Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка в доу по фгос. Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника по фгос: цели, задачи, способы реализации Индивидуальные маршруты 3 4 года

Здоровье детей 23.10.2019

Муниципальное образовательное учреждение «Детский сад №341Дзержинского района Волгограда»

ТЕМА: «Индивидуальный образовательный маршрут по развитию мелкой моторики у ребёнка группы среднего возраста»

Выполнила: Е.В. Никитина

Волгоград-2018

Пояснительная записка:

Одним из аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координация движений пальцев рук. Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей среднего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в среднем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно - двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно - двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. В дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Требования к развитию мелкой моторики детей группы среднего возраста (4-5 лет).

Развитие моторики у детей 4-5 лет должно соответствовать следующим нормативным требованиям:

Стучит предметом о предмет;

Берёт бусинку или крошку хлеба (любую круглую мелкую деталь) двумя пальцами, причём это должны быть большой и указательный;

Вытаскивает маленькие предметы из прозрачной банки, старается нарисовать вертикальную линию: погрешность не должна превышать 30°.

Перерисовывает крестик, круг, квадрат.

Именно к таким нормам должно стремиться развитие мелкой моторики рук у детей 4-5 лет: если большую часть навыков из этого спискаребёнок усвоил, формирование его мышления и двигательных способностей не требует коррекции.

Когда наблюдается частичная задержка (и даже опережение) по 1 или 2 показателям, говорят о негармоничной динамике функций мышления, речи и мелкой моторики.

В том случае, когда ребёнком не усвоена большая часть перечисленных навыков, необходима более точная диагностика на отставание в той или иной степени.

ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА

на 2017 - 2018 учебный год

Фамилия, имя ребенка: Кирилл К, возраст4-5.

Проблема: Недостаточный уровень развития мелкой моторики, не соответствующий возрастной норме.

Цель: Совершенствование зрительно-моторной координации, развитие мелкой моторики.

Основныенаправленияразвивающейработы: Учить правильнодержать ножницы, резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник); вырезать круг из квадрата, овал - из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы. Формированиеинтереса к конструктивной деятельности, в том числе к поделкам из бумаги.

Дата составления: 25.09.2017г.

Воспитатель:Никитина Е.В.

Согласовано: со старшим воспитателем

Планирование индивидуальных занятий октябрь.

1 неделя

Цель

Дата

Выполнение

Занятие1

Совершенствование координации движений, мелкой моторики, развития тактильной чувствительности.

Пальчиковый театр «Сказки на пальчиках»

02.10.17

выполнено

Занятие2

Совершенствование координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.

Упражнение «Пушистые дорожки»

05.10.17

выполнено

2 неделя

Цель

Задание

Дата

Выполнение

Занятие1

Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности.

Порвать на мелкие кусочки лист бумаги.

09.10.17

выполнено

Занятие2

Развивать умение раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур.

Работа с трафаретами «Обведи и раскрась геометрические фигуры»

12.10.17

выполнено

3неделя

Цель

Задание

Дата

Выполнение

Занятие1

Формировать умение сжимать и разжимать прищепку, определять зоны прикрепления прищепки, выполнять соотносящие действия, координировать мелкие движения рук.

Д/и «Умелые прищепки»

16.10.17

выполнено

Занятие2

Развивать умениеработать с ножницами, развивать умение вырезать по диагонали.

Обвести треугольник по трафарету и вырезать.

19.10.17

выполнено

4неделя

Цель

Задание

Дата

Выполнение

Занятие1

Формировать умение производить движения откручивания и закручивания крышек разных размеров, координировать мелкие движения рук.

Д/и «Весёлые пробки»

23.10.17

выполнено

Занятие2

Увеличение подвижности пальцев рук.

Пальчиковая гимнастика «На ладошку села кошка»

26.10.17

выполнено

Планирование индивидуальных занятий ноябрь.

1 неделя

Цель

Задание, дидактическая игра, упражнение

Дата

Выполнение

Занятие1

«Маленький конструктор» -выкладывание из геометрических фигур животных.

06.11.17

выполнено

Занятие2

Совершенствовать графические умения и навыки, закреплять умение обводить рисунок по точкам и штриховать мелкими штрихами.

Обвести котенка по точкам и штриховать мелкими штрихами.

09.11.17

выполнено

2 неделя

Цель

Задание

Дата

Выполнение

Занятие1

Продолжать работать над развитием зрительно-моторных функций. Продолжать учить работать с ножницами.

Игра «Кто, где живет?» Обвести трафарет животного, вырезать его и поместить туда, где он живет.

13.11.17

выполнено

Занятие2

Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики».

17.11.17

выполнено

3неделя

Цель

Задание

Дата

Выполнение

Занятие1

Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность.

Катание ребристого карандаша между ладонями (массаж).

20.11.17

выполнено

Занятие2

Формировать графические умения и навыки.

«Рельсы для поезда» - рисование прямых линий.

24.11.17

выполнено

4неделя

Цель

Задание

Дата

Выполнение

Занятие1

Развивать тактильную чувствительность.

«Помоги повару отделить фасоль от гороха».

27.11.17

выполнено

Занятие2

Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Развивать умениеработать с ножницами, развивать умение вырезать по прямой.

Обвести квадрат по трафарету и вырезать.

29.11.17

выполнено

Планирование индивидуальных занятий декабрь.

1 неделя

Цель

Задание, дидактическая игра, упражнение

Дата

Выполнение

Занятие1

Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая».

04.12.17

выполнено

Занятие2

Продолжать формировать графические навыки.

Обвести картинку по точками раскрасить.

07.12.17

выполнено

2 неделя

Цель

Задание

Дата

Выполнение

Занятие1

Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

Самомассаж ладоней.

11.12.17

Выполнено

18.12.17

Занятие2

Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

«Поможем бабушке развязать узелки на веревке».

14.12.17

Выполнено

18.12.17

3неделя

Цель

Задание

Дата

Выполнение

Занятие1

Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

«Весёлая шнуровка»

19.12.17

выполнено

Занятие2

Развивать мелкую моторику пальцев.

Игра «Что это?». Определить плоские игрушки на ощупь: кубик, мяч, пирамидка.

21.12.17

выполнено

4неделя

Цель

Задание

Дата

Выполнение

Занятие1

Развивать зрительно-двигательную координацию и моторику пальцев рук.

Рисуем машину пальчиками на крупе.

25.12.17

выполнено

Занятие2

Продолжать учить складывать фигуры из бумаги.

Оригами «Кораблик»

28.12.17

выполнено

Планирование индивидуальных занятий январь.

3неделя

Цель

Задание

Дата

Выполнение

Занятие1

Развивать навыки вырезания круга из квадрата.

Вырезание круга из квадрата.

15.01.18

выполнено

Занятие2

Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

«Зимний лес» выложить по трафарету из наждачной бумаги при помощи белых ниток.

18.01.18

выполнено

4неделя

Цель

Задание

Дата

Выполнение

Занятие1

Развивать мелкую моторику пальцев.

Лепка «Кисть винограда» методом налепа.

22.01.18

выполнено

Занятие2

Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

Развитие координации и точности движений.

Аппликация «Новогодняя ветка» скатывание шариков из салфеток.

25.01.18

выполнено

Планирование индивидуальных занятий февраль.

1 неделя

Цель

Задание, дидактическая игра, упражнение

Дата

Выполнение

Занятие1

Развивать мелкую моторику пальцев.

Пальчиковая игра «Снегири».

05.02.18

выполнено

Занятие2

Упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги, закреплять навыки штриховки разными способами.

«Птица» - обводка трафарета, штриховка по показу в разных направлениях

08.02.18

выполнено

2 неделя

Цель

Задание

Дата

Выполнение

Занятие1

Развивать навыки вырезания овала из прямоугольника. Закрепление навыков плавно срезать и закреплять углы.

12.02.18

выполнено

Занятие2

15.02.18

выполнено

3неделя

Цель

Задание

Дата

Выполнение

Занятие1

Развивать мелкую моторику пальцев.

Закреплять приёмы владения ножницами.

Аппликация «Узор на платочке»

19.02.18

выполнено

Занятие2

Продолжать работать над развитием зрительно-моторных функций.

Развивать тактильную чувствительность.

«Ёж и ежата» втыкание спичек в пластилиновый комочек.

22.02.18

выполнено

4неделя

Цель

Задание

Дата

Выполнение

Занятие1

Продолжать учить скатывать шарики из салфеток.

«Веселый снеговик». Аппликация из комочков, сделанных из салфеток.

26.02.18

выполнено

Занятие2

Учить действовать по словесной инструкции.

Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

Пальчиковая гимнастика «Солнышко».

28.02.18

выполнено

Планирование индивидуальных занятий март.

1 неделя

Цель

Задание, дидактическая игра, упражнение

Дата

Выполнение

Занятие1

Продолжать развивать зрительно- моторные функции.

Из риса выложить салют по нарисованному контуру.

01.03.18

выполнено

Занятие2

Учить штриховать в разных направлениях.

Штриховка «Овощи и фрукты».

03.03.18

выполнено

2 неделя

Цель

Задание

Дата

Выполнение

Занятие1

Д/упр. «Обведи по точкам».

12.03.18

выполнено

Занятие2

Развитие мелких движений пальцев рук, их двигательной активности.

«Мебель для гостиной». Выкладывание из палочек шкафа, дивана.

15.03.18

выполнено

3неделя

Цель

Задание

Дата

Выполнение

Занятие1

Развивать мелкую моторику.

Завязываем бантик на подарке.

19.03.18

выполнено

Занятие2

Развивать мелкую моторику.

Смотать клубок для бабушки.

22.03.18

выполнено

4неделя

Цель

Задание

Дата

Выполнение

Занятие1

Д/упр. «Обведи по точкам»

26.03.18

Выполнено

Занятие2

Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.

Выкладывание силуэтов посуды (чашка, кастрюля и т.д.) из пуговиц.

29.03.18

Выполнено

30.03.18

Планирование индивидуальных занятий апрель.

1 неделя

Цель

Задание, дидактическая игра, упражнение

Дата

Выполнение

Занятие1

Совершенствование навыков вырезания овала из прямоугольника. Закрепление навыков плавно срезать и закреплять углы.

Вырезание овала из прямоугольника.

02.04.18

выполнено

Занятие2

Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений. Учить работать с крупой.

Аппликация из пшена «Солнышко».

05.04.18

выполнено

2 неделя

Цель

Задание

Дата

Выполнение

Занятие1

Продолжить работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.

Выкладывание из счетных палочек предметов по образцу.

09.04.18

выполнено

Занятие2

Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.

Обрывание цветка по контуру.

12.04.18

выполнено

3неделя

Цель

Задание

Дата

Выполнение

Занятие1

Совершенствование навыков вырезания круга из квадрата. Закрепление навыков плавно срезать и закреплять углы.

Вырезание круга из квадрата.

16.04.18

выполнено

Занятие2

Продолжать работать над развитием мелкой моторики.

Пластилинография«Рыбки в аквариуме».

19.04.18

выполнено

4неделя

Цель

Задание

Дата

Выполнение

Занятие1

Упражнять в выкладывании фигур из счетных палочек.

«Домик для скворца» -выкладывание из палочек по принципу «колодца».

23.04.18

выполнено

Занятие2

Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.

Д/упр. «Обведи по точкам».

26.04.18

выполнено

Планирование индивидуальных занятий май.

1 неделя

Цель

Задание, дидактическая игра, упражнение

Дата

Выполнение

Занятие1

Развивать мелкую моторику пальцев, учить выкладывать фигуру по контуру.

Выложить горохом по нарисованному контуру (ягоды).

03.05.18

выполнено

Занятие2

Продолжать учить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри.

Пластилинография «Клубника».

04.05.18

выполнено

2 неделя

Цель

Задание

Дата

Выполнение

Занятие1

Закрепить умение работать в технике оригами.

Оригами «Самолёт».

07.05.18

выполнено

Занятие2

Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.

Пальчиковая игра «Дождик».

11.05.18

выполнено

3неделя

Цель

Задание

Дата

Выполнение

Занятие1

Закрепить умение работать техникой налепа.

Пластилинография «Солнце».

14.05.18

выполнено

Занятие2

Активизировать моторику рук, выработать умение управлять своими движениями.

«Кто это?» собирание фигуры человека из геометрических фигур по образцу.

17.05.18

выполнено

4неделя

Цель

Задание

Дата

Выполнение

Занятие1

Закрепление навыков вырезания круга из квадрата. Закрепление навыков плавно срезать и закреплять углы.

Вырезание круга из квадрата.

21.05.18

выполнено

Занятие2

Закрепление навыков вырезания овала из прямоугольника. Закрепление навыков плавно срезать и закреплять углы.

Вырезание овала из прямоугольника.

24.05.18

выполнено

Динамикадостижений:В результате проведённых занятий наблюдается положительная динамика: ребёнок держит ножницы правильно, режет ими по прямой, по диагонали, вырезает круг из квадрата, овал из прямоугольника, плавно срезает и закругляет углы. Развитие мелкой моторики соответствует возрастной норме

Ирина Масакова
Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника 3–4 лет по пяти образовательным областям

Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта позволяет говорить сегодня о становлении новой системы дошкольного образования , где одним из ключевых моментов является необходимость использования всех педагогических ресурсов для эффективного развития ребёнка. Приоритетным направлением в организации образовательного процесса дошкольных учреждений должен стать индивидуальный подход к ребёнку . Принцип индивидуализации является основополагающим принципом ФГОС. Подтверждение этому находим в пунктах Стандарта :

П. 1.6 (задачи стандарта) – создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими людьми, взрослыми и миром; формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным , психологическим и физиологическим особенностям детей;

П. 1.4 (принципы стандарта) индивидуализация дошкольного образования ;

П. 2.10.2 (содержание) – способы и направления детской инициативы;

П. 3.2.1 – использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям ;

П. 3.2.3 – индивидуализация образования (в том числе поддержка ребёнка, построение его образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей развития);

П. 3.2.5 – построение развивающего образования , ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника.

Принцип педагогики индивидуального подхода заключается не в изменении содержания обучения в интересах конкретного ребёнка, а в приспособлении педагогических методов и приёмов к его персональным особенностям. Чтобы процесс образования был успешным , необходимо учитывать трудности, которые испытывает ребёнок, темпы усвоения им знаний, умений и навыков. В данном случае реализуется модель плодотворного партнёрского сотрудничества ребёнка и педагога, поскольку за ребёнком и родителями остаётся право выбора наиболее подходящих образовательных методик из тех , которые будут предложены специалистами. Данный подход, заложенный в основу ФГОС ДО, базируется на обеспечении соответствия образовательной деятельности возрасту воспитанников, их индивидуальным особенностям , предусматривает разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого ребенка (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм образовательного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития. Задачей педагога ДОУ становится переориентация с массовой фронтальной работы на групповую, парную, индивидуальную в соответствии с индивидуальной траекторией развития воспитанников, с учётом их способностей и возможностей. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) .

Предлагаю образец ИОМ для дошкольников 3-4 лет по 5 образовательным областям .

Карта «Речевое развитие»

Ф. И. ребёнка

образовательного

Задачи образовательного

Проблема : Быстро отвлекается при слушании литературного текста, слабо запоминает его

Ребенок узнает содержание прослушанных произведений по иллюстрациям,

эмоционально откликается на него. В течение месяца Воспитание интереса к фольклорным и литературным текстам, желания их слушать. 1. Консультирование : «Использование настольного театра в домашних условиях»

2. Информационный бюллетень : «Особенности развития познавательных процессов у ребёнка 3-4 лет»

3. Домашняя игротека : «Разложи героев по порядку» , «Опишем героя» , «Разрезные картинки» , «Лабиринты»

1. Беседы о прочитанном

2. Обыгрывание прочитанного с помощью пальчиковой куклы, героев настольного театра

3. Инсценирование прочитанного

4. Разыгрывание эпизодов с использованием в качестве декораций и атрибутов предметов-заместителей : лоскутков, коробочек, кусочков бумаги и т. п.

Внимания

2. Милана С.

Проблема :

Не проявляет инициативы в общении со взрослыми и сверстниками.

Не реагирует на обращение ко всем детям в группе и понимает речь,

обращенную только к нему . Ребенок с удовольствием вступает в речевое общение со знакомыми

взрослыми : понимает обращенную к нему речь

В течение 3 –х месяцев Освоение умений диалогической речи : отвечать на вопросы и обращения

взрослого; сообщать о своих впечатлениях, желаниях; задавать вопросы в условиях

наглядно представленной ситуации общения (кто это? Как его зовут? (и т. п.) . 1. Родительское сочинение «Портрет моего ребёнка»

2. Консультирование : «Кризис 3-х лет»

3. Обыгрывание с детьми различных ситуаций общения и моделирование выхода из них. 1. Игры-хороводы, объединяющие детей и взрослых : «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?» , «Выйди, Вова в кружок, возьми Вова флажок»

2. Образные игры-имитации : «Весёлые зайчата» , «Курочка и цыплята» , «В колокольчик позвони-своё имя назови»

3. Практические ситуации : «Покажи Лёше, как заводить машинку» , «Научи Леру строить фигурки из песка»

4. Совместное и коллективное творчество Консультация педагога-психолога, логопеда Наблюдается положительная динамика в развитии

Проблема :

Не использует элементарные формы вежливого речевого общения.

Проявляет речевую активность в общении со сверстником; здоровается и

прощается с воспитателем и детьми, благодарит за обед, выражает просьбу. В течение 3-х недель Освоение и использование основных форм речевого этикета в ситуациях

общения : приветствие, просьба, благодарность, знакомство, различать формы

обращения ко взрослому и ребенку (здравствуйте - здравствуй) ; называть детей в

группе по именам, использование ласковых форм имен. 1. Речевые упражнения «Назови ласково» , «Дети нашей группы»

2. Игры в кругу семьи : «Кто лучше похвалит» , «В гости к кукле Тане» 1. Совместный досуг : «Путешествие в мир добрых слов»

2. Игровые образовательные ситуации : «До свидания, игрушки» , «Знакомство с куклой Катей»

3. Чтение стихотворения «Важные слова» В. Кудлачева Консультация педагога-психолога Развивается навык использования форм вежливого речевого общения

4. Ксюша Х.

Проблема :

Отказывается от пересказа, не знает наизусть ни одного стихотворения. На вопросы отвечает отдельным словом Совместно со взрослым пересказывает знакомые сказки, читает короткие

стихи. По вопросам составляет по картинке рассказ из 3-4 простых предложений. В течение 2 –х месяцев Освоение умений монологической речи : по вопросам воспитателя составлять

рассказ по картинке из 3-4-х предложений; совместно с воспитателем пересказывать

хорошо знакомые сказки; с помощью воспитателя

строить сложные предложения. 1. Информирование для родителей : «Игры для развития речи»

2. Совместное заучивание стихотворений

1. Беседы о прочитанном

2. Составление рассказов по картинкам

3. Заучивание стихов

4. Д. игры на обогащение словаря : «Кто больше увидит и назовёт» , «Скажи какой» , «Кто лучше похвалит»

5. Д. игры на развитие связной речи : «Кукла весёлая и грустная» , «Сравни медвежат» , Разложи картинки» Индивидуальные занятия с логопедом Наблюдается положительная динамика в развитии речевых навыков

5. Алёша М.

Проблема :

Не отвечает на вопросы, касающиеся ближайшего окружения

Называет предметы и объекты ближайшего окружения. Ребенок с удовольствием вступает в речевое общение со знакомыми

взрослыми : В течение 3–х месяцев Владение речью как средством общения и культуры :

Освоение умений : по инициативе взрослого называть членов своей семьи,

знакомых литературных героев и их действия на картинках, разговаривать о любимых

игрушках. Обогащение активного словаря

Использование в речи : названий предметов и объектов близкого окружения, их

назначения, частей и свойств, действий с ними 1. Консультации «Игры для развития коммуникативных навыков ребёнка»

2. Совместное изготовление поделок, рисунков, аппликаций 1. Д. игры на выявление свойств и качеств предметов : «Контрасты» , «Ассоциации» , «Цвета» , «Подбери пару»

2. Рассматривание семейных фотографий и иллюстраций в книгах

3. Создание игровых ситуаций : «Наша семья собирается на дачу» , «Покажи Лене, как заводить машинку» Индивидуальные занятия с педагогом-психологом Наблюдается положительная динамика в развитии речевых навыков

Карта индивидуального образовательного маршрута ребенка дошкольника 3-4 лет по ОО «Познавательное развитие»

Ф. И. ребёнка

Цели-результаты из ООП Временной период Задачи образовательного взаимодействия в детском саду

Задачи образовательного взаимодействия в семье Используемые педагогические технологии, методики, методы и приемы Возможность работы с другими специалистами Определение способов оценивания успехов

1. Серёжа И.

Проблема :

Не учитывает сенсорные признаки предметов в практической деятельности. Малоактивен в

обследовании

Самостоятельно находит объект по указанным признакам, различает

форму, цвет, размер предметов и объектов, владеет несколькими действиями

обследования. В течение

3 месяцев Различение цветов спектра - красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий,

фиолетовый, черный, белый, освоение 2-4-х слов, обозначающих цвет. Овладение

группировкой по заданному предметно образцу и по

слову (по цвету, форме, размеру, материалу) . 1. Рекомендации по подбору настольных игр

2. Информационный бюллетень : «Логические игры для развития познавательных интересов детей 3-4 лет»

1. Исследовательские наблюдения.

2. Дидактические игры на различение цветов спектра : «Чудо-дерево» , «Контрасты» , «Самолёты» , «Кто быстрее»

3. Экспериментирования

4. Игра «Блоки Дъенеша» , «Палочки Кюизенера» Консультация педагога-психолога Наблюдается положительная динамика в развитии

2. Артём Ш.

Проблема :

Затрудняется в различении людей по полу, возрасту как в реальной жизни, так

и на иллюстрациях. Не проявляет интерес к людям и к их действиям. Знает свои имя, фамилию, пол, возраст. Задает вопросы о людях, их действиях. Различает людей по полу, возрасту

(детей, взрослых, пожилых людей) как в реальной жизни, так и на иллюстрациях. В течение 3–х месяцев Проявление интереса к занятиям детей и взрослых. Различение детей и взрослых

в жизни и на картинках по возрасту, полу, особенностям внешности, одежде. Освоение

умения находить общее и отличное во внешнем виде взрослых и детей разного

возраста. Освоение слов, обозначающих разнообразные действия взрослых . 1. Индивидуальное консультирование : «Чем заниматься с ребёнком дома»

2. Игры к кругу семьи : «Профессии» , «Семья» , «Найди пару» 1. Рассматривание семейных и групповых фотографий

2. Сюжетно-ролевые игры

3. Обыгрываниеситуаций

Консультация педагога-психолога Наблюдается положительная динамика в развитии

3. Марина Ц.

Проблема :

Небрежно обращается с предметами и объектами окружающего мира : ломает,

бросает, срывает растения.

С удовольствием включается в деятельность экспериментирования,

организованную взрослым.

Проявляет эмоции радостного удивления и словесную активность в процессе

познания свойств и качеств предметов. В течение 6 –х месяцев Освоение представлений об объектах и явлениях неживой природы. Различение растений ближайшего природного окружения по единичным ярким

признакам (цвет, размер) их названия. Понимание, что человек ухаживает за животными и растениями, проявляет

эмоции и чувства. 1. Памятка по изготовлению поделок : «Творим, изменяем, преобразуем »

2. Инд. беседа о необходимости участвовать с ребёнком в конкурсах творческого характера

3. Беседа : «Воспитываем добротой» 1. Экспериментирование и опыты с предметами

2. Игры-путешествия в прошлое предметов

3. Конструирование из природных материалов Консультация педагога-психолога Наблюдается положительная динамика в развитии

Карта индивидуального образовательного маршрута ребенка дошкольника 3-4 лет по ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Ф. И. ребёнка

Цели-результаты из ООП Временной период Задачи образовательного взаимодействия в детском саду

Задачи образовательного взаимодействия в семье Используемые педагогические технологии, методики, методы и приемы Возможность работы с другими специалистами Определение способов оценивания успехов

Проблема :

Стремление к самостоятельности в самообслуживании не выражено, ожидает

постоянной помощи взрослого, даже в освоенных действиях, не обращает внимания на

свой внешний вид : грязные руки, испачканное платье и пр.

Проявляет самостоятельность в самообслуживании, самостоятельно

умывается, ест, одевается при небольшой помощи взрослого. В течение

4 месяцев Освоение отдельных действий, затем - процессов

самообслуживания, связанных с одеванием, умыванием, уходом за своим внешним

видом, поведением за столом во время приема пищи. Приучение к соблюдению

порядка 1. Информационные бюллетени «Секреты здоровья»

2. Просмотр мультфильма «Мойдодыр» 1. Чтение стихотворения Чуковского «Мойдодыр»

2. Рассматривание иллюстраций

3. Образовательные ситуации : «Мы идём в театр» , «Мы аккуратные»

4. Обыгрывание «Водичка-водичка» , «Расти коса до пояса» , «Надо, надо умываться»

2. Кирилл С.

Проблема :

Настроение ребенка неустойчиво : спокойное состояние чередуется с

плаксивостью, негативными проявлениями по отношению к сверстникам или

взрослым. Наблюдаются отдельные негативные реакции на просьбы взрослых :

упрямство, капризы, немотивированные требования. Ребенок приветлив с окружающими, проявляет интерес к словам и действиям

взрослых, охотно посещает детский сад. Ребенок дружелюбно настроен, спокойно играет рядом с детьми, вступает в

общение по поводу игрушек, игровых действий. В течение 6 –х месяцев Освоение простых способов общения и взаимодействия :

обращаться к детям по именам , договариваться о совместных действиях

вступать в парное общение.

Участие в совместных игровых и бытовых действиях с воспитателем, готовность

отвечать на его вопросы, действовать согласованно, учитывать советы и предложения

педагога.

1. Консультации : «Секреты хороших манер дошкольников » , «Правила поведения дома и в детском саду» ; «Что такое хорошо и что такое плохо»

2. Беседа «Воспитываем добротой»

1. Сюжетно-ролевые игры с наличием проблемной ситуации

2. Обыгрывание проблемных ситуаций

3. Просматривание мультфильмов

4. Совместное творчество Консультация педагога-психолога Наблюдается положительная динамика в развитии

3. Арина М.

Проблема

Ребенок не проявляет интереса к труду взрослых, не понимает связи между целью и результатом труда; затрудняется назвать трудовые действия, материал, из

которого сделан предмет, его назначение. Ребенок с интересом наблюдает за трудовыми действиями взрослых по

созданию или преобразованию предметов , связывает цель и результат труда; называет

трудовые действия, инструменты, некоторые материалы, из которых сделаны предметы.

В течение 4–х месяцев Первоначальные представления о том, что предметы делаются людьми. Совместно со

взрослым устанавливать взаимосвязь «цель - результат» в труде. Формирование первоначальных представлений о

хозяйственно-бытовом труде взрослых дома и в детском саду. 1. Беседа «Все профессии нужны, все профессии важны»

2. Изготовление фотоальбома «Кем работают мои родители» 1. Игровая ситуация «Труд повара» , «Поможем дворнику» и др.

2. Игры-эмпатии «Варим суп» , «Гладим бельё» , «Моем посуду» и др.

3. Дидактические игры на классификацию предметов

4. Беседа «Кто твои родители» Консультация педагога-психолога, логопеда Наблюдается положительная динамика в развитии

Карта индивидуального образовательного маршрута ребенка дошкольника 3-4 лет по ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Ф. И. ребёнка

Цели-результаты из ООП Временной период Задачи образовательного взаимодействия в детском саду

Задачи образовательного взаимодействия в семье Используемые педагогические технологии, методики, методы и приемы Возможность работы с другими специалистами Определение способов оценивания успехов

Проблема :

Не испытывает желания рисовать

Создает простейшие изображения на основе простых форм; передает сходство

с реальными предметами В течение

4-х месяцев Развитие умений ритмично наносить линии, штрихи, пятна.

Знакомство со способами изображения простых предметов , проведения разных прямых линий, в разных направлениях; способами создания предметов разной формы, комбинации разных форм и линий. Способы создания изображения : на основе дуги,

изображение игрушек на основе округлых и вытянутых форм 1. Консультации : «Значение изобразительной деятельности в развитии личности ребенка дошкольника », «Развитие тонкой моторики с помощью кисти, карандаша» ;

2. Тематические конкурсы – «Рисуют дети и родители» ;

1. Рассматривание иллюстраций к детским книгам художников (Ю. Васнецов, Ю. Коровин, Е. Чарушин)

2. Рассматривание различного вида оборудования для нетрадиционного рисования (тычки, печатки, губка, палочки и др.)

3. Совместное рисование

Консультация со старшим воспитателем Наблюдается положительная динамика в развитии изобразительных навыков

Проблема :

Отказывается от разговора по содержанию произведения или однословно

отвечает на вопросы только после личного обращения к нему взрослого .

Активно сопереживает героям произведения, эмоционально откликается на

активного сопереживания изображенным героям и событиям . Понимание содержания

произведения и последовательности событий в тексте, выявление наиболее ярких

поступков и действий героев, стремление дать им элементарную оценку. 1. Рекомендации по созданию условий для продуктивного чтения дома;

1. Обыгрывание сюжетов

2. Использование различного вида театров в качестве сопровождения при чтении худ. произведений

3. Рассматривание книжных иллюстраций

4. Зарисовка прочитанного Консультация старшего воспитателя Наблюдается положительная динамика в развитии

6. Тимур М.

Проблема :

Ребенок затрудняется в воспроизведении ритмического рисунка музыки, не

ритмичен. Во время движений не реагирует на изменения музыки, продолжает

выполнять предыдущие движения Проявляет эмоциональную отзывчивость, появляются первоначальные

суждения о настроении музыки.

Различает танцевальный, песенный, маршевый метроритм , передает их в

движении. В течение 5 –х месяцев Различение некоторых свойств музыкального звука (высоко - низко, громко -

тихо). Самостоятельное экспериментирование со звуками

в разных видах деятельности, исследование качества музыкального звука : высоты, лительности. Различение элементарного характера музыки, понимание простейших

музыкальных образов . 1. Рекомедации по подбору муз. произведений для прослушивания

2. Консультация «Учимся различать ритмический рисунок музыки»

1. Выражение своих эмоций с помощью несложных музыкальных инструментов без использования речи, в том числе на определенную тему

2. Движения в кругу под музыку

3. Перемещение по помещению строго определенным образом под музыкальное сопровождение Консультация музыкального руководителя Наблюдается положительная динамика в развитии музыкальных навыков

Карта индивидуального образовательного маршрута ребенка дошкольника 3-4 лет по ОО «Физическое развитие»

Ф. И. ребёнка

Цели-результаты из ООП Временной период Задачи образовательного взаимодействия в детском саду

Задачи образовательного взаимодействия в семье Используемые педагогические технологии, методики, методы и приемы Возможность работы с другими специалистами Определение способов оценивания успехов

Проблема :

Затрудняется действовать по указанию воспитателя, согласовывать свои

движения с движениями других детей; отстает от общего темпа выполнения

упражнений. При выполнении упражнений демонстрирует достаточную в соответствии с

возрастными возможностями координацию движений, подвижность в суставах, быстро

реагирует на сигналы, переключается с одного движения на другое. Уверенно выполняет задания, действует в общем для всех темпе; легко

находит свое место при совместных построениях и в играх.

В течение

6-ти месяцев Общеразвивающие упражнения. Традиционные двухчастные общеразвивающие упражнения с

одновременными и однонаправленными движениями рук, ног, с сохранением

правильного положения тела, с предметами и без предметов в различных положениях

(стоя, сидя, лежа) . Начало и завершение выполнения упражнений по сигналу. 1. Памятка : «Подвижные игры с ребёнком дома»

2. Консультации : «Игры нашего двора» , «Малоподвижные игры на развитие координации движений» 1. Физкультминутки

2. Индивидуальная работа по развитию движений на прогулке

3. Подвижные игры

4. Утренняя гимнастика

5. Чередование напряжения и расслабления под счет, метроном, музыку. Консультации с инструктором по физкультуре. Наблюдается положительная динамика в развитии физических качеств

8. Андрей А.

Проблема :

Незнаком или имеет ограниченные представления о правилах личной гигиены,

необходимости соблюдения режима дня, о здоровом образе жизни .

Испытывает затруднения в самостоятельном выполнении процессов умывания,

питания, одевания, элементарного ухода за своим внешним видом, в использовании

носового платка, постоянно ждет помощи взрослого. С удовольствием применяет культурно-гигиенические навыки, радуется своей

самостоятельности и результату.

С интересом слушает стихи и потешки о процессах умывания, купания.

В течение 3 –х месяцев Становление у детей ценностей здорового образа жизни , овладение его

элементарными нормами и правилами

Элементарные умения и навыки личной гигиены (умывание, одевание, купание,

навыки еды, уборки помещения и др., содействующие поддержанию, укреплению и

сохранению здоровья; элементарные знания о режиме дня, о ситуациях, угрожающих

здоровью. Основные алгоритмы выполнения культурно-гигиенических процедур. 1. Информационная бюллетень «Секреты здоровья»

2. Памятка «Приучаем дошкольника к самостоятельности » 1. Рассматривание иллюстраций

3. Обыгрывание различных гигиенических процессов

4. Дидактические игры

Консультация старшего воспитателя Наблюдается положительная динамика в развитии гигиенических навыков

В реальной жизни образовательные программы по большей части направлены на средний уровень развития воспитанника, поэтому каждому ребёнку, в силу неповторимости и своеобразия, попытаться раскрыть свой внутренний потенциал и осуществить полноценное развитие личности в узких рамках усреднённых шаблонов нелегко. Возникшее противоречие ставит перед педагогами задачу по организации индивидуального маршрута обучения в рамках ФГОС для реализации интеллектуального и творческого потенциала каждого дошкольника.

Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника по определению ФГОС

Индивидуальный подход к личности ребёнка - базовый принцип Федерального государственного образовательного стандарта. Принцип приоритета интересов ребёнка исследователи обозначили формулой «быть на стороне ребёнка». Причину трудностей, испытываемых ребёнком в развитии, стоит искать как в личности самого малыша, так и в окружающих его взрослых, несущих прямую ответственность за социальную среду, в которой растёт маленький человек. В реальной жизни на стороне ребёнка зачастую выступает только он сам. При этом он часто оказывается беспомощным и беззащитным перед лицом обстоятельств, поэтому важно в любой проблемной ситуации услышать ребёнка, понять и помочь ему.

В фундамент современного стандарта дошкольного образования были заложены принцип педагогики индивидуального подхода и развивающая концепция образования. Указано в следующих пунктах:

  1. п. 1. 6. - формулировка задач, которые концентрируются вокруг создания оптимальных условий для становления и развития личности ребёнка, а также раскрытия его творческого потенциала в соответствии с его возрастными, психоэмоциональными и физиологическими особенностями, индивидуальными способностями и наклонностями, спецификой социальной среды. Ребёнок рассматривается как самоценный субъект отношений с самим собой, окружающими людьми и внешним миром.
  2. п. 1. 4. - содержит принципы ФГОС, ключевым из которых является положение о реализации индивидуального подхода к образовательным потребностям каждого ребёнка.
  3. п. 2. 10. 2. - уточняются способы организации и координации детской инициативности и спонтанной активности в духе созидательной деятельности.
  4. п. 3. 2. 1. - профессиональный отбор форм и методов педагогической работы, актуальных для возраста и индивидуальных потребностей ребёнка.
  5. п. 3. 2. 3. - покровительство ребёнку, разработка индивидуальной дорожной карты развития, педагогическая и психологическая коррекция выявленных проблем.
  6. п. 3. 2. 5. - развивающая концепция образования, нацеленная на ближайшую перспективу развития воспитанника.

Индивидуальный подход имеет в виду управление развитием ребёнка, основанное на глубоком, многогранном изучении и понимании сложности его внутреннего мира, и социальных условий жизни.

Выявление способных детей проводится на основе наблюдения, общения с родителями, изучения индивидуальных особенностей

Принцип педагогики индивидуального подхода заключается не в изменении содержания обучения в интересах конкретного ребёнка, а в приспособлении педагогических методов и приёмов к его персональным особенностям. Чтобы процесс образования был успешным, необходимо учитывать трудности, которые испытывает ребёнок, темпы усвоения им знаний, умений и навыков. В данном случае реализуется модель плодотворного партнёрского сотрудничества ребёнка и педагога, поскольку за ребёнком и родителями остаётся право выбора наиболее подходящих образовательных методик из тех, которые будут предложены специалистами.

Индивидуальный образовательный маршрут - персональный путь реализации интеллектуального, эмоционального, духовного потенциала личности воспитанника дошкольного учреждения. Цель - создать благоприятные условия, стимулирующие активность, раскрытие творческих и интеллектуальных сил ребёнка. Задача педагога - обеспечить грамотный профессиональный подбор содержания учебной, психологической и физической нагрузок, а также форм и методов работы, соответствующих индивидуальным потребностям ребёнка.

Видео: индивидуализация дошкольного образования

Критерии, определяющие задачи индивидуальной стратегии развития:

  • актуальный уровень развития способностей ребёнка;
  • степень его готовности к образовательной деятельности;
  • индивидуальные образовательные цели и задачи на ближайшую перспективу.

Задачи ИОМ, процедура рассмотрения и утверждения

Индивидуальные образовательные маршруты проектируются:

  • для проблемных детей, которые испытывают трудности в процессе усвоения общеобразовательной программы для дошкольников и нуждаются в коррекционной помощи специалистов;
  • для воспитанников с ограниченными возможностями, детей-инвалидов;
  • для одарённых детей с уровнем способностей, превышающим средние нормативные образовательные стандарты.

Ведущие задачи индивидуального образовательного маршрута:

  • оказать поддержку и помощь в саморазвитии и освоении программы дошкольного образования;
  • сформировать у ребёнка начальный уровень умения учиться, т. е. научить его осознавать учебную задачу, планировать свою учебную деятельность, концентрировать внимание на выполнении упражнения, развивать самодисциплину и волевые качества;
  • разработать и усовершенствовать навыки координации движения, развитие общей и мелкой моторики;
  • сформировать и закрепить общекультурные, бытовые, гигиенические, коммуникативные основы поведения;
  • приучить ребенка к манипулятивно-предметной, сенсорной, практической, игровой деятельности, развить умения в продуктивной области (рисование, лепка, аппликация);
  • развить речь - эмоциональную интонацию, грамматические конструкции, речевые механизмы;
  • сформировать знания о природной среде и мире социальных отношений;
  • сформировать представления о пространственно-временных и количественных категориях.

Методический инструментарий, который применяется в прохождении индивидуальной траектории развития:

  • ролевые и подвижные игры, занятия в форме беседы и диалога, чтение и обсуждение литературных произведений, небольшие этюды-импровизации, усиливающие эмоциональный компонент восприятия информации;
  • психологические тренинги и игровые упражнения, помогающие релаксации, нейтрализации страхов, понижению уровня тревожности и агрессии, совершенствующие поведенческую сферу, а также социально-коммуникативные навыки;
  • упражнения на развитие мышления, воображения, речи, памяти;
  • использование методик арт-терапии (лечение искусством, сказкой, изготовлением кукол).

Разработка и принятие ИОМ

Для создания индивидуального образовательного маршрута в первую очередь необходимо провести диагностическое исследование, чтобы выяснить уровень психоэмоционального, интеллектуального, коммуникативно-социального и физического развития ребёнка. Результаты диагностики выносятся на педсовет, который в дальнейшем рекомендует обследовать детей специалистам ПМПК (психолого-медико-педагогический консилиум).

Консилиум составляет список детей, для которых актуальна разработка индивидуального образовательного плана работы.

Основные этапы, структура и содержание ИОМ

Коллектив воспитателей в сотрудничестве с узкими специалистами продумывает содержательный компонент плана. Заполняется календарный план с указанием элементов педагогической техники и перечнем методологических приёмов для реализации поставленных образовательных целей.

Опорные принципы проектирования индивидуального плана:

  1. Развитие способностей ребёнка к обучению.
  2. Непрерывность и согласованность. Команда специалистов сопровождает малыша на протяжении всего проекта индивидуального маршрута до момента разрешения проблемы.
  3. Отказ от усреднённых шаблонов оценки, разработка индивидуальной оценочной шкалы для каждого ребёнка по результатам диагностики уровня его возможностей. В обычной жизни это означает, что педагог старается не применять практику прямолинейного «вынесения приговора» или «навешивания ярлыков», сопоставляя достижения малыша с общепринятой «нормой». Само понятие «норма» не воспринимается как соответствие обязательному для всех детей среднему или стандартному уровню, а интерпретируется как лучший уровень, который может показать конкретный ребёнок в конкретной ситуации. Результат, который для одного ребёнка будет расцениваться как успех, для другого, исходя из его личного уровня способностей, будет считаться поражением. Такой гуманный подход позволит «сохранить лицо» и чувство собственного достоинства, развить веру в свои силы.
  4. Благоприятное влияние детской субкультуры, обогащение внутреннего мира ребёнка неформальными традициями детской среды, формирующими и укрепляющими собственный опыт полноценного детства. Важно создать атмосферу положительных эмоций, которые помогут преодолеть напряжение, беспокойство и настороженность.

Развивающие игры используются в индивидуальной работе учителем–дефектологом, воспитателями с целью коррекции эмоционально-волевых нарушений, развития логики, восприятия, действий замещения, моторики и восприятия цветов, представлений об окружающем мире

Этапы образовательной деятельности согласно индивидуальному плану

  1. Наблюдение, выявление уровня сформированности психологических, социальных и интеллектуальных качеств личности дошкольника, необходимых для его продуктивной деятельности в какой-либо образовательной области. Этап наблюдения предполагает безучастный подход педагога, позицию невмешательства при наблюдении за ребёнком.
  2. Диагностика стартового объёма и качественных характеристик конкретных предметных знаний, умений и навыков. Специалисты проводят тестирования, в ходе которых определяются проблемные зоны и «зоны успеха».
  3. Построение персонального плана коррекционной работы на ближайшую перспективу (до 1 года с обязательным промежуточным мониторингом каждые 3 месяца) с опорой на «зоны успеха», индивидуальный подбор эффективных методик и приёмов педагогической работы.
  4. Активная деятельность по осуществлению индивидуального маршрута: проведение занятий, беседы с родителями, домашние задания.
  5. Аналитический этап - подведение итогов, оценка полученных результатов: демонстрация результатов работы воспитанника в форме презентации или выставки поделок, выступления перед детьми и взрослыми. Таким образом включается механизм обратной связи с окружающими, решается задача социализации воспитанников. Достигнутые результаты, будь то репродуктивные знания или творческие проекты, сопоставляются с запланированными задачами, указанными в индивидуальном графике или общеобразовательных учебных программах.

Для развития гармоничных отношений с окружающими людьми, решения задач по социализации будут полезны такие методы:

  • дидактические и ролевые игры, которые познакомят малыша с традициями других народов и будут способствовать формированию уважительного отношения к людям другой национальности и культуры;
  • чтение сказок народов мира, знакомство с фольклором (песни, танцы, игры, праздники) народов России;
  • коллективные подвижные игры на свежем воздухе, праздники и концерты, выставки поделок;
  • обсуждение в доверительной беседе ситуаций, которые происходят в реальной жизни и вызывают у малышей трудности в понимании или содержат морально-нравственный контекст;
  • произвольное создание ситуаций, которые поставят перед малышом вопрос выбора и необходимости совершения поступка;
  • проведение фотовыставок, в которых найдётся место фотографии каждого малыша.

Прогнозируемый результат:

  • достижение социальной комфортности и осведомлённости;
  • совершенствование коммуникативных навыков;
  • понижение уровня эмоциональной нестабильности, агрессивности, усиление самоконтроля;
  • развитие самосознания, ощущения значимости и ценности собственной личности;
  • формирование самооценки, приближенной к адекватной.

Критерии, которые позволяют оценить степень успешности дошкольника в социально-личностном росте:

  • формируется способность к самооценке, «маленький человек» пытается честно говорить о себе, признавать свои недостатки;
  • выработаны представления о морально-этических ценностях, малыш разделяет и понимает, «что такое хорошо и что такое плохо»;
  • окрепла осознанная потребность придерживаться нравственных норм поведения, у ребёнка проявлено желание «быть хорошим» и видеть положительную реакцию окружающих людей на своё поведение;
  • ребёнок способен легко и непринуждённо общаться с другими детьми или взрослыми;
  • пробуждается чувство эмпатии, сострадания, возникает искреннее желание помочь старшим, сверстникам или малышам;
  • воспитанник выстраивает отношения с окружающими детьми на основе взаимопонимания и уважения, достойно разрешает конфликтные ситуации;
  • сформированы представления о безопасном поведении в быту, на улице, в игре.
  1. Вводная часть, в которой фиксируется информация общего характера о ребёнке и его семье, причины разработки индивидуального плана, цели и задачи образовательной работы, график и форма проведения занятий.
  2. Регистрация данных диагностического исследования дошкольника, материалов планового мониторинга, которые позволяют провести глубокий анализ симптомов и причин нарушения развития, дать объективную оценку уровню развития малыша и спланировать коррекционные занятия для преодоления трудностей.
  3. График лечебно-оздоровительных мероприятий, который включает распределение физической нагрузки, проведение процедур закаливания организма.
  4. План индивидуальных занятий, включающий обязательную интеграцию с общей для всех детей образовательной деятельностью.
  5. Отчёт о реализации индивидуальной дорожной карты с указанием темы, содержательного наполнения, результата проведённого занятия и выводами о необходимой доработке.
  6. Заполняется лист наблюдения, который отображает динамику образовательного процесса и помогает внести своевременные изменения в зависимости от результатов промежуточного контроля, а также определиться с выбором оптимальных форм педагогической работы для повышения эффективности образовательных действий малыша.
  7. Оценка достижений ученика в реализации индивидуального маршрута. Рекомендуется проводить контрольные испытания по окончании каждого тематического блока, т. е. с регулярностью в три месяца.
  8. Рекомендации и консультативная помощь родителям.

Общеразвивающие элементы гимнастики, а также различные подвижные игры очень нравятся детям и способствуют умственному, психомоторному и эмоциональному развитию дошкольников

Разделы образовательного маршрута

Имеется несколько важных разделов для разработки индивидуального образовательного маршрута дошкольника, которые будут рассмотрены далее.

Общая информация о ребёнке и семье

Указывается, откуда поступил (семья или переведён из другого ДОО), постоянно ли посещал ДОО, если были длительные перерывы, то указать причину. Отметить уровень адаптации воспитанника в новых условиях по пятибалльной шкале.

Состав семьи: указать всех членов семьи, с которыми проживает воспитанник.

Охарактеризовать тип семьи:

  • благополучная - стабильная, крепкая семья, имеющая достойный культурный уровень воспитания;
  • неблагополучная - обладает низким уровнем педагогической осведомлённости, малыш обделён родительской заботой и вниманием, конфликтная эмоциональная атмосфера в семье травмирует ребёнка, порождает психологические комплексы, к ребёнку применяют физические методы воздействия.

Кто из взрослых воспитывает ребёнка.

Стиль отношений ребёнка со взрослыми членами семьи:

  • авторитарный - жёсткий диктат и подавление свободы, унижение достоинства ребёнка;
  • контроль и опека - ограничение самостоятельности, ограждение от забот и проблем, «тепличные условия»;
  • попустительство - потакание желаниям ребёнка, избалованность ребёнка при пассивности взрослых;
  • уважение и сотрудничество - помощь и поддержка, совместное переживание трудностей.

Внешний вид. Необходимо отметить манеры, жестикуляцию, описать особенности мимики, походки и осанки, степень аккуратности и ухоженности.

«Куклотерапия» – это коррекция детских проблем средствами кукольного театра: дети проигрывают куклами этюды по специально разработанным сценариям, отражающим индивидуальные проблемы конкретного ребенка

Соматическое здоровье

Группа здоровья, наличие хронических заболеваний, характеристики аппетита, выработана ли привычка дневного сна, страдает ли малыш энурезом.

Моторика:

  • общая моторика соответствует возрастной норме или отмечаются нарушения координации движения;
  • указывается диапазон возможностей мелкой моторики с характеристиками координации, темпа и объёма двигательных функции кисти руки, левша или правша.

Познавательные умения и навыки

Внимание - способности концентрировать и удерживать внимание, качественные характеристики (произвольное, непроизвольное).

Память - скорость запоминания, объём материала, который ребёнок в состоянии воспроизвести наизусть или пересказать самостоятельно по памяти, какой вид памяти (слуховая или зрительная) является доминирующим.

Мышление:

  • степень понимания пространственных ориентиров (сверху, снизу, слева, справа и т. д.);
  • способность подобрать обобщающее слово к нескольким однородным объектам (мебель, овощи, фрукты, животные и т. д.);
  • умение выделять главное;
  • навыки выявления простейших причинно-следственных связей (лето - жарко, снег - зима и т. д.);
  • ориентация во временных параметрах (день, ночь, год, месяц и т. д.).

Объём знаний:

  • первичные знания о себе и окружающем мире: знает своё имя, возраст, членов своей семьи, адрес проживания, называет признаки времён года, владеет общими знаниями о животном и растительном мире согласно программным требованиям;
  • развитие навыков конструирования, рисования, лепки;
  • уровень владения элементарными математическими понятиями - навыки порядкового счёта, решение простейших примеров;
  • навыки определения и различения формы, цвета.

Проблемный ребёнок особенно нуждается в положительных эмоциях, поддержке взрослого и понимании, и в этом неоценимую помощь оказывают именно игры с водой

Поведение во время учебной деятельности

Развитие самоконтроля, дисциплины, организованности, целеустремлённости и осознанности действий на занятиях.

Развитие речи

Звуковые характеристики, качество произношения, словарный запас, грамматическая организация и структурированность речи.

Характеристика деятельности ребёнка

  • уровень владения навыками самообслуживания;
  • заинтересованность и личная активность, демонстрируемая в игровой деятельности.

Особенности характера и поведения

  • эмоциональный портрет ребёнка - жизнерадостность, депрессивность, плаксивость, позитивность, подавленность, спокойный или гиперактивный и т. д.;
  • черты характера, особенности темперамента - активность или пассивность, агрессивность или уравновешенность, уверенность или робость, предпочитает индивидуальные или коллективные формы работы;
  • развитие нравственных ориентиров, культуры поведения и общения.

Необходимо отметить личные предпочтения, сферу творческой или интеллектуальной одарённости малыша.

Образец для заполнения общих и диагностических данных в ИОМ - таблица

ФИО воспитанника
Дата рождения
Фамилия имя отчество мамы, возраст, образование
Фамилия имя отчество папы, возраст, образование
Дата начала ИОМ
Причина постановки на учёт Стойкое неусвоение ООП ДОУ в связи с болезнью
Возраст на начало коррекционно-развивающей работы 4 года
Цели ИОМ
  • Открытие новых перспектив в усвоении ОПП ДОУ, обогащение ребёнка как личности;
  • помощь в адаптации к коллективу детей, развитие, поощрение и стимулирование в ребёнке индивидуальных возможностей;
  • вовлечение родителей в творческий процесс.
Задачи
  • Выявить особые образовательные потребности ребёнка; осуществлять индивидуальную педагогическую помощь ребёнку;
  • способствовать усвоению ребёнком образовательной программы дошкольного образования;
  • обеспечить позитивные сдвиги в развитии ребёнка, его целенаправленное продвижение относительно собственных возможностей, стимулирование индивидуальных возможностей;
  • оказать методическую помощь родителям детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.
Количество занятий в неделю 5 занятий.
Формы проведения Игровая деятельность, совместная деятельность, беседы, наблюдения, индивидуальная работа.
Ожидаемый результат
Форма работы с родителями Консультации, практикум, собеседование, обмен опытом.
Диагностика развития ребёнка
Цель педагогического мониторинга Обобщение и анализ информации о состоянии общего развития для осуществления оценки, планирования коррекционно-развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата.
Виды, причины трудностей (педагогическая симптоматика) Виды трудностей (педагогическая симптоматика):
Причины трудностей:
Физическое развитие
Соматическое развитие
Речевое развитие
Особенности развития познавательных процессов Память:
Внимание:
Восприятие:
Мышление:
Содержание коррекционной работы (деятельность воспитателя)

После диагностики и определения целей и задач составленного маршрута воспитатель и специалисты определяют, какие именно игры, упражнения и другие виды деятельности будут применяться при работе с малышом. Это тоже находит своё отражение в тексте ИОМ.

Пример подбора форм работы с дошкольником по индивидуальному маршруту - таблица

Периодичность Рекомендации, формы работы с воспитанником Результат работы
Ежедневно Чистоговорки. Пальчиковая гимнастика. Дыхательные гимнастики по Стрельниковой.
  • Незначительно повысился общий уровень развития.
  • Есть положительная динамика в развитии интегративного качества «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения».
  • Немного преодолел «барьер смущения».
  • Улучшилось внимание и память.
Через день
ежедневно
Дидактические игры по выбору.
Рисование мелом на доске, пальчиками, поролоном.
Лепка из глины, пластилина, пласт. массы.
2 раза в
неделю
Игры для преодоления бронхо-легочных заболеваний «Поезд», «Куры».
2 раза в
неделю
Математическая игра «Сложи листик», «Точечки», «Одень куклу», «Собери квадрат из 5 частей», «Подбери ключ к замку», «Кто быстрее пройдёт лабиринт», «Что лишнее», «Сложи квадрат», «Закрой дверцу домика», «Геометрические фигуры», «Кошки», «Геом. формы», «Собери цветок»,«Наряди ёлочку», «Подбери поясок к платью», «Решаем примеры», «Пчёлкин счёт», «Сколько», «Образцы для выкладывания», «Отгадай-ка», «Квадрат Воскобовича», «Счётный материал белочки».
2 раза в
неделю
Упражнения для метания (игра «Кольцеброс»), «Дотянись до флажка», «Гимнастическая стенка» и др.
Ежедневно Конструирование «Лего».
Ежедневно Подвижные игры («Снежный ком», «Хитрый лис»).
Ситуативные разговоры, беседы по логопедическим темам, любые коллективные игры по выбору.

Продуктивная совместная деятельность воспитанника и педагога, направленная на успешную реализацию индивидуального образовательного маршрута, позволит добиться положительной динамики в личностном росте ребёнка. Такая работа потребует от воспитателя высокого уровня профессиональной компетентности и работоспособности, а также личной заинтересованности в получении хорошего результата.

Леонтьева Валия Юрьевна

МКДОУ детский сад «Рябинка» Иркутская область г. Тайшет

Воспитатель.

Индивидуальный маршрут развития

СКАЧАТЬ (с полной таблицей)

Начало года.

Воспитанника __ХХХХХХХХХ ______________

Группа _средняя № 2____________________

Возраст 4 года________________

Трудности по образовательным областям:

«Познавательное развитие »

Есть необходимость расширять представления о правилах поведения в общественных местах. Плохо знаком с культурными явлениями (театром, цирком, зоопарком, вернисажем), их атрибутами, людьми, работающими в них, правилами поведения. Не знает фрукты, овощи, ягоды, грибы. Не узнаёт и не называет 3-4 вида деревьев.

Имеет слабые представление об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.).

Не различает из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, размер, назначение). Не умеет считать до 5 (количественный счёт), отвечать на вопрос "Сколько всего?" Испытывает затруднения в сравнении количества предметов в группах на основе счёта, а также путём поштучного соотнесения предметов двух групп; в определении каких предметов больше, меньше, равное количество. Не умеет сравнивать два предмета по величине на основе приложения их друг к другу или наложения (больше-меньше, выше-ниже, длиннее-короче. Не определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе (вверху-внизу, впереди-сзади).

«Речевое развитие»

Не понимает слова-антонимы; не умеет образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница - сухарница);не умеет выделять первый звук в слове; не умеет рассказывать о содержании сюжетной картинки. Не может с помощью взрослого повторить образцы описания игрушки. Не может назвать любимую сказку, прочесть понравившееся стихотворение. Испытывает затруднения отвечая на вопросы: "Понравилось ли произведение?", "Кто понравился. почему?"

Не знаком с профессиями артиста, художника, композитора. Затрудняется в назывании предметов и явлений природы, окружающей действительности в художественных образах (литература, музыка, изобразительное искусство).

Не знает произведения народного искусства (потешки, сказки, загадки, песни, хороводы, заклички, изделия народного декоративно-прикладного искусства). Знает очень мало о книге, книжной иллюстрации.

Не различает строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок).

Не может изобразить предметы путём отчетливых форм, подбора цвета, аккуратно закрашивая, используя разные материалы. Не знает дымковскую и филимоновскую игрушки; не умеет украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.

Не правильно держит ножницы и не умеет резать ими по прямой, по диагонали; вырезать круг из квадрата, овал - из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы.

Режимные моменты

Индивидуальная работа

Взаимодействие с родителями

Примечание

Познание

1.«Что кому»

Дидактическая задача: Учить соотносить орудия труда с профессией людей; воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать им, брать на себя роли людей разных профессий в творческих играх.

2.«Назови одним словом»

Дидактическая задача: Упражнять детей в классификации предметов

3.«Где живет?»

Дидактическая задача : Закреплять знания детей о среде обитания животных, фантастических героев

4."Хорошо-плохо"

Дидактическая задача: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

5.«Дерево, кустарник, цветок»

1.«Отгадайте, что за растение»

Цели: учить описывать предмет и узнать его по описанию, развивать память, внимание.

2.«Что это за птица?»

Цели: уточнять и расширять представления о жизни птиц осенью, учить описывать птиц по характерным признакам; развивать память; воспитывать заботливое отношение к птицам.

3.«Загадай, мы отгадаем»

Цели: закрепить знания о растениях сада и огорода; умение называть их признаки, описывать и находить их по описанию, развивать внимание.

4.«Дерево, кустарник, цветок»

Цели: закрепить знание растений, расширять кругозор детей, развивать речь, память.

5.«Где что растет?»

Цели: учить понимать происходящие в природе процессы; дать представление о назначении растений; показать зависимость всего живого на земле от состояния растительного покрова; развивать речь.

Дать домашнее задание родителям на распечатках «Математика для малышей».

Предложить материал из серии «Семь гномов»

1.«Широкое - узкое» №1

Цель: продолжить формировать представление «широкое - узкое».

2.«Веселые матрешки» №3

Цель: учить различать и сравнивать предметы по разным качествам величины.

3.«Справа как слева» №4

Цель: освоение умений ориентироваться на листе бумаги.

4.«Кто скорее свернет ленту» №6

Цель: продолжать формировать отношение к величине как к значимому признаку, обратить внимание на длину, знакомить со словами "длинный", "короткий".

5.«Собери ягодки» №7

Цель: различение равенства и неравенства групп предметов путем подкладывания одного предмета под другой. Умение сравнивать предметы контрастных размеров. Развитие памяти, внимания, логического мышления, творческого воображения.

1.«Брать — не брать»

Цель: дифференциация лесных и садовых ягод; увеличение словарного запаса по теме 2.«Ягоды»; развивать слуховое внимание.

3.«Раз, два, три - ищи!» №5

Цель: научить детей строить образ предмета заданной величины и использовать его в игровых действиях.

4.«Украсим коврик» №10

Цель: формировать умение группировать предметы по заданным признакам, определять количество предметов

5.«У кого хвост длиннее?» №11

Цель: Освоение умения сравнивать предметы контрастных размеров по длине и ширине, использовать в речи понятия: «длинный», "длиннее", "широкий", "узкий.

Речевое развитие

1.А у меня лучше.

Цель: учить образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов -чик-, -ик- и увеличительного суффикса -ище-.

2.Помощница.

Цель: учить подбирать глаголы к существительным; образовывать сложные слова.

3.Семейный ужин.

Цель: учить составлять сериационный ряд из слов-синонимов. Согласовывать имена существительные с числительными; употреблять в речи наречия и прилагательные.

4.Закончи предложение.

Цель: учить образовывать множественное число имён существительных среднего рода и правильно употреблять их в речи.

Цель: учить давать качественную оценку совершающихся действий, отвечая на вопрос «как».

1.Поручения.

Цель: учить употреблять в речи предлоги.

2.Самый лучший детский сад!

Цель: учить подбирать и употреблять в самостоятельной речи антонимы.

3.Закончи предложения.

Цель: учить согласовывать имена существительные с прилагательными в падеже.

4.Посмотри и расскажи.

Цель: учить употреблять предлоги пространственного значения.

5.Мы гуляем по саду.

Цель: учить передавать содержание картинки, руководствуясь образцом взрослого

Художественно-эстетическое развитие

1.Дидактическая игра «Назови правильно»

Цель: Закрепить знания детей о народных художественных промыслах, их признаках. Умение найти нужный промысел среди других, обосновать свой выбор, составлять описательный рассказ.

2.Настольная игра «Домино»

Цель: Закрепить знания детей о декоративно-прикладном искусстве - игрушке

3.«Зеленые иголочки».

Цель: закрепить умение быстро ориентироваться на листе бумаги, дорисовывать по образцу симметричные предметы, подбирать нужный оттенок карандаша.

4.Чтение и рассматривание книг

5.Рассматривание иллюстраций художнтков.

1.Дидактическая игра «Угадай, какая роспись?»

Цель: Закреплять умение детей узнавать и называть ту или иную роспись

2.«У куклы новоселье»

Цель : Закрепить навыки и умения работы со строительным материалом, знакомить с названиями фигур.

3.«Обведи контур»

Цель : Знакомство с понятиями формы, цвета, величины

4.«Разные машины»

Цель : Закрепить у детей представление о цвете и названии строительных деталей

5.Раскраски

1.Аппликация «Лодочка»

2.Аппликация «Яичко простое и золотое»

3.Вырезывание «Мячи»

4.Вырезывание «Любимая игрушка»

1.Предложить для вырезывания геометрические фигуры.

2. Предложить для вырезывания шаблоны игрушек.

3. Вырезывание «Фрукты и овощи»

Результаты действия маршрута:

«Познавательное развитие »

Имеет представления о правилах поведения в общественных местах. Знаком с культурными явлениями (театром, цирком, зоопарком, вернисажем), их атрибутами, людьми, работающими в них, правилами поведения. Знает фрукты, овощи, ягоды, грибы. Узнаёт и не называет 3-4 вида деревьев.

Имеет представление об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.).

Различает из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, размер, назначение). Умеет считать до 5 (количественный счёт), отвечать на вопрос "Сколько всего?" Умеет сравнивать количества предметов в группах на основе счёта, а также путём поштучного соотнесения предметов двух групп; в определении каких предметов больше, меньше, равное количество. Умеет сравнивать два предмета по величине на основе приложения их друг к другу или наложения (больше-меньше, выше-ниже, длиннее-короче. Определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе (вверху-внизу, впереди-сзади).

«Речевое развитие»

Понимает слова-антонимы; умеет образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница - сухарница); умеет выделять первый звук в слове; умеет рассказывать о содержании сюжетной картинки. Может с помощью взрослого повторить образцы описания игрушки. Может назвать любимую сказку, прочесть понравившееся стихотворение. Отвечает на вопросы: "Понравилось ли произведение?", "Кто понравился. почему?"

«Художественно-эстетическое развитие»

Знаком с профессиями артиста, художника, композитора. Называет предметы и явления природы, окружающей действительности в художественных образах (литература, музыка, изобразительное искусство).

Знает произведения народного искусства (потешки, сказки, загадки, песни, хороводы, заклички, изделия народного декоративно-прикладного искусства). Знает о книге, книжной иллюстрации.

Различает строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок).

Может изобразить предметы путём отчетливых форм, подбора цвета, аккуратно закрашивая, используя разные материалы. Знает дымковскую и филимоновскую игрушки; не умеет украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи.

Правильно держит ножницы и умеет резать ими по прямой, по диагонали; вырезать круг из квадрата, овал - из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы.

Екатерина Куликанова (Сорвачева)
Карта индивидуального образовательного маршрута ребенка дошкольника (для детей 3–4 лет)

Карта индивидуального образовательного маршрута ребенка дошкольника (для детей 3 – 4 лет )

Образовательные области Цели , задачи Задачи образовательного взаимодействия в детском саду Задачи образовательного взаимодействия с семьей Используемые педагогические технологии и методики, методы, приемы Возможность работы с другими специалистами

Речевое развитие

Проблема : Активность речевого общения снижена, стеснительна. Цель : формирование интереса и потребности в восприятии устной речи в процессе чтения.

Задачи : организация пространства и форм, в которых восприятие текста было бы доступно ребенку ; поддержка активного внимания к читаемому тексту похвалой и простыми вопросами, относящимися к прочитанному; Развитие личности ребенка ; осуществление полноценной социализации ребенка со сверстниками ; оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка . Помочь родителям понять сущность ребенка , определить и осознать сильные и слабые стороны ребенка . Вместе с ребёнком подробно анализировать результаты деятельности, выявить, что не получается, на каком этапе работы сложно, что необходимо исправить. Задание для ребёнка давать не в форме объяснения, а через показ способов выполнения задания. педагог-психолог, логопед.

Социально-коммуникативное развитие

Проблема : не развита настойчивость, умение преодолевать трудности, в паре с другим ребенком не умеет выполнять задания.

Цель : развитие навыков социального взаимодействия.

Задачи : развитие игровых навыков, формирование ряда доступных совместных игр и разыгрывание их;

приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным) ;

Обеспечение обучения детей умениям и навыкам выполнения заданий, способам получения знаний, организации времени, социализации ребенка среди сверстников . Предложить родителям хвалить ребёнка за хорошие поступки. Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально - личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций). Игровые технологии, технология педагогики сотрудничества, Метод проектов : Детский – взрослый проект «Мои настроения» , реализация образовательного проекта «Мы разные, но мы вместе» . Создание игр с наличием проблемной ситуации; имитационные игры, изображающие какой-либо социальный процесс; интерактивные игры – игры на взаимодействие; социально-поведенческие.

Обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них. Психогимнастика.

педагог-психолог, воспитатель

Художественно-эстетическое развитие

Проблема :

в основном использует один цвет, закрашивает порывисто, без интереса.

Цель : развитие творческих способностей в продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественное конструирование и труд) .

Задачи : организация игр по правилам с использованием инструментов; совершенствование чувственного опыта ребенка ; воспитание эмоциональной отзывчивости. Обогащение детского замысла яркими впечатлениями через художественную литературу, музыкально – театрализованную деятельность, восприятий произведения искусства. Формирование эмоциональной отзывчивости, стремление выполнять имитационные действия. Освоения умения изображать предметы с прямыми и округлыми линиями. Проконсультировать по темам : «Нетрадиционные техники рисования» .

«Умелое владение ножницами» .

Принимать участие во всех творческих конкурсах.

Нод – путешествие «Встреча с музыкой и палитрой» .

Развлечение «Веселые нотки» .

Творческие задания : «Тёплый - холодный» , «Два ковра» , «Несуществующее животное» , «Нарисуй музыку» , «Ожившие предметы» . педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатель.

Познавательное развитие

Проблема : с программными задачами справляется частично; нет интереса к познавательной деятельности во время работы в коллективе.

Цель : развитие познавательных интересов, интеллектуальное развитие.

Задачи : сенсорное развитие; развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование элементарных математических представлений; формирование целостной картины мира , расширение кругозора.

Освоение геометрических фигур и форм предметов, группировка их по цвету, величине, форме. Выявление отношений групп предметов по количеству и числу. Установление взаимосвязи между качественными и количественными признаками предметов. Рекомендация игр на развитие внимания «Найди отличия» , «Найди пару» .

Заинтересовать ребенка играми «Волшебный столик» , «Составь предмет» , «Уникуб» , «Мозаика» , «Сложи узор» , «Когда это бывает?» Педагог – психолог, воспитатель

Физическое развитие

Проблема : не владеет навыком отбивания мяча об пол.

Цель : формирование интереса и ценностного отношения к занятиям по физическому развитию, гармоничное физическое развитие ребенка .

Задачи : развитие физических качеств (скорость, сила, гибкость, выносливость, и координация) ; накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями) ; формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. Развитие глазомера, ловкости, умений действовать сообща, в общем, для всех темпе в процессе выполнения занимательных физических упражнений; выполнение правил в подвижных играх. Консультации родителей по развитию умений и навыков ребенка . Индивидуальные занятия , беседы, тематические родительские собрания . Игры с мячом «Брось дальше» , «Поймай мяч» . Подвижные игры :

«Лохматый пес» , «Мой веселый звонкий мяч» , «У медведя во бору» . инструктор по физическому развитию.

Публикации по теме:

Актуальность. Развитие Российского общества в ближайшие десятилетия во многом зависит от качества образования. Уровень социальной адаптации,.

Карта индивидуального развития ребёнка Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Кирилловский детский сад №36 Карта индивидуального маршрута развития ребёнка.

Рекомендуем почитать

Наверх