в обломках которой исчезли пионеры и октябрята, наступило время раздумий и поисков. Целью воспитания становится решение тех проблем, которые должен решить человек, чтобы найти своё место в жизни.
Современной школе больше подходит название школы Знаний, так как в центре ее обучение, которое подчас затмевает вопросы нравственности. В итоге выросло поколение, испытывающее дефицит духовности, морали.
Из выше сказанного следует, что необходима программа, посредством которой можно было постепенно знакомить ребенка с нормами нравственности, развивать качества личности, необходимые для жизни в современном обществе. Дети младшего школьного возраста располагают значительными резервами развития. Выявление и использование этих резервов - одна из тех задач, которые ставит перед собой учитель.
Программа “Я в мире, мир во мне” имеет следующие положительные моменты:
Помогает в планировании работы классного руководителя;
Осуществляет взаимосвязь “ступеней роста” детей;
Учитывает возрастные особенности;
Предполагает использование различных форм и методов работы;
Помогает построить работу комплексно и целенаправленно;
Дает возможность прослеживать происходящие изменения в нравственном становлении ученика.
Программа разделена на блоки. Блок - поэтапное овладение знаниями, умениями и навыками на определенном этапе. Каждый блок достаточно независим, но, дополняя друг друга, складывается целостная система.
По мере перехода учащихся из класса в класс содержание воспитательной работы все более углубляется и расширяется.
Постепенно, шаг за шагом, переходя от простых задач к более сложным, дети будут учиться видеть себя со стороны, познавать своё “Я”.
I блок (1-й класс) “Учусь общаться”
2. Задачи.
Воспитание качеств личности, определяющих в повседневном поведении детей отношение к другим людям (уважение, доброжелательное отношение к каждому); осуществление взаимосвязи моральных представлений, полученных при реализации программы, с повседневной жизнью, формирующей опыт нравственного поведения.
Сегодня очень важен вопрос формирования умения межличностного общения. Семилетний ребёнок затрудняется в выборе форм приветствия, прощания, не знает, как вести себя во время разговора, не может умело пользоваться громкостью, темпом речи. Основное содержание проблемы: вежливое общение - основа отношений в коллективе детей.
4. Формы реализации направления “Учусь общаться”:
викторины,
игры-путешествия,
конкурсы чтецов,
конкурсы рисунков.
6. Тематика занятий.
Употребление различных форм приветствия.
Употребление различных форм прощания.
Как нужно вести себя во время разговора.
Разговор по телефону.
Словесные формы обращения с просьбой.
Слова благодарности.
Употребление различных форм словесной вежливости.
Словарные игры.
Весёлая викторина (активизация знаний по умению обращаться с просьбой, словами благодарности, приветствия, прощания).
Темп, громкость речи.
Мимика и жесты.
Тон как средство выразительности собственной речи.
Самое беспокойное слово на свете.
Обманчивое “Потому”.
Поздравление. Приглашение.
Объясняем и доказываем.
Игра-путешествие “Город Вежливости”.
7. Предполагаемый результат.
выражать слова приветствия, прощания, обращения с просьбой, выражать слова благодарности;
правильно вести себя во время разговора;
правильно разговаривать по телефону;
умело использовать темп, тон, громкость речи, мимику и жесты;
вести объяснение и доказывать правильность своей точки зрения.
II блок (2-й класс) “Учусь понимать себя”
2. Задачи.
Расширять представления детей о своих физиологических и психологических особенностях. Учить контролировать и оценивать свои привычки, поведение, настроение, осознавать причины возникающих трудностей в общении со сверстниками и взрослыми.
Я - часть природы, моя жизнь - дар природы. Черты характера человека. Самопознание - это открытие себя, своего характера, способностей.
4. Формы реализации направления “Учусь понимать себя”:
игра-доказательство;
игра-загадка;
художественный салон.
5. Периодичность занятий: 2 раза в месяц.
6. Тематика занятий.
Мой режим дня.
Как я расту.
Что я знаю о себе.
Моё настроение.
Как я познаю мир.
Мои чувства.
Как изменить настроение.
Мои поступки.
Мои привычки.
Для чего человеку зеркало?
Надо ли человеку быть красивым?
Человек красен статью.
Кто я? Какой я?
Игра-доказательство “Суд над пороками людей”.
- “Расскажи мне обо мне”.
Тест “Добрый ли ты человек?”
Игра-загадка “Твои поступки”.
7. Предполагаемый результат:
понимание ценностей человеческой жизни;
уважение человеческого достоинства;
осознание чувства собственного достоинства;
формирование самодисциплины.
III блок (3-й класс) “Учусь понимать других”
Проявление любви к родителям, родственникам, забота о них.
Исходное положение: в школе учащиеся не только получают знания, но и учатся жить, здесь формируются необходимые человеческие качества.
2. Задачи.
Помочь детям приобрести опыт общения с людьми. Научить проявлять сильные стороны характера, понимать себя и других, сочувствовать, сопереживать.
Ученик и школьный коллектив. Интересы личные и коллективные. Знания в жизни человека. Младший школьник в семье. Поведение и действия достойного сына, дочери.
4. Формы реализации направления “Учусь понимать других”:
Конкурс знатоков;
День добрых сюрпризов;
Конкурс рисунков;
Смотр талантов.
5. Периодичность занятий: 2 раза в месяц.
6. Тематика занятий.
Что изменилось за год (физические данные, режим дня, работоспособность).
Как научиться разговаривать с людьми (знакомство, предложение, отказ, согласие).
Как научиться разговаривать с людьми (попросить помощь, предложить помощь, сочувствие, похвалить, поддержать).
Как научиться преодолевать трудности вместе.
Как понять друг друга без слов.
Для чего нужна улыбка.
Умеешь ли ты дружить.
Конкурс знатоков.
Служение другим людям.
Встречают по одёжке.
Как выразить привязанность.
Как сотрудничать, делиться, соблюдать очерёдность.
Нужно уважать и слушать родителей.
Загляните в мамины глаза.
Игра с последующей рефлексией “Брать и давать”.
Диспут “Надо ли любить всех?”
День добрых сюрпризов.
7. Предполагаемый результат:
приобретение опыта общения с людьми;
проявление сильных сторон характера;
выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу;
осознание роли сына или дочери, которые помогают старшим, берегут покой родителей, заботятся о своей семье.
IV блок (4-й класс) “Я среди людей”
2. Задачи.
Учит равноправному общению и взаимоотношениям, когда человек, считаясь с интересами других, умеет отстоять свои собственные интересы. Учить сочувствию и милосердию, умению находить выход из трудных обстоятельств, проявлять силу воли и характер, открывать путь ребёнку к собственному “Я”.
Очень важен вопрос осознания себя, как человека, от которого в будущем будет зависеть судьба страны. В наше время очень важно научить ребёнка не теряться в сложных жизненных ситуациях, когда на первый план выходят сила воли и твёрдость характера.
4. Формы реализации направления “Я среди людей”:
Игра с последующей рефлексией;
Игра-путешествие;
Письмо самому себе;
Игровое моделирование;
Тестирование.
5. Периодичность занятий: 2 раза в месяц.
6. Тематика занятий.
Что вы знаете друг о друге.
Диспут “Каким бы я хотел видеть своего друга, свой коллектив?”.
Диспут “Почему важно беречь честь коллектива и быть коллективистом?”.
Игра “Школа, которую мы строим”.
- “Расскажи мне о себе”.
Кто твой друг?
Чтобы иметь друга, надо быть им.
Как помириться после ссоры.
Напиши письмо самому себе (самоисповедь).
Какой у тебя характер.
Как воспитать характер.
Как сказать “нет” и отстоять своё мнение.
Игра с последующей рефлексией “Слепой и поводырь”.
Твой самый решительный поступок в жизни.
Всё проходит, всё остаётся.
Конкурс сочинений “Что значит быть человеком?”.
Игра-путешествие “Я в мире, мир во мне”.
7. Предполагаемый результат.
Учащиеся должны знать и уметь:
равноправно общаться, считаясь с интересами других;
отстоять своё мнение;
проявлять силу воли и характер в трудных ситуациях;
расширять круг интересов, способностей и увлечений;
самостоятельно регулировать отношения с детьми в коллективе.
Литература:
1. Безруких М.М. “Все цвета, кроме черного” Москва “Вентана - граф” 2007.
2. Журнал “Народное образование” №2 / 2002 год.
«Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников “По дорогам притчи” (из опыта работы)»
XXVI Международных рождественских образовательных чтений
«Нравственные ценности и будущее человечества»
25 января 2018 г., Белый зал Храма Христа Спасителя, г. Москва
«Весь мир есть одна долгая притча, составленная из бесчисленного количества притч… Помещённый в этот мир человек словно погружен в море премудрости Божией, выраженной в притчах… Веками люди смотрели на обычные события, похожие на те, что описаны в притчах о сеятеле и семени, о пшенице и плевелах, о талантах и о блудном сыне, о злых виноградарях, но никому и в голову не приходило, что под листвою этих событий скрывается ядро, столь питательное для духа человеческого, пока Господь Сам не рассказал сии притчи, не растолковал их значение и не показал их ядро».
В сети Интернет в обсуждениях и публикациях учителей начальной школы мне многократно приходилось читать о применении притчи на отдельном уроке или воспитательном мероприятии. Педагоги единодушно отмечали нравственный воспитывающий потенциал притчи, их влияние на учащихся.
В связи с этим возникла необходимость создания пособия, где такая работа осуществлялась бы целенаправленно и систематически. Для восполнения пробела в данном направлении духовно-нравственной работы и была разработана программа «По дорогам притчи». Данная программа является пропедевтическим курсом, помогающим подготовить мотивационно учащихся и их родителей к осознанному выбору модуля «Основы православной культуры» в 4 классе. Название программы «По дорогам притчи» символично.
В греческой Библии притчи называются паремиями. Паремия («паре» ‑ при, «мия» ‑ путь) значит, «припутное», «при пути», вроде верстового столба, то есть такое изречение, которое служит указателем, руководит человеком на пути всей его жизни .
Образное название программы помогает детям лучше осмыслить, что наш жизненный путь – это дорога, на которой нас ждут и радости и испытания. Притчи, как указатели в пути, помогают нам выбрать верное направление, правильную дорогу в жизни.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, духовно-нравственное направление воспитательной работы должно реализовываться на уроках и во внеурочной деятельности. Большими возможностями для этого располагает кружковая работа. Вот почему изучение притч нами осуществлялось в рамках кружковой деятельности.
Авторская программа была разработана в соответствии со всеми нормативными требованиями. Имеет рецензии доктора филологических наук, профессора кафедры русского языка и методики его преподавания Волгоградского социально-педагогического университета Супрун Василия Ивановича и Епархиального архиерея Иоанна, епископа Калачевского и Паласовского. Для учащихся разработаны рабочие тетради и электронное сопровождение к каждому занятию.
Почему в основе работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников были выбраны притчи?
Притчи – это особый жанр. В коротких поучительных рассказах народная мудрость сочетается с духовностью и нравственностью, что помогает человеку найти ответы на разные жизненные вопросы, задуматься о вечных ценностях.
Достоинство притчи – маленький объём. Это позволяет организовать работу с притчами в начальной школе уже со 2 класса.
Другим достоинством притчи является чётко выраженный сюжет. Это особенно важно для учеников начальной школы. Они должны точно запомнить последовательность событий, понять логику повествования. Это позволяет им осознать прочитанное, не только на уровне эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
При работе с притчами можно использовать разные методы, позволяющие осмыслению прочитанного.
Один из них – метод ассоциаций , применяемые чаще всего к названию притчи. На листочках дети пишут ассоциации к слову. Это могут быть ассоциации с предметом, образом, цветом, эмоциями, действиями. Далее обсуждают свои результаты в паре или группе. Выступают с представленными результатами. Итоги выступления выносятся на доску. При чтении притчи первоначальные ассоциации уточняются, дополняются, или исключаются, как неточные, искажающие смысл слова.
Например, к слову НЕТЕРПЕНИЕ (притча «Плод нетерпения) учащиеся подобрали следующие ассоциации: человек, характер, делать своё, упрям, не хочет ждать, не слушает, не любит. Это помогло детям понять, какой плод у нетерпения. Приятно было увидеть в выводах занятия строки в рабочих тетрадях учащихся: «Мне надо поработать над терпеливостью и послушанием».
Активизации познавательной деятельности, усилению интереса способствовало применение метода прогнозирования содержания притчи по её названию, в ходе чтения и по её возможному окончанию или продолжению. Лучшему осмыслению прочитанного отрывка (предложения) притчи, вниманию к слову помогает приём «Стоп кадр!» с последующей беседой.
Учащиеся выполняли иллюстрации к притчам, выделяли ключевые слова — понятия, подбирали пословицы, поговорки , составляли информационные карты по основным темам. Любимы детьми были и инсценировки притч, которые мы проводили как на занятии, так и во время праздников, выступая перед родителями.
Первый раздел «Всё в твоих руках» является мотивационным. Здесь мы обсуждаем: «Что такое притча?», «Зачем нам идти дорогами притчи?». Формируем установку: «Жизнь – дорога. Ценности жизни – багаж, приобретаемый нами в пути». Появляется главный предмет – рюкзачок ценностей , который в конце каждого занятия мы образно или письменно наполняли теми мудрыми советами, о которых узнали при работе с указанными на слайде притчами. Притча «Кто, чем богат, тот тем и делится» позволила подвести к «Золотому правилу» (ассоциация: золото — драгоценность, золотое правило – драгоценное правило), взятому из Евангелия от Матфея: «Во всём, как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».
Второй раздел программы «Почитай отца твоего и мать». Почитание родителей – одна из главных традиционных ценностей нашего государства. Одна из первых заповедей, данных Человечеству с древнейших времён, звучит: «Почитай отца твоего и мать, да будет тебе благо и долголетен будешь ты на земле!». В заповеди не оговариваются нравственные качества отца и матери, родителей нужно чтить независимо от того, какие они. Любой человек, не может считаться порядочным, если он не уважает своих родителей. И все притчи, изучаемые в этом разделе, помогают детям лучше осознать эту мысль, рассмотреть разные случаи почитание и непослушания родителей и то, к чему это приводит.
Самый большой раздел программы — «Каким мы видим мир?». Подбор музыкальных произведений на первом занятии, диагностика учащихся, анализ притчи, давшей название разделу, способствовали тому, что в рюкзачок ценностей мы положили следующие выводы: Мир вокруг нас может быть разным. Он зависит от нас. Хочешь, чтобы в мире было больше добра, изменись сам .
Очень трогательные притчи «Святое озеро», «Притча о зорком сердце», «Незабудка» затрагивают тему сострадания и милосердия к природе. И наш «рюкзачок» пополнялся новым багажом: «Не делай никому больно!», «Помоги тому, кто в этом нуждается!»
Главное внимание при работе с притчами уделяется значению СЛОВА в человеческой жизни. «Словом можно спасти…» — известные строки. А как? Так, на примере притчи «Сила слова» ребята понимают, что сказанные в определённый момент слова могут отнять веру в собственные силы, значит надо думать, что ты говоришь. А вот добрый совет родителей поможет тебе в жизни, убережёт от опасности («Опасное место»). Болтовня – это праздное, пустое слово. Не увлекайся этим – совет притчи «Кого больше ценят?»
Итоговая тема программы «Две дороги». Две дороги есть в жизни человека: узкая и широкая. По какой дороге пойти? Сначала дети (до чтения притчи) единодушно ответили: «По широкой. По ней идти легче, хорошо, ничего не мешает». И только коллективное обсуждение этой проблемной ситуации, и чтение притчи помогают понять, что ничего не делать – легко, а вот научиться чему-нибудь – непросто, а порой и трудно. Обидеть другого человека можно легко, а вот сдержаться и не ответить злом на зло – трудно. Работать над собой, над своим характером, удержаться от соблазнов – очень- очень трудно. Но тот, кто преодолеет трудности, достоин награды.
В конце занятия методом незаконченного предложения мы подводили итог. Подумай и напиши: «Я хочу выбрать себе дорогу …., потому что…». Все дети к концу занятия поменяли своё мнение и написали, про узкую дорогу, потому что «это дорога добра, а не зла», « в ней счастье», «там есть трудность, но и награда за труд».
Школьники указали качества, которые помогут им в пути: терпение, милосердие, доброта. А помешать и сбить с пути могут: лень, гордость, непослушание, ложь, обида. Подводя итог, мы вспомнили все ценности нашего духовного пути.
По итогам проведённого анкетирования, 96% детей отметили, что занятия кружка помогали им в выборе поступка, 62% учащихся занятия помогли понять, что надо быть милосерднее и доброжелательнее друг к другу, не отвечать злом и обидой, если тебя обидели. При проведении рефлексии в конце каждого занятия, учащиеся отмечали, что им было интересно, и притчи помогали им пережить разные чувства: радость, страх, жалость, любовь, сострадание и т.д. То есть содержания занятий затрагивали эмоционально-волевую сферу детей, находили отклик в их душах и сердцах. Содержание занятий обсуждалось и с родителями обучающихся на родительских собраниях. Диагностика степени удовлетворённости родителей реализацией данной программы показала их 100% одобрение и поддержку.
Но главное, что реализация данной программы духовно-нравственного воспитания помогала младшим школьникам осознавать ценность человеческой жизни, важность почитания родителей, пробуждала в них желание поступать согласно своей совести и направляла на путь нравственного самосовершенствования.
Литература
- Святитель Николай Сербский (Велимирович). Евангелие о Господе Сеятеле. – Беседы. М.: Лодья, 2001.
- Лукашенкова Ж. В. Формирование духовно-нравственных ценностей у школьников на уроках и во внеурочной деятельности (из опыта работы учителя) – Смоленск, 2013. – 336 с.
- Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296.
ПРОГРАММА
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ
младших школьников
Программа духовно-нравственного развития и воспитания создана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития ОС «Школа 2100» (авторы Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, О.В. Чиндилова, Т.Д. Шапошникова), и Программы развития МОУ СОШ с. Бычиха Хабаровского муниципального района Хабаровского края. Программа – это документ максимально практический. Его предназначение – помочь педагогу в реализации воспитательного процесса, т.е. действий, направленных на развитие личности ученика, его внутреннего мира. Повышение качества жизни населения, повышение социальной устойчивости и справедливости в обществе не могут быть достигнуты лишь экономическими методами. Одним из важнейших ресурсов в данном вопросе является возрождение национального самосознания и сохранение национальной идентичности, духовных и нравственных ценностей, без которых невозможна стабильность социальной жизни общества. Ведь не секрет, что для сегодняшнего российского общества характерно наличие таких негативных явлений как отсутствие нравственных ориентиров и согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, недостаточное уважение к родному языку, самобытной культуре своего народа. В современном обществе возрастает роль так называемого «человеческого капитала», в связи с чем, необходимо пересмотреть взгляд на образование лишь как на инструмент достижения экономического процветания государства. Важнейшим ресурсом обеспечения«капитала» всегда являлось воспитание, образование и просвещение,которые позволяют в условиях информационной и технократической эпохи сохранять национальные исторические, культурные и духовно-нравственные традиции. Обеспечение духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Духовно – нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно – исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека. Развитие личности как гражданина России можно проследить по трем основным ступеням: 1) Духовно – нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. 2) Следующая ступень развития гражданина России – это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно – исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, края. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». 3) Более высокой ступенью духовно – нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций своего народа. Важным этапом развития гражданского самосознания является укорененность в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации. Ступень российской гражданской идентичности – это высшая ступень процесса духовно – нравственного развития личности россиянина, его гражданского и патриотического воспитания . Школьное образование закладывает фундамент развития человеческой личности. Именно в школе закладываются основы патриотизма, верности долгу, позитивные моральные ценности, наряду с гуманистическим мировоззрением и навыками социальной толерантности. Это позволяет обществу, состоящему из граждански зрелых личностей, в дальнейшем добиваться больших успехов. Просвещение в дошкольном и младшем школьном возрасте немыслимо без освоения исторической, духовно-нравственной и региональной специфики российской культуры. Для успешного становления человека, его личности, необходимы глубокая взаимосвязь и взаимозависимость с малой родиной, на которой он живет. Малая родина – это, прежде всего люди, которые окружают ребенка (семья, школьный коллектив, педагоги, друзья, соседи), их отношения; природное, историческое и культурное своеобразие региона; культурно и экономически обусловленные способы жизни людей на данной территории. Просвещение неразрывно связано с чувством патриотизма, гордости за свою Родину, что, в свою очередь, невозможно без знания истории государства российского и его символов. Именно через специфику народной культуры следует выстраивать систему воспитания и образования. Важнейшим фактором воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста является взаимодействие образовательного учреждения и семьи. Сегодня школа часто сталкивается с тем, что желание привлечь родителей к совместному образовательному и воспитательному процессу не находит ответа со стороны родителей. Несомненно, что изменение сложившейся ситуации должно стать одним из элементов общественного просвещения. Настоящая программа определяет основные направления и системообразующие принципы воспитательной работы школы, как инновационного образовательного учебного заведения, реализующего наряду с общеобразовательными программами Министерства образования России, программы дополнительного образования эколого-эстетического направления, комплексно влияющих на изменение философских оснований школы, принципиально меняющих характер педагогических отношений, содержание и формы организации жизни и работы учителя и ученика. Данная программа, ориентируясь на программу развития образовательного учреждения «Российская школа – школа гуманизма, гармонии и красоты», направлена на достижение главной цели – воспитать человека-творца с развитой индивидуальностью, богатыми духовными интересами и запросами, способного понимать и принимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями соотечественников, способного к творческому труду в любом виде деятельности в новых рыночных условиях общественного и индивидуального производства. И реализация Программы развития школы и опытно-экспериментальная работа в статусе краевой экспериментальной площадки по теме: «Интеграция дополнительного и общего образования в условиях общеобразовательной школы» сориентированы на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Полученный опыт показал, что данное направление выбрано верно, и работу по внедрению этих программ необходимо проводить дальше. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Иными словами, необходима интегративность программ духовно-нравственного развития . Реализация таких направлений образовательно-воспитательного процесса в школе как «Я - эколог», « Я - гражданин», «Здравы будем!» дает прекрасную возможность в урочной деятельности - приобрести опыт учебного взаимодействия (знания о ценностях, оценка и выбор поступков); во внеклассной – приобрести опыт творческого поведения (участие в культурных событиях, культурные практики); во внешкольной - приобрести опыт гражданского поведения (социальные практики, решение общественно - значимых задач). Таким образом,основной целью настоящей программы является - воспитание, социально – педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Целевые ориентации:
- возрождение традиций русской культуры воспитания, включение учащихся в этнокультурную традицию как ее носителей и продолжателей; создание системы, основанной на глубоком освоении богатейшего культурного наследия России, повышение уровня знаний школьников о России и одновременно приобщение к лучшим достижениям мировой цивилизации; пробуждение русского национального самосознания, русского национального духовного характера, глубинными чертами которого являются:
- развитие эколого-гуманистического мировоззрения.
- воспитание нравственных чувств и этического сознания; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание); воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
- сформировать представление о базовых национальных ценностях; помочь привести в систему свои взгляды на мир, свое отношение к нему; сориентировать ребенка на необходимость выбора; помочь маленькому человеку самостоятельно делать выбор, опираясь на совесть, как развивающееся нравственное сознание; помочь ребенку принять конкретное правило, идею (ценность), собственный опыт, как важное основание при выборе поступка.
- моделирование ситуаций, требующих нравственного выбора,
когда следование понятным идеям и правилам противоречит обстоятельствам, другим правилам, собственным интересам и т.п. Лишь сознательно моделируя такие ситуации, мы можем планировать то, как будем помогать ребятам делать нравственный выбор, искать выход из затруднительной ситуации. Например, рассаживая ребят для групповой работы, мы можем определить двух лидеров в одну команду, провоцируя определённый конфликт, чтобы в ходе работы помочь ребятам найти выход из таких ситуаций, соблюдая правила вежливости. Или же, отправляясь на экскурсию в музей, можно деликатно предложить любителю граффити сравнить свои произведения с творениями мастеров. Однако сделать это не для того, чтобы унизить или высмеять школьника, а так, чтобы он сам постарался найти общее и различное – увидел бы конфликт между низким и высоким представлением о творчестве. Либо, анализируя какой-либо кинофильм (видеофильм), тактично обратить внимание на речь героя, использующего грубую лексику, предоставить ученику возможность самому найти нравственное решение подобной речевой ситуации (проблемы). осуществление совместно с детьми рефлексии ситуации,
то есть обсуждение и осмысливание действий после их завершения. Здесь помимо разговора о том, что получилось хорошо, а что плохо, необходимо также предлагать ребятам формулировать вывод – как стоит вести себя в дальнейшем. Тогда вместо чтения нотации о правильном поведении мы получим от ребят самостоятельно сформулированную нравственную норму. А то правило, которое придумал и принял сам, исполнять значительно проще и приятнее.
- Хабаровский краевой благотворительный общественный фонд культуры; Дальневосточный Государственный гуманитарный Университет – факультет изобразительных искусств и дизайна; Большехехцирский Государственный природный заповедник; Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко»; Администрация сельского поселения села Бычиха; Хабаровский Союз Обществ Дружбы; Хабаровская ЕПАРХИЯ; Детские дома г.Хабаровска; Творческий центр «Ладъ»; Журнал «Словесница искусств»; Федерация туристского многоборья, Федерация гребного слалома, Краевой детский центр туризма и экскурсий, центр «Грань», спелеоклуб «Тигрис».
№ | Основные партнеры | Формы взаимодействия |
1. | Хабаровский краевой благотворительный общественный фонд культуры | Знакомство с русским искусством и культурой (выставки, фестивали, конкурсы, концерты), организация и проведение культурно – образовательных программ, реализация детских благотворительных программ и праздников, информационно – просветительская деятельность, проведение мастер – классов. |
2. | Дальневосточный Государственный гуманитарный Университет – факультет изобразительных искусств и дизайна | Совместные культурно – образовательные программы, совместное участие в выставках и фестивалях, деятельность Международной детской художественной школы «Синяя птица», организация и проведение профессиональных практик студентов, участие в грантовых программах «Возвращение Жар – птицы», «Здравствуйте, гости дорогие!». |
3. | Большехехцирский государственный природный заповедник | Экологическое образование, знакомство с уникальной дальневосточной природой (беседы, лекции, экскурсии), профилактика пагубного влияния деятельности человека, защита природоохранных территорий (зеленый десант, совместные акции, плакаты, листовки), участие в экологических праздниках, фестивалях, выставках, конкурсах, совместных проектах и программах «Живи, родник», «День Земли», «Праздник птиц». |
4. | Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» | Реализация развивающих воспитательно – образовательных программ дополнительного образования, участие в совместных проектных программах «Здравствуйте, гости дорогие!», «Ладушки», грантовых проектах, информационно – просветительская деятельность. |
5. | Администрация сельского поселения с. Бычиха | Деловое партнерство, организация и проведение сельских праздников, фестивалей, концертов, совместное участие в социальных проектах (в т.ч. грантовых), создание эскизных проектов украшения и оформления села, благоустройство села. |
6. | Хабаровский Союз Обществ Дружбы | Организация и проведение приемов, мастер – классов в рамках совместных программ «Здравствуйте, гости дорогие!», «Добро пожаловать!», информационно – просветительская деятельность. |
7. | Хабаровская ЕПАРХИЯ | Создание и реализация программы духовно – нравственного воспитания детей и молодежи «Моя Святая Русь», участие в выставках, фестивалях, информационно – просветительская работа, творческие связи с воскресной школой Храма святителя Иннокентия Иркутского, Духовной семинарией. |
8. | Детские дома г.Хабаровска | Организация и проведение культурно – образовательных программ, концертов, выставок, информационно – просветительская деятельность, проведение мастер – классов. |
9. | Творческий центр «Ладъ» | Реализация культурно – образовательных программ, организация и проведение выставок, фестивалей, мастер – классов, информационно – просветительская деятельность. |
10. | Журнал «Словесница искусств» | Освещение информационно – просветительской деятельности, совместные статьи по проблемам культурного образования, совместное участие в различных проектах. |
11. | Федерация туристского многоборья, Федерация гребного слалома, Краевой детский центр туризма и экскурсий, центр «Грань», спелеоклуб «Тигрис» | Участие в чемпионатах, соревнованиях, спартакиадах, слетах, спортивных сборах, походах, реализация совместных программ и грантовых проектов «Здравы будем!». |
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы с. Куратово, 2011 г
ПрограммаПрограмма по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников 2010 -2011год
ПрограммаНормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный государственный
Программа духовно-нравственного развития и воспитания (1)
ПрограммаПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания создана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта и Концепции духовно-нравственного воспитания и развития ОС «Перспектива»
Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Примерная программа6. Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Примерная программаНормативно-правовой и документальной основой Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция
МБОУ “Гатчинская гимназия им. К.Д.Ушинского”
ПРОГРАММА
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
“АЗБУКА ОТКРЫТИЙ”
Никифорова Елена Юрьевна
Гатчина
“Из всех наук, которые должен знать человек,
главная есть наука о том, как жить, делая
меньше зла и как можно больше добра”.
Л.Н.Толстой
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы
Проблема духовно–нравственного воспитания всегда была одной из приоритетных в сознании русского человека. Глубокие социально-экономические преобразования сегодняшнего дня заставляют задуматься о будущем России, а значит о новом поколении россиян. Часто обвиняют молодежь в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому так актуальна проблема воспитания младших школьников. Воспитание призвано развивать, укреплять и поддерживать в детях гуманное, позитивное отношение к окружающему миру, стремление к самосовершенствованию, социальному и духовному развитию.
Сегодня, как никогда, наше общество нуждается в широко образованных, высоконравственных гражданах, обладающих не только знаниями, но и выдающимися чертами личности. В современном мире на маленького ребенка, на его еще только формирующуюся сферу нравственности воздействуют различные источники как позитивного, так и негативного характера. Овладение знаниями о нравственных принципах важно потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, но дают представление о последствиях нарушения этих норм для самого ребенка и для окружающих людей.
Одна из актуальных задач современного образования – подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее. Строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учетом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом. Решение данной задачи тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника. Этому способствует духовно-нравственное воспитание младших школьников, органически входящее в учебно-воспитательный процесс и составляющее его стержневую основу. В то же время духовно-нравственное воспитание младших школьников является одной из сложнейших задач воспитания в современных условиях.
В современной ситуации развития общества, когда все чаще отмечаются различные проявления эмоциональной ограниченности, замкнутости на собственных интересах, потеряны моральные ориентиры, обеспечивающие такие понятия, как совесть, честь, долг, проблема духовно-нравственного воспитания становится все более актуальной.
Духовно-нравственное воспитание младших школьников – основа всех основ. От того, что будет вложено в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим его миром.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Данная программа духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек.
Данная программанаправлена на воспитание у детей соответствующих ценностей, знаний, начальных представлений, приобретения опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников “Азбука открытий” основывается на указанных позициях и является моим личным педагогическим и гражданским вкладом в процесс воспитания подрастающего поколения, частью большой воспитательной работы, которую активно ведёт на протяжении многих лет МБОУ “Гатчинская гимназия им.К.Д.Ушинского”, реализующая метапрограмму “ Формирование духовности школьников на основе целостного подхода к отечественному историко-культурному наследию”.
Краткая характеристика 2 «Б» класса
В классе 28 человек: 15 девочек и 13 мальчиков. Дети растут в семьях, в которых родители уделяют внимание и проявляют заботу к своим детям. В семьях присутствуют взаимопонимание, уважение между взрослыми и детьми. 24 человека - из полных семей, 4 - из неполных, из них один ребёнок, воспитывается бабушкой, которая является его опекуном. 5 детей из многодетных семей.
У большинства учащихся класса (88%) на достаточном уровне сформирована познавательная и учебная мотивация. К учебным занятиям они относятся ответственно, занимаются с интересом, на уроках активны, показывают высокую работоспособность. В классе создана система поддержки и оказания помощи в учёбе слабоуспевающим ученикам.
Ребята активны не только в учебной деятельности, но и во внеучебной. Ребята желают проявить себя, продемонстрировать свои умения, достижения и знания, принимают активное участие во внеклассных мероприятиях. Учащиеся посещает дополнительные кружки по интересам и спортивные секции. В систему дополнительного образования вовлечено 100% учащихся. Ребята показывают успехи, занимаясь в кружках, принимают участие в районных конкурсах.
Класс дружный, друг к другу ребята относятся доброжелательно, прислушиваются к мнениям друзей, помогают слабым. Есть в классе лидеры. Они выступают организаторами различных дел, игр, направляют класс при проведении различных мероприятий. Есть в коллективе и микрогруппы по интересам.
Основные ценностные приоритеты класса – быть тактичнее, искреннее, душевнее, терпимее по отношению друг к другу.
Нормативно-правовая основа программы
Конституция Российской Федерации
Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России под ред. А. Я. Данилюка, А.М. Кондакова,В. А. Тишкова;
Концепция УМК «Школа России»;
Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях;
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования МБОУ “Гатчинская гимназия им. К. Д. Ушинского”.
Цели и задачи программы воспитания
Цель:
организация образовательной среды, направленной на воспитание, социально-педагогическую поддержку становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Задачи:
В области формирования личностной культуры создать условия обучающимсядля:
укрепления нравственности, основанной на духовных отечественных традициях;
формирования основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам.
для формирования основ российской гражданской идентичности;
для воспитания ценностного отношения к национальной культуре;
формирования патриотизма и гражданской солидарности
формирования осознанного и уважительного отношения к традиционной для русского народа религии – православию, к вере и религиозным убеждениям.
для формирования отношения к семье как основе российского общества, представлений о семейных ценностях.
Принципы программы
Принцип следования нравственному примеру
Пример – это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершенного значимым другим. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нравственную рефлексию. Обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип народности (наиболее глубоко разработан К.Д. Ушинским) – воспитание строится в соответствии с духом, историей, культурой и традициями своего народа. Принцип народности предполагает сохранение и преданность своему народу, своему государству. Здесь рождается патриотизм – как любовь к своей Родине, народность является важнейшим источником высокой нравственности.
Принцип индивидуально-личностного развития – педагогическая поддержка самоопределения личности, развития её способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации.
Принцип интегративности – интеграция духовно-нравственного воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную, общественно-полезную.
Принцип социальной востребованности воспитания – соединение духовно-нравственного воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.
Принцип вариативности
социального воспитания
– определяется многообразием и мобильностью как потребностей и интересов личности, так и потребностей общества. На основе ежегодного проблемно-ориентированного анализа результатов воспитательной программы уточняются формы работы, вводятся дополнения.
Ценностные установки духовно-нравственного воспитания обучающихся
Содержанием духовно-нравственного воспитания являются ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях и передаваемые от поколения к поколению. В Концепции приведена система базовых национальных ценностей. Критерием систематизации и разделения по определённым группам этих ценностей приняты источники нравственности и человечности, т. е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё сознание, жизнь, систему общественных отношений.
Базовые национальные ценности:
патриотизм - любовь к России, своему краю, своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
социальная солидарность - свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
гражданственность - долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, свобода совести и вероисповедания;
семья - любовь и верность, здоровье, уважение к родителям, забота о старших и младших;
личность - саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;
наука - ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
православная культура – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, система отношений и нравственного поведения на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры;
искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
человечество - мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Основные направления духовно-нравственного воспитания обучающихся
Задачи духовно-нравственного воспитания учащихся классифицированы по направлениям, каждое из которых тесно связано с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного воспитания личности гражданина России. Каждое из направлений духовно-нравственного воспитания обучающихся основано на определённой системе базовых национальных ценностей и обеспечивает усвоение их обучающимися.
Организация духовно-нравственного воспитания обучающихся в перспективе достижения национального воспитательного идеала осуществляется по направлениям, каждое из которых представлено на Страницах программы духовно-нравственного воспитания “Азбука открытий”:
Страница Юного Гражданина “Мое Отечество”. Направление: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Страница Добра “Жизнь дана на добрые дела”. Направление: воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Разноцветная Страница “Город Мастеров”. Направление: воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Зеленая Страница “Этот удивительный мир”. Направление: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Прекрасная Страница “Учимся видеть и слышать прекрасное”. Направление: воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.
Организацию сотрудничества школы и семьи воспитанника в процессе духовно-нравственного воспитания младших школьников раскрывает Родительская Страница “Семья и школа”.
Сроки реализации программы
Сроки реализации программы: 4 года (1-4 классы начальной школы).
Планируемые результаты
В ходе реализации программы Духовно-нравственного воспитания“Азбука открытий”воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по двум уровням.
Первый уровень результатов (1 класс): приобретение младшим школьником социальных знаний (нравственные нормы, социально одобряемые и неодобряемые формы поведения в обществе); первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с педагогом как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов (2-4 классы): получение младшим школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура); ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения в дружеской среде, в которой ученик получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастут воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения будут являться не столько научные знания, сколько знания о нравственных ценностях.
- при формировании второго уровня воспитание будет осуществляться в контексте жизнедеятельности школьников, и ценности будут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому осуществляется последовательно. Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий. При этом основными критериями нравственности человека можно считать: его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Высоконравственным можно считать человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как собственные взгляды, убеждения, привычные формы поведения.
Способы диагностики конечных ожидаемых результатов:
Педагогическое наблюдение;
Психологическое тестирование;
Анкетирование родителей и детей.
Беседа.
Уровни воспитательных результатов будут достигнуты при использовании следующих видов и форм организации внеурочной и внешкольной деятельности:
тематические беседы и классные часы, проекты, чтение книг, произведений духовно-нравственной тематики, работа с фольклором (пословицами и поговорками, народными приметами), проблемно-ценностное общение, туристско-краеведческая деятельность (экскурсии, путешествия), творческая деятельность (конкурсы, выставки, викторины, олимпиады, журналы, газета), досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение): праздники.
Инновационные педагогические технологии, лежащие в основе воспитательной деятельности
1. Здоровьесберегающая технология
направлена на сохранение и укрепление здоровья (игровые технологии оздоровительной и профилактической направленности Степановой О.А., проветривание и генеральные уборки кабинета, введение диагностики заболеваний детей, беседы с обучающимися и родителями медицинским работником и др.)
2. Технология воспитания экологической культуры направлена на создание условия подрастающего поколения кжизни в этом мире; развитие равновесия и гармонии вотношениях " человек-природа", ориентация обучающихся набережное отношение к природе, ее ресурсам и полезнымископаемым, флоре, фауне.
3. Технология накопительной оценки "Портфолио" дает представление о результатах индивидуального развития ученика, его творческой активности, интересов.
4. Проектная технология - одна из важнейших составляющих воспитательного процесса. Она способствует формированию исследовательских умений обучающихся, направлена на организацию их самостоятельной деятельности. Этот метод широко использую во внеурочной деятельности. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.
5. Технология сотрудничества - совместная деятельность классного руководителя и учеников, ученика и учеников, классного руководителя и родителей (дискуссии, беседы, обсуждение проблемных вопросов, тесты, анкетирование, диагностика учащегося).
6. Технология КТД (коллективное творческое дело). Понятие “Коллективное Творческое Дело” И.П. Ивановым определялось как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта).
“Сделать как можно больше пользы моему Отечеству - вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности”.
К. Д. Ушинский
Направление. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека раскрывает.*
Цель: создание условий для формирования у обучающихся особого чувства сопричастности к судьбе своего народа, своей страны (малой и большой Родины), гражданственности и патриотизма.
Задачи:
формирование первоначальных представлений о символах России;
формирование представлений о важнейших законах нашей страны, о правах и обязанностях гражданина России;
формирование представлений о правилах поведения в школе, дома, на улице, на природе;
формирование умения отвечать за свои поступки;
формирование представлений о национальных героях и важнейших событиях истории России;
воспитание уважения к защитникам Родины;
формирование представлений о народах Российской Федерации, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
развитие интереса к содержанию и значению государственных праздников, к важнейшим событиям в истории и современной жизни Российской Федерации, своей малой родины;
воспитание и уважение к школе, своему городу, народу, России.
Наличие гражданской позиции – необходимое условие, ступень для восхождения к гражданской зрелости, которая подразумевает чувство долга и ответственности перед своей страной и обществом, чувство долга и ответственности перед самим собой за свою судьбу, понимание своего места в жизни, заботу о благополучии семьи и близких, самоутверждение, чувство общности с другими людьми, развитие понимания своих поступков и чувств, умение отвечать за свои поступки, развитие чувства собственного достоинства, справедливость, милосердие, честь, свобода совести и вероисповедания, чёткое понимание того, как поступить в конкретном случае.
*Соответствует п. 1 , 8 “Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях”.
| Участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященным государственным праздникам. Посильное участие в социальнозначимых проектах и мероприятиях. Экскурсии и путешествия. Благотворительные акции и мероприятия. |
| Организация и проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны и военнослужащими. Участие во встречах и беседах с выдающимися соотечественниками, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма. Участие в исследовательских и творческих проектах. |
| Открытые уроки и тематические мероприятия для родителей. Участие в семейных проектах. Организация и проведение совместных праздников. Совместные экскурсии и путешествия. |
Страница Юного Гражданина “Мое Отечество”
Виды деятельности | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Познавательные беседы, классные часы | Классный час “Я живу в России” (государственные символы РФ). Беседа “Народы, живущие на территории Российской Федерации и населявшие её в прошлом ”. Классный час
“Моя малая родина
”. | Классный час “Государственный флаг Российской Федерации”. Классный час “Символы нашего города”. Беседа “Мы разные, но мы едины ”. Беседа
“Москва - столица нашей Родины
”. | Классный час “Государственный герб Российской Федерации”. Классный час “Государственный гимн Российской Федерации”. Беседа “Русский язык в нашем Отечестве ”. | Классный час “ Урок России ”. Классный час “Моя Родина – Россия”. Классный час “Что значит быть настоящим гражданином”. |
Беседа “Права и обязанности детей в школе ”. Беседа “Как вести себя в школе”. Беседа Беседа “Моя дорога в школу ”. | Классный час “Главный Закон Российской Федерации”. Классный час “Я имею право ”. Беседа “Моя семья”. Беседа “Права ребенка в семье”. Беседа “Азбука вежливости”. Беседа “О правилах поведения в школе ”. | Классный час “Наши обязанности”. Классный час “Знакомство с уставом школы”. Классный час “Человек защищен Законом” (ст.6,7) Беседа “Чтобы достойно жить”. Беседа “Легко ли быть дисциплинированным”. Беседа “Как вести себя в общественном транспорте”. Беседа
“Зачем уступать место в транспорте?” | Классный час “Мои права и обязанности”. Классный час “Конвенция о правах ребенка”. Беседа “Разрешение конфликтов без насилия”. Беседа “Проступок, правонарушение, преступление”. Беседа “Что значит быть культурным? ”. Беседа “Мы на экскурсии”. |
|
Беседа “Герои Невской битвы (А.Невский)”. Беседа “Покорители космоса (Ю.А.Гагарин) ”. | Беседа “Герои Куликовской битвы (Д. Донской, А. Л. Пересвет, Ослябя, Сергий Радонежский) ”. Беседа “К. Минин и Д. Пожарский – герои народного ополчения в борьбе с поляками 1612г.”. Беседа “Ленинград – город воинской славы России (70-летие снятия блокады)”. Беседа “Покорители космоса (Е. Леонов)”. Беседа
“Героические страницы армии”. | Беседа “Страницы истории (князь Владимир I, креститель)”. Беседа “И. Фёдоров - первый книгопечатник”. Беседа “В моей семье живет герой”. Беседа “Патриотизм и верность воинскому долгу (основные качества защитника Отечества)”. Беседа “Покорители космоса (В. Терешкова и С. Савицкая) ”. Беседа “Герои Великой Отечественной войны 1941 –1945 гг. ”. Беседа-обсуждение
“Обсудим сочинение на тему
“Пишу тебе письмо в далекий 1945-й ”. | Беседа “Героические страницы истории России: Ледовое побоище, Невская битва, Куликовская битва”. Беседа “Герои народного ополчения в борьбе с поляками в 1612 г.”. Беседа “Герои Отечественной войны 1812 года”. Беседа “Герои Отечественной войны 1941-1945 г.г.”. Беседа “Покорители космоса ”. Беседа-обсуждение “Обсудим сочинение на тему ” “Портрет героя ”. Беседа “Полководцы во славу России”. Беседа “История книги”. |
|
Классный час “Моя семья”. | Классный час “Моя семья – моя гордость ”. Беседа
“Права и обязанности членов семьи”. | Классный час “Традиции моей семьи ”. | Классный час “Семья – сердце общества ”. |
|
Беседы из цикла занятий по правилам дорожного движения. Библиотечный час “Обсудим прочитанные книги ”. Беседы
“Обсудим самостоятельные наблюдения за явлениями общественной жизни
”. |
||||
Проекты | Творческий проект-конкурс: “Моя малая родина ”. Творческий проект-конкурс: “Моя семья”. Творческий проект-конкурс: “Мой класс и моя школа”. | Творческий проект-конкурс: “Родной город ”. Творческий проект: “Азбука вежливости”. Творческий проект: “Кодекс правил поведения младшего школьника”. Исследовательский проект: “Родословная ”. | Исследовательский проект: “История российского герба”. Исследовательский проект: “Я имею право”. Исследовательский проект: “Кто придумал Новый год? ” Исследовательский проект: “Русские православные традиции семьи”. | Исследовательский проект: “Откуда пошла земля русская”. Исследовательский проект: “История появления гимна России”. Исследовательский проект: “Права ребенка”. Исследовательский проект: “Свод правил класса”. Исследовательский проект: “Праздники моего народа”. Исследовательский проект:
“История моей семьи в годы Великой Отечественной войны”. |
| | Исследовательский проект: “Составление книги памяти”. Исследовательский проект:
“Гордость моей земли”. | Исследовательский проект: “Мой край в годы войны ”. |
|
Туристско-краеведческая деятельность | Экскурсия по школе “Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики”. | Заочное путешествие “Путешествие по Москве”. | Обзорная экскурсия “Город на Неве”. | Заочное путешествие “Регионы России”. |
Ознакомительная экскурсия “Мемориальные памятники родного города”. Экскурсии в историко-краеведческий музей города. Экскурсии “Гатчинский дворец-музей”, “Приоратский дворец“. Участие в проведении Дня города. Участие в кинофестивале “Литература и кино”. Пушкинские места Гатчинского района. Царскосельский Лицей. Музей - диорама “Невская битва. 1240” (Усть-Ижора). Господин Великий Новгород. Петропавловская крепость. Кронштадт. Петергоф (Большой дворец). Музей-заповедник “Прорыв блокады Ленинграда”. Экскурсия в музей Хлеба. Музей “Домик Арины Родионовны”. Музей станционного смотрителя. Русский музей. |
||||
Творческая деятельность
| Конкурсы рисунков, чтецов, творческих работ (индивидуальные и коллективные), плакатов и т.д. |
|||
Проблемно-ценностное и досуговое общение | Встречи с интересными людьми. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. и труда, жителями блокадного Ленинграда, бывшими детьми-узниками фашистских концлагерей. Просмотр видео- и кинофильмов. Концерты для ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.”. Литературно-музыкальные композиции: “Этот день мы забывать не вправе”, “Защитники Отечества”. Акция “Свеча памяти”. Праздничные мероприятия по плану гимназии, участие в праздниках России, включая красные даты календаря, народные праздники.
|
|||
| | Диспут “Я – гражданин великой страны”. Круглый стол “Человек – это звучит гордо” (ст. 3, 4, 5). Круглый стол
“Право на труд и право на отдых” (ст. 23, 24). | Диспут “Я имею право”. Диспут “Что такое преступление ”. Круглый стол
“Дети и родители”. |
Страница Добра “Жизнь дана на добрые дела”
“Влияние нравственное составляет
главную задачу воспитания”
К. Д. Ушинский
Направление. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. *
Цель: создание условий, способствующих формированию духовно-нравственной культуры младшего школьника.
Задачи:
формирование представлений о различении хороших и плохих поступках;
знакомство с правилами поведения в школе, в семье, в общественных местах и закрепление их знания;
знакомство с правилами вежливого поведения, культуры речи и закрепление их знания;
стимулирование доброжелательного отношения к сверстникам и младшим;
воспитание почтительного отношения к родителям; уважительного отношения к старшим;
воспитание стремления поступать правильно; быть выдержанным, прислушиваться к мнениям других;
изучение православной религиозной традиции;
изучение истории христианства;
изучение православной этики.
*Соответствует п. 2 ,9, 10 “Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях”.
Основные виды деятельности и формы занятий
В процессе внешкольной деятельности | Участие в творческой деятельности: театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, отражающие культурные и духовные традиции народа России. Экскурсии в места богослужения, участие в подготовке и проведении религиозных праздников, встреч с религиозными деятелями |
В процессе общественно полезной деятельности | Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе. Изготовление поздравительных открыток. Благотворительные мероприятия |
В процессе взаимодействия с семьёй | Участие в беседах о семье, о родителях и прародителях. Тематические вечера вопросов и ответов. Проведение открытых семейных праздников. Презентация творческих проектов. Проведение мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями. |