Профилактика девиантного поведения подростков презентация. «Профилактика девиантного поведения среди детей и подростков. Межличностный стресс, связанный с учебой

Нотная грамота 31.01.2023
Нотная грамота

ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ Презентация скачана с сайта Psy. 5 igorsk. RU Первый психологический портал Пятигорcка.

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества и причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности.

ФОРМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ: Антисоциальное поведение, противоречащее правовым нормам и угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих Поступки: Насилие над более младшими и слабыми сверстниками, животными; Воровство; Мелкое хулиганство; Вандализм; Порча чужого имущества; Торговля наркотиками

Асоциальное поведение уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений Поступки: Побеги из дома; Систематические пропуски в школе; Агрессивное поведение; Ложь; Вымогательство; Беспорядочные половые связи; Настенные надписи и рисунки непристойного характера; Ненормативная лексика

Аутодеструктивное поведение – поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности Поступки: Курение; Токсикомания; Наркомания; Вскрытие вен; Алкоголизм; Суицид

После сделанного классным руководителем замечания, подросток вышел из класса, демонстративно громко хлопнув дверью. Группа подростков из 7 класса систематически издеваются над четвероклассником, подстерегая его в разных местах, как в школе, так и дома. Подросток нюхает токсические вещества, постепенно привлекая к этому своих сверстников. Детям становится плохо. При этом они продолжают встречаться и заниматься данным занятием дальше. Коля без спроса берет тетрадки.

1. Семья интеллектуальная деградация и невоспитанность взрослых, эгоизм и низкий уровень нравственности семьи, тунеядство и пьянство, неправильное понимание родителями роли семейного воспитания, снижение интереса к воспитанию, удручающий образ жизни, насилие над ребенком, раздоры, конфликты в семье.

2. Наследственность - нарушения в физическом и психологическом здоровье вследствие конституционной предрасположенности: Поражение нервной системы при родах; Проблемы с психическим и физическим здоровьем – разного рода психопатии; Физические дефекты; Наследственность – рождение от наркомана или алкоголика

3. Проблемы в подростковом возрасте Последствия: Конфликтное отвержение со стороны сверстников; - Вымогательства денег, давление, шантаж; - Неоднократные мучения, оскорбления, угрозы, запугивания, унижения; - Принуждение совершать поступки против воли

4. Отсутствие прочных социальных связей Возможные последствия: Негативное отношение учителя к ребенку высокой степени выраженности; Тенденция постоянных придирок и приписок ребенку негативных характеристик; Несправедливое отношение к ребенку в сравнении с другими детьми; В разных ситуациях ребенок обвиняется во всех проблемах и трудностях; Постоянное желание восставать против чего-либо; Чувство брошенности и ненужности

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ДЕВИАЦИЙ: Групповое изучение класса (выявить детей с отклоняющимся поведением с помощью наблюдения, анкетирования, беседы); Диагностика нарушений и заполнение диагностической карты; Анализ полученных данных; Выявление причин отклонений; Определение основных направлений работы с детьми, родителями, педагогами по типу нарушения (проблемы в обучении, поведении, самосознании, общении); Планирование индивидуальной и групповой работы с детьми, родителями, педагогами, всех участников образовательного процесса; Реализация плана работы. Применение в работе с детьми основных приемов психолого-педагогического воздействия; Анализ динамики развития. Корректировка программы развития

Профилактика девиантного поведения Раннее выявление (диагностика); Проведение классных часов по профилактике суицидального поведения, употребления ПАВ и т. д. Беседы специалистов с учащимися

Виды коррекции: Педагогическая (включает в себя комплекс мер, направленных на выявление системы ценностей школьника (ценность знания, учебной деятельности, отношений, самоценность); формирование положительной мотивации деятельности; действия учителя, направленные на помощь ученикам в осознании ими жизненной цели, своих возможностей, интересов, соотношении «идеального» и «реального Я» ; помощь в выборе профессии); психофармакологическая; психотерапевтическая; психологическая

Формы воздействия: ласка, шутка, поощрение, строгий тон, создание группы общения, приемы коррекции самооценки, саморегуляции, преодоления индивидуализма, агрессивности

это дети с повышенной эмоциональной возбудимостью Формы воздействия: мероприятия на снятие психоэмоционального напряжения; коррекционно-воспитательная работа -

Импульсивны, никто не может предсказать, что они сделают в следующий момент. Действуют они, не задумываясь о последствиях, и поэтому чаще других попадают в неприятные ситуации. Они чрезмерно вспыльчивы, не говорят, а кричат, спорят, доказывают, оправдываются. Нуждаются в коррекции внимания и воспитании усидчивости.

Не чувствительны к замечаниям, внушениям, рациональным разъяснениям. Их недисциплинированность окрашена демонстративным поведением, слепым эгоцентризмом и непомерным уровнем притязаний. Они часто считают себя "героями" или "жертвами". Истеричные подростки тонко чувствуют отношение к ним окружающих. Они трусоваты. В беседе с ними следует пользоваться образным языком, в таких беседах необходимо выяснить увлечения и интересы подростка и использовать для коррекции. Следует возбудить любопытство подростка и дать ему понять, что его уважают, хотят помочь, но не заискивать перед ним. Их необходимо выслушать, а затем постараться объяснить, на что они имеют право, а на что нет, постараться заменить асоциальные увлечения другими. Чтобы этого достичь, нужно организовать досуг ребенка.

обычно не вовлекаются в кружки, секции, но если работают индивидуально, то достигают высокой продуктивности. Им нужна постоянная опора, похвала, успех и одобрение их деятельности, которые и поддерживают интерес. Иначе они запутываются в бесконечных сомнениях и опасениях, боясь осуждения, собственного "безответственного" отношения.

не выносят однообразия и жестко регламентируемого режима. Интерес ко всему у них неиссякаемый. В плане компенсации необходимо найти выход их кипучей энергии, разнообразить жизнь. У таких детей много увлечений, и они поочередно могут заниматься ими. Необходимо только направлять в социальное русло развитие личности такого подростка, т. к. оставленные сами по себе, они совершают антидисциплинарные поступки.

адаптируются к своей микросреде настолько, что даже небольшие перемены в их окружении вызывают у них негативизм. Они предпочитают стабильность существования. В этом жизненном правиле отражается отсутствие у них самостоятельности и гибкости мышления. Подростки спокойно существуют в монотонной, стабильной обстановке. Настоящих друзей в школе у них нет. В учебе и в работе они старательны, но избегают нововведений. Дезадаптация наступает, когда подросток попадает в группу с антиобщественным поведением. В силу своего характера они постепенно усваивают такое поведение в качестве эталонного.

Слайд 1

Заседание методического объединения классных руководителей Руководитель: Кальмина Татьяна Владимировна

Слайд 2

Тема: «Девиантное поведение. Профилактика девиантного поведения»

Слайд 3

Девиантное поведение (асоциальное поведение) - определяется как отклоняющееся поведение, то есть как отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам.

Слайд 4

Предпосылки асоциального поведения

Слайд 5

Предпосылки асоциального поведения могут проявляться в школьном возрасте

Безнадзорность учащихся - Азартные игры - Сквернословие - Курение, алкогольная зависимость - Отклонения в сексуальном развитии ребенка - Ложь - Неврозы

Слайд 6

Признаки Синдрома дефицита внимания и гиперактивности (сдвг): - ребенок плаксив и раздражителен - непоседлив - часто ссорится с другими детьми - капризничает за столом - долго не засыпает - не может одеваться самостоятельно - не может слушать других, постоянно перебивает - не доводит начатое до конца - характерны перепады настроения, вспышки гнева - принимает поспешные решения - возникают проблемы с успеваемостью - проявление эгоизма - проблемы с милицией - психология наплевательства - сквернословит - выкрикивает с места на уроках - низкая стрессоустойчивость: «Из мухи делает слона»,- это про них - выполнение домашних заданий для ребенка и его родителей ― это многочасовая пытка - бывает и так, что дети ведут себя спокойно и производят впечатление вялых, апатичных - они плохо успевают, необщительны

Слайд 7

Дети «группы риска» -

категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних

Слайд 8

Основными причинами являются следующие обстоятельства жизни таких детей: - пьянство одного и обоих родителей, их асоциальное поведение (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция); - устройство на квартире родителей притонов для криминальных и асоциальных элементов, - - - сексуальное развращение родителями собственных детей, торговли ими; - отбывание одним из родителей срока тюремного заключения, лечение одного из родителей; - алкоголизм, психические заболевания одного или обоих родителей и т.д.

Слайд 9

Под понятием дети «группы риска» следует подразумевать следующие категории детей:

Дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики; - дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств; - дети из асоциальных семей; - дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке; - дети с проявлением социальной и психолого-педагогической дезадаптации

Слайд 10

Профилактика девиантного поведения

Слайд 11

Профилактика - это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении человека.

Слайд 12

Под профилактикой подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на:

1. Предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска; 2. Сохранение, поддержание и защита нормального уровня жизни и здоровья людей; 3. Содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов.

Слайд 13

Основные цели профилактики:

Формирование желания вести здоровый образ жизни и сокращение доли детей и молодежи, охваченной асоциальными проявлениями; - Формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие; - Формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение. Создание мощных сетей социальной поддержки(семья, друзья, досуговые центры и т д). - Формирование навыков справляться со стрессами; - Развитие факторов здорового и социально-эффективного поведения, личностно-средовых ресурсов и поведенческих стратегий у всех категорий населения - Изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные

Слайд 14

Информационный подход

основывается на том, что отклонения в поведении подростков от социальных норм происходят потому, что несовершеннолетние их просто не знают. А следовательно, основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм.

Слайд 15

Социально-профилактический подход

в качестве основной цели рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления. Сущностью этого подхода является система социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, конкретным социально-педагогическим учреждением, социальным педагогом для устранения или минимизации причин девиантного поведения.

Слайд 16

В системе профилактической работы школы необходимо выделить два направления:

Меры общей профилактики и меры специальной профилактики. Меры общей профилактики должны обеспечивать вовлечение всех учащихся в жизнь школы и предупреждать их неуспеваемость. Меры специальной профилактики должны обеспечивать возможность выявления всех учащихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании, и проведение с ними работы на индивидуальном уровне

Слайд 17

Система профилактики девиантного поведения учащихся в образовательном учреждении включает в себя в качестве первоочередных следующие меры:

Создание комплексных групп специалистов, обеспечивающих социальную защиту детей (социальные педагоги, психологи, медики и др.); - создание воспитывающей среды, позволяющей гармонизировать отношение детей со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, работы, учебы; - создание групп поддержки из специалистов различного профиля, обучающих родителей решению проблем, связанных с детьми; - организацию детского досуга. Большую роль в организации досуга детей и подростков на сегодняшний день могут сыграть учреждения дополнительного образования. Профилактика девиаций через включение ребенка в деятельность ДО подкрепляется возможностью создания ситуаций самореализации, самовыражения и самоутверждения для каждого конкретного ребенка. - информационно-просветительскую работу.

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

Слайд 2

Слайд 3

Девиантное поведение

Девиантное поведение (асоциальное поведение) - определяется как отклоняющееся поведение, то есть как отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам.

Слайд 4

Предпосылки асоциального поведения

  • Слайд 5

    Предпосылки асоциального поведения могут проявляться в школьном возрасте

    • Безнадзорность учащихся
    • Азартные игры
    • Сквернословие
    • Курение, алкогольная зависимость
    • Отклонения в сексуальном развитии ребенка
    • Неврозы
  • Слайд 6

    Признаки Синдрома дефицита внимания и гиперактивности (сдвг)

    • ребенок плаксив и раздражителен
    • непоседлив
    • часто ссорится с другими детьми
    • капризничает за столом
    • долго не засыпает
    • не может одеваться самостоятельно
    • не может слушать других, постоянно перебивает
    • не доводит начатое до конца
    • характерны перепады настроения, вспышки гнева
    • принимает поспешные решения
    • возникают проблемы с успеваемостью
    • проявление эгоизма
    • проблемы с милицией
    • психология наплевательства
    • сквернословит
    • выкрикивает с места на уроках
    • низкая стрессоустойчивость: «Из мухи делает слона», это про них
    • выполнение домашних заданий для ребенка и его родителей ― это многочасовая пытка
    • бывает и так, что дети ведут себя спокойно и производят впечатление вялых, апатичных
    • они плохо успевают, необщительны
  • Слайд 7

    Дети «группы риска»

    Категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних

    Слайд 8

    Основными причинами являются следующие обстоятельства жизни таких детей

    • пьянство одного и обоих родителей, их асоциальное поведение (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция);
    • устройство на квартире родителей притонов для криминальных и асоциальных элементов,
    • сексуальное развращение родителями собственных детей, торговли ими;
    • отбывание одним из родителей срока тюремного заключения, лечение одного из родителей;
    • алкоголизм, психические заболевания одного или обоих родителей и т.д.
  • Слайд 9

    Под понятием дети «группы риска» следует подразумевать следующие категории детей

    • дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;
    • дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
    • дети из асоциальных семей;
    • дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;
    • дети с проявлением социальной и психолого-педагогической дезадаптации
  • Слайд 10

    Профилактика девиантного поведения

  • Слайд 11

    Профилактика

    Профилактика - это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении человека.

    Слайд 12

    Под профилактикой подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на:

    1. Предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска;
    2. Сохранение, поддержание и защита нормального уровня жизни и здоровья людей;
    3. Содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов.
  • Слайд 13

    Основные цели профилактики

    • Формирование желания вести здоровый образ жизни и сокращение доли детей и молодежи, охваченной асоциальными проявлениями;
    • Формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие;
    • Формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение. Создание мощных сетей социальной поддержки(семья, друзья, досуговые центры и т д).
    • Формирование навыков справляться со стрессами;
    • Развитие факторов здорового и социально-эффективного поведения, личностно-средовых ресурсов и поведенческих стратегий у всех категорий населения
    • Изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные
  • Слайд 14

    Информационный подход

    • Основывается на том, что отклонения в поведении подростков от социальных норм происходят потому, что несовершеннолетние их просто не знают.
    • А следовательно, основным направлением работы должно стать информирование несовершеннолетних об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм.
  • Слайд 15

    Социально-профилактический подход

    • В качестве основной цели рассматривает выявление, устранение и нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода негативные явления.
    • Сущностью этого подхода является система социально-экономических, общественно-политических, организационных, правовых и воспитательных мероприятий, которые проводятся государством, обществом, конкретным социально-педагогическим учреждением, социальным педагогом для устранения или минимизации причин девиантного поведения.
  • Слайд 16

    • Меры общей профилактики и меры специальной профилактики.
    • Меры общей профилактики должны обеспечивать вовлечение всех учащихся в жизнь школы и предупреждать их неуспеваемость.
    • Меры специальной профилактики должны обеспечивать возможность выявления всех учащихся, нуждающихся в особом педагогическом внимании, и проведение с ними работы на индивидуальном уровне
  • Слайд 17

    Профилактика

    Система профилактики девиантного поведения учащихся в образовательном учреждении включает в себя в качестве первоочередных следующие меры:

    • создание комплексных групп специалистов, обеспечивающих социальную защиту детей (социальные педагоги, психологи, медики и др.);
    • создание воспитывающей среды, позволяющей гармонизировать отношение детей со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, работы, учебы;
    • создание групп поддержки из специалистов различного профиля, обучающих родителей решению проблем, связанных с детьми;
    • организацию детского досуга. Большую роль в организации досуга детей и подростков на сегодняшний день могут сыграть учреждения дополнительного образования. Профилактика девиаций через включение ребенка в деятельность ДО подкрепляется возможностью создания ситуаций самореализации, самовыражения и самоутверждения для каждого конкретного ребенка.
    • информационно-просветительскую работу.
  • Слайд 18

    Посмотреть все слайды

    Что должны знать
    участники образовательного процесса по
    работе с детьми девиантного поведения.
    Формы девиантного (отклоняющегося) поведения
    (основные линии нарушений)
    Факторы риска
    Причины отклонений
    Алгоритм действий по профилактике ДП
    Основные приемы психолого-педагогического воздействия
    Основные направления работы с девиантными детьми
    Основные направления работы с родителями
    Основные направления работы с педагогами
    Формы и методы психолого-педагогического воздействия
    Модели пропаганды здорового образа жизни
    Модели профилактики злоупотребления ПАВ

    Девиантное (отклоняющееся) поведение –
    это
    Устойчивое поведение личности,
    отклоняющееся от наиболее важных
    социальных правил и норм общества
    и причиняющее реальный ущерб
    обществу или самой личности.

    Формы
    девиантного
    (отклоняющегося) поведения:
    Антисоциальное поведение
    Асоциальное поведение
    Аутодеструктивное
    поведение

    Формы отклоняющегося поведения:

    1. Антисоциальное поведение –
    поведение, противоречащее правовым нормам
    и угрожающее социальному порядку и
    благополучию окружающих:
    Насилие над более младшими и слабыми
    сверстниками, животными;
    Воровство
    Мелкое хулиганство
    Вандализм;
    Порча чужого имущества;
    Торговля наркотиками.

    2. Асоциальное поведение – Уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностны

    2. Асоциальное поведение –
    Уклонение от выполнения морально-нравственных
    норм, принятых в обществе, угрожающее
    благополучию межличностных отношений:
    Побеги из дому;
    Систематические пропуски в школе;
    Агрессивное поведение;
    Ложь;
    Вымогательство.
    Беспорядочные половые связи
    Настенные надписи и рисунки
    непристойного характера
    Ненормативная лексика

    3. Аутодеструктивное поведение- Поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личност

    3. Аутодеструктивное поведениеПоведение, отклоняющееся от медицинских и
    психологических норм, угрожающее целостности и
    развитию личности:
    Курение;
    Токсикомания;
    Наркомания;
    Вскрытие вен,
    Алкоголизм,
    Суицид.

    Белая шляпа - раскрываете из ситуации только факты, в
    виде схемы событий, проявляя полную беспристрастность;
    говорите только о чувствах, обсуждаете, какие эмоции вы
    испытали при анализе ситуации;
    Черная шляпа – Попытайтесь увидеть в ситуации самое
    плохое, неприятное, составьте список негативных событий;
    Желтая шляпа – Вы анализируете и записываете только
    положительные события;
    Зеленая шляпа – Творчество. Отразите ситуацию
    творчески;
    Синяя шляпа – Сделайте выводы из ситуации, какой
    жизненный урок преподает эта ситуация.
    Сначала мы устанавливаем факты, затем исследуем
    чувства, и в итоге делаем выводы.

    Линии нарушений
    Нарушения в поведении
    Нарушения в общении
    Нарушения в обучении
    Нарушения в самосознаниии

    Факторы риска:
    Семья
    Наследственность
    Проблемы в подростковом
    возрасте
    Отсутствие прочных
    социальных связей

    Причины отклонений

    Причины отклонений
    Необразованные
    родители
    Низкий уровень
    нравственности
    семьи
    Жестокое отношение
    родителей к детям
    Неадекватное воспитание
    и низкий контакт
    родителей с детьми
    Семья
    Семейные конфликты
    Высокий уровень стресса
    Злоупотребление
    родителями
    алкоголем и наркотиками
    Очень большая семья
    Асоциальные, психически
    больные родители
    Нестабильная семья
    Отсутствие родителей

    Причины отклонений
    Поражение
    нервной системы
    в родах
    НаследственностьРождение
    от наркомана
    или алкоголика
    Конституционная
    предрасположенность
    Проблемы
    с психическим
    и физическим
    здоровьем
    Физические дефекты
    Предрасположенность
    к психическим
    заболеваниям

    Межличностный стресс, связанный с учебой

    Взаимоотношения со
    сверстниками
    Конфликтное
    отвержение со стороны
    сверстников
    Вымогательства денег,
    давление, шантаж;
    Неоднократные мучения,
    оскорбления, угрозы,
    запугивания; унижения
    Принуждение совершать
    поступки против воли
    Учителя, учеба
    Обвинение ребенка во всех
    проблемах и трудностях;
    Негативное отношение
    учителя к ребенку высокой
    степени выраженности;
    Тенденция постоянных
    придирок и приписок
    ребенку негативных
    характеристик;
    Несправедливое отношение к
    ребенку в сравнении с
    другими детьми

    Деструктивное поведение:
    плохая успеваемость;
    акты жестокости;
    употребление/злоупотребление ПАВ;
    ранний/незащищенный секс;
    проблемы с психическим здоровьем;
    суицидальные попытки;
    агрессивность
    нежелание соблюдать социальные нормы;
    проблемы эмоционального характера;
    неспособность адекватно выражать свои
    чувства;
    неспособность преодолевать стресс;
    проблемы во взаимоотношениях с людьми;
    низкая самооценка.

    Отсутствие прочных социальных связей
    (семья, школа, соседи);
    постоянное
    желание восставать против чего-
    либо;
    непризнание авторитетов;
    сильное стремление к независимости;
    отчужденность;
    ощущение собственного провала;
    чувство безнадежности;
    потеря уверенности в себе;
    неспособность устанавливать близкие
    отношения;
    подверженность влиянию со стороны
    сверстников.

    Диагностика. Алгоритм действий:

    1.
    Групповое изучение класса (сбор информации об
    отклонениях – заполнение матрицы)
    2.
    Диагностика нарушений и заполнение
    диагностической карты
    Анализ полученных данных и выявление
    отклонений.
    Определение основных направлений работы по типу
    нарушения (проблемы в обучении, поведении,
    самосознании, общении);
    Работа с детьми всех участников образовательного
    процесса
    Работа с детьми, родителями, педагогами
    Применение в работе с детьми основных приемов
    психолого-педагогического воздействия.
    Анализ динамики развития. Корректировка
    программы развития.
    3.
    4.
    5.
    6.
    7.
    8.

    1-й этап
    1. Групповое изучение класса

    заполнение матрицы)

    Групповое изучение класса
    (сбор информации об отклонениях –
    заполнение матрицы)
    Группы критериев
    МЕДИЦИНСКИЕ
    Критерии,
    определяющие
    «Группу риска»
    Имеют хронические
    заболевания внутренних
    органов
    Проблемы с органами зрения
    Часто и длительно болеют
    Состоят на учете у
    невропатолога, психиатра
    Перенесли сложные
    медицинские операции
    Перенесли стресс

    Групповое изучение класса

    (Продолжение)
    СОЦИАЛЬНЫЕ
    Вновь прибывшие
    «Отверженные» в классе
    Не определились с выбором
    профессии (выпускники)
    Имеют стойкую неуспеваемость
    УЧЕБНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ Прогуливают, пропускают уроки
    без уважительных причин
    Остались на повторный курс
    обучения
    Обучаются в 1 классе
    Обучаются в 5 классе

    Групповое изучение класса
    (сбор информации об отклонениях – заполнение матрицы)
    Продолжение
    ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ
    Имеют стойкие нарушения
    поведения (нарушение режима)

    со сверстниками
    Трудности во взаимоотношениях
    с учителями
    Трудности во взаимоотношениях
    с младшими детьми
    Повышенная тревожность
    Склонность к вредным
    привычкам (курение, алкоголь)
    Склонность к суициду
    Склонность к воровству
    Склонность к побегам
    Нарушение влечений

    2-й этап
    Диагностика нарушений
    и заполнение диагностической
    карты

    диагностическая карта

    3-й этап
    Анализ полученных данных
    и выявление отклонений.
    Применение и заполнение
    различных методик

    4-й этап
    В обучении
    Проблемы
    В поведении
    В самосознании В общении
    Направления работы

    5-й этап
    Планирование
    индивидуальной и групповой
    работы с детьми

    План работы
    с ребенком на месяц
    Ф. и. ребенка
    ________________________________________
    Месяц _______________
    Направления
    работы
    Групповая
    работа
    Ответств
    Индивидуал.
    работа
    Ответств
    Отметка о
    выполнении
    ,
    примечания

    Модели профилактики:
    Работа
    Зам. по ВР
    Родители
    Работа
    социального
    педагога
    Я - ребенок
    Работа
    психолога
    Работа
    классного
    руководителя

    6-й этап
    Реализация плана работы.

    Основные приемы психолого-педагогического воздействия

    Основные приемы психологопедагогического воздействия
    Проявления доброты, внимания и заботы;
    Просьба
    Поощрение
    Авансирование личности
    Прощение
    Проявление огорчения
    Поручительство
    Убеждение
    Внушение
    Доверие
    Вовлечение в интересную деятельность
    Моральная поддержка

    7-й этап
    Анализ динамики развития.
    Корректировка программы
    развития

    Основные направления работы с девиантными детьми

    Нарушения в обучении:
    Оказание учителямипредметниками индивидуальной
    методической помощи ребенку в
    преодолении учебных трудностей
    до уровня полного восприятия
    материала, пока ребенок не
    почувствует успех

    Основные направления работы с девиантными детьми Нарушения в поведении

    1.
    Индивидуальная работа классного руководителя с
    родителями и ребенком;
    2.
    Проведение часов общения, бесед, практикумов по
    проблемам поведения
    3.
    Создание комфортных условий ребенку в коллективе;
    4. Формирование в ребенке устойчивого позитивного
    представления о себе, уверенности в себе, волевых
    качеств посредством включение ребенка в КТД класса,
    школы с последующей положительной оценкой его
    деятельности. Использование специальных упражнений
    на повышение уверенности в себе в групповой работе
    для демонстрации положительных качеств.
    5.
    Организация групп педпомощи для всесторонней
    помощи и поддержки ребенку в профилактике нарушений

    Основные направления работы с девиантными детьми Нарушения в общении

    Основные направления работы
    с девиантными детьми
    1.
    Нарушения
    в
    общении
    Проведение классных часов по
    формированию навыков конструктивного
    общения
    2.
    Проведение бесед-практикумов по
    ФОРМИРОВАНИЮ СПОСОБНОСТИ К
    САМОРЕГУЛЯЦИИ, обучению снятия
    эмоционального напряжения и
    агрессивности
    3.
    Организация системы поощрений при
    применении навыков общения

    Нарушения в самосознании

    Основные направления работы
    с девиантными детьми
    Нарушения в самосознании
    Пропаганда ЗОЖ посредством обучения и развития
    навыков ЗОЖ;
    Формирование в ребенке устойчивого позитивного
    представления о себе через поиск таких видов
    деятельности, где бы ребенок мог почувствовать
    ситуацию успеха
    Формирование навыков ответственного поведения
    через включение в КТД, школьное самоуправление;
    Развитие трудовых навыков как важного средства
    формирования личности посредством включения в
    трудовые десанты, ОППТ, в качестве руководителя

    ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

    ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
    РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ
    ВОСПИТАНИЯ
    ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ,
    ИМЕЮЩИМ ТРУДНОСТИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА
    ПОСРЕДСТВОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ
    ОКАЗАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ ПО
    АДЕКВАТНОМУ ВОСПИТАНИЮ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ ЧЕРЕЗ
    ПРИГЛАШЕНИЕ НА ГРУППЫ ПЕДПОМОЩИ

    Основные направления работы с педагогами

    1.
    Проведение тренингов по овладению
    навыками саморегуляции, обучению снятия
    эмоционального напряжения
    2.

    обучению навыкам эффективного
    взаимодействия
    3.
    Организация педагогических советов по
    обсуждению линий поведения в построении
    взаимодействия с девиантными детьми.
    4. Организация системы поощрений при
    улучшении линий поведения ребенка

    Задачи образовательных учреждений в осуществлении мероприятий по
    профилактике девиантного поведения несовершеннолетних:
    пропаганда здорового образа жизни, осуществление мероприятий по
    предупреждению и профилактике наркомании и токсикомании;
    создание условий для индивидуальной медико-социальной и психологопедагогической диагностики детей с отклоняющимся поведением
    организация и обеспечение социально-психологической, педагогической
    помощи и коррекции детей и подростков с проблемами в развитии и обучении
    в целях предупреждения социальной дезадаптации и аддиктивного поведения;
    оказание психолого-педагогической помощи родителям (лицам, их
    заменяющим), имеющим затруднения в воспитании детей;
    обеспечение приоритета в реализации воспитательных и развивающих
    программ, направленных на предупреждение девиантного поведения
    несовершеннолетних;
    выявление и учет несовершеннолетних, не посещающих образовательные
    организации, принятие мер по обеспечению получения ими основного общего
    образования.

    Программа профилактики девиантного поведения включает в себя:
    работу с родителями по обеспечению нормальной обстановки в семье;
    обеспечение ребенку психологически комфортного положения в классном коллективе;
    методическую помощь в преодолении учебных трудностей;
    нахождение для учащегося компенсаторных видов деятельности, в которых он мог бы
    переживать ситуацию успеха;
    нахождение альтернативных способов проведения досуга и получения положительных
    эмоций с помощью, общения с природой и искусством;
    обучение навыкам здорового образа жизни - рационального питания, режима труда и
    отдыха, дозированных физических нагрузок, правильного дыхания, расслабления и
    сосредоточения;
    тренировку волевых качеств и выработку умения противостоять жизненным
    трудностям;
    разработку стратегии общего плана жизни и путей достижения перспективных целей,
    формирование внутреннего фокуса контроля и воспитание у молодого человека чувства
    ответственности за свою собственную судьбу перед самим собой;
    формирование навыков выхода из трудных ситуаций, веры в свои силы и возможности,
    умения принимать решения, разрешать конфликты и вести переговоры;
    формирование Я-концепции с устойчивым позитивным представлением о самом себе
    и активной жизненной позицией, помогающей преодолевать естественные жизненные
    трудности через труд и волевое усилие над самим собой.

    Профилактическая программа
    «Полезные привычки», «Полезные навыки» и «Полезный выбор»
    Авторы программы
    к. пс. н. Романова О.Л., к. пс. н. Колесова Л.С.

    Профилактические программы:
    "Программа формирования здорового жизненного стиля" Программа
    для подростков (17 занятий) Авторы Н.А.Сирота, В.М. Ялтонский.
    "Путешествие во времени" (10 занятий). Авторы Журавлева О.В.,
    Зуева С.П., Нижегородова М.Н.
    "Полезные привычки" (1-4кл.) Проект ХОУП по заказу Московского

    "Полезные навыки" (5-9кл.) Проект ХОУП по заказу Московского
    комитета образования, 1997 г.
    "Полезный выбор" (10-11кл.) Проект ХОУП по заказу Московского
    комитета образования, 2003г.
    "Программа личностно-ориентированной психоактивной профилактики"
    (11 занятий) Авторы Березин С.В., Лисецкий К.С., Березовский А.Э.
    "Программа профилактики здоупотребления наркотиками и другими
    психоактивными веществами среди детей, молодежи" (18 занятий)
    Авторы Березин С.В., Лисецкий К.С., Мотынга И.А.
    Программа «Здоровье» Касаткин

    Цель семинара: 1.Выработка единой стратегии и тактики работы с данной категорией детей всех участников образовательного процесса. Задачи: 1.Знакомство участников семинара с основами девиантного поведения; 2.Выявление проблемных зон, которые требуют совместных действий; 3.Формирование основных направлений работы; 4.Систематизация доступных и эффективных форм и методов психолого-педагогического воздействия


    Что должны знать участники образовательного процесса по работе с детьми девиантного поведения. Формы девиантного (отклоняющегося) поведения (основные линии нарушений) Факторы риска Причины отклонений Алгоритм действий по профилактике ДП Основные приемы психолого-педагогического воздействия Основные направления работы с девиантными детьми Основные направления работы с родителями Основные направления работы с педагогами Формы и методы психолого-педагогического воздействия Модели пропаганды здорового образа жизни Модели профилактики злоупотребления ПАВ


    Девиантное поведение – поведение, отклоняющееся от установленных обществом норм и стандартов, будь то нормы психического здоровья, права, культуры, морали, а также поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества в конкретный период времени.


    Факторы, обуславливающие девиантное поведение Биологические факторы – это особенности организма ребенка, затрудняющие его социальную адаптацию. К ним относятся генетические, психофизиологические и физиологические Психологические факторы - наличие у ребенка психопатологии или акцентуации отдельных черт характера. Социально-педагогические - дефекты школьного, семейного или общественного воспитания. Социально-экономические - социальное неравенство, расслоение общества на богатых и бедных, безработица, инфляция и, как следствие, социальная напряженность. Морально-этические - низкий морально- нравственный уровень современного общества.


    Формы отклоняющегося поведения: 1.Антисоциальное поведение – поведение, противоречащее правовым нормам и угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих: Насилие над более младшими и слабыми сверстниками, животными; Воровство и кражи Мелкое хулиганство Вандализм; Порча чужого имущества; Торговля наркотиками.


    2. Асоциальное поведение – Уклонение от выполнения морально-нравственных норм, принятых в обществе, угрожающее благополучию межличностных отношений: Побеги из дому; Систематические пропуски в школе; Агрессивное поведение; Ложь; Вымогательство. Беспорядочные половые связи Настенные надписи и рисунки непристойного характера Ненормативная лексика








    Высокий уровень стресса Жестокое отношение родителей к детям Злоупотребление родителями алкоголем и наркотиками Асоциальные, психически больные родители Отсутствие родителей Нестабильная семья Очень большая семья Семейные конфликты Неадекватное воспитание и низкий контакт родителей с детьми Низкий уровень нравственности семьи Необразованные родители Семья Причины отклонений




    Межличностный стресс, связанный с учебой Взаимоотношения со сверстниками Конфликтное отвержение со стороны сверстников Вымогательства денег, давление, шантаж; Неоднократные мучения, оскорбления, угрозы, запугивания; унижения Принуждение совершать поступки против воли Учителя, учеба Обвинение ребенка во всех проблемах и трудностях; Негативное отношение учителя к ребенку высокой степени выраженности; Тенденция постоянных придирок и приписок ребенку негативных характеристик; Несправедливое отношение к ребенку в сравнении с другими детьми


    Деструктивное поведение: плохая успеваемость; акты жестокости; употребление/злоупотребление ПАВ; ранний/незащищенный секс; проблемы с психическим здоровьем; суицидальные попытки; агрессивность нежелание соблюдать социальные нормы; проблемы эмоционального характера; неспособность адекватно выражать свои чувства; неспособность преодолевать стресс; проблемы во взаимоотношениях с людьми; низкая самооценка.


    Отсутствие прочных социальных связей (семья, школа, соседи); постоянное желание восставать против чего- либо; непризнание авторитетов; сильное стремление к независимости; отчужденность; ощущение собственного провала; чувство безнадежности; потеря уверенности в себе; неспособность устанавливать близкие отношения; подверженность влиянию со стороны сверстников.


    Диагностика. Алгоритм действий: 1.Групповое изучение класса (сбор информации об отклонениях – заполнение матрицы) 2.Диагностика нарушений и заполнение диагностической карты 3. Анализ полученных данных и выявление отклонений. 4.Определение основных направлений работы по типу нарушения (проблемы в обучении, поведении, самосознании, общении); 5.Работа с детьми всех участников образовательного процесса 6.Работа с детьми, родителями, педагогами 7.Применение в работе с детьми основных приемов психолого-педагогического воздействия. 8.Анализ динамики развития. Корректировка программы развития.












    Групповое изучение класса (сбор информации об отклонениях – заполнение матрицы) Группы критериевКритерии, определяющие «Группу риска» МЕДИЦИНСКИЕ Имеют хронические заболевания внутренних органов Проблемы с органами зрения Часто и длительно болеют Состоят на учете у невропатолога, психиатра Перенесли сложные медицинские операции Перенесли стресс Фамилия, имя ребенка


    Групповое изучение класса (сбор информации об отклонениях – заполнение матрицы) (Продолжение) СОЦИАЛЬНЫЕ Вновь прибывшие «Отверженные» в классе Не определились с выбором профессии (выпускники) УЧЕБНО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ Имеют стойкую неуспеваемость Прогуливают, пропускают уроки без уважительных причин Остались на повторный курс обучения Обучаются в 1 классе Обучаются в 5 классе Фамилия, имя ребенка


    ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ Имеют стойкие нарушения поведения (нарушение режима) Трудности во взаимоотношениях со сверстниками Трудности во взаимоотношениях с учителями Трудности во взаимоотношениях с младшими детьми Повышенная тревожность Склонность к вредным привычкам (курение, алкоголь) Склонность к суициду Склонность к воровству Склонность к побегам Нарушение влечений Групповое изучение класса (сбор информации об отклонениях – заполнение матрицы) Продолжение


















    Основные приемы психолого- педагогического воздействия Проявления доброты, внимания и заботы; Просьба Поощрение Авансирование личности Прощение Проявление огорчения Поручительство Убеждение Внушение Доверие Вовлечение в интересную деятельность Моральная поддержка




    Основные направления работы с девиантными детьми Нарушения в обучении: Оказание учителями- предметниками индивидуальной методической помощи ребенку в преодолении учебных трудностей до уровня полного восприятия материала, пока ребенок не почувствует успех


    Основные направления работы с девиантными детьми Нарушения в поведении 1.Индивидуальная работа классного руководителя с родителями и ребенком; 2.Проведение часов общения, бесед, практикумов по проблемам поведения 3.Создание комфортных условий ребенку в коллективе; 4. Формирование в ребенке устойчивого позитивного представления о себе, уверенности в себе, волевых качеств посредством включение ребенка в КТД класса, школы с последующей положительной оценкой его деятельности. Использование специальных упражнений на повышение уверенности в себе в групповой работе для демонстрации положительных качеств. 5.Организация групп педпомощи для всесторонней помощи и поддержки ребенку в профилактике нарушений


    Основные направления работы с девиантными детьми Нарушения в общении Основные направления работы с девиантными детьми Нарушения в общении 1.Проведение классных часов по формированию навыков конструктивного общения 2.Проведение бесед-практикумов по ФОРМИРОВАНИЮ СПОСОБНОСТИ К САМОРЕГУЛЯЦИИ, обучению снятия эмоционального напряжения и агрессивности 3.Организация системы поощрений при применении навыков общения


    Нарушения в самосознании Нарушения в самосознании Пропаганда ЗОЖ посредством обучения и развития навыков ЗОЖ; Формирование в ребенке устойчивого позитивного представления о себе через поиск таких видов деятельности, где бы ребенок мог почувствовать ситуацию успеха Формирование навыков ответственного поведения через включение в КТД, школьное самоуправление; Развитие трудовых навыков как важного средства формирования личности посредством включения в трудовые десанты. Основные направления работы с девиантными детьми


    ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ ВОСПИТАНИЯ ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ТРУДНОСТИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА ПОСРЕДСТВОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ ОКАЗАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ ПО АДЕКВАТНОМУ ВОСПИТАНИЮ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ ЧЕРЕЗ ПРИГЛАШЕНИЕ НА ГРУППЫ ПЕДПОМОЩИ


    Основные направления работы с педагогами 1.Проведение тренингов по овладению навыками саморегуляции, обучению снятия эмоционального напряжения 2.Организация педагогических советов по обучению навыкам эффективного взаимодействия 3.Организация педагогических семинаров по обсуждению линий поведения в построении взаимодействия с девиантными детьми. 4. Организация системы поощрений при улучшении линий поведения ребенка


    Задачи образовательных учреждений в осуществлении мероприятий по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних: пропаганда здорового образа жизни, осуществление мероприятий по предупреждению и профилактике наркомании и токсикомании; создание условий для индивидуальной медико-социальной и психолого- педагогической диагностики детей с отклоняющимся поведением организация и обеспечение социально-психологической, педагогической помощи и коррекции детей и подростков с проблемами в развитии и обучении в целях предупреждения социальной дезадаптации и аддиктивного поведения; оказание психолого-педагогической помощи родителям (лицам, их заменяющим), имеющим затруднения в воспитании детей; обеспечение приоритета в реализации воспитательных и развивающих программ, направленных на предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних; выявление и учет несовершеннолетних, не посещающих образовательные учреждения и принятие мер по обеспечению получения ими основного общего образования.


    Программа профилактики девиантного поведения включает в себя: работу с родителями по обеспечению нормальной обстановки в семье; обеспечение ребенку психологически комфортного положения в классном коллективе; методическую помощь в преодолении учебных трудностей; нахождение для учащегося компенсаторных видов деятельности, в которых он мог бы переживать ситуацию успеха; нахождение альтернативных способов проведения досуга и получения положительных эмоций с помощью, общения с природой и искусством; обучение навыкам здорового образа жизни - рационального питания, режима труда и отдыха, дозированных физических нагрузок, правильного дыхания, расслабления и сосредоточения; тренировку волевых качеств и выработку умения противостоять жизненным трудностям; разработку стратегии общего плана жизни и путей достижения перспективных целей, формирование внутреннего фокуса контроля и воспитание у молодого человека чувства ответственности за свою собственную судьбу перед самим собой; формирование навыков выхода из трудных ситуаций, веры в свои силы и возможности, умения принимать решения, разрешать конфликты и вести переговоры; формирование Я-концепции с устойчивым позитивным представлением о самом себе и активной жизненной позицией, помогающей преодолевать естественные жизненные трудности через труд и волевое усилие над самим собой.


    Заключение Всему миру и каждому человеку свойственно отклоняться от оси своего существования и развития. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. На формирование девиантного поведения у подростков оказывают влияние социально- экономические условия. Подростки, занятые в дополнительном образовании наименее подвержены девиантному поведению, потому что, у них мало свободного времени.


    Профилактические программы: "Программа формирования здорового жизненного стиля" Программа для подростков (17 занятий) Авторы Н.А.Сирота, В.М. Ялтонский. "Путешествие во времени" (10 занятий). Авторы Журавлева О.В., Зуева С.П., Нижегородова М.Н. "Полезные привычки" (1-4кл.) Проект ХОУП по заказу Московского комитета образования, 1997 г. "Полезные навыки" (5-9кл.) Проект ХОУП по заказу Московского комитета образования, 1997 г. "Полезный выбор" (10-11кл.) Проект ХОУП по заказу Московского комитета образования, 2003г. "Программа личностно-ориентированной психоактивной профилактики" (11 занятий) Авторы Березин С.В., Лисецкий К.С., Березовский А.Э. "Программа профилактики здоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди детей, молодежи" (18 занятий) Авторы Березин С.В., Лисецкий К.С., Мотынга И.А. Программа «Здоровье» Касаткин



  • Рекомендуем почитать

    Наверх